Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
шем планируется совместное проектирование полностью новых моделей, рынок сбыта которых уже не был ориентирован исключительно внутрь страны [5].
Помимо того, между канадской компанией Bombardier и Корпорацией коммерческой авиации Китая был подписан контракт на создание объединенного предприятия на базе которого будут производиться запчасти для самолетов одноименной компании, а также опытно-конструкторские работы по нескольким проектам [6].
Примером данного типа предприятий в нашем регионе может послужить Железногорское предприятие «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва», которое совместно со своими давним партнером - европейским лидером в области спутниковых систем «Thaïes Alenia Space», ведут подготовку к созданию совместного предприятия. Специализацией будущего предприятия станет сборка и интеграция оборудования космических аппаратов связи для российских и зарубежных заказчи-
ков, а также разработка новой платформы и оборудования спутников [7].
Библиографические ссылки
1. Ильченко А. Н., Вэй Хэ Проблемы совместного предприятия в России: внешние и внутренние факторы // Успехи современного естествознания. 2005. № 10. С. 270-271.
2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федер. Закон № 160-ФЗ от 09.07.1999.
3. URL: http://army.lv/ru/bramos/901/26198.
4. URL:
http://www.ruaviation. com/news/2011/10/12/580/
5. URL:
http://www.lenta.ru/news/2012/03/23/cessna/
6. URL: http://www.theglobeandmail.com/globe-investor/bombardier-strikes-co-operation-pact-with-chinas-comac/article2376319/
7. URL: http://krskplus.ru/economy/news/412433.
© Архипкин К. Е., 2012
УДК 347.8
Д. З. Асланова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ
Рассматриваются особенности правового статуса Международной космической станции гражданского назначения (далее - МКС). Использование МКС призвано увеличить эффективность научного, технического и коммерческого использования космического пространств на современном этапе развития.
29 января 1998 г. в Вашингтоне было подписано соглашение о сотрудничестве на международной космической станции гражданского назначения между Россией, США, Японией, Канадой и государствами-членами Европейского космического агентства. Данное Соглашение было ратифицировано в РФ Федеральным законом № 164 ФЗ от 29 декабря 2000 г. и вступило в силу для Российской Федерации 27 марта 2001 г. [1].
Целью создания Международной космической станции гражданского назначения является проведение государствами-участниками Соглашения научных исследований в космическом пространстве. Принципы функционирования космической станции предусматривают ее возможное эволюционное развитие [2].
На данный момент Международная космическая станция - беспрецедентный международный проект по количеству участников и масштабам космической деятельности. Это послужило причиной необходимости возникновения инструментария международно-правового регулирования деятельности и эксплуатации станции на околоземной орбите.
Система правовых норм, регулирующих деятельность по созданию и обслуживанию станции, как в космосе, так и на Земле состоит из трех уровней правовых актов, регулирующих взаимные отношения участников. Первым уровнем является Межправительственное соглашение относительно сотрудниче-
ства по международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1988 г. В Соглашении закреплены основные принципы сотрудничества, взаимные права и обязанности партнеров. Второй уровень характерен рядом двусторонних меморандумов, заключаемых между космическими агентствами государств-участников Соглашения. Положения меморандумов регулируют технические вопросы непосредственного взаимодействия и координации при разработке компонентов МКС. Третий уровень является «Кодекс поведения космонавтов», который должен регламентировать права и обязанности членов международного экипажа МКС.
Международная космическая станция создается, эксплуатируется и используется в соответствии с международным правом, включая Договор по космосу 1967 г., Соглашение о спасании 1968 г., Конвенцию об ответственности 1972 г. и Конвенцию о регистрации 1975 г. Из этого можно сделать вывод, что ни одно из положений Соглашения не должно противоречить основным соглашениям международного космического права.
Каждый партнер имеет фиксированную долю участия в использовании определенных пользовательских элементов, ее размер предусматривается в меморандумах и договоренностях об исполнении соглашений. Также партнеры сами несут все финансовые расходы, связанные с их участием в деятельности МКС.
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
Соглашение о МКС предусматривает, что каждое из государств сохраняет юрисдикцию и контроль над теми элементами станции, которые оно регистрирует. Это значит, что с точки зрения права МКС не является единым пространством, а рассматривается как совокупность состыкованных космических объектов со своей юрисдикцией на каждом из них, подобно тому, как если в открытом море пришвартуются друг к другу военные корабли разных держав. Вместе с тем каждое государство сохраняет в ходе полета юрисдикцию, в том числе уголовную, над своими гражданами, даже если они находятся на территории «чужого» модуля или в открытом космосе.
Таким образом, правовой статус Международной космической станции - это совокупность международных договоров и соглашений, которые регулируют право собственности элементов МКС, права и обязанности экипажа, а также юрисдикцию государств — партнеров по МКС в ходе полета.
Права на использование станций возникают на основании предоставления партнером пользовательских элементов и элементов инфраструктуры. Партнеры имеют право на обмен или продажу любой части соответствующей выделенной им доли пользовательских элементов и ресурсов. Также партнерам Соглашения предоставляется право направлять на квалифицированный персонал для работы в составе экипажа космической станции.
Государства - участники Соглашения могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении членов персонала внутри или на любом орбитальном элементе, которые являются их гражданам. При разрешении вопросов об ответственности при осуществлении своей деятельности на МКС партнеры могут применять как общие, так и специальные нормы меж-
дународного космического права в зависимости от характера ситуации. [3]
Элементы космической станции и ее персонал, находящийся внутри или снаружи, находятся под юрисдикцией и контролем того государства - участника Соглашения, который регистрировал данные элементы и гражданами которого являются данные лица. Право собственности также, каждый партнер осуществляет лишь на элемент, который он предоставляет.^]
Библиографические ссылки
1. О ратификации Соглашения между Правительством Канады, Правительствами государств -членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения : федер. закон от 29 декабря 2000 г. № 164-ФЗ.
2. Международная космическая станция (МКС) // Российское информационное агентство «Вести». URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=303767.
3. Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств-членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (Вашингтон, 29 января 1998 года).
4. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 г.).
© Асланова Д. З., 2012
УДК 343.3
А. В. Вацет Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Затронуты вопросы, касающиеся коррупции, её влияние на государство и общество в целом, а так же влияние коррупции на сферу космических отношений. Кроме того, будут рассмотрены вопросы о способах и средствах противодействия коррупции.
Институты гражданского общества, международные организации и эксперты на протяжении многих лет оценивают степень поражения коррупцией всех сфер общественных отношений и уровней власти в России как высокую.
В настоящее время в общественной жизни России проблема борьбы с коррупцией становится центральной, так как коррупция, в сочетании с непрофессионализмом чиновников, является причиной, как политических, так и социально-экономических кризисов. Более того, беспрецедентное разрастание масштабов
коррупции в Российской Федерации становится одной из наиболее опасных внутренних угроз национальной безопасности.
Как отметил председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в ходе проводившегося заседания Президиума Правительства Российской Федерации: одним из вопросов напрямую связанных с обороной и с научно-техническим развитием России является один из самых масштабных проектов современной России, а именно создание нового космодрома «Восточный» [1]. Между тем ещё на стадии подго-