УДК 342.7:001.103 DOI: 10.12737/16816
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ХРАНЕНИИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И МИРОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Синкевич Е. Е.1
Современное общество, войдя на путь постиндустриального (информационного) развития, получило неограниченный доступ к различным информационным технологиям. Современный человек не представляет своей жизни без сети Интернет, сотовой связи и мгновенных информационных сообщений, электронной почты, электронных платежей и кредитной системы расчетов. Однако «упрощение» современной жизни человека влечет за собой множество нарушений в сфере конституционных и общегражданских прав человека. Основной особенностью реализации права гражданина Российской Федерации о хранении и распространении персональных данных в условиях общественного развития и мировой глобализации является соответствие нормативно-правового регулирования законов Российской Федерации основным положениям Конституции РФ и практическая применимость.
Ключевые слова: информация, персональные данные, права человека и гражданина, информационные данные, информационное общество, общество, право.
LEGAL ASPECTS OF THE RIGHT OF A CITIZEN OF THE RUSSIAN FEDERA TION ON THE STORAGE AND DISTRIBUTION OF PERSONAL DATA IN TERMS OF SOCIAL DEVELOPMENT AND WORLD GLOBALIZATION
SINKEVICH E.E. — Applicant of the Department of Theory of State and Law, Moscow State Engineering University (Russian Federation, Moscow), е-mail: е[email protected]
The modern society, having entered a way of postindustrial (information) progress, has unlimited access to various information technologies. The modern person can't imagine his life without Internet network, mobile communication and instant messages, e-mail, electronic payments and credit cards. However, «simplification» of modern human life entails set of infringements in the sphere of constitutional and civil human rights. The basic feature of legal regulation of the right of a citizen of the Russian Federation on the storage and distribution of personal data in terms of social development and world globalization is conformity of laws to basic issues of the Constitution of the Russian Federation and practical applicability.
Keywords: information, personal data, human rights, information data, informational society, society, law.
Общество - сложное структурное объединение индивидов для достижения конкретных целей общественного развития и совместного проживания людей. Историческое развитие общества всегда объединяет в себе два равнозначных процесса: прогресс и регресс общества. Данные процессы в равной степени влияют на все сферы жизнедеятельности общества: политическую, экономическую, социальную и духовную, при этом степень преобразования и внутреннего изменения общества во многом зависит от подготовленности общества к данным изменениям и его восприятия их.
Синкевич Екатерина Евгеньевна — соискатель кафедры теории государства и права Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), (Российская Федерация, Москва), е-mail: е[email protected]
Развитие глобализации1 как особого прогрессивного прогресса несет в себе значительное количество преобразований как в особенностях построения правовых и нормативных барьеров регулирования всех сфер жизни общества, но и как внедрение особых технологий потребления современных благ для человечества. Говоря о степени внедрения технического прогресса в жизнь человека, стоит привести простейший пример: еще 20 лет назад персональными данными признавались материалы или сведения, отражающие личностные характеристики субъекта, однако, в настоящее время персональными данными признается любая информация, исходящая от субъекта и информация, при помощи которой возможно идентифицировать субъекта распространения данной информации.
