Научная статья на тему 'Правовые и экономические аспекты использования и производства золота'

Правовые и экономические аспекты использования и производства золота Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и экономические аспекты использования и производства золота»

Т.В. Чекушина, к.т.н., А.Е. Воробьев, проф., д.т.н.,

ИПКОН РАН МГГУ

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ЗОЛОТА

Россия, активно входящая в Мировую систему, подвержена всем имеющимся в ней колебаниям. Так, переживающий в 1998г возрастающую нестабильность в золотодобыче (при средней цене золота 12 долл. ША за 1 г, что составило 25% падения цен) Мировой рынок золота, поставил отечественную золотодобывающую промышленность в весьма сложное положение. Поэтому в России в золотодобывающей отрасли результаты производственной, финансовой и инвестиционной деятельности в значительной степени зависят от создания и направления таких правовых и экономических условий, которые могли быть совместимы со сложившейся международной практикой и нормой.

Правовые вопросы недропользования в золотодобывающей отрасли России регулируются законом РФ "О недрах", "Положением о порядке лицензирования пользования недрами" и ведомственными нормативными актами. Начиная с 1991 г. Президентом и Пра-вительстом РФ, был принят пакет законодательных и нормативных актов, направленных на переход золотодобывающей промышленности на рыночные формы взаимодействия (табл. 1).

Право пользования недрами может быть приобретено на основании:

♦ совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр (или его территориального подразделения) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса или аукциона;

♦ решения Правительства Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-

дерации для целей захоронения радиоактивных отходов;

♦ решения Правительства Российской Федерации по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа Российской Федерации; переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных законом «О недрах»;

♦ использования участков недр, содержащих месторождения общераспространенные полезные ископаемые или имеющие местное значение;

♦ решения Федерального органа управления государственным фондом недр (или его территориального подразделения), согласованного с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для целей геологического изучения недр.

Недра, в соответствии с Законом РФ «О недрах», предоставляются в пользовании на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Срок действия лицензий составляет для геологического изучения недр - до 5 лет, для добычи полезных ископаемых - до 20 лет, при совмещении геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых -до 25 лет.

Представление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой возлагается на Минприроды России и его территориальные подразделения.

Предложения о порядке, сроках и условиях освоения имею-

щихся и вновь выявленных объектов лицензирования согласовываются с Министерствами экономики, промышленности, топлива и энергетики, экологии и природных ресурсов, финансов, здравоохранения (в части минеральных подземных вод). Государственным комитетом Российской Федерации по безопасному ведению работ в промышленности и горному надзору и другими государственными органами, которые принимают участие в процессе лицензирования в соответствии со своей компетенцией, установленной положением об этих органов.

Перечень объектов, предлагаемых для пользования, и условия их предоставления определяются совместно с органами представительной власти республик в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования и Минприроды России (или его территориальным подразделением).

Наиболее многочисленная категория источников горного права -это федеральные подзаконные акты: указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также нормативные документы, принятые на уровне министерств, иных центральных органов федеральной исполнительной власти. Существенное значение имеют нормативные акты властных органов субъектов Федерации, особенно в регионах с развитой горнодобывающей инфраструктурой, таких как Кузбасс, Республика Саха (Якутия) и др.

Первичная экспертиза Законов о недрах золотодобывающих республик в составе Российской Федерации показывает их неполное соответствие Федеральному. Так, в принятом в 1991 году Верховным Советом Республики Саха

(Якутия) Законе «О недрах и недропользовании», переименованном в 1992г в Закон «О недрах» декларируется, что «недра являются собственностью республики Саха (Якутия)».

Анализ «Кодекса о недрах Республики Башкортостан» показывает подобную особенность - провозглашение права собственности на недра. В соответствии с этим все платежи за пользование недрами распределяются внутри республики. Это касается не только платы за право на добычу, но и акцизного сбора, а также отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Все же этот кодекс в принципе принял Федеральную систему пользования недрами. Отличие состоит лишь в том, что он допускает предоставление лицензий на основе прямых переговоров. Выдача лицензий осуществляется совместным решением государственной исполнительной власти в лице Республиканского комитета по геологии и использованию недр и органами представительной власти района.

