Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ПАРЛАМЕНТАРИЕВ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ПАРЛАМЕНТАРИЕВ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / ДЕМОКРАТИЯ / ДЕПУТАТ / ПАРЛАМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПАРЛАМЕНТАРИЙ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ / ИММУНИТЕТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ASIAN PACIFIC REGION / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL ORDER / DEMOCRACY / DEPUTY / PARLIAMENT / STATE DUMA / PARLIAMENTARIAN / LEGAL STATUS / LEGAL POSITION / PARLIAMENTARY ACTIVITY / DEPUTY MANDATE / IMMUNITY / LEGISLATURE / REPRESENTATIVE PART / PEOPLE''S REPRESENTATION / POLITICAL PARTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеховцов Виктор Афанасьевич, Поливода Яна Владимировна

Развитие парламентаризма и представительной демократии на современном этапе требует повышенного внимания исследователей, глубокого сравнительно-правового анализа места и роли парламентария в системе публичной власти. Роль народных избранников в политической жизни общества и государства велика, их главная задача состоит в том, чтобы в законах закрепить интересы и волю большинства граждан, что выражает сущность депутатского мандата. Именно поэтому конституционный институт народного представительства неразрывно связан с правовым статусом парламентария. Наличие в государстве эффективного парламента и достойного, позволяющего решать сложные задачи правового положения депутата - важнейший критерий реальности демократического конституционного строя. Особое значение организации и деятельности парламента и законодателей предопределяет необходимость исследования теории и практики различных аспектов парламентской работы в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, которые представлены и странами с уже исторически сложившимся конституционализмом (такими как Российская Федерация, США, Япония, Канада), и государствами, не так давно получившими независимость (Сингапур, Восточный Тимор, Фиджи). Дальнейшее изучение, учет и рациональное заимствование положительного опыта правового регулирования разных сторон статуса парламентариев и эффективной практики их работы будут способствовать развитию парламентаризма и оптимизации деятельности парламентов. Серьёзное влияние на социально-политическую природу статуса депутата оказывает депутатский мандат как средство взаимоотношений депутата с избирателями, которые делегировали свою суверенную волю на осуществление государственной власти. Особый интерес в этой части представляет соотношение понятий свободного и императивного депутатского мандата, поскольку зависимость депутата от выдвинувших его политических партий, иных лиц, интересы которых после избрания активно лоббируются в парламенте, создают серьёзные проблемы и противоречия. Нет в конституционном праве единого мнения относительно структурных элементов статуса депутата, что предполагает необходимость дальнейшего исследования правового положения парламентариев и совершенствования правового регулирования, создания механизмов реализации отдельных его элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PARLIAMENTARIAN STATUS IN ASIA-PACIFIC COUNTRIES

Development of parliamentarism and representative democracy requires increased attention, a deep comparative legal analysis of the place and role of a parliamentarian in the system of public authority. The role of people's representatives in the political life of society and the state is great; their main task is to consolidate in the laws the interests and the will of the majority of citizens that expresses the essence of the deputy mandate. That is why the constitutional institution of people's representation is inseparably linked with the legal status of a parliamentarian. Presence of an efficient parliament and respect for the status of a parliamentarian are the most important criteria of the effectiveness of a constitutional system. The special interest and importance of the organization and activities of the parliament and legislators predetermine the need to study the theory and practice of the states of the Asia-Pacific region, which are represented as countries with historically strong constitutionalism, such as the United States, Japan, Canada, and countries that recently gained independence, such as East Timor, Fiji, Singapore. Further study, consideration and rational borrowing of positive experience of legal regulation of different parties of the status of parliamentarians and effective practice of their work will contribute to the development of parliamentarism and the optimization of activities of parliaments. Serious influence on the socio-political nature of the status of a deputy is provided by the deputy mandate as a means of the deputy's relationship with voters who delegated their sovereign will to exercise power. Particular interested here is the relationship between the concepts of free and imperative deputy mandate, since the dependence of the deputy on the political parties that nominated them or on other persons whose interests are actively lobbied in the parliament create serious problems and contradictions. There is no unanimous opinion on the structural elements of the status of a deputy in the constitutional law, which implies the need for further study of the legal status of parliamentarians and improvement of legal regulation, as well as the creation of mechanisms for implementation of its individual elements.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ПАРЛАМЕНТАРИЕВ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ REGULATION OF PUBLIC RELATIONS

