Научная статья на тему 'Правовые аспекты защиты прав человека в странах малайско-индонезийского региона (Индонезия, малайзия, Сингапур, Филиппины)'

Правовые аспекты защиты прав человека в странах малайско-индонезийского региона (Индонезия, малайзия, Сингапур, Филиппины) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1227
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГРАЖДАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / HUMAN RIGHTS / CONSTITUTION / LEGISLATION / CITIZENSHIP / INTERNATIONAL CONVENTIONS / INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириленко Виктор Петрович, Атнашев Вадим Рафаилович

Статья посвящена особенностям защиты прав человека в законодательстве четырех стран Юго-Восточной Азии, дается сравнение основных положений в конституциях Индонезии, Филиппин, Малайзии, Сингапура. Авторы также рассматривают конституционно-правовые и международно-правовые вопросы гражданства, различия в правовом обеспечении государственных механизмов защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Aspects of the Human Rights Protection in States of the Malay-Indonesian Region (Indonesia, Malaysia, Singapore, Philippines)

The article considers specifics of the protection for human rights in the legislation of South-East Asia, compares main stipulations in the constitutions of Indonesia, Philippines, Malaysia, Singapore. The authors also analyze constitutional and international legal issues of citizenship, differences in state guarantees for the protection of human and civil rights.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты защиты прав человека в странах малайско-индонезийского региона (Индонезия, малайзия, Сингапур, Филиппины)»

Кириленко В. П., Атнашев В. Р.

Правовые аспекты защиты прав человека в странах малайско-индонезийского региона

(Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины)

Кириленко Виктор Петрович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Заведующий кафедрой международного и гуманитарного права

Доктор юридических наук, профессор

Заслуженный юрист Российской Федерации

intlaw@szags.ru

Атнашев Вадим Рафаилович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры международного и гуманитарного права Кандидат филологических наук, доцент vatnash@hotmail.com

РЕФЕРАТ

Статья посвящена особенностям защиты прав человека в законодательстве четырех стран Юго-Восточной Азии, дается сравнение основных положений в конституциях Индонезии, Филиппин, Малайзии, Сингапура. Авторы также рассматривают конституционно-правовые и международно-правовые вопросы гражданства, различия в правовом обеспечении государственных механизмов защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

права человека, конституция, законодательство, гражданство, международные конвенции, международное право

Kirilenko V. P., Atnashev V. R.

Legal Aspects of the Human Rights Protection in States of the Malay-Indonesian Région (Indonesia, Malaysia, Singapore, Philippines)

< >

о о

Kirilenko Viktor Petrovich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

Head of the Chair of international and Humanitarian Law

Doctor of Science (Jurisprudence), Professor

honored lawyer of russia

intlaw@szags.ru

Atnashev Vadim Rafailovich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

associate Professor of the Chair of international and Humanitarian Law

PhD (oriental Studies), associate Professor

vatnash@hotmail.com

ABSTRACT

The article considers specifics of the protection for human rights in the legislation of South-East Asia, compares main stipulations in the constitutions of Indonesia, Philippines, Malaysia, Singapore. The authors also analyze constitutional and international legal issues of citizenship, differences in state guarantees for the protection of human and civil rights.

KEYWORDS

Human rights, constitution, legislation, citizenship, international conventions, international law

о Страны Юго-Восточной Азии, относящиеся к малайско-индонезийскому региону ^ (Нусантаре), — Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины — объединяют общая ^ история, культура, родственные друг другу этносы. Малайзия и Сингапур долгое ЕЗ время входили в состав Британской империи, что проявляется в широком приме-^ нении там английского общего права. Действующая Конституция Индонезии была принята в 1945 г., конституции Малайзии и Сингапура — в 1963 г., Конституция о Филиппин — в 1987 г.

о Как и во многих других государствах, конституционный статус личности в ука-< занных странах включает личные права (права человека) и права гражданина, в том с числе принадлежность к гражданству данной страны, определенный объем прав, х свобод и обязанностей гражданина. Обычно этот статус обусловливается особен-2 ностями государственного режима, конституционной системы, влиянием религи-н- озно-этических норм и местных традиций на различные государственно-правовые ^ и общественно-политические институты и органы стран региона. В последние с десятилетия в области защиты прав человека наблюдается сильная тенденция к имплементации международного права в законодательство стран Нусантары (прежде всего это касается Филиппин и Индонезии).

