Зарубежный опыт
336.711
особенности деятельности центрального банка Азербайджана
З. Ф. МАМЕДОВ, доктор экономических наук, профессор заведующий кафедрой банковского дела E-mail: prof. [email protected]
М. А. АББАСБЕЙЛИ, кандидат юридических наук, докторант кафедры банковского дела E-mail: [email protected] Азербайджанский государственный экономический университет
Целями статьи являются комплексный и всесторонний анализ проблем правового статуса Центрального банка Азербайджана, разработка современных подходов к пониманию правовых отношений с участием Центрального банка Азербайджана, определение основных направлений совершенствования правового регулирования статуса Центрального банка Азербайджана. Рассматриваются вопросы, раскрывающие сущность и правовые основы деятельности центрального банка, его роль в развитии экономики страны, содержание выполняемых им функций. Изложены также особенности деятельности Центрального банка Азербайджана в условиях глобального финансового кризиса.
Ключевые слова: Центральный банк Азербайджана, глобальный финансовый кризис, денежная политика, антикризисная политика, валютная политика.
Введение
В связи с объективной необходимостью системной модернизации банковской системы Азербайджана были приняты новые законы:
- закон Азербайджанской Республики от 16.01.2004 №590-ПГ «О банках»;
- закон Азербайджанской Республики от
10.12.2004 № 802-1Щ «О Центральном банке Азербайджанской Республики» (далее - Закон № 802-1Щ);
- закон Азербайджанской Республики от
15.04.2005 № 883-ИГ «Об ипотеке»;
- закон Азербайджанской Республики от
29.12.2006 № 226 ПЩ «О страховании банковских вкладов».
Кроме того, были внесены изменения в закон Азербайджанской Республики от 21.10.1994 № 910 «О валютном регулировании» в целях его дальнейшей либерализации (в части смягчения ограничений на вывоз валюты). Ускоренными темпами укреплялась инфраструктура банковской системы: были созданы централизованный кредитный реестр, национальный карточный процессинговый центр, национальная платежная система, ипотечный фонд и фонд страхования вкладов.
Принципы, формы и методы банковского развития, подтвержденные новыми банковскими законами, создали благоприятную почву для более эффективной защиты интересов кредиторов и вкладчиков, осуществления банковского контроля в
соответствии с Базельскими принципами, увеличения надежности банковской системы страны.
Одним из главных факторов, которые оказывают влияние на развитие банковского сектора Азербайджана в ближайшие годы, стало повышение в конце июля 2012 г. Центральным банком Азербайджана планки минимального капитала банков в 5 раз (с 10 до 50 млн манат к 01.01.2014. Данное решение Центрального банка Азербайджана будет активизировать процесс слияний-поглощений в банковском секторе страны, а также способствовать исчезновению мелких игроков с финансового рынка.
Формирование и развитие Центрального банка Азербайджанской республики
После восстановления государственной независимости Азербайджана была создана юридическая база для создания банковской системы, а также для создания центрального банка. 11.02.1992 на основе Государственного банка СССР, Промышленно-строительного банка СССР, Аграрно-промышленного банка СССР, банков Азербайджанской Республики был создан Национальный банк Азербайджанской Республики, а 07.08.1992 был принят закон Азербайджанской Республики «О Центральном банке Азербайджанской Республики».
В целях развития банковской системы и ее нормативно-правовой базы, а также для дальнейшего углубления проводимых последовательных реформ указом Президента Азербайджанской Республики от 26.12.2002 было определено задание на повторную разработку банковских законов (были приняты законы «О Центральном банке Азербайджанской Республики» и «О банках» в новой редакции в 2004 г.).
Необходимо отметить, что Закон № 802-1Щ более точно определил правовое положение, цели и функции центрального банка, его место и роль в ряду других государственных структур, предусмотрел соответствующие механизмы для увеличения ответственности и прозрачности центрального банка [5, с. 68].
Новые банковские законы создали более благоприятные условия для претворения в жизнь эффективной деятельности по всем функциональным областям деятельности центрального банка. Определение и претворение в жизнь денежной и валютной политики, регулирование и развитие платежной
системы государства, осуществление банковского контроля, хранение и управление международными золотовалютными запасами государства - все это является только некоторой частью важных функций центрального банка.