УДК 342.53-057(5:265)

DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2017-2-3/103-116

В. А. Шеховцов1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: parlament6348@mail.ru

Я. В. Поливода2

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: polivoda_yana@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ПАРЛАМЕНТАРИЕВ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. Развитие парламентаризма и представительной демократии на современном этапе требует повышенного внимания исследователей, глубокого сравнительно-правового анализа места и роли парламентария в системе публичной власти. Роль народных избранников в политической жизни общества и государства велика, их главная задача состоит в том, чтобы в законах закрепить интересы и волю большинства граждан, что выражает сущность депутатского мандата. Именно поэтому конституционный институт народного представительства неразрывно связан с правовым статусом парламентария. Наличие в государстве эффективного парламента и достойного, позволяющего решать сложные задачи правового положения депутата - важнейший критерий реальности демократического конституционного

1 Виктор Афанасьевич Шеховцов, кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета, заслуженный юрист Российской Федерации, г. Владивосток, Россия.

2 Яна Владимировна Поливода, ассистент, аспирант кафедры конституционного и административного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Шеховцов, В.А., Поливода, Я.В. Особенности правового регулирования статуса парламентариев в странах Азиатско-Тихоокеанского региона // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017. № 2-3. С. 103-116.

© Шеховцов В. А., Поливода Я. В., 2017

строя. Особое значение организации и деятельности парламента и законодателей предопределяет необходимость исследования теории и практики различных аспектов парламентской работы в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, которые представлены и странами с уже исторически сложившимся конституционализмом (такими как Российская Федерация, США, Япония, Канада), и государствами, не так давно получившими независимость (Сингапур, Восточный Тимор, Фиджи). Дальнейшее изучение, учет и рациональное заимствование положительного опыта правового регулирования разных сторон статуса парламентариев и эффективной практики их работы будут способствовать развитию парламентаризма и оптимизации деятельности парламентов. Серьёзное влияние на социально-политическую природу статуса депутата оказывает депутатский мандат как средство взаимоотношений депутата с избирателями, которые делегировали свою суверенную волю на осуществление государственной власти. Особый интерес в этой части представляет соотношение понятий свободного и императивного депутатского мандата, поскольку зависимость депутата от выдвинувших его политических партий, иных лиц, интересы которых после избрания активно лоббируются в парламенте, создают серьёзные проблемы и противоречия. Нет в конституционном праве единого мнения относительно структурных элементов статуса депутата, что предполагает необходимость дальнейшего исследования правового положения парламентариев и совершенствования правового регулирования, создания механизмов реализации отдельных его элементов.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Конституция, конституционный строй, демократия, депутат, парламент, Государственная Дума, парламентарий, правовой статус, правовое положение, парламентская деятельность, депутатский мандат, иммунитет, законодательная власть, представительный орган, народное представительство, политическая партия.

Victor A. Shekhovtcov1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: parlament6348@mail.ru

Yana V. Polivoda2

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: polivoda_yana@mail.ru

LEGAL REGULATION OF THE PARLIAMENTARIAN STATUS IN ASIA-PACIFIC COUNTRIES

Abstract. Development of parliamentarism and representative democracy requires increased attention, a deep comparative legal analysis of the place and role of a parliamentarian in the system of public authority. The role of people's representatives in the political life of society and the state is great; their main task is to consolidate in the laws the interests and the will of the majority of citizens that expresses the essence of the deputy mandate. That is why the constitutional institution of people's representation is inseparably linked with the legal status of a parliamentarian. Presence of an efficient parliament and respect for the status of a parliamentarian are the most important criteria of the effectiveness of a constitutional system. The special interest and importance of the organization and activities of the parliament and legislators predetermine the need to study the theory and practice of the states of the Asia-Pacific region, which are represented as countries with historically strong constitutionalism, such as the United States, Japan, Canada, and countries that recently gained independence, such as East Timor, Fiji, Singapore. Further study, consideration and rational borrowing of positive experience of legal regulation of different parties of the status of parliamentarians and effective practice of their work will contribute to the development of parliamentarism and the optimization of activities of parliaments. Serious influence on the socio-political nature of the status of a deputy is provided by the deputy mandate as a means of the deputy's relationship with voters who delegated their sovereign will to exercise power. Particular interested here is the relationship between the concepts of free and imperative deputy mandate, since the dependence of the deputy on the political parties that nominated them or on other persons whose interests are actively lobbied in the parliament create serious problems and contradictions. There is no unanimous opinion on the structural elements of the status of a depu-

1 Victor A. Shekhovtcov, Candidate of Legal Sciences, Professor of Constitutional and Administrative Law Department Law School Far Eastern Federal University, Honored Lawyer of Russia, Vladivostok, Russia.

