Научная статья на тему 'Правовые аспекты эволюции национальных интересов'

Правовые аспекты эволюции национальных интересов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
496
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА / ДЕМОКРАТИЯ / PEOPLE’S RIGHTS AND LEGAL INTERESTS / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SECURITY / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шепелев Д. В.

В статье проводится исследование категории «национальный интерес» с позиции права. Автор анализирует подходы к определению данного понятия, прослеживая эволюцию научных взглядов на национальный интерес. Исследователем предлагаются различные основания классификации национальных интересов. Автор делает вывод о связи национальных интересов с такими факторами, как: обеспечение национальной безопасности и обеспечение прав человека, его законных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ASPECTS OF THE NATIONAL INTERESTS’ EVOLUTION

The article represents the research of the “national interest” category from the position of law. The author analyses the approaches to the definition of this notion, tracking the evolution of scientific views on the topic of national interest. The researcher offers various basis of the national interests classification. The author reveals the connection between such factors as national security ensuring and human rights ensuring (his legal right ensuring).

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты эволюции национальных интересов»

Д.В. Шепелев*

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация. В статье проводится исследование категории «национальный интерес» с позиции права. Автор анализирует подходы к определению данного понятия, прослеживая эволюцию научных взглядов на национальный интерес. Исследователем предлагаются различные основания классификации национальных интересов. Автор делает вывод о связи национальных интересов с такими факторами, как: обеспечение национальной безопасности и обеспечение прав человека, его законных интересов.

Ключевые слова: национальные интересы, национальная безопасность, права и законные интересы человека, демократия.

Необходимость научного анализа национальных интересов как особого вида интересов в сфере права определяется современными реалиями геостратегического положения России и новыми перспективами в развитии общественных отношений, переменами как в политической, так и в правовой системе нашей страны.

Происходит вхождение человечества в новую эпоху становления новых качественных состояний во всех сферах жизнедеятельности, включая культуру, государство, право и др. Наличие глобализационных процессов и необходимости реагирования на них признается на государственном уровне. В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»1 отмечается, что развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.

Проблема национального интереса привлекала внимание многих мыслителей еще со времен Н. Макиавелли и Д. Юма, но в качестве ключевой категории начала использоваться прежде всего представителями школы политического реализма, самым тесным образом увязавшими ее с понятием «силы» (власти) государства на международной арене.

Как научная категория понятие «национальный интерес» вошло в оборот и стало активно исследоваться в середине 30-х годов XX в. Первенство в исследовании этого понятия принадлежит американским ученым Ч. Бирду, Дж. Смиту, Р. Нибуру. Рост интереса к данной проблематике произошел после Второй мировой войны. Вклад в разработку национального интереса внесли американские ученые Г. Моргентау , а также

- Шепелев Денис Викторович - аспирант кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина

1 Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

В 1948 году вышла его книга «В защиту национального интереса».

Дж. Кеннан, У. Липпман, К. Уолтц, Э. Фернисс, Дж. Розенау, французские -Р. Арон, П. Ренувен, Ж.-Б. Дюрозель, Ф. Брайар, Р. Дебре3.

В отечественной науке концепция национального интереса разрабатывается и изучается с начала 1990-х годов и связана с работами Э.А. Позднякова4. Комплексные исследования, посвященные анализу теоретико-методологических подходов к пониманию и содержанию понятия «национальные интересы», были проведены А.В. Возженниковым, Б.В. Межуевым, М.А. Молчановым, О.Ю. Романовой, Е.Д. Степановым, А.В. Федякиным, Ю.Е. Федоровым, В. Л. Шейнисом5.

В отечественной государственно-правовой науке России изучению сущностных характеристик категории «национальный интерес» уделялось сравнительно мало внимания. У истоков осмысления этой проблематики стояла политико-философская мысль последователей славянофильства, а в дальнейшем - идеологов русской национальной идеи. В отечественной политико-философской мысли XIX века категория «национальный интерес» не рассматривалась как самостоятельное политико-правовое явление, а отождествлялась прежде всего с идеями «особого славянского культурно-

исторического типа, православия, народности, имперского принципа,

6

самодержавия» .

