Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 30 — 37. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):30 — 37.
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья УДК 340
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-30-37 NIION: 2007-0062-4/24-167
EDN: https://elibrary.ru/RBBFON MOSURED: 77/27-004-2024-04-367
Правовой статус врача в Российской Федерации
Александр Владимирович Аронов
НИУ Высшая школа экономики,
Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу сущностных и содержательных особенностей правового статуса врача в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена тем, что на протяжении многих лет правовой статус врача является предметом острых научных дискуссий, так как затрагивает широкий круг не решенных законодателем вопросов, что в свою очередь порождает множество споров и проблем в правоприменительной и судебной практике. В ходе исследования выявлено, что законодательство об охране здоровья содержит существенные дефекты и пробелы правового регулирования статуса врача и медицинских работников в целом. Рассмотрены понятие, элементы, уровни правового статуса прав врача, основные права и гарантии реализации в различных сферах медицинской деятельности, проблемы юридической ответственности врачей. Сделаны предложения по исключению терминологической неопределенности между понятиями «медицинский работник», «врач», «лечащий врач», «врач-специалист»; обоснована необходимость законодательно закрепить дефинитивную норму «врач» и внести полную ясность относительно юридического содержания этого ключевого в медицине понятия.
Ключевые слова: охрана здоровья, правовой статус, медицинский работник (медик), врач, медицинская организация, права и обязанности, запреты и ограничения
Для цитирования: Аронов А. В. Правовой статус врача в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 30 — 37. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-30-37. EDN: https://elibrary.ru/RBBFON.
THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
Original article
Legal status of a doctor in the Russian Federation
Alexander V. Aronov
National Research University Higher School of
Economics, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the analysis of the essential and substantive features of the legal status of a doctor in the Russian Federation. The relevance of the topic is conditioned by the fact that for many years the legal status of a doctor has been the subject of heated scientific discussions, as it touches upon a wide range of unresolved issues by the legislator, which, in turn, gives rise to many disputes and problems in law enforcement and judicial practice. The study revealed that the legislation on health protection contains significant defects and gaps in the legal regulation of the status of a doctor and medical workers in general. The concept, elements, levels of the legal status of doctor's rights, basic rights and guarantees of realization in various spheres of medical activity, problems of legal responsibility of doctors are considered. Proposals are made to eliminate terminological uncertainty between the concepts of "medical worker", "doctor", "treating doctor", "specialist doctor"; the necessity to legislate the definitional norm "doctor" and to make full clarity regarding the legal content of this key concept in medicine is substantiated.
Keywords: health protection, legal status, medical worker (medic), doctor, medical organization, rights and obligations, prohibitions and restrictions
For citation: Aronov A.V. Legal status of a doctor in the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):30-37. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-30-37. EDN: https://elibrary.ru/RBBFON.
© Аронов А.В., 2024
В настоящее время в Российской Федерации одним из государственных приоритетов выступает развитие медицины, перед которой, как и перед всей нашей страной, встают новые планы и задачи, модифицируются условия осуществления медицинской деятельности, меняются принципы и подходы к работе системы здравоохранения, концентрируются силы, опыт, знания оперативного принятия сложнейших управленческих решений. Однако, как и в прошлые годы, неизменным остается одно — великая миссия врача1. Современные экзистенциальные вызовы и угрозы (геополитические, социально-экономические, военно-оборонительные, эпидемиологические и иные) заставляют мир по-новому воспринимать высокое предназначение медиков, которые каждый день возвращают жизнь и здоровье миллионам людей. Особое значение приобретает деятельность медицинских работников, которые в прифронтовых госпиталях и больницах, рискуя собой, спасают наших бойцов в зоне специальной военной операции, оказывают медицинскую помощь гражданам на новых и приграничных территориях России.