2 Yana V. Polivoda, Assistant, Postgraduate of Constitutional and Administrative Law Department Law School Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Shekhovtcov V. A., Polivoda Y. V. Legal regulation of the parliamentarian status in Asia-Pacific countries // ASIA-PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2017. № 2-3. P. 103-116.

ty in the constitutional law, which implies the need for further study of the legal status of parliamentarians and improvement of legal regulation, as well as the creation of mechanisms for implementation of its individual elements.

Keywords: Asian Pacific Region, constitution, Constitutional order, democracy, deputy, parliament, the State Duma, parliamentarian, legal status, legal position, parliamentary activity, deputy mandate, immunity, legislature, Representative part, people's representation, political party.

Демократия как принадлежность всей полноты власти народу составляет сердцевину конституционного строя. Это положение закреплено в статье 3 Конституции Российской Федерации, согласно которой носитель суверенитета и единственный источник власти в России - её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти [1]. Представительная форма демократии реализуется через парламент (Российская Федерация, Австралия, Филиппины, Вануату, Фиджи, Новая Зеландия, Колумбия, Камбоджа и др.) и другие выборные органы (Национальное собрание во Вьетнаме, Конгресс в Гватемале, Национальная ассамблея в Панаме, Всекитайское собрание народных представителей в Китае и др.).

В реальной жизни в большинстве государств доминирует исполнительная власть [2, с. 123-124], что не способствует успешному решению парламентом проблем граждан. В связи с этим отдельного анализа требует институт ответственности правительства перед парламентом, проблески которого можно увидеть в поправке, устанавливающей ежегодный отчёт Правительства перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. На практике это, по мнению некоторых авторов, не более чем декоративная формальность, не обеспечивающая подлинной ответственности правительства перед высшим законодательным и представительным органом государственной власти России [3, с. 30].

Среди причин критики результатов деятельности парламента выделяют и усложнение современной жизни в информационном обществе, повышение требовательности к процессам управления техническими средствами, расчётами, вычислительной техникой, что снижает значение парламента в управлении обществом [4, с. 219].

Поскольку решения парламента опосредованы деятельностью его членов - депутатов, то именно от принимаемых ими решений зависит качество издаваемых актов, в том числе затрагивающих конституционные права человека, что отражается на процессе построения рациональных отношений как с народом, так и органами государственной власти. Действительно, сущность представительного правления состоит

106

в том, что народ или значительная его часть посредством периодически избираемых депутатов реализует высшую власть и контроль, которые во всяком конституционном устройстве обязательно кому-нибудь должны принадлежать [5, р. 57].

XXI столетие - «Азиатский век», поэтому, по мнению ряда авторов, исследование и учёт опыта организации работы парламентариев стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в рамках сравнительного правоведения является незаменимым [6, р. 1-2].

В Конституциях различных государств, в том числе и России, как правило, лишь указывается на представительный характер парламентской деятельности, при этом выверенное наполнение термина «депутат» отсутствует. Традиционно депутат определяется как выборный представитель населения. Это соответствует Федеральному закону от 08 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому депутатом является представитель народа, избранный в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные функции, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законодательством (п. 2 ст. 1); Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым депутатом признается лицо, избранное в соответствующем избирательном округе в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 2).

Учитывая основные характеристики правового положения депутата, такие как избираемость, представительство, членство в коллегиальном законодательном (представительном) органе государственной власти или местного самоуправления, осуществление законодательных и иных предусмотренных законом функций, которые отличают его от других должностных лиц, депутатом является лицо, призванное представлять и воплощать волю многонационального народа. Это означает, как справедливо отметил С. А. Авакьян, что народ в его интересах и от своего имени уполномочивает депутата руководить страной повседневно, при этом интересы народа выступают основополагающим критерием определения содержания деятельности депутата, который несёт политическую ответственность перед избравшим его населением [7].

Конституционный Суд РФ также выразил позицию, согласно которой «законно избранный депутат является представителем всего народа (в общероссийском парламенте) или представителем всех граждан, проживающих в субъекте Российской Федерации (в законодательном органе государственной власти данного субъекта Российской Федерации)» [8].

