Использованные источники:
1. Евстюхина М.С. Формирование и развитие региональных кластеров// Электронное научно- практическое периодическое издание «Экономика и социум». - №1(14), январь-март 2015. URL: http://iupr.rU/domains_data/files/zurnal_14/Evstyuhina%20M.S.%20_%20statya.x ps.pdf (дата обращения 15. 04. 2015)
2. Коновалова А.Е., Толмачева О.И. Формирование региональных отраслевых кластеров как важнейший этап создания инновационной экономики // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 4. - С. 70-73.URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=999911
1 (дата обращения: 01.03.2015).
3. Марков Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России / Л. С. Марков // Научный эксперт. - 2007. - № 4. - С. 20-30.
4. Модели организации региональных промышленных кластеров: обзор международного опыта Центр региональных экономических исследований экономического факультета УрГУ. Серия «Аналитичекие доклады». -Екатеринбург, 2008. - №2. - 41 с.
Егоров А.Ю. Master of Arts магистрант 2 курса кафедра международного права, адвокатуры и нотариата ФГБОУВПО Российская правовая академия Министерства юстиций Российской Федерации
Россия, г. Москва ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАКОННЫХ КОМБАТАНТОВ Аннотация: Публикация посвящена анализу структуры и выявлению особенностей правового статуса законных комбатантов, участвующих в вооруженных конфликтах. В публикации отражены основные этапы развития правовых представлений о деятельности законных комбатантов в рамках международных и немеждународных вооруженных конфликтов.
Ключевые слова: международное гуманитарное право, вооруженные конфликты, законные комбатанты, незаконные комбатанты, военнослужащие, волонтеры, партизаны, ополченцы.
Лица, которые входят в состав вооруженных сил во время вооруженного конфликта, являются комбатантами. Данное определение дает исключения в виде медицинского и духовного персонала. Статус комбатанта получают лица, относящиеся к военнослужащим во время международного вооруженного конфликта. Вышеуказанная норма официально закреплена в статье 43 (2) Дополнительного протокола I Женевской конвенции 1949 года, а исходит она из Гаагского положения, в котором говорится, что конфликт состоит из двух сторон сражающихся и не сражающихся. Ни одного государство на высоком уровне не выступало против данной нормы.
В случае немеждународных конфликтов вооруженные силы государства называются комбатантами. Несмотря на то, что в конфликтах немеждународного характера для принципа различия употребляется данный термин, единственным, непонятным, является вооруженная оппозиция. Исходя из практики, лица которые принимали участия в вооруженном конфликте не получают защиты, в отличие от гражданских лиц. За редким исключением комбатантами называют лиц, участвующих в военных действиях, например, в 1970 году была принята резолюция генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций о лицах участвующих в вооруженных конфликтах, о соблюдении прав человека, где была названа оппозиция «комбатантами». Следующее упоминания комбатантов в немеждународном международном конфликте, есть в Каирской декларации и Каирском плане.
Хотя в практике используют для различия термин комбатант во время немеждународных конфликтов, лица участвующие в вооруженном конфликте не будут иметь статуса военнопленного или комбатанта, при их аресте, их будут судить по внутренним законам государства. Термин комбатант в практике государств имеет различное наименование, часто используют слово «сражающиеся», или лица, непосредственно принимающие участия в вооруженных действиях, организованные группы антиправительственных организаций, непосредственные участники военных действий, гражданские лица, являющиеся непосредственными участниками военных действий, или комбатанты неприятеля.
Если рассматривать норму № 3, то из нее выходит что медицинский и духовный персонал также входит в состав вооруженных сил, а, значит, являются комбатантами, но так как у этих лиц особый статус, то пока они выполняют свои обязанности, они являются некомбатантами, но пользуются защитой. Исходя из нормы № 6, уважение и защита некомбатантов становится неотъемлемой частью вооруженного конфликта, за счет того, что они не участвуют в его военных действиях и не предоставляют угрозы ни для одной из сторон.
В Германии считается, что лица, которые не принимают участие в военных действиях, даже если входят в состав вооруженных сил, например чиновники, судьи, рабочие, являются некомбатантами. Если опираться на практику Соединенных Штатов Америки, то, например, в Руководстве для военно-морских сил говорится о том, что помимо духовного и медицинского персонала, статус некомбатантов могут приобрести также лица, которые приобрели статус сотрудников гражданской обороны, хотя при этом входят в состав вооруженных сил. Таким образом, комбатанты - это лица участвующие в вооруженных конфликтах.
