Научная статья на тему 'Организаторы выборов в штатах США. Луизиана, Калифорния, Гавайи'

Организаторы выборов в штатах США. Луизиана, Калифорния, Гавайи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО США / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО США / ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫБОРОВ / ВЫБОРЫ В США / ЛУИЗИАНА / КАЛИФОРНИЯ / ГАВАЙИ / ВЫБОРЫ В ЛУИЗИАНЕ / ВЫБОРЫ В КАЛИФОРНИИ / ВЫБОРЫ НА ГАВАЙЯХ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАЛИФОРНИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / U.S. ELECTION LAW / U.S. CONSTITUTIONAL LAW / U.S. ORGANIC LAW / ELECTION OFFICIALS / U.S. ELECTIONS / LOUISIANA / CALIFORNIA / HAWAII / LOUISIANA ELECTIONS / CALIFORNIA ELECTIONS / HAWAII ELECTIONS / LOUISIANA ELECTION LAW / CALIFORNIA ELECTION LAW / HAWAII ELECTION LAW / SUFFRAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шидловский Алексей Валерьевич

Цель работы ознакомить широкий круг научной общественности с последними исследованиями в области избирательного права США в части первого в отечественной юриспруденции полного описания организаторов выборов и референдумов на уровне штатов Луизиана, Калифорния и Гавайи, и их муниципалитетов. Автором делается обзор широкого массива регионального и местного законодательства со ссылками на конституционно-правовые и нормативно-правовые акты штатов США. Работа представляет собой часть из серии, исследующей все пятьдесят субъектов американской федерации и Округа Колумбия. Процедура и методы исследования: автором произведён анализ конституционного и избирательного законодательства США на уровне штатов Луизианы, Калифорнии и Гавайев на начало 2019 г. Методологию исследования составили сравнительно-правовой, формально-юридический, формально-догматический, конкретно-социологический, эмпирический, диалектический, аналитический методы, системный подход. Результаты исследования: введена в научный оборот ранее не освещавшаяся в российской научной литературе информация об организаторах выборов и референдумов в штатах Луизианы, Калифорнии и Гавайев. Даны интерпретации некоторых положений законодательства и правопонимания избирательного законодательства США и правоприменительной практики. Озвучены пробелы законодательства, требующие дополнительного исследования. Теоретическая и практическая значимость заключается в обобщении как устоявшихся, так и новейших юридических источников (конституций, органических законов, федеральных законов, хартий, подзаконных нормативно-правовых актов) США и субъектов американской федерации и выработке предложений по обогащению российской науки и формированию объективного понимания происходящих в США процессов в области конституционного, избирательного права и государственного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTION OFFICIALS IN THE U.S. STATES. LOUISIANA, CALIFORNIA, HAWAII

The purpose of the work is to acquaint a wide circle of the scientific community with the latest research in the field of electoral law of the United States in part of the first in national jurisprudence of a complete description of the organizers of elections and referendums at state and municipal levels in the United States. The author reviews the broad array of federal, regional, and local laws with reference to constitutional, legal, and regulatory acts of U.S. states. The work is the second part in a series examining all fifty subjects of the American Federation and the District of Columbia. The procedure and research methods: the author analyzed the constitutional and electoral laws of the United States at the state level of Louisiana, California and Hawaii at the beginning of 2019. The research methodology consisted of comparative legal, formal legal, formal dogmatic, concrete sociological, empirical, dialectical, analytical methods, systematic approach. Results of the research: information about organizers of elections and referendums in the states of Louisiana, California and Hawaii, which had not been covered in the Russian scientific literature, was put into scientific use. Interpretations of certain provisions of the law and the legal framework of U.S. electoral legislation and law enforcement practice are given. Lacunas in legislation have been announced that require additional research. Theoretical and practical significance lies in summarizing both established and recent legal sources (constitutions, organic laws, federal laws, charters, subordinate legal acts) of the United States and subjects of the American Federation and developing proposals for enriching Russian science and developing an objective understanding of what is happening in U.S. processes in the field of constitutional, electoral law and state-building.

