Б. О. Самадов
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Ключевые слова: экономическая безопасность, государственное регулирование, хозяйственная деятельность, ветви власти, инфраструктура поддержки предпринимательской деятельности
В настоящее время Республика Таджикистан совершает обратное движение вперед, к эффективному использованию рыночных отношений, многообразию форм собственности, реализации и развитию различных форм предпринимательской (хозяйственной) деятельности. Наряду с многочисленными проблемами современности проблемам экономической безопасности в последнее время со стороны государства уделяется особое внимание. Экономическая безопасность не в последнюю очередь зависит от государственного регулирования экономических процессов.
Государственное воздействие на экономику следует определить как целенаправленную деятельность государства (его органов), осуществляемую в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства.
Как отмечается в юридической литературе, государственное регулирование экономической деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к хозяйствующим субъектам, предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований (10, 389).
Государственное регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Следует согласиться с критикой точки зрения авторов о том, что «...и государственное управление и государственное регулирование - лишь обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти» (1,21; 11,399).
Одна из основных функций государства экономическая. Она заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений. Эти правила должны быть направлены на нормальное правовое регулирование, правовое обеспечение экономической безопасности в стране.
Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики. А государственное регулирование экономики - это деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.
Государственная экономическая политика, а также основные направления правового регулирования экономической безопасности страны находят выражение и закрепление в таких документах, как ежегодные Послания Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан, в законах и иных нормативно-правовых актах. В частности, в Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона от 23 апреля 2014 года говорится, что «...основной целью экономической политики государства Таджикистан является обеспечение устойчивого развития экономики и обеспечения продовольственной безопасности, что планомерно реализуется» (12).
Вышеназванные цели, а также защита национальных интересов, достигаются путем государственного суверенитета, политической и социальной стабильности и укрепления национального единства и являются определяющими направлениями деятельности Президента, Маджлиси Оли, Правительства Республики Таджикистан, исполнительных органов государственной власти областей, городов и районов, местных органов самоуправления.
государственных и неправительственных предприятий и организаций, политических партий, общественных объединений и институтов гражданского общества.
В Республике Таджикистан в 2004 году была принята Концепция развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года (8), где закреплено, что реализация основных целей концепции должна привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики республики, повышению уровня конкуренции, увеличению поступлений в государственный бюджет, увеличению производства товаров и услуг, сдерживанию уровня цен и росту занятости населения.
Следует отметить, что экономическая безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер правового, экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Объем государственного влияния на экономику, рыночные отношения - величина переменная, зависящая от многих факторов (9, 509). Однако можно утверждать, что в переходный период от экономики социалистического типа к экономике рыночного типа роль государства не только не снижается, но и значительно возрастает, учитывая необходимость смены основных правил игры, изменение всей правовой базы деятельности субъектов рынка, установления контроля за соблюдением всеми участниками не только собственных интересов, но и интересов общества. Уровень, размер государственного регулирования экономики зависят от конкретной реальной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений.
Именно с принятием ряда законов, нормативно-правовых актов государство усиливает свое внимание для достижения основных целей, в том числе экономической безопасности. В этой сфере в стране за последние годы приняты ряд законов. В частности. Закон Республики Таджикистан от 10 мая 2002 года №54 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (3), Закон Республики Таджикистан 8 декабря 2003 года №49 «Об беспечении санитарно-эпидемиологической безопасности населения» (6), Закон Республики Таджикистан от 28 июля 2006 года № 198 «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (4) и другие.
Во всех этих и других принятых законах определены правовые, социальные и экономические отношения на этапах заготовки, производства, транспортировки, хранения, реализации пищевых продуктов, материалов и изделий и их ингредиентов, а также упаковочных и вспомогательных материалов между производителем, продавцом и потребителем с целью беспрекословного обеспечения реализации прав физических и юридических лиц на приобретение экологически чистых, качественных и безопасных для жизни и здоровья полноценных пищевых продуктов, материалов и изделий, включая продукты диетического, детского питания и биологически активных добавок. Кроме того, установлены правовые, организационные, экономические меры, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности населения, определены основы ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, направленные на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков в Республике Таджикистан. Так, качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами являются обязательными для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями в сфере общественного питания. Например, на основании предусмотренной статьи 13 Закона № 54 от 10 мая 2002 года, государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются республиканским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, службой государственного ветеринарного надзора, службой государственной инспекции по фитосанитарии, карантину растений и семенам, а также органами, осуществляющими государственный
надзор в области стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции.
Государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, осуществляется путем проведения проверок исполнения законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28 июля 2006 года № 194 «О проверках деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Таджикистан» (5).
Целью проверок деятельности хозяйствующих субъектов является защита прав и законных интересов граждан, обеспечение соблюдения условий и требований законов, предупреждение и пресечение правонарушений в деятельности хозяйствующих субъектов. Как предусмотрено в содержании статьи 7 Закона, одним из предметов проверок деятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению санитарных норм и правил являются уполномоченный орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор по стандартизации, сертификации продукции и услуг, метрологии и обеспечению единства измерений.
Таким образом, в Законе №54 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлены ряд таких требований к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов (ст.ст. 15 - 26), что при их реализации в действительности можно было бы создать представление о нормальной, безопасной жизни каждого гражданина.
Как предусмотрено в статье 17 закона № 54, изготовитель «обязан» немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение. Более того, согласно статьи 20 закона, в случае если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение.
приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, физические и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, «обязаны» снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
Следует отметить, что на сегодняшний день целесообразно разработать и внедрять государственный механизм реализации норм статьи 28 Закона, где говорится, что «должностные лица органов государственного надзора и контроля за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за сокрытие фактов, создающих угрозу жизни и здоровью человека, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан».
