Научная статья на тему 'Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности'

Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7640
944
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СIVIL LAW / SOURCES OF LAW / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костенко Лариса Николаевна

Данная статья посвящена правовому регулированию инновационной деятельности. В работе рассмотрены различные правовые связи между различными источниками права, устанавливающими правовой режим инноваций и инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

This article is devoted to legal regulation of innovative activity. In this work various legal communications between various sources of law establishing a legal regime of innovations and innovative activity are considered

Текст научной работы на тему «Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности»

УДК 347.1

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Костенко Лариса Николаевна соискатель кафедры гражданского права Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Данная статья посвящена правовому регулированию инновационной деятельности. В работе рассмотрены различные правовые связи между различными источниками права, устанавливающими правовой режим инноваций и инновационной деятельности

Ключевые слова: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ИСТОЧНИКИ ПРАВА, ИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

UDC347.1

CONCEPT AND LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

Kostenko Larisa Nikolaevna postgraduate student Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

This article is devoted to legal regulation of innovative activity. In this work various legal communications between various sources of law establishing a legal regime of innovations and innovative activity are considered

Keywords: dVIL LAW, SOURCES OF LAW, INNOVATION, INNOVATIVE ACTIVITY

В настоящее время законодательному обеспечению научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации уделяется значительное внимание. В тоже время направленность российской экономики на инновационную деятельность в целом еще недостаточно обеспечена мерами государственной поддержки и стимулирования. С этим связано отсутствие большего количества малых предприятий, которых можно отнести к категории инновационных.

В сложившихся условиях направленности отечественной экономики на инновационное развитие требуется высокий уровень финансирования, создание научно обоснованной теоретической базы и хорошо отработанного механизма стимулирования инновационных процессов. В рамках этого в долгосрочной перспективе важную роль в процессе стимулирования инвестиционной активности играет поддержка малого предпринимательства. Поскольку именно данная сфера оказывает существенное влияние на развитие и обновление экономики, разрешает сложные социальные проблемы и способствует увеличению рабочих мест.

Вопросы, связанные с формированием терминологического и понятийного аппарата при нормативном обеспечении инновационной

деятельности, следует отнести к числу приоритетных направлений науки гражданского права. В рамках этого направления научной мысли первостепенным является вопрос о разработке понятия «инновационная деятельность» применительно к юридической терминологии. Нужно подчеркнуть, что с точки зрения права всегда требуется достаточно понятное и непротиворечивое толкование того или иного термина, которое возможно только во взаимосвязи с другими отраслями науки - экономики, истории, филологии и философии. Инновационная деятельность образует весьма нетрадиционный для правового регулирования объект. Особый правовой характер инновационной деятельности проявляется в виде последовательного стадийного процесса, сменяющего различные субъекты и объекты такой деятельности.

Понятие «инновационная деятельность» относится к числу новых и недостаточно исследованных. Термин «инновационная деятельность» преимущественно распространен в экономической науке. Экономическая теория инновационную деятельность поясняет двумя концепциями. Первая объясняет генезис инновационной деятельности технологическим прорывом. Вторая концепция основу инновационной деятельности видит в давлении рыночного спроса.

Исторический анализ исследуемых отношений показывает, что понятия, выражающие содержание и специфику научно-технических преобразований в обществе, начали входить в употребление в XIX в. Исторически первым был термин «нововведение», который и стал активно использоваться экономической теорией. Современное толкование данного термина происходит от английского innovation - введение чего-нибудь нового. Такие образом, инновация практически выступает синонимом термину «нововведение». Инновация должна пониматься как реализованное на практике и используемое в коммерческом обороте новшество.

Инновационная деятельность тесно связана с научно-техническим прогрессом, поскольку по своей сущности эта деятельность опосредует научную и производственную сферы общественной деятельности, что также предполагает интеграцию научной деятельности и материального производства, реализацию технико-экономических потребностей государства посредством использования научной продукции. Поэтому основой для понимания природы инновационной деятельности выступает понятие «научно-технический прогресс», который сам по себе является одним из непрерывных и объективных процессов развития общества. Именно научно-технический прогресс стал основой для нормативного закрепления новых понятий и терминов, имеющих одновременно и технический и правовой характер.

