Научная статья на тему 'Организация размещения информационных конструкций в городах федерального значения'

Организация размещения информационных конструкций в городах федерального значения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК МОСКВЫ / МОСКОВСКИЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кухтин Петр Викторович, Дегтярева Анжела Викторовна, Ядоян Венера Оганесовна

Статья посвящена рассмотрению особенностей контроля размещения информационных конструкций в Москве. Анализируется опыт Москвы в организации размещения информационных конструкций. А также рассматривается возможность применения московского опыта для других субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кухтин Петр Викторович, Дегтярева Анжела Викторовна, Ядоян Венера Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INFORMATION SIGNBOARDS PLACEMENT IN FEDERAL CITIES

The article is devoted to the consideration of the features of the Moscow control of information designs. Moscow experience in the management of information signboards is analyzed. And also the opportunity of using of Moscow experience for territorial subjects of the Russian Federation is considered.

Текст научной работы на тему «Организация размещения информационных конструкций в городах федерального значения»

П.В. Кухтин

A.В. Дегтярева

B.О. Ядоян

УДК 332.02

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей контроля размещения информационных конструкций в Москве. Анализируется опыт Москвы в организации размещения информационных конструкций. А также рассматривается возможность применения московского опыта для других субъектов РФ.

Ключевые слова: информационные конструкции, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, архитектурный облик Москвы, Московский пилотный проект по организации размещения информационных конструкций.

Peter Kukhtin Angela Degtyareva Venera Yadoyan

ORGANIZATION OF INFORMATION SIGNBOARDS PLACEMENT IN FEDERAL CITIES

Abstract. The article is devoted to the consideration of the features of the Moscow control of information designs. Moscow experience in the management of information signboards is analyzed. And also the opportunity of using of Moscow experience for territorial subjects of the Russian Federation is considered.

Keywords: information signboards, Committee for architecture and city development of Moscow, architectural shape of Moscow, the Moscow experiment with the organization of placement of information designs.

Борьба с установкой в несогласованных местах рекламных и информационных конструкций, не оформленных соответствующим образом, имеет давнюю историю. Вызвано это было, прежде всего, правовой неурегулированностью этой сферы. В настоящее время нормативно-правовая база начинает формироваться, что требует изменения как схем размещения информационных конструкций, так и адаптации предпринимателей к новым правилам.

Так уж сложилось исторически, первым субъектом федерации, который начал приводить правила установки и размещения рекламы и информационных конструкций к определенным единым нормам и правилам, явилась Москва. Для разработки новых подходов и реализации возможностей общественного контроля в Москве решили пойти по пути реализации перспективных решений в области дизайна и интерьера. Первым и ключевым шагом в решении проблем по размещению конструкций в Москве стало Постановление Правительства Москвы № 714-ПП от 12 декабря 2012 г. «О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве». Основной целью Постановления стало упорядочение размещения информационных конструкций, в связи с этим был запущен пилотный проект. В качестве ответственных за реализацию принятых решений в представленном нормативном акте были определены органы исполнительной власти, исходя из функций, возложенных на них уставными документами. Для реализации были привлечены органы исполнительной власти (см. табл. 1).

Одним из начальных направлений реализации пилотного проекта для приведения в соответствие с нормативными требованиями информационных конструкций стало упорядочение вывесок в центре Москвы в соответствии с архитектурным обликом города. Упорядочение началось с центральных улиц (так называемой зоны исторического наследия): Б. Дмитровка, Петровка, Кузнецкий Мост, Рождественка, Тверская, 1-я Тверская-Ямская, Б. Садовая, Воздвиженка, Новый Арбат, Столешников и Камергерский переулки [4].

© Кухтин П.В., Дегтярева А.В., Ядоян В.О., 2014

Таблица 1

Функции органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в проведении пилотного проекта

Органы исполнительной власти Функции органов

Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы Разработка концепций архитектурно-художественного облика Оценка соответствия информационных конструкций установленным Правилам и концепции

Объединение административно-технических инспекций г. Москвы Проверка наличия согласования/разрешения на размещение информационных конструкций Выдача предписаний на демонтаж

Департамент СМИ и рекламы г. Москвы Демонтаж Ведение базы данных по выданным разрешениям

Префектура и управы Координация работ по мониторингу размещения и демонтажу Координация работ по приведению фасадов в надлежащее состояние

Как и следовало ожидать, нормативное регулирование коснулось, прежде всего, требований нормативно-правовых актов к дизайну информационных и рекламных конструкций. При нормативном регулировании использовали значительный и продолжительный опыт европейских и других развитых стран. С учетом опыта развитых стран для этих улиц были разработаны архитектурно-художественные концепции внешнего облика, определяющие графические требования к размещению вывесок на фасадах объектов. Здесь вывески предлагается разместить в виде отдельных букв, как в европейских и североамериканских городах. Вывески должны размещаться не выше линии второго этажа, их высота ограничена 0,5 м, а длина - 10 м [1].

В рамках второго направления на выбранной в качестве пилотной территории устанавливались требования к размещению вывесок на фасадах торгово-развлекательных центров, театров, кинотеатров, цирков. Для данных объектов была введена единая концепция информационного оформления, определяющая место размещения, а также размеры устанавливаемых вывесок.

