Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Банк России / правовой статус / государство / функции / независимость / санкции / право / органы власти / полномочия / юридическое лицо / законодательство / Банк России / правовой статус / государство / функции / независимость / санкции / право / органы власти / полномочия / юридическое лицо / законодательство

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безручкин Евгений Алексеевич, Абрамов Гордей Олегович

В данной статье анализируется роль Банка России в функционировании государства, рассматриваются особенности правового статуса данного публично-правового института, основные аспекты взаимосвязи с органами государственной власти, его функции и цели деятельности. Поднимаются актуальные вопросы об особом положении Центрального банка в современном представлении научно-теоретического правового мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the role of the Bank of Russia in the functioning of the state, examines the features of the legal status of this public law institution, the main aspects of the relationship with public authorities, its functions and goals of activity. Topical issues are raised about the special position of the Central Bank in the modern view of scientific and theoretical legal thinking.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 347.734 ББК 67.404

Евгений Алексеевич Безручкин

Гордей Олегович Абрамов

Научный руководитель: Евгений Николаевич Щербак

студент

юридического

факультета

Российского

государственного

гуманит арног о

университета

mega.bezmchkin@bk.rn

125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д.6, корп. 6

студент

юридического

факультета

Российского

государственного

гуманитарного

университета

abramovgordey@yandex.ru

125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д.6, корп. 6

профессор юридического

факультета Российского

государственного

гуманитарного

университета,

доктор юридических наук,

профессор

escherbak@mail.ru

125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д.6, корп. 6

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье анализируется роль Банка России в функционировании государства, рассматриваются особенности правового статуса данного публично-правового института, основные аспекты взаимосвязи с органами государственной власти, его функции и цели деятельности. Поднимаются актуальные вопросы об особом положении Центрального банка в современном представлении научно-теоретического правового мышления.

Ключевые слова: Банк России, правовой статус, государство, функции, независимость, санкции, право, органы власти, полномочия, юридическое лицо, законодательство.

E.A. BEZRUCHKIN, student of the Faculty of Law Russian State University for the Humanities, mega. bezruchkin@bk. ru 6, bldg. 6, Miusskaya pl., Moscow, GSP-3, 125993

G.O. ABRAMOV, student of the Faculty of Law Russian State University for the Humanities, mega. bezruchkin@bk. ru 6, bldg. 6, Miusskaya pl., Moscow, GSP-3, 125993

SCIENTIFIC DIRECTOR E.N. SHCHERBAK, Professor of the Faculty of Law Russian State University for the Humanities,

PhD in Law, Professor vasilieva_on@mail. ru 6, bldg. 6, Miusskaya pl., Moscow, GSP-3, 125993

LEGAL STATUS OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article analyzes the role of the Bank of Russia in the functioning of the state, examines the features of the legal status of this public law institution, the main aspects of the relationship with public authorities, its functions and goals of activity. Topical issues are raised about the special position of the Central Bank in the modern view of scientific and theoretical legal thinking/

Key words: Банк России, правовой статус, государство, функции, независимость, санкции, право, органы власти, полномочия, юридическое лицо, закон одательство.

Основой нормативной базы деятельности Банка России являются Конституция РФ и Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1. Согласно ст. 75 Конституции РФ «...денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти»2. В соответствие с п. «г»

1 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. 14.07.2022 г.) // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 15 июля 2002 г. — № 28. — ст. 2790.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. — № 237 (первоначальный текст).

ст. 83 Конституции РФ Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации». При этом, в силу ст. 103 Конституции РФ Государственная Дума назначает на должность и освобождает от нее Председателя Центрального банка Российской Федерации, заслушивает ежегодные отчеты Центрального банка РФ (далее — ЦБ РФ). Для более глубокого рассмотрения вопроса перейдем к обзору статуса Банка Росси.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» сказано, что Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество ЦБ — федеральная собственность, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России, по общему правилу, не отвечает по обязательствам кредитных организаций и не кредитных финансовых организаций, а они, в свою очередь, не отвечают по обязательствам Банка России. Центральный Банк — это юридическое лицо, но его уставной капитал и иное имущество находится в федеральной собственности. Согласно п. 1 и п. 3 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации <...> От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Другими словами, учредителем и собственником банка России как юридического лица является Российская Федерация. К тому же Банк России имеет уставной капитал в размере 3 млрд рублей.