Согласно Закону Республики Бурятия «О недрах и принципах не-дропользования» ее недра являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории республики. Недропользование в бассейне озера Байкал регламентируется режимом особого природопользования, направленного на его сохранение как национального достояния Российской Федерации. Этим законом установлено, что к ведению республики относятся все вопросы в сфере регулирования отношений недропользования на ее территории. Установлены ограничения при определении форм внесения платы за право пользования недрами. Не допускается требование и принятие в качестве платы за право пользования благородных металлов.

Именно преобладание в структуре нормативной основы недропользования подзаконных актов обращает, прежде всего, внимание

при сравнении российского правового регулирования с международным. Это имеет ряд неблагоприятных, для развития отечественного горного производства, последствий. В принципе, нормотворчество местных и федеральных органов исполнительной власти динамично и способно оперативно решать возникающие вопросы. Однако оно не может обеспечить то, что гарантируют законы -устойчивость и предсказуемость правового регулирования вообще и недропользования, в частности.

Другой недостаток отечественной правовой основы горного дела -несогласованность нормотворчества законодательной и исполнительной власти. Правительственные акты, необходимые в связи с введением в действие закона, нередко принимаются с большим опозданием или не принимаются вообще. К тому же в России на уровне исполнительной власти решаются многочисленные вопросы, которые в западных странах относятся к компетенции законодательных органов. Это законы, затрагивающие статус территории и их природных ресурсов, отдельные аспекты налогообложения, применение правовых инструментов ресурсопользования и т.д. К настоящему времени, актами правительства уже создано несколько свободных экономических зон и определены специальные режимы недропользования в них. Так, разведка и разработка на территории свободной экономической зоны "Сахалин" драгоценных металлов и других стратегических полезных ископаемых регулируются администрацией Сахалинской области в соответствии с законодательством РФ и международных договоров. Процедура и применение оценки воздействия на окружающую среду предприятиями, определяемые за рубежом законодательными органами, в РФ установлены инструкцией Госкомприроды России.

Эти обстоятельства, наряду с многочисленными и не устоявшимися формами взаимодействия

между горными предприятиями с различной экономикой и укладом, имеют в целом негативный оттенок для золотодобывающей отрасли.

В настоящее время золотодобыча в России осуществляется более чем на 650 предприятий различных форм собственности (включая 200 артелей, разрабатывающие небольшие россыпные месторождения и обеспечивающие примерно 60% всего золота в России - в основном в районе Магадана, Якутии и Читы). Общая численность персонала занятого в отрасли превышает 300 тыс. человек (при выработке на одного работающего около 400г металла в год, среднемировой уровень составляет 5-10 кг золота). [1, 6].

В результате появляется возможность возникновения некоторых негативных ситуаций, особенно при получении лицензий на освоение месторождений. Например, при экспертизе ТЭО разработки уникального и крупнейшего в мире по запасам меди комплексного Удоканского месторождения в Читинской области, разработанного компанией "Минпрок" (Австралия), институтом "Г ипро-

цветмет" и АООТ "Институт Ме-ханобр" (Россия), выяснилось, что в лицензии на право пользования недрами этого месторождения Удоканской Горной компанией не предусмотрено никаких ограничительных условий по рациональному использованию ранее научно, технологически и экономически обоснованных золотосодержащих балансовых запасов медной руды (прошедших в 1981г комплексную экспертизу ГКЗ СССР) [4]. Компания воспользовалась такой свободой по своему усмотрению и, естественно, в своих интересах: ею были необоснованно сокращены запасы руд.

Серьезным недостатком также является и отсутствие в ТЭО стратегии промышленного освоения этого комплексного месторождения, как во времени, так и в определении оптимальных и согласо ванных сторонами уровней производства меди и золота из руд.

Таблица 2

Показатели финансово-экономической деятельности золотодобывающих предприятий различных регионов РФ в 1995г

Регион Задолже) млн. ниость, руб. Себестоимость 1г золота, руб. Баланс предприятия, руб.