Текст научной работы на тему «Организаторы выборов в штатах США. Луизиана, Калифорния, Гавайи»

Szydlowski Alexey Valerievich

ELECTION OFFICIALS IN THE U.S. STATES ..

juridical science

УДК 342.846.4

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0059

ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫБОРОВ В ШТАТАХ США. ЛУИЗИАНА, КАЛИФОРНИЯ, ГАВАЙИ

© 2019

AuthorID: 947340

SPIN: 5223-2024

ResearcherID: P-9503-2015

ORCID: 0000-0002-3923-3552

Шидловский Алексей Валерьевич, кафедра государственного (конституционного) права юридического факультета. Международный электоральный эксперт ОБСЕ, международный наблюдатель на выборах Президента США в 2012 и 2016 гг. от России Южный федеральный университет (344000, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Горького, д. 88, e-mail: szydlowski@sfedu.ru)

Аннотация. Цель работы - ознакомить широкий круг научной общественности с последними исследованиями в области избирательного права США в части первого в отечественной юриспруденции полного описания организаторов выборов и референдумов на уровне штатов Луизиана, Калифорния и Гавайи, и их муниципалитетов. Автором делается обзор широкого массива регионального и местного законодательства со ссылками на конституционно-правовые и нормативно-правовые акты штатов США. Работа представляет собой часть из серии, исследующей все пятьдесят субъектов американской федерации и Округа Колумбия. Процедура и методы исследования: автором произведён анализ конституционного и избирательного законодательства США на уровне штатов Луизианы, Калифорнии и Гавайев на начало 2019 г. Методологию исследования составили сравнительно-правовой, формально-юридический, формально-догматический, конкретно-социологический, эмпирический, диалектический, аналитический методы, системный подход. Результаты исследования: введена в научный оборот ранее не освещавшаяся в российской научной литературе информация об организаторах выборов и референдумов в штатах Луизианы, Калифорнии и Гавайев. Даны интерпретации некоторых положений законодательства и правопонимания избирательного законодательства США и правоприменительной практики. Озвучены пробелы законодательства, требующие дополнительного исследования. Теоретическая и практическая значимость заключается в обобщении как устоявшихся, так и новейших юридических источников (конституций, органических законов, федеральных законов, хартий, подзаконных нормативно-правовых актов) США и субъектов американской федерации и выработке предложений по обогащению российской науки и формированию объективного понимания происходящих в США процессов в области конституционного, избирательного права и государственного строительства.

Ключевые слова: Избирательное право США, Конституционное право США, организаторы выборов, выборы в США, Луизиана, Калифорния, Гавайи, выборы в Луизиане, выборы в Калифорнии, выборы на Гавайях, избирательное право Калифорнии, Избирательный кодекс, Электоральная юстиция.

ELECTION OFFICIALS IN THE U.S. STATES. LOUISIANA, CALIFORNIA, HAWAII

© 2019

Szydlowski Alexey Valerievich, Department of State (Constitutional) Law at Law Faculty, Southern Federal University, The International election observer at the Election of the President of the U.S. in 2012, 2016 Southern Federal University (344000, Russia Rostov-on-Don, Gorky st., 88, e-mail: szydlowski@sfedu.ru)

Abstract. The purpose of the work is to acquaint a wide circle of the scientific community with the latest research in the field of electoral law of the United States in part of the first in national jurisprudence of a complete description of the organizers of elections and referendums at state and municipal levels in the United States. The author reviews the broad array of federal, regional, and local laws with reference to constitutional, legal, and regulatory acts of U.S. states. The work is the second part in a series examining all fifty subjects of the American Federation and the District of Columbia. The procedure and research methods: the author analyzed the constitutional and electoral laws of the United States at the state level of Louisiana, California and Hawaii at the beginning of 2019. The research methodology consisted of comparative legal, formal legal, formal dogmatic, concrete sociological, empirical, dialectical, analytical methods, systematic approach. Results of the research: information about organizers of elections and referendums in the states of Louisiana, California and Hawaii, which had not been covered in the Russian scientific literature, was put into scientific use. Interpretations of certain provisions of the law and the legal framework of U.S. electoral legislation and law enforcement practice are given. Lacunas in legislation have been announced that require additional research. Theoretical and practical significance lies in summarizing both established and recent legal sources (constitutions, organic laws, federal laws, charters, subordinate legal acts) of the United States and subjects of the American Federation and developing proposals for enriching Russian science and developing an objective understanding of what is happening in U.S. processes in the field of constitutional, electoral law and state-building.