В юридической, а еще больше политической науке существует большое количество определений понятия «национальный интерес». Не вдаваясь в полемику относительно подходов и мнений об этой категории, отметим, что, несмотря на длительную историю употребления термина «национальные интересы» в теории и практике государств, в научной среде не прекращаются дискуссии относительно содержания данного понятия. Отсутствие

3 См.: Гаджиев К.С. Введение в геополитику: учеб. для студ. вузов. М.,1998. С. 260.

4 Поздняков Э.А. Национальные, государственные и классовые интересы в международных отношениях // Мировая экономика и международные отношения. 1988. № 5; он же. Нация. Национализм. Национальные интересы. М. 1994; Он же. Нация, государство, национальные интересы, Россия // Вопросы экономики. 1994. № 2; и др.

5 См.: Межуев Б.В. Некоторые методологические аспекты изучения дискурса «национального интереса» // Россия. Политические вызовы 21 века. М., 2002; Он же. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической жизни // Полис. 1997. № 1; Молчанов М.А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес» // Полис. 2000. № 1; Романова О.Ю. Категория «национальные интересы» в российской политической науке // Россия. Политические вызовы 21 века. М., 2002; Степанов Е.Д. Понятие «интересы» во внешней политике // Проблемы Дальнего Востока. 1990. № 3; Федякин А.В. «Национальные интересы» как категория политической науки // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2000. № 4; Он же. Современные общественно-политические дискуссии о национальных интересах России // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 1; Федоров Ю. Е. Движущие силы внешней политики Российской Федерации // Современные международные отношения: учебник / под ред. А.В. Торкунова. М., 2001; Шейнис В.Л. Национальные интересы и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4; и др.

6 См. подробнее: Тюрин М.Г. Архетипы национальной правовой культуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2008. С. 10.

однозначного понимания национальных интересов можно объяснить различием научных направлений, теоретико-методологическим плюрализмом, наличием широкого спектра мнений и подходов к трактовке указанной категории.

Р.С. Мухаметов, например, проведя исследование национальных интересов России на постсоветском пространстве, делает вывод, что все многообразие точек зрения на природу и сущность национальных интересов может быть сведено к следующим основным подходам: национальные интересы практикуются как совокупность оптимально сбалансированных интересов личности, общества и государства; как интересы преобладающего в государстве этноса, отсюда данный термин используется преимущественно для характеристики интересов общности людей, связанных между собой взаимоотношениями культурной однородности; наконец, как интересы всего общества, всех этносов, составляющих народонаселение какого-либо государства . Ученый приходит к выводу, что большинство существующих в научной литературе определений понятия «национальные интересы» отличаются нечеткостью, расплывчатостью, семантической

неопределенностью и многозначностью.

Отчасти данный исследователь прав, тем не менее есть общие черты, которые многие ученые выделяют в формулируемых ими дефинициях. Приведем ряд мнений.

Национальный интерес в его современном понимании, по мнению P.P. Улитина, представляет собой официально выраженную объективную потребность общества, вытекающую из его национальных ценностей, направленную на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильного существования и устойчивого прогрессивного развития8.

О. А. Арин считает, что национальный интерес является результатом осознания и субъективации объективных потребностей государства, или же интерес - это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в аккумулированном виде выражаются через интересы государства, т.е. по сути дела являются государственными интересами9.

Схожую точку зрения высказывает Э.А. Поздняков. Он видит в интересах выражение и осознание объективных потребностей, т.е. общую мотивацию деятельности человека, принимающую форму целей. Интересы

7

См.: Мухаметов Р.С. Национальные интересы России на постсоветском пространстве: сущность и основные средства реализации: автореф. ... канд. полит. наук. Екатеринбург, 2009. С. 10.

См.: Улитин P.P. Соотношение понятий «национальный интерес» и «национальная безопасность» в трудах западных и отечественных исследователей // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2003. № 1. С. 131.

9 См.: Арин О.А. Мир без России. М., 2002. С. 381.

по своей сути субъективны, поскольку формулируются людьми10. Близкую позицию занимает Р.С. Мухаметов, определяя национальные интересы как обусловленную объективными и субъективными факторами систему осознанных потребностей исторически сложившейся, организованной в государство общности людей, удовлетворение и защита которых необходима для обеспечения безопасного существования и развития этой общности11.

Таким образом, даже беглый анализ по данному вопросу позволяет придти к выводу, что многие авторы в сущности национальных интересов выделяют в качестве базового момента потребности государства. Эта точка зрения превалирует и в нормативном закреплении понятия национального интереса.

