Научная статья на тему 'О порядке размещения информационных конструкций (вывесок) на объектах культурного наследия'

О порядке размещения информационных конструкций (вывесок) на объектах культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скрягина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О порядке размещения информационных конструкций (вывесок) на объектах культурного наследия»

Е.В. Скрягина

Управление Алтайского края по культуре и архивному делу,

Барнаул, Россия

о порядке размещения информационных конструкций (ВЫВЕСок) на объектах культурного наследия

На территории Алтайского края расположено 4499 объектов культурного наследия, из них 635 отнесены к памятникам архитектуры. Большая часть зданий и архитектурных ансамблей сосредоточена в таких городах, как Барнаул (246 объектов) и Бийск (206).

Нежилые помещения, расположенные в зданиях-памятниках, приспособлены под размещение торговых организаций и предприятий, которые, в свою очередь, согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» [Российская газета, 1996] обязаны довести до потребителя сведения о наименовании своей организации, товарах и услугах. В связи с этим на объектах культурного наследия устанавливаются следующие вывески и изображения:

- табличка с наименованием юридического лица, адресом его местонахождения и указанием режима работы;

- вывески с названием магазина или фирменным наименованием с изображением товарного знака, размещаемые над входом в помещение;

- изображения товаров (в том числе фотографии) либо сведения об ассортименте реализуемых товаров и услуг, расположенные в окнах витрин.

Перечисленные вывески и изображения носят как рекламный, так и информационный характер. В отношении рекламных конструкций действует Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» [Российская газета, 2006], в отношения вывесок - нормативные правовые акты, утверждаемые органами местного самоуправления.

Федеральным законом от 08.03.2015 №50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"» [Официальный интернет-портал..., 2015] принята норма о запрете распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, а также на их территориях.

В соответствии с законодательством в области сохранения объектов культурного наследия в Алтайском крае проекты размещения вывесок согласовываются с управлением Алтайского края по культуре и архивному делу (статья 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [парламентская газета, 2002] обязывает собственников зданий (помещений) обеспечивать неизменность предмета охраны, облика и интерьера объекта культурного наследия).

Однако анализ существующей ситуации выявил не только неудовлетворительное состояние наружного информационного оформления памятников архитектуры, но и многочисленные случаи самовольных установок конструкций вывесок без оформления разрешительной документации и согласования проектной документации.

Так, в 2014 г. в рамках проведения мониторинга объектов наружной рекламы и информации специалистами управления установлено, что значительная часть вывесок не соответствуют историческому облику памятников, искажают архитектурно-художественное восприятие их основных характеристик. Установленные конструкции негативно затрагивают архитектурно-конструктивные элементы, архитектурные детали, а также рустованную, скульптурную и иную ценную художественную отделку фасадов объектов культурного наследия. Некоторые фасады скрыты баннерами, перетяжками и транспорантами, часть вывесок выполнены в виде лайтбоксов и световых экранов с бегущей строкой, диссонирующих со стилистикой памятников купеческой архитектуры (XIX в.) и советского периода постройки (1940-1950-е гг.). Большое количество вывесок выполнены из некачественных материалов и установлены хаотично, без учета архитектурных особенностей зданий (рис. 1).

Рис. 1. Объект культурного наследия «Дом жилой», г. Барнаул, просп. Ленина, 73

Принимая во внимание изложенное, государственным органом охраны объектов культурного наследия - управлением Алтайского края по культуре и архивному делу (далее - управлением) активизирована деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение указанных нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Главной целью данной работы является упорядо-

чение процесса размещения вывесок и сохранение исторически сложившегося облика памятников.

В рамках организации данного процесса управлением разработаны методические рекомендации по проектированию и размещению объектов наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия, которые 15.04.2014 прошли утверждение на научно-методическом совете - консультативном органе, созданном при управлении [Официальный сайт управления.].

В процессе работы над документом были изучены и применены достижения отечественного опыта в изготовлении и размещении информационных конструкций на зданиях-памятниках. Разработанные рекомендации содержат принципы выбора художественного решения и размещения основных и дополнительных типов конструкций, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями памятников. предусматриваются случаи принятия решений о недопустимости установки объектов наружной рекламы и информации на памятниках истории и культуры. Рекомендации адресованы как для заказчиков, так и для специалистов в области сохранения историко-культурного наследия, архитектуры, дизайна и рекламы.

Чтобы минимально воздействовать на объекты культурного наследия и не нарушать целостность восприятия архитектуры, вывески рекомендуется выполнять в горизонтальном исполнении в виде отдельных объемных букв (возможно, световых) на общем металлическом каркасе с расположением точек крепления конструкции каркаса в плоских частях фасада здания, а не в декоративных элементах или ценной отделке (рис. 2). Размеры текстовой части вывески - не более 50 см, декоративного элемента вывески (логотип) - не более 70 см.

В 2014 г. государственным органом охраны объектов культурного наследия на территории Алтайского края согласовано 17 проектов информационных конструкций, планируемых к установке на зданиях-памятниках. Мотивированные решения об отказе в выдаче согласования вынесены в отношении 36 вывесок.

Специалистами краевого управления осуществляется регулярная работа по направлению писем уведомительного характера о вывесках, искажающих облик памятников. С владельцами информационных конструкций ведется ежедневная разъяснительная работа.

В результате некоторые вывески были демонтированы собственниками в добровольном порядке. Так, сняты ПВХ баннеры с витрин объекта культурного наследия «Дом жилой "Дом под шпилем"», расположенного в г. Барнауле по просп. Ленина, 82.

Также стоит отметить значимость роли общественности, заинтересованной в решении данных проблем. Благодаря активному участию жителей краевой столицы были демонтированы многочисленные рекламные баннеры, скрывающие собой полностью главный фасад памятника архитектуры «Стадион» (просп. Строителей, 18).

