Научная статья на тему 'Правовые аспекты реализации принципа равноправия и самоопределения народов'

Правовые аспекты реализации принципа равноправия и самоопределения народов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
827
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
PRINCIPLE OF EQUAL RIGHTS AND SELF-DETERMINATION OF PEOPLES / RIGHT TO SELF-DETERMINATION THROUGH SECESSION / PRINCIPLE OF TERRITORIAL INTEGRITY / GAPS IN INTERNATIONAL AND DOMESTIC LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кедяев Владимир Викторович

В статье рассматриваются правовые аспекты реализации государствами основного принципа международного права принципа равноправия и самоопределения народов, а также предлагаются способы повышения эффективности реализации принципа равноправия и самоопределения народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF IMPLEMENTING THE PRINCIPLE OF EQUAL RIGHTS AND SELF-DETERMINATION OF PEOPLES

The article deals with the legal aspects of the implementation by States of the basic principle of international law of equal rights and self-determination of peoples, as well as the ways to improve the effectiveness of the implementation of the principle of equal rights and self-determination of peoples.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты реализации принципа равноправия и самоопределения народов»

УДК 341.1/8

Кедяев Владимир Викторович, студент 1 курса магистратуры юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

(vladim ir. kedyaev@yandex. ru)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

Аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты реализации государствами основного принципа международного права - принципа равноправия и самоопределения народов, а также предлагаются способы повышения эффективности реализации принципа равноправия и самоопределения народов.

Ключевые слова: принцип равноправия и самоопределения народов, право на самоопределение через отделение, принцип территориальной целостности, пробелы в международном и внутригосударственном праве

Kedyaev Vladimir Viktorovich, student of the 1st year of the Master's program of the Faculty of Law Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk.

(vladimir.kedyaev@yandex. ru)

LEGAL ASPECTS OF IMPLEMENTING THE PRINCIPLE OF EQUAL RIGHTS AND SELF-DETERMINATION OF PEOPLES

Annotation. The article deals with the legal aspects of the implementation by States of the basic principle of international law of equal rights and self-determination of peoples, as well as the ways to improve the effectiveness of the implementation of the principle of equal rights and self-determination of peoples.

Keywords: principle of equal rights and self-determination of peoples, right to self-determination through secession, principle of territorial integrity, gaps in international and domestic law

Принцип равноправия и самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, входящих в число jus cogens generalis. Этот принцип получил закрепление в Уставе ООН, в статье первой, общей для обоих Международных пактов о правах человека 1966 года, и был детализирован в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой Резолюцией ГА ООН 24 октября 1970 года (Далее - Декларация о принципах международного права 1970 года). Согласно статье первой Международных пактов о правах человека 1966 года: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие [2][3]». Поэтому, принцип равноправия и самоопределение народов включает два элемента - признание всех народов равноправными и право народа на самоопределение. В данном случае можно говорить о равноправии народа в осуществлении своего права на самоопределение и на обретение государственности.

Право народов на самоопределение сначала рассматривалось в рамках необходимости крушения колониальной системы. В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам принятой резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 года (Далее - Декларация о деколонизации 1960 года) указывается, что «в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий, в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то

ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой [4]». Поэтому, управляющее государство, ответственное за колонию, само должно стремиться способствовать колониальным народам самоопределиться. В этой связи отметим, что был создан один из главных органов ООН - Совет по опеке ООН необходимый для осуществления международного контроля за подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению, или независимости. Статья 88 Устава ООН указывает, что «Совет по Опеке разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса населения каждой территории под опекой, а также его прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты [1]». Таким образом, управляющее государство путем активного взаимодействия с управляющей властью была обязана оказать помощь колонии в формировании собственного государства и, в конечном итоге, колониальные народы должны были обрести независимость. Как справедливо отмечает И.Р. Султанов кандидат политических наук; доцент кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета: «между метрополией и колонией наблюдались определенные противоречия, в частности, финансовые, что приводило к замедленному развитию территории колонии [11, С. 58]». К.А. Фурсов отмечает, что «Бельгийская, Португальская и Нидерландская империи по причине финансовых противоречий распались только после вооруженной борьбы колониальных народов, не сумев договориться с их элитами: эффективного механизма передачи власти несамоуправляющимся территориям они не разработали, а также не приняли никаких мер для подготовки местных элит к передаче власти, что привело к всплеску массового недовольства в колониях,

Бельгия вовсе была вынуждена предоставить независимость своим колониям в кратчайшие сроки в результате утраты контроля над ситуацией [12, С. 15]». Кроме того, некоторые государства считали для себя обременительными условия Устава ООН, поэтому отказывались от статуса управляющих государств. 26 февраля 1976 г. Испания проинформировала Генерального секретаря, что она снимает с себя в дальнейшем ответственность международного характера в отношении Сахары. [15].