Военнослужащие. При рассмотрении нормы № 4, видно, что обе стороны вооруженного конфликта состоят из некоторого количества организованных вооруженных подразделений, которые находятся под командование одного или нескольких лиц, несущих ответственность за
действия своих подчиненных. Данную норму используют во всех международных вооруженных конфликтах, а также и при немеждународных конфликтах. В практике принято считать, что комбатантом можно назвать лиц, которые осуществляют враждебные действия под командованием одной из сторон. Официально такое определение фиксируется в тот момент, когда нужно определить, кто имеет статус при аресте военнопленного, а кто не имеет.
В статье 1 Гаагского положения приведено четыре условия, которые относятся к лицам, которых можно назвать комбатантами. Первое условие -это наличие ответственного за ту или иную вооруженную группу. Вторым является наличие отличительной символики, которую можно увидеть издалека. Третьим считается открытое ношение оружия, а завершающим -поведение лиц в части соблюдения обычаев и законов войны. Таким образом, под определения комбатантов могут попасть не только вооруженные силы, а еще и ополчение, добровольческие отряды и другие. Эти условия даются больше для лиц не являющимися вооруженными силами государства, так как подразумевается, что армия государства по своей природе состоит из лиц, отвечающих этим условиям.
Существует и другое определение, записанное в Дополнительном протоколе I, в котором комбатантами называют вооруженных лиц одной из конфликтующих сторон. В этом определении нет условия о видимом отличии войска. Это сделано для разделения статуса комбатанта и военнопленного и перенесено из статьи № 43 «О вооруженных силах», в статью № 44 «О военнопленных» Дополнительного протокола I. Обязанность соблюдать законы войны, сохранять внутреннюю дисциплинарную систему, исходит из обязательства отдавать руководящим лицам приказы, не противоречащие международному гуманитарному праву.
В ряде государств на практике принималось решение о включение органов полиции, жандармерии, констеблей в состав вооруженных сил. Такая практика имеет место быть, но Дополнительным протоколом I диктуется условие, что сторона в конфликте обязана уведомить сторону противника об этом. Исходя из этой нормы, например, сразу после ратификации Дополнительного протокола, Франция и Бельгия, выпустила уведомление о том, что органы внутреннего порядка, во время вооруженных конфликтов, входят в состав вооруженных сил. Уведомления не наделяют внутренние органы никаким особым статусом, дабы это не вызывало путаницы в том, кто есть гражданское лицо, а кто - нет.
Волонтеры. В состав вооруженных сил одной из воюющих сторон могут добровольно вступить как граждане этой страны, так и лица из другого государства. Такое лицо во время международных и немеждународных вооруженных конфликтов именуется волонтером. Право для отдельных лиц, желающих участвовать заграничном конфликте в качестве волонтера закреплено в Гаагской конвенции, посвященной правам и обязанностям государств, не имеющих отношения к вооруженному
конфликту. Когда волонтер вступает в ряды одной из сторон вооруженного конфликта, он теряет статус гражданского лица и получает статус прикрепленного к личному составу вооруженных сил. Исходя из принципов международного права, допускается возможность, которая считается правомерной - добровольное вступление в армию лица иного государства, для защиты страны от иностранной оккупации. Такая практика не нарушает право международных и немеждународных вооруженных конфликтов.
За годы развития международного гуманитарного права увеличивалось число лиц, которые относились к комбатантам, участникам вооруженных конфликтов, а лиц, относящихся к некомбатантам - уменьшалось. В 1907 году на Второй Гаагской конференции к комбатантам были причислены: армия, ополчение, волонтерские отряды. В 1949 году, в Женевской конвенции было прописано более подробно, какие лица входят в состав участников международных и немеждународных вооруженных конфликтов. На сегодняшний день принято считать комбатантами: личный состав вооруженных сил того или иного государства - это армия, авиация и флот, ополчение и волонтерские отряды, входящие в личный состав вооруженных сил одного из государств, личный состав сопротивленческих отрядов и движений.