Еще в конце прошлого века М. Ансель заметил, что зарубежное право позволяет правоведам лучше узнать право своей страны, поскольку его специфические черты особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами [1, с. 38].

Индонезия

Идеологическую основу Индонезии составляют пять принципов первого президента Сукарно, получившие название «панчасила»: национализм, гуманизм, демократия, всеобщее благосостояние (социальная справедливость), вера в Бога. Эти принципы упоминаются в преамбуле Конституции Индонезии.

Национализм Сукарно трактовал, прежде всего, как создание независимого единого национального государства, населенного различными этносами. Второй принцип предполагает содружество всех наций в независимой Индонезии, включая призыв к взаимной терпимости, то есть сейчас можно использовать и термин «толерантность» [6, с. 204].

Принцип демократии Сукарно также называл дискуссией, требуя осуществления демократических прав и свобод. Согласно этому принципу необходимо достижение согласия между различными классами и слоями общества через обсуждение (musyawarah) и выработку консенсуса (т^ака1). Принцип социальной справедливости развил идею Сукарно о социодемократии, когда благоденствие народа является главной заботой государства. Принцип «Вера в Бога» призывал к веротерпимости и отказу от господства какой-либо религии. Впрочем, Сукарно считал, что все эти пять принципов можно свести к традиционному для яванцев понятию до1опд-гауопд — взаимопомощи. Именно она должна действовать в отношениях между людьми, и на ней должно базироваться индонезийское государство [Там же].

Панчасила естественным образом воплощена в конституции, являясь ее идейной основой. Правительство современной Индонезии не намерено отказываться от этой идеологии, пытаясь совместить ее с демократическими ценностями, тем более оно декларирует Индонезию как крупнейшую демократию в Азии (после Индии).

В Конституции Индонезии 1945 г.1, старейшей из действующих в регионе, пять коротких разделов (Х-Х1У) касаются прав и свобод граждан: соответственно «Граждане», «Религия», «Оборона», «Образование», «Общественное благосостояние». Интересно, что первоначальный проект конституции предусматривал соблюдение

1 Принята 18 августа 1945 г., после отмены в 1949 г. восстановлена 5 июля 1959 г.

законов шариата и требовал назначения на пост президента только мусульман, о однако эти пункты не были приняты. ^

Раздел Х, состоящий из трех статей (ст. 26, 27 и 28), посвящен вопросам граждан- ^ ства и прав граждан. В статье 26 указано, что граждане должны быть индонезийцами Е^ по рождению или представителями других национальностей, получившими гражданство ^ в соответствии с законом. В отличие от Малайзии и Сингапура индонезийская конституция не определяет порядок приобретения или прекращения гражданства [2, о с. 48-57]. В дополнительном пункте, внесенном в 2000 г., оговаривается, что вопро- о сы гражданства и проживания в Индонезии регулируются законом (п. 3 ст. 26). <

Статья 27 провозглашает равенство всех граждан перед законом и государством, ^ защита которых является обязанностью граждан, а также право граждан на заня- х тость и достойную жизнь. Согласно статье 28, законом установлены свобода объ- 2 единений и собраний, свобода слова и печати и «другие подобные свободы». По н-смыслу конституции 1945 г., лица, не являющиеся гражданами Индонезии, не ^ обладают вышеуказанными правами, как, впрочем, и правом на образование, де- щ кларируемым статьей 31.

Важно отметить, что Вторая поправка в конституцию, принятая 18.08.2000 г., добавила целый раздел «Основные права человека» (номер ХА), состоящий из 10 статей под одним номером (28А-28^1). Таким образом законодатель наконец гарантировал эти «другие подобные свободы». Логичным было добавление также Второй поправкой следующего определения в раздел Х «Граждане и жители»: «Жители включают граждан Индонезии и иностранцев, проживающих в Индонезии» (п. 2 ст. 26)1.

В то же время изначально в статье 29 (раздел XI «Религия») было указано, что государство, основываясь на вере в единственного Бога, «гарантирует всем жителям свободу исповедовать их религию и осуществлять их религиозные обязанности в соответствии со своими религией и верой», то есть эта свобода распространяется не только на граждан, но и на всех проживающих в стране лиц.

Рассмотрим права и свободы, гарантированные благодаря Второй поправке 2000 г.

