ПРАКТИКА
ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕЗАКОННОГО МИГРАНТА: ПРОБЛЕМА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
THE LEGAL STATUS OF ILLEGAL MIGRANT: THE PROBLEM OF
DETERMINING
УДК 342.95
Л.П. РЯЗАНОВА, L.P. RYAZANOVA,
магистрант undergraduate
(Белгородский государственный национальный (Belgorod National Research University)
исследовательский университет) [email protected]
Аннотация: проведенный в статье анализ правового статуса незаконного мигранта показал, что мнение некоторых правоведов о том, что в правовом отношении незаконные мигранты находятся в неопределенном положении, юридически несостоятелен. В каждом государстве с развитой правовой системой, в том числе в Российской Федерации, существуют правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан, в том числе нарушивших правила въезда или пребывания на его территории.
Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, внешний мигрант, внутренний мигрант, незаконная миграция, нелегальная миграция, незаконный мигрант, правовой статус, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
Abstract: in this paper, the analysis of the legal status of illegal migrants showed that the opinion of some jurists that in legal terms, illegal migrants are in an ambiguous position legally untenable. In every country with a developed legal system, including in the Russian Federation, there are legal norms regulating the legal status of foreign citizens, including violate the rules of entry or stay on its territory.
Keywords: foreign citizen, stateless person, foreign migrant, internal migrant, illegal migration, illegal migration, illegal migrants, legal status, legal capacity, delictual.
Вопрос определения правового статуса незаконных мигрантов относится к наименее исследованным и наименее установленным в отечественной правовой науке.
Отдельные авторы считают, что незаконные мигранты как лица, нарушившие закон, правовым статусом вовсе не обладают или обладают неопределенным (неурегулированным) правовым статусом. Например, в соответствии с определением Программы действий Международной конференции по вопросам народонаселения и развития «незаконные мигранты - это лица, которые находятся в неопределенном положении и которые не отвечают требованиям в отношении въезда, пребывания или осуществления экономической деятельности, устанавливаемой государством, в котором они находятся» [1, с. 67].
О.А. Сазонова, рассматривая проблему незаконной миграции, пишет: «Наличие значительного количества мигрантов с неурегулированным правовым статусом создает условия для расширения нелегальной трудовой деятельности, формирования «теневого» сектора экономики, увеличения объемов неконтролируемого вывоза капитала за рубеж» [2, с. 164].
Основное же большинство авторов считают, что незаконные мигранты обладают собственным, особым правовым статусом.
Так, например, исследуя статус нелегального мигранта, С.В. Рязанцев заметил: «Проблема в определении статуса «нелегального мигранта» состоит также в том, что статус мигранта находится в постоянной динамике. Трудовой мигрант может въехать легально, но просрочить визу и остаться за рубежом нелегально. Или, наоборот, въехать нелегально, работать нелегально, а потом предпринять попытку участвовать в программах натурализации» [3, с. 18]. То есть С.В. Рязанцев не отказывает нелегальным мигрантам в наличии у них правового статуса, однако указывает на трудность его установления.
А.Н. Жеребцов также указывает на трудности определения правового статуса незаконных мигрантов: «Хотя количество внешних незаконных мигрантов во всем мире значительно и они существенно влияют на демографическую и миграционную ситуацию в стране, в российском миграционном законодательстве до настоящего времени не решен в полной мере их админи-
стративно-правовой статус, что представляется одной из серьезных проблем, существенно влияющих на характер и степень правовой защищенности указанных лиц» [4, с. 241].
А.В. Сухарникова, наоборот, считает, что трудностей с определением правового статуса незаконного мигранта не должно существовать: «...представляется неверным утверждение, что незаконные мигранты находятся в неопределенном положении в юридическом отношении. В каждом государстве с развитой правовой системой существуют правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан, в том числе нарушивших правила въезда или пребывания на его территории. Какие-либо конкретные исключения не должны отражаться на выработке общего определения. Фактическая же, а не юридическая неопределенность положения незаконных мигрантов вряд ли может служить критерием» [1, с. 70].
Для того чтобы определить наличие или отсутствие правового статуса у незаконных мигрантов, нам следует обратиться к понятию правового статуса.
При определении правового статуса выделяют следующие элементы: права, обязанности, ответственность, юридические гарантии, правосубъектность, гражданство.
Рассмотрим каждый из этих элементов, определим, насколько вышеприведенные высказывания соответствуют истине, и установим, обладают ли незаконные мигранты правовым статусом, и если да, то каким.
Понятие правосубъектности включает в себя три правовых категории:
- правоспособность;
- дееспособность;
- деликтоспособность.
Понятие правоспособности устанавливается ст. 17 ГК РФ «Правоспособность гражданина». Согласно данной статье способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается со смертью.
Однако данная статья дает определение правоспособности исключительно гражданина, а не любого лица. Иную норму содержит Конституция Российской Федерации, ст. 17 которой устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Системный анализ вышеприведенных статей позволяет сделать вывод о том, что правоспособностью обладают не только граждане Российской Федерации, но и любые другие лица, находящиеся на ее территории.
= ПРАКТИКА
Более того, поскольку доктрина неотчуждаемости естественных прав человека и гражданина является общепризнанной мировой практикой, правоспособностью будет обладать любой человек, находящийся в любой точке земного шара от рождения до смерти. Следовательно, незаконный мигрант также обладает правоспособностью, причем его правоспособность не отличается от правоспособности любых других лиц.