кредиторская дебиторская

Республика Бурятия 32421 33904 49650-60813 39717

Республика Саха- Якутия 502303 34122 60403 37707

Красноярский край 43200 19500 51150-73561 21700

Амурская область 10804 8509 48000-116600 15000

Читинская область 1820 1530 46826 1500

Чукотский автономный округ 15510 4950 51530 548

Челябинская область 26281 12734 54106-56887 24

Свердловская область 13876 5115 60500-67177 -747

Приморский край 6109 174 71047 -2473

Республика Хакасия 20300 7220 63000-80600 -2908

Республика Башкортостан 8152 1526 66504 -3754

Хабаровский край 101678 20377 57150-82230 -30500

Магаданская область 440803 218778 62038-136360 -62367

Поскольку лицензия предоставляла компании право на разработку всего месторождения (а не отдельных его участков), то следовало бы ожидать, что недропользователь предоставит на экспертизу ТЭО на освоение Удокан-ского месторождения в целом. При выборочном подходе к промышленному освоению комплексного месторождения в перспективе будет существенно занижен его потенциал, вследствие чего подавляющая часть утвержденных балансовых запасов может оказаться забалансовыми. Приведенный пример с Удоканским месторождением указывает на необходимость качественного улучшения лицензионной деятельности на право пользования недрами при получении золота и других металлов.

Из экономических факторов главными, дестабилизирующими золотодобывающую отрасль, являются имеющиеся неплатежи (табл.2), когда государство задерживает выплаты даже за уже полученный металл на срок до года

и более. Так, возникший в 1996 г. финансовый разрыв в бюджетном авансировании добычи золота в объеме 1трл руб. был кредитован векселями уже коммерческих банков (под гарантии Правительства РФ). В последующем 1997г ситуация в золотодобыче с предварительным финансированием дополнительно осложнилась. Правительство России отказалось от представления гарантий на вексельные кредиты банков. Тогда на сумму возникшего дефицита была предложена схема облигационных нерыночных займов, распространявшихся между уполномоченными коммерческими банками. Но в 1998 г ликвидность внутреннего рынка золота стал обеспечивать Центральный банк России.

В настоящее время основным фактором, сдерживающим развитие золотодобывающей отрасли РФ, является налоговая политика. Например, суммарная доля налогов и платежей в стоимости золота в 1994г составила 56%. Если в 1990г с каждого рубля реализо-

ванной продукции горные предприятия отчисляли по всем видам платежей и налогов 12 коп., то в 1995г эти отчисления составляли уже 30 коп. В результате у предприятий в виде налогов и платежей взимается свыше 71% балансовой прибыли, а с учетом отчислений, относимых на себестоимость, сумма изъятия средств в 1,7 раза превышает всю массу балансовой прибыли.

Кроме того, предприятия обязаны отчислять средства на оценку и воспроизводство лесов, за воду и землю, во внебюджетный фонд НИР и ОКР и др. Общее число налогов федерального, республиканского и местного статуса достигают 23.

Одним из самых ощутимых платежей являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (7,8% от цены реализации товарного металла) и за добычу минерального сырья (10% от цены реализованного золота). Их уплачивают за счет основной деятельности предприятия. Высокий уровень налогообложения способствует тому, что минеральносырьевой потенциал золота используется нерационально. Так, согласно результатам геологоэкономических исследований, при добыче золота из россыпных месторождений снижение общих налогов с 60 до 38% позволит увеличить активные геологические запасы россыпного золота с 45,7 до 57,6%.

На данном этапе, в качестве положительного аспекта существующих в России экономических механизмов в регулировании горного дела необходимо отметить разнообразие форм внесения платы за недропользование, которые могут быть представлены:

♦ денежными платежами;

♦ частью объема добытого минерального сырья или иной производимой продукции;

♦ выполненными работами или предоставленными услугами;

♦ зачетом сумм платежей в фе-

деральный, региональные или местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд горного предприятия.

Весьма важным представляется Постановление Правительства РФ от 09.08.92 №478 предусматривающее, в частности, отказ от взимания платежей с продукции, как с получаемой при переработке вскрышных пород, отходов добычного, обогатительного и химико-металлургических циклов, так и попутно получаемой.

Для вывода золотодобывающей отрасли из имеющегося кризиса необходим комплекс мер - от решения проблем экономики и промышленности всей России до специальных мероприятий, характерных для отрасли. В этой области крайне необходимы определенные льготы и разумная государственная налоговая политика. И здесь мы можем ориентироваться на стратегию и тактику промышленно развитых стран со стабильной золотодобычей. Например, доля налогов в стоимости золота, добываемого в ЮАР и США, составляет 31 и 20%, соответственно, против 60% в РФ.