Объективно современную медицинскую деятельность следует рассматривать как особый вид профессиональной деятельности, осуществляемой в публичных интересах [4] и непосредственно связанной с реализацией конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую по-мощь2. Государство, в свою очередь, должно обеспечивать медиков достойными условиями труда, предоставлять им соответствующие социально-экономические блага, защищать при необходимости от необоснованных вмешательств со стороны контролирующих лиц, несправедливых нападок и обвинений. При этом необходимым и эффективным средством, гарантированно оказывающим стабилизирующее и стимулирующее воздействие на любую деятельность, выступает законодательное закрепление правового статуса субъектов — участников тех или иных общественных отношений, в том числе возникающих в сфере медицинской деятельности. На фоне проводимых реформ остро встает вопрос не только о повышении качества и безопасности оказания
1 Видеообращение Президента России Владимира Путина к участникам II конгресса «Национальное здравоохранение» 1 декабря 2023 г. // URL: http://www. kremIin.ru/events/president/transcripts/speeches/72880.
2 Статья 41 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения, но и о совершенствовании юридической регламентации правового статуса врачей, об обеспечении их прав и законных интересов [17, с. 257—260].
Вместе с тем до настоящего времени правовой статус врача не получил четкого, системного и обоснованного определения ни в законодательстве, ни в юридической доктрине, ни в медицинской и правоприменительной практике [2, с. 50—55; 19]. В какой-то мере это объясняется сложностью и многоаспектностью самого понятия «правовой статус» как правовой категории, детерминирующей юридическую личность [1, с. 146]. Различные трактовки правового статуса в юридической науке в сочетании с чрезвычайно широким употреблением этого термина пока не позволяют достичь единого конвенционного определения. В общей теории права продолжают оставаться дискуссионными и вопросы его содержательного наполнения [15, с. 20]. Однако практически все исследователи единодушны в том, что юридическая конструкция правового статуса есть системная, законодательно закрепленная совокупность прав и свобод, а также обязанностей субъекта (индивида, личности) [12, с. 90]. В разное время многими учеными высказывались мнения по дополнению данного перечня элементами, составляющими правовой статус, например, видами и мерами юридической ответственности, дискреционными полномочиями, правовыми гарантиями, правосубъектностью, профессиональной автономией и т.д. [11, с. 63—68; 3; 8, с. 10; 7, с. 7—10; 13].
Исходя из общей или дифференцированной принадлежности правового статуса той или иной категории лиц выделяют общий, специальный и индивидуальный статусы [5, с. 255—304; 14, с. 11]. Содержание общего правового статуса, единого для всех граждан страны, составляют общегражданские права, свободы и обязанности. Специальным статусом наделены отдельные категории граждан, например, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, участники СВО, судьи, адвокаты, нотариусы и т.д. Именно специальный статус обеспечивает определенной социальной группе возможность выполнения специальных, служебных, профессиональных функций. В свою очередь, индивидуальный правовой статус раскрывается через персонифицированные характеристики носителя статуса — пол, возраст, семейное положение, образование, стаж работы, должность, наличие почетных званий и наград и др.
В административном праве ввиду сложности и многочисленности административных правоотношений дополнительно выделяют особый (особенный) статус [22], что обусловлено видовыми различиями субъектов той или иной социальной (профессиональной) группы [21, с. 15]. В контексте рассматриваемой темы для врача особым статусом будет выступать обобщающий правовой статус медицинского работника, потому что каждый врач — это, прежде всего, медработник. Вместе с тем субъектный состав медицинских работников чрезвычайно разнообразен: руководящий состав медицинских организаций, высший медперсонал, средний медперсонал и младший медперсонал, соответственно, их правовые статусы могут существенно различаться. Поэтому уточнение и конкретизация правового статуса врача раскрывается через его специальный статус, который целесообразно разделить на унифицированный (единый для всех врачей) и специализированный (дифференцированный) в зависимости от должности, специальности и квалификации конкретного врача.
Применительно к рассматриваемой теме правовой статус врача можно определить как законодательно закрепленную совокупность его прав, обязанностей, гарантий, дискреционных полномочий, ограничений и запретов, мер ответственности. Структурно данная правовая конструкция включает следующие компоненты:
■ общий (общегражданский) правовой статус — гражданин РФ;
■ особый (особенный) правовой статус — медицинский работник;
■ специальный правовой статус: (1) унифицированный статус — врач; (2) специализированный (дифференцированный) статус — лечащий врач, врач-специалист, врач-терапевт, врач-хирург, врач-стоматолог и т.д., а также занимаемая должность и квалификационная категория (высшая, первая вторая) и др.;
■ индивидуальный правовой статус — трудовой стаж, место работы наличие почетного звания и др.
