Научная статья на тему 'Правовой статус Совета по выборам штата Нью-Йорка'

Правовой статус Совета по выборам штата Нью-Йорка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ ПО ВЫБОРАМ ШТАТА НЬЮ-ЙОРК / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / США / NEW YORK STATE BOARD OF ELECTION / ELECTIVE BODY / THE USA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарипова Алия Алимовна

Рассмотрены вопросы правого статуса избирательного органа в штате Нью-Йорк США, порядок формирования, компетенция Совета по выборам штата Нью-Йорк, а также ответственность должностных лиц за нарушение выборного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of New York State Board of Elections

The issues of the legal status of the elective body in New York state, USA, order of formation, competence of the Council to New York state and officials liability of election legislation infringement are analysed.

Текст научной работы на тему «Правовой статус Совета по выборам штата Нью-Йорка»

УДК 342.8(73)

ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА ПО ВЫБОРАМ ШТАТА НЬЮ-ЙОРКА

А. А. Зарипова, аспирант Института права Башкирского государственного универ-

ситета

Рассмотрены вопросы правого статуса избирательного органа в штате Нью-Йорк США, порядок формирования, компетенция Совета по выборам штата Нью-Йорк, а также ответственность должностных лиц за нарушение выборного законодательства.

Ключевые слова: Совет по выборам штата Нью-Йорк, избирательный орган, США.

Для избирательного права в США характерен такой термин, как администрирование избирательного процесса, под которым понимается создание органов, подбор персонала в целях организации, проведения, подготовки выборов. Разнообразие организационных структур объясняется тем, что штаты обладают самостоятельностью при формировании собственной системы управления1.

В США можно встретить два варианта организаторов выборов штата: на уровне штатов организацией и проведением выборов может заниматься Государственный секретарь штата (Secretary of State) или Совет штата по выборам (State Board of Elections)2. В штате Нью-Йорке существует Совет по выборам штата.

Совет по выборам штата Нью-Йорка состоит из четырех членов, назначаемых и освобождаемых губернатором. Членами совета не могут быть незарегистрированные в качестве избирателя, не имеющие партийной принадлежности, лица без американского гражданства и не достигшие 18-летнего возраста. Два члена рекомендуются председателями двух главных политических партий. Два других рекомендуются совместно с законодательными руководителями каждой из палат легислатуры и основными политическими партиями. Срок полномочий члена Совета составляет два года. Губернатор обязан назначить в течение трех дней рекомендованных лиц. Если губернатор не уложится в данный срок, то право назначения переходит к председателям палат. Возможно, случится и такое, что губернатор возразит против предложенной кандидатуры, тогда председатели палат и политические партии должны будут зарекомендовать на должность члена Совета другого человека. Работа членов в Совете является оплачиваемой, размер их ежегодной

заработной платы составляет 25 тысяч миллионов долларов. При этом членам запрещается заниматься иными видами деятельности. Заседания данного органа являются действительными при соблюдении кворума в количестве трех членов, а для принятия решений и любых служебных действий необходимым является утвердительный голос трех членов. На первом заседании из числа членов Совета избирается президент и секретарь Совета, при этом законом оговорено то, что президент и секретарь не могут принадлежать к одной и той же политической партии. В случае отставки, отстранения от должности, совершения тяжкого преступления, подтвержденного приговором суда, объявления недееспособным лицо прекращает свою деятельность в качестве члена Совета по выборам штата3.

Совет по выборам штата Нью-Йорка имеет довольно широкие полномочия. К ним относятся:

1) издание инструкций и правил управления электоральным процессом, финансирования избирательных кампаний;

2) обеспечение требований законодательства о финансировании избирательных кампаний и отчетности в штате;

3) контроль и надзор за организацией выборов, выявление нарушений в ходе проведения выборов;

4) проведение расследований в случае выявления нарушений законности в электоральной практике;

5) проведение частных и публичных слушаний;

6) рассмотрение случаев подтасовок и обмана, нарушений избирательных законов и извещение Генерального прокурора штата об этом;

7) утверждение форм отчетности по выборам;

8) ведение избирательных списков;

9) установление единообразной формы документов, необходимых при регистрации и голосовании;

10) обучение сотрудников избирательных органов местного уровня;

11) информационная и техническая поддержка процесса организации и проведения выборов местного уровня;

