Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ВОЗРАСТ ДЕЕСПОСОБНОСТИ / ДОПРОС / ПСИХОЛОГ / ПРАВА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотова Мария Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением возраста несовершеннолетнего лица и возможности его участия в уголовном процессе без вреда для его психического и эмоционального состояния. Автор поднимает вопросы, связанные с необходимостью пересмотра верхней границы дееспособности лица для уголовного процесса. Кроме того, в статье дается оценка психическому и эмоциональному состоянию несовершеннолетнего, эффективность использования специальных знаний психолога и педагога при получении его показаний, а также даются рекомендации, касающиеся более эффективного применения уголовнопроцессуального законодательства вопросах защиты прав несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федотова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF A MINOR IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses issues related to determining the age of a minor and the possibility of his participation in criminal proceedings without harm to his mental and emotional state. The author raises questions related to the need to revise the upper limit of a person's legal capacity for criminal proceedings. In addition, the article provides an assessment of the mental and emotional state of a minor, the effectiveness of using the special knowledge of a psychologist and a teacher when obtaining his testimony, and also gives recommendations regarding a more effective application of criminal procedural legislation to protect the rights of minors.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_266 УДК 343.1

ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ LEGAL STATUS OF MINORS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

ФЕДОТОВА Мария Михайловна,

аспирант кафедры Уголовного процесса, криминалистики и основ судебной экспертизы, Красноярский государственный аграрный университет. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fedotova-mm@mail.ru;

Fedotova Maria Mikhailovna,

Postgraduate student of the Department of Criminal Procedure, Forensic Science and Fundamentals of Forensic Science Krasnoyarsk State Agrarian University.

90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: Fedotova-mm@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением возраста несовершеннолетнего лица и возможности его участия в уголовном процессе без вреда для его психического и эмоционального состояния. Автор поднимает вопросы, связанные с необходимостью пересмотра верхней границы дееспособности лица для уголовного процесса. Кроме того, в статье дается оценка психическому и эмоциональному состоянию несовершеннолетнего, эффективность использования специальных знаний психолога и педагога при получении его показаний, а также даются рекомендации, касающиеся более эффективного применения уголовно-процессуального законодательства вопросах защиты прав несовершеннолетних.

Abstract: The article discusses issues related to determining the age of a minor and the possibility of his participation in criminal proceedings without harm to his mental and emotional state. The author raises questions related to the need to revise the upper limit of a person's legal capacity for criminal proceedings. In addition, the article provides an assessment of the mental and emotional state of a minor, the effectiveness of using the special knowledge of a psychologist and a teacher when obtaining his testimony, and also gives recommendations regarding a more effective application of criminal procedural legislation to protect the rights of minors.

Ключевые слова: несовершеннолетний, возраст дееспособности, допрос, психолог, права, уголовно-процессуальное законодательство.

Keywords: minor, age of legal capacity, interrogation, psychologist, law, criminal procedure legislation.

Дата направления статьи в редакцию: 22.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Уголовно-процессуальный кодекс определяет несовершеннолетнего, как лицо, не достигшее возраста 18 лет [1] и закрепляет, что в случае уголовного преследования, уголовные дела должны выделяться в отдельное производство. Четкого определения «несовершеннолетнего» ни в уголовно-процессуальном, ни в уголовном законодательстве РФ нет. Нормы международного законодательства оперируют понятием «ребенок». Так в преамбуле Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеи ООН сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту» [2]. В результате этой ратификации, российское правительство продолжает совершенствовать законодательство в сфере правового положения несовершеннолетни х.

В нормах российского законодательства можно встретить различную терминологию, касающуюся лиц, не достигших 18 лет: «ребенок», «дети», «малолетние», «несовершеннолетние», «молодежь», однако какого-либо четкого разграничения в этом вопросе нет, скорее подчеркивается смысловой контекст при использовании тех или иных терминов. Возрастное разграничение приводится в Гражданском кодексе РФ, однако основной акцент делается на нормы материального права. Так, ст. 21 ГК РФ определяет лиц с 6 до 14 лет, как малолетних, а с 14 до 18 - несовершеннолетних. При этом Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» определяет лиц с 14 до 35 лет, как молодежь, молодые граждане [3].

Дефиниция «правовой статус несовершеннолетнего» в законодательстве Российской Федерации не определена, что позволяет трактовать данное положение по различным критериям: отраслевому (гражданско-правовой, семейно-правовой, уголовно-правовой и т.д.), возрастному (статус малолетнего и несовершеннолетнего), в зависимости от объема дееспособности (отстающие в когнитивном развитии) и т.д. В данной статье исследуются уголовно-правовые и вопросы дееспособности статуса несовершеннолетнего лица.