В современной юридической доктрине термин «статус» понимается как оформленное нормативным правовым актом положение (отсюда - правовое положение) органа, объединения, организации, должностного лица, личности (гражданина), определяющее характеристику их природы, места в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемых при этом актов или совершаемых действий [9, с. 593].

Ядром конституционно-правового статуса депутата и содержанием модели депутатской деятельности являются права и обязанности. Это мнение не бесспорно, так как судьба многих прав и обязанностей следует судьбе статуса. Так, например, срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом и прекращается со дня начала работы палаты нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 3 ФЗ № 3 от 08.05.1994 г. «О Статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Не вызывает сомнений, что правовой статус должен быть закреплён законом. В противном случае речь может идти лишь об общественном статусе. Права и обязанности, составляющие юридический статус, регламентируются законом, поскольку именно он не только предусматривает права и обязанности, но и устанавливает ответственность за их невыполнение либо ненадлежащее исполнение. Согласимся с рядом авторов, которые к неотъемлемым элементам правового статуса депутата высшего органа государственной власти РФ относят не только права и обязанности, но и гарантии деятельности депутата и его ответственность.

Гарантиями депутатской деятельности называют устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач, функций и полномочий. Конституционалисты выделяют несколько групп гарантий, необходимых для эффективной работы парламентариев: организационные, материальные, гарантии трудовых прав и личной неприкосновенности [9, с. 174-178].

И если правовое положение современного депутата в России имеет чёткую законодательную регламентацию и считается вполне устоявшимся институтом, то иностранные авторы не склонны к глубоким теоретическим изысканиям по данному вопросу. Как правило, зарубежные исследования ограничиваются разработкой отдельных элементов правового статуса, не сводя их в единый структурированный комплекс. Исключение составляют единичные работы компаративистской направленности, в которых, однако, выделение тех или иных элементов правового статуса депутата не имеет чётко обозначенных критериев. Так, например, Марк Ван дер Хулст выделяет в правовом статусе парламентария следующие элементы: права и обязанности; депутатский индемнитет, включающий себя зарплаты, пособия, пенсии, а также материальное, социальное и транспортное обеспечение деятельности; ограничения, предусматривающие несовместимость депутатского мандата с иными видами дея-

тельности; декларирование имущества и доходов; депутатский иммунитет, состоящий из неподотчётности и неответственности парламентария; место депутата в иерархии парламента и за его пределами (порядок старшинства) [10, р. 27-28].

Основным исходным документом регулирования деятельности парламентария несомненно является Конституция. И если правовому статусу депутата в Основном законе Российской Федерации посвящено две статьи (о профессионализации и неприкосновенности), то Конституция Индии, например, подробным образом закрепляет основные права и обязанности парламентария, материальную ответственность лица, не имевшего права быть депутатом, но занимавшего эту должность, за каждый день его незаконной парламентской деятельности [11].

Как правило, правовое положение членов парламента регулируется отдельными актами, предусматривающими их права и обязанности, особенности социального, правового и материального обеспечения, ответственность. В некоторых странах, к которым относится и Россия, существуют нормативные правовые акты, определяющие правовой статус народных представителей государственного уровня. Представляет интерес пример Восточного Тимора, в котором действует Закон «О статусе членов Парламента», предусматривающий следующие составляющие статуса: права и обязанности; природу депутатского мандата, начало его действия и окончание; депутатский иммунитет; гарантии деятельности; ограничения и запреты [12].

Большинство стран идут по пути систематизации отдельных элементов правового положения парламентариев в отдельных нормативных актах, таких, например, как Закон Австралии «О парламентских привилегиях» 1987 г., Закон Новой Зеландии «О вознаграждении должностных лиц» 1977 г. и ряда принятых на его основании Определений Парламента: «О парламентских зарплатах и пособиях» 2013 г., «О парламентском пенсионном обеспечении» 2003 г., «О членах Парламента (об обеспечении проживания членов парламента и обеспечении путешествий для членов их семей и бывших Премьер-министров)» 2014 г. [13].

Примечателен опыт правового регулирования США, рассматривающего в качестве источника правовых норм руководства по парламентской практике, по своему характеру схожие с доктриной, такие как Руководство Джефферсона по парламентской практике, Процедура Кэннона в Палате Представителей, Процедура Дешлера в Палате Представителей, Процедура Хайндса в Палате Представителей, Процедура Риддика в Сенате [14].