Дееспособность - способность своими действиями осуществлять права и обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ) - у незаконных мигрантов будет ограничена в силу их правового положения в стране. Ст. 22 ГК РФ устанавливает, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. Такая формулировка статьи позволяет сделать вывод о том, что ее действие распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранцев и лиц без гражданства, в том числе и на незаконных мигрантов.
Изучение норм законов приводит нас к выводу, что дееспособность незаконных мигрантов сильно ограничена в силу их особого правового положения. Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Однако данная норма касается лиц, законно прибывающих на территорию Российской Федерации, не нарушающих режим пребывания в стране, поскольку, нарушая законы страны пребывания, незаконные мигранты не могут свободно осуществлять свои права и приобретать обязанности до тех пор, пока их пребывание на территории страны и деятельность на ее территории не будут признаны законными. До наступления этого момента данные лица подлежат выявлению и наказанию.
Наказание указанных лиц осуществляется при наличии у них такого элемента правового статуса, как деликтоспособность. Деликтоспо-собность - это способность нести ответственность за свои действия. Не всякое лицо можно признать деликтоспособным, а только то, которое понимает значение своих действий. Законодатель устанавливает случаи, когда лицо не может отвечать за свои действия. Так, согласно ст. 19 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возрас-
ПРАКТИКА
та уголовной ответственности. Ст. 177 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает возможность признания недействительной сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими.
Аналогичные правила действуют и в отношении незаконных мигрантов. Например, если незаконный мигрант будет признан душевнобольным, он не будет подлежать наказанию до его излечения. То есть незаконный мигрант обладает деликтоспособностью наравне с любыми другими физическими лицами, а также собственной деликтоспособностью, которая вытекает из особенности его правового положения.
К незаконным мигрантам применяются в основном нормы Кодекса об административных правонарушениях. Однако в Уголовном кодексе Российской Федерации также содержатся нормы, устанавливающие ответственность незаконных мигрантов, а также лиц, им способствующих. Так, ст. 322 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, то есть пересечение государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также пересечение государственной границы иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен.
Ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за организацию незаконной миграции, ст. 322.2 УК РФ - за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, ст. 322.3 - за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.
Анализ норм уголовного права, касающихся незаконных мигрантов, позволяет сделать вывод о том, что сами незаконные мигранты могут быть привлечены к уголовной ответственности только в одном случае, предусмотренном ст. 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно в случае незаконного пересечения ими государственной границы Российского государства. В случаях, предусмотренных ст. 322.1 и
322.2 УК РФ, к ответственности привлекаются не сами незаконные мигранты, а лица, осуществляющие им помощь в пересечении границы либо в регистрации по месту жительства.
Кроме того, структурный анализ ст. 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации служит подтверждением нашей мысли, высказанной ранее, что незаконным мигрантом может являться не только лицо, которое пересекло границу Российской Федерации, но и внутренний мигрант, который не соблюдает нормы законодательства о регистрации.
Если Уголовный кодекс Российской Федерации содержит только четыре состава преступлений, связных с незаконной миграцией, причем непосредственно к незаконному мигранту можно применить только один состав, то в Кодексе об административных правонарушениях содержится значительно большее количество составов правонарушений, применимых к незаконным мигрантам. Глава 18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» содержит 19 составов правонарушений, из них 15 применимы непосредственно к незаконным мигрантам.
Нормы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении незаконных мигрантов, можно условно разделить на 3 группы:
1. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение режима границы, в том числе пересечение границы без необходимых документов (ст.ст. 18.1-18.4, 18.8 КоАП РФ).
2. Нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации (ст.ст. 18.8, 18.9, 18.11, 18.12, 18.18 КоАП РФ).
3. Нормы, предусматривающие ответственность за осуществление незаконной трудовой деятельности на территории Российской Федерации (ст.ст. 18.10, 18.13-18.17).
Помимо Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации нормы, предусматривающие ответственность незаконных мигрантов, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так, ст. 31 вышеуказанного закона устанавливает, что в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин
обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней. Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность покинуть страну в добровольном порядке, подлежит депортации.
ПРАКТИКА
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что незаконные мигранты обладают таким элементом правового статуса, как правосубъектность, причем правосубъектность у таких лиц особенная, обусловленная незаконностью их пребывания на территории Российской Федерации или незаконностью осуществления ими определенных видов деятельности.
Литература
1. Сухарникова А.В. Незаконная миграция и миграционный контроль в России // Административное право и административный процесс. 2013. № 2.
2. Сазонова О.А. Правовые инструменты регулирования миграции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. II.
3. Рязанцев С.В. Мировой рынок труда и международная миграция: учебник. - Москва, 2010.
4. Жеребцов А.Н. Административно-правовой статус незаконных мигрантов в Российской Федерации нуждается в законодательном закреплении // Общество и право. 2009. № 2.
— References —
1. Suharnikova A.V. Nezakonnaja migracija i migracionnyj kontrol' v Rossii // Administrativnoe pravo i administrativnyj process. 2013. № 2.
2. Sazonova O.A. Pravovye instrumenty regulirovanija migracii // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 2 (28): v 2-h ch. Ch. II.
3. Rjazancev S.V. Mirovoj rynok truda i mezhdunarodnaja migracija: uchebnik. - Moskva, 2010.
4. Zherebcov A.N. Administrativno-pravovoj status nezakonnyh migrantov v Rossijskoj Federacii nuzhdaetsja v zakonodatel'nom zakreplenii // Obshhestvo i pravo. 2009. № 2.
(статья сдана в редакцию 09.10.2017)