Научная статья на тему 'Правовой статус органов федеральной службы охраны Российской Федерации'

Правовой статус органов федеральной службы охраны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
751
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
статья посвящена исследованию правового положения органов Федеральной службы охраны РФ. Целью выступает проведение комплексного анализа правовых норм / в которых закреплены положения / определяющие правовой статус данных государственных органов. В процессе исследования проанализирована история возникновения и становления Федеральной службы охраны РФ / обозначен правовой статус / которым обладает данный орган. Полученные выводы возможно использовать как основу для проведения дальнейших исследований / затрагивающих сферу правового статуса Федеральной службы охраны РФ либо иных государственных органов / осуществляющих схожие функции. Научная новизна исследования состоит в том / что автором посредством использования специальных источников комплексно проанализированы нормативные правовые акты / содержащие положения о Федеральной службе охраны РФ / история становления и развития данного государственного органа / его функции и задачи / что позволило наиболее полно и четко определить правовой статус органов Федеральной службы охраны РФ. / USSR KGB / legal status / President of Russia / guarded property / state protection / state protection services system / Federal Guard Service of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лошкарев И.О.

статья посвящена исследованию правового положения органов Федеральной службы охраны РФ. Целью выступает проведение комплексного анализа правовых норм, в которых закреплены положения, определяющие правовой статус данных государственных органов. В процессе исследования проанализирована история возникновения и становления Федеральной службы охраны РФ, обозначен правовой статус, которым обладает данный орган. Полученные выводы возможно использовать как основу для проведения дальнейших исследований, затрагивающих сферу правового статуса Федеральной службы охраны РФ либо иных государственных органов, осуществляющих схожие функции. Научная новизна исследования состоит в том, что автором посредством использования специальных источников комплексно проанализированы нормативные правовые акты, содержащие положения о Федеральной службе охраны РФ, история становления и развития данного государственного органа, его функции и задачи, что позволило наиболее полно и четко определить правовой статус органов Федеральной службы охраны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal status of the services of the federal guard service of the Russian Federation

the article reviews the legal status of the services of the Federal Guard Service of the Russian Federation. The purpose of this article is to conduct a comprehensive analysis of regulations that determine the legal status of these state agencies. In the course of the study, the history of the emergence and formation of the Federal Guard Service of the Russian Federation was analyzed, the legal status of this agency was determined. The conclusions of this study can be used as a basis for further research relating to the scope of the legal status of the Federal Guard Service of the Russian Federation, or other state agencies performing similar functions. The scientific novelty of the study lies in the fact that the author, by accessing specialized sources, has comprehensively investigated and analyzed the laws and regulations containing the provisions on the Federal Guard Service of the Russian Federation, the history of the formation and development of this state agency, its functions and tasks, which made it possible to most fully and clearly define the legal status of the services of the Federal Guard Service of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовой статус органов федеральной службы охраны Российской Федерации»

И. О. Лошкарев,

аспирант кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов

I. O. Loshkarev,

Postgraduate .student of the Constitutional Law and Proceedings Department of the Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia loshkarev.1994@mail.ru

DOI:

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ^

СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

и о

Аннотация: статья посвящена исследованию правового положения органов £

Федеральной службы охраны РФ. Целью выступает проведение комплексного анализа 2

правовых норм, в которых закреплены положения, определяющие правовой статус 2

данных государственных органов. В процессе исследования проанализирована история ■§

возникновения и становления Федеральной службы охраны РФ, обозначен правовой |

статус, которым обладает данный орган. Полученные выводы возможно исполь- ™

зовать как основу для проведения дальнейших исследований, затрагивающих сферу ^

правового статуса Федеральной службы охраны РФ либо иных государственных ■§

органов, осуществляющих схожие функции. Научная новизна исследования состоит ^

в том, что автором посредством использования специальных источников комплексно о,

проанализированы нормативные правовые акты, содержащие положения о Федераль- §

ной службе охраны РФ, история становления и развития данного государственного Ж

органа, его функции и задачи, что позволило наиболее полно и четко определить 2

правовой статус органов Федеральной службы охраны РФ. §

Ключевые слова: КГБ СССР, правовой статус, Президент РФ, охраняемый -с

объект, охрана государства, система органов охраны государства, Федеральная ^

служба охраны РФ. £

THE LEGAL STATUS OF THE SERVICES OF THE FEDERAL | GUARD SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION §

8

Abstract: the article reviews the legal status of the services of the Federal Guard Service of the Russian Federation. The purpose of this article is to conduct a comprehensive !

analysis of regulations that determine the legal status of these state agencies. In the course of the study, the history of the emergence and formation of the Federal Guard Service of the Russian Federation was analyzed, the legal status of this agency was determined. i The conclusions of this study can be used as a basis for further research relating to the .scope ^ of the legal status of the Federal Guard Service of the Russian Federation, or other state ^ agencies performing similar functions. The scientific novelty of the study lies in the fact that E the author, by accessing specialized sources, has comprehensively investigated and analyzed the laws and regulations containing the provisions on the Federal Guard Service of the n Russian Federation, the history of the formation and development of this state agency, its functions and tasks, which made it possible to most fully and clearly define the legal status of the services of the Federal Guard Service of the Russian Federation.