Важной характеристикой сущности социально-политической природы статуса депутата являются основания возникновения и срок действия депутатского мандата. Согласимся с теми авторами, которые включают мандат в конституционно-правовой институт депутата, но не в его конституционный статус [15, с. 25]. Учитывая, что деятельность по осуществлению депутатских полномочий не подпадает под действие трудового права, мандат надлежит рассматривать, в том числе, как вакантную долж-

ность, как факт избрания гражданина депутатом, наделения его публично-властными полномочиями, что само по себе обусловливает и закрепляет за ним определённый набор прав, обязанностей и ответственности, предоставляет определённые гарантии и показывает характер взаимосвязи с населением государства.

Вопрос о природе депутатского мандата не решён в конституциях большинства государств. Так, об этом абсолютно не упоминается в основных законах таких стран, как Россия, Индия, Австралия, косвенное упоминание можно найти в Конституциях США и Японии. Некоторые конституции прямо закрепляют свободный депутатский мандат (Конституция Восточного Тимора, декларирующая, что Национальный парламент «представляет всех тиморских граждан») [16], или, наоборот, его императивность (Конституция Китая, устанавливающая право отзыва избранных депутатов) [17].

Зарубежные авторы рассматривают мандат депутата как должность в представительном органе с соответствующими правами и обязанностями [10, р. 13]. В некоторых из исследуемых нами стран начало действия мандата связано с днём оглашения результатов выборов (Япония). В ряде стран (Мексика, Индонезия) начало действия мандата совпадает с проведением церемонии принятия присяги. Сенаторы верхней палаты парламента Филиппин вступают в должность в полдень дня, следующего за днём их избрания.

Конституции ряда стран АТР, как правило, определяют суть конституционно-правового содержания депутатского мандата, устанавливая его основополагающие принципы, к которым относится, во-первых, принцип выборности как основа получения мандата. Закрепляется принцип представительства (ст. 97 Конституции Социалистической Республики Вьетнам - депутат Национального Собрания, выражающий волю и интересы народа, является представителем не только избирателей своего округа, но и всего народа страны) [18].

В качестве принципа депутатского мандата установлена неответственность депутата за выраженное им мнение и голосование при осуществлении мандата. Конституция Японии конкретизирует этот принцип указанием на то, что члены обеих палат Парламента «не несут ответственности за стенами палаты в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палате» (ст. 51) [19]. Согласно ст. 105 Конституции Индии, никто не может быть привлечён к судебной ответственности за высказывание или голосование в Парламенте и не несёт ответственности в связи с опубликованием документа, результатов голосования.

Большинство конституций закрепляют принцип депутатской неприкосновенности (иммунитета), который означает невозможность привлечения депутата к ответственности без согласия представительного органа. Так, Конституция КНР в статье 74 устанавливает, что депутаты Всекитайского собрания народных представителей не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответственности

110

без разрешения Президиума сессии Всекитайского собрания народных представителей, а в период между сессиями - без разрешения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей.

Ключевым условием привлечения депутата Государственной Думы РФ к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, является согласие самой Думы (п.п. а п. 2 ст. 29 ФЗ № 3 от 08.05.1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), что, на наш взгляд приобретает расширительное толкование и предоставляет лицам с так называемым «особым статусом» необоснованные пределы возможностей, а столь усложнённая процедура привлечения к ответственности позволяет её избежать по ряду причин, среди которых можно упомянуть истечение сроков привлечения, коррупциогенный фактор вовлечения в этот процесс представителей государственных органов и др.

Весьма успешным в этом аспекте представляется опыт таких стран, как например, Австралия или США, в которых парламент не может повлиять на осуществление каких-либо следственных действий, будь то прекращение уголовного преследования или освобождение парламентария из-под стражи. В США депутатская неприкосновенность распространяется только на период сессии и на время, когда депутат направляется на сессию или возвращается с неё [20], при этом, так же как и в Австралии, иммунитет распространяется только на защиту от ареста или тюремного заключения при осуществлении гражданского и уголовного судопроизводства.

Важным элементом депутатского мандата является принцип его несовместимости с определённого рода деятельностью, занятием отдельных должностей (ст. 92 Конституции Перу - депутатам запрещено занимать любую должность в течение времени, когда действует Конгресс) [21]. В ст. 101 Конституции Индии установлено, что ни одно лицо не может быть членом Парламента и членом какой-либо Палаты Легислатуры Штата одновременно.

