Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В КАЗАХСТАНЕ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В КАЗАХСТАНЕ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
532
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЯ ОТХОДОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нукушева Айгуль Ашимовна, Айтимов Болат Жолдасбекович

Управление бытовыми отходами представляет собой важную задачу для всех стран мира в целях достижения экологического равновесия, устойчивого развития и борьбы с изменением климата. На сегодняшний день вопрос управлении бытовыми отходами для Казахстана имеет особую актуальность. В данной статье проведен научно-практический анализ управления бытовыми отходами в Казахстане, его особенности и характеристики. Целью исследования являются: оценка состояния управления твердыми бытовыми отходами в Казахстане, сравнительно-правовой анализ казахстанского законодательства и законодательства зарубежных государств, а также анализ перспектив в управлении твердыми бытовыми отходами в Казахстане для последующей оптимизации механизма современной законодательной базы управления бытовыми отходами в Республике Казахстан. На основе изложенных выводов и зарубежного опыта управления бытовыми отходами, автором было предложено и обосновано введение единого интегрированного подхода в управление бытовыми отходами в Республике Казахстан. Анализ показал, что законодательство Республики Казахстан в соответствующей сфере находится сегодня на стадии разработки и требует единого системного интегрирующего подхода, а также наработки практики применения законодательства в сфере управления отходами на практике. Более того, в условиях противодействия ухудшению экологической ситуации в республике особое значение имеет необходимость формирования экологической культуры у граждан Казахстана. Современная ситуация с политикой управления бытовыми отходами является важным фактором стремительного ухудшения экологической ситуации в стране. Поэтому важно формирование комплексной системы доступа к информации путем электронного управления, и организации целостной системы взаимодействия органов государственной службы, общественного сектора и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Нукушева Айгуль Ашимовна, Айтимов Болат Жолдасбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF HOUSEHOLD WASTE MANAGEMENT IN KAZAKHSTAN AND FOREIGN COUNTRIES: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Management of household waste is an important task for all countries of the world in order to achieve environmental equilibrium, sustainable development and climate change. At the moment, the issue of managing household waste for Kazakhstan has a special relevance. The scientific and practical analysis of the management of household waste in Kazakhstan, its features and characteristics was conducted in this article. The purpose of the study is to assess the state of solid household waste management in Kazakhstan, to conduct a comparative legal analysis of Kazakh legislation and legislation of foreign countries, as well as to analyze the prospects in solid household waste management in Kazakhstan for subsequent optimization of the mechanism of the modern legislative framework for household waste management in the Republic of Kazakhstan. On the basis of the outlined conclusions and foreign experience of management of household waste, the author proposed and substantiates the introduction of a single integrated approach to managing household waste in the Republic of Kazakhstan. The analysis showed that the legislation of the Republic of Kazakhstan in the relevant sector is today at the development stage and requires a single system integrating approach, as well as the practices for the application of legislation in the sphere of waste management in practice. Moreover, in the context of countering the deterioration of the environmental situation in the republic, it is of particular importance to the formation of ecological culture among citizens of Kazakhstan. The current situation with the policies of household waste management is an important factor in the rapid deterioration of the environmental situation in the country. Therefore, it is important to form a comprehensive information access system by electronic management, and organizing a holistic system of interaction between civil service, public sector and business.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В КАЗАХСТАНЕ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

УДК 341.9

CL

< Z

CL

О

е

X

о х

о <

сп

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В КАЗАХСТАНЕ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Нукушева Айгуль Ашимовна1

Профессор кафедры гражданского и трудового права Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова, кандидат юридических наук, доцент,

Республика Казахстан, г. Караганда, e-mail: akuka007@mail.ru

Айтимов Болат Жолдасбекович

Заведующий сектором антикоррупционной политики и этики института прикладных исследований Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, доктор философии (PhD), ассоциированный профессор, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, e-mail: bola_30081978@mail.ru

Аннотация. Управление бытовыми отходами представляет собой важную задачу для всех стран мира в целях достижения экологического равновесия, устойчивого развития и борьбы с изменением климата. На сегодняшний день вопрос управлении бытовыми отходами для Казахстана имеет особую актуальность. В данной статье проведен научно-практический анализ управления бытовыми отходами в Казахстане, его особенности и характеристики.

Целью исследования являются: оценка состояния управления твердыми бытовыми отходами в Казахстане, сравнительно-правовой анализ казахстанского законодательства и законодательства зарубежных государств, а также анализ перспектив в управлении твердыми бытовыми отходами в Казахстане для последующей оптимизации механизма современной законодательной базы управления бытовыми отходами в Республике Казахстан.

На основе изложенных выводов и зарубежного опыта управления бытовыми отходами, автором было предложено и обосновано введение единого интегрированного подхода в управление бытовыми отходами в Республике Казахстан. Анализ показал, что законодательство Республики Казахстан в соответствующей сфере находится сегодня на стадии разработки и требует единого системного интегрирующего подхода, а также наработки практики применения законодательства в сфере управления отходами на практике. Более того, в условиях противодействия ухудшению экологической ситуации в республике особое

о

о значение имеет необходимость формирования экологической культуры у граждан Казах-

2 стана.

Современная ситуация с политикой управления бытовыми отходами является важным ро фактором стремительного ухудшения экологической ситуации в стране. 5 Поэтому важно формирование комплексной системы доступа к информации путем ¡я электронного управления, и организации целостной системы взаимодействия органов го-ч: сударственной службы, общественного сектора и бизнеса.

Ключевые слова: экологическое право, твердые бытовые отходы, устойчивое развитие, принцип ответственности образователя отходов.