Keywords: U.S. Election law, U.S. Constitutional law, U.S. Organic law, election officials, U.S. Elections, Louisiana, California, Hawaii, Louisiana elections, California elections, Hawaii elections, Louisiana Election law, California Election law, Hawaii Election law, suffrage.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение избирательного законодательства и правоприменительной практики штатов и муниципалитетов в США актуально как для американских, так и российских исследователей. К данной проблеме американские авторы возвращаются после каждого избирательного цикла [1],[2],[3],[4] проводя широкие научные дискуссии и подводя итоги развитию избирательного права штатов в целом и муниципальных нормативно-правовых актов

в частности. Избирательное законодательство в штатах США, имеющих общую границу порой отличается настолько сильно, что можно вести речь о диаметральной противоположности норм права. Порой это обусловлено и различными правовыми доктринами применяемыми штатами либо отдельными муниципалитетами - Доктриной Кули либо Правилом Диллона [5]. Между тем, такая пёстрая правовая палитра и сильно меняющийся юридический ландшафт позволяет взглянуть на

236

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

юридические науки

Шидловский Алексей Валерьевич ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫБОРОВ В ШТАТАХ ...

генезис избирательного законодательства, в том числе и российского, под иным углом. Продолжая сравнительные исследования организаторов выборов на уровне штатов и муниципалитетов в США [6],[7] подробно рассмотрим органы и должностных лиц, занимающихся организацией выборов и референдумов в штатах Луизиана, Калифорния и также Гавайев.

ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫБОРОВ В ШТАТЕ ЛУИЗИАНА

Применяемый институт организаторов выборов: Система избирательных комиссий.

Органы и должностные лица - организаторы выборов: Избирательная комиссия штата (The State Board of Election Supervisors), Государственный секретарь штата (the Secretary of state), Отдел электоральных жалоб (The Elections Compliance Unit), вице-губернатор (The lieutenant governor), Генеральный прокурор штата (The attorney general), Электоральный комиссар (The commissioner of elections), Ассоциация секретарей суда штата Луизиана (the Clerks of Court Association), Ассоциация муниципальных регистраторов избирателей штата (the Registrars of Voters Association), Ассоциация полицейских штата Луизиана (the Police Jury Association of Louisiana), ведущие университеты штата (Centenary College at Shreveport, Dillard University at New Orleans, Louisiana College at Pineville, Loyola University at New Orleans, Tulane University of Louisiana at New Orleans, и Xavier University at New Orleans), Регистратор избирателей (a registrar of voters), Муниципальная избирательная комиссия (Parish boards of election supervisors), участковые избирательные комиссии (the precinct).

На уровне субъекта федерации предусмотрена троичная система организаторов выборов, с распределенными обязанностями и состоящая из Избирательной комиссии штата (The State Board of Election Supervisors), имеющей статус агентства (the agencie) при Государственном департаменте штата [8], Государственного секретаря штата (the Secretary of state) [9] и Отдела электоральных жалоб (The Elections Compliance Unit) при Государственном департаменте. В отличие от большинства штатов, правомочия Государственного секретаря в штате Луизина, в части организации выборов, ограничены. К его юрисдикции как выборного должностного лица не отнесены правомочия дознания (органом дознания нарушений избирательного законодательства является Отдел электоральных жалоб [10]). Избирательная комиссия штата формируется в следующем составе: вице-губернатор (The lieutenant governor), Государственный секретарь штата (The secretary of state), Генеральный прокурор штата (The attorney general), Электоральный комиссар (The commissioner of elections) направляемый в состав комиссии Государственным секретарем штата, один член направляемый от Ассоциации секретарей суда штата Луизиана (the Clerks of Court Association), избираемый общим собранием Ассоциации, один член направляемый от Ассоциации муниципальных регистраторов избирателей штата (the Registrars of Voters Association), один член направляемый от Ассоциации полицейских штата Луизиана (the Police Jury Association of Louisiana) и один член - представитель научной общественности, отбираемый губернатором из списка кандидатур на замещение государственной должности представляемых губернатору руководителем каждого из ведущих университетов штата (Centenary College at Shreveport, Dillard University at New Orleans, Louisiana College at Pineville, Loyola University at New Orleans, Tulane University of Louisiana at New Orleans, и Xavier University at New Orleans) [11].