Взаимосвязь научно-технического процесса и инновационной деятельности проявляется в следующем. Научно-технический прогресс объективно сочетает в себе два процесса - один связан с развитием науки, другой с развитием техники. Его основная специфика заключена в поиске новых научных открытий и их внедрением. В то время как инновационная деятельность в основном направлена на внедрение этих открытий (инноваций) в имущественный оборот и их последующую коммерциализацию. В соответствии с изложенным подходом инновационная деятельность должна пониматься как непрерывный процесс, объединяющий науку, технику, экономику и предпринимательскую деятельность.

Легальное понятие инновационной деятельности дается в ст. 2 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[1], в соответствии с которой инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а

также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности

Поскольку инновационная деятельность трактуется законодателем достаточно широко, уточнения требуют термины, раскрывающие ее содержание. В качестве основы построения общей теории инновационной деятельности в юриспруденции выступает синтез различных научно обоснованных представлений о данном понятии. Рассматривая понятие «инновационная деятельность» необходимо проанализировать термин «деятельность».

Современная энциклопедия термин «деятельность» понимает как процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта и объекта, в результате которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности и достигает цели[2].Более классическое определение содержится в словаре С.И. Ожегова, где деятельность - это работа, занятие, труд[3]. Применяя данное толкование к инновационной деятельности можно отметить, что это может быть работа по созданию инноваций, работа по управлению ими и внедрению их в коммерческий оборот.

Сфера инновационной деятельности представляет собой совокупность отраслей национальной экономики и основных видов профессиональной деятельности, которые прямо не относятся к созданию материальных благ, но создают такие объекты гражданского оборота, потребительская стоимость которых оказывает влияние на развитие материального производства в целом. Причем товарная форма опосредует основную часть потребительной стоимости создаваемых инноваций. Но и сами результаты интеллектуальной деятельности также являются объектами гражданского оборота. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что инновационная сфера охватывает все больше сфер общественных отношений, начиная от научно-исследовательской деятельности авторов новаций и заканчивая субъектами предпринимательских отношений, участвующих в создании и

использовании создаваемых инновационных объектов имущественного оборота.

Результатом инновационной деятельности выступает высокотехнологичная (наукоемкая) продукция, уровень наукоемкости которой превышает средний уровень по промышленному производству. В международной практике весьма распространен единый перечень высокотехнологичных продуктовых групп (Standard International Trade Classification- SITC), который был создан Евростатом на базе стандартной международной торговой классификации[4].

Тем самым можно определить понятие инновационной деятельности как деятельность, направленную на создание, использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок с последующим их внедрением на рынке. Все большая коммерческая целесообразность инновационной деятельности обусловлена современными особенностями рыночной экономики. В условиях современных рыночных отношений структурные элементы инновационной деятельности (инновации, инвестиции) формируют рынок интеллектуальной собственности. Это с закономерностью выступает стимулом к развитию рынка инвестиций для инновационной деятельности.

Таким образом, инновационная деятельность может быть определена как самостоятельная совокупность последовательных действий по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций в практической деятельности субъектов гражданского оборота. Инновационная деятельность относится к числу интегративных научных понятий.

Источниками правового регулирования отношений в сфере инновационной деятельности, в том числе инновационной деятельности малых предприятий, выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и отраслевой принадлежности.

Систему источников правового регулирования инновационной деятельности можно подразделять на следующие виды нормативных актов;

1) законы;

2) подзаконные нормативные акты;

3) нормативные акты программного и декларативного характера (концепции, стратегии развития, программы и т.д.).

Следует отметить, что инновационное законодательство обладает значительной спецификой и является достаточно молодым правовым образованием в структуре российского права. Одновременно в отсутствие специального законодательства об инновационной деятельности правовой основой для регулирования инновационной деятельности является законодательство о результатах интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствах индивидуализации.

Конституция РФ является основополагающим источником российского права, поскольку представляет собой первичную нормативную базу для всего права и законодательства, в том числе и гражданского[5]. Конституция РФ[6]закрепляет, что «интеллектуальная собственность охраняется законом», тем самым в общей норме осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с использованием и защитой таких объектов гражданских прав.

Вступившая в силу с 1 января 2008 г. IV, последняя, часть Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ)[7] объединила и систематизировала разрозненные нормы об интеллектуальной собственности, которые ранее содержались в специальных законах. Не менее важными являются нормы права, содержащиеся в других частях ГК РФ[8]и принятых в развитие его норм отдельных федеральных законах; о субъектах предпринимательской деятельности, о юридических лицах, общие положения об обязательствах и договорах.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"»[9] заложил законодательные основы государственной поддержки инновационной деятельности. Статья 16.1 данного Закона устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения. Под государственной поддержкой инновационной деятельности понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Поддержка государством инновационной деятельности осуществляется на основе следующих общих принципов:

1) целевая основа использования бюджетных средств,

направленных на осуществление государственной поддержки инновационной деятельности;

2) стимулирование инновационной деятельности путем

приоритетного применения инструментов рыночной экономики и механизма государственно-частного партнерства;

3) планирование мер государственной поддержки;

4) программный подход при планировании и реализации мер

государственной поддержки;

5) обеспечение результативности государственной поддержки

инновационной деятельности для целей социально-экономического развития РФ и ее субъектов.