1 Автор для корреспонденции

КАЗАЩСТАНДАГЫ ЖЭНЕ ШЕТ ЕЛДЕРДЕГ1 Т¥РМЫСТЫК; ЦАЛДЬЩТАРДЫ БАСЩАРУДЫЦ К¥КЫ^ТЫК АСПЕКТ1ЛЕР1: САЛЫСТЫРМАЛЫ-К¥^Ы^ТЫК ТАЛДАУ

Нукушева Айгуль Ашимовна

Академик Е.А. Бекетов атындагы Караганды университет1 азаматтъщ жэне ецбек щущыгы кафедрасыныц профессоры, зац гылымдарыныц кандидаты,

Казащстан Республикасы, Караганды щаласы, e-mail: akuka007@mail.ru Айтимов Болат Жолдасбекович

КР Президентi жанындагы Мемлекеттж басщару академиясы щолданбалы зерттеулер институтыныц сыбайлас жемщорлыщща щарсы саясат пен этика секторыныц мецгерушiсi, философия доктоыр (PhD), щауымдастырылган профессор, Казащстан Республикасы, Нур-Султан щ., e-mail: bola 30081978@mail.ru

Аннотация. Турмыстыщ щалдыщтарды басщару экологиялыщ тепе-тецдтке щол жет-к1зу, туращты даму жэне климаттыц езгеруiмен куресу мащсатында элемнщ барлыщ ел-дерi Yшiн мацызды мтдет болып табылады. БYгiнгi тацда Казащстан Yшiн турмыстыщ щалдыщтарды басщару езектi мэселелер щатарында. Бул мащалада Казащстандагы турмыстыщ щалдыщтарды басщаруга, жэне оныц ерекшелiктерi мен сипаттамаларына гылы-ми-практикалыщ талдау ЖYргiзiлдi.

Зерттеудщ мащсаты: Казащстандагы щатты турмыстыщ щалдыщтарды басщару-дыц жай-^шн багалау, щазащстандыщ зацнама мен шет мемлекеттердщ зацнамасын салыстырмалы-щущыщтыщ талдау, сондай-ащ Казащстан Республикасындагы турмыстыщ щалдыщтарды басщарудыц щазiргi замангы зацнамалыщ базасыныц теттн кешннен оцтайландыру ymw Казащстандагы щатты турмыстыщ щалдыщтарды басщарудагы пер-спективаларды талдау болып табылады.

Баяндалган щорытындылар мен турмыстыщ щалдыщтарды басщарудыц шетелдт С тэжiрибесiнiц негiзiнде автор Казащстан Республикасындагы турмыстыщ щалдыщтар- 0 ды басщаруга бiрыцгай интеграцияланган тэсiлдi енгiзудi усынып, негiздедi. Талдау Ка- и защстан Республикасыныц тиiстi саладагы зацнамасы бYгiнгi тацда эзiрлену сатысын- с да екешн жэне бiрыцгай ЖYйелi ыщпалдастыру тэстн, сондай-ащ щалдыщтарды басщару Т саласындагы зацнаманы практикада щолдану практикасыныц ЖYзеге асырылуын талап Т ететШн керсеттi. Сонымен щатар, Республикадагы экологиялыщ жагдайдыц нашарла- а уына щарсы iс-щимыл жагдайында Казащстан азаматтарыныц экологиялыщ мэдениетт

о

щалыптастыру щажеттыт ерекше мэнге ие. о

Турмыстыщ щалдыщтарды басщару саясатындагы щазiргi жагдай елдегi экологиялыщ Т

жагдайдыц тез нашарлауыныц мацызды факторы болып табылады. Ь

Сол себептi электрондыщ басщару арщылы ащпаратща щол жетк1зудщ кешендi ЖYйесiн В

щалыптастыру жэне мемлекеттт щызмет органдарыныц, щогамдыщ сектор мен бизне- И

стщ езара iс-щимылыныц тутас ЖYйесiн уйымдастыру мацызды. р

Ty^h свздер: экологиялыщ щущыщ, щатты турмыстыщ щалдыщтар, туращты даму, щал- О

дыщтарды тYзушiнiц жауапкерштк щагидаты. °

X

е о

"U 2 А JZ

LEGAL ASPECTS OF HOUSEHOLD WASTE MANAGEMENT IN KAZAKHSTAN AND FOREIGN COUNTRIES: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Nukusheva Aigul Ashimovna

Professor of the Department of Civil and Labor Law

of the Karaganda University named after Academician E.A. Buketov,

Candidate of Law, Associate Professor,

Republic of Kazakhstan, Karaganda, e-mail: akuka007@mail.ru

Aitimov Bolat Zholdasbekovich

Head of the Sector of Anti-Corruption Policy and Ethics

of the Institute of Applied Research of the Academy

of Public Administration under the President

of the Republic of Kazakhstan, PhD, associate professor,

Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan, e-mail: bola_30081978@mail.ru

Abstract. Management of household waste is an important task for all countries of the world in order to achieve environmental equilibrium, sustainable development and climate change. At the moment, the issue of managing household waste for Kazakhstan has a special relevance. The scientific andpractical analysis of the management of household waste in Kazakhstan, its features and characteristics was conducted in this article.

The purpose of the study is to assess the state of solid household waste management in Kazakhstan, to conduct a comparative legal analysis of Kazakh legislation and legislation of foreign countries, as well as to analyze the prospects in solid household waste management in Kazakhstan for subsequent optimization of the mechanism of the modern legislative framework for household waste management in the Republic of Kazakhstan.

On the basis of the outlined conclusions and foreign experience of management of household waste, the author proposed and substantiates the introduction of a single integrated approach g to managing household waste in the Republic of Kazakhstan. The analysis showed that the a. legislation of the Republic of Kazakhstan in the relevant sector is today at the development stage ^ and requires a single system integrating approach, as well as the practices for the application of !* legislation in the sphere of waste management in practice. Moreover, in the context of countering g the deterioration of the environmental situation in the republic, it is of particular importance to § the formation of ecological culture among citizens of Kazakhstan.

< The current situation with the policies of household waste management is an important factor g in the rapid deterioration of the environmental situation in the country.

x Therefore, it is important to form a comprehensive information access system by electronic management, and organizing a holistic system of interaction between civil service, public sector g and business.

< Keywords. environmental law, solid household waste, sustainable development, the principle

<=■ of responsibility of the waste educator.

<

CD

ь

-q Ш

tí Ведение

0 Проблема управления бытовыми тверды-§ ми отходами в Казахстане является одной m из приоритетных задач в области экологи-е ческой политики. Среди основных факто-s ров, прямо или косвенно препятствующих

эффективному управлению бытовыми отхо-

^ дами в Казахстане выделяют урбанизацию

1 и развитие продовольственного и бытового Ь рынка приводящих к постоянному увели-

DOI: 10.52026/2788-5291_2022_70_3_148

чению объема отходов в стране. При этом, большую и стремительно растущую часть отходов составляют твердые бытовые отходы [1].