На уровне местного самоуправления Конституцией штата Луизиана предусмотрена обязанность каждого муниципального образования формировать государственные должности Регистратора избирателей (a registrar of voters) [12] и сотрудников его аппарата, в пропорциональном количестве от численности населения, от двух (при численности населенного пункта менее 30.000 человек) до семнадцати (при численности на-

селенного пункта свыше одного миллиона человек) [13], являющиеся организаторами выборов и подчиняющиеся Государственному секретарю штата [14]. Назначение на государственную должность штата (Регистратор избирателей) осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в пределах их компетенций и конституционных правомочий [15]. Муниципальным коллегиальным органом - организатором выборов является Муниципальная избирательная комиссия (Parish boards of election supervisors) [16], формируемая из регистратора избирателей, секретаря окружного суда (если в муниципалитете имеется несколько судов осуществляющих раздельное судопроизводство, то членом избирательной комиссии должен быть назначен секретарь того суда, посредством которого осуществляется уголовное судопроизводство) [17], всех руководителей исполнительных комитетов местных структурных подразделений политических партий имеющих в муниципалитете структурное подразделение и одного члена комиссии, назначаемого губернатором. Избирательная комиссия, для реализации своих правомочий может нанимать на возмездной основе исполнительного директора и аппарат сотрудников [18]. Избирательная комиссия из своего состава избирает председателя на срок полномочий 4 года. Отдельно стоит отметить роль прокурора в организации избирательного процесса. В силу закона (Tit. 18, § 64) [19] прокурор не осуществляет надзор за соблюдением избирательного законодательства, а обязан оказывать квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе Регистратору избирателей и Муниципальной избирательной комиссии. Муниципальная избирательная комиссия формирует участковые избирательные комиссии (the precinct) за 29 день до дня голосования [20] перед любыми выборами и референдумами следующим образом [21]. Муниципальная избирательная комиссия назначает по одному Ответственному члену участковой избирательной комиссии (commissioner-in-charge) (осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия на избирательном участке [22]) и отбирает из кадрового резерва сертифицированных членов участковых избирательных комиссий. Процедура получения сертификата лица, имеющего право быть отобранным членом участковой избирательной комиссии реализуется посредством прохождения специального обучения и сдачи итоговой аттестации в виде экзамена с включением в кадровый резерв [23]. По аналогии с некоторыми другими штатами, в Луизиане закон допускает объединение нескольких избирательных участков, находящихся в одном помещении в одну избирательную комиссию под единым руководством [24].

ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫБОРОВ В ШТАТЕ КАЛИФОРНИЯ

Применяемый институт организаторов выборов: Централизованный вертикально интегрированный институт электоральных инспекторов.

Органы и должностные лица - организаторы выборов: Секретари муниципалитетов (The county clerk), избирательные отделы и департаменты (The Secretary of State's Elections Division, County Department of Elections), избирательные участки (polling place(, центры голосования (vote center), сотрудники избирательных участков и инспекторы (Precinct board member).

Избирательная комиссия штата законодательством субъекта федерации не предусмотрена, как и избирательные комиссии иных уровней. Конституцией штата [25] правомочиями организатора выборов наделен Государственный секретарь штата, который является и главой всех организаторов выборов в штате независимо от уровня [26],[27]. Система организаторов выборов является неотъемлемой частью исполнительной ветви власти. На муниципальном уровне правомочиями организаторов выборов наделены Секретари муниципалитетов (The county clerk( [28] за исключением му-