Для вывода отрасли из кризиса в 1996г специалистами Роскомд-рагмета (в настоящее время расформированной организации) был разработай проект Федеральной программы производства золота и серебра в Российской Федерации на период до 2000 года. В расчетах принималось, что капитальные вложения на 1 т годовой мощности по руде для коренного золота (при средней производительности 350 тыс. т руды в год) составляют 100 долл. ША. Ориентировочные инвестиции на освоение 1 т руды в этом случае составят 3,25 долл. ША, а всего объема запасов и ресурсов коренного золота - 7,2 млрд долл. ША. Для россыпного золота и россыпной платины эти показатели оцениваются в 0,3 долл. ^А на 1м3 песков и в 1,1 млрд долл. ША на весь объем запасов и ресурсов.

Федеральная программа предусматривает вложения в размере

5,47 млрд долл. ША, состоящих из инвестиций в сумме 2,17 млрд долл. ША, требующихся на строительство 21 нового предприятия, реконструкцию и расширение 7 действующих производств, а также инвестиций порядка 3,3 млрд долл. ША, необходимых для поддержания действующих мощностей. Планируется, что в результате добыча российского рудного золота к 2000 г увеличится более чем на 80 т.

В отдельную государственную программу развития золотодобычи в России было выделено освоение месторождения Сухой Лог в Иркутской области, ввиду значительных (3,7млрд долл. ША) капитальных вложений.

Очевидно, что при современном состоянии экономики России, без кардинальных изменений налоговой и экономической политики, такие инвестиции со стороны отечественного капитала маловероятны (хотя уже с конца 1994 г ряд крупных российских коммерческих банков «Инкомбанк», «Российский кредит» и др. осуществляют инвестиции в добычу золота, все же их величины недостаточны). Необходимо начинать с малых предприятий, как это практикуется в других странах при выходе из экономических кризисов, применяя высокоэффективные с низкой капиталоемкостью геотех-нологические производства. В этом случае главным фактором, определяющим экономическую эффективность, будет служить содержание золота в рудах. На зарубежных предприятиях (табл. З) было установлено, что рентабельная разработка мелких золоторудных месторождений может быть только при среднем содержании золота свыше 2,4-4,7 г/т для открытого способа и свыше 7,8-9,3 г/т - для подземного.

Министерством финансов РФ был профинансирован пуск новых золотодобывающих предприятий, которые за 9 месяцев добыли более 17 т золота (артель старателей «Полюс» - 9,9 т, «Омолонская золото-рудная компания» - 5,7 т,

предприятие «Руда» - 1,5 т) [5]. На реализацию первого этапа отработки АО «Бурятзолото» (19961998гг) месторождений Зун-Холба и Ирокинда уже получено 25 млн долл. ША. В результате планируется достичь годовой производительности - 2,8-3,0 т, с повышением до 6,6-8,3 т на втором этапе программы (1999-2000 гг).

Для освоения Олимпиадинско-го месторождения артелью старателей «Полюс» был получен кредит 60 млн долл. ^А. Вследствие в 1996 г была передана в эксплуатацию обогатительная фабрика, с проектным извлечением 93% и фактическим 97,6%. За 9 месяцев 1997 г было добыто 9,9 т золота (при среднегодовой добыче -18 кг на 1 работающего).

Несмотря на некоторую неопределенность экономико-

политической ситуации российской действительности в последнее время золотодобыча в России стала интересовать различные зарубежные финансово-

промышленные группы.

Так, ЗАО «Куранахская золоторудная компания» совместно с кандской компанией «Эко Буй Майнз» предусматривает внедрение на месторождении Куранах технологии кучного выщелачивания, с плановым получением золота около 12-14 т/год (при имеющимся в 1996 г 3,7 т). Данная технология потребует инвестиций в размере 450 млн долл. ША.

ЗАО «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания» совместно с ирландской компанией «Селтик Ресурсез» (50% акций, что составляет 5млн долл ДОА в уставном капитале) планирует довести добычу золота на Нежданинском месторождении с 500 кг до 7,8 т/год, используя на строительство предприятия 240 млн долл ^А. Здесь главной проблемой является низкий выход металла в концентрат (52%). Существующим проектом предусмат ривается строительство завода для металлургической переработки руд в объеме ЗОО тыс. т ежегодно.

