Научная статья на тему 'Правовой суверенитет как начало построения структуры государственной власти'

Правовой суверенитет как начало построения структуры государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
785
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / ПРИНЦИП СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА / THE PRINCIPLE OF SOVEREIGNTY OF THE PEOPLE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / GOVERNMENT / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / RULE OF LAW / ЯДРО ДЕМОКРАТИИ / THE CORE OF DEMOCRACY / STATE SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джумаева Санобар Абсаатовна, Джуманова Хуррият Султанмуродовна

В статье рассмотрены важные составляющие правового суверенитета построения структуры государственной власти. Также авторы дали определение «государственного суверенитета», что это есть «независимость государства от внешних государств и верховенство власти внутри страны». Авторы раскрыли реальное наполнение принципа суверенитета народа, которое заключается в реализации народом своей политической функции источника власти. В заключение авторы делают весьма важный теоретический вывод. Принцип суверенитета народа, безусловно, является ядром демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой суверенитет как начало построения структуры государственной власти»

Подробно рассмотрим высокий уровень личностных качеств. Качество уверенность в себе на начальном этапе исследования в экспериментальной группе и контрольной выявлено по 16,6% , на заключительном этапе соответственно 33,3%, и 23,3%.

Второй показатель сила воли на начальном этапе в экспериментальной группе студентов составил -13,3% в контрольной -10%, на заключительном этапе исследования 16,6%. - 13,3%.

Подготовка студентов в процессе физического воспитания включает и психологическое развитие. И если преподаватель владеет навыками прикладной психологии, то «судьбу» соревновательного духа порой решает вовремя сказанное слово или его жест. Существенно, однако, что и студенты с высоким уровнем личностных качеств (уверенность в себе, сила воли) и с мотивацией успеха более эффективно используют собственный потенциал и нацелены на достижение результатов. Следующий этап нашего исследования заключался в определении готовности студентов с индивидуальными психофизиологическими показателями к выполнению поставленной задачи педагогом (рис. 1).

Согласно показателям диаграммы: 3 сектор - 86% студентов считают, что слово преподавателя-закон, собственное мнение для студента вторично, на первое место выходит умение подчиняться. Любые требования преподавателя воспринимаются студентом как правильные и неоспоримые;

2 сектор - 11% объективно оценивают свое мнение и мнение преподавателя;

1 сектор - 3% студентов полагаются на свое собственное мнение.

Направленность образовательного процесса в вузе во многом определяется достижением единства роли умственной деятельности и их двигательной активности. Взаимопонимание преподавателя и студентов способствуют достижению цели и задач физической культуры и спорта. Подчеркивая значимость физической культуры и спорта, необходимо отметить, что у студентов вырабатываются мотивационно-ценностное отношение к занятиям, профессионально-прикладной физической подготовке, установки на здоровый стиль жизни.

1. Масалова О. Ю. «Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью». КНОРУС Москва, 2016.

2. Пельменев В. К., Конеева Е. В. «История физической культуры» (Калининград, 2000).

3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Правовой суверенитет как начало построения структуры государственной власти Джумаева С. А.1, Джуманова Х. С.2

1 Джумаева Санобар Абсаатовна /Djumaeva Sanobar Absaatovna — старший преподаватель,

кафедра общей педагогики; 2Джуманова Хуррият Султанмуродовна /Djumanova Xurriyat Sultonmurodovna — студент,

факультет истории,

Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены важные составляющие правового суверенитета построения структуры государственной власти. Также авторы дали определение «государственного суверенитета», что это есть «независимость государства от внешних государств и верховенство власти внутри страны». Авторы раскрыли реальное наполнение принципа суверенитета народа,

С

3

Рис. 1. Готовность студентов

Литература

которое заключается в реализации народом своей политической функции источника власти. В заключение авторы делают весьма важный теоретический вывод. Принцип суверенитета народа, безусловно, является ядром демократии.

Abstract: the article examined the important components of the legal sovereignty of building the structure of the government. Also, the authors Dadi definition of «national sovereignty» that is the state independence from foreign countries and the rule of power within the country. The authors revealed the real content of the principle ofpopular sovereignty, which is the realization of the people of its political function power source. In conclusion, the authors make a very important theoretical conclusion. The principle of sovereignty of the people, of course, is the core of democracy.

Ключевые слова: суверенитет, государственный суверенитет, принцип суверенитета народа, государственная власть, правовое государство, ядро демократии.

Keywords: sovereignty, state sovereignty, the principle of sovereignty of the people, the government, rule of law, the core of democracy.