Согласно ГК РФ лица в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать мелкие бытовые сделки, а несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет - вправе совершать сделки, направленные на распоряжение своим заработком. Вероятно, законодатель при определении возрастных разграничений дееспособности несовершеннолетних, исходил из средних показателей когнитивного развития, исследованных педагогами и психологами, то есть критерий «нормальности» [4]. Последние исследования в области когнитивной психологии показали, что развитие долей головного мозга происходит в каждом возрасте по-разному.

Лобная доля отвечает за контроль социального поведения, мотивацию, управление вниманием и осуществляет синтез мыслей и эмоций, и синтезирует его в мышление. В среднем пик развития приходится на 21 год, когда происходит окончательное развитие системного мышления. Наверное, именно поэтому во многих зарубежных странах возраст наступления совершеннолетия определяется 21 годом. Мы полаем, что

определение возраста правовой дееспособности должно основываться на исследованиях в области медицины, педагогики и психологии. Жизненный опыт, которым обладает подросток к данному возрастному периоду уже в достаточной степени наполнен правовыми знаниями, а когнитивные способности позволяют ему правильно оценивать ситуацию, решать сложные жизненные задачи и принимать решения, связанные с его процессуальным статусом.

Несовершеннолетнее лицо, участник уголовного судопроизводства, в той или иной степени сталкивается с психологической ситуацией, с которой он не всегда способен справиться самостоятельно.

Что касается нижней границы возраста, с которой несовершеннолетнее лицо в состоянии, без причинения психологического вреда участвовать в уголовном судопроизводстве, то здесь границы более размыты. Во-первых, основная проблема заключается в процессуальном статусе участника. Так, согласно ст. 42 УПК РФ, потерпевшим может быть признано любое лицо, в отношении которого были осуществлены противоправные действия [1], то есть возрастных ограничений для того, чтобы лицо было признано потерпевшим нет. Уголовный кодекс РФ определяет нижнюю границу для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых 14-16 лет [5]. Однако данная возрастная граница не определена для несовершеннолетних свидетелей, что может нарушать их права. Как говорилось выше, на каждом возрастном этапе своего развития ребенок приобретает и усваивает новые навыки, которые характеризуют его уровень запоминания, анализа и воспроизведения информации, что для свидетеля является ключевым значением во время дачи показаний. Поэтому и определение характера дееспособности ребенка требует специфических подходов в соответствии с этапом развития, на котором он находится.

Указанное обстоятельство позволило сформулировать систему уголовно-процессуальных рекомендаций по определению уровня дееспособности несовершеннолетних в соответствии с этапами их развития, основываясь на исследованиях в области возрастной психологии и педагогики, определенными Л.В. Выготским и Ж. Пиаже.

Первая стадия, получившая в научной литературе название сенсомоторной (от рождения до двух лет) определяется поведенческими реакциями, которые еще не подконтрольны ребенку.

Следующий этап развития ребенка (3-7 лет) характеризуется попытками ребенка определить себя в окружающем мире. А.Б. Соснов-ский считает, что «самооценка - суждение о значении или значимости своих поступков» [6]. В этом возрасте дети отлично понимают что «хорошо» и что «плохо», они пользуются данным категорийным аппаратом и «накладывают» ее на действия и поступки других людей. Ввиду того, что словарный запас в этом возрасте содержит всего около 50 слов, то ребенок для передачи информации пользуется жестами или интонацией, а также образами или рисунками.

Педагоги и психологи, сходятся в том, что в возрасте от трех лет ребенок начинает в большей степени осознавать значение собственного «Я» и перестает в общении со взрослыми называть себя в третьем лице и чаще использует личные местоимения.

В возрасте с 3 до 7 лет восприятие ребенка становится целенаправленным, он лучше выражает свои мысли и может строить логические умозаключения. Этот возраст характеризуется активным запоминанием незначительных деталей, окрашенных эмоциями. Таким образом, в возрасте с 3 до 7 лет ребенок уже способен при должном поведении следователя участвовать в следственных действиях.

Нами были проведены исследования, касающиеся нижней границы возраста несовершеннолетних и определение их возможного участия в уголовном процессе. С этой целью нами были опрошены лица младшего и среднего школьного возраста, где им были заданы вопросы, направленные на выявление у них способности понимать цели уголовного процесса. Исследование показало, что лица в возрасте от 3 до 11 лет в целом способны участвовать в различных следственных действиях, давать показания, при соблюдении определенных условий со стороны должностных лиц, законных представителей, педагогов и психологов.