Источником правового регулирования, устанавливающим отдельные элементы правового регулирования инновационной деятельности малых предприятий, выступает Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[10]. В соответствии с указанным нормативным актом в области инноваций и промышленного производства должна осуществляться государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства. Практическое применение данная правовая норма находит в виде;

1) организации различного рода инвестиционных фондов;

2) поддержки при патентовании объектов права промышленной собственности, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности;

3) создания сопутствующих организаций, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов и обеспечения деятельности таких организаций;

4)привлечение таких субъектов к участию в государственном и муниципальном заказе.

В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и поддержки создания малых инновационных предприятий должна осуществляться государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»[11]. Соответственно отдельные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, также могут служить источниками правового регулирования инновационной деятельности малых предприятий на базе ВУЗов и научных центров. Такую основу для правового регулирования деятельности малого

инновационного предприятия при ВУЗе заложил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [12]».

Тем не менее, анализ норм действующего российского законодательства показывает, что до сих пор нет системы специальных норм права, обеспечивающих инновационное развитие таких субъектов гражданского права как малые инновационные предприятия. Прежде всего, требуется в кратчайшие сроки принять Федеральный закон «Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации» и внести изменения в уже существующие нормативные акты, которые будут направлены на стимулирование инновационной деятельности малых предприятий. В данной сфере общественных отношений основным нормативным актом должен стать Федеральный закон «О малых инновационных предприятиях в Российской Федерации». Совершенствование законодательства об инновационной деятельности также потребует внесения изменений в действующий ГК РФ. Что будет способствовать устранению коллизий в системе гражданско-правовых нормативных актов. Представляется, что наиболее уместно произвести указанные изменения в рамках существующей реформы отечественного гражданского законодательства.

Фактически сложившаяся система правового регулирования в сфере инновационной деятельности объективно способствует существованию достаточно сложной системы подзаконных правовых актов. Отсутствие единообразия в правовом регулировании инновационных отношений приводит к существующим коллизиям и отсутствием контроля со стороны государства за исполнением этих актов.

В целом источники правового регулирования инновационной деятельности малых предприятий можно подразделить на общие и специальные. Нормативные акты, включающие общие нормы определяют;

- правовой режим инноваций как результатов интеллектуальной деятельности;

- правовой статус субъектов инновационной деятельности;

- осуществление и защита исключительных прав на инновации;

- система стимулирования и государственной поддержки развития инновационной деятельности;

- система налогообложения субъектов инновационной деятельности, в том числе коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;

- порядок осуществления учета и оценки инноваций как нематериальных активов.

Нормативные акты, включающие специальные нормы определяют;

- особенности правового статуса малого инновационного предприятия, в том числе на базе ВУЗов и научных организаций;

- порядок создания малых инновационных предприятий в ВУЗах и научных организациях;

- порядок прекращения деятельности малых инновационных предприятий в ВУЗах и научных организациях;

- ответственность ВУЗа как учредителя малого инновационного предприятия;

- ответственность юридического (физического) лица как соучредителя малого инновационного предприятия.

Важным источником правового регулирования исследуемых отношений выступает Постановление Правительства РФ [13], которым был создан Федеральный фонд производственных инноваций. Указанный фонд осуществляет поддержку инноваций и во многом реализующий схожие

функции с правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.

Достаточно много подзаконных нормативных правовых актов регулируют реализацию мер государственной поддержки научной и научно-практической деятельности в ВУЗах[14]. Существуют следующие Постановления Правительства РФ, направленные на поддержку научной и научно-практической деятельности в ведущих российских вузах:

1) Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»[16];

2)Постановление Правительства РФ «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации»[17];

3)Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» [18].

В настоящее время государство выступает крупнейшим заказчиком научно-исследовательских услуг в ВУЗах и научных организациях, что существенно изменило приоритеты государственной политики в области поддержки инновационной деятельности:

1) обозначены восемь приоритетных направлений науки, технологий, техники;

2) значительная часть финансирования переведена на конкурсную основу;

3) структура источников финансирования изменена в сторону увеличения удельного веса негосударственных источников [19].