Демократизм правового государства выражает правовую защищенность индивида, независимого участника социальной и хозяйственной жизни, а также регулярное воздействие личности на общество через систему демократических институтов. В этой системе государство и право занимают центральное место, в котором существует разделение властей, а власть признает безусловное верховенство закона. Закон принимается только выборными представителями народа на основе свободного всестороннего и гласного обсуждения, а деятельность государственных органов осуществляется только в рамках закона.

Говоря о государственной власти, о механизме ее осуществления, нельзя, конечно, пройти мимо такого её свойства, как государственный суверенитет. Многими юристами он рассматривается как самостоятельний признак государства.

Концепция правового государства представляет собой определенную систему принципов, институтов и норм, выражающих демократическую идею народного суверенитета. Суверенитет правового государства, в свою очередь - это концентрированное единство полномочий и правомочий, силы и права, распространяющихся на все население и на всю территорию страны, а также определяющих законы и публично-политический порядок общественной жизни.

Государственный суверенитет - это независимость государства от внещних государств и верховенство власти внутри страны. Некоторые отступления от этой общей формулировки, попытки ее модернизировать существенного значения не имеют. Другое дело, когда расщифровывается конкретное содержание самих терминов «независимость» и «верховенство» применительно к конструкциям международного и внутреннего (национального) права.

Само понятие суверенитета, как свойство власти, относится только к государству как целому, а не к отдельным частям государственного механизма. Суверенитет - это «визитная карточка» государства, лучще сказать, той власти, которая осуществляется в государстве. Если рассматривать государственный суверенитет в международных отнощениях и внутренних связях, то он проявляется по-разному.

Необходимость применения категории суверенитета при характеристике соверщенно различных субъектов - народ, нация, государство (государственная власть) - является одной из важнейших проблем теории суверенитета. И все же по очередности обладания суверенитета на первом месте стоит не государство, а народ.

Поэтому ведущим критерием правового государства является взаимная ответственность гражданина и государственной власти. И, прежде всего, эта ответственность выражается в институте гражданства. Гражданство - это такое политико-правовое состояние человека, которое вытекает из его пребывания в государственно-организационном обществе. Сам факт вхождения лица в государственную организацию порождает взаимную ответственность гражданина и государства. В современном обществе гражданин несет ответственность перед своим государством, но и государственная власть несет ответственность перед гражданином.

Записанные в законе права граждан - это одновременно предписание государству гарантировать указанные права. Ответственность государства, его органов, должностных лиц должно получить в правовом государстве щирокое закрепление, гарантии, в том числе и право граждан обратиться в суд с иском к министерству, ведомству, правительству.

Достижение цели правовой реформы предполагает существенное повыщение уровня правовой культуры как профессиональных работников правоприменительных органов, так и всего населения в целом. Формирование демократического правового государства предъявляет повышенные требования к уровню обшей и правовой культуры населения.

Исходя из необходимости подчинения власти закону, сторонники правового государства полагали, что государство, в лице своей правительственной власти, является правовым субъектом; и точно так же правовьм субъектом является гражданин. Таким образом, субъективные публичные права гражданина обеспечиваются системой юридических гарантий, осушествляющих на практике идею правового государства. Правомерность правительственной власти является в правовом государстве источником субъективных публичных прав гражданина.

Насколько же правомерна государственная власть - может оценить только народ, поэтому основным критерием правового государства выступает управление государственной власти самим народом.

Народовластие всегда отождествлялось с принадлежащей всему народу высшей верховной властью, которой все обязаны подчиняться. Народ сам правит государством, народ сам заведует всеми государственынми делами. Народ сам издает законы, сам следит за их исполнением, сам творит правосудие. В руках у народа и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

В правовом государстве не сушествует никаких ограничений для граждан иной национальности по сравнению с той, которая преобладает в стране.

Каждый должен понимать, что любой человек, прежде всего, такой же человек, как и другие, и только потом он уже отличается чем-нибудь от себе подобных. Степень же широты самоуправления в пределах данного государства есть один из самых главных признаков того, насколько государство способно осушествлять принцип правового управления.

Народ, обладаюший верховной властью, должен делать сам все, что он в состоянии хорошо выполнить. То, что он сам не в состоянии выполнить, он должен осуществлять через посредство своих представителей.

Потому что власть должна быть ограничена правом, прежде всего, во имя справедливости, а юридически конституционым нужно признать всякое государство, где народное представительство участвует в осуществлении законной власти, то есть законом в формальном смысле признаётся лишь акт, изданый с согласия народного представительства.

Обеспечение прав человека в правовом государстве рассматривалось обществоведами, юристами в качестве одного из основополагающих принципов правового государства. При этом объем прав, признаваемых в том или ином культурном государстве за личностью, зависит всецело от обшего уровня развития народа, от его политического воспитания и от успехов народа в борьбе за право [ 1, стр. 88].

