Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС МИРНОГО (ГРАЖДАНСКОГО) НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС МИРНОГО (ГРАЖДАНСКОГО) НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1343
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЗАЩИТА МИРНЫХ ГРАЖДАН / ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / КОМБАТАНТЫ / КОНВЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скурыгин Данил Андреевич

Статья посвящена изучению правового статуса мирного населения во время военных конфликтов. Также в данной статье рассматриваются методы и способы защиты гражданского населения, не принимающего участия в боевых действиях. Работа создана на основе нормативно-правовых актов в сфере международного гуманитарного права, а также на основе исследований практического применения методов по защите людей от войны. Кроме того, в статье уделено внимание историческому зарождению способов защиты мирного населения и рассмотрению конкретных примеров нарушения прав мирного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF THE PEACEFUL (CIVILIAN) POPULATION DURING MILITARY CONFLICTS

The article is devoted to the study of the legal status of civilians during military conflicts. Also, this article discusses methods of protecting civilians who do not take part in hostilities. The work was created on the basis of legal acts in the field of international humanitarian law, as well as on the basis of research on the practical application of methods of protection of people from war. In addition, the article focuses on the historical origin of ways to protect civilians and the consideration of specific examples of violations of the rights of civilians.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС МИРНОГО (ГРАЖДАНСКОГО) НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ»

Правовой статус мирного (гражданского) населения во время военных конфликтов

Legal status of the peaceful (civilian) population during military conflicts

Скурыгин Данил Андреевич

Студент 4 курса Юридический факультет НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, Россия e-mail: danil.skurygin@gmail. com

Skurygin Danil Andreevich

Student 4 term Faculty of Law HSE Campus in St. Petersburg St. Petersburg, Russia e-mail: danil.skurygin@gmail. com

Аннотация.

Статья посвящена изучению правового статуса мирного населения во время военных конфликтов. Также в данной статье рассматриваются методы и способы защиты гражданского населения, не принимающего участия в боевых действиях. Работа создана на основе нормативно-правовых актов в сфере международного гуманитарного права, а также на основе исследований практического применения методов по защите людей от войны. Кроме того, в статье уделено внимание историческому зарождению способов защиты мирного населения и рассмотрению конкретных примеров нарушения прав мирного населения.

Annotation.

The article is devoted to the study of the legal status of civilians during military conflicts. Also, this article discusses methods of protecting civilians who do not take part in hostilities. The work was created on the basis of legal acts in the field of international humanitarian law, as well as on the basis of research on the practical application of methods of protection of people from war. In addition, the article focuses on the historical origin of ways to protect civilians and the consideration of specific examples of violations of the rights of civilians.

Ключевые слова: Мирное население, защита мирных граждан, военные конфликты, комбатанты, конвенция, международное гуманитарное право.

Key words: Civilians, protection of civilians, military conflicts, combatants, convention, international humanitarian law.

Актуальность данной статьи подтверждается огромным количеством военных конфликтов, происходящих в настоящее время по всему миру (в особенности в странах Африки и Ближнего Востока). Данное обстоятельство часто приводит к негативным последствиям для мирного населения, а также к нарушению прав невоюющих граждан. Кроме того, в результате стремительного развития науки и технологий разрабатываются новые способы ведения боевых действий, а также новые виды оружия, которые, как пишет А. В. Манойло в своей статье, «мало подвержены стабилизирующему воздействию традиционных инструментов политического регулирования», что в свою очередь приводит к осложнению политической ситуации и страданию мирных граждан. Также существует множество примеров нарушения прав мирного населения комбатантами и уход от ответственности за несоблюдение этих прав.

Описанные обстоятельства являются основанием для исследования правового статуса мирного (гражданского) населения на основе наиболее релевантных документов международного гуманитарного права (далее - МГП), а также научных работ, касающихся данной проблемы.

МГП как таковое стало зарождаться еще в глубокой древности. Изначально все население завоеванной страны обращалось в рабство. Уже позже в рабство забирали только военнопленных, которые за уплату выкупа (выкуп платила проигравшая страна) могли получить свободу. Но первые попытки письменного

регламентирования правил ведения войны были предприняты во II в. до н. э. - II в. н. э. в законах Ману. Они устанавливали охрану личности и имущества вайшьи (представители третьей по значимости варны древнеиндийского общества, к которой относились земледельцы, торговцы и лавочники), а также регламентировали некоторые правила войны между кшатриями (представители второй по значимости варны древнеиндийского общества, к которой относились воины и правители): нельзя было убить раненого или молящего о пощаде.