Прежде всего это основные права человека, которые, согласно конституции, «не могут быть умалены ни при каких обстоятельствах»: права на жизнь, на свободу мысли и совести, на религиозную принадлежность, на национальность, запрет рабства, пыток, право на достойное обращение со стороны закона и запрет на преследование по закону с обратной силой (ст. 281). В основных законах других стран Нусантары некоторые из перечисленных прав совершенно отсутствуют.

Интересна формулировка пункта 2 статьи 281: «Никто не должен подвергаться актам дискриминации, независимо от оснований, и каждый имеет право на защиту от такой дискриминации». Кроме того, отдельный пункт касается прав детей: «Каждый ребенок имеет право жить, расти и развиваться, а также право на защиту от насилия или дискриминации» (п. 1 ст. 28В).

В одной статье (28Е) гарантируются многие личные права, которые упоминаются и в других статьях: «Каждый свободен исповедовать религию по своему выбору и отправлять религиозные обряды, выбирать образование и школьное обучение, род занятий, свою национальность, свое место жительства на территории страны, которую он может покинуть и в которую вправе вернуться.

Каждый имеет право быть свободным в своих убеждениях, высказывать свои мысли и принципы, в соответствии со своей совестью.

Каждый имеет право на свободу объединений, собраний и выражения своих мнений».

1 Здесь и далее русский перевод дается в основном по английскому переводу конституции Индонезии [7], а также согласно [5].

о Для сравнения, согласно Международному пакту о гражданских и политических ^ правах 1966 г. «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою ^ собственную страну» (ч. 4 ст. 12).

ЕЗ Личной неприкосновенности и защите личности посвящена статья 28й. В ней ^ декларируются право каждого человека на защиту себя, своей семьи, чести, достоинства и собственности, «право чувствовать себя в безопасности и быть зао щищенным от угроз». Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному о и унижающему достоинство обращению. В той же статье содержится редкое для < многих развивающихся стран положение: «Каждый имеет право получить политике ческое убежище в другой стране». Между тем оно соответствует нормам между-х народного права, в частности Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. 2 и Всеобщей декларации прав человека.

н- Важно, что защита, развитие, поддержка и полная реализация прав человека ^ признаны «обязанностью государства, прежде всего правительства», а в целях их с поддержки и защиты «осуществление основных прав человека гарантируется, регулируется и определяется в законах и нормативных актах» (ст. 281). При этом законодатель ссылается на принципы демократического государства, основывающегося на законе.

Интересно, что в отдельной статье конституции закреплены права относительно информации. Так, каждый имеет право на информацию и получение информации «для своего собственного развития и развития своей социальной среды», а также «право искать, получать, владеть, хранить, обрабатывать и распространять информацию через все доступные виды средств передачи» (ст. 28Р).

Из социальных прав и свобод гарантируется прежде всего право каждого на занятие и получение дохода и на справедливое и должное отношение в трудовых отношениях; наряду с этим граждане Индонезии имеют право на равный доступ к государственной службе (ст. 28й). Также декларируются «право на самореализацию посредством осуществления своих основных потребностей, право на образование и пользование благами науки и техники, искусства и культуры» (ст. 28С), а также право на самосовершенствование посредством коллективной борьбы за свои права, то есть речь может идти и о профсоюзах.

Каждый имеет право на физически и психически здоровую жизнь, на жилище, на благоприятную окружающую среду и на получение медицинской помощи; право на благоприятные условия и получение равных возможностей и преимуществ в целях достижения справедливости (28Н). Из той же статьи также следует, что каждый житель страны (не только граждане) имеет право на социальное обеспечение, которое при этом не должно ущемлять его человеческое достоинство. Сюда же включен пункт о праве на частную собственность, которая «не может быть никем произвольно присвоена».

В разделе XIV «Общественное благосостояние» гарантируется право «беспризорных детей и бедных» на заботу со стороны государства (ст. 34). Государство уважает культурные особенности и права традиционных общин (п. 3 ст. 281), под которыми понимаются и коренные народы.

Кроме прав Конституция Индонезии закрепляет и обязанности граждан и жителей страны. В соответствии с демократическими принципами предусмотрено, что каждый, участвуя в жизни общины, нации и государства, обязан уважать основные права других людей. При реализации своих прав и свобод каждый обязан соблюдать ограничения, «установленные законом исключительно в целях гарантирования признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований демократического общества исходя из соображений морали, религиозных ценностей, безопасности и общественного порядка» (ст. 28^.