В настоящий момент особые споры, в том числе и правового характера, вызывают два порождения информационного общества: универсальная электронная карта (далее - УЭК) и электронное хранение персональных данных. С 01.01.2015 года в Российской Федерации планировалось ввести в действие УЭК, т.е. российскую пластиковую карту, объединяющую в себе идентификационное и платёжное средство2. Особенностью данной электронной карты является ее универсальность. Согласно плану Минэкономразвития и представленному проекту федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ», на УЭК будут записаны персональные данные их владельцев, включая биометрическую информацию, втечение 10 лет такие карты должны будут полностью заменить бумажные паспорта россиян. Стоит отметить, что согласно проекту УЭК будет не только содержать персональные данные гражданина РФ и его биометрическую характеристику, но и откроет доступ ко всем видам коммерческих и государственных услуг, ведь к персональной карте будут привязаны данные и банковского счета, и медицинского полиса, и страхового пенсионного свидетельства и т.д. Назначение УЭК, объединяя на одной карте одновременно идентификационную карту, электронный кошелёк, банковскую карту, электронную подпись, проездной билет, упростить жизнь гражданина РФ, однако возникает вопрос: а как же в таком случае осуществлять защиту права на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных гражданина РФ. Целесообразно заметить, что, вводя данные УЭК при использовании электронного способа получения какой-либо услуги, мы даем согласие на использование не только своих персональных данных, но и на их обработку и сохранение в компании, предоставляющей услуги. По мнению автора, при современном уровне общественного развития и высоком уровне мошенничества, в том числе и электронного, хранение всех данных гражданина в одном документе нецелесообразно, т.к. отсутствие нормативно-правового регулирования сферы действия данного документа не имеет широкого применения, а лишь защищает отдельные аспекты применения. В частности, в случае утери кампанией данных гражданина РФ, отраженных в УЭК, ответственность данной компании не определена и не имеет правовых оснований. Данный юридический факт уже имеет основание нарушения конституционного права гражданина на защиту персональных данных. Стоит также отметить, что в настоящий момент УЭК выдается только на основании заявления гражданина РФ. Обязательное введение УЭК для всех граждан РФ отложено на неопределенный период.
В частности, вступающие в действие изменения и дополнения Федерального закона «О персональных данных» (далее - ФЗ «О персональных данных») имеют своей целью обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе
1 Глобализация - процесс, при котором международное пространство расширяется и упрощается, позволяя индивидам и товарам перемещаться в пространстве независимо от страны, гражданства и производства. Стоит отметить, что в данном процессе затрагиваются все стороны жизни общества. - прим. авт.
2 Универсальная электронная карта — URL: http://www.sberbank.ru/ru/person/bank_cards/debet/uek/pro100; Платёжные карты. Бизнес-энциклопедия, Москва: 2008. — 760 с. (01.03.2015)
защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну1. Стоит отметить, что многие изменения, включенные в данный закон, носят спорный характер и должны защищать персональные данные, но по своей природе вводят ограничения во многих сферах общественного развития.
Возвращаясь к основным положениям ФЗ «О персональных данных», стоит отметить, что основной целью закона является не только защита персональных данных граждан РФ, но и соблюдение конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни. Однако, защищая одни положения Конституции РФ, ФЗ «О персональных данных» дает косвенный запрет на осуществление гражданами своих прав и обязанностей человека и гражданина.
С 01 сентября 2015 года вступают в силу поправки к ФЗ «О персональных данных». Основной действенной силой данных поправок является международные обязательства Российской Федерации. Также данные поправки затрагивают применение права в областях осуществления правосудия, научной, творческой, журналистской деятельности и работы органов государственной власти. Одной из ключевых поправок, вносимых в ФЗ «О персональных данных», открывшей новый диалог в юридическом сообществе, являются изменение, согласно которому оператор, собирающий персональные данные, обязан хранить их на сервере, находящемся на территории России.