219

Keywords: USSR KGB, legal status, President of Russia, guarded property, .state protection, .state protection services system, Federal Guard Service of the Russian Federation.

В процессе исторического развития Российского государства до того времени, когда была создана Федеральная служба охраны РФ, существовал иной государственный орган, выполнявший аналогичные функции, - Девятое управление КГБ СССР. В 1990 г. оно было преобразовано в Службу охраны КГБ СССР. В 1991 г. из ведения КГБ данная Служба была выведена, получив наименование Управления охраны, подведомственного аппарату Президента СССР [1, с. 97].

Позже Президентом РСФСР была создана собственная служба безопасности, начальником которой был назначен А. В. Коржаков. Перед ним стояла непростая задача - в семидневный период создать новую структуру и штаты службы. „о В конце 1991 г. Управление охраны прекратило свою деятельность, го а на его основе был сформирован иной орган государственной охраны,

получивший наименование Главного управления охраны РСФСР. а В 1996 г. Указом Президента РФ было закреплено новое название § Главного управления охраны - Федеральная служба охраны РФ (далее § - ФСО России). Ее руководителем стал Ю. В. Крапивин. 2 В том же году, согласно Указу Президента РФ N° 1013, в структуру ^ ФСО России была включена Служба безопасности Президента РФ — [2]. Вскоре после этого было утверждено Положение о Федеральной § службе охраны РФ, которое закрепило основные нормы, регламенти-25 рующие работу данного органа.

§ Ввиду изменившейся ситуации в сфере государственно-правово-^ го развития в 2004 г. было принято новое Положение о ФСО России.

В данном случае необходимо обозначить обстоятельства, повлекшие о изменения в правовом статусе исследуемой службы. Важно опре-^ делить, что на тот момент под руководством Президента РФ было С осуществлено разделение государственных органов исполнительной власти на три специальных категории.

220 К первой были отнесены федеральные министерства - государ-^ ственные органы, выполняющие функции исполнительной власти. (V Ко второй - федеральные службы - органы исполнительной вла-® сти, уполномоченные осуществлять государственный контроль, ^ а также надзор в области государственной обороны и безопасности [3, с. 174]. К третьей категории были отнесены федеральные агентства. Федеральное агентство - это орган исполнительной власти, уполномоченный управлять государственным имуществом в пределах собственной компетенции [4, с. 138].

Обозначенные новшества, введенные в систему органов исполнительной власти, получили закрепление и продолжение в Положении о ФСО России. Согласно данному Положению, в состав органов ФСО России была включена Спецсвязь России, ставшая структурным подразделением данной службы.

В 2017 г. органам ФСО России добавили полномочий, а именно право на изъятие земельных участков в случаях государственной необходимости. При этом объект изъятия может быть абсолютно любым. Кроме того, ФСО России стала полномочна ограничивать движение на автомобильных трассах, использовать в своей деятельности такие .=] объекты, как аэропорты, морские порты, речные порты [5, с. 114]. п Наряду с этим ФСО России вправе защищать конфиденциальные о данные государственных служащих, находящихся под государствен- 5 ной охраной. Ввиду этого, чтобы получить подобные данные, не- 0 обходимо наличие специального доступа, который предоставляется ■§ либо государственным управленцем, либо сотрудниками ФСО России. | Расширение полномочий органов данной службы объясняется © осложнениями во внешнеполитической обстановке, складывающейся £ на международном уровне весьма неблагоприятно. Дополнительные | полномочия органов ФСО России наиболее полно отвечают требова- | ниям безопасности Российского государства. § Основной функцией ФСО России является государственная охра- ^ на. Государственной охраной называется обеспечение власти государ- | ства в области организации абсолютной безопасности должностных лиц, в том числе Президента РФ, либо объектов, которые находятся под ^ защитой государства и обладают значимостью для страны [6, с. 80]. о Государственная охрана осуществляется посредством применения 0 правовых мер, охранных мер, мер изменения в режиме, организаци- | онных мер и иных реализуемых данными органами. £ При осуществлении охранной деятельности органы ФСО Ц России руководствуются нормами и положениями, закрепленными | в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также между- 221 народных договорах и соглашениях [7, с. 832]. х Наряду с этим возможно выделить основные принципы, которыми р руководствуются органы ФСО России, осуществляющие государ- о ственную охрану: принцип законности действий, принцип соблюдения 5 прав и свобод населения государства, принцип непосредственного п и центрального руководства, принцип непрерывной деятельности, принцип подконтрольности.