со —

о <

>

о

О _

ш

О со О

со <

<

X —

X

О

Филиппины

Конституция Филиппин 1987 г. считается одной из самых демократических не только в Азии, но и в мире. В филиппинской конституции важнейшим элементом является Билль о правах (статья III). Следует отметить, что Филиппины являются одним из первых государств, ратифицировавших семь действующих основных международных конвенций по правам человека, а также другие договоры, связанные с правами человека. Приверженность этим договорам и Всеобщей декларации прав человека закреплена в статье XIII Конституции Филиппин.

Билль о правах гарантирует, в частности, свободу совести и вероисповедания, свободу слова и свободу выражения, свободу общественных движений и собраний, право на неприкосновенность личной жизни, право быть свободным от дачи невыгодных для себя показаний и право на хабеас корпус. Масштабы и ограничения в отношении этих прав в основном определяются решениями Верховного суда, который в соответствии со статьей VIII конституции также обладает исключительной юрисдикцией обнародовать положения, касающиеся защиты и обеспечения конституционных прав. В Билле о правах также гарантируются независимость средств массовой информации и право на проведение надлежащих правовых процедур.

Согласно Биллю о правах, никто не должен быть лишен жизни, свободы или собственности без должной правовой процедуры и при этом никому не должно быть отказано в равной защите законом (разд. 1)1. Любой обыск или арест может быть произведен только по судебному ордеру, выданному на достаточном основа-

1 Здесь и далее русский перевод дается в основном по английскому переводу конституции Филиппин [8].

После принятия Четвертой поправки (11 августа 2002 г.) к конституции граждане не только имеют право на образование, но и обязаны получить начальное образование, причем за государственный счет (ст. 31). На нужды системы образования, согласно статье 31, должно выделяться не менее 20% государственного и местного бюджетов. Для Индонезии, где до сих пор высок процент неграмотного населения, это актуальные и прогрессивные положения, которые, очевидно, должны помочь снизить количество неграмотных.

Создаваемая государственная система образования призвана «улучшить религиозность и набожность, а также добродетельность с целью совершенствования общественной жизни» (п. 3 ст. 31).

До 2000 г. в конституции декларировались только обязанность всех граждан «без всяких исключений соблюдать законы и уважать органы власти» (п. 1 ст. 27) и обязанность каждого гражданина участвовать в защите страны (п. 1 ст. 30). При этом измененный Второй поправкой пункт 3 статьи 27 почти полностью повторяет соответствующее положение статьи 30: «Каждый гражданин имеет право и обязанность участвовать в защите и безопасности страны» (добавлены слова «и безопасности»).

Таким образом, в Индонезии в последние годы наблюдается позитивный переход к демократизации многих сторон общественной жизни. Опираясь на развитие науки и техники наряду с сохранением религиозных ценностей и национального единства, нынешнее правительство, которое часто называют технократическим, постепенно стабилизирует политическую и экономическую ситуацию в стране, которая еще недавно была на грани распада и экономического коллапса. Эти позитивные изменения проявляются и в законодательной сфере, особенно в поправках в основной закон Индонезии, в том числе в отношении основных прав и свобод человека и гражданина.

о нии, которое определяет лично судья после допроса под присягой, или торже-^ ственного заявления истца и свидетелей, и при условии точного описания места, ^ подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту (разд. 2). Любое ЕЗ доказательство, полученное с нарушением установленного конституцией и законом ^ порядка, признается недопустимым.

Любой человек при уголовном расследовании имеет право, о котором он должен о быть информирован, хранить молчание и пользоваться помощью компетентного о и независимого адвоката по своему выбору. Если человек не может позволить < себе услуги адвоката, он должен быть обеспечен ими за счет государства (разд. 12). с Никто не должен быть принужден свидетельствовать против себя (разд. 17). х Все лица, кроме обвиняемых в преступлениях, наказуемых пожизненным заклю-2 чением (когда есть веское свидетельство вины), до вынесения приговора имеют н- право на освобождение под залог с достаточными гарантиями или на освобожде-^ ние под обязательство о явке. Привилегия хабеас корпус может быть приостанов-1= лена только в случае иностранного вторжения или восстания, когда этого требует публичная безопасность (разд. 15), но право на залог действует и в этом случае. Не должен требоваться чрезмерный залог (разд. 13). Обвиняемый имеет право на быстрый, беспристрастный и публичный судебный процесс, на очную ставку со свидетелями и вызов их в суд (ст. 14).

