Научная статья на тему 'Правовые аспекты реализации государственной финансово-экономической политики в Российской империи второй половины ХIХ в'

Правовые аспекты реализации государственной финансово-экономической политики в Российской империи второй половины ХIХ в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НОРМЫ ПРАВА / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ / КРЕДИТ / НАЛОГИ / LAW / THE STATE / FINANCIAL RELATIONS / ECONOMIC RELATIONS / THE RULE OF LAW / REVENUES / EXPENSES / BUDGET / CREDIT / TAXES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алехина Елена Леонидовна, Зиннатуллина Альфия Нурулловна

В статье проанализированы особенности и основные направления правового регулирования финансово-экономических отношений в Российской империи второй половины XIX в. Показана роль государства в развитии системы регулирования финансово-экономических отношений. Проанализированы основные нормативные правовые акты Российской империи, регулировавшие государственные доходы, бюджетный процесс, налогообложение, денежное обращение. Сделаны выводы об особенностях правового регулирования финансово-экономических отношений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алехина Елена Леонидовна, Зиннатуллина Альфия Нурулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper studies the dynamics of the legal regulation of economic and financial relations in the Russian Empire. The structureof financial relations in relation to the studied period is shown. The role of the state in the system of financial relations is shown. Analyzes the main legal acts of the Russian Empire, governed the state revenues, budgeting, taxation, monetary circulation.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты реализации государственной финансово-экономической политики в Российской империи второй половины ХIХ в»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО;

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

& & &

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХГХ в.

АЛЕХИНА Елена Леонидовна, ЗИННАТУЛЛИНА Альфия Нурулловна

Аннотация. В статье проанализированы особенности и основные направления правового регулирования финансово-экономических отношений в Российской империи второй половины XIXв. Показана роль государства в развитии системы регулирования финансово-экономических отношений. Проанализированы основные нормативные правовые акты Российской империи, регулировавшие государственные доходы, бюджетный процесс, налогообложение, денежное обращение. Сделаны выводы об особенностях правового регулирования финансово-экономических отношений в России.

Annotation. The paper studies the dynamics of the legal regulation of economic and financial relations in the Russian Empire. The structureof financial relations in relation to the studied period is shown. The role of the state in the system offinancial relations is shown. Analyzes the main legal acts of the Russian Empire, governed the state revenues, budgeting, taxation, monetary circulation.

Ключевые слова: законодательство, государство, финансово-экономические отношения, нормы права, доходы, расходы, бюджет, кредит, налоги.

Keywords: law, the state, financial relations, economic relations, the rule of law, revenues, expenses, budget, credit, taxes.

Современная экономико-политическая ситуация остро поставила вопрос о необходимости перехода российской экономики на качественно новый уровень развития, связанный с инновациями, внедрением новых цифровых технологий, повышением производительности труда. Решение насущной задачи ускорения социально-экономического развития требует изменения вектора государственной экономической политики, коренной модернизации всей системы финансово-экономических отношений, что, в свою очередь, невозможно без кардинального изменения модели правового регулирования. Совершенствование законодательства, регулирующего отношения в финансово-экономической сфере, должно осуществляться с учетом достижений отечественной юридической науки, а также результатов научного анализа того опыта, который был накоплен в про-

шлом, в том числе в Российской империи второй половины XIX в. В тот период отечественной промышленности удалось сделать существенный скачок в своем развитии, что совпало по времени с процессом становления кредитно-финансовой системы в масштабах всей страны1.

Финансово-экономическая политика имеет огромное значение для развития государства и общества, для социального самочувствия населения. Основные направления такой политики определяются как стратегическими задачами, которые ставит перед собой государство, так и той тактикой экономической деятельности, которую избирает конкретное правительство. При этом именно экономические задачи являются первичными, а нормы права высту-

1 Алехина Е.Л. Динамика правового регулирования финансово-экономического развития Российской империи второй половины XIX века // Правовая инициатива. 2014. № 2. С. 11.

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

пают как инструмент проведения экономических преобразований. В итоге право наполняется конкретно-экономическим содержанием, изменение которого меняет и содержание правового регулирования.

Финансово-экономическая политика в рассматриваемый период была детерминирована несоответствием получаемых доходов необходимым расходам, что приводило к хроническому дефициту государственного бюджета. Преодоление такой ситуации требовало, с одной стороны, принятия неотложных тактических мер по минимизации существовавшего в финансовой сфере «напряжения», с другой стороны, требовалась разработка целостной стратегии, направленной на совершенствование всей финансово-экономической политики государства.

Роль государства в экономике в рассматриваемый период была весьма существенной. Оно выступало одним из самых активных участников финансово-экономических отношений, крупным собственником.

Особенности финансово-экономической политики государства в рассматриваемый исторический период определялись совокупностью объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам отнесем следующие:

1) содержание и структура сложившихся финансово-экономических отношений;

2) особенности государственного режима, сложившегося в Российской империи;

3) существовавшие традиции активного государственного участия в финансово-экономической деятельности;

4) особенности географического положения государства, которые определяли активную внешнюю политику и наличие внешних угроз, что, в свою очередь, детерминировало значительные и все возраставшие потребности в значительных расходах на нужды обороны.