Szydlowski Alexey Valerievich juridical

ELECTION OFFICIALS IN THE U.S. STATES ... science

ниципалитетов El Dorado, Imperial, Kings, Lake, Marin, Merced, Modoc, Monterey, Napa, Riverside, San Joaquin, Solano и Tulare, в которых в силу диспозиции параграфа GOV § 26802.5 Секретарь муниципалитета, ex officio, не является организатором выборов, а замещать муниципальную должность организатора выборов дозволяется представительному органу местного самоуправления [29]. Для реализации конституционных и уставных правомочий организаторов выборов Государственный секретарь штата и организаторы выборов на уровне местного самоуправления создают избирательные отделы и департаменты (The Secretary of State's Elections Division, County Department of Elections). Муниципальные избирательные департаменты обладают всей полнотой власти в части организации выборов и референдумов [30], в том числе правомочиями по формированию избирательных участков (polling place [31]), центров голосования (vote center) и найма на работу сотрудников избирательных участков и инспекторов (Precinct board member). Центры голосования (vote center) - альтернативный вариант традиционному размещению избирательных участков по месту постоянного проживания избирателей. Представляет собой объединённый и укрупнённый избирательный участок, в котором избиратели могут реализовать свое активное избирательное право независимо от места регистрации избирателем (по месту постоянного проживания) в том числе за различных кандидатов из различных избирательных округов. Такой центр голосования имеет всю спецификацию бюллетеней по уровню и юрисдикции выборов и референдумов, но удален от места постоянного проживания избирателей. Авторы критических публикаций указывают в частности, что внедрение института центров голосования имеет негативные последствия для малообеспеченных граждан, так как ограничивает им доступ к реализации активного избирательного права. Законодатель предусмотрел минимальный состав сотрудников избирательного участка в количестве трёх членов - одного электорального инспектора, обладающего всей полнотой власти на участке, включая полномочия по назначению новых (дополнительных) членов в день голосования с целью недопущения приостановки процесса голосования, в случае наступления непредвиденных ситуаций [32], и двух электоральных офицеров [33], но не ограничивает их увеличение, к примеру, за счет рядовых сотрудников (election workers).

Надзор за избирательным процессом Конституцией штата отнесен к компетенции парламента штата [34]. Надзорное ведомство в лице прокуроров муниципалитетов обязано в силу закона оказывать квалифицированную юридическую помощь организаторам выборов. Между тем, стоит сделать оговорку, что диспозиция параграфа § 14 Избирательного кодекса Калифорнии наделят правом на создание временной избирательной комиссии исключительно в случае наступления катастрофических событий, связанных с полной утратой всех избирательных документов и реестров записей Губернатора штата единолично. В этом случае Губернатор назначает Избирательную комиссию в составе Губернатора, Государственного секретаря штата, Генерального прокурора штата и каждого из организаторов выборов в муниципальных образованиях затронутых стихийным бедствием [35]. Некоторые муниципальные образования штата пошли по пути создания собственных муниципальных избирательных комиссий, имеющих скорее декоративную функцию. Город Сан-Франциско в своем Уставе предусмотрел создание такой Избирательной комиссии [36]. Согласно секции 13.103.5. Устава города комиссия учреждается для надзора за выборами и определяет общую политику избирательного департамента. Комиссия формируется из 7 членов, по одному из которых назначают мэр города, представительный орган местного самоуправления, прокурор города, общественный адвокат, федеральный окружной прокурор, город-238

ской казначей и городская комиссия по школьному образованию. Комиссия работает на безвозмездной основе [37] и по своему статусу близка к общественному совету при исполнительном органе государственной власти в Российской Федерации.

ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫБОРОВ В ШТАТЕ ГАВАЙИ

Применяемый институт организаторов выборов: Смешанная: система избирательных комиссий и электоральных инспекторов.

Органы и должностные лица - организаторы выборов: Избирательная комиссия штата Гавайи (State Elections Commission), Департамент бухгалтерии и общего обслуживания (The Department of Accounting and General Services, DAGS), Главный электоральный инспектор (The chief election officer), главы местных администраций (county clerk), Комиссия по регистрации (The board of registration), участковые избирательные комиссии.

Высшим коллегиальным государственным органом -организатором выборов в штате является Избирательная комиссия штата Гавайи (State Elections Commission), имеющая статус структурного подразделения в Департаменте бухгалтерии и общего обслуживания (The Department of Accounting and General Services,DAGS).