В соответствии с вышесказанным конструкция правового статуса врача предполагает наличие установленного законодателем комплексного, системного статуса медицинского работника. Основные характеристики правового статуса медработника содержатся в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Фе-
дерации»3 (далее — Закон № 323-ф3), других законах и подзаконных нормативных правовых актах. Однако, как неоднократно отмечалось в научной литературе, комплексное, системное и обоснованное раскрытие правового статуса врача в законодательстве отсутствует [16, с. 4].
Согласно легальному понятию, закрепленному в п. 13 ч. 1 ст. 2 Закона № 323-ф3, «медицинский работник — это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации по должности, включенной в номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность». В соответствии с данным определением медицинский работник может быть субъектом трудовых отношений в качестве наемного работника конкретной медицинской организации или выступать в качестве субъекта предпринимательского права как индивидуальный предприниматель [7]. При этом, согласно п. 11 ч. 1 ст. 2 Закона № 323-ФЗ, осуществляющие медицинскую деятельность ИП приравниваются к медицинским организациям. Сразу отметим, что предпринимательский аспект медицинского статуса врача включен в Закон № 323-ФЗ декларативно, бессистемно, не согласуясь с другими нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»4, Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 8525,
3 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
4 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
5 Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 852 (ред. от 20 марта 2024 г.) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)») // СПС «КонсультантПлюс».
для занятия медицинской деятельностью необходима лицензия, выдаваемая исключительно юридическим лицам и ИП. При этом второй вариант получения лицензии индивидуальным предпринимателем достаточно сложен, что обусловлено возрастающим из года в год объемом лицензионных требований, а также постоянными и неизбежными расходами на бюрократические процедуры (функционирование врачебной комиссии, внутренний контроль качества), что для ИП, в отличие от медицинских организаций, не по силам6. Иными словами, требование об обязательном наличии лицензии, выдаваемой только юридическим лицам либо ИП, фактически не позволяют медработнику заниматься частной практикой, например в режиме самозанятого лица, вследствие чего подавляющее большинство осуществляют медицинскую деятельность, находясь в рамках трудовых отношений с работодателем, в штате медицинской организации.
В Законе № 323-ф3 получили закрепление такие элементы правового статуса медработника, как права (ст. 72), обязанности (ст. 73), ограничения (74) и ответственность (ст. 98). Однако содержание этих статусных норм имеет ряд таких существенных недостатков, как расплывчатость, декларативность и невнятность. Например, п. 7 ч. 1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ закрепляет право медработников на страхование риска профессиональной ответственности, но не раскрывает механизм его реализации. При этом законодатель не устанавливает для медицинских работников обязанности страхования риска профессиональной ответственности, как это сделано в отношении медицинских организаций. Заключенные все же врачами договоры, предлагаемые отдельными страховыми компаниями на определенных условиях, составляют всего 1% общего числа специалистов7 и представляют собой продукты квазистрахования, направленные якобы на страхование профессиональной ответственности врача перед пациентом, но, по сути, страхующие ответственность врача как работника медицинской организации.
Противоречивость норм, определяющих медицинскую ответственность, наглядно проявляется в ч. 2 ст. 98 Закона № 323-ФЗ, где сказано,
6 Смогут ли врачи лечить по лицензии. Комментарии экспертов // Российская газета. 2022. 6 октября. URL: https://rg.ru/2022/10/06/v-chastnye-ruki.htmI.
7 Шамардина Л. На всякий несчастный: страхование ответственности врача — реальная защита vs «налог» с клиник // URL: https://medvestnik.ru/content/news/ Na-vsyakii-neschastnyi-strahovanie-otvetstvennosti-vracha-reaInaya-zashita-vs-naIog-s-kIinik.html.
что за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи ответственность в соответствии с законодательством РФ несут медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники. Однако ч. 3 этой же ст. 98 устанавливает, что вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством РФ. На практике в случае возникновения претензий к конкретному медработнику материальная ответственность может наступить в двух случаях: (1) если пациент выиграет гражданский иск против медицинской организации, которая, в свою очередь, подаст своему сотруднику регрессный иск; (2) если суд обяжет врача, против которого возбуждено уголовное дело, выплатить моральный вред потерпевшему.