Несмотря на широкий список лиц, являющихся законными и комбатантами, любые военные действия, ведутся в основном с помощью личного состава вооруженных сил государства, так как они обладают достаточным количеством личного состава, специально обученного, дисциплинированного, с хорошим техническим оснащением и хорошей организацией и методикой ведения боя. Исходя из этой причины, международное гуманитарное право в большей степени, в отличие от других направлений, регламентирует деятельность личного состава вооруженных сил государств.
У каждого государства есть право выбирать в состав своих вооруженных сил любое количество добровольческих отрядов, формировать и комплектовать различными видами вооружения, кроме тех, которые запрещены международными договорами. В международном праве не имеет значения каким образом формируется состав вооруженных сил, которые выполняют воинские повинности, или не выполняют и идут отдельным формированием с определенным уставом и функциями. Для международного гуманитарного права важно, чтобы соблюдались нормы о защите гражданского населения, защите лиц с гуманитарной миссией, о защите персонала с особым статусом.
Надо отметить, что во многих государствах, например, в странах малых государств Африки, нет постоянной армии. Армия в таких государствах формируются непосредственно во время вооруженных конфликтов и состоят из ополчения (органов внутреннего порядка) или волонтерских отрядов. Специально, для таких государств, в 1907 году было выпущено положение, в котором указано, что, несмотря на то, что у них нет
регулярной личного состава, волонтерские отряд , ополчение и ин е формирования можно считать армией государства и прировнять к законным комбатантам.
На Брюссельской конференции в 1874 году статус законных комбатантов присвоили партизанам. На протяжение большого количество времени комбатантами считали лишь организованные отряды государством, а не добровольческие формирования. Для того, чтобы участвовать в войне и иметь статус комбатанта, нужно было вступить в личный состав вооруженных сил государства. Статус комбатант необходим был для того, чтобы при аресте, можно было стать военнопленным, которого не могли бы казнить без суда.
Партизаны и ополченцы. Одной из основных проблем международных и немеждународных вооруженных конфликтов является незаконное ведение военных действий. Важная задача - создавать условия для работы нормативных и правовых актов и обеспечивать их соблюдение на практике во время вооруженных конфликтов. Партизан, не смотря на то, что они участвуют в вооруженном конфликте, далеко не все называют и признают комбатантами. Чтобы привлекать к уголовной ответственности данных лиц, нужно понимать, к какому уголовному законодательству относить партизан.
Партизаны в XIX веке не имели статуса участника вооруженного конфликта, их деятельность регулировалась нормами обычного права. Так как не было точных формулировок и понятий, проясняющих законную или незаконную деятельность партизан, чаще всего это приводило к уголовной ответственности всех лиц, которые были арестованы в качестве бойцов сопротивления. В начале XX века было принято решение о том, чтобы отнести ополчение и добровольческие отряды к категории комбатантов, законных участников военных действий, при условии соблюдений всех правил и норм. Документальное подтверждение признания законности партизан произошло в 1907 году в Гаагском положении.
Интересный факт заключается в том, что если на оккупированной территории граждане схватятся за оружие, а времени официального закрепления не будет, то согласно Гаагскому положения, если люди открыто носят оружие и соблюдают норму международного гуманитарного права, их военные действия будут считаться законными. Данные положения обращены к лицам, проживающим на «незанятой территории» государства, участвующего в вооруженном конфликте.
Формулировка «незанятая территория» способствовала развитию дискуссии между стран по поводу статуса освободительных войн в тылу врага, про их право на существование. В российской науке, ученые выступали за защиту освободительных движений, апеллировали «оговоркой Мартенса» во время конференций, посвященных международному гуманитарному праву. Данная позиция получила распространение только на территории Российской империи, а в дальнейшем - Советском Союзе. Это
привело к то у, что во вре я торой ировой войн , партизан подвергались расстрелам, расправам разного уровня жесткости, так как германская армия не признавала их комбатантами, а считала преступниками.
После окончания Второй мировой войны, на Женевской конференции 1949 года лица, которые участвовали в организованных формированиях сопротивления, будучи гражданами страны, участвующей в вооруженном конфликте, стали называться и признаваться комбатантами. Несмотря на более широкое определение, такая формулировка текста не решала проблемы, связанной с партизанами полностью. В первую очередь, это связано с самими партизанами, так как они считали себя бойцами гражданского сопротивления и не носили открыто оружия, а скрывались в толпе, для того, чтобы их не распознали. Данные действия противоречат нормам международного гуманитарного права, что создает проблемы в привлечении лиц к ответственности.