Как результат, в 2022 году проблема загрязнения территории страны твердыми бытовыми отходами представляет собой одну из самых сложных экологических проблем Казахстана, что подтверждается международными отчетами Казахстана в UNECE и

данными государственного мониторинга2.

Опасность загрязнения твердыми бытовыми отходами состоит в загрязнении большего объема территории, почвы, подземных вод, растений, а также организмов живых существ: животных, птиц и человека. Также, выбросы в атмосферу в виде свалочных газов являются основным фактором воздействия на изменение климата [2].

Сложная экологическая ситуация в Казахстане является препятствием для осуществления гражданами страны своих прав, закрепленных в Конституции, включая статьи 31 Конституции Республики Казахстан, где целью государства указана охрана окружающей среды, благоприятной для человека) и 38 Конституции Республики Казахстан (где изложено обязательство граждан сохранять природу, а также бережно относиться к природным богатствам)3.

Статья 13 Экологического кодекса Республике Казахстан предусматривает право каждого человека на благоприятную окружающую среду. Статьей 41 определены лимиты накопления и захоронения отходов ведущие к сокращению количества захораниваемых отходов и стимулированию их подготовки к повторному использованию с целью устойчивого развития, и обеспечения охраны окружающей среды4.

Согласно Концепции правовой политики до 2030 года одной из задач первостепенной важности является усиление экологического законодательства, направленного на стимулирование природопользователей к снижению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду5. В соответствии с Концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира, управление бытовыми и промышленными отходами является одной из важных задач на госу-

дарственном уровне 6.

На саммите Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Рио + 20» Казахстан представил свои региональные инициативы «Зеленый мост» и «Глобальная энергетическая и экологическая стратегия», которые получили поддержку мирового сообщества и вошли в итоговый документ конференции. Целью инициативы «Зеленый мост» является разработка практического межрегионального механизма для содействия развитию зеленых предприятий, которые будут продвигать экологически безопасные технологии и их инвестиции.

В 2022 году обращение с отходами является приоритетной задачей Концепции перехода к «зеленой экономике» Республики Казахстан.

Ключевые задачи и целевые индикаторы обращения с твердыми бытовыми отходами определены в новом Экологическом кодексе (который ввел принцип иерархии обращения с отходами) и в Национальном проекте «Зеленый Казахстан» на 2021-2025 годы [3].

Также, уже длительное время в Казахстане разрабатывается проект специализированного закона «Об отходах» или «Об утилизации отходов промышленного производства и иных отходов в Республике Казахстан» [4].

Однако, в большинстве государств СНГ приняты законы, регулирующие управление отходами7.

По сути политика управления отходами Казахстана определена в Зеленой концепции и направлена на внедрение раздельного сбора отходов, развитие сектора переработки отходов с производством вторичной продукции с привлечением инвестиций, в том числе через государственно-частное партнерство8.

2 Обзоры результативности экологической деятельности. Казахстан. Третий обзор сокращенная версия. ООН 2019. // https://unece.org/DAM/env/epr/epr_studies/Synopsis/ECE.CEP. 185_RUS_Synopsis.pdf. (дата обращения 15.04.2022)

3 Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // https://adilet. zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения 15.04.2022)

4 Экологический кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VIЗРК. // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400 (дата обращения 15.04.2022)

5 Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674. //https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674 (дата обращения 15.04.2022)

6 Указ Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732 «О Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира». https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000732(дата обращения 15.04.2022)

7 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция) // http:// ■www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/; Закон Украины от 5 марта 1998 года № 187/98-ВР «Об отходах» // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30453911; Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» //https://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_obrawenii_s_othodami.htm; Закон Кыргызской республики от 13 ноября 2001 года № 89 «Об отходах производства и потребления» //http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/924; Закон Республики Узбекистан от 05.04.2002 г. № 362-II «Об отходах» //https://lex.uz/docs/44872; Закон Республики Молдова от 29 июля 2016 года № 209 «Об отходах» //https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35111851 (дата обращения 24.04.2022)

8 Переход Казахстана к зеленой экономике: обзорный отчет. United Nations Environment Program, 2020. https://www.un-page.org/files/public/ge_stocktaking_report_ru.pdf (дата обращения 15.04.2022)

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП А

А го О го О

X

е о

"U

2 А

JZ

Таким образом, обращение с твердыми бытовыми отходами в Казахстане является важными вопросом, общегосударственного уровня. Совершенствование и развитие законодательства Республики Казахстан в области обращения с твердыми бытовыми отходами является одной из приоритетных задач государства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, устойчивого развития и борьбы с изменениями климата. Следует отметить, что казахстанский законодатель взял курс на внедрение экологических стандартов Европейского Союза (далее - ЕС) в политику управления отходами, создание электронной системы управления отходами, а также последующие шаги по совершенствованию системы утилизации и переработки твердых бытовых отходов.

Управление отходами важно для сохранения здоровья живых существ, а также для создания устойчивой окружающей среды для будущих поколений, помогает уменьшить загрязнение окружающей среды, а также помогает в профилактике инфекционных заболеваний [5].

Актуальность данного исследования подтверждается многочисленными вызовами, предстающими перед современным обще™ ством, в сфере охраны окружающей сре-¡3 ды, быстрым изменением климата, а также ° связана с вопросами оценки эффективного сти политики по утилизации отходов в ре-1 зультате которого происходит постоянное загрязнение почв, вод, растений, животных и воздуха [6].

<1

0 Методы и материалы

1 В данной статье использованы метод политико-правового анализа, сравнитель-

§ но-правовой метод, которые позволили про-< вести анализ состояния, проблематики и с перспектив развития законодательства Ка-<1 захстана в области обращения с твердыми (З бытовыми отходами. Сравнительно-право-^ вой метод позволил провести анализ и срав-^ нение законодательства и норм зарубежных о государств в сфере управления бытовыми

о отходами.