Рис. 2. Чертеж входа с размещением вывески на объекте культурного наследия «Дом со встроенным на первом этаже рестораном», г. Барнаул, просп. Ленина, 80

Рис. 3. Объект культурного наследия «Дом жилой», г. Барнаул, просп. Ленина, 73

В рамках административного регламента исполнения управлением Алтайского края по культуре и архивному делу государственной функции «Осуществление государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия», утвержденного приказом управления от 24.10.2011 №375 [Официальный сайт управления.], осуществляется надзор за соблюдением требований законодательства путем проведения плановых и внеплановых проверок, согласованных с прокуратурой Алтайского края. Специалистами управления выдаются предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления проверки, в том числе по демонтажу вывесок, искажающих облик памятников (рис. 3). В случае невыполнения предписаний в установленные сроки собственники привлекаются к административной ответственности согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ [Российская газета», 2001].

по выданным предписаниям управления в 2015 г. выполнен демонтаж рекламных конструкций и вывесок на следующих памятниках:

«Дом Шадрина (дер.)», г. Барнаул, просп. Красноармейский, 8;

«Кинотеатр «Россия», г. Барнаул, просп. ленина, 71;

«Дом жилой», г. Барнаул, просп. ленина, 73;

«Дом жилой со встроенными торговыми помещениями», г. Барнаул, просп. Ленина, 87/ просп. Строителей, 2;

«Контора купца А.Г. Морозова», г. Барнаул, ул. Ползунова, 31;

«Дом жилой», г. Барнаул, ул. Л. Толстого, 33;

«Магазин купца Рождественского» и «Магазин купца Фирсова», Алтайский район, с. Алтайское, ул. Советская, 187 и ул. Советская, 190.

В целях упорядочения размещения вывесок многочисленных организаций, находящихся в помещениях объектов культурного наследия, а также во избежание искажения их облика с некоторыми собственниками зданий достигнута договоренность о разработке проектов паспортов-схем размещения информационных конструкций. Данные паспорта, предполагающие допустимые места размещения, типы конструкций и габариты вывесок на главных фасадах, разработаны в отношении четырех памятников архитектуры, расположенных в г. Барнауле (просп. Ленина, 71, ул. Л. Толстого, 33, ул. Л. Толстого, 28, просп. Строителей, 22), и утверждены краевым управлением в установленном законом порядке (рис. 4).

Проектная документация согласовывается управлением в рамках административного регламента по предоставлению государственной услуги «Согласование проектной документации по сохранению объектов культурного наследия», утвержденного приказом управления от 30.12.2010 №486 [Официальный сайт управления.]. В 2015 г. согласовано 18 проектов информационных конструкций.

Полномочиями по регулированию процессов размещения вывесок на зданиях также обладают и органы местного самоуправления.

Рис. 4. Чертеж из паспорта с допустимыми местами размещения вывесок на фасаде объекта культурного наследия «Дом жилой», г. Барнаул, ул. Л. Толстого, 33

Согласно правилам благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы 07.06.2013 №110 [Вечерний Барнаул, 2013], размещение вывесок разрешается только после согласования проекта вывесок с Администрацией района города, а в случае, если здание является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), - и с органом, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия на территории Алтайского края.

Порядок согласования размещения вывесок на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края утвержден постановлением Администрации города Барнаула от 06.04.2015 №484 [Вечерний Барнаул, 2015] и в случае, если объект, на котором планируется размещение вывески, является памятником, проект размещения вывески согласовывается с уполномоченным органом (управлением Алтайского края по культуре и архивному делу).

Таким образом, в случае, если проект установки вывески не согласован с управлением, районными администрациями города выдаются предписания о демонтаже существующих рекламных (информационных) вывесок и изображений.

Порядок взаимодействия органов местного самоуправления с управлением Алтайского края по культуре и архивному делу постепенно выстраивается, что, безусловно, способствует регулированию вопросов размещения вывесок на стадии согласования проектной документации. Процесс размещения информационных конструкций более систематизирован и носит упорядоченный характер.

Библиографический список

Вечерний Барнаул. 2015. 14 апр. (№53).

Вечерний Барнаул. 2013. 15 июня (№85).

Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2015.

Официальный сайт управления Алтайского края по культуре и архивному делу [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture22.ru/pic/file/rekomendacii1.pdf

Официальный сайт управления Алтайского края по культуре и архивному делу [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture22.ru/documents/gosudarstvennye/].

Парламентская газета. 2002. 29 июня (№120-121).

Российская газета. 2001. 31 дек. (№256).

Российская газета. 2006. 15 марта (№51).

Российская газета. 1996. 16 янв. (№8).

н.П. гаврилова, С.А. ковалевский

Кузбасский государственный технический университет,

Кемерово, Россия

о сохранении культурного наследия кемеровской области

По данным департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, на сегодняшний день на территории области на государственной охране находится 1315 объектов культурного наследия. К категории памятников федерального значения относятся 828 объектов, регионального значения - 331, местного (муниципального) значения - 203.

Из них памятников архитектуры и градостроительства - 344, истории - 169, монументального искусства - 31, археологии - 815, достопримечательных мест - 3 («Красная горка, площадь 56 га (г. Кемерово), «Кузнецк», площадь 222,56 га (г. Новокузнецк), «Мариинск исторический» площадь 108,4 га (г. Мариинск). Все они внесены в специальный список.

Формирование и ведение такого списка (реестра) осуществляется в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Соответствующая статья вошла и в областной закон №29-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Кемеровской области», принятый Советом народных депутатов Кемеровской области 25 января 2006 г. Этот закон регулирует отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.