Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законодательная власть / законодательный (представительный) орган субъекта РФ / права и обязанности / статус / полномочия / гарантии деятельности / порядок формирования / legislative power / legislative (representative) body of the subject of the Russian Federation / rights and obligations / status / powers / guarantees of activity / procedure for formation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Пята, А.В. Дергилев

Данная статья посвящена вопросу правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Автор рассматривает понятие «статуса» и соотносит его со смежными категориями, раскрывает нормативно-правовое регулирование законодательной деятельности субъекта Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что Представительный орган субъекта Российской Федерации избирается гражданами в соответствии с принципами всеобщности и равенства. Срок полномочий данного органа определен федеральным законодательством и конституцией (уставом) субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А.А. Пята, А.В. Дергилев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF THE LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODY OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the issue of the legal status of legislative (representative) public authorities of the subjects of the Russian Federation. The author examines the concept of "status" and correlates it with related categories, reveals the legal regulation of the legislative activity of the subject of the Russian Federation. The author concludes that the Representative body of the subject of the Russian Federation is elected by citizens in accordance with the principles of universality and equality. The term of office of this body is determined by federal legislation and the constitution (charter) of the subject.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. Пята, студент

Научный руководитель: А.В. Дергилев, преподаватель Краснодарский кооперативный институт (ККИ РУК) (Россия, Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-4-142-144

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Автор рассматривает понятие «статуса» и соотносит его со смежными категориями, раскрывает нормативно-правовое регулирование законодательной деятельности субъекта Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что Представительный орган субъекта Российской Федерации избирается гражданами в соответствии с принципами всеобщности и равенства. Срок полномочий данного органа определен федеральным законодательством и конституцией (уставом) субъекта.

Ключевые слова: законодательная власть, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, права и обязанности, статус, полномочия, гарантии деятельности, порядок формирования.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет единственный и наивысший авторитет в законотворческой сфере Российской Федерации. Представительство охватывает функции воплощения интересов населения субъектов Российской Федерации, включая утверждение бюджета, формирование некоторых государственных органов субъекта Российской Федерации и принятие законов в руководстве делами данного субъекта.

В соответствии с конституцией Российской Федерации государственная власть осуществляется на основании разделения на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную [1, 2]. В Российской Федерации осуществляется законодательная власть на двух уровнях: федеральном уровне и субъектов федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является ключевым законом. Каждый государственный орган обладает статусом, основанном на конституционных принципах и правовых нормах. Конкретно, под конституционно-правовым

статусом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации подразумевают установленные конституцией Российской Федерации и принятыми в исполнение ее положений Федеральными и региональными законами взаимосвязь таких аспектов как порядок становления, полномочия, гарантии деятельности и ответственность законодательного (представительного) органа субъекта РФ [3].

Понятие «статус» имеет разные трактовки у разных авторов. Например, С.А. Авакьян рассматривает «статус» как оформленное правовым актом положение органа, организации, объединения, должностного лица или личности. Статус характеризуется их сущностью, местом в системе общественных отношений и субъектов права, а также основными правами и обязанностями, формами их осуществления и соответствующими актами или действиями [4]. А.Б. Барихин определяет «статус» как правовое положение субъекта права, которое определяется его организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью и полномочиями, вытекающими из законодательных и правовых актов. Некоторые авторы счи-

тают, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» являются синонимами, то есть имеют одинаковое значение. Однако А.Н. Лебедев считает, что эти понятия не только синонимичны, но и имеют одинаковый смысл, обозначая место, положение и состояние, а не определенное правоотношение. Кроме того, статус может быть присвоен не только органам, организациям и должностным лицам, но и отдельным личностям.

Конституционные основы правового статуса законодательного органа субъекта РФ имеют основное закрепление в Конституции РФ. Однако, помимо этого, есть и другие законодательные акты, которые регулируют этот статус. В соответствии со статьей 77 Конституции Российской Федерации, субъекты РФ имеют право самостоятельно определять систему органов государственной власти в своей территории [5]. При этом, они должны учитывать основы конституционного строя Российской Федерации и принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены Федеральным законом 184. Федеральный закон 184 является основным правовым актом, который определяет статус законодательного органа субъекта РФ. В нем содержатся различные положения, касающиеся организации и функционирования этого органа. Однако, важно отметить, что федеральный закон предоставляет субъектам Российской Федерации определенную гибкость и возможность для самостоятельного регулирования отдельных аспектов своего законодательного органа. Таким образом, помимо Конституции РФ и Федерального закона 184, субъекты РФ могут разрабатывать и принимать свои собственные законодательные акты, которые дополняют и уточняют правовой статус и функции их законодательного органа. Это позволяет субъектам РФ учитывать специфические особенности своей территории и населения, а также обеспечивать более эффективное управление на местном уровне. Важно отметить, что Конституция РФ и Федеральный закон 184 устанавливают минимальные требования и стандарты для статуса законодательного органа

