Научная статья на тему 'Правовые аспекты государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий на примере Республики Дагестан'

Правовые аспекты государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий на примере Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий на примере Республики Дагестан»

ровать поголовье и продуктивность животных. Из возможностей кормовой базы надо исходить и при конструировании структуры животноводства. Главной задачей при этом является определение оптимального соотношения жвачных и моногастричных животных, основой рациона которых является зерно. Логическое продолжение этой задачи - создание региональных систем животноводства, отвечающих конкретным возможностям растениеводства. В любом регионе объемы животноводства должны планироваться с учетом полного обеспечения скота питательными веществами и особенно белком, исходя из разработанных наукой норм, рассчитанных на реализацию уже созданного генетического потенциала продуктивности. При рыночной экономике необходимо, чтобы животноводство вписывались в конкретные природно-климатические условия, было конкурентоспособным и не нарушало экологического равновесия природы.

Таким образом, изложенное позволяет заключить, что в российском сельском хозяйстве очевидным является региональные особенности его интенсификации. В какой-то степени они предопределяются природно-климатическими условиями, отличающими одну территорию от другой. Вместе с тем, на особенности региональной интенсификации существенное влияние оказывает возрастание демократизма в экономической политике. Его смысл в том, что каждый из субъектов федерации находятся в поиске собственных отличительных путей и направлений интенсификации сельскохозяйственного производства. Их реализация неоднозначно во всех хозяйствах того или иного региона страны. Тем не менее, положительные тенденции очевидны. Отсюда, одна из стратегических задач заключается в том, чтобы накопленный опыт получил более широкое распространение, как в отдельных хозяйствах, так и регионах РФ в целом.

Гурбаева А. И.

Правовые аспекты государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий на примере Республики Дагестан

Правовому статусу сельскохозяйственных предприятий и организаций, как основному звену народного хозяйства за последние десять лет уделялось большое внимание. Это, прежде всего, связано с новыми социально-экономическими условиями их деятельности.

Ранее в соответствии с действующим законодательством Союза ССР сельскохозяйственные предприятия в большинстве своем не обладали экономической самостоятельностью и выполняли функции, определенные сверхзадачей государства. Именно поэтому специализация, размеры, возможности снабжения, проблемы услуг и реализации продукции, распределение финансов и выбор перспективных направлений развития определялись вышестоящими местными и федеральными органами.

В 1990 году государство идет по радикальному пути и отменяет монополию на землю как основное средство производства. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года

«О земельной реформе» были введены две основные формы собственности: государственная и частная.

В соответствие с указом Президента РФ №329 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства РФ №86 от 29 декабря 1991 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», произошла приватизация земли и имущества сельскохозяйственных предприятий.

На первом этапе приватизации у государственных сельскохозяйственных предприятий было изъято 10% неэффективно и не по целевому назначению используемых земель, с целью формирования специального земельного фонда и последующего перераспределения и наделения земельными участками фермеров.

На втором этапе был осуществлена бесплатная передача земли и имущества трудовым коллективам. Сельскохозяйственным предприятиям предоставлялось право раздела их земельных угодий, а также основных и оборотных фондов на доли (паи).

Принятым Законом РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» наряду с разгосударствлением и последующая приватизацией, изменением экономических основ деятельности сельскохозяйственных предприятий, были созданы и нормативно закреплены такие новые организаци-онно-правовые формы предприятий, как товарищества (полные, смешанные, с ограниченной ответственностью) и акционерные общества (открытого и закрытого типа).

Следует отметить что, данный закон имел существенные недостатки, одним из которых был далеко не полный перечень самих организационно-правовых форм хозяйствования. Так, кооперативы, как традиционные организационно-правовые формы предприятий вообще не упоминались в законе. Полные товарищества вообще не признавались юридическими лицами. Не было проведено никаких различий между товариществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами закрытого типа.