Исходя из данных положений, представляется возможным сформулировать общее определение службы, осуществляющей государственную охрану. Федеральная служба охраны РФ - это государственный орган, входящий в систему исполнительной ветви власти на правах государственного комитета Российской Федерации, осуществляющий определенную политику государства, нормативно-правовое регулирование, обеспечивающий в пределах собственных полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране [8, с. 327].

ФСО России подотчетна Президенту РФ. Именно глава государства утверждает Положение о Федеральной службе охраны РФ, ее структуру и полномочия [9]. Стоит отметить, что ФСО России также подотчетна Правительству РФ, но лишь в части взаимодействия данной службы с иными органами исполнительной власти. .а Для наиболее полного раскрытия правового статуса органов ФСО России необходимо выделить основные функции данной службы: ■ своевременное прогнозирование и обнаружение потенциальных а угроз объектам государственной безопасности, а также реализация

о5 полного комплекса мер по предотвращению угрозы; §

| [10, с. 152];

I

С

I

постоянное обеспечение охраны всех охраняемых объектов

■ организация бесперебойной и эффективной работы спецсвязи;

■ обеспечение безопасности на объектах государственной охраны и автомобильных трассах путем предотвращения преступлений, а также их обнаружения и дальнейшего пресечения [11, с. 335];

■ организация и обеспечение работоспособности всех федеральных информационных систем, напрямую используемых и принадлежащих органам государственной власти;

<5 ■ обеспечение защиты персональных данных государствен-^ ных служащих, находящихся под охраной государства, а также С их родственников.

На основании установленных функций представляется возмож-222 ным выделить следующие особенности, присущие правовому статусу ^ органов ФСО России: нестандартное правовое регулирование, нали-(V чие особого правового статуса, беспрецедентный объем полномочий § [12, с. 28].

^ Исходя из смысла правовых норм, закрепленных в Положении о Федеральной службе охраны РФ, можно отметить, что данная служба является главенствующим государственным органом в иерархии органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную охрану.

Вместе с тем Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N° 57-ФЗ «О государственной охране» закрепляет в себе положения, касающиеся деятельности Федеральной службы охраны РФ. Из их содержания следует, что в правовой статус органов ФСО России входят полномочия, позволяющие должностным лицам службы в случаях крайней необходимости ограничивать конституционные права и свободы населения страны. Подобная деятельность не является противоправной и осуществляется в «рабочем» режиме - дополнительное правовое регулирование не используется [13]. Как правило, органы ФСО России

вправе ограничивать такие конституционные права граждан, как не- .=]

прикосновенность личности, свобода перемещения, неприкосновен- п

ность жилища и пр. [14] |

В целом полномочия ФСО России носят исключительный харак- 5 тер. Тем не менее информация об организационных приемах, тактиках 0

и методах, используемых органами ФСО России, не предается ши- ■§ рокой общественной огласке, т.к. это напрямую связано с вопросами |

обеспечения безопасности государства и общества. £

Несмотря на то что полномочия по руководству органами £

Федеральной службы охраны РФ возложены на Президента РФ, во |

главе данной службы находится директор. Назначение его на долж- |

ность, а также освобождение от нее осуществляется Президентом РФ. §

Необходимо обозначить основные обязанности, содержащиеся ^

в правовом статусе органов ФСО России: п

■ осуществление индивидуальной, персональной охраны особой категории лиц, находящихся под государственной охраной; ^

■ обеспечение их транспортной безопасности; 0

■ обеспечение безопасного питания лиц, находящихся под охра- 0 ной государства; |

■ выявление противоправных мер, их предупреждение и пре- £

А

сечение в отношении указанных лиц; Ц

■ обеспечение главы государства связью специального характера, | в частности с зарубежными государствами;

■ осуществление мероприятий оперативно-разыскного характера. 223 При осуществлении подобных мероприятий либо проезда лиц, нахо- х дящихся под государственной охраной, органы ФСО России вправе р организовывать проверку документов, удостоверяющих личность, до- о смотр или осмотр вещей определенных лиц, проверять документацию 5

на транспортные средства, а также содержание грузов, перевозимых п ими [15, с. 143].