субъекта РФ. Это гарантирует соблюдение принципов федерализма и единообразия в системе государственной власти на всей территории Российской Федерации. Таким образом, законодательный орган субъекта Российской Федерации имеет свой правовой статус, который определяется Конституцией РФ, Федеральным законом 184 и другими законодательными актами субъекта РФ. Это обеспечивает правовую основу для эффективной работы и представительства интересов населения на местном уровне.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в науке отсутствует единое мнение. Учитывая различные точки зрения авторов, можно сказать, что конституционно-правовой статус законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации состоит из следующих основных компонентов:

1. Права и обязанности (полномочия);

2. Гарантии деятельности;

3. Конституционно-правовая ответственность;

4. Порядок формирования.

Законодательный (представительный)

орган имеет определенные полномочия, которые определяют его роль в государстве и его взаимодействие с другими государственными органами. Полномочия включают в себя права и обязанности, которые определяют, как и в какой степени законодательный орган выполняет свои функции. Они также определяют отношения законодательного органа с другими центральными и местными государственными институтами. Процедура формирования законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации играет ключевую роль в определении его статуса, поскольку от этого порядка зависит уровень законности данного органа. Законодательный орган субъекта РФ является представителем народа, который передает свою власть непосредственно этому органу, выбрав его в качестве законодательной власти.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации избирается населением в соответствии с принципами всеобщности и равенства.

Срок полномочий данного органа опреде- ской Федерации нужны для того, дабы ляется федеральным законодательством и правовой орган субъекта РФ мог полно-конституцией (уставом) субъекта и не мо- ценно, вне зависимости, легально и сво-жет превышать пяти лет. Факт того, что бодно осуществлять свою деятельность. законодательный орган субъекта РФ вы- Конституционно-правовые обязанности бирается населением, подчеркивает прин- законодательных органов Российской Фе-цип народовластия, закрепленный в Кон- дерации - это особые юридические обя-ституции РФ [6]. занности, которые носят политический ха-

Таким образом, гарантии работы зако- рактер и предусматривают определенные нодательного (представительного) органа санкции за ненадлежащее исполнение государственной власти субъекта Россий- предоставленных им полномочий.

Библиографический список

1. Бикбулатов Э.Р. Проблемы взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 276-278.

2. Браженко Р.С., Яценко О.В. / Развитие конституции РФ. Поправки, пересмотр и конституции РФ // В сборнике: Новая наука: Современное состояние и пути развития. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск. - 2022. - С. 130-133.

3. Демин А.П. Проблемы приведения конституция и уставов субъектов РФ в соответствии конституцией РФ // Российская юстиция. - 2020. - № 5. - С. 44-47.

4. Конституционное право. Энциклопедический словарь // Отв. редактор и руководитель авторского коллектива С.А. Авакьян. - М., 2015.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

6. Садовникова Г.Д. Законодательные органы субъектов российской федерации: проблемы формирования и реализации представительной функции // Журнал Lex Russica (русский закон). - 2017. - № 1.

THE LEGAL STATUS OF THE LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODY OF THE

SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Pyata, Student Supervisor: A.V. Dergilev, Lecturer Krasnodar Cooperative Institute (KKI RUK) (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article is devoted to the issue of the legal status of legislative (representative) public authorities of the subjects of the Russian Federation. The author examines the concept of "status " and correlates it with related categories, reveals the legal regulation of the legislative activity of the subject of the Russian Federation. The author concludes that the Representative body of the subject of the Russian Federation is elected by citizens in accordance with the principles of universality and equality. The term of office of this body is determined by federal legislation and the constitution (charter) of the subject.

Keywords: legislative power, legislative (representative) body of the subject of the Russian Federation, rights and obligations, status, powers, guarantees of activity, procedure for formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.