В отличие от иных интересов, сущность которых российское законодательство четко не выражает, понятие национальных интересов сформулировано, хотя и в подзаконном акте. Это, безусловно, подчеркивает важность и необходимость однообразной трактовки данного понятия. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» также выражается идея о том, что интересы предопределяются потребностями. Национальные же интересы Российской Федерации определяются как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства12.

Таким образом, можно заключить, что к настоящему времени сложилось несколько подходов к вопросу о сущности национальных интересов. По мнению В.В. Шишкова, и мы полностью разделяем его мнение, эта сущность определяется тем, что главная историческая составляющая национального интереса - императив самосохранения государства. Национальный интерес - объективно-субъективная категория, поскольку ее параметры обусловлены целостной политико-правовой картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Это выражается в том, что потребности государства осознаются и выражаются в деятельности политических лидеров, общественных организаций и других субъектов политики13.

В отличие от общественного интереса, который регулируется системой законов, отражающих прежде всего внутригосударственную политику, понятие «национальный интерес» относится в большей степени к сфере внешней политики государства. Следует обратить внимание на то, что сторонники строгого понимания категории «национальный интерес» как в теории, так и в политической практике, придерживаются этого разделения.

10 См.: Национальные интересы: теория и практика: сб. ст. / под ред. Э.А. Позднякова. М. 1991. С. 67.

11 См.: Мухаметов Р.С. Указ. соч. С. 8.

12

См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

13

См.: Шишков В.В. Национальные интересы России и процесс их реализации в условиях мировой трансформации: дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. С. 32.

Необходимо иметь в виду и тот факт, что общественные и национальные интересы не исключают друг друга. Общественные интересы испытывают на себе влияние международной обстановки (особенно сильное в периоды ее обострения), а национальные интересы зависят от экономической ситуации, социальной и политической стабильности и морального климата в стране14.

Национальные интересы включают в себя интересы государственные, общественные, этнические, конфессиональные, интересы сообществ др. Содержание национальных интересов определяется геополитическим положением государства, социально-экономическим и культурным развитием общества. По утверждению М.В. Ильина, «национальный интерес есть интерес нации как двуединство суверенного территориального государства и гражданского общества». Он считает, что национальный интерес является выражением государственного интереса и интересов гражданского общества. Данные понятия, по его мнению, «не только содержательно связаны с понятием национального интереса, но в значительной мере определяют его смысловую структуру»15.

По мнению Е.А. Кафырина, среди современных наций можно выделить страны с государственной монополией на формирование духовно-культурных потребностей людей и страны, в которых, наряду с государством, на формирование потребностей культуры оказывают большое влияние разнообразные политические партии, научные школы, институты гражданского общества, семья, авторитетные личности16.

В такой разноструктурной стране, какой является Россия, гражданское общество служит институтом согласования, аккумуляции интересов различных социальных групп и слоев, способствует объединению разнородных элементов общества. Такое объединение строится на общих ценностях и общегражданских интересах. В целом гражданское общество должно доминировать над интересами этнических, религиозных и других социальных групп.

В современном его понимании гражданское общество является наиболее оптимальной формой осознания и выражения потребностей личности и различных социальных групп и слоев. Создание развитого гражданского общества в России будет способствовать укреплению российской государственности. Задача состоит в том, чтобы добиться единства интересов государства и гражданского общества.

Высказанное положение подтверждается и тем, что в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» национальные интересы страны определяются на долгосрочную перспективу, заключаются в развитии демократии и гражданского общества.

14 См.: Цыганков П. А. Теория международных отношений: учебн. пособие. М., 2002. С. 288-298.

15 См.: Ильин М.В. Критерий современности в политике // Полис. 1995. № 1. С. 80-87.

16 См.: Кафырин Е.А. Глобализация: взаимосвязь общечеловеческого и национального. Глобальный гуманизм. М., 2003. С. 28.

В многонациональном государстве, каким является Россия, считает А.В. Кулаков, категория «национальный интерес» выступает социально

17

объединяющей интересы народов страны категорией . В результате происходит изменение территориальной организации нашего государства, о чем свидетельствуют процессы слияния субъектов Российской Федерации.

