-►
Международные отношения
УДК 34.341
Н.С. Сорокина
ПРАВОВ Ь I Е АСПЕКТ Ь I ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
На современном этапе международные организации играют важную роль в решении глобальных проблем. Это обусловлено тем, что государства все чаще используют международные форумы, позволяющие принять участие в обсуждении проблем большому количеству государств. В теории международного права нередко обращались к термину «нормотворчество». Нормотворческая функция международной организации — это определенная ее уставом деятельность этой организации и ее органов по разработке и принятию норм международного права и правил поведения, входящих в международную юридическую систему [6, с. 27]. Нормотворчество международных организаций имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой самих межправительственных организаций как вторичных и «ограниченных» субъектов международного права [7, с. 108, 306, 317].
В связи с тем что выявление основных направлений в нормотворчестве Международной морской организации (далее — ИМО), возникающих с момента учреждения организации, и определение их влияния на современном этапе нормотворчества ИМО позволили бы эффективно реализовать цели этой организации, а именно содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в вопросах, касающихся безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним, возникает необходимость в исследовании этого вопроса.
Семидесятые годы прошлого века характеризовались развитием интенсивной хозяйственной деятельности в Мировом океане, становлением новых отраслей промышленности и в то
же время резким увеличением аварий судов и загрязнением морской среды. Эти обстоятельства побудили государства — члены ИМО предпринять целый комплекс мер, сущность которых заключалась в расширении спектра деятельности ИМО, определении статуса ряда вспомогательных органов [3, с. 103]. Кроме того, это десятилетие отмечено значительными достижениями в области разработки конвенций ИМО. Так, были приняты: Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (1971); Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (1973), измененная и дополненная Протоколом 1978 года; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (1974), измененная Протоколами 1978 и 1988 годов (далее - СОЛАС-74/78/88); Международная конвенция о грузовой марке (1966), измененная Протоколом 1988 года; Конвенция о международных правилах предотвращения столкновения судов в море (1972); Международная конвенция о предотвращении загрязнения с судов (1973), измененная Протоколом 1978 года (далее — МАРПОЛ-73/78); Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (1978) (далее — ПДНВ-78) и т. д. [4, с. 35].
В это же время ИМО уделяет внимание проблеме вступления в силу разработанных инструментов. Как показывает практика, любой акт международной организации становится обязательным для государства-члена в том случае, если это государство приняло его. Это принятие может быть явно выраженным или молчаливым. В последнем случае, согласно уставу организации, регламент становится
обязательным, если государство не заявит в течение установленного срока своих возражений. Если государство его принимает, оно не делает никакого заявления; если не принимает, то оно заявляет свои возражения и регламент не становится для него обязательным [8, с. 90—91]. Так, в частности, среди ее достоинств отмечают следующие:
• дата вступления поправки в силу становится известной сразу же, как только поправка будет принята;
• процедура молчаливого согласия обычно ограничена техническими положениями, детали которых, как правило, не являются спорными, поскольку не влекут за собой каких-либо политических или экономических выгод;
• процедура позволяет быстро вводить поправки в силу, так что многие вопросы могут быть решены на международном уровне;
• поправки, принимаемые путем молчаливого согласия, влекут за собой изменения, актуальные к моменту вступления их силу, в то время как процедура явно выраженного согласия имеет более длительные сроки, и поправки к моменту вступления их в силу устаревают и не всегда отвечают требованиям современности;
• во многих случаях поправки принимаются на регулярных сессиях органов ИМО, что позволяет сократить время, поскольку исключает необходимость созыва специальных конференций [10, с. 23—24].
В 1980-е годы акцент стали делать на реализации существующих стандартов ИМО. Это было вызвано необходимостью в принятии мер, чтобы, во-первых, появилась возможность ввести принятые конвенции в действие, во-вторых, обеспечить ратификацию этих конвенций возможно большим числом государств, в-третьих, положения этих конвенций применялись эффективно и систематически во всех странах и ситуациях, к которым эти положения применимы [6, с. 79]. По нашему мнению, одним из ключевых программных документов, определивших дальнейшее направление деятельности ИМО в осуществлении нормотворческой функции, следует считать Резолюцию А.500(ХП). Положения этой резолюции в основном определяют направление деятельности:
1. В частности, Совету ИМО поручено координировать работу комитетов и их вспомогательных органов путем определения приори-
тетных направлений в главных областях их деятельности, разрешать коллизии между ними, формулировать цели, рабочую программу и устанавливать такие процедуры, которые могут оказаться необходимыми для достижения целей организации, с учетом Резолюции А.500(ХП) и других соответствующих решений и резолюций Ассамблеи.
