Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ НАРУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ НАРУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объект культурного наследия / средство наружной информации / вывеска / административный регламент / cultural heritage site / media sources / sign / administrative regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зухра Гайсина

Статья посвящена правовому регулированию размещения вывесок (средств наружной информации) на объектах культурного наследия, позволяющих сохранить историческую и архитектурную целостность города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зухра Гайсина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to legal regulation of placement of signs (outdoor information media) on cultural heritage sites that allow preserving the historical and architectural integrity of the city.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ НАРУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ НАРУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Зухра Гайсина, главный юрист центра правового обеспечения земельных и имущественных отношений Поволжского антикризисного института

АННОТАЦИЯ: статья посвящена правовому регулированию размещения вывесок (средств наружной информации) на объектах культурного наследия, позволяющих сохранить историческую и архитектурную целостность города.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: объект культурного наследия, средство наружной информации, вывеска, административный регламент.

ABSTRACT: the article is devoted to legal regulation of placement of signs (outdoor information media) on cultural heritage sites that allow preserving the historical and architectural integrity of the city.

KEYWORDS: cultural heritage site, media sources, sign, administrative regulation.

Объекты культурного наследия являются важным активом современных городов, который может приносить прибыль и существенно влиять на их экономическое, а также культурное и социальное развитие.

Благодаря восстановлению исторических памятников повышается имидж региона, вызывающий рост туристического продукта и активизирующий спрос на него.

Однако недостаточно лишь восстановления: поднять из руин такие объекты, сохранив их историческую и культурную ценность. Важно обеспечить их потребительский потенциал: вдохнуть в них новую жизнь, чтобы эти объекты могли функционировать наряду с современными постройками - использоваться предпринимателями и инвесторами в целях удовлетворения потребностей общества, тем самым повышая туристическую привлекательность города.

Одним из таких механизмов «регенерации» объектов культурного и исторического наследия

^ЩЖ? вЕстиккеишФоянэга ИНСТИТУТА«™®»™*»

1Чир искусств

является использование их в предпринимательских целях: в сфере торговли и услуг, где привлечение клиентов не возможно без размещения наружной информации (вывесок) на фасадах зданий. В связи с этим правовое регулирование данного вопроса в настоящее время представляется весьма важным и актуальным.

Основным законом, регламентирующим правовой режим в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЭ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также - «Закон об ОКН» или «Федеральный закон №73-Ф3»).

Правовой анализ указанного закона показал, что на объектах культурного наследия обязательны к размещению информационные надпи-

си и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (ст. 27.1 Закона об ОКН) и установлен запрет на распространение наружной рекламы за исключением случаев, прямо указанных в законе и охранном обязательстве (ст. 35.1 Закона об ОКН). Исходя из положений указанных выше статей запрет на размещение вывесок, необходимых для раскрытия информации об организации, находящейся в историческом здании, отсутствует.

Данный факт объясняется тем, что законодатель исключил коллизию правовых норм между Законом об ОКН и специальным законом, регулирующим деятельность организаций в области осуществления предпринимательской деятельности, а именно Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Так, в ст. 9 указанного закона содержится требование об обязательном доведении до сведения потребителей информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы.

Таким образом, размещение вывесок на всех объектах без исключения является обязанностью в силу Закона «О защите прав потребителей», а с точки зрения Закона об ОКН - правом.

Порядок реализации данного права на сегодняшний день закреплен в Решении Казанской городской Думы от 18 октября 2006 г. № 4-12 «О Правилах благоустройства города Казани» (далее также - «Правила»).

Так, в соответствии с п.167 Правил элементы благоустройства в виде вывесок размещаются на основании проекта (паспорта), согласованного в установленном порядке, и в полном соответствии с ним.

Согласованию подлежит место размещения и внешний вид средства наружной информации

на предмет их соответствия документам территориального планирования, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Казани, требованиям законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

Проект (паспорт) на элементы благоустройства территории, располагаемые в зонах охраны объектов культурного наследия, помимо Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, согласовывается с органами, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия1 (п. 167 Правил).

Однако порядок согласования проекта (паспорта), о котором говорится в п.167 Правил благоустройства, на сегодняшний день не установлен.