К числу основных нормативных актов программного и декларативного характера следует отнести в первую очередь Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года[20].

Согласно данному документу основными задачами государственной научно-технической и инновационной политики являются создание эффективной инновационной системы и развитие институтов использования и обеспечения правовой охраны результатов исследований и разработок, неразрывно связанных со сферой интеллектуальной собственности. В то же время, несмотря на всю определенность поставленных целей, в практическом плане, за последние годы пока не удалось переломить ситуацию и сделать нашу экономику восприимчивой к инновационным переменам.

Развернутая программа решения этой стратегической задачи дана в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года[21]. Концепцией предусмотрено повышение доли инновационного сектора в валовом внутреннем продукте с 10,9 процентов в 2007 году до 18 процентов в 2020 году. Данные изменения ВВП в пользу увеличения будут возможны за счет всех источников финансирования расходов на НИОКТР с 1,05 процентов ВВП в 2007 году до 2,2 процентов ВВП в 2015 году и 3 процентов ВВП в 2020 году. Выполнение заданных показателей позволит Российской Федерации войти в число стран лидеров в сфере производства наукоемкой продукции.

Таким образом, цели и основные направления государственной поддержки деятельности малых инновационных предприятий определяются в рамках декларативных нормативных актов подзаконного характера, принимаемыхв основном Правительством РФ. Указанные акты

преимущественно закрепляют такие программно-установочные средства как:

- стратегия инновационного развития России;

- целевые программы в сфере науки, образование, инновационной деятельности;

- прогнозирование и программирование социально-экономического развития инновационных отраслей экономики, включая поддержку развития научно-технической базы производства и использования инноваций, пропаганду научно-технических достижений в этой сфере.

Государственная поддержка инновационной деятельности малых предприятий осуществляется с целью создания благоприятных условий для создания и внедрения инноваций и увеличения доли инновационного производства в экономике России. В основе данных мер лежит такой метод правового регулирования как поощрение.

Поддержка государством инновационной деятельности малых предприятий должна включать:

1) стимулирование инвестиционной деятельности малых предприятий и внедрения новейших технологий в коммерческий оборот, в том числе создание благоприятных условий субъектам инвестиционной деятельности;

2) финансовое обеспечение инновационной деятельности (субсидии, льготное кредитование, гранты);

3) налоговые льготы;

4) оказание информационной и консультационной поддержки;

5) обеспечение необходимой сопутствующей инфраструктуры;

6) формирование спроса на инновационную продукцию и поддержка экспорта.

Представляется, что наиболее эффективным механизмом создания правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской

Федерации является государственно-частное партнерство. В этой связи следует отметить, что в настоящее время данные правоотношения не урегулированы специальным правовым актом. Однако следует положительно оценить проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[22]и Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»[23].

Одновременно дальнейшее формирование эффективного и наиболее динамично развивающегося инновационного сектора современной экономики предполагает обеспечение оптимального соотношения частных и публичных интересов в исследуемой области, в том числе и при формировании нормативно-правовой базы. В тоже время отсутствие в нормах гражданского законодательства и правоприменительной практики эффективных механизмов обеспечения гармонии в соотношении частных и публичных интересов связано с тем, что у этой проблемы нет простого и однозначного решения. Потребность в учете публичных и частных интересов является необходимой предпосылкой для характеристики современного правового регулирования имущественных отношений.

Частный интерес связан со свободной саморегуляцией отдельно взятого субъекта частного права при осуществлении предпринимательской деятельности и реализации правомочий титульного владельца. Частный интерес, как правило, противостоит интересам публичным. Одновременно поиск и формальная объективизация в гражданско-правовых нормах публичных интересов в сфере инновационного производства имеет свою специфику, которая предполагает учет, как частного, так и публичного интереса в этой сфере деятельности. В связи с этим пределы вмешательства государства в сферу частных интересов малого

инновационного предприятия должны определяться границами интересов государства и общества, связанными с обеспечением их безопасности, достойного жизненного уровня жизни граждан и его устойчивым экономическим развитием.

Литература

1. О науке и государственной научно-технической политике; Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ в ред. от 02.07.2013 // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Деятельность

3. http://ozhegov.info/slovar

4. Ефимцева Т.В. Правовое положение малых инновационных предприятий; проблемы определения и закрепления // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2013. - № 2. -С. 28-32.