2. Совет ИМО учитывает мнения комитетов относительно очередности рассмотрения существенных технических и юридических вопросов и их компетенции в решении таких вопросов.
3. Органам ИМО рекомендовано принимать к рассмотрению только те предложения относительно новых конвенций или поправок к существующим конвенциям, которые базируются на четких и хорошо аргументированных доказательствах, подтверждающих их настоятельную необходимость с учетом нежелательности изменений конвенций, еще не вступивших в силу или внесения поправок в действующие конвенции, если только они не были в силе в течение разумного периода времени и не был накоплен опыт их применения, а также с учетом расходов и бремени государств-членов в части законодательных и административных мер [1].
По мнению Е.Б. Ганюшкиной, осуществление ИМО нормотворческой функции может считаться успешным лишь при условии, что все или, по крайней мере, большинство разработанных ею рекомендательных положений внедряются затем в национальное законодательство и практику государств, а разработанные под эгидой организации международные конвенции и поправки к ним оказываются приемлемы для максимально возможного числа государств [6, с. 118]. Так, по данным на 2008 год, ИМО было разработано 50 конвенций, подкрепленных сотнями кодексов, руководств и рекомендаций, охватывающих практически все аспекты отрасли [2].
Представляется, что для реализации положений Резолюции А.500(ХП) необходимы развитие внутреннего права организации и поиск механизмов реализации уже существующих инструментов. Определенное координирующее значение имеет Резолюция А.777(18) Ассамблеи ИМО, в которой определяются методы и организация работы в комитетах и их вспомога-
^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 3' 2012
тельных органах. Цель этой резолюции состоит в том, чтобы улучшить реагирование организации на трудные настоящие и будущие задачи в области безопасности на море. Так, комитетам ИМО поручено установить очередность рассмотрения вопросов в их программах работы и строго придерживаться такой очередности. Кроме того, Ассамблея ставит перед организацией задачу в повышении эффективности участия государств-членов в работе ИМО.
Резолюция А.900(21) определила цели ИМО на 2010 год. Среди прочего Ассамблея ИМО поручила сосредоточить внимание:
• на обеспечении эффективного и единообразного осуществления действующих стандартов и правил ИМО, относящихся к безопасности на море и защите окружающей среды;
• решении вопросов безопасности и защиты окружающей среды в осуществимом объеме применительно к отдельным типам судов, делая особый упор на пассажирские суда (включая высокоскоростные пассажирские суда) и навалочные суда;
• разработке культуры безопасности и экологической грамотности во всех видах деятельности, осуществляемой организацией;
• избежании создания чрезмерно большого количества правил;
• активизации усилий, предпринимаемых правительствами и отраслью по предотвращению и пресечению незаконных актов, угрожающих безопасности судов и находящихся на них людей, а также окружающей среде (в частности, терроризм на море, пиратство и вооруженный разбой против судов, незаконный оборот наркотиков и т. д.).
В Резолюции А.900(21) содержится положение о дальнейшем соблюдений Резолюций А.500(12) и А.777(18).
Согласно Стратегическому плану на период 2012—2017 годов, принятому на 27-й сессии ИМО, определены направления деятельности и конкретные действия, необходимые для решения ключевых проблем. В перечень актуальных задач входят:
1) ликвидация субстандартного судоходства;
2) применение мер безопасности при обеспечении беспрепятственных и эффективных потоков морской торговли;
3) определение видов деятельности морского судоходства и случаев, которые могут
иметь негативное воздействие на окружающую среду, и разработка соответствующих превентивных мер;
4) повышенное внимание к человеческому фактору для достижения более безопасного, защищенного и экологического судоходства;
5) обеспечение безопасности жизни на море;
6) принятие эффективных мер для решения проблем, связанных с иммигрантами, перевозимыми морем, безбилетными пассажирами;
7) обеспечение содействия технологических новшеств повышению уровня морской безопасности и охраны, защиты окружающей среды, росту международной морской торговли [9].