Характеристика малых золотодобывающих предприятий

Параметры Объекты и условиях разработки

Тонкиеи весьма тонкие жилы (мощность до О,6 м) Маломощные жилы (мощность 0,61,2 м) Жилы не большой мощности (1,2-2,0 м) Жилы и залежи других морфологических типов (мощность более 2м)

Запасы руды, тыс.т до 100 до 100 100-300 Более 300

Производительность предприятия, тыс.т/год 12-15 20-30 40-50 60-75

Относительные годовые инвестиции, % 62 77 100 145

Численность работников, чел 65-82 65-85 82-102 88-110

Годовое потребление электроэнергии, тыс.кВт-ч 250-350 360-480 600-750 780-960

Годовое потребление ВВ, т 14,4 -18,0 21,3-31,4 33,0-41,2 51,7-63,4

Лес, м3 650-810 1050-1570 1400-1750 1950-2400

ЗАО «Золото Кючуса» на базе проекта и ТЭО совместно с американской компанией «Саймос» предполагает производить отработку Кючусского месторождения с добычей открытым способом 2,5 т золота в год и 7,3 т - комбинированием с подземным способом (при вложении 71млн долл USA инвестиций).

Австралийская компания "Star Mining Coip." располагает 35% акций компании "LenaGold" и месторождения Сухой Лог в Восточной Сибири, которое, при запасах, оцениваемых в 550 тыс. т, содержании золота 2,6 г/т и потенциальном уровне добычи 46,7 т/год, считается одним из крупнейших неосвоенных месторождений в мире.

В Магаданской области для эффективного освоения золоторудного месторождения Наталка требуются инвестиции в размере 200-250 млн долл USA, Дуката -100-120 млн долл. USA, объектов Рассошинского рудного узла, месторождений Бурхалинского, Приморского и Джугаджака - 5070 млн долл USA (общий объем). Канадской компанией «Ариан Ри-сорсез» по разрабатываемому ме-

сторождению Джульета (ЗО т золота) полностью завершены этапы ТЭО и рабочего проектирования. Извлекаемые запасы руд этого объекта составляют 1,14 млн т при среднем содержании золота 20,05 г/т и серебра 339,8 г/т. Срок службы рудника - 9 лет, при производительности не менее 2,9 т золота в год и его себестоимости около 4 долл USA за 1 г.

Для пуска Колымского аффинажного завода на полную мощность необходимы инвестиции в объеме 5 млн долл. USA. На сегодня завершено строительство 1-й очереди производительностью 4050 т/год аффинированного золота «9999» в слитках и гранулах и 400-500 т серебра «9995».

Компания "Amax. Gold.hic." (владеющая 50% акций компании "Ornolon Mining Company") планирует освоение месторождения Кубака в Магаданской области на уровне Ют/год металла в течение семи лет. В настоящее время на предприятии работает 350 российских и 18 иностранных работников и специалистов. На сегодня это предприятие уже произвело 4,9 т золота, переданного в Гос-

Таблица 3 фонд-Компания "TVX Gold Inc." приобрела 50% акций месторождений золота Асача и Родниковое на Камчатке (суммарное содержание золота 70 т), купив 50% рудника "Тревожное зарево".

Компания "Kinross Gold Corp." приобрела акции месторождения Агинское на Камчатке (с разведанными запасами объемом 0,9 тыс. т руды с содержанием золота 29,6 г/т), принадлежащие компании

"ASARCO Incorporated". Эксплуатирующая рудник компания "Kinross" и компания "Grynberg Resources Ltd." владеют каждая 25% акциями совместного предприятия "Kamgold". Добыча на месторождении

Агинское должна начаться к середине 1997г на уровне бт/год (после получения соответствующих разрешений от правительства России).

Компания "RTZ Corporation PLC" владеет 55% акций совместного предприятия "Светлое" и рассматривает возможность введения в эксплуатацию рудника "Светлинский" в южной части Урала. По укрупненным техникоэкономическим оценкам этот рудник способен производить 5 т золота в год.

Канадская компания "Armada Gold" владеет 64% акций месторождения Балей. Согласно данным предварительной разведки, этот объект содержит примерно 200 т золота. Эта же компания контролирует около 85% акций «Balgold Со» (намеревающейся осуществить разработку Тасеев-ского месторождения в Читинской области с запасами золота 100 т), завершает составление ТЭО, предусматривающего добычу 9 т золота в год.