В научной литературе неоднократно указывалось на повторное закрепление в Законе № 323-ФЗ норм, ранее уже установленных другими законодательными актами (например, ТК РФ). Однако совершенно очевидно, что подобное дублирование является совершенно излишним и в теории права относится к дефектам правовых норм [6].
В ФЗ «Об охране здоровья» имеет место нарушение логики изложения. Так, в частности, в ч. 2 ст. 73 представлен закрытый (исчерпывающий) перечень обязанностей медицинских работников. В то же время далее по тексту этого Закона названы и другие обязанности медработников. Кроме того, медицинские работники несут и обязанности, предусмотренные иными нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения [18].
При конкретизации правового статуса медицинских работников относительно определенного должностного уровня (руководитель, врач, средний и младший медперсонал), специализации или категории врачей неизбежно возникают семантико-терминологические проблемы, влекущие неверное правопонимание и, соответственно, правоприменение. Парадоксально, но до настоящего времени ключевой для медицины термин «врач» не определен в российском законодательстве. В то же время он получил самое широкое распространение в законах и подзаконных нормативных правовых актах, регламентирующих медицинскую деятельность [20, с. 12—16]. Закон № З23-Ф3 в п. 15 ч. 1 ст. 2 раскрывает термин «лечащий врач» как одно из основных понятий, используемых в данном нормативном правовом акте. Но «лечащий врач» — не основ-
ное, а вторичное от термина «врач» понятие. Не определив, кто такой врач, невозможно полноценно и корректно раскрыть производные понятия «лечащий врач», «врач-специалист», «врач-стажер» и т.д.
Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 2 мая 2023 г. № 205н8, поясняет, что врач — это специалист с высшим медицинским образованием (п. 5 Приказа), и приводит 124 должности врачей-специалистов, а также должность врача-стажера (подп. 5.2 Приказа), на которую в соответствии с приказом Минздрава России № от 25 декабря
2023 г. № 716н, вступившим в силу с 1 апреля
2024 г., в медучреждениях могут назначаться ординаторы, проходящие обучение по одной из программ укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина».
В то же время, согласно приказу Минздрава России от 2 мая 2023 г. № 205н, перечень должностей специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал)9 включает должность зубного врача (подп. 9.3), чем на практике иногда намеренно вводятся в заблуждение клиенты (пациенты) стоматологических клиник. Врач-стоматолог и зубной врач — совершенно разные должности, с разными требованиями к квалификации. Для врача-стоматолога обязательно высшее профессиональное образование, для зубного врача — среднее, в связи с чем он не может самостоятельно проводить лечение пациентов и вести частную медицинскую практику10. Нормативно закрепленное именование врачом лиц, имеющих среднее медицинское образование, в данном случае недопустимо. Подобные терминологические неточности способны привести к злоупотреблениям и правонарушениям, а в итоге — к причинению вреда здоровью. Кадровая нехватка спе-
8 Приказ Минздрава России от 2 мая 2023 г. № 205н (ред. от 4 декабря 2023 г.) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарег. в Минюсте России 1 июня 2023 г. № 73664) // СПС «КонсультантПлюс».
9 Пункт 9 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников.
10 См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н (ред. от 9 апреля 2018 г.) «Об утверж-
дении Единого квалификационного справочника дол-
жностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарег. в Минюсте России 25 августа 2010 г. № 18247) // СПС «КонсультантПлюс».
циалистов в данном контексте не может служить оправданием. Определяющим признаком именно статуса врача однозначно является наличие полного высшего профильного (медицинского) образования.
К примеру, в Российской империи в XVIII— XIX вв. существовали законодательно закрепленные термины, классифицирующие медицинских работников по степени их профессионального образования и выполняемым функциям. Так, например, в гл. 33 Воинского Устава Петра I выделялось два понятия11: «доктор», который имел надлежащее образование и практический опыт, в силу этого был наделен широкими медицинскими полномочиями, и «лекарь» — лицо, обученное лекарскому делу и уходу за больными, но не имевший права лечить самостоятельно, а только при наставлении доктора.