Избирательная комиссия штата формируется в составе 9 членов на срок полномочий 4 года. Субъектами отбора кандидатов являются - Президент Сената (верхней палаты парламента) проводит отбор кандидатов и назначает двух членов избирательной комиссии, Председатель Палаты представителей (нижней палаты парламента) проводит отбор кандидатов и назначает двух членов комиссии, сенаторы от всех иных партий, отличных от партии, представителем которой является Президент Сената проводят отбор и назначают двух членов избирательной комиссии, депутаты Палаты представителей от всех иных партий, отличных от партии, представителем которой является Председатель Палаты представителей проводят отбор кандидатов и назначают двух членов комиссии, Избирательная комиссия штата, сформированная указанным выше способом, проводит отбор и назначает девятого члена комиссии, на которого возлагаются полномочия Председателя Избирательной комиссии штата (chairperson) [38]. Согласно параграфу §11-7.5 Избирательного закона Гавайев, к правомочиям Избирательной комиссии относятся - проведение публичных слушаний в пределах её компетенции, проведение расследования любых нарушений избирательного законодательства, рассмотрение любых жалоб на нарушение избирательного законодательства, назначение Главного избирательного инспектора и оценка его работы [39]. Членам избирательной комиссии законодатель прямо запретил выплачивать заработную плату (The elections commissioners shall serve without compensation), однако предусмотрел компенсацию всех иных расходов связанных с исполнением возложенных обязанностей члена Избирательной комиссии. Высшим должностным лицом, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия - организатора выборов является Главный электоральный инспектор (The chief election officer) [40], назначаемый Избирательной комиссией штата Гавайи без согласования (либо утверждения - senatorial confirmation) с исполнительными, законодательными либо судебными ветвями власти штата [41]. Настоящая государственная должность является неполитической, также законом установлен запрет на осуществление иной оплачиваемой работы Главным электоральным инспектором. Главный электоральный инспектор правомочен осуществлять контроль за всеми выборами и референдумами в штате, а также в пределах правоприменительного усмотрения наделяет полномочиями (делегирует свои обязанности) организатора выборов на уровне местного самоуправления любым должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции (по Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

юридические науки

Шидловский Алексей Валерьевич ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫБОРОВ В ШТАТАХ ...

общему правилу главам местных администраций (county clerk). The county clerk - это должностное лицо местного самоуправления, назначаемое представительным органом местного самоуправления и наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения. Не является высшим выборным должностным лицом муниципального образования в отличие от мэра. Главный электоральный инспектор также осуществляет отбор и назначение всех членов участковых избирательных комиссий штата по следующему правилу. Не позднее, чем за 60 дней до 16 часов 30 минут дня окончания приема документов для выдвижения кандидатов на выборные должности все политические партии, зарегистрированные в штате, подают списки кандидатов в члены участковых избирательных комиссий Главному электоральному инспектору, который, в порядке поступления от партий списков кандидатов, проводит их формальную юридическую проверку и осуществляет регистрацию членами участковых избирательных комиссий. Особенностью регионального законодательства является процедура назначения председателя участковой избирательной комиссии и пропорции членов комиссии от различных политических партий. По общему правилу, председателем участковой избирательной комиссии автоматически становится первый внесенный в список членов конкретной участковой избирательной комиссии кандидат, что стимулирует активность партий по ранней подготовке и подаче списков кандидатов. Количество членов участковой избирательной комиссии от конкретной политической партии является сложной производной от суммы всех голосов поданных за Президента США, Вице-президента США, Губернатора штата, Вице-губернатора штата, сенаторов штата и депутатов штата, за исключением голосов, поданных за беспартийных кандидатов, деленное на общее количество голосов поданных за всех кандидатов внесенных в избирательные бюллетени от всех политических партий по конкретному округу. Однако правотворец установил предельное количество членов от одной политической партии на уровне 50% вне зависимости от расчетного процента, превышающего пятидесятипроцентный барьер. По общему правилу, членами участковой избирательной комиссии могут быть назначены исключительно избиратели, зарегистрированные на том же избирательном участке. В исключительных случаях Главный электоральный инспектор правомочен в пределах правоприменительного усмотрения отойти от данной нормы закона и назначить членами избирательных комиссии лиц, не являющихся избирателями участка и не принадлежащих ни каким политическим партиям [42]. Уникальной особенностью законодательства штата Гавайи является наличие такой квазисудебной апелляционной инстанции как Комиссия по регистрации (The board of registration) также имеющих статус структурных подразделений в Департаменте бухгалтерии и общего обслуживания. Первоначально комиссии по регистрации рассматривали исключительно споры, вытекающие из регистрации избирателей, но юридическая эволюция привела к наделению их судебными полномочиями по рассмотрению всех нарушений избирательного законодательства: им «предоставляются все полномочия, в том числе полномочия для вызова и допроса свидетелей, поддержания порядка, включая полномочия по наказанию за неуважение к суду и вознаграждению свидетелей» [43]. Комиссии по регистрации являются межмуниципальными органами, исходят из принципа инстанци-онального рассмотрения дел, занимают промежуточное инстанциональное положение и рассматривают апелляционные жалобы на решения участковых избирательных комиссий и должностных лиц местного самоуправления - организаторов выборов. Вышестоящей инстанцией является Избирательная комиссия штата. Назначение членов Комиссий по регистрации относится к компетенции Губернатора штата, однако осуществляется с согласия