Несмотря на то, что в современных демократических государствах утвердился свободный депутатский мандат, признающий парламентария представителем всего народа, не связанным какими-либо поручениями и инструкциями, практика народного представительства свидетельствует о том, что депутат зачастую находится в прямой зависимости от партий, которые его выдвигали в качестве кандидата на выборах или по спискам которых он был избран, а также от других, как правило, скрытых от общественного контроля сил, лоббирующих свои интересы в парламенте. Эволюция доминирования политических партий в формировании депутатского мандата отражена в политологической энциклопедии, которая гласит: «Роль партии заключается в том, чтобы провести свои интересы между различными группами, избегая вопросов демократии, идеологии и даже собственной программы. Основная задача - максимально большее количество голосов, отданных за партию или кандидата» [22, р. 364].

Политический контроль партий за деятельностью депутата находит своё отражение и в тексте конституций некоторых государств (Панама, Папуа - Новая Гвинея). Статья 151 Конституции Панамы гласит, что политические партии могут отозвать действующий депутатский мандат, например, в случае серьёзного нарушения устава, а также идеологической и политической основ партии [23]. Конституция Республики Фиджи (ст. 71) предусматривает, что место депутата в Палате представителей становится свободным, если он вышел по собственному желанию или был исключён из политической партии, от которой он был кандидатом на выборах [24].

Таким образом, чтобы признать свободный мандат в качестве необходимого условия представительной демократии, необходимо найти баланс между инструментами, обеспечивающими эффективность работы политической партии и независимость парламентария.

Право отзыва и другие элементы императивного мандата депутата Верховного Совета СССР и РСФСР были закреплены в Конституциях Советского Союза и России. Проявлялось это в основном в конституционных обязанностях депутата учитывать в своей деятельности запросы населения избирательного округа, правах избирателей в любое время требовать отчёт депутата и возможности его отозвать. В настоящее время императивный мандат применяется в таких странах Азиатско-Тихоокеанского региона, как КНР, КНДР, Вьетнам, Индия и Вануату. Так, Конституция Вьетнама в ст. 7 говорит, что депутат Национального Собрания отзывается избирателями или парламентом. Депутат Национального Собрания обязан поддерживать тесные связи с избирателями; находиться под их контролем; собирать и правдиво излагать Национальному Собранию и заинтересованным государственным органам предложения и пожелания избирателей; отвечать на требования и предложения избирателей; рассматривать жалобы и заявления граждан, содействовать их разрешению, консультировать граждан и помогать им в осуществлении указанных прав (ст. 97). Депутаты Всекитайского собрания народных представителей подконтрольны избравшим их органам, которые имеют право в порядке, установленном законом, отозвать избранных депутатов (ст. 77 Конституции КНР).

На практике понятия свободного и императивного депутатского мандата уже не позволяют с достаточной степенью полноты выявить своеобразие содержания депутатского мандата и вызывают ряд вопросов, в том числе: не находится ли депутат в прямой зависимости от партий, которые его выдвинули в качестве депутата; не зависит ли он от других лиц, которые лоббируют свои интересы в парламенте. Учитывая учредительный характер депутатского мандата и статус депутата для обеспечения политического и социального порядка в стране, соответствующие положения конституции должны быть достаточно конкретными, чтобы избежать риска злоупотребления полномочиями [25, р. 14].

112

Сравнительно-правовой анализ опыта правового регулирования различных аспектов организации работы и деятельности парламентариев государств Азиатско-Тихоокеанского региона позволит более глубоко понять сущность и содержание правового положения законодателей и в результате - усовершенствовать нормы российского законодательства и практику их применения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. -2014. - № 15. - Ст. 1691.

2. Кабышев, В. Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Конституционное право и политика : сб. материалов междунар. науч. конф. / отв. ред. С. А. Авакьян. - М. : Юристъ, 2012.- С. 123-124.

3. Боброва, Н. А. Российский парламентаризм и перспективы его развития // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран : материалы междунар. науч. конф. / Юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова ; отв. ред. С. А. Авакьян. - М. : Изд. дом РоЛиКС, 2010. -С. 306-311.

4. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник / В. Е. Чиркин. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М., 2016. - 528 с.