Правовой статус и независимость Центрального банка Азербайджанской республики
В соответствии со ст. 19 Конституции Азербайджанской Республики центральным банком государства является Центральный банк Азербайджана. При осуществлении функций и полномочий, определенных конституцией и законами государства, центральный банк является самостоятельным институтом и противозаконное вмешательство в его деятельность недопустимо. В п. 2 ст. 19 Конституции Азербайджанской Республики говорится о том, что денежной единицей Азербайджанской Республики является манат. Право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков принадлежит только центральному банку. Согласно конституции центральный банк не относится ни к одной из государственных ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная).
Вместе с тем в ст. 2 Закона № 802-1Щ говорится о том, что центральный банк является государственным органом, имеет печать с изображением государственного герба Азербайджанской Республики и своим наименованием. Важнейшим принципом взаимодействия Центрального банка Азербайджана с другими органами государственной власти является принцип его независимости в процессе осуществления своих функций. Суть независимости заключается в ограничении вмешательства органов государственной власти в деятельность Центрального банка Азербайджана. Центральный банк по вопросам, отнесенным законом к его сфере деятельности, самостоятельно принимает обязательные акты нормативного характера для объектов, небанковских кредитных организаций, а также других лиц.
В Законе № 802-1Щ независимость центрального банка определена ст. 6: «Центральный банк независим при осуществлении функций и полномочий, установленных Конституцией и законами Азербайджанской Республики, и при этом ни один из органов государственной власти либо местного самоуправления, никакие физические и юридичес-
кие лица не могут по какой-либо причине прямо или косвенно ограничить его деятельность, оказать противозаконное влияние и вмешательство».
Цель и функции Центрального банка Азербайджанской республики
Основной целью Центрального банка Азербайджанской Республики является обеспечение стабильности цен в рамках своих полномочий. Другой целью является обеспечение стабильности и развития банковской и платежной систем. Получение прибыли не является основной целью центрального банка [4, с. 288]. Для достижения своих целей Центральный банк Азербайджанской Республики выполняет следующие функции:
- определяет и проводит денежную и валютную политику государства;
- организует обращение наличности в соответствии с ч. II ст. 19 Конституции Азербайджанской Республики и осуществляет выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков;
- регулярно определяет и объявляет официальный курс маната по отношению к иностранной валюте;
- осуществляет валютное регулирование в соответствии с законодательством;
- хранит и управляет международными золотовалютными резервами, находящимися в его распоряжении;
- составляет расчетно-платежный баланс и участвует в подготовке прогнозируемого платежного баланса государства;
- лицензирует и регулирует банковскую деятельность, осуществляет надзор за банковской деятельностью в порядке, предусмотренном законодательством;
- организует, координирует, регулирует функционирование платежных систем и осуществляет надзор за ними в соответствии с законом;
- осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством [4, с. 290]. Центральный банк Азербайджанской Республики является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в определенной степени) многие инструменты денежно-кредитного
регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, резервные требования к банкам и др.).
Регулирование валютного курса - важнейшее направление деятельности центрального банка в валютной сфере. Центральный банк Азербайджанской Республики периодически пересматривает структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.
Центральный банк Азербайджанской Республики может выступать в качестве финансового агента Азербайджанской Республики. В соответствии с целями, установленными Законом № 802-1Щ, центральный банк оказывает в рамках своих полномочий содействие проведению экономической политики государства. Центральный банк не выдает кредиты государству для прямого финансирования бюджетного дефицита Азербайджанской Республики. При возникновении краткосрочного недостатка денежных средств в государственном бюджете центральный банк на основании договора, заключенного с соответствующим органом исполнительной власти (при условии обеспечения доходными государственными долговыми ценными бумагами), вправе выдать государству кредит на срок максимум 6 мес. с условием погашения в текущем году. Общая сумма выданной и непогашенной части подобных кредитов не может превышать 3 % от средних доходов государственного бюджета за 3 последних года. Покупка центральным банком долговых ценных бумаг, выпущенных Азербайджанской Республикой, считается выдачей кредитов государству. В случае необходимости в связи с проведением денежной политики центральный банк может принимать от государства срочные депозиты на условиях, согласованных с соответствующим органом исполнительной власти. Центральный банк может представлять предложения по основным направлениям экономической политики государства, в том числе по бюджетно-налоговым, ценово-та-рифным мерам, а также по объему внутреннего и внешнего государственного долга и его управлению соответствующим органам исполнительной власти Азербайджанской Республики. Центральный банк может давать заключения по проектам законов и других нормативно-правовых актов на основании запроса касательно вопросов, непосредственно отнесенных к функциям и полномочиям центрального банка и банковским вопросам.