<1 т

^ Результаты и обсуждение

Проблема управления твердыми отхо-Ь дами в первую очередь является междуна-^ родной. Загрязнение окружающей среды не ^ имеет границ, и касается каждого жителя Ь планеты. Так, еще в 1997 году учёные открыт ли «мусорный континент» [7]. В списке «50

самых больших свалок мира», составленном Программой Организации Объединённых Наций (далее - ООН) по окружающей среде, подавляющее большинство свалок зарегистрировано в Африке, Азии и Латинской Америке [7].

Что касается исследовании проводимых в Казахстане то можно констатировать, что исследования проводились точечно, принятие законодательств имело урывчатый характер, в следствии чего не было сформировано единой комплексной системы управления или его правового механизма. Более того, в таких условиях сформировались значительные проблемы в нормативно-правовом регулировании и практике применения, а между ответственными субъектами не сформировалась коммуникационная управленческая связь.

Также, правовой нигилизм жителей, их менталитет и отсутствие экологической культуры поощрял к систематическому нарушению стандартов, норм и правил в сфере утилизации и сортировки отходов.

Важно отметить, что современные ученые разных направлений, в целом единогласны в вопросах управления отходами. Конфликт возникает на практике, когда интересы предприятий и бизнеса превалируют над интересами по охране окружающей среды.

На наш взгляд, именно системный подход важен для создания эффективного механизма нормативно-правового регулирования управления бытовыми отходами в Казахстане. Критически важным для этого является не только необходимость создать базу нормативно-правовых актов и стандартов, соответствующих современным требованиям, но и необходимость информационной, пропагандистской, образовательной кампании с населением нашей страны для развития понимания актуальности правильной сортировки и переработки бытового мусора. Успешная реализация концепций по управления бытовыми отходами возможна только при активном содействии населения страны и общественности.

Также, к числу важных задач относится цифровизация в сфере управления отходов Казахстана.

11 ноября 2019 года открылась первая Казахстанская биржа отходов (KazWaste Exchange). Основная идея KazWaste Exchange - удобный поиск покупателей и поставщиков различных видов отходов в Казахстане и СНГ. Перерабатывающие ком-

пании уже зарегистрировались на сайте и готовы покупать вторичное сырье. Далее, планируется запустить мобильное приложение для повышения производительности платформы9.

В мировом контексте существует Global E-Waste Monitor 2020 (www.globalewaste. org), который является совместным продуктом Глобального партнерства по статистике электронных отходов, созданного Университетом ООН, Международным союзом электросвязи в тесном сотрудничестве с Программой ООН по окружающей среде.

Согласно опубликованному сегодня докладу ООН Global E-Waste Monitor 2020, в 2019 году во всем мире было образовано рекордные 53,6 миллиона метрических тонн электронных отходов, что на 21 процент больше всего за пять лет [8].

Основной проблемой, связанной с электронными отходами, как и в области любых других отходов является загрязнение окружающей среды. Но в случае с высокотехнологичными отходами проблема стоит острее, так как в большинстве своем они токсичны. Отравляющие вещества попадают в грунтовые воды, нанося непоправимый ущерб здоровью людей, животных, растений [9].

Если обратится к опыту стран ЕС, то до начала 1970-х годов законодательство об отходах находилось в сфере внутренней компетенции государств-членов ЕС.

В 1975 году, чтобы сблизить различные национальные практики, Европейский совет принял так называемую Рамочную директиву по отходам (75/442 / EC), которая установила общие требования и основные определения (концепции и термины) в этой области. В 2006 году Директива была переиздана и сегодня она действует в своей последней версии от 2008 года под обозначением Директива 2008/98 / EC.

Директива 2008/98 / EC выдвинула позицию, в которой на первый план выходит принцип «иерархии управления отходами» - концепции, показывающей последовательность наиболее предпочтительных методов

работы с отходами, которые в конечном итоге обеспечивают сокращение отходов.

Согласно данному принципу на первом месте стоит «профилактика» в сфере работы с отходами. Далее следует повторное использование (подготовка), переработка (ресайклинг), использование и утилизация в порядке убывания [10].

В конце 2014 года в странах ЕС было принято 36 национальных и региональных программ «профилактики» - разных по содержанию, целям и временным горизонтам. Программы ориентированы на домохозяйства, муниципалитеты, сельское хозяйство и горнодобывающий сектор; большинство из них имеет дело с такими видами отходов, как органические (пищевые отходы), электрические и электронные компоненты, опасные отходы [10].

На сегодня Система управления отходами в ЕС представлена одиннадцатью Директивами и другими документами. Среди них выделяются:

- Рамочная директива по отходам Директива 2018/851 Европейского парламента и Совета о внесении поправок в Директиву 2008/98 / EC по отходам10.

- Директива по захоронению отходов Директива 2018/850 Европейского парламента и Совета о внесении поправок в Директиву 1999/31 / EC о захоронении отходов. Директива подразумевает принцип ответственности производителя11.

- Директива 2019/904 Европейского парламента и Совета о снижении воздействия определенных пластиковых изделий на ^

,12

Н

X

окружающую среду .

- Директива 2018/849 Европейского парламента и Совета о внесении поправок в Директивы 2000/53 / EC по отработанным транспортным средствам, 2006/66 / EC по батареям и аккумуляторам, а также 2012/19 / EU по отходам электрическое и электронное оборудование. Он устанавливает правила, касающиеся размещения на рынке батарей и аккумуляторов, а также запрет на то, что они содержат опасные вещества13.