Помимо Билля о правах Конституция Филиппин также содержит положения о гражданстве, избирательном праве, отчетности государственных должностных лиц, национальной экономике и наследии. Особое внимание в конституции уделяется вопросам социальной справедливости, семье, положению женщин, молодежи, трудовым вопросам, частному сектору, неправительственным, общественным организациям, правам общин с традиционной культурой и правам человека.

В то же время прогрессивный характер целого ряда положений конституции иногда обесценивается их декларативностью. Статья XIII конституции под названием «Социальная справедливость и права человека» состоит преимущественно из норм-принципов и норм-целей, которые определяют направления государственной политики (способствовать более справедливому распределению доходов, поощрять занятость, осуществлять программу жилищного строительства для малоимущих и т. д.).

В той же статье XIII предусматривается, что «Конгресс обязан уделять первоочередное внимание принятию мер для защиты и поощрения права каждого на уважение его человеческого достоинства, для сокращения социального, экономического и политического неравенства и устранения неравенства в области культуры путем справедливого распределения богатства и политической власти на всеобщее благо» (пункт 1). На данный момент Конгрессом Филиппин приняты различные правозащитные законы, в том числе поддерживающие права и благосостояние неблагополучных и уязвимых групп, в частности женщин, детей, коренных народов, мигрантов и инвалидов.

Отметим, что в настоящее время на Филиппинах усиливается роль Президентского комитета по правам человека, на который возложены функции по разработке Национального плана действий по правам человека и координации стратегий и действий исполнительной власти в области прав человека [4].

Отделы по правам человека были созданы в вооруженных силах Филиппин, а также в Филиппинской национальной полиции и Национальном бюро расследований. Во всех подразделениях полиции страны имеются специальные отделы по защите женщин и детей и рассмотрению жалоб. В Филиппинах также созданы межведомственные советы по рассмотрению различных проблем в области прав человека. К ним относятся Межведомственный совет по борьбе с торговлей людьми, Межведомственный совет по вопросам насилия в отношении женщин и детей,

Межведомственный совет по проблемам детей, вовлеченных в вооруженный кон- о фликт и Совет по вопросам отправления правосудия в отношении несовершенно- ^ летних и социального обеспечения несовершеннолетних. ^

На основе Кодекса местного самоуправления 1991 г. была создана система ез ка1агипдапд ратЬагапдау (система деревенского правосудия) с целью содействия ^ в разрешении споров между односельчанами. Кроме того, в Республиканском законе 8371 (Закон о правах коренных народов) 1997 г. признаются различные си- о стемы правосудия и институты разрешения конфликтов, существующие у коренных о народов. Они основаны на традиционной практике и также представляют собой < механизмы альтернативного разрешения споров. с

Интересно, что филиппинским законодательством предусматривается кодифи- х кация персональных законов о мусульманах и признание шариатской системы 2 правосудия, основанной на исламском религиозном праве, что означает принятие н-представления филиппинских мусульман относительно того, что является справед- ^ ливым и законным в гражданских отношениях. В то же время преступления по- щ прежнему относятся к сфере действия пересмотренного уголовного кодекса и других законов, а не шариатской системы правосудия. В целом в системе уголовного правосудия Филиппин существуют правовые механизмы по защите женщин, молодежи, коренных народов и других уязвимых групп [3].

Филиппинская комиссия по правам человека считается главным защитником гражданских и политических прав в стране. Комиссия проводит публичные слушания, расследования и принимает консультативные заключения по конкретным делам и таким национальным проблемам, как защита прав человека даже во время действия чрезвычайного положения в государстве. Она оказывает помощь жертвам, рекомендует, по каким делам следует возбуждать судебные преследования, и следит за ходом рассмотрения дел в рамках системы уголовного правосудия. Все доклады комиссии предаются гласности.

В пересмотренном уголовном кодексе в категорию преступлений возводятся все акты пыток и определены соответствующие меры наказания. Также были приняты законы по недопущению деяний, которые могут рассматриваться как пытки или жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, в частности Закон об отправлении правосудия и социальном обеспечении несовершеннолетних, Закон о борьбе с сексуальными домогательствами и Закон о борьбе с неуставными отношениями.

В настоящее время филиппинские законодательные органы рассматривают законодательные меры, предусматривающие возведение пыток в категорию конкретного преступления и соответствующее наказание за него. Представляется, что такой опыт может быть полезен и для России, прежде всего введение в Уголовный кодекс отдельной статьи, устанавливающей уголовное наказание за применение «пыток».