12) создание и развитие средств электронного доступа к информации по избирательному праву и процессу в любое время; систематическое обновление сведений на сайте, не позднее 10 дней со дня получения информации Советом штата по выборам;

13) создание обучающих программ на электронных носителях;

14) мониторинг эффективности избирательных законов, по результатам которых выступление с ежегодными докладами перед губернатором и легислатурой;

15) ежегодный доклад губернатору, легислатуре, Федеральной избирательной комиссии о действии Акта национальной регистрации избирателей с рекомендациями по его улучшению и изменению;

16) рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях выборного законодательства;

17) определение форм, процедур и назначения ответственных лиц на выборах местного уровня;

18) создание возможности и содержание в надлежащем порядке электронной регистрации избирателей на интернет-сайте Совета по выборам штата Нью-Йорка4.

Большое внимание в Нью-Йорке уделяется регистрации избирателей. Федеральный акт «О помощи в голосовании в Америке» 2002 года (Help America Vote Act of 2002) требует создания единой, официальной, электронной базы данных всех избирателей в каждом штате. При этом база данных должна систематически обновляться, поддерживаться в исправном состоянии5. Штаты Америки должны сотрудничать с другими государственными органами в целях своевременной коррекции базы данных избирателей, а также удалять из списка лиц, не имеющих права голосовать, и повторяющиеся имена в соответствии с Законом 1993 года «О национальной регистрации избирателей» (National Voter Registration Act of 1993).

В обязанность Совета по выборам штата вменяется исполнение законов, иных государственных актов, соблюдение выборных про-

цедур, осуществление контроля над избирательным процессом. В случае поступления жалобы о нарушениях электорального законодательства со стороны участников выборов Совет в оперативном порядке должен произвести расследование. Для этого он может привлекать полицию штата. Но если в ходе расследования выяснится, что нарушение носит уголовно-правовой характер, то данное дело со всеми его материалами должно быть передано окружному прокурору соответствующего графства.

Совет по выборам штата должен создать и утвердить единообразную, недискриминационную административную процедуру подачи жалоб и обращений. Лицо, которое считает, что его право нарушено или нарушается в данный момент, может подать жалобу в устной форме лично или по телефону либо в письменном виде в Совет штата по выборам или в Местное управление выборов. В целях обеспечения возможности подачи жалобы по телефону в Совете организована телефонная бесплатная горячая линия. Здесь нью-йоркский законодатель выделяет две формы жалоб: неофициальную и официальную. Неофициальная жалоба представляет собой непосредственное обращение лица к должностному лицу, организующему выборы неформально в любое время, когда это возможно. Официальная жалоба оформляется в письменном виде с подписью обратившегося на соответствующем бланке, установленном организатором выборов. Разбирательство дела по жалобе провидится в составе двух членов партий, представленных в Совете или двух старших служащих членов оппозиционных партий, избранных членами этих партий. Если данные лица не согласятся поддержать жалобу, жалоба считается отклоненной, в итоге дело заканчивается вынесением определения об отказе. Определение становится окончательным, если в течение 90 дней с момента подачи жалобы Совет по выборам штата не внесет в него изменений. Окончательное определение должно быть опубликовано после подачи жалобы. В случае действительного обнаружения нарушений выборного законодательства в окончательное решение должны быть включены соответствующие средства правовой защиты. Если в течение 90 дней не будет вынесено решение по жалобе, то Совет направляет ее в независимое агентство по альтернативному урегулированию споров, которое должно вынести решение по жалобе в

Зарипова А. А.

Правовой статус совета по выборам штата Нью-Йорка

течение 60 дней после ее получения. Совет заключает договор с одним или несколькими такими агентствами в целях возможности разбирательства дела агентством. Разбирательство жалобы в административном порядке не препятствует ее рассмотрению судом.

Совет по выборам штата принимает «Справедливый кодекс кампании» (fair campaign code), в котором содержатся морально-этические нормы поведения лиц, политических партий, комиссий, участвующих в избирательных кампаниях, конкретные запреты в отношении практики политического шпионажа. Данный орган отправляет каждому кандидату, политической партии, комиссии по их просьбе копию Кодекса. В случае нарушения положений Кодекса избирательный орган проводит разбирательство. Совет извещает предполагаемого нарушителя о месте и времени слушания по делу, где ему предоставляется возможность быть выслушанным, а также происходит допрос свидетелей. В дополнение к любым другим гражданским и уголовным наказаниям Совет может наложить на любое лицо, признанное им в результате разбирательства дела нарушившим какое-либо положение Кодекса, гражданское взыскание в размере, не превышающим 1000 долларов.

