Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМИНТИРУЩИЕ СФЕРУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМИНТИРУЩИЕ СФЕРУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНЫ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цуприкова К.В.

Статья посвящена правовым актам о высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ACTS, REGLAMINTIRUYUSCHIE SPHERE OF HIGHER EDUCATION

Article focuses on the laws on higher education.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМИНТИРУЩИЕ СФЕРУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

экономическим регулятором отношений структурных подразделений компании и взаимодействия компании и внешней среды Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент 124.

Бюджетирование является не только инструментом организационно-финансового управления, но и показателем качества управления компаний. Основная цель бюджетирования на современных предприятиях - повышение эффективности работы, с использованием целевую ориентацию и координацию всего происходящего в организации; выявляя риски и снижая их уровень; повышая гибкость и приспособляемость компании к изменениям.

Использованные источники:

1. Панов М.М., 2014, с. 6.

2. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. Проверено 14 июля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.

3. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пос. - М.: Дело и Сервис, 1998. - 304 с., С.195-212.

Цуприкова К. В.

магистрант 2 года обучения очной формы обучения

факультет «Исторический» Омский государственный педагогический университет

Россия, г. Омск

ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМИНТИРУЩИЕ СФЕРУ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Статья посвящена правовым актам о высшем образовании. Ключевые слова: законы, нормативные акты.

Tsuprikova K. V.

Is done by a graduate student 2 years full-time training The Ministry of Education and Science Russian Federation State Budget Educational Institution Higher Professional Education

Omsk State Pedagogical University «Department of Foreign Languages»

Russia, Omsk

LEGAL ACTS, REGLAMINTIRUYUSCHIE SPHERE OF HIGHER

EDUCATION

Annotation: Article focuses on the laws on higher education. Keywords: laws, regulations.

К нормативно-правовым актам, регулирующим Омский педагогический университет институт высшего образования, относится Конституция Российской Федерации Федеральный закон «Об образовании в

124 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пос. - М.: Дело и Сервис, 1998. - 304 с., С.195-212.

РФ», а также принимаемые в соответствии с ним, другие законы и иные нормативные акты.

В Конституции Российской Федерации закреплены естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека, в том числе и право на получение образования.

ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3125 (далее Закон «Об образовании») регламентирует общественные отношения в образовательной сфере. Законом предусмотрена система государственных гарантий прав и свобод граждан в этой области и определены необходимые условия для реализации права на образование.

Впервые Закон «Об образовании в РФ» относит образование к общественно значимому благу. Это означает синтез воспитания и обучения, проводимых в частных и публичных интересах. Закон «Об образовании в РФ» характеризует воспитание «как деятельность, направленную на развитие личности, на создание условий для самоопределения и социализации обучающегося». Это отличает действующий Закон от предыдущего, который возлагал ответственность за воспитание почти целиком на плечи семьи. 126

В Законе «Об образовании в РФ» дана характеристика профессионального образования. Профессиональное образование

направлено на освоение разнообразных знаний, умений, навыков и формирование компетенции. Полученные знания в дальнейшем позволят выполнять соответствующие трудовые, служебные функции. Например, получить высокие квалификационные разряды, классы, категории, усовершенствовать профессиональные навыки.

Профессиональное образование разделено на уровни: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование -подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка).

Подготовка научных кадров по научным специальностям (не по профессиям) рассматривается Законом «Об образовании в РФ» как уровень высшего образования с выдачей диплома. Одновременно понятие высшего образования лишается указания на его профессиональность.

Ординатура, как составляющая медицинского и фармацевтического образования и ассистентура-стажировка в области культуры, входят в стадию подготовки научных кадров.

Эти положения регулируются теперь Федеральным законом №127-ФЗ

125 Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ.-2012.-№53 (ч.1).-Ст.7598.

126 Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» / Под ред. В.Е. Усанова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2013.-С.77.

«О науке и государственной научно-технической политике». 127

В ч. 1 ст. 69 ФЗ «Об образовании в РФ» говорится о том, что высшее образование в современных реалиях имеет две основные цели. Первая цель заключается в качественной подготовке высококвалифицированных специалистов во всех областях деятельности. А вторая цель состоит в обеспечении внутренних личностных потребностей в повышении интеллектуального и культурного уровня.

В течение последних лет высшее образование подверглось серьезному реформированию. Это связано, в первую очередь, с тем, что Россия присоединилась к странам - членам Болонского процесса (2003 г.).

Закон «Об образовании в РФ» внес существенные коррективы в правовой статус студентов. Студентами считаются все обучающиеся по программам высшего образования. К ним относятся и студенты, обучающиеся одновременно по разным программам или в разных вузах.

Правовой статус педагогических работников претерпел определенные изменения. В частности, по новым нормам преподаватель должен не реже одного раза в 3 года повышать свою квалификацию. Кроме того, преподаватели вузов подлежат обязательной аттестации раз в 5 лет комиссиями, созданными в вузе. Снято с преподавателей ограничение объема учебной работы в 900 часов.

Закон об образовании обязал педагогических работников проводить научную, методическую, организационную и другие виды работ. Локальные нормативные акты образовательной организации конкретизируют соотношение учебной (преподавательской) и иной работы в пределах рабочей недели или учебного года.

Закон «Об образовании в РФ» определяет иной регламент формирования образовательных программ. Вузы разрабатывают основные образовательные программы, опираясь на федеральные государственные образовательные стандарты с помощью примерных основных образовательных программ. А эти программы создаются ведущими вузами и регистрируются в едином федеральном реестре. Президент РФ своим Указом определил перечень вузов, которые допущены к разработке образовательных стандартов.