Вместе с тем, Комитет в пределах своей компетенции имеет право издавать нормативные правовые акты в форме приказов, утверждать правила, положения, регламенты, инструкции, методические документы, что предусмотрено статьями 9.2, 33 Закона об ОКН, а также абз. 6 п. 4.1. Положения о Комитете Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июля 2018 г. № 565.

В частности, в других регионах имеются нормативные акты о порядке размещения и согласования вывесок на объектах культурного наследия, утвержденные соответствующими органами охраны субъектов Российской Федерации - в Рязанской, Свердловской, Ивановской и иных областях2.

1 Уполномоченным органом в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Республике Татарстан является Комитете Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия (далее также - «Комитет» или «орган охраны РТ»).

2 См. Приказ от 21.06.2016 №87 Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области;

Методические рекомендации по проектированию и размещению вывесок на объектах культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, одобренный Протоколом от 19.03.2018 на заседании Общественного научно-методического совета по сохранению объектов культурного наследия при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области;

Приказ от 28 августа 2019 года № 27-о Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия.

Ч1Я* 8ез1мжмЕждондаоднао институт/отп*в№ияа

(Чир искусств

С учетом изложенного, можно прийти к выводу о том, что для реализации полномочий Комитета в области размещения вывесок на объектах культурного наследия требуется утвердить административный регламент по предоставлению государственной услуги по согласованию проектов (паспортов) на размещение вывесок на объектах культурного наследия.

При разработке указанного нормативного акта необходимо учитывать то, что понимается под вывеской (средством размещения наружной информации/средством размещения информации). Наиболее полное определение вывески дано в 6 пункте Правил, согласно которому, вывеска - это информационная конструкция, устанавливаемая в месте нахождения организации и (или) непосредственно в месте осуществления реализации товара, оказания услуг в целях информационного оформления зданий и сооружений, в том числе некапитальных, для доведения до сведения потребителей информации, указание которой является обязательным в силу статьи 9 Федерального закона «О защите прав потребителей», а именно информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы, а также содержащей информацию, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота и не преследует целей, связанных с рекламой.

Общие требования к средствам размещения наружной информации содержатся в п. 198 Правил благоустройства, а требования в зависимости от типа (вида) конструкции и объекта (в том числе объекта культурного наследия), на котором размещается конструкция, установлены в п.198.5 Правил. Данные требования сформулированы предельно четко. Для примера, можно привести один из пунктов таких требований:

«198.5.3. Консольная конструкция - информационная конструкция, устанавливаемая под прямым углом к плоскости фасада здания, нестационарного торгового объекта локализованно, на угловых участках, по композиционным осям наружной поверхности стены в виде малых конструкций.

Не допускается установка консольных конструкций:

1) высотой и длиной более 1,0 м;

ТИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа «токацулгА

(Чир искусств

2) высотой и длиной более 0,5 м на объектах культурного наследия, исторических зданиях с датой строительства до 1959 года;

3) на расстоянии более 0,2 м от поверхности фасада;

4) на расстоянии ближе 10 м друг от друга;

5) на расстоянии более чем на 0,2 м от края фасада и менее 2,5 м от уровня земли до нижнего края конструкции;

6) непосредственно над входами в здание;

7) вертикальных - на фасадах зданий, выходящих на улицу (формирующих переднюю линию застройки этих улиц) в границах исторических территорий;

8) без использования металлодекора на объектах культурного наследия, исторических зданиях с датой строительства до 1959 года;

9) с использованием динамического способа передачи информации, за исключением консольных конструкций для организаций, осуществляющих банковские операции». Согласно п. 198.1. Правил благоустройства

владелец рекламной или информационной конструкции восстанавливает благоустройство территории и (или) внешний вид фасада после монтажа (демонтажа) в течение трех суток. Не допускается повреждение сооружений и отделки объектов при креплении к ним средств наружной рекламы и информации, а также снижение их целостности, прочности и устойчивости.

Таким образом, перечень требований к вывескам (их местоположению, внешнему виду), размещаемых на объектах культурного наследия в исторической части г. Казани, на сегодняшний день утвержден Правилами благоустройства и дополнения (уточнения) не требует.