Попытка решить эту проблему была сделана в 1977 году, путем принятия Дополнительного Протокола I, в котором комбатанту во время вооруженного конфликта было необходимо открыто носить оружие, что являлось основной нормой, а, главное, достаточной для того, чтобы считать его законным. На практике же видно, что в связи со спецификой партизанских отрядов, выполнение даже сокращенной нормы, практически не возможно, так как бойцы сопротивления ведут тайный режим ведения войны. Партизаны зачастую находятся вне равных условиях во время вооруженных конфликтов. Чтобы хоть как-то выравнивать условия войны, они вынуждены скрывать технику и оружие, применяя его неожиданно для врага. Если исполнять эту норму, то вылезают наружу нелепые ситуации, связанные с практикой партизанской действительности, например, боец, открыто, перед войском несет взрывчатку, для того, чтобы заминировать дорогу или мост.
Обеспечить правовое регулирование партизан во время вооруженных конфликтов на сегодняшний день может только внутренне законодательство государств, которое в свою очередь, не всегда соответствует нормам международного гуманитарного права. Опираясь на внутренние законодательства государств во время решения вопросов, связанных со следствием против партизан, специалисты упираются в то, что многие государства отсылают к нормам международного гуманитарного права, тем самым вызывая правовую коллизию. Еще одной проблемой правосудия является тот факт, что отсутствие особого статуса, у лиц участвующих в вооруженном в конфликте, подставляет партизан под статьи, совершаемые простым гражданским лицом, которые носят признаки общеуголовных насильственных преступлений. Встает вопрос о том, каким законодательством пользоваться, при условии, если государство находится на оккупированной территории. Выход из такой ситуации можно найти, если рассмотреть ситуацию с позиции того, что территорию оккупировали, а никто не вправе посягать на территорию государства и влезать в дела
гракданских лиц, а партизаны оказывали защиту своих территорий.
Таким образом, не все участники вооруженных конфликтов обладают статусом законных комбатантов, однако право на защиту и оборону своей земли имеют все лица - вне зависимости от того на какой находятся территории, вне зависимости от, того какова их профессиональная подготовка и деятельность.
Использованные источники:
1. Блондель, Ж. Глобализация: подход к феномену и последствия для гуманитарной деятельности // Международный журнал Красного Креста. 2004. № 853. С. 89-100.
2. Бюньон, Ф. Право Женевы и право Гааги // Международный журнал Красного Креста. 2001. № 844. С. 137-159.
3. Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М.: МККК, 2011. -1144 с.
4. Дерман, К. Правовой статус «незаконных и(или) не пользующихся защитой комбатантов» // Международный журнал Красного Креста. 2003. № 849. С. 51-87.
5. Досвальд-Бек, Л., Хенкертс, Ж. Обычное международное гуманитарное право. Нормы. М.: МККК, 2006. - 819 с.
6. Зенкин, И.В. Международное гуманитарное право. М.: Всероссийская Академия Внешней торговли, 2000. - 151 с.
7. Табассум, С. Комбатанты, а не бандиты: статус повстанцев в исламском праве // Международный журнал Красного Креста. Дискуссия по гуманитарным вопросам: право, политика, деятельность. М.: МККК, 2011. С. 269-291.
Егоров С.Ю. Master of Arts магистрант 2 курса кафедра международного права, адвокатуры и нотариата ФГБОУВПО Российская правовая академия Министерства юстиций Российской Федерации
Россия, г. Москва ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА КРАСНОГО КРЕСТА Аннотация: Публикация посвящена специфическим особенностям современного состояния правового статуса Международного Комитета Красного Креста (МККК). В рамках исследования, на основе которого была подготовлена публикация, были рассмотрены основные этапы развития МККК, основные нормативные и правовые документы, определяющие правовой статус данной организации и влияющие на осуществление ее деятельности.
Ключевые слова: международное гуманитарное право, вооруженные конфликты, Международный Комитет Красного Креста, правовой статус,