Исследователи полагают, что к 10 годам у ребенка формируются определенные правовые знания и происходит правовая социализация. Г.Г. Шиханцов отмечает, что «усвоение законов общества, правовых знаний и требований...осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами - все это называется процессом правовой социализации» [7].

Статья 57 Семейного кодекса РФ говорит о том, что с 10 лет ребенок вправе выражать свое мнение при решении любого семейного вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Таким образом, на законодательном уровне десятилетний возраст закрепляет участие ребенка.

Несколько иная ситуация отражена в п. 2 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где законодатель разрешает создавать по инициативе обучающихся в возрасте старше 8 лет по их инициативе общественные объединения обучающихся [8], предполагая, таким образом, что ребенок с 8 лет обладает достаточной правосознательностью для того, чтобы создавать и принимать участие в общественной жизни школы где он обучается.

В рамках исследования нами был проведен опрос детей в возрасте от 7 до 10 лет, где описывались различные правовые преступления, как в отношении несовершеннолетних, так и в целом нарушений уголовного законодательства и предлагались варианты решений, как с бытовой точки зрения, так и с законодательной.

Опрос показал, что 83% детей в возрасте 8 лет могут выстроить логические схемы и предполагать, что в отношении них, либо рядом с ними происходит преступление, а также понимают правильность действий в сложившейся обстановке.

Однако мы предполагаем, что во время проведения исследования ребенок находился в спокойной обстановке, а сам опрос предполагал, что в описываемых событиях скрыто описание противоправных ситуаций.

Вероятно, что когда ребенок выведен из равновесия, находится в незнакомой ему ситуации, а рядом нет взрослых, он может растеряться и ему будет необходимо чуть больше времени, чтобы сориентироваться о совершающемся или совершенном преступлении.

Данное исследование показывает нам, что уже с 8 лет, ребенок в состоянии определить противоправность ситуации и простроить линию своего поведения.

Во время исследования нами были опрошены взрослые люди и должностные лица на тему минимально возможного возраста участия несовершеннолетних в уголовном процессе. В качестве респондентов были выбраны разные категории лиц: родители, психологи, сотрудники правоохранительных органов и учителя. 74,3% опрошенных считают, что только с 14 лет ребенок может осознанно участвовать в уголовном процессе, однако с 10 лет ему могут быть объяснены правовые основы следственных действий, рассказано о его правах и обязанностях. Прим е-чательно, что сотрудники правоохранительных органов отметили (69,7%), что с 10 лет ребенок может спокойно воспринимать правовую информацию и действовать согласно ее правовых границ. Психологи (34,1%), педагоги (47,3%) и родители (52,1%) отметили, что с 10 лет ребенку может быть разъяснена суть уголовного процесса, его процедура, однако участие в нем должно происходить только после повторной разъяснения ранее объясненных законодательных положений.

Выводы показывают, что возрастные рамки в уголовном процессе должны быть расширены. Так, нижняя возрастная граница, с которой ребенок может осознанно участвовать в уголовном судопроизводстве должна быть снижена до 8 лет, а верхняя - увеличена до 21 года. Однако они являются условными, и в силу физических и психических недостатков, объем дееспособности может быть снижен.

При этом любое участие несовершеннолетнего лица в уголовном процессе должно происходить при непосредственном участии его законного представителя, педагога и (или) психолога. Нормы международного законодательства, ратифицированные на территории Российской Федерации закрепляют принципы и правила обращения с несовершеннолетними на стадии досудебного разбирательства.

Так, в Пекинских правилах отмечено, что «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения» [9].

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе сам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [10]. Также ст. 14 (п. 3 ф Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривает, что каждый при рассмотрении предъявленного ему обвинения вправе защищать себя лично или через посредство выбранного им защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника [11].

Анализ уголовных дел показал, что следователи осторожно относятся к признанию несовершеннолетнего лица подозреваемым и не сразу наделяют его данным статусом. В материалах уголовных дел находятся протоколы допросов несовершеннолетних лиц в качестве свидетелей, которые в дальнейшем были признаны подозреваемыми, что нарушило их права, поскольку при допросе свидетеля обязательное участие адвоката не требуется и время на конфиденциальную беседу с защитником перед тем как дать против себя показания не предоставляется. Мы считаем, что участие адвоката при любом допросе несовершеннолетнего лица, учитывая его особый статус, стало бы решением данной проблемы.

Согласно УПК РФ следователь при совершении следственных действий с участием несовершеннолетнего обязан привлекать педагога и (или) психолога, роль которых определена в УПК РФ не в полном объеме. В целом деятельность педагога или психолога в уголовном деле сводится к тому, чтобы помочь следователю установить контакт в допросе с несовершеннолетним.