Тем не менее, есть необходимость в утверждении:

1. Состава проекта (паспорта) на размещение вывески на объектах культурного наследия.

2. Перечня документов, предоставляемых в Комитет вместе с проектом (паспортом) на размещение вывески на объектах культурного наследия.

3. Регламента (порядка) рассмотрения/согласования проекта (паспорта) на размещение вывески на объектах культурного наследия.

По пункту 1 возможно применить по аналогии положения Постановления Правительства

РФ от 10 сентября 2019 г. № 11783, регулирующие порядок установки информационных надписей на объектах культурного наследия.

Так, согласно Постановлению №1178 проект установки и содержания информационных надписей разрабатывается в виде отдельного документа и содержит следующие разделы: «Общие сведения об объекте культурного наследия»; «Эскизное предложение информационной надписи и обозначения»; «Технические характеристики информационной надписи и обозначения»; «Описание метода крепления информационной надписи и обозначения»; «Графические идентификаторы - QR-коды»; схему установки информационной надписи на объект культурного наследия и цветную фотофиксацию объекта культурного наследия с указанием места предполагаемого размещения информационной надписи; чертеж пластины в масштабе 1:5 с указанием размеров.

Проект (паспорт) на размещение вывесок также может содержать разделы «Эскизное предложение»; «Технические характеристики»; «Описание метода крепления»; схему установки вывески на объект культурного наследия и цветную фотофиксацию объекта культурного наследия с указанием места предполагаемого размещения вывески; чертеж вывески в масштабе 1:5 с указанием размеров.

По пункту 2 необходимо рассмотреть иные административные регламенты о предоставлении государственных услуг, согласно которым, в состав документов, предоставляемых заявителем, как правило, включаются заявление о предоставлении соответствующей услуги и документы, непосредственно связанные с такой услугой. В рассматриваемом случае, такими документами будут: проект (паспорт) на размещение вывески в составе, указанных в 1 пункте, и документы на товарный знак (при наличии).

Предоставление иных документов, таких как: задание на проведение работ на объекте культурного наследия, заключение историко-культурной экспертизы, лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятни-

ков истории и культуры) народов Российской Федерации не требуется, в связи со следующим.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона №73-ФЗ, регулирующей порядок назначения и проведения историко-культурной экспертизы, и нормами Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569 (далее - «Положение о ГИКЭ»), вывески не являются объектами экспертизы. В статье 11 Положения о ГИКЭ приведен закрытый перечень объектов экспертиз, в который установка вывесок или средств размещения наружной информации/средств размещения информации на объектах культурного наследия не включена.

Разработка проекта (паспорта) на размещение вывески на объектах культурного наследия не относится к работам по разработке проектной документации по сохранению объектов культурного наследия и не требует получения лицензии на соответствующий вид работ, установленный Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. № 349 в приложении Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так как не меняет предмет охраны объекта культурного наследия, его архитектурный облик и цветовое решение фасада.

Получение задания на размещение вывесок также не требуется и не предусмотрено ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, регулирующей порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Правила благоустройства и Правила установки информационных надписей также не предусматривают какие-либо определенные требования к организации, разрабатывающей проект (паспорт) вывески, или требования по проведению государственной историко-культурной экспертизы данного проекта.

По 3 пункту возможно принять во внимание регламент/порядок, изложенный в Приложении к настоящей статье и разработанный по примеру

3 Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2019 г. № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» (далее - «Постановление № 1178»).

-Ч Ч1Л* 8£СТИ#С МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА «1ТУ«В№ИЯА

вернуться к содержанию

Правовая экспертиза вопроса размещения и согласования вывесок на фасадах ОКН показала, что урегулирование данной ситуации возможно на местном уровне путем применения и утверждения региональных нормативных актов.

иных административных регламентов о предоставлении государственных услуг органом охраны РТ.

До утверждения Комитетом порядка согласования и размещения вывесок на объектах культурного наследия стоит руководствоваться нормами, закрепляющими требования к размещению вывесок на территории Казани, в том числе на объектах культурного наследия, содержащимися в Правилах благоустройства Казани, а также некоторыми положениями Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2019 г. № 1178, по аналогии закона.