Канадская компания "High River Gold Mines Ltd." приобрела 22,9% акций компании "Бурятзо-

лото" (получившей частичное финансирование по линии ББРР), которая эксплуатирует рудники "Зун-Холба" и "Ирокинда", а также россыпные месторождения. В настоящее время "Бурятзолото" производит примерно 1,7 т золота в год.

Другая канадская компания "Far East Gold" приобрела 80% акций компании "Koryakiya Mining Company", владеющей месторождением золота Аметистовое (с оцененными запасами руды в б.бтыс.т при содержании золота 15,5г/т и около 100т извлекаемого золота), собираясь производить от 3 до 5 т золота ежегодно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все же неопределенность в отношении правовой системы России и юрисдикционные конфликты между местными и центральными властями делают инвестиционную конъюнктуру в настоящее время малопривлекательной. Необходимо соблюдать обычные условия иностранных инвесторов -наличие финансово выгодного проекта (с нормой прибыли не менее 15-20%), использование передовых технологий и низкой стоимости труда, ссудного финансирования (не менее 50%), гарантированных льгот и привилегий (в течение всего периода реализации проекта), открытие финансовых потоков только после положительного ТЭО. Однако огромный неосвоенный золоторудный потенциал России, в сочетании с ее высокой потребностью в иностранных инвестициях, может побудить российские власти изменить существующее законодательство так, чтобы оно стало более благоприятным для иностранных капиталовложений в горнорудную промышленность.

Повышение золотодобычи в России в значительной мере зависит от уровня извлечения золота в других горнодобывающих и перерабатывающих отраслях - черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, урановой отрасли и др. Помимо увеличения объемов золота такое решение позволит в опреде-

ленной мере затормозить кризис этих отраслей.

Чтобы обеспечить это требование была рассмотрена вся совокупность взаимосвязанных процессов, образующих цикл промышленного освоения минеральных ресурсов [2]. Этот цикл представляет собой цепочку последовательно выполняемых работ, в упрощенном виде сводящийся к виду: "поиски новых источников минерального сырья -

проектирование горных предприятий - их строительство - добычные процессы - модернизация предприятий - начальная переработка сырья - глубокая переработка сырья с доведением до конечного продукта -потребление". Для золотодобывающей отрасли (согласно выработанной проф. А.А. Астахойым общей стратегии для минерально-сырьевого комплекса) возможны восемь прогнозируемых состояний развития.

1. Стратегия поисков и освоения новых природных золотосодержащих месторождений. Возобновление минерально-

сырьевой базы золотой отрасли обусловлено ее ухудшением вследствие отработки запасов, что сказывается на экономических показателях. Например, снижение среднего содержания золота в добываемых песках значительно удорожает стоимость добытого золота (рис. 1).

Рис. 1. Динамика изменения уровня основных геологоэкономических показателей оценки россыпных месторождений золота: 1 - эксплуатационные расходы, долл./м3, 2 - цена золота; долл./г, З -среднее содержание золота, г/м3; 4 -минималыю-промышленное содержание Аи, г/м3.

Так, в АО «Нижнеармур-золото» стоимость 1г золота в 1994 г превысила расчетную цену в 1,5 раза, а в Амурской области на приисках Со-ловьевском и Октябрьском - на 80%. В АООТ «Амазарзолото» добыча составила всего 41,5кг золота при его себестоимости в 1,5 раза выше расчетной.

Согласно этой стратегии ставка

сделана на открытие и освоение новых золотосодержащих месторождений, что требует концентрации капиталов на геологопоисковых работах. Такая стратегия может быть эффективна только после освоения значительной части известных золотосодержащих объектов [3].

2. Стратегия максимального использования действующего, ранее созданного мощностного и трудового потенциала. Такая стратегия дает определенный эффект за счет интенсификации использования имеющегося потенциала, однако в целом он не может быть очень большим по ряду причин:

а) горно-производственные условия приисков и рудников ухудшаются по мере освоения россыпей или углубления добычных работ;

б) соответственно увеличиваются затраты, и до того уже часто не обеспечивающие рыночной конкурентосп*особности золотодобывающих предприятий;

в) существующие технологические схемы большинства золотодобывающих предприятий России морально устарели, не обеспечивают комплексного использования золотосодержащих ресурсов недр и, в принципе, консервативны, малоэффективны и ресурсорасточительны.