После крушения колониальной системы проблема реализации принципа равноправия и самоопределения народов во всей остроте встала применительно к народам многонациональных государств. Острота проблемы заключается в том, что содержание принципа соответствовало условиям освобождения колонии от политического и экономического господства метрополии без учета особенностей осуществления в исключительных случаях права на самоопределение через отделение от материнского государства. Отдельные народы многонациональных государств при осуществлении своего права на самоопределение столкнулись с препятствиями, чинимыми властями материнского государства.

Официальное толкование содержания принципа равноправия и самоопределения народов содержится в Декларации о принципах международного права 1970 года, в соответствии с которой: «1) все народы имеют право на самоопределение; 2) все участники международных отношений обязаны уважать это право; 3) это право реализуется путем свободного волеизъявления народа; 4) реализация данного права исключает какое-либо давление, принуждение или вмешательство извне; 5) право это означает возможность выбора между государственным отделением данного народа и вхождением на тех, или иных условиях в другое государство, т.е. свободу выбора политического статуса; 6) данное право означает возможность выбора формы государства; 7) оно означает возможность выбора социально-экономического строя и путей развития [5]». Таким образом, международное

право закрепляет широкий круг форм осуществления народом своего права на самоопределение.

В самом общем смысле, анализируя положения Устава ООН и Декларации о принципах международного права 1970 года, можно сделать вывод о том, что принцип равноправия и самоопределения народов представляет собой право народов распоряжаться своей судьбой. В силу этого права «народы устанавливают свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществляют свое экономическое, политическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право [5]». Однако, в Декларации о принципах международного права 1970 года закреплено, что «каждое государство обязано содействовать осуществлению принципа самоопределения народов, а также каждое государство обязано воздерживаться от действий, лишающих народы права на самоопределение, независимость и свободу [5]».

Многонациональное государство обязано содействовать осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов и тем более не препятствовать его реализации, в соответствии с нормами международного права. В противном случае у народа появляется право на самоопределение через отделение. Однако этнос, который является титульной нацией уже существующего государства, не может осуществлять свое право на самоопределение через выход из многонационального государства, поскольку в таком случае оно будет являться для последнего национальным меньшинством.

Иными словами, международное право обязывает государства предоставить входящим в него народам право на самоопределение. Кроме того, самоопределение является процессом внутригосударственным, при условии, что угрозы безопасности народу со стороны материнского государства не существует, поскольку «В своих мерах против насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава [5]».

Коль скоро право народа на самоопределение относится к числу коллективных прав человека, а вопросы прав человека вышли за рамки компетенции одного государства, то в случае возникновения ситуации, угрожающей жизни и существованию какого-либо народа, а также если эта ситуация спровоцирована деятельностью самого материнского государства, реагирование членов международного сообщества должно быть адекватным. Реакция членов международного сообщества должна быть негативной по отношению к подобным действиям материнского государства, которому надлежит напомнить о нормах международного права, запрещающих препятствовать народу осуществлять свое право на самоопределение. Сама деятельность материнского государства в таком случае может быть квалифицирована как нарушение принципа равноправия и самоопределения народа со всеми вытекающими правовыми последствиями. Следовательно, в таком случае рассматривать реагирование членов международного сообщества как вмешательство во внутренние дела государства было бы неправомерным.

Содержание принципа равноправия и самоопределения народов должно быть имплементировано во внутригосударственное право того, или иного государства, однако данный принцип включен в национальные правовые системы не повсеместно. Следовательно, принцип равноправия и самоопределения народов может быть реализован во внутренних формах: создание национально-культурных автономий, административно-территориальных единиц и во внешней форме, то есть через отделение от материнского государства. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 года, «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение [5]». Также в Декларации указывается, что «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному, или полному

нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов [5]». Таким образом, международное право не исключает право на самоопределение через отделение от материнского государства, но допускает только в исключительных случаях: в случае незаконного захвата власти, государственном перевороте или иных действий центральной власти, направленных на дискриминацию населения, а также действий, при которых мнение населения не было учтено, то есть в случае обстоятельств, при которых народу далее проживать в составе материнского государства не представляется возможным [9, С. 262]. Исходя из вышеизложенного, при реализации народом права на самоопределение во внешней форме международным правом допускается самоопределение через отделение, поскольку народ таким образом реализует еще одно естественное право - право на самозащиту. Значит, реализация права на самоопределение во внешней форме предполагает, что границы материнского государства будут претерпевать изменения, соответственно будет наблюдаться взаимодействие между принципом равноправия и самоопределения народов и принципом территориальной целостности. При реализации права народа на самоопределение во внутренней форме материнское государство не несет территориальные потери, поскольку наличия исключительных обстоятельств не имеется, следовательно, при отсутствии вышеперечисленных исключительных обстоятельств стремление к отделению будет являться неправомерным и будет квалифицироваться как сепаратизм - «деятельность, направленную на подрыв целостности государства путем отделения от последнего какой-либо его части [13]». Таким образом, при реализации права народа на самоопределение во внутренней форме активного взаимодействия между принципом территориальной целостности и принципом равноправия и самоопределения народов не происходит.