Для реализации третьего направления была определена пилотная территория, в которую вошли десять кварталов из разных округов Москвы. Общие правила по размещению, реализуемые на территории «пилотных» кварталов, установили требования к местам размещения вывесок, их размерам по высоте и ширине. Одновременно правилами были наложены запреты на размещение вывесок, перекрывающих оконные проемы, архитектурные детали зданий.

Кроме того, в соответствии с новыми правилами упростилась процедура согласования дизайн-проектов на размещение информационных вывесок. Как следствие, сократилось количество документов (см. табл. 2), подаваемых заявителем, а также срок их рассмотрения.

Таблица 2

Документы, предоставляемые заявителем

Документы по существующему порядку Документы по новому порядку

1. Заявление о выдаче разрешения на установку информационной конструкции (оригинал) 1. Запрос на оказание услуги

2. Документ, подтверждающий право владения информационной конструкцией 2. Дизайн-проект

Документы по существующему порядку Документы по новому порядку

3. Справка БТИ

4. Фотография места размещения конструкции

5. Документы, подтверждающие право на здание, к которому присоединяется конструкция

6. Дизайн-проект

7. Техническое заключение о безопасности конструкции

СРОК РАССМОТРЕНИЯ - до 45 дней СРОК РАССМОТРЕНИЯ - 15 дней

В начале декабря Москомархитектура подвела итоги пилотного проекта, который завершился в ноябре 2013 г., по размещению в столице информационных конструкций. Пилотный проект, реализованный в Москве, заслужил положительную оценку как со стороны органов государственного управления, так и со стороны населения. Если говорить в цифрах, то к концу ноября в 10 экспериментальных кварталах и на 11 центральных улицах были демонтированы 42 % всех информационных и рекламных конструкций [3]. Всего за год улицы города (центральные) заметно изменились, не стало многих не вписывающихся в архитектурный облик массивов, ушли в прошлое баннеры, закрывающие красоту исторических зданий, и многое другое.

В целом, в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы остались довольны результатами данного проекта и по его итогам 25 декабря 2013 г. Правительство Москвы выпустило Постановление № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве», которым утвердило новый порядок размещения вывесок и информационных конструкций, а также правила их размещения и порядок согласования. Как сообщил главный архитектор столицы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству С. Кузнецов, новые правила будут вводиться постепенно: внутри Садового кольца - до 1 мая 2014 г., в границах Третьего транспортного кольца - до 1 января 2015 г., в границах МКАД - до 1 июля 2016 г. [2; 5].

Положительный опыт решили применить и в других субъектах Российской Федерации. Московский эксперимент с вывесками решили повторить и в культурной столице. Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в ближайшее время планирует разработать, провести общественное рассмотрение и утвердить регламент размещения информационных вывесок в четырех исторических районах города: в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном. Основной целью проводимых мероприятий администрация Санкт-Петербурга считает наведение порядка в сфере размещения информационных конструкций (приведение в соответствие с архитектурным обликом), приведение всех информационных и рекламных конструкций к единым нормативным требованиям, а также сокращение срока согласования таких конструкций с нескольких месяцев (как сейчас) до нескольких дней (как практикуется в Москве). Это позволит сократить число несогласованных конструкций как по месту, так и по содержанию. Организационно-распорядительные документы, конкретизировав требования к размещению, размеру, цвету, способу крепления конструкций и утвердив основные юридические понятия, тем самым должны исключить субъективизм комитетов при согласовании вывесок. При их соблюдении процедура прохождения станет формальной, решения будут приниматься намного быстрее.

Таким образом, опыт московских властей способствовал изменениям и в другом крупном субъекте РФ - Санкт-Петербурге. О дальнейшей судьбе в данной сфере этого города станет более или менее понятно как минимум через год.

Подведем итог. Опыт пилотного проекта в области размещения наружных информационных

конструкций (который оказался, на наш взгляд, достаточно удачным) необходимо перенимать и другим субъектам РФ. Многие требования, применимые к улицам Москвы, вполне могут быть выполнены в других субъектах, а особенно требуют воплощения в крупных, исторических и культурных городах. Единственный вопрос - ресурсы: потребуются дополнительные средства из бюджета для реализации решений в области информационных конструкций. Но оставлять без решения проблемы в данной области (долгие сроки согласования, не соответствие архитектурному облику и многое другое) тоже не стоит.

В рассмотренных решениях по приведению к некоторым единым требованиям информационных и рекламных конструкций остались за бортом вопросы распределения доходов от этой деятельности между собственниками объектов, используемых для размещения рекламы и информации. Получение разрешения на использование места для размещения информационных конструкций можно рассматривать в качестве предоставления соответствующей (государственной или муниципальной) услуги, которая может приносить дополнительный доход собственнику объекта. Для решения этих вопросов необходимо решить проблему разграничения права собственности на различные виды объектов. Так, например, в Москве не разграничено (не определены и не зафиксированы права собственности) до 30 % зданий и земельных ресурсов.

Достаточно много вопросов при размещении информационных и рекламных конструкций остались пока нерешенными. Но это количество постоянно сокращается.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Москвы № 714-ПП от 12 декабря 2012 г. «О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве»

2. Постановление Правительства Москвы № 902-1III от 25 декабря 2013 г. «О размещении информационных конструкций в городе Москве»

3. Правила размещения вывесок станут актуальными для всей Москвы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2340427

4. Официальный сайт Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Результаты проведения пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mka.mos.ru/presscenter/news/detail/877559.html

5. Официальный Интернет-портал Правительства Москвы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=27757

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.