Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1081
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПУТАТ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / СТАТУС ДЕПУТАТА / DEPUTY / LEGAL STATUS / LEGISLATIVE BODIES OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / REGIONAL PARLIAMENT / STATUS OF THE DEPUTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоногов Андрей Викторович, Стаценко Дарья Алексеевна

В статье авторы анализируют проблемные вопросы статуса депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Выделены основные элементы конституционно-правового статуса депутата регионального парламента, сформулированы особенности статуса депутатов, работающих на постоянной профессиональной и на непостоянной основах. Выявлены проблемы, возникающие в процессе правового регулирования названных отношений, предложены пути совершенствования действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF A DEPUTY OF A LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODY OF FEDERAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the authors analyze the problematic issues of the status of deputies of the legislative representative bodies of the constituent entities of the Russian Federation. The main elements of the constitutional and legal status of the deputy of the regional parliament are highlighted, the features of the status of the deputies working on a permanent professional basis and on a non-permanent basis are formulated. Problems arising in the process of legal regulation of these relations have been identified, ways of improving the existing legislation have been proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 349.2

РО! 10.23672/д5587-3861 -7000-к

Белоногов Андрей Викторович

магистрант

Юридического института,

Алтайский государственный университет

anblngv@gmail.com

Стаценко Дарья Алексеевна

магистрант

Юридического института,

Алтайский государственный университет

dariastatsenko01 @дтаН.сот

Andrey V. Belonogov

Undergraduate Law Institute, Altai State University anblngv@gmail.com

Daria A. Statsenko

Undergraduate Law Institute, Altai State University dariastatsenko01 @gmail.com

Особенности

конституционно-правового

статуса депутата

законодательного (представительного) органа государственной власти

субъекта российской федерации

Features of the legal status

of a deputy of a legislative (representative) body of federal subjects of the russian federation

Аннотация. В статье авторы анализируют проблемные вопросы статуса депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Выделены основные элементы конституционно-правового статуса депутата регионального парламента, сформулированы особенности статуса депутатов, работающих на постоянной профессиональной и на непостоянной основах. Выявлены проблемы, возникающие в процессе правового регулирования названных отношений, предложены пути совершенствования действующего законодательства.

Ключевые слова: депутат, правовой статус, законодательные органы субъектов Российской Федерации, региональный парламент, статус депутата.

Annotation. In the article the authors analyze the problematic issues of the status of deputies of the legislative representative bodies of the constituent entities of the Russian Federation. The main elements of the constitutional and legal status of the deputy of the regional parliament are highlighted, the features of the status of the deputies working on a permanent professional basis and on a non-permanent basis are formulated. Problems arising in the process of legal regulation of these relations have been identified, ways of improving the existing legislation have been proposed.

Keywords: deputy, legal status, legislative bodies of the constituent entities of the Russian Federation, regional parliament, status of the deputy.

Законодательная власть, осуществляемая законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - РФ) в системе разделения властей, занимает важное место. Актуальность изучения понятия конституционно-правового статуса депутата, его структуры и содержания обусловлена значимостью института регионального парламентаризма в системе народовластия, необходимого для демократического и правового развития государства.

Конституционно-правовой статус депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ можно охарактеризовать как специальный. Этот специальный статус связан с особой государственной деятельностью гражданина [5, с. 303].

Под конституционно-правовым статусом депутатов представительных органов субъектов РФ принято понимать их положение, определяемое совокупностью правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с политико-правовой природой депутатского мандата, полномочиями депутатов, их правами, обязанностями, гарантиями, ответственностью, возлагаемой на них [4, с. 4].

Некоторые вопросы правового положения депутатов представительных органов субъектов РФ урегулированы Конституцией РФ. Пункт «н» части 1 статьи 72, а также части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ определяют, что вопросы определения специальной правосубъектности депутатов реги-онал ь ных парламентов регулируются в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, в соответствии с конституцион-

ными началами реализации законодательной функции в сфере совместной компетенции РФ и ее субъектов [1].

Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами [1].

Названные конституционные положения развивает Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Закон № 184-ФЗ), базовый нормативный правовой акт федерального уровня, определяющий объем специальных прав и обязанностей депутата представительного органа субъекта РФ.

В соответствии со статьей 10 Закона № 184-ФЗ, права депутата регионального парламента и срок его полномочий регулируются данным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ [2].

Следующим уровнем правового регулирования специальной правосубъектности депутатов законодательных органов субъектов РФ является региональное законодательство.

Так, в Алтайском крае правовой статус депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания регулируется следующими нормативными правовыми актами: Уставом (Основным Законом) Алтайского края от 05.06.1995 № З-ЗС, а также законом Алтайского края от 04.12.2000 № 76-ЗС «О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания».