Далее, в период Средневековья, с ростом влияния католической церкви и с возникновением рыцарства появлялись все новые правила ведения войны: пленные больше не обращались в рабство, а освобождались за выкуп, война не начиналась без ее объявления, соблюдалась капитуляция, а также уцелевшая недвижимость оставалась в имении прежнего владельца, если он сам оставался жив.

МГП развивалось вплоть до XIX века, но все так же оставалось в виде обычного права и лишь в XIX веке решено было заменить неопределенные нормы точными правилами. Тогда Парижской декларацией 1856 г. были установлены отношения воюющих и нейтральных держав в морской войне, Женевской конвенцией 1864 г. определили участь больных и раненых воинов во время сухопутной войны, а в Санкт-Петербурге в 1868 г. было запрещено использование разрывных пуль. В 1874 г. Александр II выдвинул инициативу по созыву Брюссельской конференции, где были разработаны правила ведения сухопутной войны и «Декларация о законах и обычаях войны». Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. было запрещено использование различных видов оружия, усиливающих страдания раненых, были определены законы сухопутной и морской войны, а также провозглашены принципы мирного разрешения международных споров. Но самым важным документом для МГП с точки зрения отражения прав мирного населения стала Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны (далее - Женевская конвенция), к которой 8 июня 1977 г. был принят Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных конфликтов (далее - Дополнительный протокол).

Прежде чем обратиться к правам мирного населения во время военных конфликтов, необходимо определить, какие лица могут быть отнесены к мирному населению.

В МГП гражданское население «получает определение от противного, как включающее всех лиц, которые не являются лицами из состава вооруженных сил стороны в конфликте или участниками спонтанного массового выступления», что подтверждается в п. 1 ст. 50 Дополнительного протокола. Тогда, чтобы отличать мирное (гражданское) население от вооруженных сил, необходимо выяснить, какие лица относятся к вооруженным силам. Так, согласно п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола, вооруженные силы «состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной (имеется в виду сторона вооруженного конфликта - прим. автора) за поведение своих подчиненных». При этом лица из состава вооруженных сил, исключая медицинский и духовный персонал, признаются комбатантами, то есть лицами, которые имеют право принимать участие в военных действиях и применять силу в ситуации вооруженного конфликта. В то же время в соответствии со ст. 2 Гаагской конвенции 1907 г. комбатантами, не входящими в состав вооруженных сил, признаются так называемые «участники спонтанных массовых выступлений» (levée en masse) - население неоккупированной территории, которое при приближении противника по собственной воле берется за оружие для оказания сопротивления вторгающимся войскам при условии открытого ношения ими оружия и соблюдения законов войны.

Исходя из указанного, можно сделать вывод о том, что к мирному (гражданскому) населению относятся все лица, не входящие в состав вооруженных сил стороны конфликта и не являющиеся «участниками спонтанных массовых выступлений», то есть не являющиеся комбатантами. При этом в п. 1 ст. 50 Дополнительного протокола

также указано, что в случае наличия сомнений относительно принадлежности лица к мирному населению оно признается мирным населением.

В науке указывается, что комбатанты, имея данный статус, обладают «привилегией комбатанта», выражающейся в наличии у них права на участие в боевых действиях. В то же время наличие указанного статуса приводит к утрате статуса мирного населения, а вместе с этим и к утрате всех привилегий гражданских лиц, например, таких как защита от прямого или неизбирательного нападения.

Помимо указанного, действующее нормативно-правовое регулирование в сфере МГП наделяет мирное население огромным набором прав, которые должны соблюдаться как комбатантами в частности, так и сторонами вооруженного конфликта в целом.

Так, например, в первую очередь в ст. 3 Женевской конвенции говорится о том, что лица, не участвующие в боевых действиях (в т. ч. сложившие оружие или переставшие принимать участие в боевых действиях по какой-либо причине), должны всегда пользоваться «гуманным обращением без всякой дискриминации», в связи с чем в отношении них запрещаются: посягательство на жизнь, физическую неприкосновенность и человеческое достоинство; взятие заложников; унижающее обращение; осуждение и применение наказания без суда.