9 Казахстан. Добровольный Национальный Обзор 2019. О реализации повестки дня до 2030 года в области устойчивого развития/АО «Институт экономических исследований» -Нур-Султан, 2019.- 158//https://sustainabledevelopment.un.org/ content/documents/23453KAZAKHSTAN_VNR_Kazkahstan_web_site_2019.pdf (дата обращения 15.04.2022)

10 Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 94/62/ЕС от 19 ноября 2008 г. Об отходах и отменен ряда Директив //https://wecoop.eu/wp-content/uploads/2020/04 (дата обращения 24.04.2022)

11 Директива Совета Европейского Союза 1999/31/ЕС от 26 апреля 1999 г. По полигонам захоронения отходов // https:// wecoop.eu/wp-content/uploads/2020/04 (дата обращения 24.04.2022)

12 Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/904 от 19 июня 2019 г. о снижении воздействия определенных пластиковых изделий на окружающую среду (дата обращения 24.04.2022)

13 Summary of the current EU waste legislation https://www.municipalwasteeurope.eu/summary-current-eu-waste-legislation (дата обращения 24.04.2022)

ы А

О х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

CL

< Z

CL

О

е

X

о

m О

in <

< СП

ь

-q

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

Притом ЕС характеризируется неоднородностью экологической политики в сфере обращения с отходами. К примеру, Швеция занимает первое место в мире по эффективности управления отходами, но в то же время в Италии находится Свалка Malagrotta - один из самых крупных мусорных полигонов с общей пропускной способностью до 60 миллионов тонн14. В Швеции еще в 1947 году образовалась Шведская ассоциация по управлению отходами Avfall Sverige, сегодня имеющая 400 коллективных членов и через них представляющая 99,9% населения страны. Чтобы уменьшить количество свалок, было введено налог на свалки в 2000 году, запрещено захоронение взрывоопасных отходов в 2002 году и органических отходов в 2005 году; позже также был введен налог на сжигание бытовых отходов. В последующие годы начался все более массовый перевод национальной системы обращения с отходами на рыночные принципы и «ресурсный» подход к проблеме.

Расширенная ответственность производителя была впервые введена в Финляндии в 2004 году для транспортных средств, автомобильных шин, электронных и электрических приборов, батарей и аккумуляторов, бумаги15.

В ЕС расширенные обязательства производителя установлены в Рамочной директиве по отходам № 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об отходах и отмене ряда директив», а также в законе Германии «О замкнутом цикле веществ и управлении отходами и обеспечении экологически безопасного управления отходами».

В США обращение с отходами контролируется Агентством по охране окружающей среды (EPA) в соответствии с Законом о сохранении и восстановлении ресурсов (Resource Conservation and Recovery Act, 1976). Расширенная ответственность производителя (РОП (EPR)) действует далеко не в каждом штате и, в большинстве случаев, распространяется на электронику и краски 16. Следует отметить, что в США нет национального закона об утилизации отходов, и правительство каждого штата и местные

органы власти разрабатывают комплексные планы по обращению с промышленными и коммунальными отходами.

В Канаде управление отходами регулируется главным образом на провинциальном и муниципальном уровнях. Многие муниципалитеты активно внедряют программы pay-as-you-throw (PAYT), которые предусматривают, что оплата за отходы зависит от объема выбранного контейнера (75, 120, 240, 360 литров), а также от частоты и периодичности сбора мусора. Также разработаны программы раздельного сбора отходов, которые разделяются по цветам в зависимости от вида отходов.

В 2009 году Канадский Совет министров окружающей среды принял План действий по переходу на «расширенную ответственность производителей» (Canada wide Action Plan for EPR)17.

В Японии Законом «Об обработке и очистке отходов» ответственность за сбор и переработку промышленных и бытовых отходов несут сами предприятия [11, с.37].

Хочется отметить, что в Японии проблемами по переработке отходов занимаются наряду с государственными органами и жилищно-коммунальными хозяйствами, научно-исследовательские организаций. Так, например вопросы использования отходов производства и потребления полимерных материалов изучает Институт по обработке пластмассовых отходов, созданный еще в 1971 году [11, с.37].

В Казахстане фактически отсутствует практика привлечения населения к ответственности за формирования стихийных свалок. По результатам наземного мониторинга методом дистанционного зондирования земли в Казахстане выявлено 8 884 стихийных свалки, из них более 7 147 свалок ликвидировано (2019 и 2020 годы). До недавнего времени девяносто семь процентов твердых бытовых отходов размещалось на открытых свалках и некачественных полигонах [8]. Сложностью является тот факт, что эффективное использование отходов для вторичной переработки требует внедрения отдельной системы сбора для вторсырья, чего на данный момент нет ни в одном из

14 ТОП 10 самых больших мусорных свалок в мире. https://enki.ua/articles/top-10-samyh-bolshih-musornyh-svalok-v-mire-5913 (дата обращения 24.04.2022)

15 Системы управления бытовыми отходами разных стран: Рецепты для России //https://s.siteapi.org/1f54221ba217f8f.ru/ docs/5dghdlexh4cok0wcgw4c4gkokc8scg (дата обращения 24.04.2022)

16 Системы управления бытовыми отходами разных стран: Рецепты для России //https://s.siteapi.org/1f54221ba217f8f.ru/ docs/5dghdlexh4cok0wcgw4c4gkokc8scg (дата обращения 24.04.2022)

17 Системы управления бытовыми отходами разных стран: Рецепты для России //https://s.siteapi.org/1f54221ba217f8f.ru/ docs/5dghdlexh4cok0wcgw4c4gkokc8scg (дата обращения 24.04.2022)

городов Казахстана [12].

Таким образом мы возвращаемся к проблеме сортировки отходов. Многие граждане отказываются от введения практики сортировки мусора, что негативно сказывается на экологии страны. Также зачастую строительные компании ищут более эффективные способы управления отходами, чаще всего с точки зрения экономической устойчивости, а не с точки зрения экологически и социально устойчивого развития, что приводит в основном к стратегиям сокращения затрат. Как результат, Азиатские страны, как недавно и быстро развивающийся регион мира, нуждаются в значительных улучшениях в управлении отходами, включая обращение с твердыми бытовыми отходами [13].

Очень важно, создать практику и привычку у казахстанцев сортировать мусор.

Бытовые отходы обычно образуются из различных источников, где происходят различные виды человеческой деятельности. Твердые бытовые отходы, образующиеся в развивающихся странах, образуются в основном в жилых домах (55-80%), за которыми следуют рыночные или коммерческие районы (10-30%). Обычно твердые отходы из таких источников очень неоднородны по своей природе. Таким образом, они имеют различные физико-химические характеристики в зависимости от их первоначальных источников. Неоднородность образующихся твердых отходов является серьезным препятствием для сортировки и использования в качестве материала. Итак, существует надлежащая потребность в сортировке этих отходов их последующей утилизацией.

