Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ / ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / ЭЛЕКТРОШОКОВОЕ ОРУЖИЕ / TRANSPORT SECURITY / TRANSPORT SECURITY UNITS / DEPARTMENTAL SECURITY UNITS / USE OF WEAPONS / PHYSICAL FORCE AND SPECIAL MEANS / ELECTROSHOCK WEAPONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякин Виктор Михайлович

Предмет исследования - нормы Федерального закона «О транспортной безопасности» и корреспондирующие им нормы Федерального закона «О ведомственной охране», регулирующие вопросы применения оружия, физической силы и специальных средств сотрудниками подразделений транспортной безопасности. Цель работы - анализ соотношения норм указанных законодательных актов, выявление противоречий и пробелов в правовом регулировании порядка применения оружия и специальных средств и выработка путей совершенствования правового регулирования в данной сфере. Использованы формально-догматический метод исследования и толкования правовых норм, метод сравнительного анализа и сопоставления норм различных нормативных актов. Основным результатом исследования является вывод, что в целом действующее правовое регулирование позволяет обеспечить непротиворечивое регулирование порядка применения оружия и специальных средств при обеспечении транспортной безопасности. Новизна работы состоит в том, что в ней проанализированы новые, вступившие в силу с 3 марта 2020 г. нормы, регулирующие условия и порядок применения сотрудниками транспортной безопасности электрошоковых устройств. Обоснованы вывод о необходимости унификации условий и порядка применения оружия и специальных средств сотрудниками различных правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корякин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE USE OF WEAPONS, PHYSICAL FORCE AND SPECIAL MEANS BY OFFICERS OF TRANSPORT SECURITY UNITS

The subject of the research is the norms of the Federal law "On transport security" and corresponding norms of the Federal law "On departmental security" that regulate the use of weapons, physical force and special means by employees of transport security units. The purpose of this work is to analyze the correlation between the norms of these legislative acts, identify contradictions and gaps in the legal regulation of the use of weapons and special equipment, and develop ways to improve legal regulation in this area. A formal dogmatic method of research and interpretation of legal norms, a method of comparative analysis and comparison of norms of various normative acts are used. The main result of the study is the conclusion that, in General, the current legal regulation allows for consistent regulation of the use of weapons and special equipment in ensuring transport security. The novelty of the work is that it analyzes the new ones that came into force on March 3, 2020 rules governing the conditions and procedure for the use of electric shock devices by transport security personnel. The conclusion about the need to unify the conditions and procedure for the use of weapons and special equipment by employees of various law enforcement agencies is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Административное право; административный процесс

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ

И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КОРЯКИН Виктор Михайлович, доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта». E-mail: Korjakinmiit@rambler.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00658 «Транспортная безопасность: теоретико-правовые основы, административно-правовые и уголовно-правовые средства обеспечения в Российской Федерации».

Краткая аннотация: Предмет исследования - нормы Федерального закона «О транспортной безопасности» и корреспондирующие им нормы Федерального закона «О ведомственной охране», регулирующие вопросы применения оружия, физической силы и специальных средств сотрудниками подразделений транспортной безопасности. Цель работы - анализ соотношения норм указанных законодательных актов, выявление противоречий и пробелов в правовом регулировании порядка применения оружия и специальных средств и выработка путей совершенствования правового регулирования в данной сфере. Использованы формально-догматический метод исследования и толкования правовых норм, метод сравнительного анализа и сопоставления норм различных нормативных актов. Основным результатом исследования является вывод, что в целом действующее правовое регулирование позволяет обеспечить непротиворечивое регулирование порядка применения оружия и специальных средств при обеспечении транспортной безопасности. Новизна работы состоит в том, что в ней проанализированы новые, вступившие в силу с 3 марта 2020 г. нормы, регулирующие условия и порядок применения сотрудниками транспортной безопасности электрошоковых устройств. Обоснованы вывод о необходимости унификации условий и порядка применения оружия и специальных средств сотру д-никами различных правоохранительных органов.