С принятием нового Гражданского Кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1 января 1995 года от такого обобщающего понятия как «предприятие» отказываются вообще, и используют его лишь для государственных и муниципальных образований, правовой статус которых существенно изменился. Государственные и муниципальные предприятия стали коммерческими организациями с правами юридического лица, не являющимися собственниками закрепленного за ними имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности.

Особо следует отметить, что курс на коммерциализацию государственного сектора в экономики России не опирается на зарубежный опыт (в отличие от образования частнособственнического сектора), поскольку даже в правовой доктрине США государственные предприятия не считаются коммерческими организациями.

По определению унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней его

собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам даже между работниками предприятия.

По объему прав и обязанностей, обусловленных, прежде всего правовым режимом закрепленного за ними имущества сельскохозяйственные предприятия имеют две формы: унитарное предприятия, основанное на праве оперативного управления (ст. 115 ГК РФ) и унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Право оперативного управления - это право казенного предприятия владеть. Распоряжаться и пользоваться закрепленным за ним имуществом, в пределах и в соответствии с целями и заданиями его деятельности и в пределах установленных законом.

Правом хозяйственного ведения предусмотрено владение, и использование имущества собственника в пределах установленных законом и в соответствии с целями деятельности собственника имущества.

Казенное предприятие создается для производства сельскохозяйственной продукции, т.е. осуществляет коммерческую деятельность, а с ругой стороны осуществляет хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств выделенных федеральной казной, таким образом, может быть охарактеризовано как предпринимательское учреждение. Предприятие на праве оперативного управления создается по особому решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Основным учредительным документом унитарных предприятий на праве оперативного управления и хозяйственного ведения является устав. Но в отличие от казенного, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения создается по решению комитета по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления не вправе распоряжаться всем закрепленным имуществом без согласия его собственника, а предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения не вправе распоряжаться без согласия собственника только недвижимым имуществом. Таким образом, гражданская правосубъектность казенных предприятий по сравнению с предприятиям основанными на праве хозяйственного ведения более ограничена. Кроме того, последние могут создавать в качестве юридического лица дочернее предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение.

Тем не менее, унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления в отличие от предприятия основанного ан праве хозяйственного ведения, в принципе банкротом стать не может, поскольку всю субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности его имущества несет Российская Федерация. Собственник имущества унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения не отвечает по его обязательствам, за исключением обязательств по указанию собственника имущества, приведших к банкротству юридического лица.

С изменением редакции ст. 12 Конституции РСФСР статус совхозов как государственных предприятий существенно изменился, и они стали собственниками имущества ранее находившегося в собственности государства. Совхозами, не реорганизованными и сохранившими свой прежний статус государственных организаций, являлись предприятия, обеспечивающие научно-технический прогресс, такие как племенные и конные заводы, госконюшни, птицефабрики, а также подсобные хозяйства несельскохозяйственных государственных (муниципальных) предприятий, имеющие обособленное имущество и наделенные правами юридического лица.

Следует отметить, что к 2001 году согласно учету Госкомстата колхозов и совхозов вообще быть не должно, поскольку они не предусмотрены по Гражданскому Кодексу РФ, но реально во многих регионах России, в том числе и в Республике Дагестан, колхозы и совхозы как организационно-правовая форма сохранились и были включены в категорию прочих хозяйств.

Так, в 2002 году в общем количестве коллективных предприятий системы Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан насчитывалось 353 колхоза, что составляло 50,4% от общей численности всех сельхозпредприятий, и 121 совхоза (17,3%). Уже в 2002 году большая часть колхозов приобретает статус сельскохозяйственных производственных кооперативов и коллективных предприятий, что касается совхозов, то большинство из них сохраняет прежнюю форму хозяйствования, и пополняет категорию прочих сельскохозяйственных организаций в 2002 году по сравнению с 2001 годом почти в 3 раза.

Наряду с сокращением общей численности сельскохозяйственных организаций в 2002 году удельный вес государственных унитарных предприятий снижается на 30%.

