Научная статья на тему 'Правовые основы реализации финансово-экономической политики государства в период нэпа'

Правовые основы реализации финансово-экономической политики государства в период нэпа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1241
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ДЕКРЕТ / ПРАВО / NEW ECONOMIC POLICY / STATE / GOVERNMENT / DECREE / LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пашенцев Дмитрий Алексеевич, Михайлова Наталья Владимировна, Долакова Макка Исрапиловна

В статье показаны особенности и конкретные мероприятия финансово-экономической политики в период нэпа. Главное внимание уделяется тем нормативным актам, на основе которых проводились финансово-экономические преобразования. Подчеркивается взаимосвязь экономики, политики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows peculiarities and specific measures of financial and economic policy in the NEP period. The focus is on the normative acts based on which the carried out financial-economic transformation, emphasizes the relationship of economics, politics and law.

Текст научной работы на тему «Правовые основы реализации финансово-экономической политики государства в период нэпа»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА;

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

***

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД НЭПА

ПАШЕНЦЕВ Дмитрий Алексеевич, МИХАЙЛОВА Наталья Владимировна, ДОЛАКОВА Макка Исрапиловна

Аннотация. В статье показаны особенности и конкретные мероприятия финансово-экономической политики в период нэпа. Главное внимание уделяется тем нормативным актам, на основе которых проводились финансово-экономические преобразования. Подчеркивается взаимосвязь экономики, политики и права.

Annotation. The article shows peculiarities and specific measures of financial and economic policy in the NEP period. The focus is on the normative acts based on which the carried out financial-economic transformation, emphasizes the relationship of economics, politics and law.

Ключевые слова: новая экономическая политика, государство, правительство, декрет, право.

Keywords: new economic policy, state, government, decree, law.

В современных условиях актуальность исследования историко-правовых вопросов, связанных с проблемами реализации финансово-экономической политики с помощью юридических средств и механизмов, не вызывает сомнений. Эти вопросы имеют особую значимость в связи с перманентным финансово-экономическим кризисом и безуспешными поисками путей выхода из него. Бесконечный процесс совершенствования действующего российского законодательства не всегда согласован со стратегической линией финансово-экономической политики государства, ее главными задачами. В этих условиях остро стоит вопрос как о смене всей экономической парадигмы, так и о принятии такого законодательства, которое сможет «обеспечить инновационный рывок и финансовую стабилизацию»1.

Ученые подчеркивают, что «тема реформ имеет постоянную актуальность для отечест-

1 Алехина Е.Л. Правовые основы банковской реформы второй половины XIX века // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2016. № 2. С. 16.

венной гуманитарной науки»2. Это вдвойне очевидно для финансово-экономических реформ в силу их приоритетной значимости. Тем более, сегодня успешное реформирования финансово-экономической системы справедливо рассматривается как непосредственно связанное с защитой национальных интересов перед лицом транснационального капитала и негативно настроенных зарубежных финансовых и политических кругов3.

Период новой экономической политики (нэпа) имеет особое значение в контексте его изучения с юридических и финансово-экономических позиций.

Во-первых, задачи, которые решало правительство в тот период, близки тем, что стоят перед государством в наши дни. Это прежде всего задачи стабилизации экономического развития, выхода из финансового кризиса,

2 Дорская А. А. О методологии изучения российских правовых реформ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2015. № 1. С. 26.

3 Селюков А.Д., Баланюк Л.Л. Защита национальных интересов России в сфере платежных отношений (правовой аспект) // Плехановский научный бюллетень. 2014. № 2. С. 265.

обеспечения устойчивого экономического роста, развития промышленного производства.

Во-вторых, это задачи, связанные с переформатированием отношений собственности, что связано, с одной стороны, с упрочением самого права собственности, с другой стороны, с повышением социального значения собственности, ее ориентацией на достижение общего блага.

В-третьих, в период нэпа, как и сейчас, шло активное развитие законодательства, формирование новых его отраслей, проводилась кодификация.

Как отмечают исследователи, именно период нэпа дает хороший пример тесной взаимосвязи права и экономики, так как принимавшиеся в то время «нормативные акты, направленные на формирование правовой системы молодого советского государства, были детерминированы экономическими факторами и их динамикой, но разрабатывались и принимались с учетом политической ситуа-

4

ции» .