Abstract: The subject of the research is the norms of the Federal law "On transport security" and corresponding norms of the Federal law "On departmental security" that regulate the use of weapons, physical force and special means by employees of transport security units. The purpose of this work is to analyze the correlation between the norms of these legislative acts, identify contradictions and gaps in the legal regulation of the use of weapons and special equipment, and develop ways to improve legal regulation in this area. A formal dogmatic method of research and interpretation of legal norms, a method of comparative analysis and comparison of norms of various normative acts are used. The main result of the study is the conclusion that, in General, the current legal regulation allows for consistent regulation of the use of weapons and special equipment in ensuring transport security. The novelty of the work is that it analyzes the new ones that came into force on March 3, 2020 rules governing the conditions and procedure for the use of electric shock devices by transport security personnel. The conclusion about the need to unify the conditions and procedure for the use of weapons and special equipment by employees of various law enforcement agencies is substantiated.

Ключевые слова: транспортная безопасность; подразделения транспортной безопасности; подразделения ведомственной охраны; применение оружия, физической силы и специальных средств; электрошоковое оружие.

Keywords: transport security; transport security units; departmental security units; use of weapons, physical force and special means; electroshock weapons.

Для реализации мер по обеспечению транспортной безопасности, под которой в законодательстве понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства1, на предприятиях транспорта создаются специальные структуры, именуемые подразделениями транспортной безопасности. Федеральный закон «О транспортной безопасности» (п. 7.1 ст. 1) определяет подразделения транспортной безопасности как осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели

1 П. 10 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

в установленном порядке юридические лица. Указанные подразделения комплектуются сотрудниками, отвечающими соответствующим квалификационным требованиям, прошедшими специальную подготовку по выполнению возложенных на них функций2.

Для выполнения задач по предотвращению и пресечению актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность, нейтрализации возникающих в связи с этим угроз сотрудники подразделений транспортной безопасности наделяются дополнительными правами и полномочиями. Важнейшими среди них является право указанных сотрудников в предусмотренных законодательством случаях применять оружие, специальные средства и физическую силу в отношении лиц, совершающих либо совершивших

2 Землин А.И. Организационные и правовые проблемы подготовки кадров для системы обеспечения транспортной безопасности // Транспортное право и безопасность. 2019. № 4(32) С. 65 - 74.

акт незаконного вмешательства (создающих угрозу совершения такого акта), а также не выполняющих законные требования сотрудников подразделений транспортной безопасности.

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 12.3 Федерального закона «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности имеют право на хранение и применение оружия, под которым согласно ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 2006 г. № 150-ФЗ «Об оружии» понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также для подачи сигналов.

При этом согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» на вооружении подразделений транспортной безопасности могут состоять два класса огнестрельного оружия:

1) служебное огнестрельное оружие, к которому согласно ст. 4 Федерального закона «Об оружии» относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия. Право на приобретение, хранение и применение такого рода оружия имеют подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры первой и второй категорий1 от актов незаконного вмешательства;

2) боевое ручное стрелковое оружие, к которому согласно ст. 5 Федерального закона «Об оружии» относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач. К данному классу огнестрельного оружия относятся пистолеты и револьверы, винтовки и автоматы, карабины и ружья, а также ручные пулеметы и пистолеты-пулеметы. Право на получение, хранение и применение такого оружия имеют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, являющиеся подразделениями транспортной безопасности, для защиты объектов транспортной инфраструктуры первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства.

Из приведенных законоположений следуют два

вывода:

1 Категорирование объектов транспортной инфраструктуры -отнесение данных объектов к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. В соответствии с приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 г. № 62 в зависимости от видов транспорта установлены до 5 категорий транспортной инфраструктуры. Объекты, отнесенные к первой и второй категориям наиболее подвержены угрозе совершения актов незаконного вмешательства.