Кроме того, органы ФСО России могут осуществлять задержание либо доставку в органы обеспечения безопасности населения

лиц, подозреваемых в совершении определенных противоправных действий на объектах, подлежащих государственной охране, либо на территориях, по которым осуществляется передвижение охраняемых лиц.

В настоящее время в Российской Федерации сформирована централизованная и единая структура, обеспечивающая эффективное и комплексное осуществление мер государственной охраны. Данная структура получила наименование Федеральной службы охраны РФ. Она обладает особым правовым статусом, широким объемом прав и полномочий, а также правовым регулированием, основанным на компромиссе между обеспечением государственной охраны и ненарушением конституционных прав и свобод граждан.

В повседневной деятельности данная служба тесно взаимодействует с различными государственными органами, обеспечивающими безопасность страны и общества. Ввиду этого при обеспечении го безопасности охраняемых лиц на публичных мероприятиях, при их передвижении в транспортных средствах по дорогам общего № пользования органами ФСО России осуществляется взаимодействие § с подразделениями контрразведки, разведки, Министерства обороны § РФ или органов внутренних дел.

2 Осуществление надежной и эффективной государственной охраны

^ является важнейшим условием для функционирования сильной госу-

— дарственной власти. Все это создает предпосылки для обеспечения

§ государственного суверенитета, безопасности страны, общества, С

§ их прогрессивного развития. §

Список литературы:

^ 1. Боричев, К.В. О роли органов государственной охраны в про-

§ тиводействии терроризму / К.В. Боричев, М.Ю. Павлик // Вестник

® Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 1 (89).

£ - С. 94-103.

С

224

2. О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов государственной охраны : указ Президента РФ от 2 июля 1996 г. № 1013 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 28, ст. 3361.

3. Надарин, Э.С. Административно-правовые режимы, устанавливае-(у мые в сфере защиты и охраны государственной границы / Э. С. Надарин // О Транспортное дело России. - 2014. - № 4. - С. 173-176.

«V

4. Ёркина, Т.Н. Федеральная служба войск национальной гвардии России. Вопросы участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности / Т.Н. Ёркина // Закон и право. - 2019. - № 7. - С. 137-140.

5. Джандаров, М. Федеральная служба охраны РФ: задачи, состав и основные направления деятельности / М. Джандаров // Проблемы совершен-

ствования законодательства : сб. науч. ст. студ. юрид. ф-та СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). - Махачкала : АЛЕФ, 2019. - С. 112-114.

6. Квасов, В.Б. Проблемы правового регулирования государственной охраны объектов / В.Б. Квасов, О.В. Шкеля // Общество и право. - 2018.

- № 1 (63). - С. 80-86.

7. Бузаканов, В.Б. Органы внешней разведки России и Федеральная служба охраны России в качестве органов дознания в уголовном процессе / В.Б. Бузаканов // Молодежь - Барнаулу : матер. XXII городской науч.-практ. конф. молодых ученых. - Барнаул : Алтайский гос. ун-т, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Энциклопедия Федеральной службы охраны Российской Федерации / под общ. ред. Е.А. Мурова. - М. : Кучково поле, 2012. - 480 с.

9. Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации : указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 (в ред. от 12 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 32, ст. 3314; 2021.

- № 16, ч. 1, ст. 2747.

10. Квасов, В.Б. Присоединение ведомственной охраны к ФГУП «Охрана» Росгвардии: стратегия, план, перспективы / В.Б. Квасов // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 1. - С. 151-154.

11. Челпанова, М. М. Особенности реализации статуса Федеральной службы охраны Российской Федерации в Крымском федеральном округе / М. М. Челпанова // Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе : матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар : Краснодарский ун-т МВД России, 2016. - С. 334-337.

12. Трифонова, Т.А. Юридические проблемы охранной деятельности ^ (на примере Федеральной службы охраны) / Т.А. Трифонова // Пролог: 5 журнал о праве. - 2017. - № 4 (16). - С. 27-31. Ц

13. О государственной охране : федеральный закон от 27 мая 1996 г. | № 57-ФЗ (в ред. от 30 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. 5 Федерации. - 1996. - № 22, ст. 2594; 2021. - № 18, ст. 3060. |

14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - 1ЖЬ: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 04.07.2020). |

15. Чистяков, Н.О. Федеральная служба охраны РФ и служба внеш- 8 ней разведки РФ как органы дознания в уголовном судопроизводстве / 225 Н.О. Чистяков // Вестник науки. - 2018. - № 9 (9). - С. 142-145. _

л

в £

& в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.