Научная статья на тему 'Правовые и экономические аспекты ведения лесного хозяйства в условиях аренды лесных участков и государственного бизнеса'

Правовые и экономические аспекты ведения лесного хозяйства в условиях аренды лесных участков и государственного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Визниченко И.А.

Лесной кодекс 2006 года ввел децентрализацию власти и разделил го­сударственные и хозяйственные функции по управлению лесами, создав организационные и правовые условия для становления и развития конку­рентной среды в лесозаготовительном и лесохозяйственном производствам. Еще одним существенным моментом нового лесного законодательства стал уход государства от выполнения функций хозяйственного управления лесами на территориях, переданных в аренду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и экономические аспекты ведения лесного хозяйства в условиях аренды лесных участков и государственного бизнеса»

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО БИЗНЕСА

© Визниченко И.А.*

Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, г. Пушкино

Лесной кодекс 2006 года ввел децентрализацию власти и разделил государственные и хозяйственные функции по управлению лесами, создав организационные и правовые условия для становления и развития конкурентной среды в лесозаготовительном и лесохозяйственном производствам.

Еще одним существенным моментом нового лесного законодательства стал уход государства от выполнения функций хозяйственного управления лесами на территориях, переданных в аренду. С этого момента частный лесной бизнес (арендаторы) становится ответственным за состояние используемых лесов и на него возлагаются обязанности по воспроизводству, охране и защите лесных ресурсов. Эти обязанности закрепляются соответствующими статьями Лесного кодекса:

- статья 53. Меры пожарной безопасности;

- статья 55. Меры санитарной безопасности;

- статья 62. Лесовосстановление;

- статья 64. Уход за лесом.

Отдельные положения обозначенных статей конкретизируются в специализированных нормативных документах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Необходимо отметить, что ни Лесной кодекс, ни другие нормативные правовые акты не называют источников для финансирования названных работ, которые для частного бизнеса затратны, а следовательно, необходимо возмещение затрат за счет собственника земель лесного фондам - государства.

Умолчание законодательства по этому важному вопросу предопределило позицию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление лесами, как возможность возложить на частный бизнес расходы дополнительно к тем, которые обусловлены платностью использования лесов.

Существующий подход реализуется через административное принуждение арендаторов оплачивать расходы по ведению лесного хозяйства в дополнение к вносимой в бюджеты плате. Принуждение осуществляется

* Старший преподаватель кафедры Экологии, лесоводства и современных технологий в лесном хозяйстве.

через процедуры проведения аукционов, когда предметом аукциона становится проект договора аренды, подготовленный органами власти субъекта Российской Федерации без обсуждения с потенциальным пользователем, с обязательствами арендатора оплачивать расходы по ведению лесного хозяйства за его счет [1].

Финансирование затрат на воспроизводство лесов за счет дохода арендатора наряду с обязательным внесением в бюджеты арендной платы представляет по своей сути двойное обложение налогами (сборами) пользователей, не являющихся собственниками имущества в виде земель лесного фонда. Гражданское законодательство (ст606-614 ГК РФ) через договор аренды лесного участка обеспечивает передачу имущества во временное пользование. Арендодатель, оставаясь собственником имущества сохраняет право распоряжаться им. Данные нормы не способствуют заинтересованности арендатора в качественном ведении лесохозяйственных работ

Однако, лесные участки, переданные в аренду, составляют небольшую часть от всей площади эксплуатационных лесов, расположенных на землях лесного фонда (около 1/5).

Согласно статье 19 Лесного кодекса, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

За последние 3 года в Российской Федерации постепенно складывается рынок коммерческих структур по выполнению лесохозяйственных работ на землях лесного фонда представляющий собою государственный бизнес и частные организации.

Создание платформы для развития государственного бизнеса было заложено в ст. 15 «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации».

До 1 января 2008 года все лесхозы были преобразованы в соответствии с гражданским законодательством. Достаточно трудной задачей для субъектов РФ стала организация осуществления хозяйственных функций в лесах, не переданных в аренду. Трудность состояла в выборе организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, присутствии в федеральном законодательстве «правовых тупиков» и особенностей законодательства каждого конкретного субъекта РФ [3].