К числу субъективных факторов следует отнести прежде всего доминировавшие финансово-экономические концепции, а также те взгляды и идеи, которые исповедовали и отстаивали конкретные государственные деятели, в первую очередь министры финансов.

Нормы права, на основе которых осуществлялась финансово-экономическая политика, выступали как вторичные явления по отношению к финансово-экономическим факторам и условиям, но, тем не менее, оказывали обратное влияние на реализацию намеченных мер.

Развитие норм права, регулировавших общественные отношения в финансово-экономической сфере, зависело от той системы права, которая сложилась в России к середине XIX в.

По мнению А.А. Дорской, с 30-х гг. XIX в. и до конца столетия система права России находилась на четвертом этапе своего развития, когда стали утверждаться принципы буржуазного права2.

Как полагает Д.А. Пашенцев, во второй половине XIX в. уже сформировалась в главных чертах правовая система Российской империи, о чем можно судить по наличию следующих признаков:

- «система права - наличие основных отраслей, четкие различия между ними;

- структурированность источников права; появление различных видов систематизации источников права;

- наличие национальной специфики в развитии права;

- создание системы национального юридического образования;

- достижение определенного уровня развития правосознания»3.

Законодательство Российской империи, которое регулировало отношения в финансово-экономической сфере, было некодифициро-ванным и слабо систематизированным. Главным источником законодательного регулирования финансово-экономической политики являлись нормы Свода законов Российской империи, который включал в себя все действовавшее законодательство. Он состоял первоначально из 15 томов, а с 1864 г. - из 16 томов. Нормы, регулировавшие финансово-экономические отношения, были распределены по нескольким томам.

Конкретные направления финансово-экономической политики регулировались различными нормативными актами, не составлявшими единой отрасли права или отрасли законодательства.

На данное регулирование оказывал влияние и присущий правовой системе Российской империи дуализм частного права, который

2 Дорская А.А. Развитие системы права в России: проблемы периодизации (продолжение) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2011. № 2. С. 51.

3 Пашенцев Д.А. Влияние рецепции на генезис правовой

системы России // История государства и права. 2009. N° 7. С.42-43.

подразумевал наличие сразу двух кодифицированных отраслей: гражданского права и торгового права. Именно дуализм частного права стал одним из важных отличительных признаков правовой системы Российской империи по сравнению с современной отечественной правовой системой.

И стратегия, и тактика финансово-экономической политики государства сходились в одной главной точке: они были ориентированы на извлечение дохода и пополнение государственной казны. При этом государство не имело широкого спектра возможностей в выборе источников увеличения доходов.

Государственные доходы в рассматриваемый период делились учеными и практиками на две группы: прямые и косвенные.

К числу прямых доходов относились те, которые государство непосредственно извлекало из своей собственности, в первую очередь из права собственности на недвижимость.

К числу косвенных доходов государства относились доходы, которые принудительно собирались с подданных, т. е. налоги и пошлины.

Особое положение занимали так называемые регалии, под которыми в Российской империи понимались доходные права, исключительно принадлежавшие верховной власти или государству.

«Регалии, - писал в XIX в. И.И. Янжул, -суть такие промышленные предприятия, которые государство в силу своего верховного права захватывает в свою исключительную собственность, причем частная инициатива в них или вовсе не допускается, или значительно ограничивается (на практике в бюджетах сюда относят обыкновенно безразлично все казенные промыслы, предназначенные для получения дохода)»4.

И.И. Янжул классифицировал регалии, выделив в них три категории.

Первая категория - регалии, в которых государство конкурировало с предпринимателями: казенные железные дороги, оружейные, артиллерийские и пороховые фабрики и т. д.

Вторая категория - регалии, где государство ограничивало или исключало частную конкуренцию: почтовое, телеграфное, монетное дело и т. д.

Третья категория - регалии, в которых государство не допускало частного предприни-

4 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. М. : Статут, 2002. С. 55.

мательства из фискальных соображений: горная, соляная, табачная, спичечная и некоторые другие регалии5.

В современных условиях значительную часть доходов государственного бюджета составляют налоги. В Российской империи налоговая система имела важные особенности. С одной стороны, существовало множество налогов, как прямых, так и косвенных. При этом разные министры финансов имели неодинаковые взгляды на соотношение и роль косвенного и прямого налогообложения, что получало свое отражение в динамике налогового законодательства.

Следует отметить, что у современных ученых также не сформировалось единого подхода к решению этого вопроса. Мы солидарны с позицией Д.А. Пашенцева, который на основе изучения опыта развития налогового законодательства в период империи сделал вывод о большей социальной значимости прямого налогообложения по сравнению с налогообложением косвенным6. В то же время в рассматриваемый период ряд государственных деятелей придерживался противоположного мнения. Об этом свидетельствует, например, налоговая политика С.Ю. Витте7. В итоге в конце XIX в. именно косвенные налоги давали более значительную часть налоговых поступлений в казну.