В странах ЕС функция первичной сортировки перекладывается на производителей отходов, и только потом на перерабатывающих предприятиях осуществляется окончательная сортировка [14]. Такой подход позволяет достичь высокого уровня утилизации отходов за счет повышения чистоты и однородности поступающих фракций. Те же отходы, которые не могут быть переработаны, обычно отправляются на свалку для захоронения или сжигаются в мусоросжигательных установках. Ниже представлен опыт некоторых стран в организации систем управления отходами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Австрия является лидером по переработке отходов, перерабатывая 63% образующихся отходов. Согласно Конституции Австрии, ответственность за твердые отходы разделена между федеральным правительством и местными властями. Сортировка и

обработка закреплены на законодательном уровне и являются обязательными для каждого региона страны [14].

К сожалению, далеко не все официальные свалки отходов в Казахстане располагаются на безопасном расстоянии от жилых массивов, а также имеют соответствующее изоляционное покрытие и систему сбора и очистки сточных вод. В итоге, вредные вещества часто попадают в почву и грунтовые воды.

Важно отметить, что нововведения в законодательство Казахстана способствуют значительному улучшению состояния нормативно-правового механизма управления твердыми бытовыми отходами в стране. Операции по обращению с отходами, а также требования по раздельному сбору мусора определены Экологическим кодексом 2021 года.

Предполагается, что доля переработанных твердых бытовых отходов к 2030 году составит около 40%, а охват населения вывозом твердых бытовых отходов составит 100% к 2030 году.

Существует несколько методов утилизации твердых отходов, среди которых ведущими являются три: захоронение отходов на полигоне, переработка сжигание отходов и компостирование. Однако у каждого из этих методов есть преимущества и недостатки р [15]. Так, например технология захоронения К отходов может привести к большому коли- и честву экологических последствий, среди р которых загрязнение воздуха, почвы и под- У земных вод. Поэтому, как и в Казахстане, ^ так и во всем мире существует потребность А в переработке отходов. о

В наше время существует несколько под- Д ходов к решению проблемы переработки и Е утилизации пластиковых отходов. Следует Ь отметить, что в мире всего около 9% пласти- В ковых отходов перерабатывается, а около И 12% сжигается, что негативно сказывается п

5 "О

на состоянии атмосферы из-за выброса тя- В

желых металлов и СО. В

о

На фоне растущего признания послед- и

ствий изменения климата и необходимости ф

сокращения выбросов парниковых газов в р

2019 году в Мадриде состоялась 25-я кон- А

ференция ООН по климату, известная как и

COP25, по итогам которой страны Евросо- к

юза заявили, что четверть всего следующего №

бюджета ЕС будет направлена на борьбу с (

изменением климата. -

Так, 77 стран-участниц COP25 обязались 2

к 2050 году полностью перевести эконо- 2

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

мику на экологические рельсы, сделав ее нейтральной с точки зрения выбросов парниковых газов - то есть компенсировать неизбежные выхлопы соответствующими мерами по очистке от них атмосферы [16].

Также, многие из бытовых отходов потенциально пригодны к переработке, и являются также возможными ресурсами и материалами для создания новых изделий, которые могут иметь спрос на современном рынке. Это, в основном, резиновые и пластмассовые изделия, стекло, бумага, ткань и другие материалы.

Таким образом мы можем говорить о проблеме нецелесообразного использования ресурса.

Мусороперерабатывающих и сортирующих предприятий в Казахстане катастрофически не хватает. И несмотря на то, что потребность в переработке мусора очень высокая, на сегодня в Казахстане (Астана) находится единственный на всю центральную Азию мусороперерабатывающий завод [1].

В то же время, в регионах создано более 100 малых и средних мусоросортирующих и перерабатывающих предприятий, что говорит о внимании государства к проблеме управления отходами, необходимости решения соответствующих проблем, и понимания перспективности и экономической выгоды в данной области.

Также, сортировочные линии установлены в семи крупных городах Казахстана, в будущем планируется построить 23 новых объекта по сортировке и переработке отходов, а в 19 населенных пунктах проводится модернизация действующих малых мусоро-перерабатывающих заводов [1].

Последние годы в Казахстане неоднократно в различных регионах предпринимались попытки создать систему раздельного сбора и переработки бытовых отходов, но почти каждый раз они терпели неудачу в силу целого ряда причин, основными из которых являются коррупция, правовой нигилизм, безразличие населения, отсутствие инфраструктуры, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы и поддержки местных органов власти [1].

В качестве решения проблемы, озвучивалось мнение о том, что сортировочные, перерабатывающие цеха и полигоны должны

одновременно быть либо полностью в руках государства, либо в частной собственности. Однако сегодня свалки являются государственными, а предприятия по сортировке и переработке мусора - частными [1]. Разработка эффективной системы управления твердыми бытовыми отходами, должна основываться на предпочтении минимизации или предотвращения образования отходов и с учетом особенностей, характерных для каждого из них [17].

Европейские страны также активно используют научно-технические новшества для переработки отходов. В ЕС активно работают программы поддерживающие научно-технические разработки в данной сфере. Для ученых, исследователей и разработчиков, созданы условия для продуктивной работы, обмена знаниями и разработки инновационных экологических продуктов по сортировке и переработке мусора.

К таким новшествам, на сегодня можно отнести технологию «waste-to-energy», которая позволяет не только безвредно утилизировать твердые отходы, но и извлечь энергию из процесса утилизации, необходимую для других нужд.

С этой целью в ноябре 2020 года в Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергетики, транспорта и государственных наград»18 было внесено понятие «энергетическая утилизация отходов» как процесс термической обработки отходов с целью уменьшения их объема и получения энергии. Таким образом, инновационные технологии находятся на таком высоком уровне, что в результате сжигания отходов на высоких температурах через специальные катализаторы выделяется лишь пар. Эта технология позволяет обеспечивать до 50 МВт в час альтернативной электроэнергии. По этой схеме работают заводы в Гонконге, Испании, Франции, Германии, Америке, Швейцарии. Всего в Европе существует более 243 подобных мусоросжигательных предприятия19.

По своему техническому уровню существующая система управления отходами в Германии является одной из самых развитых в мире. Достигнуты уровни очистки различных потоков отходов, которые значительно превышают средний уровень по Ев-

18 Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2020 года № 373-У1ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергетики, транспорта и государственных наград». https:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z2000000373 (дата обращения 15.04.2022)

19 Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2020 года № 373-У1 ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые

ропе. Таким образом, утилизируется более 90% бытовых отходов, тогда как по Европе в целом этот показатель составляет в среднем 37%. Общий уровень переработки различных материалов в Германии превышает 80%. В 2016 году 68% бумаги, 94 - стекла и 45% стали были произведены из «второстепенных» материалов20.