В настоящее время вузы разрабатывают основные образовательные программы, опираясь на федеральные государственные образовательные стандарты с помощью примерных основных образовательных программ. А эти программы создаются ведущими вузами и регистрируются в едином федеральном реестре. Президент РФ своим Указом определил перечень вузов, которые допущены к разработке образовательных стандартов.

Дополнительные профессиональные образовательные программы учитывают имеющиеся профессиональные стандарты и имеют в своей

127 Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно -технической политике» от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ.-1996.-№35.-Ст.4137.

основе также примерные дополнительные профессиональные образовательные программы. Указанные программы подлежат регистрации в едином федеральном реестре.

Список федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно регулирующих стандарты и требования для образовательных программ высшего профессионального образования, также утвержден Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г. N 1332.128

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования охватывают также порядок предоставления высшего образования. Ориентиры политики государства в образовании четко представлены в Национальной доктрине образования в РФ. 129

Федеральные органы в сфере образования организуют комплекс мероприятий по разработке, утверждению и претворению в жизнь государственных программ РФ. Так, распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р была утверждена государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы. 130 Основные задачи призваны повысить качество российского образования, привести его в соответствие с потребностями граждан и перспективам экономического развития.

На местном уровне особое значение в регулировании внутри вузовских отношений имеют локальные акты образовательной организации. Они принимаются непосредственно в конкретной образовательной организации, действуют только в отношении педагогических работников и студентов. Это могут быть правила внутреннего трудового распорядка, графики учебного процесса, учебные планы, документы о стипендиях, коллективные договоры. Локальные нормативные акты не должны ставить субъектов образования организации в менее выгодные условия по сравнению с нормативными актами более высокого уровня.

Например, в Омском государственном педагогическом университете к таковым относятся: Положение о порядке проведения аттестации профессорско-преподавательского состава, основные программы высшего образования, Положение о программах повышения квалификации, Положение о порядке организации освоения факультативных и элективных дисциплин (модулей) по программам высшего образования, Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ и другие

128 Указ Президента РФ от 09.09.2008 №1332 (ред. от 05.08.2015) «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» // СПС «ГАРАНТ».

129 Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

130 Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 №792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» // http: // www.consultant.ru.

документы.

В обязательном порядке в любом вузе должны иметься акты, устанавливающие порядок оказания платных образовательных услуг, положение об индивидуальном учебном плане, об ускоренном обучении, об одновременном освоении нескольких образовательных программ курсов и пр.

Вывод: Систему правового регулирования института высшего образования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в РФ» и строго соответствующие им законы и иные нормативные акты.

Подзаконные нормативные акты, такие, как Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные приказы и инструкции уточняют и регламентируют все образовательные процессы. В комплекс нормативных актов об управлении образованием входят также многочисленные акты соответствующих министерств и ведомств. Центральное место занимают приказы Министерства образования и науки РФ.

Субъекты РФ также обладают правомочиями в принятии нормативных актов об образовании. Например, в Омской области принят Закон Омской области от 18.07.2013 №1569-0З «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области».

Особую роль имеют локальные акты образовательной организации. Их принимают в конкретном учебном заведении высшего образования и адресованы они педагогическим работникам и студентам данного вуза.

Изменения произошли в регламентации образовательной деятельности, например в лицензировании образовательных учреждений. Совершенствуется система общественного контроля над деятельностью образовательных организаций высшего образования.

В целом, все нормативные акты о высшем образовании направлены на совершенствование правового регулирования отношений в сфере высшего образования. Именно это будет способствовать реализации права на образование, поможет защитить интересы отдельной личности в области образования, гарантировать качество образования.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ.-2012.-№53 (ч.1).-Ст.7598.

2. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» / Под ред. В.Е. Усанова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2013.-С.77.

3. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ.-1996.-№35.-Ст.4137.

4. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ.-1996.-№35.-Ст.4137.

5. Указ Президента РФ от 09.09.2008 №1332 (ред. от 05.08.2015) «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» // СПС «ГАРАНТ».

6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 №792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» // http: // www.consultant.ru.

УДК 654.197

Цыганова С.В. студент 3 курса

Ульяновский государственный технический университет

ШигабетдиноваГ.М., к.пед.н. научный руководитель, доцент Россия, г. Ульяновск

ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ТРЭВЕЛ-ПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧИ «ОРЁЛ И РЕШКА»

Аннотация: в данной статье рассматриваются характеристики телевизионной трэвел-передачи, которые влияют на популярность и рейтинг просмотров. В статье выделены специфические черты и функции современной трэвел-передачи. На основе анализа передачи "Орёл и решка" выделены характеристики, которые позволяют назвать трэвел-передачу качественной и привлекательной для телезрителя.

Ключевые слова: журналистика, трэвел-журналистика, телевидение, телепередача, факторы популярности.

Tsyganova S.

Ulyanovsk State Technical University Russia, Ulyanovsk FACTORS OF POPULARITY OF TRAVEL'S TELECAST

Abstract: this article describes the characteristics of the traveler's telecast that affect the popularity and ranking views. The article reveals the specific features and functions of the modern TV broadcast program. Based on the analysis of the telecast "Heads and Tails", we have outlined the characteristics that affect the quality of the travel-transmission and its attractiveness for the televiewer.

Key words: journalism, travel journalism, television, telecast, popularity factors.

Запросы аудитории трансформируют развлекательные телепередачи. Теперь они призваны не только выполнять релаксационную функцию, но и давать полезную информацию, все более интегрируясь с функцией познавательной. Так, телепередачи о путешествиях и туризме носят не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.