Центральный банк Азербайджанской республики как орган банковского надзора
Центральный банк Азербайджанской Республики, осуществляя надзор за деятельностью банков (надзор и проведение проверок на предмет соответствия деятельности законодательно установленным правилам и нормативным актам), осуществляет защиту интересов вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных орга-низаций1. При установлении пруденциальных нормативов для кредитных организаций центральный банк может установить различные нормативы и методы их расчета по типам кредитных организаций.
Надзор со стороны центрального банка (как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности) не основан на отношениях подчиненности между ним и банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом. Такое вмешательство осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных центральным банком, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков. В соответствии с законом центральный банк не имеет права принуждать банки выполнять операции, не предусмотренные учредительными документами, законодательством и нормативными актами.
В Азербайджанской Республике ускоренными темпами идет процесс институциональных реформ в структуре банковского надзора. В рамках этого процесса в банке функционирует специальное подразделение, занимающееся обработкой данных о подозрительных операциях, проведенных в банковском секторе. Оценка эффективности деятельности банков в борьбе с финансированием терроризма -один из приоритетов в процессе так называемых оп^йе-инспекций, осуществляемых центральным банком республики.
В настоящий момент центральным банком установлена следующая система надзора: для каждого банка введен 18-месячный цикл, в течение которого банк один раз подвергается комплексной инспекции, а также (в зависимости от объема банка) 1-2 раза - тематической инспекции. Существует также внешний надзор - это финансовый анализ на основе пруденциальных норм.
Итак, банковская система регулируется не административным, а банковским правом. В соответс-
1 Статья 48 Закона № 802-!^.
твии с этим Центральный банк Азербайджанской Республики не имеет административных полномочий по управлению банками и другими кредитными организациями. Центральный банк Азербайджана не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 802-1Щ. Центральному банку предоставлены права осуществлять надзор, т. е. наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что центральный банк может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов центрального банка.
В 2013 г. приоритетом в финансовой системе Азербайджана станет модернизация регулирования банковской системы на базе самых современных международных стандартов и опыта.
В настоящий момент в Азербайджане на различных уровнях активно обсуждается вопрос о создании единого государственного органа по регулированию различных сегментов финансового рынка - суперведомства или так называемого «мегарегулятора», к полномочиям которого будут отнесены все аспекты регулирования и надзора за финансовым рынком [1, с. 97].
Этапы денежной политики Центрального банка Азербайджанской республики
Начиная с 1994 г. можно выделить четыре этапа денежной политики, проводимой в республике.
Первый этап (1994-1996 гг.) характеризовался требованием обеспечения макроэкономической стабильности и проведением жесткой денежной политики, необходимость которой обусловливалась объективными реалиями, сложившимися в стране в 1992-1994 гг. Мировая практика свидетельствует о том, что переход от централизованной плановой системы к рыночным отношениям сопровождается ухудшением производственных показателей, резким ростом инфляции, ускоренным обесцениванием национальной валюты и ухудшением социального положения населения. В странах бывшего Советского Союза этот процесс еще более усугубился из-за разрыва сформировавшихся за десятилетия хозяйственных связей и обострения военно-политических конфликтов на их территориях. Такая ситуация была характерна и для Азербайджана в начале 1990-х гг.,
когда напряженность в указанных сферах достигла критической отметки. В 1992-1994 гг. темпы среднегодовой инфляции в республике составляли 1 600 - 1 800 %, национальная валюта по отношению к доллару обесценилась в несколько раз. В то же время высокий уровень инфляции был связан как с монетарными, так и с немонетарными факторами. Ее главный монетарный фактор состоял в том, что дефицит государственного бюджета полностью покрывался за счет кредитов центрального банка, причем коммерческие банки имели возможность привлечь его кредитные ресурсы в большем объеме, чем это было необходимо для сбалансированного роста экономики. В результате расширились масштабы спекулятивных операций на валютном и денежном рынках. Неоправданное увеличение денежной массы, не соответствующее реальному экономическому положению и спросу на деньги, привело в конечном счете к краху финансовой системы и усилило инфляционные ожидания в экономике.