Отметим, что Дополнительный Протокол I 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, относящийся к вооруженным конфликтам

международного характера в статье первой «Общие принципы и сфера применения» указывает, что Протокол I применяется в вооружённых конфликтах «в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [6]». Из текста этого документа следует, что вооруженный конфликт, возникший в результате насильственного воспрепятствования материнским государством правомерному осуществлению народом своего права на самоопределение, следует относить к разряду международных. В таком случае нормы международного гуманитарного права о запрещенных средствах и методах вооруженного конфликта подлежат применению в полном объеме.

В силу того, что сегодня право на самоопределение является способом осуществления равноправия народов, оно призвано одним из главных инструментов решения национальных вопросов и предотвращения вооруженных конфликтов во всем мире [10]. Полагаем, что здесь можно упомянуть выход Армянской Советской Социалистической Республики из состава СССР, который на наш взгляд является классическим примером мирной и образцовой реализации права на самоопределение. Референдум по независимости Армении состоялся 21 сентября 1991 года, в котором 99,5 % избирателей проголосовали за объявление независимости при явке 95 % [14]. Таким образом, закрепление в Конституции СССР права свободного выхода союзной республики из состава СССР, а также достаточно эффективная правовая база для реализации выхода союзной республики из состава СССР позволило предотвратить множество вооруженных конфликтов, связанных с реализацией права на самоопределение. На наш взгляд, опыт Советского государства в реализации права народа на самоопределения достаточно эффективен и государствам целесообразно применять его и сегодня. В

частности, на национальном уровне нужно установить право народа на самоопределение вплоть до отделения, а также возникает необходимость принять закон, в котором указываются порядок реализации права народа на самоопределение. В частности, в этом законе необходимо указать условия проведения референдума, а также в целях обеспечения равноценного выхода из состава государства народа, необходимо предусмотреть согласительные комиссии, как это было предусмотрено в Законе СССР от 03.04.1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» [8].

Даже сегодня, долгое время спустя после принятия основных источников права, регламентирующих принцип равноправия и самоопределения народов, к аждый отдельный случай реализации этого принципа является спорным и заслу живает тщательного обсуждения на международной арене. Это свидетельствует не только о политической значимости данного принципа, но и о необходимости дальнейшей разработки положений, касающихся равноправия и самоопределения народов. Основным пробелом в международном праве является отсутствие кодификации норм, указывающих на условия, при которых возможна реализация права на самоопределение через отделение, а также порядок реализации права на самоопределение. Иными словами, речь идет о назревшей необходимости восполнения пробелов в содержании принципа равноправия и самоопределения народов.

Библиографический список

1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С.7 - 33.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А(ХХ1) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: Офиц. сайт ООН: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions /pactpol

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А(ХХ1) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Офиц. сайт ООН: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml

4. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Принята резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: Офиц. сайт ООН: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml

5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Офиц. сайт ООН: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles

6. Дополнительный протокол 1977 года к женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов (протокол I) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Офиц. сайт МККК: https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/2013/ap_i_rus. pdf

7. Резолюция ООН 919 (1994), принятая Советом Безопасности ООН на его 3379-м заседании 25 мая 1994 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: Офиц. сайт ООН: https://undocs.org/ru/S/RES/919(1994)

8. Закон СССР от 03.04.1990 № 1409-I [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Закон_СССР_от_03.04.1990 (дата обращения - 11.05.19)

9. См: Афоничкина Н. В. Принцип равноправия и самоопределения народов и проблема признания новых государственных образований: теоретические подходы к анализу проблемы // Творческое наследие Казанских

юридических школ и современные тенденции развития юридической науки / под ред. И.А. Тарханова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 262 с.

10. См.: Гулина Е.В. Субъект права на самоопределение: правовые аспекты политической проблемы [Электронный ресурс] // V Международная студенческая конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта

11. Султанов И.Р. Право народов на самоопределение и опыт его реализации: политико-правовой анализ: дис. ... канд полит. наук / И.Р. Султанов. - М., 2001. - с. 58.

12. Фурсов К.А. Деколонизация афро-азиатского мира: предпосылки, этапы, модели [Электронный ресурс] // Восток (Oriens) 2015 - С. 15

13. Клачков П.В., Подъяпольский С.А. Понятие и значение сепаратизма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шe:///C:/Users/коля/AppDat a/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads /ponyatie-i-znachenie-separatizma%20(1).pdf (дата обращения: 27.01.19)

14. Армения тоже стала независимой // Известия 23 сентября 1991, №227 (23493)

15. ООН и вопросы деколонизации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Офиц. сайт ООН: https://www.un.org/ru/decolonization/nonselfgovterritor ies.shtml#foot1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.