Только широкие демократические начала открывают путь к идеалу государственного устройства: введение в область права начал справедливости. Основной принцип правового или конституционного государства заключается в ограничении государственной власти. В правовом государстве власти положены известные пределы, которые она не должна и не может переступать.

Ограничение власти происходит за счет признания неприкосновенных и неотъемлемых прав личности. Таким образом, мы предполагаем, что имеется известная сфера самоопределения и самоуправления личности, в которую государство не имеет права вторгаться. В этом специфика правового государства. Все права граждан и их неприкосновенность составляют содержание политической свободы, без которой не может обойтись ни одно культурное общество. Благодаря неотъемлемым правам неприкосновенности личности, государственная власть в правовом или конституционном государстве не только ограничена, но и строго подзаконна.

Следуя традиционному пониманию демократии как народовластия, начнем анализ с основополагающей ее идеи — суверенитета народа. Данная идея сформировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обшестве и его (народа) независимости от любых индивидуальных и групповых субъектов политических отношений. Верховенство власти народа и его независимость включают соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни. Концепция суверенитета народа, как источника политической власти, в истории политикоправовых учений связана с разрушением суверенитета правителя монарха в эпоху революции.

Реальное наполнение принципа суверенитета народа заключается в реализации народом своей политической функции источника власти:

- народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;

- народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

- народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

- признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит, в чем заключается сушество легитимности этой власти [2, с. 59].

Достоинство непосредственной демократии заключается, главным образом, в том, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества в управлении своей общественной жизнью; исключает или, по крайней мере, сводит к минимуму обсуждение народа от институтов власти, упрочивает легитимность последних, наконец, преграждает путь для бюрократизации

управления. Есть, однако, и существеные минусы непосредственый демократии, это - ее невысокая эффективность и недостаточная компетентность принимаемых решений, что объясняется отсутствием у нас достаточных знаний о предмете политических решений, неизбежностью продолжительных дискуссий при коллективном обсуждении проектов решений, а также снижением персональной ответственности за последствия всенародно-принятых решений.

Итак, из всего сказанного вытекает весьма важный теоретический вывод. Принцип суверенитета народа, безусловно, является ядром демократии. Однако нельзя недооценивать его ограниченность и возможность превращения при определенных условиях в свою противоположность - орудие авторитаризма, его оправдание. Такое преврашение во многом, если не во всем, определяется политической технологией. Одни процедуры обеспечивают действительное народовластие, а другие используются для прикрытия формальным народовластием, а точнее, квазинародовластием настоящей диктатуры.

Литература

1. Безруков А. В. Оптимизация взаимодействия законодателей при реализации законодательной инициативы парламентом субъекта // Конституционное и муниципальное право, 2010. № 9. С. 88.

2. Власенко Н. А. О кризисных тенденциях в праве // Юридическая техника, 2014. № 8. С. 59.

Роль электронных средств обучения в формировании культуры восприятия классической музыки у детей 5-6 лет Жигун О.

Жигун Ольга / Zhigun Olga - музыкальный руководитель дошкольного образования, Государственное учреждение образования Ясли - сад № 5, г. Рогачёв, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассматривается вопрос необходимости применения электронных средств обучения в процессе слушания музыки на музыкальных занятиях в детском саду с целью активизации процесса восприятия, запоминания музыкальных произведений и творческого воплощения своих впечатлений старшими дошкольниками.

Abstract: the article discusses the need for eLearning in the process of listening to music on music lessons in kindergarten in order to enhance the process ofperception, memorizing music and creative realization of their impressions older preschoolers.

Ключевые слова: слушание, восприятие, оптимизация, видеофильм, мультимедийная презентация, творчество.

Keywords: hearing, perception, optimization, video, multimedia presentation, creativity.

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать, не заменяя традиционных методов, расширению их возможностей. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях, признается важнейшим национальным приоритетом 3.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных технологий начаты специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в 1986 г. Отечественные и зарубежные исследования признают и убедительно доказывают особую роль ЭСО в формировании творческой личности, развитии и воспитании ребенка средствами музыкальной культуры. В работах М. А. Холодной и С. А. Шапкина и др. доказано, что благодаря мультимедийному способу подачи информации у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение и творческие способности, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, формируется тончайшая координация движений глаз [5, 8].

На практике я постоянно сталкиваюсь с проблемой: как более понятно и доходчиво объяснить детям то, о чем рассказывает музыка. Я считаю, что внедрение ЭСО в процессе слушания музыки на музыкальных занятиях необходимо: наглядность активизирует восприятие; движение, звук, мультипликация компьютерных презентаций привлекает внимание детей, повышает у них интерес к изучаемому музыкальному материалу; высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества. Анализ педагогического опыта музыкальных руководителей и собственной практики позволил выявить противоречие между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.