ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ Голикова Д.В.
Заместитель главного врача по организационно-методической работе ФГУ «Поликлиника Минсельхоза России», г. Москва
Представлен анализ нормативно-правовой базы, определяющей порядок проведения дополнительной диспансеризации, даны предложения по совершенствованию.
Стратегической задачей развития здравоохранения является увеличение продолжительности жизни граждан. Одним из наиболее эффективных механизмов реализации поставленной задачи является диспансеризация населения, которая направлена на раннюю диагностику заболеваний, в том числе социально значимых, являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения. В 2007 г. темп прироста распространенности заболеваний в сравнении с 2003 г. составил 9,3% (1).
С 2006 года в Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье». В качестве одного из важнейших мероприятий в реализации Проекта определено проведение за счёт средств федерального бюджета дополнительной диспансеризации работающих граждан. В 2006 и 2007 гг. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации проводилась дополнительная диспансеризация граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях.
Начиная с 2008 года, дополнительной диспансеризации подлежат все работающие граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования, всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Из года в год усовершенствуется Программа диспансеризации. Так в 2009-м по сравнению с прошлыми годами расширены лабораторные исследования биохимического анализа крови, введен «Паспорт здоровья» и другое.
Дополнительной диспансеризации в 2010 году подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров, и граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году в случае, если они не были взяты под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.
Однако нормативно-правовая база проведения дополнительной диспансеризации работающего населения проработана недостаточно, что приводит к снижению эффективности проведения диспансеризации.
Низкая профилактическая эффективность дополнительной диспансеризации связана чаще всего с: -неразработанным механизмом привлечения граждан к диспансеризации;
-неполной диспансеризацией, т.е. проведением не всех исследований из перечня;
-неразработанностью мероприятий после проведения диспансеризации.
Постановления Правительства РФ регулируют только вопросы оплаты услуг медицинскими учреждениями, проводящими дополнительную диспансеризацию. Категории работников, подлежащих обязательному освидетельствованию, указаны в ст. 213 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право отстранить работника лишь в случае, если работник не прошел обязательный медицинский осмотр (обследование). За не прохождение дополнительной диспансеризации отстранить от работы, а тем более расторгнуть трудовой договор работодатель не может. Кроме того, в соответствии со ст. 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан, пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства.
Вышеизложенное объясняет, почему далеко не все сотрудники организаций, подлежащих дополнительной диспансеризации, направляются работодателями в лечебные учреждения и не все работающие изъявляют желание проходить медицинское освидетельствование, мотивируя это тем, что диспансеризация - дело добровольное.
По данным Минздравсоцразвития России данные по группам здоровья населения, прошедшего дополнительную диспансеризацию, представлены следующим образом: I группа (практически здоровы) - 18,8%; II группа (имеется риск развития заболевания) - 22,1%; III группа (нуждаются в дополнительном дообследовании) - 54,1%; IV группа (нуждались в стационарном лечении на момент обследования врачами) - 4,9%; V группа (показана высокотехнологичная медицинская помощь) - 0,1%. Среди граждан, прошедших дополнительные медосмотры, к I группе отнесены 36%; ко II группе - 23%; к III группе - 37,9%; к IV группе - 3%; к V группе - 0,1%.
В своем выступлении Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья
Борзова О.Г(2) отмечает, что по результатам двух лет только каждый пятый гражданин, прошедший диспансеризацию, признан практически здоровым. Почти у 60% обследованных людей выявлено по 1-2 заболевания, требующих медицинского вмешательства. Выявлено более 4 млн. заболеваний по основным группам болезней, доминирующим в структуре смертности.