Юридическое лицо публичного права. ЦБ обладает функциями регулятора и во многом схож с государственными органами власти, но при этом он — юридическое лицо, у которого даже есть свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Интересно заметить, что в ЕГРЮЛ также есть Генеральная прокуратура, Следственный комитет, Минфин и другие органы государственной власти. В данном случае идет речь не об аппарате государственного управления, а об органах власти. Дело в том, что в России нет специального правового регулирования деятельности так называемых юридических лиц публичного права.

Концепция юридического лица публичного права (далее — ЮЛ1111) уже получила признание в законодательстве многих государств. Российская Федерация тем временем остается в стороне от мировой тенденции и официально не признает ЮЛ11, хотя они фактически присутствуют в российской правовой действительности. Однако в последние годы интерес к проблеме ЮЛПП как в целом, так и применительно к какой-либо определенной форме, неуклонно растет. Об актуальности данного вопроса свидетельствует не только значительное число монографий и статей, но и попытки закрепления конструкции ЮЛПП в российском законодательстве. Характерной чертой ЮЛ11 является наделение таких лиц государственно-властными полномочиями, в силу чего они несомненно играют важную роль как в сфере своей деятельности, так и в системе публичного управления в целом.

Исходя из того, что ЦБ — это юридическое лицо, становится понятно, почему именно данная форма самая подходящая: это нужно для осуществления государственными органами хозяйственно -закупочной деятельности, но из-за плохого законодательства данная деятельность государственных органов становится крайне непрозрачной.

Взаимоотношение Банка России с государственным аппаратом Российской Федерации. Государственный аппарат — не только обширная разветвленная иерархическая структура государственных органов и должностных лиц, созданных для исполнения функций и задач государства, это, в первую очередь, система, призванная осуществлять государственную власть (посредством исполнительных органов).

Существует такая точка зрения, что ЦБ — это часть системы государственного управления и входит в состав органов власти. Это подтверждается характером конституционных полномочий Банка России и функциями, которые указаны в ФЗ. Также ЦБ может применять меры принуждения, что является прерогативой государственной власти.

С другой стороны, п. 2 ст. 75 Конституции РФ содержит положение о том, что защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция

Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Здесь стоит обратить внимание именно на конструкцию: «независимо от других органов государственной власти», что подтверждает довод о том, что ЦБ все же не входит в систему органов государственного управления.

В ст. 1 ФЗ «О Центральном банке» сказано, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. К тому же стоит отметить, что ЦБ выполняет обширный перечень функций, закрепленных в ст. 4 ФЗ «О Центральном банке», из которых можно выделить следующие: во взаимодействии с Правительством, ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Независимость Банка России, на наш взгляд, позволяет проводить стабильную и долговременную денежную и кредитную политику, четко следовать своим целям и задачам. Это предостерегает популистов от постоянной эмиссии, раздачи денег населению, что в последствии могло бы привести к экономическим шокам и кризисам. Таким образом, самостоятельность Центрального Банка является основой стабильности денежной политики в краткосрочной перспективе.

На данном этапе рассмотрения вопроса будет уместно обратить внимание на один момент в правовых взаимоотношениях Банка России и Правительства Российской Федерации. Следует отметить, что Комитеты по бюджету и налогам, по финансовым рынкам, по экономической политике Государственной Думы Российской Федерации острых вопросов перед председателем ЦБ не ставят и рекомендуют глубже проанализировать некоторые моменты денежно-кредитной политики. В отчетных докладах Набиуллина Э.С. как правило говорит о том, что Центральный Банк справляется со своими функциями и полномочиями, предусмотренными действующим национальным законодательством.

Отмечается и тот факт, что сценарии развития экономической ситуации у ЦБ и Правительства расходятся. Поэтому дается рекомендация «проанализировать и обосновать» эти расхождения (п. 8 Заключения Комитета

по финансовому рынку и комитета по бюджету и налогам «На основные направления денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов»). Однако сама по себе идея о том, что ЦБ и Правительство могут проводить противоречащую друг другу политику, особых нареканий как будто и не вызывает.