5. Mill, J. St. Considerations on representative government / J. St. Mill. -Ontario, South Kitchener : Batoche Books Ltd., 1861. - 219 p.

6. Charlton, S. E. M. Comparing Asian politics: India, China and Japan / S. E. M. Charlton. - 3rd ed. - Boulder, CO : Westview Press, 2010. - 400 р.

7. Авакьян, С. А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации : c6. науч. тр. / под ред. A. B. Иванченко. - М., 2004. - С. 236-263.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"» // Собрание законодательства Рос. Федерации. -2011. - № 28. - Ст. 4261.

9. Авакьян, С. А. Конституционный лексикон : государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян. - М. : Юстицинформ, 2015. - 640 с.

10. Hulst, M. van der. The Parliamentary Mandate. A Comparative Study / M. van der Hulst. - Geneva : Inter-Parliamentary Union, 2000. - 154 p.

11. Text of constitution of India. 1950 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/in/in023en.pdf.

12. The Status of Members of Parliament : Law No. 5/2004 of 28.04.2004 [Электронный ресурс] // Jornal da Republica. - Режим доступа: http://www.jornal.gov.t l/lawsTL/RDTL-Law/RDTL-Laws/Law-2004-5.pdf.

13. Remuneration Authority of New Zealand [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://remauthority.govt.nz/clients-remuneration/remuneration-for-members-of-parliament-including-the-prime-minister-and-ministers/.

14. United States Legislative: The Library of Congress [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.loc.gov/law/help/guide/federal/uscong.php.

15. Стремоухов, А. А. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы / А. А. Стремоухов, И. Н. Преснов // Ленинградский юридический журнал. - 2006. - № 1. - С. 19-26.

16. Конституция Восточного Тимора от 20 мая 2002 года [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - Режим доступа: http : //worldconstitutions .ru/?p=336.

17. Text of constitution of the people's republic of China. 1982 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.people.cn/constitution/constitution.html.

18. Text of constitution of Socialist republic of Vietnam. 1992. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vietnamlaws.com/freelaws/Constitution92(aa01).pdf.

19. Text of constitution of Japan. 1947 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //j apan.kantei.go.j p/constitution_and_government_of_j apan/constitution_e.html.

20. Rules of the House of Representatives. 114-th Congress / Office of the Clerk. U.S. House of Representatives [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clerk.ho use .gov/legislative/house -rules.pdf.

21. Political Constitution of Peru. Official Edition (1993) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www4.congreso.gob.pe/_ingles/CONSTITUTION_29_08_08.pdf.

22. The Concise Oxford Dictionary of Politics / ed. by L. McLean. - Oxford : Oxford University Press, 1996. - 624 p.

23. Text of Constitution of the Republic of Panama. 1972 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=189351.

24. Constitution of Fiji of 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lowyinterpreter.org/file .axd?COLLCC=3660013447&file=2013%2F 1 %2FFij i+Draft+Constitution .pdf.

25. Kçdzia, Z. The impact of political party control over the exercise of the parliamentary mandate. Inter-Parliamentary Union / Z. Kçdzia, A. Hauser. - Geneva, 2011. - 30 р.

REFERENCES

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 (taking into account the amendments introduced by the laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008) No. 6-FKZ dated December 30, 2008, no. 7-FKZ dated February 5, 2014, no. 2-FKZ). Collection of Legislation of the Russian Federation, 2014, no. 15, art. 1691. (In Russian).

2. Kabyshev V.T. Narodovlastie v sisteme konstitutsionnogo stroya Rossii: konsti-tutsionno-politicheskoe izmerenie [Democracy in the system of the constitutional system of Russia: Constitutional and political dimension]. Konstitutsionnoe pravo i politika: sbornik materialov mezhdunar. nauch. konf. [Constitutional Law and Politics: The collection of materials of the international scientific conference]. Moscow: Yurist" Publ., 2012, pp.123-124.

3. Bobrova N.A. Rossiiskii parlamentarizm i perspektivy ego razvitiya [Russian parliamentarism and prospects for its development]. Sovremennye problemy konstitutsionnogo i munitsipal'nogo stroitel'stva: opyt Rossii i zarubezhnykh stran : materialy mezhdunar. nauch. konf. [Avakyan S.A., execut. ed. Modern problems of constitutional and municipal construction: Experience of Russia and foreign countries: The collection of materials of the international scientific conference]. Moscow: RoLiKS Publ., 2010, pp. 306-311.

