Научная статья на тему 'Правовые аспекты сбора и переработки не древесных продуктов леса'

Правовые аспекты сбора и переработки не древесных продуктов леса Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
108
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕС / ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / FOREST / ECONOMY / ENVIRONMENT / INVESTMENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Хуажев О.З.

Рассмотрены правовые вопросы организации, развития и направления сбора и переработки не древесных продуктов леса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF COLLECTION AND PROCESSING OF NON-WOOD FOREST PRODUCTS

Legal issues of organization, development and direction of collection and processing of non-wood forest products are considered.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты сбора и переработки не древесных продуктов леса»

УДК 634.0.89

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СБОРА И ПЕРЕРАБОТКИ НЕ ДРЕВЕСНЫХ

ПРОДУКТОВ ЛЕСА

LEGAL ASPECTS OF COLLECTION AND PROCESSING OF NON-WOOD

FOREST PRODUCTS

Хуажев О.З.

(Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, РФ)

Khuazhev O.Z.

(Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia)

Рассмотрены правовые вопросы организации, развития и направления сбора и переработки не древесных продуктов леса.

Legal issues of organization, development and direction of collection and processing of non-woodforestproducts are considered.

Ключевые слова: лес, экономика, экология, инвестиции, инновации. Key words: forest, economy, environment, investment, innovation.

Правовое регулирование сбора и заготовки не древесных продуктов леса на юге Российской Федерации унифицировано, участки лесного фонда для промысловой заготовки не древесных продуктов леса в соответствии с существующим законодательством (Лесным кодексом РФ, Лесными Кодексами субъектов РФ и соответствующими постановлениями глав субъектов РФ) предоставляются по решению органа государственной власти субъекта РФ. В конце года все пользователи леса, желающие осуществлять заготовки не древесных продуктов леса, направляют в лесхоз письменное заявление. Лесхоз рассматривает заявки и, согласовав их с районными властями, отправляет заявки в отдел управления лесным фондом Государственной лесной службы. Принимая во внимание материалы лесоустройства и данные текущего учета лесхозов, Гослесслужба направляет запрос на экспертную комиссию. При положительном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы принимается распоряжение губернатора соответствующей территории, в котором утверждаются объемы заготовок не древесных ресурсов по административным территориям и конкретным заготовителям [1].

Заготовка сырья пользователями леса для промышленной переработки производится на основании лесных билетов. Лесные билеты пользователи получают на основе лицензии на осуществление указанного вида деятельности, которая выдается лицензионной палатой органа управления территорией. Платежи за пользование лесными ресурсами (лесные подати) производятся в соответствии с установленными в регионах ставками [2].

Ситуация на рынках не древесных продуктов леса на юге Российской Федерации в последние годы наблюдается рост объемов заготовки дикоросов по всем видам не древесных продуктов леса, особенно грибы и ягоды.

Крупнейшими предприятиями отрасли заготовки и переработки не древесных продуктов леса в Краснодарском крае являются: ООО «Травы Кавказа», ЗАО «Фауна», ООО «Лесные продукты», Краснодарский крайпотребсо-

юз, ЗАО НИК «Биофарм», ООО «Природная лаборатория», МППХ «Лазаревское».

Основными продуктами глубокой переработки не древесных продуктов леса, производимыми в крае, являются лекарственные формы, биологически активные пищевые добавки, сиропы, напитки, соленый папоротник, маринованные и соленые грибы, варенье, ягодные соки [3,7].

Произведенная на юге Российской Федерации продукция имеет довольно широкую географию сбыта. Биодобавки реализуются на рынках Дальнего Востока и Сибири, Европейской части страны и за рубежом. В Израиль, Канаду, США экспортируется 10% от общего объема производимой продукции. На российском рынке на долю Сибири и Дальнего Востока приходится 20%, на долю Европейской части страны — 80% реализуемой продукции.

Основные объемы заготавливаемого на юге Российской Федерации крае папоротника экспортировались до недавнего времени в Японию. Так, в 2015 г. в Японию было продано 116 тонн соленого папоротника. Реализация осуществлялась как по прямым каналам, так и через Китай. В настоящее время поставки соленого папоротника в Японию сокращаются, так как наблюдается рост спроса на папоротник сушеный, который в крае не производят из-за отсутствия оборудования по приготовлению данного вида продукции. По оценкам местных специалистов, японский рынок ежегодно потребляет 5 000 тонн папоротника, завозимого из Китая. В Китай сырой папоротник, в свою очередь, поступает из России. На предприятиях, принадлежащих японским бизнесменам, он перерабатывается и расфасовывается [4,10].