Независимость Центрального банка. Финн Кидланд и Эдвард Прескотт в своей работе «О согласовании экономической политики и деловых циклов во времени», за которую они получили Нобелевскую премию в 1977 году, пришли к выводу, что денежно-кредитная политика должна быть направлена на долгосрочную стабильность, что будет содействовать расширению деловой активности. А независимость Центрального банка — это гарантия того, что инфляция будет стабильна на протяжении всего делового цикла. У правительства был всегда стимул «напечатать больше денег» вместо проведения ответственной денежной политики и развертывания реформ. Не стоит забывать, что возможен и конфликт интересов разных секторов влияния. Независимость Центрального банка нужна для освобождения принятия решений по денежно -кредитной политике от влияния политических сил. К тому же независимый Центральный Банк дисциплинирует Министерство финансов, заставляет его проводить более продуманную налоговую и бюджетную политику. Правительства заинтересованы в краткосрочной стимулирующей политике в ущерб долгосрочной ценовой стабильности, потому что политический цикл короткий, а деловые циклы непредсказуемы и почти никогда не совпадают с длиной политического. Большинство политиков хотят дешевой популярности. Центральный банк ограничивает это, препятствует огромной инфляции, и населению не придется расплачиваться за то, что оно поверило политику -популисту.

Центральный банк не подотчётен МВФ. По экспертным оценкам Российская Федерация входит в число стран с независимостью Банка России чуть выше среднего, однако бытует мнение что Банк РФ подотчётен МВФ. Однако это не так, и вот ряд аргументов, позволяющих в этом убедиться.

1. Россия ни разу с 2000 года не обращался в МВФ за кредитами.

2. Российская Федерация полностью погасила долг перед МВФ в январе

2005.

3. Россия принимает сама решение на правах члена МВФ каким странам давать или не давать кредиты.

Следовательно, у МВФ нет формальных рычагов влиять на социально-экономическую политику Российской Федерации. Наоборот, Россия в рамках своего пакета как один из учредителей имеет рычаги влияния внутри МВФ.

Более того, Банк России — депозитарий рублевых средств МВФ, а это значит, что деньги МВФ в рублях лежат в ЦБ, который же их и учитывает.

Заморозка международных резервов Банка России. После начала специальной военной операции на Украине американские и европейские власти заблокировали активы Центробанка РФ, по разным оценкам, от $300 до $630 млрд. Те, кто принимают решения о вложении международных резервов, в первую очередь, заботятся не о прибыльности вложений, а о сохранности и ликвидности.

Историк экономики Барри Эйхенгрин пишет, что распределение международных резервов подчиняется либо «меркурианскому», либо «марсианскому» принципу.

В первом случае резервы держатся в валюте той страны, с которой поддерживаются самые активные связи в торговле и финансах. Во втором случае валюта для резервов выбирается в зависимости от геополитических и оборонительных союзов.

Теперь центральные банки будут тщательно анализировать вопрос о том, какие страны могут ввести против них санкции — и как структурировать свои резервы. Например, в 2020 году Гуан Тао из Китайского международного банка предположил, что Китай мог бы отказаться от доллара в роли якорной валюты для управления своими резервами и заменить его корзиной валют.

Есть и мнение, что лучше всего вернуться к истокам. Золото — это старый резервный актив, находящийся вне какой-либо юрисдикции. Citigroup полагает, что основная часть резервов, которые Россия смогла сохранить, сейчас состоит из золота и китайского юаня. Вместе с тем санкции, наложенные Западом, настолько обширны, что сейчас российскому ЦБ сложно вообще как-то взаимодействовать с партнёрами даже в нейтральных или дружеских странах, поскольку все боятся быть навсегда отрезанными от долларовой финансовой системы.

Дефицит хороших альтернатив может привести к печальному результату: полному отказу от использования резервов для борьбы с кризисами. Их могут заменить разнообразные инструменты урегулирования экономики, например, контроль за трансграничным движением капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.