Согласно ст. 48 Дополнительного протокола стороны конфликта должны всегда различать мирное население и комбатантов, а также гражданские и военные объекты. То есть указанной статьей вводится принцип «различия», заключающийся в том, что боевые действия сторон могут быть направлены только против комбатантов и военных объектов, но не могут быть направлены против гражданских лиц и объектов. Данный принцип лежит в основе МГП, поскольку он преследует самую важную цель - защитить мирное население и гражданские объекты от последствий вооруженных конфликтов. В частности, указанный принцип заключается в том, что в отношении мирного населения запрещены следующие действия:

1. Прямое нападение.

Данный запрет является первоочередным следствием принципа «различия», так как различие между комбатантами и мирным населением проводится как раз для того, чтобы защитить гражданских лиц от нападений во время боевых действий. При этом необходимо обратить внимание, что понятие «нападение» раскрывается в ст. 49 Дополнительного протокола и включается в себя любые акты насилия.

2. Терроризм.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Дополнительного протокола в отношении мирного населения запрещаются акты насилия, основной целью которых является террор гражданского населения.

3. Неизбирательное нападение.

Данный запрет является дополнением к первому запрету о прямом нападении. К неизбирательным нападениям относятся такие нападения, которые поражают военные объекты и гражданских лиц (или гражданские объекты). К ним относятся нападения, не направленные на конкретные военные объекты; нападения, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты; нападения, последствия которых не могут быть ограничены. Примером неизбирательного нападения может быть массовая воздушная бомбардировка, которая затрагивает не только военные объекты и комбатантов, но и мирное население.

4. Нападение в порядке репрессалий.

В п. 6 ст. 51 Дополнительного протокола запрещаются нападения на гражданское население со стороны одного государства в ответ на неправомерные действия другого государства, выражающиеся в нападении на гражданское население (гражданские объекты). То есть запрещается нападение «из мести».

5. Использование гражданского населения в качестве «живого щита».

Данный запрет заключается в том, что гражданское население не должно размещаться среди комбатантов (или военных объектов) с целью их защиты от нападений или прикрытия военных действий. Так, например, Й. Динстейн указывает, что наиболее характерным примером нарушения данного запрета является тактика С. Хуссейна во время войны в Ираке в 2003 г., когда гражданское население намеренно вводилось в ряды комбатантов в качестве «живого щита» для защиты комбатантов и военных объектов. При этом такое смешение неизбежно приводило к ситуации, когда любая атака по комбатантам повлекла бы жертвы среди мирного населения, что недопустимо в соответствии с нормами МГП.

В отношении мирного населения действуют и иные положения об их защите от военных действий.

Например, согласно ст. 14 Женевской конвенции стороны вооруженного конфликта могут создавать санитарные и безопасные зоны, чтобы защитить от войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей, беременных женщин. При этом указанные категории населения пользуются особой защитой и должны быть эвакуированы из осажденных или окруженных зон. Кроме того, стороны конфликта могут договариваться о создании в районах боевых действий нейтральных зон для защиты от боевых действий гражданского населения, а также раненых и больных.

Норма о запрете нападения на гражданские объекты распространяется также и на медицинские учреждения. Так, в соответствии со ст. 18 Женевской конвенции гражданские больницы не могут быть объектом нападения и должны защищаться сторонами, находящимися в конфликте. Отдельной защитой пользуются лица, занимающиеся обслуживанием гражданских больниц. Также не должны подвергаться нападению транспортные колонны, санитарные поезда, суда и летательные аппараты, которые занимаются транспортировкой раненых и больных гражданских лиц, инвалидов и рожениц.

Отдельно стоит отметить, что согласно ст. 54 Дополнительного протокола запрещается использовать голод среди мирного населения в качестве метода ведения войны, в связи с чем запрещено подвергать нападению и уничтожать такие объекты как запасы продуктов питания, сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и иные объекты, целью которых является обеспечение гражданского населения пищей и водой.

Из указанного следует, что мирное население в соответствии с нормами МГП обладает огромным количеством прав и привилегий. Но с появлением и стремительным развитием МГП необходимо было создание организаций, которые следили бы за соблюдением норм МГП, отвечали бы за сохранение и поддержание мира, за защиту мирного населения. И такие организации стали появляться в Х1Х-ХХ вв.

Одной из наиболее важных и влиятельных организаций в данной сфере является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г., основы деятельности и структура которой начали разрабатываться во время Второй мировой войны. Ее важнейшей функцией является миротворческая деятельность, направленная на укрепление мира и безопасности.