Уровень, на котором провозглашаются национальные интересы, может быть государственным, и тогда они выражаются в конституции, законодательных и иных нормативных правовых актах. Они находят свое отражение в концепциях национального развития и национальной безопасности, внешнеполитической стратегии государства, иных общенациональных доктринах18.

Негосударственный уровень отражения национальных интересов аккумулируется в программных документах политических партий и общественных организаций, формулируется общественным мнением, представителями научного сообщества, средствами массовой информации и т.д.

Представляется, что в контексте как политической, так и юридической наук, понятие «национальный интерес» наиболее тесно связано с понятием «национальная безопасность». По данной тематике проведено большое количество исследований. В юриспруденции научных разработок, посвященных сущности национального интереса и его правовому обеспечению, не так много. Это объясняется тем, что юристы изучают главным образом правовые основы национальной безопасности и лишь в этой связи национальные интересы19.

Следует отметить, что категории «национальный интерес» и «национальная безопасность» отражают разные функции политического процесса, который можно разделить на две стадии: 1) стадию формирования и формулирования политики; 2) стадию ее реализации внутри страны и в

17 См.: Кулаков А.В. Геополитика и актуальные проблемы национальных интересов России на государственной границе. М. 2004., С. 122.

18 К базовым нормативным правовым актам, регулирующим сферу национальных интересов, можно отнести - Конституцию РФ, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»; Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. Ст. 724.

19 См.: Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России / науч. ред. В.Т. Кабышев. Саратов, 2002; Мохов Е.А. Организованная преступность и национальная безопасность России. М., 2002; Авдеев Ю.И., Аленкин С.В., Алешин В.В., Башкатов Л.Н., и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / под ред. А.В. Опалева. М., 2004; Красинский В.В. Нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации. М., 2005; Национальная безопасность: правовые, социокультурные и экономические основы: материалы Междунар. науч.-практической конф. Домодедово. 6-10 февраля 2006 г. / редкол.: Н.М Белова, Н.В. Месяшная, М.П. Мохначева, Г.А. Паламаренко, Е.Н. Сафонов (отв.ред.),С.Н. Спорыхина. М., 2006.

системе международных отношений. Категория национального интереса относится к первой стадии, категория безопасности - ко второй.

Национальная безопасность, деятельность по ее обеспечению должна быть направлена на нейтрализацию угроз и опасностей личности, обществу и государству, то есть, по сути, национальным интересам страны.

Необходимо также учитывать, что национальные интересы взаимосвязаны не только с категорией национальной безопасности, но и с другими категориями, например внешней политикой, престижем, ролью государства в мировом сообществе. Через данные категории определяется фактическое соотношение политического, экономического, военного потенциала государства и его возможности реализовывать цели внутренней и внешней политики.

Таким образом, национальные интересы представляют собой субъективную форму выражения объективных потребностей общества. Национальные интересы приобретают характер насущной национальной необходимости. Их реализации могут препятствовать различные реальные и потенциальные факторы, но они «всегда остаются определяющим мотивом государственного управления внутри и вовне»20.

По мнению А.В. Возженникова, в российском политическом процессе нет какого-либо институционально закрепленного способа определения иерархии интересов21.

Как отмечает политолог Г.А. Белов, «государственная территория - это

минимальное геополитическое пространство государства, зона наиболее

22

важных национальных интересов» . В.А. Прокофьев считает, что в шкале национальных приоритетов современной России на первое место должно быть поставлено сохранение ее государственной и территориальной целостности, обусловленное прежде всего геополитическими вызовами, имеющими военную направленность23.

Эту же идею высказывает В.В. Шишков, выделяя в качестве приоритетных жизненно важные (фундаментальные) интересы: сохранение территориальной целостности; суверенитет в принятии решений по вопросам внутренней и внешней политики24.

Однако в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в разд. III закрепляется, что национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: - в развитии

20 См.: Общая теория национальной безопасности / под ред. А. А. Прохожева. М., 2002. С. 105.

21 См.: Возженников А.В. Национальная безопасность России. М., 2002. С. 76.

22 См.: Белов Г.А. и др. Глобализация. Модернизация. Россия. Круглый стол // Полис. 2003. № 2. С. 45.

23 См.: Прокофьев В. А. Национальные интересы России в контексте нового евразийского геополитического пространства: юридические механизмы защиты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2005. С. 7.

24 См.: Шишков В В. Указ. соч. С. 49.

демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

- в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира (п. 21).

Таким образом, четко определены приоритеты в выстраивании национальных интересов, и на первом месте стоят демократия и гражданское общество, национальная экономика.

Исследуя проблемы обеспечения государственных интересов России, В.А. Колокольцев обращает внимание на то, что механизм обеспечения государственных интересов складывается из двух взаимосвязанных частей: механизма обеспечения безопасности и механизма реализации интересов в

25

условиях отсутствия (либо нейтрализации) угроз .

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации вводится понятие «система обеспечения национальной безопасности», под которой понимаются силы и средства, делающие реальностью национальную безопасность. Следуя терминологии законодателя, как нам кажется, применение термина «обеспечение» более адекватно отражает существование и выражение национальных интересов.

Обеспечение национальных интересов - сложный, многоэтапный процесс, в котором принимают участие различные субъекты политико-правовой системы общества, выражающие наиболее значимые потребности различных социальных групп и слоев. Процесс обеспечения включает соответственно реализацию интересов различных групп субъектов, их защиту и меры по гарантированию.

Из положений ряда законодательных актов, в том числе ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О безопасности», следует, что приоритетное место среди принципов обеспечения безопасности занимает соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение соответствует сложившейся в середине прошлого века системе международной безопасности, которая идеологически была обеспечена установками западноевропейского правового гуманизма, культивировавшего парадигму универсальности и автономии личности, и концептуализирована правами и свободами человека, реализация которых стала основой мирового правопорядка.

Опыт последнего десятилетия показал, что установка на адаптацию Россией западных социально-правовых технологий не решает проблем становления правовой государственности. Напротив, введение в России новых правовых институтов не только не делает систему права более

25 См.: Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2005. С. 349.

работоспособной, но, наоборот, подрывает основные системно-правовые принципы, разрушает ее. Объективно, таким образом, этот подход служит существенным препятствием для эффективного обеспечения национальных интересов и безопасности, поскольку игнорирует социокультурную обусловленность такого феномена, как право.

Универсализация отношений в сфере материального производства, политики и коммуникаций связана с развитием капиталистического производства, раздвигающего границы национальных государств.

Основными субъектами обеспечения национальных интересов выступают:

1) государство, которое должно обеспечивать безопасность страны, т. е. состояние защищенности национальных интересов. Категория «национальный интерес» показывает участие государства в осуществлении интересов гражданского общества. Государство выполняет свое назначение по отношению к гражданскому обществу. Таким образом, национальный интерес отражает единство устремлений гражданского общества и государства;

2) государственные органы, которые составляют силы обеспечения национальных интересов и безопасности. К ним относятся органы управления Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями, органы, занимающиеся военной и правоохранительной службой, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации26;

3) граждане и общественные объединения, участвующие в реализации государственной политики в области обеспечения национальных интересов и безопасности.

Процесс обеспечения национальных интересов обладает стадийностью. Представляется возможным выделить три основных этапа. На первом этапе происходит осмысление и формулирование национальных интересов. Субъекты - носители национальных интересов стремятся определить эти интересы и установить средства их реализации. Они выражают свое мнение в средствах массовой информации, в публичных выступлениях своих представителей, в документах, составленных на основе изучения проблем и направленных в органы государственной власти.

Элементами механизма обеспечения национальных интересов могут стать любые социальные институты, если их деятельность связана с обеспечением жизнедеятельности социума, осуществлением и защитой «общих» интересов и производных от них интересов отдельных индивидуумов. Государственные организации являются обязательным и необходимым элементом механизма обеспечения государственных интересов в силу того, что именно государство в конечном итоге формулирует стоящие

26 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

перед обществом задачи, конкретизирует его интересы и призвано защищать эти интересы и приводить в действие механизмы для их реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором этапе национальные интересы оформляются в определенные цели и задачи, которые ставят перед собой государство и общество. Принимаются решения в зависимости от очередности, приоритетности тех или иных национальных интересов, выявляются пути претворения их в жизнь. Именно на данной стадии национальные интересы облекаются в правовые формы.

Национальные интересы воплощаются в правовой политике, посредством осуществления государственных функций, основанных на политических целях и обусловленных политико-правовым режимом государства.

В деятельности по исполнению решений, в том числе правовых, заключается содержание третьего этапа. На этом этапе органы государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества должны воплотить цели, поставленные перед ними, реализовать нормы, закрепленные в правовых актах.