В 69 субъектах РФ процесс институционального преобразования хозяйственного управления лесами завершился созданием государственных унитарных предприятий (ГУП) в качестве хозяйствующих субъектов.

230

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

В своем большинстве созданные наспех, без каких-либо бизнес-планов государственные унитарные предприятия, имеющие неэффективную производственную и управленческую структуру, не располагают потенциалом для дальнейшего развития.

Не имея в оперативном управлении такого объекта, каким являются лесные участки, ГУПы, становятся неспособными приять те «вызовы рынка», которые предопределены обязательной конкуренцией в сфере промышленной и лесохозяйственной деятельности [2].

Следует также отметить, что осуществление деятельности по выполнению лесохозяйственных и лесовосстановительных работ не может быть предусмотрено федеральным законом исключительно для унитарных предприятий. Такие работы могут выполнять любые коммерческие структуры, в том числе и арендаторы за пределами своих обязательств по договору аренды лесного участка.

Тем не менее, создание предприятий с такой организационно-правовой формой имеет положительный момент. В переходный период, в период реформирования лесхозов государство дало возможность предприятию «встать на ноги», не потеряв основные фонды и трудовые ресурсы с дальнейшим преобразованием в открытое акционерное общество.

Выходом из сложившейся ситуации может стать введение альтернативной институциональной организации лесохозяйственных работ и создание государством соответствующих условий для ее развития.

Так, в качестве исполнителей работ могут выступать подрядчики, представляющие малый бизнес лесного сектора, имеющие специализированное оборудование и квалифицированных рабочих. В этом случае, заказчиками работ могут быть:

- органы государственной власти субъектов РФ, размещающие заказ на выполнение лесохозяйственных работ в соответствии с федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года;

- арендаторы лесных участков;

- государственный коммерческий бизнес.

В лесном секторе имеются значительные возможности для развития малого бизнеса в условиях реформы экономических отношений в управлении лесными ресурсами. Малые предприятия должны создаваться не только в лесозаготовке, деревообработке, но и для выполнения лесохозяйственных работ.

Существенным моментом является то, что малое предприятие обладает самостоятельностью в выполнении хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Подобные предприятия обладают необходимой мобильностью в условиях рынка и способны в кратчайшие сроки приспособиться к существующим реалиям.

Появление на рынке такой структуры как малое предприятие, предоставляющих услуги в сфере ведения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ приведет в действие рычаги и стимулы развития лесного хозяйства. В том случае, если выручка от реализации продукции, работ и услуг в лесном хозяйстве будет покрывать расходы и давать прибыль, тогда появится экономическая заинтересованность производителей достигать максимальной эффективности лесохозяйственных затрат при росте лесохозяйственных инвестиций. Если рентабельность лесохозяйственной продукции будет равна рентабельности лесозаготовок, предприятиям будет одинаково выгодно производить лесоматериалы и продукцию лесного хозяйства.

Список литературы:

1. Петров А.П. Государственное управление лесами: учебное пособие. - Пушкино, ВИПКЛХ, 2009 - 204 с.

2. Петров А.П. Контрактная организация лесозаготовительных и лесохозяйственных работ // «Лесная газета». - 2009. - № 84.

3. Устойчивое лесоуправление в современных условиях: учебное пособие. - ГОУ ВИПКЛХ, 2007. - 346 с.

ПРИОРИТЕТЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ

РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© Голян В.А.*, Нирода Д.С.4

Луцкий национальный технический университет, Украина, г. Луцк

Предложены перспективные направления институциональной перестройки системы регулирования сельскохозяйственного землепользования на региональном уровне. Обоснована схема регионального земельного рынка, где ведущую роль играет земельный банк.

Создать условия для эффективного восстановления, воспроизводства и охраны земельных ресурсов путем реализации отдельных реформаторских мероприятий очень проблематично. Нужна целостная система мероприятий, которая обеспечит институциональную перестройку всего механизма сельскохозяйственного землепользования [2]. Особенно это актуально для регионального уровня, ведь здесь в наибольшей степени можно

* Профессор кафедры Экономики и предпринимательства, доктор экономических наук, доцент.

* Аспирант кафедры Экономики и предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.