4. Chirkin V.E. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran [Constitutional law of foreign countries]. 8th ed. Moscow: Norma. INFRA-M. Publ., 2016. 528 p.

5. Mill J.St. Considerations on representative government. Canada, Ontario, South Kitchener: Batoche Books Ltd., 1861. 219 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Charlton S.E.M. Comparing Asian politics: India, China and Japan. 3rd ed. Boulder, CO: Westview Press, 2010. 400 p.

7. Avak'yan S.A. Instituty neposredstvennoi demokratii v sisteme mestnogo samou-pravleniya [Institutes of direct democracy in the system of local self-government]. Ivanchenko A.V., ed. Konstitutsionnye i zakonodatel'nye osnovy mestnogo samouprav-leniya v Rossiiskoi Federatsii [Constitutional and legislative foundations of local self-government in the Russian Federation: collection of scientific papers]. Moscow, 2004, pp. 236- 263.

8. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation 17.11.1998 No 26-n «In the case on the verification of the constitutionality of certain provisions of the Federal Law of 21 June 1995 "On the election of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation"». Collection of legislation of the Russian Federation, 2011, no. 28, art. 4261. (In Russian).

9. Avak'yan S.A. Konstitutsionnyi leksikon: gosudarstvenno-pravovoi terminolog-icheskii slovar' [The constitutional lexicon: The state-legal terminological dictionary]. Moscow: Yustitsinform Publ., 2015. 640 p.

10. Hulst M. van der. The Parliamentary Mandate. A Comparative Study. Geneva: Inter-Parliamentary Union, 2000. 154 p.

11. Text of constitution of India. 1950. Available at: http://www.wipo.int/edocs /lexdocs/laws/en/in/in023en.pdf (accessed 17 August 2017).

12. The Status of Members of Parliament: Law No. 5/2004 of 28.04.2004. Jornal da Republica. Available at: http://www.jornal.gov.tl/lawsTL/RDTL-Law/RDTL-Laws/Law-2004-5.pdf (accessed 17 August 2017).

13. Remuneration Authority of New Zealand. Available at: http://remauthority.g ovt.nz/clients-remuneration/remuneration-for-members-of-parliament-including-the-prime-minister-and-ministers/ (accessed 17 August 2017).

14. United States Legislative: The Library of Congress. Available at: http://www.loc.gov/law/help/guide/federal/uscong.php (accessed 17 August 2017).

15. Stremoukhov A.A., Presnov I.N. Konstitutsionno-pravovoi status deputata Gosudarstvennoi Dumy [Constitutional and legal status of a deputy of the State Duma]. Leningradskii yuridicheskii zhurnal, 2006, no. 1, 19-26.

16. Text of constitution of East Timor of 2002. Available at: http://worldconsti tu-tions.ru/?p=336 (accessed 17 August 2017) (In Russian).

17. Text of constitution of the people's republic of China. 1982. Available at: http://en.people.cn/constitution/constitution.html (accessed 17 August 2017).

18. Text of constitution of Socialist republic of Vietnam. 1992. Available at: http://www.vietnamlaws.com/freelaws/Constitution92(aa01).pdf (accessed 17 August 2017).

19. Text of constitution of Japan. 1947. Available at: http://japan.kantei.go.jp/constit ution_and_government_of_japan/constitution_e.html (accessed 17 August 2017).

20. Rules of the House of Representatives. 114-th Congress. Office of the Clerk. U.S. House of Representatives. Available at: http://clerk.house.gov/legislative/house-rules.pdf (accessed 17 August 2017).

21. Political Constitution of Peru. Official Edition 1993. Available at: http://www4.congreso.gob.pe/_ingles/C0NSTITUTI0N_29_08_08.pdf (accessed 17 August 2017).

22. L. McLean, ed. The Concise Oxford Dictionary of Politics. Oxford University Press, 1996. 624 p.

23. Text of Constitution of the Republic of Panama. 1972. Available at: http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=189351 (accessed 17 August 2017).

24. Constitution of Fiji of 2012. Available at: http://www.lowyinterpreter .org/file.axd?C0LLCC=3660013447&file=2013%2F1%2FFiji+Draft+Constitution.pdf (accessed 17 August 2017).

25. Kçdzia Z., Hauser A. The impact of political party control over the exercise of the parliamentary mandate. Inter-Parliamentary Union. Geneva, 2011. 30 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.