По нашему мнению, стратегическое развитие в период нэпа определялось трехчленной связкой причинностных факторов, которые были расположены в следующей последовательности: политика - экономика - право.

Политический курс на построение основ новой общественно-экономической формации как стратегическая задача был определяющим. В то же время непростые экономические условия вынудили правительство скорректировать этот курс в тактическом отношении и от политики военного коммунизма перейти к нэпу.

Этот переход определялся следующими причинами:

- неэффективность жестких, репрессивных методов военного коммунизма в мирных условиях;

- деструктивность насильственного изъятия собственности в контексте организации смычки города и деревни;

- необходимость обеспечить ускоренное восстановление разрушенной экономики с последующим ее развитием на основе стабилизации экономических отношений и допущения элементов рынка.

4 Бурданов В.В. Новая экономическая политика как период в истории отечественного государства и права // Правовая инициатива. 2014. № 4. С. 14.

Для реализации данных стратегических целей были предприняты следующие меры, означавшие смену экономической политики:

- вместо продовольственной разверстки введен продовольственный налог;

- проведена укрепившая рубль финансовая реформа;

- разрешена свободная торговля;

- восстановлена частная собственность на мелкие и средние предприятия;

- разрешены иностранные концессии, которые рассматривались как инструмент для привлечения инвестиций;

- получила дальнейшее активное развитие кооперация.

Проведение этих и других мероприятий, определивших сущность нэпа, осуществлялось на основе правовых норм. В процессе формирования нового советского законодательства была осуществлена его масштабная кодификация, что стало основой для создания советской системы права. Если до периода нэпа главной формой выражения правовых норм и их доведения до адресатов служили декреты, то теперь право было структурировано в виде четкой системы кодексов. Всего в 1922-1923 гг. было принято семь ключевых кодексов: гражданский, уголовный, земельный, лесной, кодекс законов о труде, уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный.

Особую роль в правовом регулировании новой системы экономических отношений был призван играть Гражданский кодекс.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. предусмотрел следующие формы собственности: государственную, кооперативную и частную. При этом сделки, которые противоречили интересам государства или наносили ему ущерб, кодекс признавал недействительными. Земля, недра, леса, воды, железнодорожный и воздушный транспорт объявлялись исключительной собственностью государства. Но предприятия с числом рабочих не выше установленного законом могли находиться в частной, а также в кооперативной собственности, причем в последнем случае число рабочих законодательством не ограничивалось.

Таким образом, структура и формы права собственности, закрепленные ГК РСФСР 1922 г., позволяли развиваться мелкой и средней промышленности, находившейся в частных руках, а также создавали некоторые условия для развития кооперации.

Общая направленность ГК РСФСР 1922 г. была такова, что его нормы способствовали складыванию принципиально иного, чем в Российской империи, типа регулирования отношений в экономике: эти отношения теперь регулировались нормами не частного, а публичного права. В итоге и само гражданское право при советской власти стало правом публичным, что, с одной стороны, противоречило сущности и природе гражданско-правовых отношений, с другой стороны, соответствовало политическим воззрениям советского правительства. В итоге право в очередной раз стало заложником политики и экономики.

Наглядным примером взаимодействия права и экономики стало развитие в этот период кооперации и кооперативного законодательства. Особенности и успехи этого процесса определялись следующими обстоятельствами:

- кооперация с дореволюционных времен обладала развитым аппаратом как в центре, так и на местах;

- кооперация отвечала представлениям ряда советских лидеров о благоприятных формах организации общественного производства;

- кооперация соответствовала основным принципам нэпа.

Развитие кооперации, включая ее отдельные формы, осуществлялось в этот период на основе декретов. Среди наиболее важных из них отметим следующие:

- Декрет от 7 апреля 1921 г. «О потребительской кооперации»;

- Декрет СНК от 26 октября 1921 г. «О порядке привлечения потребительской кооперации органами государства к выполнению товарообменных и заготовительных операций»;

- Декрет от 7 июля 1921 г. «О промысловой кооперации»;

- Декрет от 16 августа 1921 г. «О сельскохозяйственной кооперации»;

- Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22 августа 1924 г. «О сельскохозяйственной кооперации»;

- Положение о сельскохозяйственной кооперации, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 октября 1927 г.; и др.