Совет по выборам штата назначает специального следователя, который ведет расследование по нарушениям избирательного законодательства. Если Совет сочтет необходимым, он может в любой избирательный округ штата или в графство назначить вышеназванное должностное лицо. Финансирование данного мероприятия осуществляется за счет казны штата. Следователи проводят расследования нарушений на выборах при регистрации и голосовании избирателей.

Избирательный закон Нью-Йорка устанавливает уголовную ответственность за нарушение избирательного законодательства. Например, ст. 17-106 Избирательного закона Нью-Йорка устанавливает уголовную ответственность должностных лиц, организующих выборы, в случае совершения ими сознательного нарушения каких-либо положений закона о выборах, проявления халатности при выполнении своих обязанностей, совершения обмана при нахождении в должности; все вышесказанное относится к тяжким преступлениям.

Схожее положение содержится в ст. 17-128 Избирательного закона Нью-Йорка,

согласно которой должностное лицо, сознательно и преднамеренно отказывающееся или уклоняющееся совершать любые законные действия, затрудняющее или задерживающее исполнение закона, считается виновным в совершении фелонии. Интересным является и то, что данное деяние Уголовным кодексом Нью-Йорка признается как совершение мисдиминора. К фелонии класса Е6 относятся расхищение и растрата государственного имущества7. Нью-Йоркский законодатель различает взяточничество 1-й, 2-й, 3-й степени, в зависимости чего и варьируется размер наказания.

Фальсификация бюллетеней и протоколов голосования, склонение других должностных лиц к этому также являются тяжким преступлением (ст. 17-136).

Конституцией штата Нью-Йорка предусматривается возможность отстранения от должности лиц, злоупотребляющих должностными полномочиями, или за недостойное поведение8. Нарушение должностными лицами Кодекса этики Нью-Йорка влечет за собой наложение на виновное лицо штрафа в размере до 10000 долларов.

Таким образом, в Нью-Йорке существует специализированный орган по организации и проведению выборов - Совет по выборам штата. Правовой статус данного органа имеет много схожих черт с Избирательными комиссиями субъектов РФ. В формировании избирательных органов принимают участие исполнительные и законодательные органы субъектов. Избирательная комиссия субъекта РФ и Совет по выборам штата имеют председателя, его заместителя, секретаря, которые избираются из состава данных органов. К отличительным признакам относится то, что Совет по выборам штата является исполнительным органом, а избирательные комиссии субъектов РФ не относятся ни к одной ветви власти, являются независимыми от иных органов государственной власти. Думается, что в недалеком будущем избирательные органы РФ найдут свое место в системе органов исполнительной власти, так как, организуя и проводя выборы, они, по сути, исполняют электоральное законодательство. Совет по выборам Нью-Йорка имеет право официального толкования правовых норм и в своих действиях руководствуется кодексом этики, разработанным этим органом для участников избирательного процесса.

1 Моргачев В. Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М., 1987. С. 40.

2 Автономов А. С., Веденеев Ю. А., Луговой В. В. Сравнительное избирательное право: учебное пособие. М., 2003. С. 62.

3 Public Officers law. URL: http://public.leginfo.state.ny.us/ menugetf.cgi.

4 Bill no A04799. Provides that the board of elections shall

accept voter registrations electronically through its website. URL: http://assembly.state.ny.us/leg/? default_fld=&bn=

A04799%09%09&Summary=Y&Text=Y.

5 Help America Vote Act of 2002. Public Law 107-252, 107th Congress. URL: http://www.fec.gov/hava/law_ext.txt.

6 Фелонии делятся на пять категорий: фелонии классов А, В, С, D, Е.

7 Penal law New-York. Режим доступа: http://public. leginfo.state.ny.us/ menugetf.cgi.

8 The Constitution of the state of New-York. URL: http://public. leginfo.state.ny.us/menugetf.cgi.

Статья поступила в редакцию 27 августа 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.