В советское время при отсутствии законодательно раскрытого термина «врач» право на ведение той или иной медицинской деятельности получали лица, имевшие медицинские звания «врач», «фельдшер», «медицинская сестра», «акушерка», «зубной врач», «фармацевт». При этом соискатели на определенную должность медработника должны были предъявить обязательные документы, перечень которых был нормативно установлен и включал документы, свидетельствующие о наличии у них медицинского образования и стажа работы в медицинской сфере [10].
В современной России при проведении спецоперации, начавшейся в феврале 2022 г., выявилась необходимость дальнейшего развития службы медицинской реабилитации, в том числе оказания психологической помощи бойцам и их семьям. На самом деле комплексная медицинская реабилитация нужна всегда, например, для эффективного восстановления после перенесенных болезней — инфекционных заболеваний, инфарктов, инсультов, травм головного мозга12. Это вызвало острую потребность в таких специалистах, как клинические психологи, логопеды-дефектологи, специалисты по физической реабилитации (кинезиоспециалисты), специалисты по эргореабилитации и другие работники мультидис-циплинарных бригад, которые не имеют меди-
11 Воинский Устав Петра I от 30 марта (10 апреля) 1716 года // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ Ystav1716.htm
12 Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
цинского образования, но их компетенции необходимы для прохождения пациентом успешной реабилитации. В связи с этим в законы № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» были внесены поправки, устанавливающие, что в оказании медпомощи могут принимать участие работники медицинской организации, не имеющие медицинского образования. К примеру, в новой редакции п. 13 ч. 2 ФЗ «Об охране здоровья граждан» медицинским работником признается лицо, имеющее иное (немедицинское) образование, работающее в медицинской организации по должности, включенной в номенклатуру должностей медицинских и фармацевтических работников, и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Пункт 8 действующей Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работ-ников13 содержит перечень должностей специалистов с высшим немедицинским образованием. При этом врачами они не именуются14.
Однако с принятием поправок отдельные медицинские организации поставили знак равенства между специалистами с немедицинским высшим образованием, работающими в медицинской организации, и врачами. В результате на сайтах медцентров, в том числе детских, можно увидеть рубрику «Наши врачи», где представлены специалисты — психологи, дефектологи и другие работники. Подобное неверное толкование принятых норм и, как следствие, неправильное словоупотребление и подмена понятий потенциально несут в себе негативные последствия.
В уже упомянутом приказе Минздравсоцраз-вития России от 23 июля 2010 г. № 541н в п. III содержится должность «врач-специалист», что также нельзя приравнять к понятию «врач», так как врач-специалист имеет особую квалификацию (послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование) и соответствующий сертификат. Вместе с тем по содержанию должностные обязанности врача-специалиста и лечащего врача во многом схожи, но не тождественны [9, с. 12]. Так, лечащий врач проводит квалифицированное обследование пациента, организует его лечение и в случае необходимости может консультироваться с врачами-специа-
13 Срок действия документа ограничен 1 сентября 2025 г.
14 Приказ Минздрава России от 2 мая 2023 г. № 205н (ред. от 4 декабря 2023 г.) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарег. в Минюсте России 1 июня 2023 г. № 73664) // СПС «КонсультантПлюс».
листами или созывать консилиум врачей (ст. 2 и ст. 70 ФЗ «Об охране здоровья»). Врач-специалист в соответствии с медицинскими стандартами проводит оценку состояния больного, его клинической ситуации, диагностирует заболевания и осуществляет их непосредственное лечение.
В ч. 5.1 ст. 69 ФЗ «Об охране здоровья» введено и раскрыто понятие «врач-стажер». Это лица, обучающиеся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина», допущенные к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Иными словами, в современном российском законодательстве раскрыты такие понятия, как «врач-специалист», «лечащий врач», «врач-стажер», но при этом содержание термина «врач» легально не закреплено. Следует отметить, что понятия «лечащий врач», «врач-специалист», «врач-стажер» являются производными от основного, ключевого понятия «врач», равно как и другие производные понятия, например, «врачебная деятельность», «врачебная тайна», «врачебная ошибка», «клятва врача» и другие, зафиксированные в законодательстве и получившие широкое употребление. Полагаем, что при отсутствии базового, легального определения понятия «врач» производные от него термины не вполне корректны и полноценны.
Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что, несмотря на активное развитие медицинской деятельности и медицинского права, вопрос о правовом статусе ключевого звена системы здравоохранения — врача — остается нерешенным. Действующее законодательство не определяет правовой статус врача иначе как работника медицинской организации. Российские врачи не могут вести собственную практику, застраховать профессиональную ответственность.
Для восполнения выявленных пробелов и противоречий предлагается законодательно закрепить понятие «врач», а также последовательно и системно раскрыть правовой статус врача.
Одной из основных проблем сегодня остается невозможность для врачей вести частную медицинскую практику, например в режиме самозанятого лица, так как для осуществления медицинской деятельности необходима лицензия, соискателями которой могут быть только медицинские организации или индивидуальные предприниматели. В связи с этим врачи, занимаясь частной практикой, рискуют, поскольку находятся вне правового поля.
Считаем необходимым введение в правоприменительную практику параллельного порядка регулирования медицинской деятельности путем предоставления медработнику (врачу) самостоятельного статуса субъекта гражданских правоотношений по аналогии со статусом адвоката, нотариуса, арбитражного управляющего и т.д.
Корректировка законодательства при этом должна осуществляться с учетом результатов научных исследований.
Список источников
1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.
2. Арсланов K.M. Врачебная обязанность по своевременному информированию пациента о медицинском вмешательстве (опыт германского права) // Медицинское право. 2016. № 4. С. 50—55.
3. Бараненков В.В. Соотношение понятий «правовое положение», «правовой статус» и «правосубъектность» юридического лица // Юридический мир. 2006. № 2. С. 4—14.
4. Белоколодова Т.И. Современный трудопра-вовой статус медицинского работника и его особенности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 388 с.
5. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. 448 с.
6. Внукова В.А. О правовом статусе медработников // Медицинское право. 2017. № 1. URL: https://dentalcommunity.ru/articles/1127/
7. Данилов Е.О. О правовом статусе медицинских работников вообще и врачей в частности // Медицинское право. 2023. № 2. С. 7—11.
8. Долинская В.В., Фалеев В.В. Миноритарные акционеры: статус, права и их осуществление / отв. ред. В.В. Долинская. М.: Волтерс Клу-вер, 2010.
9. Зайкова А.С. Административно-правовой статус врача: основные направления совершенствования. М.: ИНФРА-М, 2024. 124 с.
10. Зайкова С.Н., Зайкова А.С. Административно-правовые отношения с участием врачей: понятие, структура и виды / / Право и государство: теория и практика. 2021. № 10 (202). С. 191 — 194.
11. Мананкова Р.П. О правовом статусе гражданина СССР / / Вопросы совершенствования гражданско-правового регулирования. Томск, 1983. С. 63—68.
12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. 245 с.
13. Медицинское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по программе магист-
ратуры 40.04.01 «Юриспруденция», профиль подготовки «Юриспруденция в области медицины» / И.И. Аминов, В.К. Дадабаев, К.Г. Дедю-хин [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 319 с.
14. Нефедов Б.И. Правовое положение иностранных граждан в СССР (теоретические вопросы соотношения международно-правового и внутригосударственного регулирования): авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1986.
15. Примак Т.К., Орлова КЛ. Терминологические трудности определения категории «правовой статус» / / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. № 9. С. 20.
16. Сергеев Ю.Д., Кузьмин С.Б. Законодательное закрепление правового статуса медицинского работника — актуальная проблема / / Медицинское право. 2014. № 4. С. 4.
17. Соболева Ю.В., Зайкова Л.С. Органы контроля (надзора) в здравоохранении как часть его системы: современные вызовы // Эффективный менеджмент здравоохранения: стратегии инноваций: II Международная научно-практическая конференция, Саратов, 23—24 сентября 2021 г. 2021. С. 257—260.
18. Соколова Н.Л. Обязанности медицинских работников: правовой аспект // URL: http:// www.zdrav.ru / articles/practice / detail.php?ID= 87172.
19. Старчиков М.Ю. Порядок отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и его лечения: законодательство и судебная практика // СПС «КонсультантПлюс».
20. Сучкова Т.Е. К вопросу о необходимости законодательного закрепления понятия «врач» // Медицинское право. 2014. № 3. С. 12—16.
21. Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. 2007. № 11. С. 15.
22. Шулежко В.И. Понятие административно-правового статуса гражданина Российской Федерации // Наука и современность. 1917. № 2.
References
1. Alekseev S.S. The mechanism of legal regulation in a socialist state. M.: Legal lit., 1966. 187 p.
2. Arslanov K.M. The medical obligation to inform the patient in a timely manner about medical intervention (experience of German law) / / Medical law. 2016. No. 4. pp. 50—55.
3. Baranenkov V.V. Correlation of the concepts of "legal status", "legal status" and "legal personality" of a legal entity / / Legal world. 2006. No. 2. pp. 4—14.
4. Belokolodova T.I. Modern labor law status of a medical worker and its features: dis. ... cand. Jurid. M., 2017. 388 p.
5. Vitruk N.V. The general theory of the legal status of the individual. M.: NORMA, 2008. 448 p.
6. Vnukova VA. On the legal status of medical workers // Medical law. 2017. №№ 1. URL: https:// dentalcommunity.ru/articles/1127/
7. Danilov E.O. On the legal status of medical workers in general and doctors in particular // Medical law. 2023. No. 2. pp. 7—11.
8. Dolinskaya V.V., Faleev V.V. Minority shareholders: status, rights and their implementation / ed. V.V. Dolinskaya. M.: Volters Kluver, 2010.
9. Zaikova A.S. The administrative and legal status of a doctor: the main directions of improvement. M.: INFRA-M, 2024. 124 p.
10. Zaikova S.N., Zaikova A.S. Administrative and legal relations with the participation of doctors: concept, structure and types // Law and the state: theory and practice. 2021. No. 10 (202). pp. 191 — 194.
11. Manankova R.P. On the legal status of a citizen of the USSR / / Issues of improving civil law regulation. Tomsk, 1983. pp. 63—68.
12. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of state and law. M.: Jurist, 2004. 245 p.
13. Medical law: textbook for university students studying under the master's degree program 40.04.01 "Jurisprudence", training profile "Jurisprudence in the field of medicine" / I.I. Aminov, V.K. Dadabaev, K.G. Dedyukhin [et al.]. M.: UNITY-DANA, 2023. 319 p.
14. Nefedov B.I. The legal status of foreign citizens in the USSR (theoretical issues of the relationship between international law and domestic
regulation): abstract of the dissertation ... cand. Jurid. sciences'. Sverdlovsk, 1986.
15. Primak T.K., Orlova KA. Terminological difficulties in defining the category "legal status" // Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. 2012. No. 9. p. 20.
16. Sergeev Yu.D., Kuzmin S.B. Legislative consolidation of the legal status of a medical worker is an urgent problem // Medical law. 2014. No. 4. p. 4.
17. Soboleva Yu.V., Zaikova A.S. Bodies of control (supervision) in healthcare as part of its system: modern challenges / / Effective healthcare management: innovation strategies: II International Scientific and Practical Conference, Saratov, September 23—24, 2021, 2021. pp. 257—260.
18. Sokolova N.A. Duties of medical workers: legal aspect // URL: http://www.zdrav.ru/articles/ practice/detail.php?ID=87172
19. Starchikov M.Yu. The procedure for the refusal of the attending physician to monitor the patient and his treatment: legislation and judicial practice // SPS "ConsultantPlus".
20. Suchkova T.E. On the question of the need for legislative consolidation of the concept of "doctor" // Medical law. 2014. No. 3. pp. 12—16.
21. Khabrieva T.Ya. Migration law as a structural formation of Russian law // Journal of Russian Law. 2007. No. 11. p. 15.
22. Shulezhko V.I. The concept of the administrative and legal status of a citizen of the Russian Federation // Science and modernity. 1917. № 2.
Информация об авторе
А.В. Аронов — профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук.
Information about the author A.V. Aronov — Professor at the Higher School of Law and Administration of the Higher School of Economics, Candidate of Law.
Статья поступила в редакцию 11.1 0.2024; одобрена после рецензирования 11.11.2024; принята к публикации 11.12.2024.
The article was submitted 11.10.2024; approved after reviewing 11.11.2024; accepted for publication 11.12.2024.