При этом не стоит забывать тот факт, что в учебных заведениях по разным обстоятельствам между обучающимся и педагогом могут складываться неприязненные отношения, что может являться причиной недоверчивого отношения между ними. Данный факт может осложнить установление доверительных отношений во время расследования.

Мы считаем, что целесообразно закрепить в УПК РФ право несовершеннолетнего выбирать педагога или психолога для участия в расследовании, а также закрепить за ним право отвода указанных лиц.

В случаях, если проводятся следственные действия, связанные с необходимостью дачи показаний несовершеннолетним, то следователю, стоит заранее побеспокоиться об участии не только законного представителя, но и педагога или психолога. При этом, не всегда считается удачным выбор педагога или психолога из того же учебного заведения, что и несовершеннолетний. Часто несовершеннолетние, ставшие жертвами преступления, испытывают стыд, что может привести к закомплексованности во время допроса, особенно, если это касается половых преступлений.

Как отмечает доктор юридических наук, профессор МГУ Л.В. Бертовский, несовершеннолетние лица во время проведения следственных действий должны испытывать эмоциональный комфорт, не испытывать какого-либо давления со стороны присутствующих лиц [12], то есть следователю необходимо заранее пригласить на проведение следственных действий специалистов и дать им возможность в конфиденци альной обстановке пообщаться, установить доверительные отношения.

Стоит обратить внимание на необходимость создания специализированного органа, который бы предоставлял бесплатно необходимых для проведения следственных действий аккредитованных и прошедших специальное обучение педагогов или психологов, что в существенной мере бы обеспечило во-первых, гарантированное присутствие данных специалистов, а во-вторых, предоставляло бы квалифицированную помощь во время следственных действий не только следователю, но и несовершеннолетнему лицу.

Таким образом, на наш взгляд стоит рассмотреть вопрос о расширении возрастных рамок несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства с 8 до 21 года, определить круг их прав и обязанностей, а также проработать вопрос о возможности создания аккредитованных

органов, предоставляющих профессиональную помощь по обеспечению и соблюдению их прав и свобод.

Библиогра фия:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021., с изм. от 13.05.2021)

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

3. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ // СПС «Консультант Плюс.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл, 2005; Ж. Пиаже Психология интеллекта. СПб: Питер, 2003; Д.Б. Эльконин Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. НПО МОДЭК, 1997.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // СПС «Консультант Плюс».

6. Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А, Сосновского. М.: Высшее образование, 2008.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. М., 1998.

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

9. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // СПС «Консультант Плюс».

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».

11. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // «Консультант Плюс».

12. Бертовский Л.В., Билян В.Н. Международные стандарты осуществления уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних и их реализация в современном российском уголовном процессе // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 10. С. 154.

References (transliterated):

1. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 30.04.2021., s izm. ot 13.05.2021)

2. Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General'noj Assambleej OON 20.11.1989).

3. Federal'nyj zakon «O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii» ot 30.12.2020 № 489-FZ // SPS «Konsul'tant Plyus.

4. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. M.: Izd-vo Smysl, 2005; ZH. Piazhe Psihologiya intellekta. SPb: Piter, 2003; D.B. El'konin Psi-hicheskoe razvitie v detskih vozrastah: izbrannye psihologicheskie trudy. NPO MODEK, 1997.

5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 01.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 22.08.2021) // SPS «Konsul'tant Plyus».

6. Sosnovskij B.A. Psihologiya: Uchebnik dlya pedagogicheskih vuzov / Pod red. B.A, Sosnovskogo. M.: Vysshee obrazovanie, 2008.

7. SHihancov G.G. YUridicheskaya psihologiya. Uchebnik dlya vuzov. M., 1998.

8. Federal'nyj zakon «Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii» ot 24.07.1998 № 124-FZ // SPS «Konsul'tant Plyus».

9. Minimal'nye standartnye pravila OON, kasayushchiesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih (Pekinskie pravila) // SPS «Konsul'tant

Plyus».

10. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami odobrennymi v hode obshcherossijskogo go-losovaniya 01.07.2020) // SPS «Konsul'tant Plyus».

11. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah (Prinyat 16.12.1966 Rezolyuciej 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General'noj As-samblei OON // «Konsul'tant Plyus».

12. Bertovskij L.V., Bilyan V.N. Mezhdunarodnye standarty osushchestvleniya ugolovnogo sudoproizvodstva s uchastiem nesovershennoletnih i ih re-alizaciya v sovremennom rossijskom ugolovnom processe // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2017. Tom 7. № 10. S. 154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.