Безусловно, хранение персональных данных должно осуществляться на территории государства, чьим гражданином является лицо, предоставившее персональные данные. Данное изменение с точки зрения теоретического применения законодательства вызывает затруднения при передач данных для обработки на серверах иностранного государства. В частности, совершая покупку в зарубежном магазине или отправляясь в поездку за границу, гражданин передает свои персональные данные для обработки данной зарубежной компании или государству. Соответственно, исходя из толкования нормы ФЗ «О персональных данных», при отсутствии серверов для хранения персональной информации данных компании или государства на территории Российской Федерации, для того чтобы осуществить «адекватную защиту прав субъектов персональных данных»2, может быть запрещена трансграничная передача персональных данных. В этой связи стоит отметить, что, согласно правилам международной торговли и законодательству множества зарубежных стран, отказ от предоставления персональных данных о субъекте, совершившем электронную покупку или въезд на территорию иностранного государства, может послужить основанием для отказа в совершении покупки или выдачи визы для посещения иностранного государства. Следуя вышеуказанному материалу, следует отметить тот факт, что субъект обязан предоставлять персональную информацию, в том числе биометрические данные, осуществляя свои права. По мнению С. Патрекеева: «Законом запрещены далеко не все акты передачи данных за границу. Главное, чтобы физически информация оставалась на каком-нибудь сервере на территории России, а дальнейшее дублирование и распространение данных может происходить совершенно свободно. Если трактовать нормы закона предельно рестриктивно (ограничительно), то никто из россиян никогда больше не сможет получить визу ни в одну другую страну».3 Соглашаясь с вышеизложенным мнением, автор считает необходимым заметить, что, запрещая иностранным контрагентам хранить информацию о персональных данных граждан Российской Федерации, законодатель косвенно нарушает право граждан Российской Федерации, установленное п. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации (далее - КРФ): «Каждый может свободно выезжать за пределы
1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // Электронный ресурс Гарант. Информационно-правовой портал. // http://base.garant.ru/5761905/#block_12 26.02. 2015
2 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // Электронный ресурс Гарант. Информационно-правовой портал. // http://base.garant.ru/5761905/#block_12 12.03. 2015
3 Юристы не понимают, как будет работать закон о хранении данных россиян внутри страны. Электронный журнал C.News http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2014/10/28/589147 17.03.2015
Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Целесообразно заметить, что реализация данной нормы на практике может коренным образом отличаться от теоретического рассмотрения поправок. В связи с этим, автор считает, что определение действия данных поправок смогут осуществить только суды Российской Федерации.
Стоит заметить, что широкое толкование ФЗ «О персональных данных» позволяет находить не только множество несоответствий в применении, но и позволяет кибермошенникам, находя лазейки в законе, использовать персональную информацию субъекта правоотношений в своих, зачастую неправомерных целях.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что персональные данные и их использование при применении ИКТ-технологий несут множество правовых последствий. Оценить их влияние на субъекта правоотношений возможно только при непосредственном взаимодействии практического применения и теоретического осмысления.
Стоит отметить, что именно процесс глобализации и интеграции мирового сообщества ведет не только к прогрессу общества, но и к политической глобализации. Говоря о политической глобализации и учитывая отрицательный опыт вышеуказанного вмешательства, стоит упомянуть и положительные стороны развития политической интеграции. По мнению К.В. Трувцева: «Многополярность современного постиндустриального мира нередко понимается довольно одномерно - как наличие стационарных полюсов в виде крупнейших страновых и региональных центров, вокруг которых формируется геополитическое пространство. Разумеется, этот компонент мировой геополитической конфигурации является очевидным элементом развивающегося миропорядка»1.
Соглашаясь с мнением К.В. Трувцева, стоит отметить, что политическая интеграция информационного общества ведет к объединению политического и правового пространства, что положительно отражается на развитии отсталых регионов планеты, а также в борьбе с различными правонарушениями, в том числе в борьбе с международным терроризмом.
Глобализация - сложный структурный процесс полярного развития, который при должном контроле со стороны мирового сообщества и сохранении национальных особенностей государств может дать особый виток прогресса современного общества. Распространение информации, технологический процесс - все это позволяет осуществлять коммуникацию индивидов, поддерживать уровень социальной активности и интеграционного взаимодействия во всех сферах жизни общества, но всегда стоит помнить, что как показывает исторический опыт, любой прогресс несет как положительный опыт, так и отрицательный.
Библиография / References:
1. Труевцев К.М. Глобализация как политический процесс. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.
2. Юристы не понимают, как будет работать закон о хранении данных россиян внутри страны. Электронный журнал C. News: — URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml72014/10/28/589147 (дата обращения: 17.03.2015)
1. Truevtsev, K.M. (2012) Globalizatsiia kak politicheskii protsess [Globalization as a political process]. - M.: Izd. dom VShE. (In Russ.)
2. Iuristy ne ponimaiut, kak budet rabotat' zakon o khranenii dannykh rossiian vnutri strany [The lawyers do not understand how to work the law on data storage Russians inside the country]. Elektronnyi zhurnal C. News: — URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2014/10/28/589147 (data obrashcheniia: 17.03.2015) (In Russ.)
1 Труевцев К.М. Глобализация как политический процесс. М., 2012. С. 15.