С учетом полученных результатов становится очевидным необходимость проведения дальнейшего лечения и оздоровительных мероприятий группы лиц с риском развития заболевания и уже выявленными. Однако решение данного вопроса не входило в программу дополнительной диспансеризации и было переложено на врачей-терапевтов по месту жительства. Передача результатов осмотра каждого пациента в учреждение, Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
осуществляющее медицинский осмотр по месту жительства привела к лишнему документообороту, дополнительному расходу средств, времени, отсутствию желания пациентов обращаться к специалистам, которыми они не были проконсультированы, дополнительной тратой времени на посещение врачей и другое. Кроме того, встает вопрос о соблюдении в данном случае статьи 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», которая предполагает согласие больного на передачу касающихся его сведений, содержащих врачебную тайну, в учреждения и организации, участвующие в процессе предоставления медицинской помощи, а также его согласие на доступ к этим сведениям соответствующих должностных лиц, в том числе других врачей и медсестер, а также вступление в силу ФЗ № 152 «О персональных данных».
Другим существенным недостатком является то, что приказ не оговаривает объем проведения осмотра врачами - специалистами.
В ФГУ «Поликлиника Минсельхоза России» используется современная модель проведения диспансеризации. С целью создания системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья сотрудников Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни направленной на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации, увеличения средней продолжительности и качества жизни в поликлинике была разработана Программа диспансеризации сотрудников.
В Программе подробно прописана технология проведения диспансеризации от момента взаимодействия с работодателем, обращения пациента в поликлинику, прохождения осмотров, алгоритма с указанием объема проведения осмотра, установления группы здоровья, дальнейшего обследования, диспансерного наблюдения, рекомендаций по здоровому образу жизни до оценки эффективности проводимых мероприятий.
Важно подчеркнуть адресность разработанной Программы, учитывающей базовый и перспективный потенциал производственной направленности работы всех категорий сотрудников: молодого поколения, давно работающего контингента сотрудников и сохранение здоровья в старшем возрасте.
В соответствии с Программой пациент после прохождения осмотра и установления группы здоровья проходит в случае необходимости дообследование, получает лечение. Всем пациентам даются рекомендации по здоровому образу жизни, по профилактике хронических заболеваний, прописывается программа реабилитации, в индивидуальном порядке занятие в школе здоровья.
Предложенная технология проведения диспансеризации позволила повысить мотивацию сотрудников Минсельхоза России к оздоровлению и профилактике, а также повысить качество оказываемых медицинских услуг. Так процент прошедших диспансеризацию сотрудников вырос с 15% в 2006 году до 89% в 2009 году.
С 2007 года намечена тенденция к увеличению процента лиц со стойким улучшением здоровья, снижению сроков временной утраты трудоспособности, отсутствие переходов заболевания в более тяжелую клиническую стадию и др., свидетельствующие об эффективности проводимой работы.
Таким образом, успешная реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" в целях раннего выявления заболеваний, в том числе социально значимых, возможна лишь при детальной разработке законодательной регламентации проекта, разработки модели проведения диспансеризации, технологии взаимодействия работодателя, лечебно-профилактического учреждения и самого пациента. Считаю необходимым внести поправки в Трудовой кодекс РФ, обязывающие работодателей участвовать в диспансеризации. Следует предусмотреть в дальнейшем проведение диспансеризации в учреждении, оказывающем медицинскую помощь на постоянной основе с целью неразрывности всех составляющих диспансерного метода и повышения качества, доступности и эффективности мер, направленных на укрепление здоровья населения.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Щепин О.П., Коротких Р.В., Щепин В.О., Медик В.А. Здоровье населения- основа развития здравоохранения, Москва 2009 год
2. Борзова О.Г. Выступление Председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, 17.03.2008.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12._____________
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
LAWFUL ASPECTS OF ADDITIONAL PERIODIC OBSERVATION AND EXAMINATION Golikova D.V.
FGI «Polyclinic of the Ministry of Agriculture of Russia». Moscow. 107139. Orlikov alley 1/11
The analysis of the normative- lawful base, which determines the procedure of additional periodic observation and examination, is represented, proposals for the improvement are given.Key words: population health promotion, prevention activities
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010