Спрос на дикорастущую в крае ягоду также предъявляется со стороны покупателей различных регионов России и из-за рубежа. Ягоды брусники большей частью поставляются за пределы юга Российской Федерации, на внутренние рынки в основном в Приморье и Восточную Сибирь. В 80-е годы ягода экспортировалась за рубеж в страны Скандинавии.

Семена лимонника реализуются на рынках Европейской части РФ. К данному виду продукции проявляет интерес Япония, но при этом существуют сложности оформления документов на экспорт из-за отсутствия стандарта на семена.

Из всех видов лекарственного сырья наибольшим спросом пользуется корень элеутерококка. Это уникальный вид НПЛ, который произрастает только на юге Российской Федерации. До начала 90-х годов весь заготавливаемый на территории края элеутерококк перерабатывался ОАО «Кубань-химфарм». В настоящее время более 20% данного сырья для переработки вывозится в другие регионы, в основном в европейскую часть Российской Федерации [5]. Все заготовленные собирателями сырые грибы реализуются на местном рынке. Грибникам не выгодно сдавать урожай заготовителям, так как последние предъявляют жесткие требования к качеству сырья и много грибов бракуют. На зарубежном рынке (Япония) предъявляется спрос только на белый сушеный гриб. Спрос на соленые грибы на юге Российской Федерации, по оценкам экспертов, составляет в среднем 10—20 тонн в год.

Орех, собираемый в крае, большим спросом пользуется у китайских заготовителей. В сезоны хорошего урожая (не регулярно) в больших количествах они закупают орех у населения, заготовители предлагают высокие цены, чем стимулируют продажи данного вида дикороса. Объемы заготовки не контролируются. Следует отметить, что заготовка гражданами орехов носит хищнический характер и подрывает сырьевую базу горных и предгорных лесов.

Для определения коммерческой привлекательности отдельных видов НПЛ использовалась методика, согласно которой основными критериями привлекательности являются:

- Рынок (сырьевые запасы, затраты, спрос на рынке, конкурентная борьба, препятствия на пути к организации предприятия, коэффициент прибыльности и рентабельности);

- Управление ресурсами / окружающая среда (доступность — временная (сезонная), доступность — пространственная, конкуренция со стороны других сборщиков тех же ресурсов, период сбора (время, требуемое для обнаружения и сбора), потенциал к регенерации, воздействие процесса сбора на выживание видов.

- Социальные / институциональные критерии (косвенная полезность местному населению, прибыльность, имеющийся опыт использования продукта, возможность создания рабочих мест, доступ к ресурсам от ближайшей дороги, пол участников сбора).

- Наука и технология (соответствие сельским условиям, требуемый технологический уровень обработки, состояние инфраструктуры, рабочая сила / квалификация, рабочая сила / численность).

Проведенный анализ позволил выявить коммерчески привлекательные продукты юга Российской Федерации. Ими являются: лимонник, ягоды брусники, элеутерококк — для российского рынка. Папоротник, элеутерококк — для зарубежных рынков.

Как свидетельствуют данные наибольшие объемы заготовки не древесных продуктов леса в 2015 г. приходились на лекарственное сырье, в том числе на корень элеутерококка 868,8 тонн. В значительных объемах заготавливаются также орех кедровый и папоротник [6,9].

В Краснодарском крае различные виды не древесных ресурсов распространены повсеместно. Наибольшие объемы ресурсов заготавливаются в Апшеронском районе. Далее следуют Отрадненский, Мостовской и другие районы. Наибольшие объемы заготовок корня элеутерококка приходятся на Отрадненский, Мостовской районы; ореха кедрового — на Лабинский и Абинский районы; березового сока — на Северский район и г. Горячий Ключ; папоротника — на Абинский и Северские районы. В заготовках ягоды лидирует Апшеронский район; лимонника — Апшеронском районе и г. Горячий Ключ.

Крупнейшими организациями этой сферы деятельности в настоящее время являются ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика», предприятия Крайпотребсоюза, федеральное государственное унитарное предприятие

«Производственно-заготовительная база», коммерческие фирмы (одно из передовых предприятий 000 «ПК Лимонник»). Объемы закупок сырья из местных источников у предприятий пищевой промышленности составляют от 90 до 100% от общего объема. Остальная часть необходимого сырья поступает из других дальневосточных регионов (брусника, рябина — из Краснодарского края, красника — из Адыгеи).