За последнее десятилетие в Филиппинах было принято не менее 15 законов о защите женщин, трудящихся-мигрантов, молодежи, коренных народов и других уязвимых групп. Так, в 2006 г. были принят Закон об отправлении правосудия и социальном обеспечении несовершеннолетних, который: 1) запрещает жестокое и бесчеловечное обращение и наказание, 2) учреждает реституционное правосудие, 3) предусматривает осуществление программ выведения детей, вступивших в конфликт с законом, из системы уголовной юстиции и 4) запрещает содержание в тюрьмах несовершеннолетних правонарушителей в возрасте 15 лет и моложе. Во всех филиппинских центрах содержания под стражей предусмотрено создание условий для раздельного содержания детей и взрослых. Тем не менее в этой сфере существует ряд законодательных пробелов и вопросов, требующих пересмотра и принятия законодательных мер. В связи с этим правительство стремится к при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о нятию законов относительно: 1) минимального возраста сексуального согласия1, ^ а также его повышения; 2) детской порнографии; 3) телесных наказаний и других ^ форм насилия в семье, школе и обществе; 4) патронажного ухода; 5) узаконивания ЕЗ детей несовершеннолетних родителей2.

Вопросы гражданства регулируются Конституцией Филиппин 1987 г., статьей VI «Гражданство», включающей пять пунктов, и иммиграционным законодательством. о В параграфе 1 указанной статьи конституции указаны два способа приобретения о филиппинского гражданства: филиация и натурализация. Кроме того, в конституции < упомянуто, что гражданство Филиппин может быть «вновь приобретено предусмотрен-с ным законом образом» (п. 3 ст. VI), то есть речь идет о восстановлении в гражданстве3. х Гражданство по рождению автоматически получает тот, чьи отец и мать являют-2 ся гражданами Филиппин, а также «родившиеся до 17 января 1973 г. от филиппин- нок» и избравшие гражданство Филиппин по достижении совершеннолетия. Граж-^ данство ребенка не зависит от места рождения, то есть на Филиппинах применя-1= ется принцип «право крови».

Второй способ приобретения гражданства — натурализация. Предусмотрено, что граждане Филиппин, заключившие брак с иностранцами, сохраняют свое гражданство, если не откажутся от него «своим действием или бездействием».

Согласно статье 3 Закона № 9139 «Об административной натурализации 2000 г.», желающий принять гражданство Филиппин должен отвечать следующим требованиям:

1)родиться и проживать с рождения на Филиппинах;

2) быть в возрасте не менее 18 лет на момент подачи прошения;

3) иметь хорошую репутацию, «верить в основные принципы конституции, вести себя надлежащим и безукоризненным образом во время проживания на Филиппинах в своих отношениях с законным правительством и с общиной, в которой живет»;

4) получить свое начальное и среднее образование в любом государственном или частном учебном заведении, аккредитованном при Департаменте образования, культуры и спорта, причем в учебную программу там должны входить такие предметы, как история, система правления и основы гражданственности Филиппин. Кроме того, при приеме в школу, где обучался заявитель, не должно быть ограничений для какой-либо расы или национальности, а в случае если у заявителя есть дети школьного возраста, они должны учиться в описанных учебных заведениях;

5) иметь ремесло, профессию или законное занятие, с помощью которого заявитель получает доход, достаточный для своего обеспечения и обеспечения своей семьи. Однако это не относится к заявителям, «имеющим диплом бакалавра, но не способным работать по своей специальности из-за их дисквалификации по причине гражданства»;

6) уметь читать, писать и говорить на языке филиппино или любом из диалектов Филиппин;

7) «общаться с филиппинцами и демонстрировать желание изучать и принимать обычаи, традиции и идеалы филиппинцев».

Формулировка последнего требования является довольно оригинальной (в других странах Юго-Восточной Азии оно отсутствует), тем более что его несоблюдение влечет отказ в предоставлении гражданства (ст. 4 Закона № 9139).

1 В настоящее время для Филиппин этот возраст — 12 лет.

2 Национальный доклад Филиппин Совету по правам человека ООН: [Электронный ресурс]: иЯ1_: http://www.refworld.org.ru/pdfid/48577f3e2.pdf.

3 Подробнее о гражданстве см. [2, с. 86-101].