Присущая, на первый взгляд, данной стратегии малая капиталоемкость производства является мнимой ввиду особенно крупных и растущих затрат на поддержание мощностей действующих устаревших предприятий.

3. Стратегия экстенсивного строительства горных предприятий в соответствии с увеличивающимся спросом на золото при сохранении постепенно старящегося действующего производственного фонда. Это - наиболее адекватная нашей прежней ментальности, консервативная стратегия производства золота. Именно она привела к существующему состоянию в золотодобыче. Продолжение ее в будущем было бы весьма неэффективным по многим причинам -большой капиталоем-

кости, постоянного усложнения горно-геологических условий, морального устаревания действующих предприятий, трудностей в освоении новых регионов и т.д.

Инвестиционная стратегия технологического перевооружения золотодобывающей отрасли. Стратегия основывается на идее широкомасштабной модернизации действующего в золотодобывающей отрасли производственного фонда и выведения всех предприятий на современный мировой научно-технический уровень. Например, дражный флот изношен в целом на 80-90%, а в отдельных регионах полностью требует замены. Увеличение объемов вскрышных работ требует использования значительного количества землеройно-транспортного оборудования. Однако в России, в основном, выпускается малопроизводительное оборудование старой конструкции (бульдозер Т-130 или в отдельных случаях - Т-170), и в старательских артелях скопилось большое количество таких машин, а также промывочных установок типа ПГШ-50.

Без сомнения, глобальное техническое перевооружение золотодобывающих предприятий даст весьма крупный итоговый эффект

и, в целом, неизбежно и необходимо. Недостаток этой стратегии заключается в потребности значительных капиталовложений, дающих отдачу с большим временным лагом. Реальные источники для ее практического осуществления пока отсутствуют, по причине нежелания западных и отечественных инвесторов вкладывать средства в рисковый горный промысел при отсутствии должных государственных гарантий. Широкую дорогу этой стратегии может открыть только изменение правового законодательства в области недропользования и изменение налоговой ставки.

5. Стратегия комплексной реструктуризации горного фонда. Основные признаки этой стратегии - в следующем. Она оперирует фактами чрезвычайно большого

разброса показателей добычи золотосодержащего минерального сырья на различных месторождениях и их участках, вызванного разнообразием природных условий. Эффект, получаемый от перераспределения добычи золотосодержащего сырья в пользу объектов с лучшими условиями и характеристиками, может быть весьма значительным. Достигается он за счет того, что лучшие предприятия получают основную долю инвестиций и дополнительную нагрузку, средние - поддерживаются в прежнем состоянии, а худшие -закрываются. Например, согласно такой реструктуризации предприятий необходимо отметить обязанности горнодобывающих предприятий направлять золотосодержащие концентраты только на государственные аффинажные заводы (их всего пять), которые по стоимости переработки значительно превышают зарубежные производства: Приокский завод перерабатывает сырье Омолон-ской компании по цене 1% (при среднемировых - 0,28-0,35%).

Общая величина инвестиционных потребностей отрасли оказывается оптимальной, а их отдача - наибольшей. Недостаток этой стратегии заключается в серьезных социальных проблемах - трудоустройстве работников закрываемых предприятий.

6. Стратегия "выход на мировой рынок". Главным акцентом данной стратегии является повышение конкурентоспособности производства. С учетом того обстоятельства, что большинство золотосодержащих месторождений находятся в малоосвоенных зонах с суровым климатом, при чем значительно удаленных от морских портов, конкурентоспособность может быть обеспечена только крайне низкими зарплатой и транспортными тарифами, необеспеченной экологией и т.д. Например, в силу сложного экономического положения, завезенных в зимний период ГСМ обычно недостаточно для использования в сезон промывки, вследствие чего

прииски заканчивают его ранее намеченного срока (Магаданская область, Камчатка, Корякия, Хабаровский край, часть районов Якутии). Это негативно отражается на стоимостных показателях добычи золота. Так, наибольшей стоимостью добытого золота открытым способом характеризуются районы Чукотки, Якутии, севера Хабаровского края. Иркутской области, республики Коми, Корякин, Магаданской области, т.е. северные районы РФ.