Еще одной важной особенностью налоговой системы Российской империи стало отсутствие столь привычного сегодня подоходного налога, который был установлен только в 1916 г., но из-за революционных событий 1917 г. соответствующие нормы законодательства так и не вступили в силу.

В конце XIX в. после отмены подушного обложения (прямой налог) были законодательно установлены новые налоги, как прямые, так и косвенные, в том числе налог на наследство для наследников по прямой линии, налог на доход, получаемый от ценных бумаг и от вкладов в кредитные учреждения, квартирный налог, промысловый налог.

Еще одним источником пополнения казны являлся государственный кредит, предпола-

5 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. С. 139.

6 Пашенцев Д.А. Финансово-правовая традиция России. М. : Кнорус, 2015. С. 130.

7 Долакова М.И. Финансово-экономические реформы С.Ю. Витте и их законодательное обеспечение // Образование и право. 2012. № 3. С. 220.

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

гавший осуществление займов как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Правительство Российской империи активно пользовалось этим инструментом, выпуская государственные ценные бумаги и размещая их как внутри страны, так и на европейских биржах. В результате подобной политики размер государственного долга к концу XIX в. значительно вырос, что потребовало существенного увеличения расходов государства на его обслуживание.

Помимо организации системы налогообложения, важное значение для упорядочения поступлений в государственный бюджет имеет рациональная организация бюджетного дела на основе норм бюджетного законодательства.

Начало процессу упорядочения бюджетного законодательства положила реформа 1862 г., когда были приняты «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений» - фактически первый рациональный бюджетный закон в России. Этим актом была установлена новая, отвечавшая требованиям времени бюджетная система, связанная с гласностью бюджета, единством кассы, соответствием расходов получаемым доходам и бюджетным контролем.

В конце XIX столетия большое значение для государственной финансово-экономической политики имела задача нормализации денежного обращения. Ее пытались решить на основе золотого монометаллизма. Эта идея имела немало противников, принадлежавших к влиятельным кругам, но С.Ю. Витте смог ее реализовать путем последовательного принятия ряда дополнявших друг друга императорских указов8.

Важнейшими нормативными актами, которые определили контуры новой денежной системы, стали следующие:

1. Указ от 29 августа 1897 г., установивший, что государственные кредитные билеты

выпускаются только Государственным банком и только в размере, строго ограниченном потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом.

2. Указ от 14 ноября 1897 г., определявший, что кредитные билеты получают хождение наравне с золотой монетой и размениваются на нее.

3. Указ от 28 марта 1898 г., установивший, что все денежные расчеты ведутся в России на рубли, равные 1/15 империала.

Таким образом, изучение основных направлений государственной финансово-экономической политики в Российской империи второй половины XIX в. показывает, что эта политика отдавала приоритет тактическим целям относительно целей стратегических. Об этом говорит фискальный уклон проводившихся финансово-экономических мероприятий и принимавшегося законодательства.

Государство, оказавшись перед лицом перманентного финансового кризиса, было вынуждено обращать внимание в первую очередь на поиск новых источников доходов казны, активно используя для этого возможности системы налогообложения, государственного кредита, доходов от государственных иму-ществ и исключительных прав.

Законодательство, связанное с регулированием финансово-экономической политики государства, развивалось достаточно активно, шел поиск и внедрение новых финансово-экономических моделей, которые требовали законодательного закрепления. Но принимавшиеся акты и вводимые ими меры не могли полноценно решить возникавшие перед правительством финансово-экономические проблемы. Сходную ситуацию мы можем наблюдать и в наши дни, когда, несмотря на предпринимаемые усилия и новые правовые нормы, в полной мере преодолеть финансовый кризис и обеспечить эффективное поступательное развитие экономики не удается.

Библиографический список

1. Алехина, Е.Л. Динамика правового регулирования финансово-экономического развития Российской империи второй половины XIX века // Правовая инициатива. - 2014. - № 2.

8 Долакова М.И., Зиннатуллина А.Н. Формирование монометаллической денежной системы в России в конце XIX века // Вестник Казанского технологического университета. 2009. N° 5. С. 196.

2. Долакова, М.И. Финансово-экономические реформы С.Ю. Витте и их законодательное обеспечение // Образование и право. - 2012. - № 3.

3. Долакова, М.И. Формирование монометаллической денежной системы в России в конце XIX века / М.И. Долакова, А.Н. Зиннатуллина // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 5.

4. Дорская, А.А. Развитие системы права в России: проблемы периодизации (продолжение) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». -2011. - № 2.

5. Пашенцев, Д.А. Влияние рецепции на генезис правовой системы России // История государства и права. - 2009. - № 7.

6. Пашенцев, Д.А. Финансово-правовая традиция России. - М. : Кнорус, 2015.

7. Янжул, И.И. Основные начала финансовой науки. - М. : Статут, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.