На основе данных актов происходило достаточно активное развитие разных видов и форм кооперации, которая при этом так и не

смогла стать основой производственного и сельскохозяйственного секторов экономики. Возможно, этому помешало достаточно быстрое сворачивание курса нэпа в конце 1920-х гг.

Еще одним сложным финансово-экономическим вопросом периода нэпа стал вопрос о денежной реформе.

К началу нэпа денежная система РСФСР находилась в кризисе. Его наличие и сущность определялись следующими факторами:

- «галопирующая» гиперинфляция;

- резкое снижение золотого запаса;

- неустойчивость денежной единицы;

- появление множества параллельных денежных систем5.

В целях стабилизации в сфере денежного обращения была проведена финансовая реформа, основными элементами которой стали следующие:

- начало работы в октябре 1921 г. Государственного банка;

- начало выпуска в обращение новых денежных знаков образца 1922 г.;

- легализация владения золотом и драгоценностями;

- начало приема металлической монеты в платежах;

- легализация обращения драгоценных металлов;

- выпуск обеспеченных драгоценными металлами банковских билетов;

- переход к единой валюте как завершающий этап денежной реформы6.

В результате указанных мер страна получила достаточно стабильную денежную систему, основанную на рубле как валюте, имевшей золотое содержание.

Проведение столь важных финансовых преобразований также осуществлялось посредством принятия новых правовых норм. Среди формальных источников соответствующего правового регулирования можно назвать, например, Декрет СНК от 3 ноября 1921 г. «О денежных знаках образца 1922 года»; Декрет ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1924 г. «О чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты советского образца»; Декрет ЦИК и СНК СССР от 14 февраля 1924 г. «О прекращении эмиссии советских денежных

5 Соколов А.С. Опыт валютного регулирования в период новой экономической политики (1921-1928 гг.) // Экономическая история : ежегодник. 2009. С. 149.

6 Там же. С. 151-164.

знаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте».

Таким образом, на примере финансовой реформы, как и ранее на примере развития кооперации, мы видим, что в основе правового регулирования отношений в сфере экономики лежал ГК РСФСР 1822 г., но конкретные меры финансово-экономического реформирования вводились в действие декретами правительства, которые применительно к периоду нэпа можно рассматривать как полноценные законы. В первую очередь статус законов относится к тем декретам, которые принимались совместно ЦИК и СНК.

Здесь напрашивается определенная параллель с денежной реформой С.Ю. Витте в конце XIX в., когда связанные с реформой и преобразованием денежной системы мероприятия проводились не одномоментно, а постепенно, с помощью принятия целого ряда

указов, которые в совокупности и составили нормативную правовую базу для создания новой денежной системы7.

В целом нэп позволил несколько стабилизировать экономические отношения в стране и частично восстановить разрушенное войной хозяйство. Он открыл благоприятные возможности для развития торговли и мелкого частного производства. В то же время нэп не стал основой для резкого поворота к курсу индустриализации. Виновно ли в этом право, существовавшая система правового регулирования? Очевидно, что нет. Праву в политике советского правительства отводилась второстепенная роль, оно рассматривалось как временный инструмент для реализации насущных политических и экономических задач. Когда правительство посчитало текущие задачи решенными и приняло новый курс финансово-экономической развития, достаточно быстро было изменено и право.

Библиографический список

1. Алехина, Е.Л. Правовые основы банковской реформы второй половины XIX века // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». -2016. - № 2.

2. Бурданов, В.В. Новая экономическая политика как период в истории отечественного государства и права // Правовая инициатива. - 2014. - № 4.

3. Долакова, М.И. Финансово-экономические реформы С.Ю. Витте и их законодательное обеспечение // Образование и право. - 2012. - № 3.

4. Дорская, А.А. О методологии изучения российских правовых реформ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». - 2015. - № 1.

5. Селюков, А.Д. Защита национальных интересов России в сфере платежных отношений (правовой аспект) / А. Д. Селюков, Л. Л. Баланюк // Плехановский научный бюллетень. - 2014. -№ 2.

6. Соколов, А.С. Опыт валютного регулирования в период новой экономической политики (1921-1928 гг.) // Экономическая история : ежегодник. - 2009.

7 Долакова М.И. Финансово-экономические реформы С.Ю. Витте и их законодательное обеспечение // Образование и право. 2012. № 3. С. 219-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.