Научная статья на тему 'Правовые аспекты земельной реформы 1989-91 гг. В Российской Федерации'

Правовые аспекты земельной реформы 1989-91 гг. В Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
685
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / LAND REFORM / ПРИВАТИЗАЦИЯ / PRIVATIZATION / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PRIVATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некрасов Г.В.

Представлены результаты изучения нормативных актов, посвященных земельной реформе в Российской Федерации в 1989-91 гг., положительные аспекты и недостатки земельной реформы, а также указаны пути её совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF LAND REFORM DURING 1989-91 EARS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Results of studying regulations devoted to land reform in the Russian Federation in 1989-91, positive aspects and shortcomings of land reform are presented and also ways of its improvement are specified.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты земельной реформы 1989-91 гг. В Российской Федерации»

УДК 349.412

Г. В. Некрасов

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1989-91 ГГ.

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА

G. V. Nekrasov

LEGAL ASPECTS OF LAND REFORM DURING 1989-91 EARS IN THE RUSSIAN FEDERATION KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV

Представлены результаты изучения нормативных актов, Results of studying regulations devoted to land reform in the

посвященных земельной реформе в Российской Федерации в Russian Federation in 1989-91, positive aspects and shortcomings

1989-91 гг., положительные аспекты и недостатки земельной of land reform are presented and also ways of its improvement are

реформы, а также указаны пути её совершенствования. specified.

Ключевые слова: земельная реформа, приватизация, част- Key words: land reform, privatization, private property.

ная собственность.

Геннадий Васильевич Некрасов

Gennady Vasilyevich Nekrasov кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

E-mail: varlakova1961@mail.ru

Судьба земли, правовое регулирование её использования - проблема, волнующая многие поколения жителей нашей планеты, в том числе большую часть населения России. Решение этой проблемы определяет благополучие каждого, проживающего на ней.

Минувший век в истории нашего государства связан с крупными земельными реформами. Это столыпинская аграрная реформа начала ХХ века, стремящаяся создать класс собственников на селе, сталинская реформа 30-х годов прошлого века, ставившая задачу коллективизации крестьян России и создания крупных аграрных предприятий, и реформа конца 80-х годов минувшего столетия, продолжающаяся до наших дней.

Наиболее яркий след в истории России оставила знаменитая реформа крестьянского надельного земледелия, известная как столыпинская аграрная реформа. Эта реформа была связана с заменой общинного земледелия индивидуальным. Заметную роль в проведении этой реформы сыграл Крестьянский поземельный банк, которому было дано право

самостоятельно скупать земли, прежде всего у помещиков, и продавать их крестьянам. На эти цели выдавали ссуды под незначительные проценты на длительный срок.

Во главу земельной реформы 1989-91 гг. ставилась задача ликвидации монополии государственной собственности на землю, разрешение гражданам и юридическим лицам совершать юридические сделки с землей, введение платности землепользования. Основным способом приватизации земель сельскохозяйственного назначения стал раздел земли на земельные доли и переоформление их в собственность граждан.

Предпосылки, которыми было обусловлено проведение земельной реформы, можно объединить в две группы.

С одной стороны, период начала реформы ознаменовался изменением политического строя и экономической системы государства, распространением рыночных отношений во всех отраслях народного хозяйства. Такие существенные изменения в жизни общества не могли не коснуться и земельных отношений.

С другой стороны, сама система земельных отношений требовала перемен. На протяжении десятилетий из-за несовершенности земельного законодательства в землепользовании накапливались негативные тенденции, связанные с нерациональным распределением ресурсов между отраслями. Все это происходило на фоне ускоренного развития процессов, ухудшающих состояние земель.

Гуманитарные

Вестник Курганской ГСХА № 1, 2015 и общественные науки

Расширение землепользования граждан могло быть подспорьем для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Так, в начале 90-х годов производство картофеля в личных подсобных хозяйствах возросло с 20,4 до 28,8 млн т, овощей - с 3,1 до 9,5, плодов и ягод - с 1,2 до 1,8 млн т [1].

Но одного лишь перераспределения земель было недостаточно. Большинство реформаторов, прислушиваясь к мнению ученых и практиков, пришли к выводу о том, что необходимо осуществить передачу земли в собственность тех граждан, которые её обрабатывают. Основным способом приватизации земли стал её раздел на земельные доли.

Частная собственность на землю была легализована с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года. Впервые земля рассматривается как основа жизни и деятельности человека, природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составляющей части природы. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [1].

В результате приватизации в стране был создан значительный слой собственников земли, более 25 миллионов человек, из которых более 10 миллионов стали собственниками земельных долей. При этом 115 млн га сельхозугодий перешли из государственной в частную собственность работников и пенсионеров сельхозпредприятий, а также работников учреждений социальной сферы, проживающих на их территории. Земельная доля передавалась собственнику бесплатно в пределах средних норм.