Например, Казахстан изучает опыт му-сороперерабатывающего завода в Вене (Австрия), который работает с 1971 года по принципу waste-to-energy, ежегодно утилизируя до 250 тысяч тонн отходов и производя 60 МВт тепловой энергии и 120 ГВтч электроэнергии. Также, известным является завод Amager Bakke в Копенгагене (Дания), открытый в 2017 году и перерабатывающий 400 тысяч тонн отходов в год, что позволяет обеспечивать теплом и электричеством 160 тысяч и 62,5 тысяч домохозяйств соответ-ственно21.

Таким образом, мы можем говорить о процессе формирования нового подхода в законодательстве об управлении твердыми бытовыми отходами. Во-первых, мы должны отметить комплексный характер управления разными видами отходов. Во-вторых, для реализации эффективной стратегии управления отходами необходима синергия в работе частного, научного и государственного сектора. На наш взгляд необходима единая политика управления отходами которая регулировалась бы системой нормативно-правовых актов взаимосвязанных и не противоречащих друг другу.

Заключение

Исследование дает основание говорить о слабом развитии механизма управления бытовыми отходами Казахстана. Сегодня в сфере обращения с твердыми отходами можно выделить следующие проблемы:

1. Большое количество стихийных свалок;

2. Отсутствие объектов размещения отходов, отвечающих требованиям экологиче-

ской безопасности.

3. Низкий уровень извлечения из них вторичных ресурсов;

4. Несоблюдение технологии утилизации;

5. Несовершенство действующей нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления, несовершенство государственного управления окружающей средой;

6. Отсутствие интегрированной системы управления обращением с твердыми отходами, включая создание системы селективного сбора отходов, станций обработки и сортировки отходов, строительство предприятий по переработке отходов, развитие рынка вторичного сырья, развитие система льгот для предприятий, использующих вторичное сырье;

7. Низкая экологическая культура населения;

8. Низкий уровень экологического информирования;

9. Низкий уровень технологических возможностей;

10. Отсутствие единой системы мониторинга и управления отходами.

Анализирую европейский опыт, приходим к заключению, что предприятиям важно создать условия для безотходного производства, а также сортировки, утилизации твердых отходов путем льгот, отдельных государственных отличий.

Принцип ответственности производителя, закрепленный в 2021 году, является одним из ключевых факторов развития правового механизма управления отходами в соответствии с европейскими стандартами,

Подводя итоги следует отметить, что, несмотря на значительный общий прогресс в обеспечении своевременного вывоза бытовых отходов в Казахстане, бытовых твёрдых отходов остается актуальной и требует комплексных подходов в установлении правового механизма правления такими отходами и применения его на практики.

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергетики, транспорта и государственных наград». https:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z2000000373 (дата обращения 15.04.2022)

20 Превращать отходы в энергию планируют в Казахстане https://forbes.kz/news/2020/06/05/newsid_226856 (дата обращения 24.04.2022)

21 Превращать отходы в энергию планируют в Казахстане https://forbes.kz/news/2020/06/05/newsid_226856 (дата обращения 24.04.2022)

х

е о

"U

2 А

JZ

ЛИТЕРАТУРА

1. Жандыбаев К. Переработка отходов: тренд или необходимость оздоровления страны. - [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://strategy2050.kz/ru/news/51543/ (дата обращения 15.04.2022)

2. Noya I., Inglezakis V, González-García S., Katsou E., Feijoo G., Moreira M.T. Comparative environmental assessment of alternative waste management strategies in developing regions: A case study in Kazakhstan // Waste Management & Research. - 2018. - 36(8). - P. 689-697.

3. Мустафина В. Опыт Казахстана по обеспечению перехода к рациональным моделям потребления и производства ЦУР 12. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unece.org/sites/default/files/2021-03/3.1_Kazakhstan_Mustafina_0.pdf (дата обращения 15.04.2022)

4. Саскебаев С.Т. Рабочее название законопроекта Закон «Обутилизации отходах промышленного производства и иных отходов в Республике Казахстан». - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31531864#pos=3;-88 (дата обращения 15.04.2022)

5. Нурсеитов Б.Е. Эколого-экономическая эффективность переработки твердых бытовых отходов (на примере Южно-Казахстанской области): Автореферат диссертации: - Алматы, 2009. - 28 с.

6. Koop S.H.A., van Leeuwen C.J. The challenges of water, waste and climate change in cities. //Environment, Development and Sustainability. - 2017. - 19. - P. 385-418.

7. Гордеева Е.М. Регулирование деятельности по обращению с отходами: мировые тренды и опыт Европейского Союза // Теоретическая и прикладная экология. - 2020. -№ 4. - С. 237-241.

8. Inglezakis V.J., Moustakas K., Khamitova G., Tokmurzin D., Sarbassov Y., RakhmatulinaR., Poulopoulos S.G. Current municipal solid waste management in the cities ofAstana and Almaty of Kazakhstan and evaluation of alternative management scenarios //Clean Technologies and Environmental Policy. - 2018.- 20(3) - P.503-516

9. Ilyassova G., Nukusheva A., Arenova L., Karzhassova G., Akimzhanova M. Prospects of £¡ legal regulation in the field of electronic waste management in the context of a circular economy S // International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. - 2021. - Vol. 21 (3). g - P.367-388

10. Никуличев Ю.В. Управление отходами. Опыт Европейского союза. Аналитический ^ обзор. -М., 2017. - 55 с. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://inion.ru/site/assets/ ^ files/1109/nikulichev_upravlenie_otkhodami.pdf. (дата обращения 15.04.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=§. 11. Интымакова А.Т. Моделирование процессов государственного управления в сфере f охраны окружающей среды. Диссертация. - Астана: 2016. - 151 с.

