Научная статья на тему 'Правовой статус Рабоче Крестьянской инспекции в системе органов государственного контроля в 1918 1922 гг.'

Правовой статус Рабоче Крестьянской инспекции в системе органов государственного контроля в 1918 1922 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
16
Поделиться

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Голотов Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Правовой статус Рабоче Крестьянской инспекции в системе органов государственного контроля в 1918 1922 гг.»

Голотов Д.Г.

Правовой статус Рабоче - Крестьянской инспекции в системе органов государственного контроля в 1918 - 1922 гг.

Разработанный на основе ленинско - сталинских указаний и принятый ВЦИК 7 февраля 1920 года Декрет о Рабоче - Крестьянской инспекции (Положение) явился тем правовым актом, который определил обязанности, права и организационное построение аппарата государственного контроля.

Важно подчеркнуть, что Положением 1920 года Рабоче -Крестьянской инспекции были предоставлены следующие полномочия:

- осуществление контроля за деятельностью всех органов государственного управления, хозяйства и общественных организаций;

- борьба с бюрократизмом и волокитой во всех учреждениях и организациях;

- проведение летучих ревизий и обследование всех органов, как в области хозяйственной деятельности, так и в области административной, а также повседневное наблюдение за выполнением этими учреждениями всех декретов и постановлений Советского Правительства;

- надзор за законностью в управлении.

Проанализировав предысторию образования Рабоче -Крестьянской инспекции заметим, что законодательно такие широкие полномочия в области контроля были впервые закреплены именно за Рабоче - Крестьянской инспекцией.

95

Правовой статус Рабоче - Крестьянской инспекции также регламентировался февральским Положением 1920 г . Устанавливалось, что Рабоче - Крестьянская инспекция, действовавшая на правах наркомата, являлась органом контроля, органом проверки исполнения и органом надзора за законностью в управлении .

Для выполнения этих ответственных обязанностей органам Рабоче - Крестьянской инспекции были предоставлены большие права. Рабоче -Крестьянская инспекция имела право:

- участвовать во всех совещаниях и заседаниях органов советской власти и общественных организаций;

- ревизовать деятельность этих органов и делать представления в центральные и местные органы власти о необходимости упрощения аппарата;

- упразднять параллелизм в работе, устранять бесхозяйственность, волокиту, бюрократизм, вплоть до полного преобразования всей системы управления в тех или иных областях государственного строительства.

- самостоятельного реагирования на обнаруженные нарушения и привлечения виновных лиц к ответственности.

В соответствии с задачами, возложенными партией и правительством на органы Рабоче - Крестьянской инспекции, в начале 1920 года проводились реорганизация бывшего наркомата государственного контроля и одновременно слияние ведомственных инспекций с Народным комиссариатом Рабоче - Крестьянской инспекции.

Центральный аппарат народного комиссариата Рабоче -Крестьянской инспекции в 1920 году состоял из следующих структурных подразделений: коллегия, инспекции общего и специального назначения и отделы.

К инспекциям общего назначения относились: Технопромышленная. Продовольственная и сельскохозяйственная, Финансовая, Административная, Охраны труда и народного здравия, Просвещения и пропаганды, Центральное бюро жалоб и заявлений. Кроме того, имелись инспекции специального назначения: Военно -морская, Полевая и Средств сообщения и связи (переименованная 19 ноября 1920 года в Инспекцию путей сообщения).

Местными органами Наркомата Рабоче - Крестьянской инспекции были Рабоче - Крестьянскии инспекции областей, краев, губерний, уездов и волостей, а также районные и участковые рабоче -крестьянскии инспекции.

В автономных республиках РСФСР образовывались наркоматы Рабоче - Крестьянской инспекции, подотчетные ЦИК данной автономной республики. Народные комиссары и члены коллегии избирались ЦИК республик по соглашению с Народным комиссариатом Рабоче -

96

Крестьянской инспекции РСФСР. Специальные инспекции как экстерриториальные органы подчинялись непосредственно Народному комиссариату Рабоче - Крестьянской инспекции РСФСР, но обязаны были периодически отчитываться перед Народным комиссариатом Рабоче - Крестьянской инспекции республик.