<

Органы, рассматривающие заявления о предоставлении гражданства в порядке натурализации и принимающие по ним решения, — Специальный комитет по натурализации, состоящий из Генерального солиситора (в качестве председателя), министра иностранных дел или его представителя и Советника по национальной ез безопасности. ^

В соответствии с упомянутым выше законом № 9139 права на натурализацию в качестве граждан Филиппин лишаются следующие лица: о

, „ со

а) те, кто выступает против действующего правительства или вступает в какую- о нибудь ассоциацию или группу людей, которые поддерживают или пропаганди- < руют доктрины, противостоящие всем видам государственной власти; ^

б) те, кто выступает в защиту или пропагандирует необходимость или правомер- х ность насилия и нападения или убийства личности ради достижения или пре- 2 восходства их идей; н-

в) многоженец или приверженцы практики полигамии; ^

г) осужденные за преступления, носящие развратный характер; щ

д) те, кто страдает психическими отклонениями, или больные инфекционными заболеваниями;

е) те, кто в период их проживания на территории Филиппин не общался с филиппинцами, или те, кто не проявлял искреннего желания изучать и принимать обычаи, традиции и идеалы филиппинцев;

ж) граждане или подданные иностранного государства, чьи законы не предоставляют филиппинцам права быть натурализованными в качестве его граждан или подданных.

Третий способ приобретения гражданства — восстановление в гражданстве Филиппин. В конституции лишь упомянуто, что оно может быть «вновь приобретено предусмотренным законом образом» (п. 4).

Согласно Закону № 9225 «О сохранении и восстановлении гражданства 2003г.»1, вступившему в силу 17.09.2003 г., граждане Филиппин по рождению, которые утратили гражданство Филиппин по причине их натурализации в качестве граждан иностранного государства, считаются восстановленными в нем после принесения клятвы верности Республике (ст. 3). То же самое необходимо и для сохранения филиппинского гражданства.

Согласно ст. 12 Циркуляра ДРР-04-01 «О правилах регулирования гражданства Филиппин в соответствии с Законом № 9225 и Административным распоряжением № 91 »2, «присяга на верность является заключительным актом, которым предоставляется гражданство Филиппин».

Ст. 16 Циркуляра подтверждает положение статьи 4 Закона № 9225. Эта отдельная статья под названием «Производные граждане» посвящена детям восстановленных в гражданстве филиппинцев: не состоящие в браке несовершеннолетние (до 18 лет) дети, «законнорожденные, незаконнорожденные или усыновленные», считаются гражданами Филиппин.

Права лиц с двойным гражданством. В пункте 5 конституции указывается на то, что двойное гражданство «вредит национальным интересам и рассматривается в соответствии с законодательством». Несмотря на негативное отношение к двойному гражданству, известно, что филиппинское законодательство его не запрещает.

Сохранившие или восстановившие свое гражданство Филиппин в соответствии с Законом № 9225 пользуются всеми гражданскими и политическими правами

1 Citizenship Retention and Re-acquisition Act of 2003.

2 Memorandum Circular No. AFF-04-01 «Rules Governing Philippine Citizenship under Republic Act N 9225 and Administrative Order N 91».

о и подлежат всем сопутствующим обязательствам и обязанностям согласно суще-^ ствующему законодательству Филиппин и ряду условий. Согласно закону, «право ^ голоса или право быть избранным или назначенным любую государственную долж-ЕЗ ность не может быть осуществлено теми, кто является кандидатами на любую ^ государственную должность в стране, натурализованными гражданами которой они являются и\или теми, кто находится на действительной службе в вооруженных о силах страны, натурализованными гражданами которой они являются». о Заключительным этапом оформления филиппинского гражданства является при-< несение клятвы верности Республике Филиппины. Кроме того, новые граждане, с назначаемые на любую государственную службу, должны отказаться от своей при-х сяги в другой стране.

Согласно Административному распоряжению № 92 от 12.01.2004 г., Бюро по н- иммиграции назначено в качестве правительственного органа, который устанавли-^ вает правила и порядок применения республиканского закона 9225. Главой бюро с является комиссар по иммиграции.

Для восстановления гражданства необходима регистрация в Бюро по иммиграции. Указанный выше циркуляр ДРР-04-01 подробно расписывает всевозможные варианты для филиппинцев, которые ранее являлись гражданами Филиппин по рождению, но проживают в других странах. Лица, родившиеся за рубежом, но имеющие свидетельство о рождении, выданное консульским учреждением Филиппин или даже «в применимых случаях — иностранными компетентными органами», также имеют право на восстановление гражданства (ст. 8).