Наиболее реалистичной и действительно работоспособной выглядит возможность расширенного выхода на мировой рынок путем создания совместных горных предприятий, концернов, консорциумов и т.д., решающих вопросы инвестиционного обеспечения и использования новых технологий.

7. Стратегия "экономической безопасности" страны. Эта концепция не отражает ни реалий политической ситуации в мире, ни имеющихся сегодня экономических возможностей России. Меры по созданию экономической безопасности страны - это создание своего рода резервного потенциала в объемах и формах явно избыточных сегодня, но, возможно, необходимых в будущем.

Здесь нужно считать и сопоставлять: а) вероятность возникновения военной и экономической угрозы; б) возможные ее масштабы; в) сегодняшние затраты на ее предотвращение.

8. Стратегия минеральносырьевой экономии и ресурсосберегающих технологий. По сравнению со всеми предыдущими, эта стратегия является наиболее революционной. Сущность ее заключается в переориентации производства: более эффективного использование золотосодержащего сырья при добыче и переработке, комплексное использование самих золотосодержащих месторождений и т.д. Опыт свидетельствует, что данная стратегия помимо прямого экономического эффекта дает крупный экологический выигрыш и позволяет разумно распо-

рядится природными ресурсами.

Валовая потенциальная ценность балансовых запасов благородных металлов РФ оценивается примерно в 210млрд долл. ША. Если конверсировать золотодобывающую отрасль на геотехнологи-ческие методы получения металлов, то за счет существенного снижения кондиций на минеральное золотосодержащее сырье потенциальная его ценность увеличится до 275млрд долл. USA, а вследствие уменьшения издержек на получение металла - до 340млрд долл. ША.

Для вывода убыточных горных предприятий из кризиса и изыскания средств для конверсии производства на более производительные и эффективные системы разработки и получения драгоценных металлов (в основном методами гидрометаллургии и геотехнологии) по нашему мнению необходимо снизить ставку налогов и законодательно разрешить иностранному капиталу вывоз части золота, полученного из отходов горного и обогатительного производств (что одновременно решит экологические проблемы) или из нерентабельных месторождений. Последний аспект в определенной

мере уже принимается: до 1993г экспорт золота осуществлялся через Внешторгбанк, как государственного уполномоченного дилера, а в настоящее время месторождения Дукат и Наталка включены в перечень объектов, которые могут разрабатываться на условиях раздела продукции; 70% добычи в 1997-1999 гг. золота в Бурятии (потенциальные запасы - 400 т) предварительно захеджировано по цене 3,7 $ ША за 1 г. Все же этот процесс замедлен:

♦ несмотря на формально имеющиеся разрешения у компании «Сайпрус Амакс Голд» (разрабатывающей месторождение Кубака) она не смогла экспортировать ни унции золота;

♦ компания «Кинросс Голд Корпорейшин» (контролирующей 50% акций на разработку Агинского месторождения на Камчатке) имеет разрешение правительства на экспорт золота только через Внешторгбанк РФ.

Особенно важным было решение Президента России разрешить коммерческим банкам с 01.10.97 экспорт аффинированного золота и серебра.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

L Актуальные вопросы добычи цветных, редких и благородных металлов /Бубнов В.К., Голик В.И., Воробьев А.Е. и др. - Акмола: Жана-Арка, 1995. - 602с.

2. Астахов А.А. Стратегии развития минерально-сырьевого комплекса России //В сб.: Стратегия развития горного дела как основы экономики и национальной безопасности страны. -М. :РАЕН, 1996. - С. 38-41.

3. Беневольский Б.И. Золото России. Проблемы использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы. - М.: Геоинформарк, 1995.

4. Быбочкин А.М. Стратегия развития горного дела и минеральносырьевой базы России в условиях рыночной экономики //В сб.:

Стратегия развития горного дела как основы экономики и национальной безопасности страны. М., РАЕН, 1996. - С.25-31

5. Егоров С.Е. О финансировании проектов по разведке и добыче золота //Коммерческие возможности в золото- и алмазодобывающей и перерабатывающей отраслях России. - Лондон, 1998.

6. Хабиров В.В., Забельский В.К, Воробьев А.Е. Прогрессивные технологии добычи и переработки золотосодержащего сырья /Под ред.акад. Н.П.Лаверова. - М.:Недра, 1994. - 272 с.

© Т.В. Чекушина, А.Е. Воробьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.