К полномочия данной структуры также относятся:

• обсуждение любых вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности;

• организация исследований и подготовка рекомендаций в целях содействия международному политическому сотрудничеству;

• рекомендация мер мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения.

Очень подробно и ясно о функциях и роли ООН в миротворческих операциях пишет в своей статье

Р. Гатто, где приводит множество примеров различных кампаний, проводимых ООН с момента ее основания и до настоящего времени.

Под эгидой ООН существует Международный чрезвычайный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который был создан в 1946 г. для оказания помощи детям, пострадавшим во время Второй мировой войны. Изначально фонд должен был быть временным, но в 1953 г. круг деятельности организации был расширен и ее полномочия были продлены на неопределенный срок. В настоящее время организация существует и занимается помощью детям, страдающим от последствий военных конфликтов.

Следующей важной гуманитарной организацией является Международное движение Красного Креста и Красного полумесяца. Это международное гуманитарное движение, которое было основано в 1863 г. На данный момент эта ассоциация насчитывает около трехсот тысяч сотрудников и более ста миллионов волонтеров. Движение Красного Креста и Красного Полумесяца стремится оказывать помощь всем раненым на поле боя без каких-либо исключений и предпочтений, а также предотвращать и облегчать страдания людей. Кроме того, в сферу деятельности организации входит помощь беженцам, детям и уязвимым категориям мигрантов.

Составной частью последней является еще одна гуманитарная организация, которая осуществляет деятельность по всему миру по принципу нейтральности и беспристрастности - Международный комитет Красного Креста. Основанный в 1863 г., комитет стоял у истоков создания Женевских конвенций 1949 г. Главные цели ассоциации носят гуманитарный характер и заключаются в защите жизни и достоинства людей, которые пострадали от военных конфликтов и способствовать соблюдению международного гуманитарного права.

Еще одной значимой организацией в сфере защиты прав мирного населения является Human Rights Watch (Хьюман Райтс Вотч), которая была основана в 1978 г. В полномочия данной организации входит расследование нарушений прав человека, военный преступлений, геноцида и преступлений против человечности, а также предотвращение распространения и применения оружия.

Кроме того, существует еще огромное количество других миротворческих и правозащитных организаций, но, невзирая на это, они все равно не могут противостоять по силам огромным и мощным армиям, а также террористам, которые периодически нарушают права мирных граждан, что не единожды подтверждалось в СМИ.

Примером таких нарушений могут быть военные преступления во время войны в Афганистане (2001 -2021), совершаемые американскими и британскими военными. Так, например, по некоторым данным американскими вооруженными силами не соблюдался запрет на неизбирательное нападение. Это выражалось в неизбирательном нанесении авиаударов в результате которых уже к 2003 г. (спустя 2 года после начала войны) погибло более 3500 мирных граждан.

Афганские власти также сообщали о гибели мирных жителей в результате атак коалиционных сил. Например, в результате бомбардировки афганского города Мазари-Дини 4 августа 2007 г. погибли или получили ранения от 200 до 300 человек, при этом целью атаки были два полевых командира «Талибана».

Представителями Красного Креста сообщалось, что в результате авианалета 4 мая 2009 г. погибло от 100 до 150 мирных жителей деревень провинции Фарах на западе Афганистана, искавших убежища от боев коалиционных сил с талибами.

В то же время известны случаи, когда убийства мирных жителей совершались американскими военнослужащими «ради развлечения».

Таким образом, по данным британского интернет-издательства «Independent» к июню 2011 года (спустя 10 лет после начала войны) среди мирного населения потери составляли от 14 до 34 тысяч граждан.

Подобные ситуации происходят и в Сирии (гражданская война в Сирии, начавшаяся весной 2011 г.), где не единожды были отмечены военные преступления, совершаемые вооруженными силами стран-противников международной террористической организации ИГ, а также самими террористическими группировками. На

съезде Совета по правам человека в 2012 г. в Женеве обсуждали вопросы ухудшения положения мирного населения в Сирии, нарушения их прав, а также вопросы массового убийства граждан в городе Хула, где были убиты 108 гражданских лиц. Верховный комиссар ООН по правам человека призвала правительство Сирии осуществить проведение расследования нарушения прав мирного населения Сирии.