Наряду с ухудшением количественных параметров финансовой системы государства ее структура была весьма неэффективной, а уровень развития — крайне низким. В стране отсутствовал цивилизованный, отвечающий требованиям рыночной экономики денежный рынок. Деятельность банков на этом рынке в условиях инфляции была направлена в основном на финансовые спекуляции в сфере установления процентных ставок и валютного курса.
Со второй половины 1994 г. Правительство и Центральный банк Азербайджана начали предпринимать радикальные меры по обеспечению макроэкономической стабильности. В этих целях при содействии МВФ и Всемирного банка в кратчайшие сроки были разработаны экстренные программные мероприятия. К их реализации приступили с принятием специального указа президента страны от 15.06.1994 «О мерах по укреплению социального положения населения и стабилизации финансового состояния страны». Главная цель этого документа заключалась в снижении темпа инфляции и стабилизации курса маната посредством проведения гибкой денежной и бюджетно-налоговой политики, а также в создании на этой основе благоприятной макроэкономической среды для экономического возрождения.
В качестве первичной антиинфляционной меры было запрещено финансирование бюджетного
дефицита государства посредством кредитов центрального банка. В целях бесперебойного финансирования дефицита текущих операций платежного баланса и обеспечения стабильности национальной валюты объем официальных валютных резервов страны был доведен до требуемого уровня. Все эти меры в конечном счете обусловили создание устойчивого макроэкономического положения и сформировали первичную основу для начала стабильного экономического роста.
Таким образом, проводимая центральным банком жесткая денежная политика позволила полностью снять напряжение на денежно-валютном рынке, остановить гиперинфляцию и создать предпосылки для достижения макроэкономической стабильности [3, с. 101].
Второй этап (промежуточный), охватывавший 1997—1998 гг., характеризовался некоторым смягчением жесткой денежной и обменно-курсовой политики в соответствии с новым периодом институционального развития экономики.
Третий этап денежной и курсовой политики начался в июле 1999 г. Принимая во внимание темпы экономического роста, сопровождавшегося существенным увеличением спроса на деньги и ускорением структурных реформ, центральный банк усилил процесс проведения «мягкой» валют-но-денежной политики. В результате, снизились процентные ставки по централизованным кредитам и нормы обязательных резервов, а курс маната в режиме регулируемого плавающего курса стал более гибким. Наряду с предотвращением дефляционных тенденций и улучшением уровня обеспеченности экономики деньгами эти меры создали благоприятные условия для роста валютных резервов, стимулирования экспорта, усиления макроэкономической стабильности.
Благодаря достигнутой макроэкономической устойчивости удалось избежать серьезного негативного влияния на национальную экономику таких факторов, как уменьшение мировых цен на нефть в 1998 г. и воздействие российского финансового кризиса. Стабильность национальной валюты и банковской системы в целом сохранилась: в 1998 г. и последующий период экономический рост продолжался даже более высокими темпами.
Четвертый этап денежно-кредитной политики, который характеризовался принципиально новой макроэкономической ситуацией, начался в 2003 г. В
условиях стабильного темпа экономического роста, существенного роста объема среднедушевого ВВП и быстрого повышения доходов населения, расширения экономической активности в регионах страны и, наконец, начала новой нефтяной эры, а также усилившегося притока нефтедолларов эта политика поставила перед банковской системой республики качественно более сложные цели и задачи.
В рамках повышения эффективности организации монетарного управления с 2007 г. Центральный банк Азербайджана приступил к реализации концепции «коридора процентных ставок». Это соответствует передовому опыту центральных банков развитых стран, которые уже отказались от таргетирования количественных монетарных ориентиров и перешли на таргетирование краткосрочной процентной ставки в условиях гибкости обменного курса. Стратегический замысел при введении указанного механизма состоит в том, чтобы ограничить пределы колебания процентной ставки на межбанковском рынке в рамках установленного центральным банком процентного коридора и, таким образом, институционально закрепить в будущем потенциал передачи импульсов (трансмиссии) денежной политики (посредством цены денег) на совокупный спрос и инфляцию.