Продукция перечисленных производителей относится к продуктам глубокой переработки. Предприятия выпускают фармпрепараты, соки, напитки, концентраты, сиропы, десерты, алкогольную продукцию, замороженную ягоду и др.

Географическими рынками сбыта кубанских производителей являются: рынок Дальнего Востока России; рынок Ленинградской и Московской областей; рынок Японии, Южной Кореи.

На внутрироссийском рынке продукция реализуется предприятиям пищевой и фармацевтической промышленности, общественного питания, лечебно-оздоровительным учреждениям, спортивным командам, подразделениям Министерства обороны РФ. Другая часть продукции реализуется конечным потребителям [7,10].

Коммерчески значимыми НПЛ в Краснодарском крае для внутреннего рынка являются лимонник и лекарственное сырье (преимущественно элеутерококк), для зарубежных рынков — папоротник, элеутерококк.

В связи со сложными погодными условиями (холодная затяжная весна, короткое прохладное лето) во всех районах юга Российской Федерации была низкая урожайность ягод и грибов, поэтому их промышленная заготовка из-за высокой закупочной цены в 2014 г. не производилась.

В 2015 г. на рынки Японии и Южной Кореи экспортированы 36 тонн папоротника и 14 тонн черемши. На данных рынках 1 кг сухого папоротника орляка стоит 12 долл., на этот продукт имеется устойчивый спрос. Однако большое количество дикоросов продается за рубеж по очень низким ценам контрабандным путем, что обусловливает необходимость усиления контроля вывоза НПЛ иностранными гражданами [8,9].

Ягода реализуется в свежем виде преимущественно на местных рынках. Наблюдается растущий интерес к закупкам данного вида продукции со стороны посредников из других регионов страны (Московская область, С-Петербург, др. регионы), а также Китая и Японии, но реальных сделок с покупателями не было заключено.

В соответствии с критериями отбора коммерчески перспективными продуктами в Адыгее определены следующие виды не древесных продуктов леса: брусника, ежевика, бузина, кизил, как для внутреннего, так и для зарубежного рынков.

Список использованных источников

1 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. «Зеленая экономика» экосистем в сфере услуг лесопользования / «Green Economy» Ecosystems in the Forest Sector Services. BBRA - Biosciences, Biotechnology Research Asia (India, ISSN 0973-1245, Scopus) September 2015. Vol. 12(Spl. Edn. 2), p. 643-649.

2 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. Социально-экономические аспекты прогнозирования, воспроизводства природных ресурсов и обеспечения медико-экологической безопасности в развитии лесного сектора. Краснодар: ООО «Издательский дом Экоинвест», 2015.

3 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. Организационно-экономические механизмы инвестиционной привлекательности предприятий лесного сектора. Краснодар: ООО «Издательский дом Экоинвест», 2015. 10 п.л

4 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. Динамические модели прогнозирования прибыли при производстве лесной продукции. Научное издание «Лесотехнический журнал» Воронеж. ВГЛТА. Том 5. № 2 (18). 2015. С.254-263.

5 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия лесного сектора. Научный журнал «Научное обозрение». М:, № 17, 2015. С. 425433.

6 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. Формирование концепции стратегического развития лесного хозяйства. Краснодар: ООО «Изд. дом Экоинвест», 2016.12п.л

7 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. «Зеленая» экономика при формировании социально-экономических услуги медико -экологических систем эффективного лесопользования. Краснодар: ООО «Издательский дом Экоинвест», 2016. 12 п.л.

8 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. Аспекты экономики экосистем в сфере услуг лесопользования. Научный журнал «Экономика и предпринимательство» М. № 1 ч.2 (66-2) 2016. С.763-769.

9 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. Правовые и политические основы развития эффективного лесопользования/ Legal and political basics of efficient forest use. Man In India, 96 (10) 2016. С. 3613-3633.

10 Апсалямова С.О., Хашир Б.О. Формирование управленческих решений в экономике производства и реализации лесной продукции. Научный журнал «Экономика и предпринимательство». М: № 11 (71) 2016. С.145-150.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда в рамках научно-исследовательского проекта 15-02-00256 « Формирование экономических, социальных систем в сфере эффективного лесопользования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.