— во-первых, право на приобретение (получение), хранение и применение огнестрельного оружия имеют только те подразделения транспортной безопасности, которые обеспечивают защиту объектов транспортной инфраструктуры первой и второй категории. Сотрудники, обеспечивающие охрану транспортных объектов более низких категорий, права на ношение и применение огнестрельного оружия не имеют;

во-вторых, право на получение, хранение и применение боевого ручного стрелкового оружия имеют только подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, являющиеся подразделениями транспортной безопасности. Сотрудники иных подразделений транспортной безопасности вправе при исполнении служебных обязанностей применять только т.н. «травматику».

В соответствии с п. 2 ст. 12.3 Федерального закона «О транспортной безопасности» сотрудники подразделений транспортной безопасности при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране». Согласно ст. 16 данного законодательного акта работники подразделений транспортной безопасности в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

а) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

б) отражения нападения на сотрудников транспортной безопасности, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

в) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление сотрудникам транспортной безопасности;

г) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

д) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

е) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с

охраняемых объектов, несмотря на законное требование сотрудников транспортной безопасности.

При этом закон содержит запрет на применение огнестрельного оружия при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотрудникам транспортной безопасности, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление сотрудникам транспортной безопасности;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью сотрудников подразделений транспортной безопасности, либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

В отличие от огнестрельного оружия, право на хранение и применение которого имеют только подразделения, обеспечивающие транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры, имеющих повышенный риск подверженности актам незаконного вмешательства (т.е. отнесенные к первой и второй категории), право на применение в служебной деятельности специальных средств имеют сотрудники всех подразделений транспортной безопасности. Под специальными средствами в данном случае понимаются различного рода изделия, специально разработанные и предназначенные для применения сотрудниками правоохранительных органов с целью нелетального обратимого воздействия на правонарушителей в различных условиях обстановки1. Специалисты МВД России под современными специальными средствами предлагают понимать состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты2.

Как и в случае с огнестрельным оружием, в Федеральном законе «О транспортной безопасности» не имеется норм прямого действия, определяющих условия и порядок применения специальных средств сотрудниками подразделений транспортной безопасности. Закон также отсылает нас к Федеральному закону «О ведомственной охране», который в ст. 15 довольно четко определяет конкретные ситуации, при возникновении которых сотрудниками

1 Баумтрог В.Э. Специальные средства органов внутренних дел и средства индивидуальной бронезащиты : учебное пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. С. 36.

2 Васильев Ф.П., Косиковский А.Р. Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России // Рос. следователь. 2012. № 4. С. 36.

может быть применена та или иная разновидность специальных средств (см. табл.).

Таблица. Перечень случаев, при которых сотрудники подразделений транспортной безопасности вправе применять специальные средства

№ пп Цель применения специальных средств Разрешенные к применению специальные средства

1 Отражение нападения на охраняемые объекты Резиновые палки; слезоточивый газ; служебные собаки

2 Отражение нападения на сотрудников транспортной безопасности или лиц, находящихся на охраняемых объектах Резиновые палки; слезоточивый газ; служебные собаки

3 Пресечение сопротивления, оказываемого правонарушителем сотрудникам транспортной безопасности при исполнении возложенных на них должностных обязанностей Резиновые палки; слезоточивый газ; наручники; служебные собаки

4 Задержание лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление сотрудникам транспортной безопасности Слезоточивый газ; наручники; служебные собаки

5 Оказание противодействия сотрудникам при доставлении задержанных лиц в служебное помещение подразделения транспортной безопасности или орган внутренних дел Служебные собаки

6 Необходимость остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования сотрудников транспортной безопасности Средства принудительной остановки транспорта

Все перечисленные в таблице специальные средства могут применяться также в приведенных выше случаях, когда закон разрешает сотрудникам подразделений транспортной безопасности применять огнестрельное оружие. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Федеральный закон «О ведомственной охране» в ст. 15 запрещает применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью сотрудников транспортной безопасности либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Относительно самостоятельное правовое регулирование Федеральным законом «О транспортной безопасности» установлено в отношении применения сотрудниками электрошоковых устройств и искровых разрядников, являющихся разновидностями электрошокового ору-жия1. Данный порядок действует с 3 марта 2020 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.3 Федерального закона "О транспортной безопасности"». Данным законом сотрудникам подразделений транспортной безопасности предоставлено право при исполнении должностных обязанностей наряду с оружием, специальными средствами и физической силой применять электрошоковые устройства и искровые разрядники.