о 12. AbylkhaniВ., GuneyM., AiymbetovB., YagofarovaA., Sarbassov Y., ZorpasA.A., Inglezakis g V. Detailed municipal solid waste composition analysis for Nur-Sultan City, Kazakhstan with >g implications for sustainable waste management in Central Asia //Environmental Science and g Pollution Research. - 2021. - 28(19). - P. 24406-24418.

< 13. Turkyilmaz A., Guney M., Karaca F., Bagdatkyzy Z., Sandybayeva A., Sirenova G. A ^E comprehensive construction and demolition waste management model using PESTEL and 3R for

< construction companies operating in Central Asia //Sustainability. - 2019. - 11(6). - P. 1593.

Ь 14. ФилипповВ.В., КадировН.Т. Обзор системы обращения с твердыми бытовыми от-£ ходами на территории Европейского союза //Журнал «Молодой ученый». - 2015. - №22 tí (102) - С. 91-94.

0 15. Мухтар А.А. Исследование возможности переработки отходов мусоросортировоч-§ ного завода. Алматы, 2020. - [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://info.aues.kz/ m dissertations/2020/iteet/iebt/mukhtar_AUES.pdf (дата обращения 15.04.2022)

t; 16. Nukusheva A., Ilyassova G., Rustembekova, D., Zhamiyeva R., Arenova L. Global warming s problem faced by the international community: international legal aspect // International k Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. - 2021. - Vol. 21 (2). - P.219-233

17. Тимофеева О.Г. Совершенствование управления обращением с твердыми бытовыми

1 отходами в региональной социально-экономической системе: Автореферат диссертации: £ - Курск, 2016 - 22 с.

m

REFERENCES

1. Zhandybaev K. Pererabotka othodov: trend ili neobhodimost' ozdorovlenija strany.

- [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://strategy2050.kz/ru/news/51543/ (data obrashhenija 15.04.2022)

2. NoyaI., Inglezakis V, González-GarcíaS., KatsouE., Feijoo G., MoreiraM.T. Comparative environmental assessment of alternative waste management strategies in developing regions: A case study in Kazakhstan // Waste Management & Research. - 2018. - 36(8). - P. 689-697.

3. Mustafina V. Opyt Kazahstana po obespecheniju perehoda k racional'nym modeljam potreblenija i proizvodstva Cur 12. - [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://unece.org/ sites/default/files/2021-03/3.1_Kazakhstan_Mustafina_0.pdf (data obrashhenija 15.04.2022)

4. Saskebaev S.T. Rabochee nazvanie zakonoproekta Zakon «Ob utilizacii othodah promyshlennogo proizvodstva i inyh othodov v Respublike Kazahstan». - [Jelektronnyj resurs].

- Rezhim dostupa: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31531864#pos=3;-88 (data obrashhenija 15.04.2022)

5. Nurseitov B.E. Jekologo-jekonomicheskaja jeffektivnost' pererabotki tverdyh bytovyh othodov (na primere Juzhno-Kazahstanskoj oblasti): Avtoreferat dissertacii: - Almaty, 2009. -28 s.

6. Koop S.H.A., van Leeuwen C.J. The challenges of water, waste and climate change in cities. //Environment, Development and Sustainability. - 2017. - 19. - P. 385-418.

7. Gordeeva E.M. Regulirovanie dejatel'nosti po obrashheniju s othodami: mirovye trendy i opytEvropejskogo Sojuza // Teoreticheskaja iprikladnajajekologija. - 2020. - № 4. - S. 237-241.

8. Inglezakis V.J., Moustakas K., Khamitova G., Tokmurzin D., Sarbassov Y., Rakhmatulina R., Poulopoulos S.G. Current municipal solid waste management in the cities ofAstana and Almaty of Kazakhstan and evaluation of alternative management scenarios //Clean Technologies and Environmental Policy. - 2018.- 20(3) - P.503-516

9. Ilyassova G., Nukusheva A., Arenova L., Karzhassova G., Akimzhanova M. Prospects of legal regulation in the field of electronic waste management in the context of a circular economy //International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. - 2021. - Vol. 21 (3).

- P.367-388 E

10. Nikulichev Ju.V. Upravlenie othodami. Opyt Evropejskogo sojuza. Analiticheskij obzor. -M., 2017. - 55 s. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://inion.ru/site/assets/files/1109/ K nikulichev_upravlenie_otkhodami.pdf (data obrashhenija 15.04.2022) s

11. Intymakova A.T. Modelirovanie processov gosudarstvennogo upravlenija v sfere ohrany q okruzhajushhej sredy. Dissertacija. - Astana: 2016. - 151 s. y

12. AbylkhaniB., GuneyM., AiymbetovB., YagofarovaA., Sarbassov Y., ZorpasA.A., Inglezakis 5 V. Detailed municipal solid waste composition analysis for Nur-Sultan City, Kazakhstan with K implications for sustainable waste management in Central Asia //Environmental Science and o Pollution Research. - 2021. - 28(19). - P. 24406-24418. g

13. Turkyilmaz A., Guney M., Karaca F., Bagdatkyzy Z., Sandybayeva A., Sirenova G. A E comprehensive construction and demolition waste management model using PESTEL and 3R for ? construction companies operating in Central Asia //Sustainability. - 2019. - 11(6). - P. 1593. B

14. Filippov V.V., Kadirov N.T. Obzor sistemy obrashhenija s tverdymi bytovymi othodami na ^ territorii Evropejskogo sojuza //Zhurnal «Molodoj uchenyj». - 2015. - №22 (102) - S. 91-94. p

15. Muhtar A.A. Issledovanie vozmozhnostipererabotki othodov musorosortirovochnogo zavoda. 0 Almaty, 2020. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://info.aues.kz/dissertations/2020/ g iteet/iebt/mukhtar_AUES.pdf (data obrashhenija 15.04.2022)

16. Nukusheva A., Ilyassova G., Rustembekova, D., Zhamiyeva R., Arenova L. Global warming g problem faced by the international community: international legal aspect // International p Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. - 2021. - Vol. 21 (2). - P.219-233 >

17. Timofeeva O.G. Sovershenstvovanie upravlenija obrashheniem s tverdymi bytovymi § othodami v regional'noj social'no- jekonomicheskoj sisteme: Avtoreferat dissertacii: - Kursk, 5 2016 - 22 s. 5

5 7

o 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.