Следует отметить, что Закон № 9225 не распространяется на тех лиц с двойным гражданством, у кого помимо филиппинского имеется гражданство иностранного государства, полученное не по натурализации.

Рассмотрим несколько вариантов получения двойного гражданства урожденными филиппинцами.

1. Ребенок, рожденный в стране, которая соблюдает принцип права почвы (например, США), у родителей, являющихся гражданами Филиппин (на момент рождения), является лицом с двойным гражданством. Ребенок является гражданином Филиппин по рождению, так как Филиппины соблюдают принцип права крови, и имеет право ходатайствовать о получении гражданства Соединенных Штатов.

2. Ребенок, один из родителей которого является гражданином Филиппин (на момент рождения), а другой является гражданином иностранного государства, которое придерживается принципа «право крови» (например, Австралии), является гражданином с двойным гражданством и имеет право ходатайствовать о получении филиппинского и австралийского паспортов.

3. Ребенок, рожденный в стране, соблюдающей принцип права почвы (например, США), один из родителей которого является гражданином Филиппин (на момент рождения), а другой — гражданином иностранного государства, которое соблюдает принцип права крови (например, Австралии), имеет право ходатайствовать о получении нескольких паспортов: филиппинского, австралийского и американского.

В целом «довольно многочисленные требования, предъявляемые к претенденту на получение гражданства Филиппин, характеризуют иммиграционное законодательство этой страны как усложняющее реализацию права человека на гражданство» [2, с. 101].

Продолжение в следующем номере.

Литература

1. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного

права. М., 1981.

2. Атнашев В. Р. Международно-правовое регулирование гражданства в странах Юго-Восточной о Азии: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2014. ™

3. Атнашев В. Р. Особенности конституционного статуса личности в Республике Филиппины ^ (международно-правовой аспект) // Pilipinasmuna! Филиппины прежде всего: Сб. ст. СПб.: < МАЭ РАН, 2011. С. 450-461. >

4. Атнашев В. Р. Права человека и их защита (на примере Республики Филиппины) // Правовая о система России: реалии и проблемы модернизации: Сб. науч. ст. СПб., 2012. С. 335-340. ^

5. Конституции государств Юго-Восточной Азии и Тихого океана. М.: Изд-во иностр. лит-ры, о 1960. g

6. Новейшая история стран Азии и Африки (ХХ век). Часть 2. М., 2001. ™

7. The 1945 Constitution of the Republic of Indonesia. q-

8. The 1987 Constitution of the Republic of the Philippines. x

References tz

^

1. Ancel M. Methodological problems of the comparative law [Metodologicheskie problemy о sravnitel'nogo prava] // Sketches of the comparative law [Ocherki sravnitel'nogo prava]. M., 1981. c (rus).

2. Atnashev V. R. International legal regulation of nationality in the countries of Southeast Asia [Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie grazhdanstva v stranakh Yugo-Vostochnoi Azii]: tutorial. SPb.: Publishing house of Polytechnical University [Izd-vo Politekhnicheskogo universiteta], 2014. (rus).

3. Atnashev V. R. Features of the constitutional status of the personality in the Republic of the Philippines (international legal aspect) [Osobennosti konstitutsionnogo statusa lichnosti v Respublike Filippiny (mezhdunarodno-pravovoi aspekt)] // Pilipinasmuna! Philippines first [Pilipinasmuna! Filippiny prezhde vsego]: collection of articles. SPb.: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences [MAE RAN], 2011. P. 450-461. (rus).

4. Atnashev V. R. Human rights and their protection (on the example of the Republic of the Philippines) [Prava cheloveka i ikh zashchita (na primere Respubliki Filippiny)] // Legal system of Russia: realities and problems of modernization [Pravovaya sistema Rossii: realii i problemy modernizatsii]: Collection of scientific articles. SPb., 2012. P. 335-340. (rus).

5. Constitutions of the States of Southeast Asia and Pacific Ocean [Konstitutsii gosudarstv Yugo-Vostochnoi Azii i Tikhogo okeana]. M.: Publishing house of Foreign Literature [Izdatel'stvo in-ostrannoi literatury], 1960. (rus).

6. The contemporary history of the countries of Asia and Africa (XX century) [Noveishaya istoriya stran Azii i Afriki (XX vek)]. Part 2. M., 2001. (rus).

7. The 1945 Constitution of the Republic of Indonesia.

8. The 1987 Constitution of the Republic of the Philippines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.