Сената штата [44].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая работа продолжила одно из первых всесторонних объективных исследований органов и должностных лиц-организаторов выборов в субъектах США. Предоставила для системного и компаративного юридического анализа обзор законодательства о выборах на уровне штатов Луизиана, Калифорния и Гавайев. Позволила рассмотреть всю палитру избирательного законодательства упомянутых штатов под новым углом зрения, позволяющего увидеть новые юридические конструкции, ранее скрытые от невооруженного глаза. Настоящее исследование организаторов выборов в штатах США незаменимо для законодателей и ученных, в преддверии реформы избирательного права в Российской Федерации, созданию Избирательного кодекса и Электоральной юстиции в России. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Moynihan D. P., Silva C. L. The administrators of democracy: A research note on local election officials //Public Administration Review. -2008. - Т. 68. - №. 5. - С. 816-827.

2. Mann R. Re-Examining Indiana's Voter Id Law in Light of Recent Federal Court Cases: Where Does It Go From Here and What's Next for Indiana Election Law //Ind. L. Rev. — 2018. - Т. 51. — С. 243.

3. Rhodes S. C. et al. The Role of DarkMoney Disclosure on Candidate Evaluations and Viability //Election Law Journal: Rules, Politics, and Policy. - 2019.

4. Damschroder, Matthew M.. Of Money, Machines, and Management: Election Administration from an Administrator's Perspective. June 2013Election Law Journal 12(2):195-202. DOI: 10.1089/elj.2013.1225

5. Шидловский А.В. Доктрина Кули и Правило Диллона: современные проблемы американского избирательного права // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 3. С. 107-123.D01:10.18384/2310-6794-2018-3-107-123.

6. Шидловский А. В. Организаторы выборов в штатах США. Айдахо, Айова, Аляска. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 3.

7. Шидловский А. В. Круг выборных органов и должностных лиц в штатах США в разрезе федеративного устройства власти // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 1. С. 82-100.D0I: 10.18384/23106794-2019-1-82-100.

8. Louisiana Revised Statutes Tit. 36, § 802. Transfer; retention of policymaking and rulemaking functions. [Электронный ресурс] https:// codes.findlaw.com/la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-36-sect-802.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

9. Louisiana Revised Statutes Tit. 36, § 741. Department of State; creation; domicile; purposes and functions. [Электронный ресурс] https:// codes.findlaw.com/la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-36-sect-741.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

10. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 49.1. . Elections compliance unit; powers and duties. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw. com/la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-18-sect-49-1.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

11. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 23. State Board of Election Supervisors. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/la/ revised-statutes/la-rev-stat-tit-18-sect-23.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

12. Louisiana Constitution of 1974 Art. XI, § 5. Registrar of Voters. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/la/louisiana-constitu-tion-of-1974/la-const-art-xi-sect-5.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

13. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 59.2. . Number of employee positions established; increase; decrease. [Электронный ресурс] https:// codes.findlaw.com/la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-18-sect-59-2.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

14. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 58. Powers and duties of registrars. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/la/revised-stat-utesfla-rev-stat-tit-18-sect-58.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

15. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 51.1. . Manner of appointment of the registrar. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-18-sect-51-1.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

16. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 423. Parish boards of election supervisors. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-18-sect-423.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

17. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 2. Definitions. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-18-sect-2.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

18. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 423. Parish boards of election supervisors. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-18-sect-423.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

19. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 64. Attorney general as legal adviser to registrar. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw. com/la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-18-sect-64.html (дата обращения: 18.09.2019 г.)._

Szydlowski Alexey Valerievich

ELECTION OFFICIALS IN THE U.S. STATES ..