Одним из основных условий жизни и безопасности граждан является санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, т.е. состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 44 Закона № 49 от 8 декабря 2003 года Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Таджикистан - единая государственная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в стране. И они обязаны осуществлять в пределах своей компетенции постоянное тесное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения.
Как закреплено, граждане Таджикистана имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений (п.1 ст. 7 Закона № 49). Более того, конституционное закрепление того, что «каждый имеет право на охрану здоровья» (ст. 38 Конституции),
дает основание для реализации вышеупомянутых норм закона. В Таджикистане каждый обязан соблюдать его Конституцию (7) и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей (ст. 42) и такое указание относится ко всем участникам общественно-правовых отношений, в том числе и государственным органам и должностным лицами государственных органов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность по производству товаров, реализации товаров, предоставлением услуг, выполнением работ, обязаны выполнять требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, а также постановлений, распоряжений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В статье 44 Закона № 49 от 8 декабря 2003 г. закреплены основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Таджикистан. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Таджикистан - единая государственная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Таджикистане. Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Таджикистан обязаны осуществлять в пределах своей компетенции постоянное тесное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения.
В части заключительного положения Закона, в статье 55 говорится, что физические, должностные и юридические лица привлекаются к ответственности за нарушение требований настоящего Закона в соответствии с законодательством Республики Таджикистан (ЗРТ от 31.12.08г№481). Практика реализации норм статей настоящего Закона свидетельствует о том, что в деятельности хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц при производстве товаров, реализации товаров, предоставлении услуг, выполнении работ нередки случаи, когда не соблюдаются требования законов к объектам их деятельности. В качестве примера следует напомнить о деятельности по произвол-
— 262 -С НО МАИ донишгох ?
ству колбасных и мясных, молочных и других изделий, доступ на рынок низкокачественных импортных продовольственных и непродовольственных товаров и др. При этом должностные лица, сотрудники государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Таджикистан зачастую закрывают на это глаза, или же решают вопросы путем не «нормативно-правового воздействия». Должностные лица всех уровней по долгу службы обязаны всегда придерживаться того принципа, что всё, что продаётся и покупается на рынке, должно соответствовать требованиям экономической безопасности.
В связи с этим считаем, что законодателю целесообразно внести дополнение и изменение в содержание ст. 55 Закона № 49 от 8 декабря 2003 г. и указать «... и должностных лиц государственных органов, органов государственной санитарно-эпидемиологической службы», так как в Конституции предусмотрено, что «незнание законов не освобождает от ответственности» (ст. 42).
Таким образом, цели государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функции государства в данной сфере. В качестве основной цели государственного регулирования следует выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества. Одной из основных функций государства в области правового обеспечения экономической безопасности, экономической деятельности является «...создание нормальной правовой базы для эффективного функционирования рынка, формирования стабильных «правил игры» (2, 73).
Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать недостаточность правовой основы государственного регулирования обеспечения экономической безопасности, экономики в целом. Как правило, в создании необходимых условий для эффективного применения механизма правового обеспечения государственного регулирования экономической безопасности, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности предполагается придание и укрепление правовой формы средствам регулирования.
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ " - 263-
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М. 1996.
2. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. - М. -Юристъ - 2006.
3. Закон Республики Таджикистан «О качестве и безопасности пищевых продуктов»/Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2002 год, №4, ч.2, ст. 317; 2006 год, №3, ст. 166; 2007 год, №7, ст. 667.
4. Закон Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2006, №7, 346; 2008 год, №10, ст.811.
5. Закон Республики Таджикистан «О проверках деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2006 г., № 7, ст. 342; 2008 год, № 3, ст. 196.
6. Закон Республики Таджикистан «Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности населения» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2003 год, №12, ст.677; 2008 год, №10, ст.822; №12, часть 2, ст. 1015.
7. Конституция Республики Таджикистан. - Душанбе. - 2009.
8. Концепция развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года. //Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года № 469.
9. Предпринимательское (хозяйственное) право./Под ред. проф. О.М. Олейник. М. Юристь. - 1999.
10. Предпринимательское право Российской Федерации./Под ред. проф. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М. НОРМА. ИНФРА-М. 2010.
11. Предпринимательское право: учебник./Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М. 2003.
12. Рахмон. Эмомали. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 23 апреля 2014г.//www.president.ti
Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан
Б. Самадов
Ключевые слова: экономическая безопасность государственное регулирование, хозяйственная деятельность, ветви власти, инфраструктура, поддержка предпринимательской деятельности
В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты государственного регулирования как механизма правового обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан.
Рассматривая правовые аспекты, автор анализирует нормы действующего законодательства, для чего приводятся выводы и предложения по их совершенствованию среди них: «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности населения», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О проверках деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Таджикистан» и др.
Legal Aspects of Providing Economic Safety in the Republic of Tajikstan
A.Samadov
Key words: economic safely, state regulation, economic activity, branches of power, infrastructure, support of entrepreneurship
The article dwells on some legal aspects of state regulation as a mechanism of legal providing of economic safety in Tajikistan Republic.
Canvassing legal aspects the author analyzes the norms of the functioning legislation; the author of the article adduces inferences and suggestions on their improvement, among them there are the following: "On Quality and Safety of Food Stuff", "On Providing Sanitary-Epidemiological Safetyfor Population ", "On Competition and Limitation of Monopolistic Activity at Commodity Markets", "On Monitoring in Regard to Economic Subjects Activities in the Republic of Tajikistan"