Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 347.8
ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ
А.В. Борщёва Научный руководитель: В.В. Сафронов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается правовой статус Международной космической станции, сокращенно МКС. МКС - пилотируемая орбитальная станция, используемая в качестве многоцелевого космического комплекса.
Ключевые слова: Международная космическая станция (МКС), соглашение, право, проект, регулирование.
THE LEGAL STATUS OF THE INTERNATIONAL SPACE STATION
A.V. Borshcheva Scientific adviser: V.V. Safronov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
This article discusses the legal status of the International space station, abbreviated ISS. The ISS is a manned orbital station used as a multipurpose space complex.
Keywords: international space station (ISS), agreement, law, project, regulation.
Планирование создания Международной космической станции началось еще в 1993 году. А уже 29 января 1998 года в столице США Вашингтоне было подписано Соглашение о создании МКС. Документ был заключен между представителями Российской Федерации, Соединенными Штатами Америки, Канады, Японии и правительств государств-членов Европейского космического агентства. Соглашение подробно определяет программу международной космической станции гражданского назначения и характер такого партнерства, включая соответствующие права и обязательства партнеров в рамках этого сотрудничества. Также в Соглашении предусматриваются механизмы и меры организационного характера для обеспечения достижения его цели. Соглашение ратифицировано в РФ Федеральным законом N 164 ФЗ от 29 декабря 2000 г. и вступило в силу для Российской Федерации 27 марта 2001 г [1]. На данный момент, в международном проекте принимают участие 14 стран, а именно Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция и Япония. В долевых вкладах в проект МКС участие партнеров выглядит следующим образом: доля Соединенных Штатов Америки составляет 45%, России — 30%, оставшаяся доля — 25% — это участие остальных партнеров: государств Европейского космического агентства, Японии и Канады. Если учесть финансовый вклад в проект по МКС, то, как видно, наибольшая часть обеспечивается США. Однако если оценить вклад на этапе сборки станции, то определяющая роль здесь принадлежит России. Россия представляет в состав МКС 50% орбитальных элементов и свыше 30% герметичных объемов МКС по количеству, что в общей сложности составляет около 40% ее массы. Вероятно, нельзя недооценить актуальность данной темы, поскольку МКС важнейший этап в
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
развитии космонавтики. Проект МКС объединил многие государства, что позволило добиться успехов в изучении космоса. Это проект, не имеющий аналогов по числу участников и масштабам космической деятельности. Именно поэтому появилась необходимость создания инструментов международного правового регулирования действий, связанных с данной станцией. А также, изучение правового статуса МКС позволит сделать вывод о положении МКС в международном космическом праве.
В процессе долгих переговоров представителей государств-партнеров по МКС сложилась система правовых норм, регулирующих деятельность по созданию и обслуживанию станции как в космосе, так и на Земле. Данная система состоит из трёх уровней правовых актов, которые регулируют отношения участников. Первым и основным уровнем является Межправительственное соглашение относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1988 г, которое уже было упомянуто в данной статье. В нём закреплены основополагающие принципы сотрудничества, взаимные права и обязанности партнеров. Средний уровень представлен рядом двусторонних меморандумов, заключаемых между космическими агентствами государств-участников Соглашения. Положения меморандумов регулируют, в основном, технические вопросы непосредственного взаимодействия и координации при разработке компонентов МКС. Третий уровень представлен «Кодексом поведения космонавтов», который должен регламентировать права и обязанности членов международного экипажа МКС. Так как Международная космическая станция - проект международный, то огромное значение в его регулировании имеет Международное право. Международное право - это система юридических принципов и норм, которые регулируют отношения между государствами [2]. Таком образом, Правовое регулирование Международной космической станции регулируется Международным правом. Соответственно, иные договоры и соглашения не могут ему противоречить.
Права и обязанности участников проекта - важные элементы правового статуса, необходимые рассмотрения. Основные особенности закреплены в Международном соглашении об использовании ресурсов МКС. В данном документе определяются обязанности, закрепленные за каждым отдельным участником. Правительства каждого государства-члена обязано предоставлять определенные материалы, необходимые для нормального функционирования космической станции. Каждый партнер получает определенные права на использование космической станции посредством предоставления орбитальных элементов и участвует в управлении ею в соответствии с нормами Соглашения, Меморандумами и договоренностями об исполнении соглашений. В ст. 2 Соглашения подчеркивается, что Международная космическая станция создается, эксплуатируется и используется в соответствии с международным правом, включая Договор по космосу 1967 г., Соглашение о спасании 1968 г., Конвенцию об ответственности 1972 г. и Конвенцию о регистрации 1975 г. Партнеры имеют право на обмен или продажу любой части, соответствующей выделенной им доли пользовательских элементов и ресурсов. Условия любого обмена или продажи будут определяться в каждом конкретном случае участниками сделки. При этом ст. 9 закрепляет то, что для такой переуступки необходимо предварительное согласие всех партнеров и своевременное достижение общего согласия между партнерами через их сотрудничающие организации. Статья 11 предоставляет партнерам право направлять на справедливых условиях квалифицированный персонал для работы в составе экипажа космической станции. Отбор членов экипажа от любого партнера и принятие решений относительно их назначения в состав конкретных экипажей осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным в меморандумах и в договоренностях об исполнении соглашений. Нельзя не упомянуть Кодекс поведения экипажа Международной космической станции. Данный нормативно-правовой акт закрепляет основы и правила поведения членов экипажа МКС[3]. Право доступа к космической станции предоставляется каждому из договаривающихся сторон с использованием своих соответствующих государственных или частных транспортных систем, если они совместимы с космической станцией (ст. 12). Любое государство-партнер может выйти из участия в МКС в любое время, направив депозитарию предварительное письменное уведомление, по меньшей мере, за год.
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
Библиографические ссылки
1. Федеральный закон от 29.12.2000 N 164-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Канады, Правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения"// СПС Консультант Плюс.
2. С.П. Малков., Международное космическое право СПб., 2002. 344 с.
3. Событие: Соглашение о создании МКС, Электронный ресурс., roscosmos.ru/23167/ (дата обращения: 11.04.2019) .
© Борщёва А.В., 2019