Закон подробно определяет цели применения электрошоковых устройств и искровых разрядников на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах для их защиты от актов незаконного вмешательства. Эти цели в целом дублируют соответствующие нормы Федерального закона «О ведомственной охране».

Работникам подразделений транспортной безопасности запрещается применять электрошоковые устройства и искровые разрядники в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев, если указанные лица оказывают вооруженное сопротивление работникам подразделений транспортной безопасности, совершают нападение, угрожающее жизни или здоровью работников подразделений транспортной безопасности

1 Электрошоковое оружие — оружие, принцип действия которого основан на непосредственном действии электрического разряда на живую цель, одно из устройств для самообороны. Относится к классу оружия нелетального действия.

либо лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Как видим, Федеральный закон «О транспортной безопасности» (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 415-ФЗ) довольно подробно регулирует вопросы применения сотрудниками подразделений транспортной безопасности электрошоковых устройств и искровых разрядников, в то время как регулирование порядка применения оружия и специальных средств, а также физической силы носит отсылочный характер к Федеральному закону «О ведомственной охране».

Вызывает определенное недоумение некоторая нелогичность законодателя при внесении рассматриваемых изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности». Дело в том, что электрошоковые устройства и искровые разрядники - это не что иное как разновидности специальных средств. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к законодательным актам, определяющим порядок применения специальных средств различными правоохранительными органами (ст. 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»; ст. 13 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 161 и др.), а также к научной и учебной литературе2.

По всем официальным и неофициальным классификациям электрошоковые устройства и искровые разрядники - это разновидности понятия более высокого порядка -специальных средств. Соответственно и регулироваться их применение должно наравне с иными разновидностями специальных средств. Т.е. изменениям и дополнениям, касающимся порядка и условий применения электрошокового оружия, должен был быть подвергнут Федеральный закон «О ведомственной охране», действие которого распространяется на подразделения транспортной безопасности. Однако законодатель пошел по иному пути - внес анализируемые дополнения в Федеральный закон «О транспортной безопасности». В результате получилась довольно странная и нелогичная конструкция правового регулирования

2 Баумторг В.Э. Указ. соч.; Белик В.М., Искра М.А. К вопросу о проблемах соблюдения прав и свобод человека при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах лишения свободы и в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 4. С. 101 - 106; Калинников А.С., Иванюк

A.М. Специальные средства нелетального действия, состоящие на вооружении полиции : учебное пособие. Калининград, 2013; Корякин

B.М. Применение оружия, специальных средств и физической силы военнослужащими при выполнении служебных задач по обеспечению законности и правопорядка // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2016. № 3. С. 24 - 33 и др.

применения специальных средств работниками подразделений транспортной безопасности: порядок и условия применения электрошокового оружия регулируется Федеральным законом «О транспортной безопасности», а других разновидностей специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, служебных собак и др.) -Федеральным законом «О ведомственной охране». Безусловно, данная ситуация должна быть исправлена путем внесения соответствующих изменений в законодательство.

Наряду с оружием и специальными средствами сотрудникам подразделений транспортной безопасности разрешено применять к нарушителям и физическую силу (ст. 14 Федерального закона «О ведомственной охране»). Она применяется для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников подразделений транспортной безопасности, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Следует отметить, что применение подразделениями транспортной безопасности физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в рамках своей компетенции носит ограниченный характер. Главный критерий определения пределов их применения - защита прав граждан из числа как пользователей услугами транспорта, так и работников транспортных организаций, как от негативных последствий актов незаконного вмешательства, так и от последствий неправомерного применения физической силы, оружия и специальных средств сотрудниками транспортной безопасности1.