В 2007 г. национальный банк принял решение о поэтапной либерализации движения капитала, исходя из которого все сделки по выводу из страны капитала (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, размещение за рубежом депозитов и покупка недвижимости) не подлежат лицензированию и осуществляются в свободном режиме (режим уведомления).
Центральный банк в 2011 г. оптимизировал свои институциональные рамки, учредив новые структурные подразделения: департамент по управлению рисками и департамент пруденциальной политики и методологии.
Глобальный финансовый кризис и денежная политика Центрального банка Азербайджанской республики
Влияние глобального кризиса проявилось в падении цен на нефть и на экспортную продукцию, в резком ограничении внешнего кредитования банковской системы, в снижении денежных переводов из-за рубежа. В результате, экономика страны могла подвергнуться таким рискам, как нарушение макро-
экономической стабильности (девальвация маната и рост инфляции), нарушение финансовой стабильности (ухудшение качества кредитного портфеля и снижение платежеспособности банков, отзыв вкладов, прекращение кредитования экономики) и экономическая рецессия.
Глобальный финансовый кризис представлял угрозу экономике Азербайджана по следующим направлениям:
1) закрытие внешних источников финансирования для банков второго уровня и снижение объемов ликвидности для кредитования экономики, что приводит к снижению деловой активности;
2) падение мировых цен на биржевые товары, сокращение экспортной валютной выручки, в результате чего сокращается импорт и увеличивается отрицательный платежный баланс страны (общие характеристики экономики Азербайджана определяют ее высокую чувствительность к внешним шокам);
3) сокращение производства в реальном секторе, что приводит к снижению темпов роста ВВП и вместе с тем к увеличению безработицы;
4) «атака» на манат, девальвация и спекулятивный отток капитала, снижение уровня жизни населения [2, с. 9].
16.01.2009 на заседании Кабинета министров Азербайджанской Республики президент страны обнародовал пакет антикризисных мер.
Цель антикризисных мер - свести к минимуму воздействие мирового экономического кризиса на республику и предотвратить это воздействие по всем возможным направлениям. Задачи:
предотвращение искусственного роста цен и ускорение их снижения посредством усиления контроля за потребительским рынком и конкуренцией;
усиление антимонопольной деятельности; предотвращение незаконного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность;
- контроль со стороны национального банка, министерства финансов и экономического развития за управлением ввозимыми в страну финансовыми средствами (участие указанных институтов в принятии соответствующих решений); усиление приоритетов государственной инвестиционной программы (в частности, приоритетными названы проекты улучшения условий
жизни вынужденных переселенцев, программы помощи предприятиям-экспортерам);
- усиление государственного контроля за вложением основного капитала;
- выполнение социальных обязательств (в частности, выплата в ближайшие месяцы задолженности по зарплатам);
- усиление продовольственной безопасности. Впервые официально был выдвинут пакет антикризисных мер, предусматривающий реакцию на глобальный экономический кризис. Эти меры, направленные на оздоровление и укрепление финансовой системы республики, оказали стабилизирующее воздействие на внутренний финансовый рынок, создав необходимые внутренние предпосылки для его восстановления.
Комплекс всевозможных мер, содержащихся в программе, в первую очередь был направлен на поддержание финансовой стабильности и устойчивого социально-экономического развития страны. В частности, рассматривались возможность предоставления государством дополнительных ресурсов отечественным банкам, а также возможность размещения в самых надежных из них определенного объема хранящихся за рубежом валютных резервов Азербайджана при условии направления их исключительно в реальный сектор экономики [2, с. 9].
В отличие от других стран региона в Азербайджане не наблюдалось масштабного оттока капитала, курс национальной валюты - маната - по отношению к ведущим мировым валютам оставался стабильным, по отношению к доллару он укрепился более чем на 5 %, а по отношению к евро - более чем на 9 %.