juridical science

20. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 434. Commissioners and alternate commissioners; selection; commission; disqualification; replacement. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/la/revised-stat-utes7la-rev-stat-tit-18-sect-434.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

21. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 1286. Polling places; election officers. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/la/revised-stat-utes/la-rev-stat-tit-18-sect-1286.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

22. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 424. Commissioners-in-charge. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/la/revised-stat-utes/la-rev-stat-tit-18-sect-424.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

23. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 434. Commissioners and alternate commissioners; selection; commission; disqualification; replacement. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/la/revised-stat-utes/la-rev-stat-tit-18-sect-434.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

24. Louisiana Revised Statutes Tit. 18, § 425.1. . Consolidation of polling places; reduction of voting machines and election officials. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw. com/la/revised-statutes/la-rev-stat-tit-18-sect-425-1.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

25. Constitution of the State of California 1879 Art. II, § 9. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/constitu-tion-of-the-state-of-california-1879/cons-art-ii-sect-9.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

26. California Code, Elections Code - ELEC § 10. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/elections-code/elec-sect-10.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

27. California Code, Government Code - GOV § 12172.5. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/government-code/ gov-sect-12172-5.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

28. California Code, Government Code - GOV § 26802. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/government-code/gov-sect-26802. html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

29. California Code, Government Code - GOV § 26802.5. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/government-code/ gov-sect-26802-5.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

30. California Code, Elections Code - ELEC § 12286. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/elections-code/elec-sect-12286.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

31. California Code, Elections Code - ELEC § 338.5. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/elections-code/elec-sect-338-5.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

32. California Code, Elections Code - ELEC § 12314. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/elections-code/elec-sect-12314.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

33. California Code, Elections Code - ELEC § 12304. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/elections-code/elec-sect-12304.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

34. Constitution of the State of California 1879 Art. II, § 3. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/constitu-tion-of-the-state-of-california-1879/cons-art-ii-sect-3.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

35. California Code, Elections Code - ELEC § 14. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ca/elections-code/elec-sect-14.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

36. SEC. 13.103.5. ELECTIONS COMMISSION. [Электронный ресурс] http://library.amlegal.com/nxt/gateway.dll/California/charter_sf/ar-ticlexiiielections?f=templates$fn=default.htm$3.0$vid=amlegal:sanfran-cisco_ca$anc=JD_13.103.5 (дата обращения: 18.09.2019 г.).

37. SEC. 13.103.5. ELECTIONS COMMISSION. [Электронный ресурс] http://library.amlegal.com/nxt/gateway.dll/California/charter_sf/ar-ticlexiiielections?f=templates$fn=default.htm$3.0$vid=amlegal:sanfran-cisco_ca$anc=JD_13.103.5 (дата обращения: 18.09.2019 г.).

38. Hawaii Revised Statutes Division 1. Government § 11-7. Elections commission. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/hi/divi-sion-1-government/hi-rev-st-sect-11-7.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

39. Hawaii Revised Statutes Division 1. Government § 11-7.5. Duties of the elections commission. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw. com/hi/division-1-government/hi-rev-st-sect-11-7-5.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

40. Hawaii Revised Statutes Division 1. Government § 11-1. Definitions. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/hi/division-1-govern-ment/hi-rev-st-sect-11-1.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

41. Hawaii Revised Statutes Division 1. Government § 11-1.6. Appointment of the chief election officer; requirements; term; restrictions; salary; reappointment; removal. [Электронный ресурс] https://codes. findlaw.com/hi/division-1-government/hi-rev-st-sect-11-1-6.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

42. Hawaii Revised Statutes Division 1. Government § 11-72. Precinct officials; submission of names and assignment; vacancies. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/hi/division-1-government/hi-rev-st-sect-11-72.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

43. Hawaii Revised Statutes Division 1. Government § 11-43. Powers; procedures. [Электронный ресурс] https://codes.findlaw.com/ hi/division-1-government/hi-rev-st-sect-11-43.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

44. Hawaii Revised Statutes Division 1. Government § 11-41. Boards of registration, appointment, tenure. [Электронный ресурс] https://codes. findlaw.com/hi/division-1-government/hi-rev-st-sect-11-41.html (дата обращения: 18.09.2019 г.).

Статья поступила в редакцию 17.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

240

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.