5. Диденко А.А. Система источников гражданского права Российской Федерации; Автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008. - 24 с.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая); Федеральный закон РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ в ред. от 23.07.2013 // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (1 ч.). -Ст. 5496.; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4055.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая); Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51 ФЗ в ред. от ред. от 23.07.2013 № 245-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4078; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая); Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. от 14.06.2012 № 78-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410; 2012. - № 25. - Ст. 3268.

9. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ // СЗ РФ. -2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4602.

10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ в ред. от 02.07.2013 // СЗ РФ. - 2007. -№ 31. - Ст. 4006; 2013. - № 27. - Ст. 3477.

11. Об образовании в Российской Федерации; Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4036.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности; Федеральный закон РФ от 02.08.2009 № 217-ФЗ в ред. от 29.12.2012 // СЗ РФ. - 2009. - № 31. - Ст. 3923; 2012. - № 53 (ч. 1). -Ст. 7598.

13. О Федеральном фонде производственных инноваций;Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 827 в ред. от 10.07.1998 // СЗ РФ. - 1995. - № 36. -Ст. 3540.

14. Новицкая Л.Ю. Инновационная деятельность в сфере образовательной деятельности в России: теоретико-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 299-302.

15. кйр://^^.^.т/2010/ 04/ 20/ vesti-vuzy.html

16. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вместе с Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 в ред. от 03.06.2011 // СЗ РФ. -2010. - № 16. - Ст. 1906.; 2011. - № 23. - Ст. 3325.

17. О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации (вместе с Положением о совете по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центрыРоссийской Федерации, Положением о выделении грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации): Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 в ред. от 30.05.2012 // СЗ РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1907.; 2012. - № 24. - Ст. 3176.

18. О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства (вместе с Правилами предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства): Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 в ред. от 12.10.2012 // СЗ РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1905.; 2012. - № 42. - Ст. 5727

19. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р // СПС Консультант плюс.

20. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года: утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) // СПС Консультант плюс.

21. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // СЗ РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

22. Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (подготовлен Минэкономразвития России): Проект Федерального закона // СПС Консультант плюс.

23. Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации: Проект Федерального закона № 238827-6 в ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 26.04.2013 // СПС Консультант плюс.

References

1. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike: Federal'nyj zakon RF ot 23.08.1996 № 127-FZ v red. ot 02.07.2013 // SZ RF. - 1996. - № 35. - St. 4137.

2. httpV/ru.wikipedia.org/wiki/Dejatel'nost'

3. http://ozhegov.info/slovar

4. Efimceva T.V. Pravovoe polozhenie malyh innovacionnyh predprijatij : problemy opredelenija i zakreplenija // Predprinimatel'skoe pravo. Prilozhenie «Biznes i pravo v Rossii i za rubezhom». - 2013. - № 2. -S. 28-32.

5. Didenko A.A. Sistema istochnikov grazhdanskogo prava Rossijskoj Federacii: Avtoref. ... diss. kand. jurid. nauk. - Krasnodar, 2008. - 24 s.

6. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ // SZ RF. - 2009. - № 4. - St. 445.

7. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaja): Federal'nyj zakon RF ot 18.12.2006 № 230-FZ v red. ot 23.07.2013 // SZ RF. - 2006. - № 52 (1 ch.).- St. 5496.; 2013.- № 30 (Chast' I). - St. 4055.

8. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (Chast' pervaja): Federal'nyj zakon RF ot

30.11.1994 № 51 FZ v red. ot red. ot 23.07.2013 № 245-FZ // SZ RF. - 1994. - № 32.- St. 3301.; 2013.- № 30 (Chast' I). - St. 4078; Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja): Federal'nyj zakon RF ot 26.01.1996 № 14-FZ v red. ot 14.06.2012 № 78-FZ // SZ RF. - 1996. - № 5. - St. 410; 2012. - № 25. - St. 3268.

9. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike»: Federal'nyj zakon ot 21.07.2011 № 254-FZ // SZ RF. - 2011. - № 30 (ch. 1). - St. 4602.

10. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF ot 24.07.2007 № 209-FZ v red. ot 02.07.2013 // SZ RF. - 2007. - № 31. - St. 4006; 2013. - № 27. - St. 3477.

11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF ot 29.12.2012 № 273-FZ v red. ot 23.07.2013 // SZ RF. - 2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7598; 2013. - № 30 (Chast' I). -St. 4036.

12. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam sozdanija bjudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdenijami hozjajstvennyh obshhestv v celjah prakticheskogo primenenija (vnedrenija) rezul'tatov intellektual'noj dejatel'nosti: Federal'nyj zakon RF ot 02.08.2009 № 217-FZ v red. ot 29.12.2012 // SZ RF. - 2009. - № 31. - St. 3923; 2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7598.

13. O Federal'nom fonde proizvodstvennyh innovacij : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot

26.08.1995 № 827 v red. ot 10.07.1998 // SZ RF. - 1995. - № 36. - St. 3540.

14. Novickaja L.Ju. Innovacionnaja dejatel'nost' v sfere obrazovatel'noj dejatel'nosti v Rossii: teoretiko-pravovoj aspekt // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2012. - № 1. -S. 299-302.

15. http://www.rg.ru/2010/ 04/ 20/ vesti-vuzy.html

16. O gosudarstvennoj podderzhke razvitija innovacionnoj infrastruktury v federal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija (vmeste s Polozheniem o gosudarstvennoj podderzhke razvitija innovacionnoj infrastruktury, vkljuchaja podderzhku malogo innovacionnogo predprinimatel'stva, v federal'nyh obrazovatel'nyh

uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 09.04.2010 № 219 v red. ot 03.06.2011 // SZ RF. - 2010. - № 16. - St. 1906.; 2011.- № 23. - St. 3325.

17. O merah po privlecheniju vedushhih uchenyh v rossijskie obrazovatel'nye uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija, nauchnye uchrezhdenija gosudarstvennyh akademij nauk i gosudarstvennye nauchnye centry Rossij skoj Federacii (vmeste s Polozheniem o sovete po grantam Pravitel'stva Rossijskoj Federacii dlja gosudarstvennoj podderzhki nauchnyh issledovanij, provodimyh pod rukovodstvom vedushhih uchenyh v rossijskih obrazovatel'nyh uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija, nauchnye uchrezhdenija gosudarstvennyh akademij nauk i gosudarstvennye nauchnye centry Rossijskoj Federacii, Polozheniem o vydelenii grantov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii dlja gosudarstvennoj podderzhki nauchnyh issledovanij, provodimyh pod rukovodstvom vedushhih uchenyh v rossijskih obrazovatel'nyh uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija, nauchnye uchrezhdenija gosudarstvennyh akademij nauk i gosudarstvennye nauchnye centry Rossijskoj Federacii): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 09.04.2010 № 220 v red. ot 30.05.2012 // SZ RF. - 2010. - № 16.- St. 1907.; 2012.- № 24. -St. 3176.

18. O merah gosudarstvennoj podderzhki razvitija kooperacii rossijskih vysshih uchebnyh zavedenij, gosudarstvennyh nauchnyh uchrezhdenij i organizacij, realizujushhih kompleksnye proekty po sozdaniju vysokotehnologichnogo proizvodstva (vmeste s Pravilami predostavlenija subsidij na gosudarstvennuju podderzhku razvitija kooperacii rossijskih vysshih uchebnyh zavedenij, gosudarstvennyh nauchnyh uchrezhdenij i organizacij, realizujushhih kompleksnye proekty po sozdaniju vysokotehnologichnogo proizvodstva): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 09.04.2010 № 218 v red. ot 12.10.2012 // SZ RF. - 2010. -№ 16.- St. 1905.; 2012.- № 42. - St. 5727

19. O Koncepcii Federal'noj celevoj programmy razvitij a obrazovanij a na 2011 -2015 gody: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 7 fevralja 2011 g. № 163-r // SPS Konsul'tant pljus.

20. Strategija razvitija nauki i innovacij v Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda: utv. Mezhvedomstvennoj komissiej po nauchno-innovacionnoj politike (protokol ot 15.02.2006 № 1) // SPS Konsul'tant pljus.

21. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-j ekonomicheskogo razvitij a Rossij skoj Federacii na period do 2020 goda (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda»): Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r // SZ RF. - 2008. - № 47. - St. 5489.

22. Ob osnovah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sub#ektah Rossijskoj Federacii i municipal'nyh obrazovanijah i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii (podgotovlen Minjekonomrazvitija Rossii): Proekt Federal'nogo zakona // SPS Konsul'tant pljus.

23. Obosnovahgosudarstvenno-chastnogopartnerstva v Rossij skojFederacii: ProektFederal'nogozakona № 238827-6 v red., prinjataja GD FS RF v I chtenii 26.04.2013 // SPS Konsul'tantpljus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.