Таким образом, для одних органов инспекции был установлен принцип подчинения только центру, а для других - принцип двойного подчинения: «Двойное подчинение, - писал В.И. Ленин, - необходимо там, где надо уметь учитывать действительно существующую неизбежность различия... Не учитывать... местных отличий значило бы впадать в бюрократический централизм и т.п., значило бы мешать местным работникам в том учете местных различий, который является основой разумной работы» .

В целях улучшения руководства местными органами Рабоче -Крестьянской инспекции отдаленных губерний постановлением коллегии Народного комиссариата Рабоче - Крестьянской инспекции от 29 мая 1920 года было признано необходимым учреждение областных рабочекрестьянских инспекций для руководства группой губернских РКИ. В конце 1920 года областные Рабоче - Крестьянскии инспекции были созданы в Сибири (Омск) и на Кавказе (Ростов - на - Дону).

Далее последовало Постановление коллегии Народного комиссариата Рабоче - Крестьянской инспекции от 24 октября 1920 года, которым в составе губернских и их уездных отделений были образованы особые военные отделения для ревизионно - инспекционного наблюдения за учреждениями военного ведомства.

В 1920 г. в РСФСР было местных инспекций: в автономных республиках - 8, в автономных областях - 9, в губерниях (вместе с УССР) - 56, уездах (вместе с УССР) - 489, а всего 562 инспекции; специальных инспекций: продовольственных - 28, путей сообщения -39, связи - 3, водного транспорта - 9, военно - окружных - 12, морских -5, полевых - 1-. Итого 668 местных и специальных инспекций.

Необходимо отметить, что взаимоотношения между Народным комиссариатом Рабоче - Крестьянской инспекции РСФСР и Народным

комиссариатом Рабоче - Крестьянской инспекции советских республик,

находившихся в договорных связях с РСФС, определялись соглашениями соответствующих высших органов этих республик. Так, взаимоотношения Народного комиссариата Рабоче - Крестьянской инспекции РСФСР И УССР впервые были определены особыми

соглашениями между ними, объявленными в приказе Народного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

комиссариата Рабоче - Крестьянской инспекции РСФСР от 31 июля 1920 года. Указывалось, что «на основании постановлений ВЦИК и Всеукраинского ЦИК о федеративном объединении органов Рабоче -Крестьянской инспекции УССР и РСФСР, все приказы, распоряжения и руководящие указания Народного комиссариата Рабоче - Крестьянской

97

инспекции РСФСР обязательны для всех органов Рабоче - Крестьянской инспекции УССР».

Затем на основании утвержденного VIII Всероссийским съездом Советов союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и УССР все инспекционные органы, действовавшие на территории Украины, перешли в ведение Народного комиссариата Рабоче -Крестьянской инспекции УССР, а соглашение от 31 июля 1920 года было аннулировано. За Народным комиссариатом Рабоче - Крестьянской инспекции РСФСР осталось право взаимных инспекционных заданий по объединенным комиссариатам, а также обмена всеми приказами, бюллетенями, отчетами и другими заданиями.

Закрепленные за Рабоче - Крестьянской инспекцией и перечисленные выше задачи соответственно не могли быть выполнены прежними методами и в прежних формах. «Чтобы уметь исправить надо, во-первых, изучать и изучить ведение дела в том или ином учреждении, предприятии, отделе.» . После принятия соответствующих нормативно-правовых актов, вновь созданному народному комиссариату Рабоче - Крестьянской инспекции необходимо было на практике вырабатывать новые эффективные методы работы, и научиться решать поставленные перед ним задачи максимально полно используя предоставленные законодательством полномочия.

98