Научная статья на тему 'Антикоррупционная политика как фактор эффективного развития космической отрасли'

Антикоррупционная политика как фактор эффективного развития космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вацет А.В., Сафронов В.В.

Затронуты вопросы, касающиеся коррупции, её влияние на государство и общество в целом, а так же влияние коррупции на сферу космических отношений. Кроме того, будут рассмотрены вопросы о способах и средствах противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная политика как фактор эффективного развития космической отрасли»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Соглашение о МКС предусматривает, что каждое из государств сохраняет юрисдикцию и контроль над теми элементами станции, которые оно регистрирует. Это значит, что с точки зрения права МКС не является единым пространством, а рассматривается как совокупность состыкованных космических объектов со своей юрисдикцией на каждом из них, подобно тому, как если в открытом море пришвартуются друг к другу военные корабли разных держав. Вместе с тем каждое государство сохраняет в ходе полета юрисдикцию, в том числе уголовную, над своими гражданами, даже если они находятся на территории «чужого» модуля или в открытом космосе.

Таким образом, правовой статус Международной космической станции - это совокупность международных договоров и соглашений, которые регулируют право собственности элементов МКС, права и обязанности экипажа, а также юрисдикцию государств — партнеров по МКС в ходе полета.

Права на использование станций возникают на основании предоставления партнером пользовательских элементов и элементов инфраструктуры. Партнеры имеют право на обмен или продажу любой части соответствующей выделенной им доли пользовательских элементов и ресурсов. Также партнерам Соглашения предоставляется право направлять на квалифицированный персонал для работы в составе экипажа космической станции.

Государства - участники Соглашения могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении членов персонала внутри или на любом орбитальном элементе, которые являются их гражданам. При разрешении вопросов об ответственности при осуществлении своей деятельности на МКС партнеры могут применять как общие, так и специальные нормы меж-

дународного космического права в зависимости от характера ситуации. [3]

Элементы космической станции и ее персонал, находящийся внутри или снаружи, находятся под юрисдикцией и контролем того государства - участника Соглашения, который регистрировал данные элементы и гражданами которого являются данные лица. Право собственности также, каждый партнер осуществляет лишь на элемент, который он предоставляет.^]

Библиографические ссылки

1. О ратификации Соглашения между Правительством Канады, Правительствами государств -членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения : федер. закон от 29 декабря 2000 г. № 164-ФЗ.

2. Международная космическая станция (МКС) // Российское информационное агентство «Вести». URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=303767.

3. Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств-членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (Вашингтон, 29 января 1998 года).

4. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 г.).

© Асланова Д. З., 2012

УДК 343.3

А. В. Вацет Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Затронуты вопросы, касающиеся коррупции, её влияние на государство и общество в целом, а так же влияние коррупции на сферу космических отношений. Кроме того, будут рассмотрены вопросы о способах и средствах противодействия коррупции.

Институты гражданского общества, международные организации и эксперты на протяжении многих лет оценивают степень поражения коррупцией всех сфер общественных отношений и уровней власти в России как высокую.

В настоящее время в общественной жизни России проблема борьбы с коррупцией становится центральной, так как коррупция, в сочетании с непрофессионализмом чиновников, является причиной, как политических, так и социально-экономических кризисов. Более того, беспрецедентное разрастание масштабов

коррупции в Российской Федерации становится одной из наиболее опасных внутренних угроз национальной безопасности.

Как отметил председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в ходе проводившегося заседания Президиума Правительства Российской Федерации: одним из вопросов напрямую связанных с обороной и с научно-техническим развитием России является один из самых масштабных проектов современной России, а именно создание нового космодрома «Восточный» [1]. Между тем ещё на стадии подго-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

товки к строительству, по словам министра по строительству космодрома «Восточный» правительства Амурской области Константина Чмарова, существенным тормозящим строительство фактором является подготовка базы для разрешения бюрократических вопросов. Между тем министром не было уточнено, про какую именно «базу» идёт речь, про нормативно-правовую или всё же про финансовую.

Анализируя справочно-аналитический доклад Главной военной прокуратуры и Министерства обороны об объемах коррупции в Вооруженных Силах в 2010-2011 гг., можно выделить, что космические войска входят в тройку лидеров среди войск оборонного ведомства, в которых происходит самый большой коррупционный оборот.

Следует отметить, что далеко не новой сферой коррупционной деятельности является область бюджетного законодательства, использование государственного имущества, а также законодательства о размещении заказов на поставки товаров и оказание услуг для государственных нужд.

В свете всего вышесказанного не вызывают удивление те факты что в 2010-2011 годах говорилось, что на строительство космодрома «Восточный» в Амурской области в период с 2011 по 2015 годы выделят более 80 миллиардов рублей, об этом сообщал сам премьер-министр РФ Владимир Путин. Между тем в начале 2012 г. было объявлено, что данной суммы уже не достаточно даже на создание обеспечивающей инфраструктуры, то есть строительство дорог, домов, больниц, коммуникаций и т. д., а на строительство космодрома в целом необходимо от 300 до 400 млрд рублей. Так же в 2012 г. Было завялено, что данный проект, скорее всего станет очередным долгостроем из-за недофинансирования о чём заявил глава Рос-космоса Анатолий Перминов при личной встрече с Владимиром Путиным, также он отметил, что первая очередь космодрома будет готова к вводу в эксплуатацию только после 2020 г. До сих пор первый старт ракеты с «Восточного» планировался на 2015 г. [2].

С коррупцией, в том числе и в аэрокосмической отрасли, пытаются бороться всеми возможными методами: полиграфом, принятием огромного пакета изменений и дополнений существующих нормативных документов, созданием научно-исследовательских институтов, изучающих противодействие коррупции в этой сфере, и т. п., но эффект минимальный. Здесь стоит более тщательно подойти к анализу нормативной базы и ужесточить контроль, а также наказания за подобные преступления [3].

Не вызывает сомнения, что для увеличения эффективности борьбы с коррупцией, в том числе и в аэро-

космической отрасли, необходимо принимать во внимание постоянно меняющийся характер коррупции, распространение её влияния на новые сферы общественной жизни, многообразие форм её проявления, появление новых моделей взаимодействия субъектов коррупционной деятельности и другие факторы. Существенно затрудняет выработку актуальных и действенных правовых мер противодействия коррупции факт отсутствия единого правового определения коррупции, что в свою очередь не позволяет установить четкие пределы правового регулирования, в результате чего усилия по противодействию коррупции в большей степени носят точечный, а не системный характер.

На наш взгляд, для того, чтобы хоть как-то изменить сложившуюся в стране коррупционную ситуацию необходимо лишить коррупционера возможности легально владеть и пользоваться преступно нажитым имуществом. Для этого в первую очередь необходимо решить вопрос о ратификации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. Данной статьёй предусматривается конфискация имущества чиновников в случае, если они не могут доказать соответствие их официальных доходов реально имеющимся имуществу и расходам.

Коррупция практически всегда является следствием неэффективного и неразумного управления.

Для борьбы с коррупцией нет одного универсального способа или метода, для минимизации этого явления надо использовать комплексный подход и системные меры. Ужесточение ответственности за взяточничество необходимо сочетать с одновременным повышением культуры общества в целом, нацеливать членов общество на отказ от дачи взяток. Только такого рода действия могут привести к снижению уровня коррупции.

Библиографические ссылки

1. Космодром «Восточный» // Интернет ресурс. URL: http://www.nic-rkp.ru/default (дата обращения: 25.03.2012).

2. Космодром «Восточный» может превратиться в долгострой из-за недофинансирования, предупредил Анатолий Перминов // Интернет ресурс. URL: http://marker.ru/news/4208 (дата обращения: 25.03.2012).

3. Рогов А. С. Коррупция в области осуществления государственных закупок Министерством обороны РФ как угроза экономической безопасности России //Юрист. 2011. № 5. СПС «Консультант Плюс».

© Вацет А. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.