За нарушение прав мирного населения в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда, а также в соответствии с уголовными кодексами различных государств предусмотрена ответственность. Римский статут учреждает такой орган как Международный уголовный суд, «уполномоченный осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления». В число этих преступлений входят:

• преступление геноцида (полное/частичное уничтожение национальной, этической или расовой группы и т.д.);

• преступление против человечности (убийство, порабощение, пытки, насилие и т.д.);

• военные преступления (умышленное убийство, пытки/биологические эксперименты, причинение страданий, пленение и т.д.);

• преступления агрессии.

Прокурор Международного уголовного суда, оценив информации о нарушении прав, начинает проводить расследование. Если в ходе расследования были выявлены правонарушения, то Прокурор начинает уголовное преследование. Далее происходит судебное разбирательство, оценка всех доказательств и всего производства по делу, после чего все судьи (или их большинство) Судебной палаты выносят в письменном виде решение об избрании мер наказания, которые регламентируются Частью 7 Римского статута.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что жизнь человека является высшей ценностью, а соблюдение прав мирного населения во время военных конфликтов является первоочередной целью. Граждане не должны страдать, умирать, терять детей и становиться сиротами из-за военных целей политической элиты той или иной страны, а также желания крови со стороны террористов. Но мы видим, что случаи нарушения прав мирного населения происходят достаточно часто, когда террористы или армии освобождения наносят урон и вред простым гражданам, нарушая международное гуманитарное право. При этом, несмотря на совершенные преступления, ответственность для таких нарушителей наступает очень редко. В свою очередь, это говорит о том, что система по расследованию преступлений против человечности и привлечению к ответственности за содеянные правонарушения не работает должным образом и требует внесения особых корректировок, которые помогут выявлять нарушения и выносить наказания более эффективно.

Список используемой литературы:

1. А. В. Загребельный. Несиловые способы урегулирования военно-политических конфликтов: концептуальные подходы // PolitBook. - 2013. - №1 - С. 182-191;

2. А. Манойло. Несиловое регулирование международных конфликтов // Космополис. - 2008. - №2. -С. 168-174;

3. Международное право: учебник / Б. М. Ашавский, М. М. Бирюков, В. Д. Бордунов и др.; отв. ред. С. А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.;

4. Н. Мельцер. Международное гуманитарное право. Общий курс // МККК. - 2017. - 417 с.;

5. J. Hyndman. Conflict, Citizenship, and Human Security: Geographies of Protection, in D. Cohen and E. Gilbert (eds.) // War, Citizenship, Territory. - Routledge, 2007. - P. 241-257.

6. Malcolm N. Shaw. International Law // Cambridge: Cambridge University Press. - 2008. - 1542 p.;

7. R. Hatto. From peacekeeping to peacebuilding: the evolution of the role of the United Nations in peace operations // International Review of the Red Cross. - 2013. - P. 495-515.

8. Y. Dinstein. Jus in bello issues arising in the hostilities in Iraq in 2003 // Issue in international law and military operations / Ed. By Richard B. J. - Newport, 2006. - P. 43-56.

9. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов;

10. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны.

11. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года;

12. Римский статут Международного уголовного суда, 17 июля 1998 года;

13. Устав Международного комитета Красного Креста от 21 декабря 2017 года;

14. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года.

15. Американские военные извинились за фотографии с убитыми афганцами. - URL: https://lenta.ru/news/2011/03/21/dead/ (дата обращения: 24 мая 2022 г.);

16. В Афганистане ударом с воздуха разрушена мечеть: 200 погибших. - URL: https://www.newsru.com/world/03aug2007/taliban.html# (дата обращения: 24 мая 2022 г.);

17. Взвод смерти. Американские солдаты устраивали расправы над мирными афганцами. - URL: https://lenta.ru/articles/2010/09/20/predators/ (дата обращения: 24 мая 2022 г.);

18. Нави Пиллэй заявила, что массовые убийства в Хуле могут быть квалифицированы как преступления против человечности. - URL: https://news.un.org/ru/story/2012/06/1203051 (дата обращения: 24 мая 2022 г.);

19. США «глубоко сожалеют» о жертвах в Афганистане. - URL: https://www.bbc.com/russian/international/2009/05/090506 civilians killed afghanistan (дата обращения: 24 мая 2022 г.);

20. Independent: Чего действительно удалось достичь в результате войны в Афганистане? - URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1309291200 (дата обращения: 24 мая 2022 г.);

21. M. Herold. A Dossier on Civilian Victims of United States' Aerial Bombing of Afghanistan. - URL: https://web.archive.org/web/20171010202647/http://pubpages.unh.edu/~mwherold/ (дата обращения: 24 мая 2022 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.