Э. Кляйн придерживается позиции, что «ИМО рассматривается как международная организация, обладающая широкой законодательной компетенцией, поскольку разработанные в ее рамках конвенции не требуют ратификации государствами-членами и носят для них обязательный характер при условии, что государства не заявляют возражения против указанного обязательства (процедура opting out / contracting out)» [5, с. 454]. С данным утверждением нельзя согласиться. В этой части автор ссылается на позицию Д. Андерсона «Правотворческие процессы в системе ООН». По мнению Андерсона, в случае технических конвенций в морской области, таких как МАРПОЛ-73/78 и СОЛАС-74/78/88, официальные поправки в их окончательных редакциях быстро принимаются в отношении основных положений конвенций и приложений. В настоящее время поправки регулярно принимаются в рамках ИМО, поскольку стандарты безопасности должны совершенствоваться с учетом новых технологий судостроения. Кроме того, по мнению Д. Андерсона, в принимаемых поправках редко предусматривается процедура их принятия путем молчаливого согласия. Процедура молчаливого согласия часто применяется во избежание задержек в ведении высоких стандартов технической безопасности. Андерсон считает также, что существуют различные подходы правительств к вопросу о процедуре принятия поправок в тексты технических конвенций, особенности которых могут объясняться скорее их техническим, чем правовым характером» [11]. Из этих положений следует, что процедура молчаливого принятия может относиться лишь к поправкам, а не к
самим конвенциям. Представляется, что нор-мотворческая деятельность ИМО совершенствуется посредством создания инструментов предупредительного (превентивного) характера, а также развития своего внутреннего права, которое также способствует достижению целей организации. При этом можно считать,
что нормотворческая функция ИМО проявляется в следующих направлениях:
• создание норм и стандартов безопасности мореплавания и защиты морской среды;
• контроль за выполнением стандартов ИМО;
• создание превентивных средств по обеспечению безопасности мореплавания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Res. IMO A.500(XII). Objectives of the Organization in the 1980s [Electronic resource]. — Access mode: http: // www.imo.org/.
2. Res. IMO J_\9791. 60 лет на службе судоходства [Electronic resource]. — Access mode: http: // www.imo.org/.
3. Бекяшев, К.А. Правовые вопросы безопасности мореплавания в деятельности Международной морской организации (ИМО) [Текст] / К.А. Бекяшев // Актуальные вопросы теории соврем. междунар. права: сб. науч. тр. ВЮЗИ. - М.: РИО ВЮЗИ, 1988.
4. Буша, Т. Конвенции Международной морской организации (ИМО). Морской транспорт и международное судоходство: правовые и экономические проблемы [Текст] / Т. Буша // Материалы XI Междунар. конф. «Мир на морях». — М.: Мортех-информреклама, 1990.
5. Вольфганг, В. Международное право [Текст] / В. Вольфганг. — М.: Инфотропик Медиа, 2011.
6. Ганюшкина, Е.Б. Нормотворческая функция Международной морской организации (ИМО) [Текст]: дис. ... канд. юр. наук / Е.Б. Ганюшкина. — М., 1988.
7. Ковалева, Т.А. Правотворческая деятельность межгосударственной организации как способ реализации учредительного акта [Текст]: дис. ... д-ра юр. наук / Т.А. Ковалева. — Калининград, 1999.
8. Тункин, Г.И. Теория международного права [Текст] / Г.И. Тункин. — М.: Зерцало, 2006.
9. Фролов, А.И. Деятельность Международной морской организации: актуальные направления [Текст] / А.И. Фролов. — Наука и транспорт. — 2012. — № 2. — С. 12—15.
10. Щеголев, В.И. Международная морская организация. Достижения, проблемы, будущее [Текст] / В.И. Щеголев. — СПб.: Изд-во ЦНИИМФ, 1996.
11. Anderson, D. Law-Making Processes in the UN System [Text] / D. Anderson. — MPYUNL, 1998. — 47 p.
УДК 327.35
A.C. Заможний СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ В ШВЕЦИИ
Швеция — одно из наиболее развитых государств Западной Европы и всего мира. На протяжении двух веков эта страна придерживается стратегии нейтралитета и невмешательства в противостояния других стран. Во многом это предопределяется особым подходом к формированию, развитию и применению политической науки и связанных с ней отраслей знания. Отечественные исследователи, в частности М.Л. Лучко, отмечают огромную роль университетов и исследовательских центров в формировании теоретических основ политологии Швеции [1, с. 32].
Несмотря на то что Швеция и Россия являются соседями по Балтийскому региону, политические отношения между двумя странами оставляют желать лучшего. Хотя Швеция проводит политику нейтралитета, она все-таки остается намного ближе к странам Запада в политическом отношении [2, с. 5], а нестабильный инвестиционный климат в России и разница в культуре ведения бизнеса не позволяют реализовать потенциал сотрудничества между нашими странами.
Необходимо отметить, что политология Швеции является слабо изученной темой в