Таким образом, подводя итог, можно прийти к следующим выводам:

- проекты (паспорта) на размещение вывесок на объектах культурного наследия разрабатываются по инициативе собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и подлежат согласованию с Комитетом Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия;

- проекты (паспорта) на размещение вывесок на объектах культурного наследия

должны соответствовать требованиям пунктов 198, 198.1, 198.5 Правил благоустройства г. Казани;

- разработка проекта (паспорта) на размещение вывесок на объектах культурного наследия не входит в состав деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и не требует получения соответствующей лицензии;

- проведение историко-культурной экспертизы проектов (паспортов) на размещение вывесок на объектах культурного наследия не требуется.

В заключение хотелось бы отметить, что требования к вывескам на объектах культурного наследия, содержащиеся в местном нормативном акте - Правилах благоустройства, позволяют избежать нарушения целостности архитектурного и исторического облика города.

Однако, как указывалось выше, для согласования данных вывесок с органом охраны, крайне необходим нормативный документ, регламентирующий такой порядок.

ЧИ* аЕстшкмэадунагодного шстиряа жткачУАТА

(Чир искусств

Приложение

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ РЕГЛАМЕНТ/ПОРЯДОК

СОГЛАСОВАНИЯ ВЫВЕСОК НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

1. Требования к проекту (паспорту) размещения вывески на объекте культурного наследия (далее - проект).

1.1. Проект должен содержать:

а) титульный лист с указанием наименования объекта культурного наследия;

б) раздел «Эскизное предложение». Раздел включает информацию с обоснованием размещения вывески на объекте культурного наследия или отдельно стоящей конструкции на территории объекта культурного наследия, содержит сведения о размере вывески или отдельно стоящей конструкции (высота и ширина), размере шрифта, а также эскиз с нанесенными сведениями на вывеску;

в) раздел «Технические характеристики». В разделе указываются материал, покрытие, толщина и масса материала, из которого изготавливается вывеска;

г) раздел «Описание метода крепления». Раздел включает эскиз с описанием крепежных элементов с указанием расчетов нагрузки, оказываемой на объект культурного наследия, и расчетом несущей способности предполагаемого крепления;

д) схема установки вывески на объект культурного наследия и цветную фотофиксацию объекта культурного наследия с указанием места предполагаемого размещения вывески;

е) чертеж вывески в масштабе 1:5 с указанием размеров;

ж) фотомонтаж размещения вывески на фасаде объекта культурного наследия с привязкой к архитектурным элементам, фронтальная фотография всего фасада объекта культурного наследия (в масштабе).

2. Для согласования проекта заявитель представляет в Комитет в двух экземплярах:

- заявление о согласовании размещения вывески;

- проект (паспорт) размещения вывески на объекте культурного наследия;

- копию зарегистрированного свидетельства на товарный знак (при наличии).

3. Заявление с прилагаемыми к нему документами регистрируется путем присвоения входящего номера в Комитете не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его получения. Комитет в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления рассматривает представленные материалы и согласовывает документацию путем проставления отметки (штампа) о согласовании проектной документации либо мотивированно отказывает в таком согласовании.

4. В согласовании проекта (паспорта) отказывается в следующих случаях:

а) представлен неполный комплект документов, необходимых для согласования проекта (паспорта), предусмотренный п. 2 предлагаемого Порядка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) содержание проекта (паспорта) не соответствует п. 1 предлагаемого Порядка;

в) место расположения и внешний вид вывески не соответствует требованиям п.п. 198, 198.1, 198.5 Правил благоустройства г. Казани.

5. Об отказе в согласовании проекта заявитель извещается Комитет в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

6. После устранения причин, повлекших за собой отказ, проект (паспорт) с заявлением направляется на согласование в Комитет повторно согласно предлагаемому Порядку.

7. Отказ в согласовании проекта (паспорта) на размещение вывески на объекте культурного наследия может быть обжалован заявителем в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

8. Действия и решения Комитета по рассмотрению и согласованию проектов (паспортов) на размещение вывесок на объектах культурного наследия могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.