Необходимо отметить, государственные и муниципальные предприятия подведомственные министерству сельского хозяйства Республики Дагестан распоряжаются имуществом только на праве хозяйственного управления.

Ситуация с государственными унитарными предприятиями коренным образом меняется в 2003 году, о чем свидетельствуют данные рисунка 1.

Рост числа унитарных предприятий в основном связан с тем, что 56 (8%) организаций относящиеся к категории прочих хозяйств (это как правило, совхозы и колхозы так и не сумевшие сориентироваться в рыночных условиях) приобретают статус муниципальных унитарных предприятий, собственником которых является Министерство имущества Республики Дагестан. Приходится констатировать тот факт, что из 46 государственных унитарных предприятий в 2002 году, в отчетном сохранено лишь 5 хозяйств.

Кроме того, увеличение числа производственных кооперативов на 23% происходит за счет сокращения количества коллективных предприятий на 53 единицы.

За счет выбытия из категории прочих предприятий, незначительно возрастает число открытых акционерных обществ (14%), обществ с ограниченной ответственностью при неизменном общем количестве сельскохозяйственных организаций по сравнению с 2002 годом равном 675.

Рисунок 1 Организационно-правовые формы хозяйствования с/х предприятий РД за 2003 год

О ОАО

И ЗАО

15%

42%

0ООО

□ СПК

11%

О Коллективные предприятия

□ Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Я Прочие организации

Казалось, что тяжелое финансовое положение многих государственных сельскохозяйственных предприятий как результат множества ошибок аграрной реформы, могло бы послужить основанием для перевода предприятий федеральной собственности в статус казенных, но этого не произошло. Более того, действие Указа Президента российской федерации от 23 мая 1994 г. применительно к предприятиям АПК было вообще приостановлено, и в последующие годы в АПК не было создано ни одно казенное предприятие. Причина-освобождение государства то несвойственных ему функций в экономической сфере, сохранение государственной собственности только в предприятиях необходимых для осуществления конституционных функций государства и удовлетворения жизненно важных потребностей общества при постепенном прекращении деятельности государства и его органов в качестве хозяйствующих субъектов; повышении эффективности управления государственными предприятиями и снижении нагрузки на бюджет.

Таким образом, в соответствие с Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2001-2004гг.) унитарным предприятиям в сельском хозяйстве была уготована судьба временного явления. Институт права

хозяйственного ведения в разрез принятому новому гражданскому Кодексу и новому Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года становится невозможным.

Сокращение числа государственных унитарных предприятий является результатом действия программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением правительства РФ то 10 июля 2001 г.№ 910-р, в которой и предусмотрен «отказ от использования права хозяйственного ведения и постепенная оптимизация количества унитарных предприятий». Поэтому в настоящее время правовой статус государственных унитарных предприятий не позволяет им быть эффективными и полноценными субъектами рыночной экономики.

К сожалению, государственный сектор в сельском хозяйстве, как все еще подорванная основа научно-технического прогресса сельского хозяйства, как важнейшей отрасли страны, призванной обеспечить продовольственную безопасность может быть потерян. Поэтому целесообразным считается пересмотрение концепции сокращения, и дальнейшей распродажи государственных предприятий действующих опять таки в рамках Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002года, необходима корректировка стратегии Правительства РФ по отношению к госсектору и нужны изменения в Земельном Кодексе РФ, с целью восстановления права постоянного (бессрочного) пользования землей для унитарных предприятий.

Дефтакова И.М.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве

Существование различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой эффективности функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в России.

Предпринимательская деятельность и управление ею в Российской Федерации регулируются законодательными актами, принятыми высшим представительным органом. Наряду с ними важное значение имеют указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Наивысшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Как известно, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе организовать свое дело и заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом.

В гражданском кодексе Российской Федерации зафиксированы различные формы хозяйствования, каждая из которых имеет свои особенности, достоинства и недостатки (схема 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.