Современная Россия заново осмысливает свои национальные интересы. Это подтверждается принятием ряда нормативных правовых актов, регулирующих сферу национальных интересов и безопасности. На данный процесс значительное влияние оказывает такое объективное условие, как мировая трансформация, порождающая глобальную неопределенность. Отсюда первоочередное внимание следует уделять начальному этапу реализации национальных интересов - их осмыслению и формулированию.

В зависимости от периода реализации выделяют национальные интересы - долгосрочные (15-20 лет и выше), среднесрочные (5-15 лет),

27

краткосрочные (от 1-5 лет) . По основным методам реализации национальные интересы могут быть подразделены на реализуемые мирным путем и насильственным. К мирным методам можно отнести усилия по налаживанию дипломатических каналов, поиск компромиссов путем переговорного процесса, расширения международного сотрудничества. Реализация национальных интересов с помощью насильственных методов предполагает применение вооруженного воздействия.

Кроме того, выделяют традиционные средства реализации

28

национальных интересов и конвергенциональные . Традиционные средства отражают способность государства - субъекта воздействия заставить действовать государство-объект в соответствии со своими национальными интересами и вопреки его интенциям путем (угрозы) использования негативных санкций в случае неповиновения или путем вознаграждения, которое получает страна в обмен на готовность следовать в русле политики

27 См.: Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982. С.46; Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: пер. с англ. / предисл. А.К. Соколова. М., 1997. С. 255.

28 См.: Мухаметов Р.С. Указ. соч. С. 9.

государства-субъекта воздействия. Конвергенциональные средства представляют собой совместные меры государств в деле обеспечения их общих национальных интересов. Именно этот вид средств реализации наиболее приемлем и адекватен глобализационным процессам, участником которых является Россия. Выбор средств реализации национальных интересов государства зависит от реальных материальных и политических возможностей, которыми располагает государство, от субъективной готовности военно-политического руководства воспользоваться имеющимися в его распоряжении средствами, от ситуации, в которой должны использоваться такого рода средства.

Исследование различных подходов к категории «национальный интерес», его правовому регулированию позволяет сделать вывод, что обеспечение национальных интересов связано с двумя факторами, находящимися во взаимосвязи, но их редко включают в единый процесс. Во-первых, это обеспечение национальной безопасности (исходная точка зрения в исследовании механизма обеспечения национальных интересов). Сюда можно отнести обеспечение интересов государства, общества, социальных групп, классов, наций и т.п.

Во-вторых, обеспечение прав человека, его законных интересов. Недооценка роли и значения государства и его суверенитета в контексте современной глобализации не только составляет угрозу самому государству, но и личности, интересы которой оно защищает. Председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин справедливо отмечает, что «права и свободы, в том числе прирожденные, не могут реализовываться без дееспособной политической власти, т.е. вне государства как политического сообщества народа, связанного правом и общей целью»29.

В процессе обеспечения национальных интересов необходим поиск компромисса, который позволил бы определить допустимое расхождение интересов личности и государства с наименьшим ущербом для них. Важность решения названной проблемы зависит от достижения оптимального компромисса прав человека и публичных интересов и, соответственно, известной гармонии общественного целого и конкретного индивида. Это обуславливает нормальное функционирование гражданского общества и его благополучие. Полярные же точки зрения, обосновывающие первенство только национальных интересов либо исключительно интересов граждан, не учитывают, что понимание национального интереса, как отмечают А.Х. Саидов и Л.Ф. Кашинская, предопределяется уровнем противоречия между этими двумя компонентами нации - гражданского общества и интересов граждан, а также от того, как взаимодействует с ними государство30.

29 Зорькин В. Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 31.

30 См.: Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 122-125.

Приведенное исследование позволяет сделать вывод, что понятие «национальные интересы» представляет собой фундаментальную политико-правовую категорию, которая, однако, не получила в современной науке единой интерпретации. Вместе с тем концепция национальных интересов нуждается в дальнейшей глубокой разработке и уточнении с учетом изменяющихся условий существования современных государств, вызванных процессами глобализации, интеграции, модернизации и формирования нового мирового правопорядка.

Библиографический список

1. Авдеев Ю.И., Аленкин С.В., Алешин В.В., Башкатов Л.Н., и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / под ред. А.В. Опалева -М., 2004 - 511с.