В научных публикациях отмечается специфика применения оружия и специальных средств на объектах транспорта и транспортных средствах. Нередко их применение осуществляется в небольших по размерам помещениях: автомобилях, вагонах, каютах, салонах самолетов и т.д. Также эти действия могут проводиться в местах большого скопления людей (причалы, аэропорты, железнодорожные вокзалы, станции метрополитена и т.п.). Отмечается, что применение огнестрельного оружия чаще всего нецелесообразно ввиду возможности случайного выстрела либо рикошета с учетом плотного скопления людей в ограниченном пространстве. Зачастую в толпе людей тяжело различить правонарушителей и законопослушных граждан, в связи с чем не представляется возможным применение на законном основании табельного оружия2.

1 Ирошников Д.В. Безопасность личности на транспорте: теоретико-правовой аспект // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 22 - 29.

2 Целих А.Л., Махонина С.Н. Вопросы компетенции в деятельности

полиции по обеспечению транспортной безопасности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 1. С. 26 - 27.

В связи с этим на сотрудников подразделений транспортной безопасности возлагаются обязанности ограничительного характера при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. В соответствии с ч. 5.1 ст. 12.3 Федерального закона «О транспортной безопасности» и ст. 13 Федерального закона «О ведомственной охране» они обязаны:

- стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;

- предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников подразделения транспортной безопасности или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;

- обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;

- доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Если сравнить рассмотренный порядок применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками подразделений транспортной безопасности с аналогичным порядком, предусмотренным для иных органов и организаций, то можно увидеть, что в законодательстве по данным вопросам имеются общие подходы к регулированию данных вопросов. Однако имеется и ведомственный подход, который неизбежно ведет к определенным различиям и расхождениям в правовом регулировании данной сферы общественных отношений. На практике это может привести к нарушениям конституционных прав граждан, снижению эффективности правоохранительной деятельности. В связи с этим следует согласиться в высказанным в научных исследованиях мнением о том, что российское законодательство, регламентирующее применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов, должно в полной мере основываться на требованиях международно-правовых актов3, а основу данного законодательства должен составить специальный, единый для всех

3 Наиболее важными из них являются: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169 от 17 декабря 1979 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителем, проходившим с 27 августа по 7 сентября 1990 г. в Гаване.

ведомств законодательный акт об основаниях и порядке при- жия лицами, осуществляющими поддержание законности и применения физической силы, специальных средств и ору- правопорядка.

Библиография:

1. Баумтрог, В.Э. Специальные средства органов внутренних дел и средства индивидуальной бронезащиты : учебное пособие / В.Э. Ба-умтрог. - Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. - 63 с.

2. Белик, В.М. К вопросу о проблемах соблюдения прав и свобод человека при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах лишения свободы и в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений / В.М. Белик, М.А. Искра // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - № 4. - С. 101 - 106.

3. Васильев Ф.П. Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России / Ф.П. Васильев, А.Р. Косиковский // Рос. следователь. - 2012. - № 4. - С. 36 - 40.

4. Землин, А.И. Организационные и правовые проблемы подготовки кадров для системы обеспечения транспортной безопасности / А.И. Землин // Транспортное право и безопасность. - 2019. - № 4(32). - С. 65 - 74.

5. Ирошников, Д.В. Безопасность личности на транспорте: теоретико-правовой аспект / Д.В. Ирошников // Вестник Прикамского социального института. - 2019. - № 1 (82). - C. 22 - 29.

6. Калинников, А.С. Специальные средства нелетального действия, состоящие на вооружении полиции : учебное пособие / А.С. Калинников, А.М. Иванюк. — Калининград, 2013. — 132 с.

7. Корякин, В.М. Применение оружия, специальных средств и физической силы военнослужащими при выполнении служебных задач по обеспечению законности и правопорядка / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2016. — № 3. — С. 24—33.

8. Целих, А.Л. Вопросы компетенции в деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности / А.Л. Целих, С.Н. Махонина // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019. - № 1. - С. 23 - 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.