Значительная часть лиц, поучившая земельные доли, оказалась не в состоянии каким-либо образом организовать их использование. В настоящее время более половины владельцев долей - пенсионеры, наследники которых проживают в городах. Часть собственников земель передали свои земельные доли в аренду землепользователям, 20 % собственников передали доли в уставные капиталы сельхозпредприятий и получают за пользование землей арендную плату или дивиденды как акционеры сельхозпредприятий. Но более 25 % собственников так и не определились относительно распоряжения своей землей [3]. Это объясняется несовершенством нормативной базы, а также отсутствием четкого представления о статусе этой

земли. Граждане, собственники земли, готовы продать свои земельные участки, однако рынок земли сельскохозяйственного назначения до настоящего времени не создан.

Реально процесс становления института частной собственности на землю начинается с её приватизации, массового административного перераспределения земли, а также реорганизации бывших колхозов и совхозов в 1990 г. На этом этапе реформы основной задачей правительства было перераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типа сельскохозяйственных производителей - индивидуальных фермерских хозяйств. Однако, вопреки ожиданиям, массового выхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло. Многие из вновь созданных индивидуальных хозяйств разорились и обанкротились. Основной рост фермерских хозяйств наблюдается в период с 1992 по 1994 год. В 1996 году количество таких хозяйств достигло 279 тысяч.

Перераспределение земель привело к расширению круга землепользователей и улучшило общую структуру сельскохозяйственного производства. С целью ускорения аграрных преобразований в 1991 году был принят указ президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РФ».

Второй этап земельной реформы охватывает период с 1994 по 1998 год, опубликована Программа аграрной реформы Российской федерации на 1994-1995гг. В ней впервые после начала перестройки были указаны пути осуществления аграрной реформы и земельных преобразований. Именно на этом этапе законодательством были предусмотрены способы распоряжения земельными долями: передача в собственность по наследству, для ведения личного подсобного хозяйства, а также для сдачи в аренду, продажа, дарение, обмен, внесение в уставной капитал или паевой фонд предприятий.

Третий этап развития земельных отношений связан с повышением конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, формированием интереса к земле как объекту приложения капитала. В июне 2012 года был принят и вступил в силу новый Земельный кодекс РФ с изменениями и дополнениями, объединивший многочисленные и разрозненные нормы земельного законодательства. Следует отметить, что Земельный кодекс РФ, будучи во многом компромиссным законом, несет

на себе печать юридической и технической недора-ботанности. Положительным результатом является то, что в сферы его регулирования введены нормы об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Четвертый этап развития земельной реформы продолжается по настоящее время. Он характеризуется совершенствованием законодательства, проведением кадастровой оценки земель, изменением механизма налогообложения, институциональным строительством земельного рынка.

К 2013 году около 11 % земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации находилось в рыночном обороте. В большинстве регионов России были приняты основные нормативные правовые акты, необходимые для реализации Земельного кодекса РФ. В настоящее время главная сложность заключается не столько в несовершенном земельном законодательстве, сколько в его освоении и применении в сельскохозяйственной практике.

Фактически федеральное законодательство регламентирует лишь принципы поземных отношений и основополагающие моменты их внедрения. Землевладение и землепользование, как важнейший экономико-правовой институт, должны учитывать особенности каждого субъекта РФ. Поэтому многие практические аспекты землеустройства, рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения отнесены к компетенции регионального законодательства и органов местной исполнительной власти. Таким образом, развитие земельного рынка в целом и особенно того сегмента, который представлен землями сельскохозяйственного назначения, полагает решение сложней-

ших и взаимосвязанных проблем - от федерального законодательства до практической организации товарного оборота в регионах.

Уверенно развивается рынок участков жилищного строительства в городах и рабочих поселках, вовлекается в оборот купля-продажа садовых участков и участков для ведения личного подсобного хозяйства. В условиях рынка сделки с землей должны носить рыночный характер, причем исключающий возможность обмана и злоупотребления. Чтобы не допускать перекосов в купле-продаже земли, проводникам земельных реформ следовало создать земельный банк, как это было во времена Столыпина, создать рынок земли.

В настоящее время необходимо расширение практики земельных торгов, которые обеспечат вариант сделки, выгодной для продавца и справедливой для покупателя. Кроме того, требуется уточнение некоторых положений закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», создание необходимой инфраструктуры земельного рынка, установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений, разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель [2].

Список литературы

1 Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.

2 Земельный кодекс Российской Федерации : Текст с изменениями и дополнениями на 20 марта 2014 г. - М. : Эксмо, 2014. - 128 с.

3 Липски С. А. Особенности современного этапа земельной реформы // Экономист. - 2002. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.