2. Арин О. А. Мир без России. - М., 2002 - 416 с.

3. Белов Г.А. и др. Глобализация. Модернизация. Россия. Круглый стол // Полис. -2003 - № 2.

4. Возженников А.В. Национальная безопасность России - М., 2002.

5. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: учеб. для студ. вузов. - М., 1998 - 415с.

6. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. - 2005. - № 12. - 30-36

7. Ильин М.В. Критерий современности в политике // Полис - 1995 - № 1 - С. 8087.

8. Кафырин Е.А. Глобализация: взаимосвязь общечеловеческого и национального. Глобальный гуманизм. - М., 2003.

9. Кулаков А.В. Геополитика и актуальные проблемы национальных интересов России на государственной границе - М. 2004 - 151с.

10. Красинский В.В. Нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации -М., 2005 - 135с.

11. Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 2005. - 496 с.

12. Мамонов В. В. Конституционные основы национальной безопасности России / науч. ред. В.Т. Кабышев - Саратов, 2002 - 212с.

13. Межуев Б. В. Некоторые методологические аспекты изучения дискурса «национального интереса» // Россия. Политические вызовы 21 века. - М., 2002 - С. 630634.

14. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: пер. с англ. / предисл. А.К. Соколова. - М., 1997. - 544с.

15. Межуев Б. В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической жизни // Полис. - 1997- № 1 - С. 5-31.

16. Молчанов М. А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес» // Полис - 2000 - № 1- С. 7-22.

17. Мохов Е.А. Организованная преступность и национальная безопасность России - М., 2002 - 224с.

18. Мухаметов Р.С. Национальные интересы России на постсоветском пространстве: сущность и основные средства реализации: автореф. ... канд. полит. наук. -Екатеринбург, 2009 - 20с.

19. Национальные интересы: теория и практика: сб. ст. / под ред. Э.А. Позднякова. -М. 1991.

20. Национальная безопасность: правовые, социокультурные и экономические основы: материалы Междунар. науч.-практической конф. Домодедово. 6-10 февраля 2006 г. / редкол.: Н.М Белова, Н.В. Месяшная, М.П. Мохначева, Г.А. Паламаренко, Е.Н. Сафонов (отв.ред.),С.Н. Спорыхина. - М., 2006 - 276с.

21. Общая теория национальной безопасности / под ред. А. А. Прохожева - М., 2002

- 320с.

22. Поздняков Э.А.Нация. Национализм. Национальные интересы. - М., 1994 - 128с.

23. Поздняков Э.А.Нация, государство, национальные интересы, Россия // Вопросы экономики. - 1994 - № 2 - С. 64-74.

24. Прокофьев В. А. Национальные интересы России в контексте нового евразийского геополитического пространства: юридические механизмы защиты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2005.- 24с.

25. Рабочая книга по прогнозированию. - М., 1982. - 430с.

26. Романова О.Ю. Категория «национальные интересы» в российской политической науке // Россия. Политические вызовы 21 века. - М.- 2002 - С. 595-598.

27. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. - 2005. - № 12. - С. 122-125.

28. Степанов Е.Д. Понятие «интересы» во внешней политике // Проблемы Дальнего Востока. - 1990- № 3 - С. 63-72.

29. Тюрин М.Г. Архетипы национальной правовой культуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2008 - 29 с.

30. Улитин P.P. Соотношение понятий «национальный интерес» и «национальная безопасность» в трудах западных и отечественных исследователей // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского- 2003 - № 1 -129-137

31. Федоров Ю.Е. Движущие силы внешней политики Российской Федерации // Современные международные отношения: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М., 2001 -С. 457-483.

32. Федякин А. В. «Национальные интересы» как категория политической науки // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2000 - № 4 - С.106-119

33. Федякин А. В. Современные общественно-политические дискуссии о национальных интересах России // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2001 - № 1- С. 30-45.

34.Цыганков П.А. Теория международных отношений: учебн. пособие. - М., 2002 -

590 с.

35. Шейнис В. Л. Национальные интересы и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения - 2003 - № 4 - С. 33-46.

36. Шишков В. В. Национальные интересы России и процесс их реализации в условиях мировой трансформации: дис. ... канд. полит. наук. - М., 2005 - 189с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.