В отличие от Федерального Собрания РФ, в законодательных (представительных) органах субъектов РФ можно выделить две категории депутатов в зависимости от характера осуществляемой профессиональной деятельности:

1) депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе;

2) депутат, осуществляющий депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности.

При этом депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, являются лицами, замещающими государственные должности [3].

Закономерно, что объем прав и обязанностей депутатов, осуществляющих деятельность без отрыва от основной деятельности, значительно отличается от правового статуса депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на постоянной профессиональной основе. Различия касаются и материального обеспечения - депутату, работающему на постоянной основе, выплачивается денежное содержание, гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет, но при

этом он не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Например, Закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» устанавливает, что число депутатов, осуществляющих деятельность в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, должно быть не более четырнадцати человек [3]. При этом общее количество депутатов составляет 68.

В связи с изложенным, обоснованной нам видится позиция В.В. Гончарова, который указывает на то, что не придает стабильности и эффективности деятельности органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ то обстоятельство, что большая часть депутатов, входящих в их состав, работают не на постоянной основе, совмещая исполнение своих депутатских обязанностей с основной работой [7].

Для решения этой проблемы нам кажется целесообразным увеличение числа депутатов законодательной власти субъектов РФ, работающих на постоянной основе, либо отказ от привлечения к деятельности депутатов на непостоянной основе. Это предложение обусловлено тем, что в настоящее время тенденции увеличения и усложнения регионального законодательства нарастают, в связи с чем, достаточно затруднительно осуществлять эффективную правотворческую деятельность лицам, совмещающим ее с иной трудовой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Более того, помимо непосредственно законотворческой деятельности, депутаты представительного органа субъекта РФ должны вести постоянную работу с избирателями, участвовать в работе комитетов и комиссий, повышать уровень своей правовой культуры и грамотности.

Вопрос осуществления депутатами законодательных органов субъектов РФ деятельности на профессиональной постоянной основе или на непостоянной основе был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Несмотря на то, что решения Конституционного Суда РФ были исполнены, это не привело к единообразию правового регулирования [6].

Безусловно, проблема несовершенного правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, выражающаяся, прежде всего, в том, что депутатский корпус осуществляет свою деятельность как на профессиональной основе, так и на непостоянной, является актуальной.

Конституционный Суд РФ не установил единообразных критериев определения условий осуществления деятельности депутатов на профессиональной постоянной основе или на непостоянной основе. Мы считаем необходимым урегулирование данного вопроса на федеральном уровне, путем внесения соответствующих изменений в законодательство.

Литература:

Literature:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1 -ФКЗ) // Российская газета. 2020. № 144.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.

3. Об Алтайском краевом Законодательном Собрании : Закон Алтайского края от 08.05.2001 № 22-ЗС (ред. от 03.04.2019) // Сборник законодательства Алтайского края. 2001. № 61. Ст. 7.

4. Батова О.С. Особенности конституционно-правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Вологодской области // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 11. С. 3-7.

5. ВитрукН.В. Общая теория правового положения личности. М. : НОРМА, 2008. 448 с.

6. КальякА.М. Условия осуществления деятельности депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ в правовых позициях Конституционного Суда РФ // Российский юридический журнал. 2014. № 2. С. 37-39.

7. Крылатова И.Ю. Отдельные аспекты правового статуса депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2018. № 2. С. 54-61.

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 № 6-FKL, of December 30, 2008 № 7-FKL, of February 05, 2014 № 2-FKL, dated 21.07.2014 № 11-FKL, dated 14.03.2020 № 1-FKL) // Rossiyskaya Gazeta. 2020. № 144.

2. On the general principles of the organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation: Federal Law of 06.10.1999 № 184-FL (as amended on 13.07.2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. 1999. № 42. Art. 5005.

3. About the Altai Territory Legislative Assembly: Law of the Altai Territory dated 05/08/2001 № 22-LA (as amended on 04.03.2019) // Collection of legislation of the Altai Territory. 2001. № 61. Art. 7.

4. Batova O.S. Features of the constitutional and legal status of a deputy of the legislative (representative) body of state power of a constituent entity of the Russian Federation on the example of the Vologda region // State power and local government. 2018. № 11. P. 3-7.

5. Vitruk N.V. General theory of the legal status of the individual. M. : NORMA, 2008. 448 p.

6. Kalyak A.M. Conditions for the implementation of activities by deputies of the legislative (representative) bodies of the constituent entities of the Russian Federation in the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation // Russian legal journal. 2014. № 2. P. 37-39.

7. Krylatova I. Yu. Certain aspects of the legal status of a deputy of the legislative (representative) body of the subject of the Russian Federation // Russian law: Education. Practice. The science. 2018. № 2. P. 54-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.