Своевременно принятые фискальные и денежно-кредитные меры позволили предотвратить существенное негативное воздействие глобального финансового кризиса на состояние денежно-валютной системы республики и тем самым сохранить стабильный курс национальной валюты к ведущей мировой валюте - доллару. Стабильность курса позволила предотвратить удорожание импорта и товаров зарубежного происхождения, используемых в местном производстве, а также воспрепятствовала обесценению вкладов населения, увеличению долгового бремени в зарубежной валюте, снижению доверия к манату и высокой долларизации в экономике.
Для повышения доверия к банковской системе в Азербайджане в мае 2009 г. сумма гарантий
по вкладам физических лиц была установлена в пределе 30 тыс. манат (37,5 тыс. долл.). Монетарная политика центробанка республики в условиях глобального финансового кризиса носила антикризисный характер и была направлена на сохранение макроэкономической и финансовой стабильности, обеспечение ликвидности в экономике, стабилизацию работы банков и предприятий.
Стабильность маната позволила предотвратить резкое удорожание импортируемых товаров. Проведенная курсовая политика сыграла большую роль в удержании годовой инфляции на уровне 1,5 %. В свою очередь низкая инфляция и курсовая стабильность обеспечили хороший уровень социального положения населения. «Целенаправленная и консервативная политика в отношении государственных расходов, своевременные антикризисные меры оградили страну от необходимости привлечения кредитов международных финансовых институтов, что еще раз подтвердило устойчивость национальной экономики» [6].
Заключение
В последние годы динамика экономического развития в республике, быстрый рост финансовой системы и укрепляющаяся глобальная экономическая среда сформировали перед центральным банком страны новые вызовы. В этой связи центральный банк определил для себя до 2015 г. новые приоритеты стратегической деятельности, которые заключаются:
- в усилении поддержки экономического развития и развития человеческого капитала;
- в приведении институционального управления в соответствие с современной практикой;
- в сохранении макроэкономической стабильности и стабильности банковской системы. Новая модель планирования позволит центральному банку более успешно и эффективно осуществлять свою миссию в качестве мегарегулятора экономики и финансовой системы страны. Структурные преобразования, проводимые в последние годы в центральном банке, приблизили его институциональную структуру к структурам передовых центральных банков мира.
В течение 2012 г. из-за роста цен на продовольствие на мировых рынках, увеличения валютных доходов страны, роста денежной массы на фоне повышения государственного спроса и ускорения
темпов роста ненефтяного сектора вновь стали актуальными вопросы усиления контроля за инфляционными факторами и их регулирования в превентивном режиме.
Итак, Центральный банк Азербайджана в соответствии со своим мандатом сконцентрировал свою деятельность на стабильности цен, национальной валюты и банковской системы (среднегодовая инфляция в республике составляет всего 1,5 %). Уровень развития банковского сектора считается одним из индикаторов, определяющих развитость экономики страны в целом. Курс маната будет оставаться значимым фактором сохранения макроэкономической стабильности в управлении финансовой стабильностью, а также в обеспечении международной конкурентоспособности ненефтяного сектора. Рост валютных поступлений в страну будет основным макроэкономическим фактором, влияющим на курс маната.
Список литературы
1. Зейналов В. З. Институт финансового надзора как фактор стабильности банковской системы: международный опыт и азербайджанская практика // Проблемы современной экономики. 2013. № 1. С. 96-98.
2. Мамедов З. Ф. Банковская система в условиях глобального финансового кризиса // Финансы и кредит. 2010. № 12. С. 8-15.
3. Мамедов З. Ф. Денежно-кредитная система Азербайджана // Общество и экономика. 2009. № 3. С.82-106.
4. Мамедов З. Ф. Деньги, кредит, банки: учебник. Баку, 2008. 400 с.
5. Мамедов З. Ф. Основные тенденции развития денежно-кредитной системы Азербайджана // Финансы и кредит. 2008. № 4. С. 66-80.
6. Мехтиев Р. А. Курс Азербайджана: от стабилизации к модернизации // Вестник актуальных прогнозов. Россия: третье тысячелетие. 2010. № 23.
Вниманию руководителей органов власти, специалистов предприятий и учреждений, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!
Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
ISSN 2073-2872
Выпускается с 2005 года. Включен в перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Формат A4, объем 80 - 88 с. Периодичность - 4 раза в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34129 46573 12926
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: [email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru