Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE SPHERE OF MEDICAL SERVICES / SOCIAL PROBLEMS OF CITIZENS / SUPPORT FOR SOCIAL ENTREPRENEURS / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАН / ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Мария Геннадьевна

Социальное предпринимательство - относительно новое явление для России, направленное на решение острых социальных проблем с помощью бизнес-методов. Особое внимание следует уделить становлению этого института в контексте оказания медицинских услуг социально незащищенным слоям населения. Автор статьи приводит основные признаки социального предпринимательства в сфере оказания медицинских услуг, выделяет направления развития данной области, характеризует виды государственной поддержки, предоставляемой субъектам социального предпринимательства. Основное место уделено выявлению проблем в указанной области и предложению возможных путей их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF MEDICAL ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Social entrepreneurship is a relatively new phenomenon in Russia aimed at solving acute social problems with the help of business schemes. Particular attention in the development of this institute should be paid to its formation in the context of providing medical services to socially vulnerable segments of the population. The author of the article gives the main features of social entrepreneurship in the field of medical services, identifies the directions of development of this area, describes the types of support. The main focus is on identifying problems in this area and suggesting possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

г

Уральский журнал правовых исследований ^^ igk

Ural Journal of Legal Research ^^ ^^

[•J

OF LEGAL RESEARCH

i

УДК 346.11

DOI 10.34076/2658-512X-2020-5-7-14

Бойко Мария Геннадьевна ([email protected]) ORCID: 0000-0001-8556-8911 Студентка Юридического Института ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И. С.Тургенева» Maria G. Boyko ORCID: 0000-0001-8556-8911 Oryol State University named after I. S. Turgenev

Law Institute, Student

Научный руководитель: Сметанина Елена Евгеньевна

Доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева» кандидат юридических наук Research supervisor: Elena E. Smetanina

Associate Professor of the Department of civil law and process Oryol state University named after I. S. Turgenev Candidate of Juridical Sciences

Правовой статус медицинских организаций как субъектов социального предпринимательства Legal status of medical organizations as subjects of social entrepreneurship

Для цитирования: Бойко М. Г. Правовой статус медицинских организаций как субъектов социального предпринимательства // Уральский журнал правовых исследований. 2020. № 5. С. 7-14. DOI 10.34076/2658-512X-2020-5-7-14.

For citation: M. G. Boyko, 'Legal Status of Medical Organizations as Subjects of Social Entrepreneurship' Ural Journal of Legal Research, 2020, No 5. pp 7-14. DOI 10.34076/2658-512X-2020-5-7-14.

Аннотация. Социальное предпринимательство - относительно новое явление для России, направленное на решение острых социальных проблем с помощью бизнес-методов. Особое внимание следует уделить становлению этого института в контексте оказания медицинских услуг социально незащищенным слоям населения. Автор статьи приводит основные признаки социального предпринимательства в сфере оказания медицинских услуг, выделяет направления развития данной области, характеризует виды государственной поддержки, предоставляемой субъектам социального предпринимательства. Основное место уделено выявлению проблем в указанной области и предложению возможных путей их решения.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, социальное предпринимательство, социальное предпринимательство в сфере оказания медицинских услуг, социальные проблемы граждан, поддержка социальных предпринимателей.

г

f пптаа» к ЧИИ:1!М1 м

OF LEGAL

RESEARCH

Abstract. Social entrepreneurship is a relatively new phenomenon in Russia aimed at solving acute social problems with the help of business schemes. Particular attention in the development of this institute should be paid to its formation in the context of providing medical services to socially vulnerable segments of the population. The author of the article gives the main features of social entrepreneurship in the field of medical services, identifies the directions of development of this area, describes the types of support. The main focus is on identifying problems in this area and suggesting possible ways to solve them.

Keywords: social entrepreneurship, social entrepreneurship in the sphere of medical services, social problems of citizens, support for social entrepreneurs, socially oriented non-profit organizations.

В настоящее время предпринимательство выступает в качестве одного из решающих факторов развития общества. Социальное предпринимательство не является исключением.

Указанная разновидность предпринимательской деятельности - та область, в которой осуществление экономических функций направлено на решение важных общественных проблем посредством эффективного функционирования экономических субъектов. Социальное предпринимательство - это инновационный рыночный инструмент, направленный на решение общественных проблем в условиях современной рыночной экономики Российской Федерации, а также на формирование новой области деятельности экономических субъектов [1, с. 2223].

Частные медицинские организации можно отнести к социальным предприятиям в том случае, если они осуществляют деятельность по производству товаров, работ или услуг, предназначенных для отдельных категорий граждан, в целях создания для них:

1) условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности;

2) возможностей участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества.

При этом доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 50% в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной указанным субъектом чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, составляет не менее 50% от размера указанной прибыли (при наличии чистой прибыли за указанный период).

Вышеприведенные критерии, прямо указанные в законе1, дают основание полагать, что для медицинских организаций наиболее характерным является оказание услуг. Однако условие о доходности в размере не менее 50% выступает тем фактом, на основании которого можно сделать вывод, что не многие медицинские организации, оказывающие услуги таким категориям граждан, как инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеры, ряд иных, прямо указанных в законе лиц, могут соответствовать данным критериям.

Деятельность медицинских организаций, не подпадающая под категорию социального предпринимательства, тем не менее является деятельностью, имеющей социальную значимость. Кроме того, встречаются ситуации, когда организация, осуществляющая в качестве основного вида деятельности производство продукции, в ином своем подразделении оказывает именно медицинскую помощь отдельным категориям граждан. К примеру, такой проект реализуется в рамках компании STADA, выпускающей лекарственные препараты и косметические средства. При этом одним из дополнительных направлений деятельности является мобильная диагностика, которая направлена на раннее выявление социально значимых заболеваний [2].

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон Российской

Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020 г.) // Российская газета. № 126.

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

Программа реализуется в виде бесплатных медицинских осмотров в передвижном диагностическом центре, что позволяет оказывать помощь в тех местах Российской Федерации, где в шаговой доступности отсутствуют поликлиники и больницы. Особое внимание уделяется оказанию помощи инвалидам, а также людям с ограниченными возможностями здоровья, пенсионерам.

Основным отличием социального предпринимательства от обычной предпринимательской деятельности является ориентированность на получение прибыли с обязательным выполнением отдельных, характерных для определенного вида деятельности, социальных задач. По мнению С. М. Сафарова, указанные характеристики деятельности имеют значение как для поддержания текущей деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, так и для решения задач государства и общества [3, с. 63].

Кроме этого, наблюдается некоторая общность в содержании задач, решаемых социальными предприятиями и государством. В этой связи можно сделать вывод: социальное предпринимательство рассматривается с точки зрения государственной власти и законодательства как один из основополагающих механизмов в сферах экономической деятельности, имеющих социальную направленность, что позволяет в полной мере говорить о медицинской деятельности в контексте социального предпринимательства.

Однако при отнесении медицинской деятельности к разряду социально необходимой следует иметь ввиду, что при многообразии видов медицинских услуг, предлагаемых рынку, не все из них обладают одинаковой социальной значимостью для государства и общества. Например, необходимость некоторых видов пластических операций (как частного примера косметических процедур) определяется только самим пациентом на основании субъективных факторов, которые не связаны с медицинскими показаниями. Как справедливо отмечает Мо-хов А. А., на противоположной стороне находятся центры СПИДа, паллиативная медицина, ряд иных медицинских организаций, которые решают важные для страны и общества задачи, обеспечивают социальную стабильность и общественную безопасность [4, с. 56].

В настоящее время действует официальный сайт, на котором расположена вся необходимая информация о действующих на территории Российской Федерации социальных предприятиях. В сфере оказания медицинских услуг на май 2020 года действует 37 предприятий, оказывающих социально значимые услуги [5]. Например, к таким отнесены:

1) предприятия по созданию индивидуальных ортопедических систем для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

2) центры аудио-психо-фонологии и биоакустической коррекции для взрослых и детей с неврологическими и психо-речевыми проблемами;

3) общеоздоровительные и спортивно-оздоровительные центры;

4) центры раннего выявления и лечения ДЦП;

5) пансионаты для пожилых людей;

6) центры передовых технологий в лечении сахарного диабета.

Данные социальные предприятия в географическом отношении охватывают небольшое количество субъектов России, что позволяет сделать вывод - предприниматели в недостаточной степени осведомлены о возможности получения статуса социального предприятия, а также о государственной и региональной поддержке при осуществлении соответствующей деятельности.

Отнесение медицинской деятельности к разряду социального предпринимательства связано с наличием основополагающего признака: специфика медицинской деятельности в значительной степени отличается от большинства других видов экономической деятельности, так как лечебно-диагностический процесс осуществляется посредством вмешательства в те-

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

лесную и психическую сферы личности, что обуславливает повышенные требования к исполнителям медицинских услуг, жесткое государственное регулирование [6, с. 278].

Государство для осуществления предпринимателями социально полезной деятельности предусматривает следующие виды поддержки, указанные в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

1) обеспечение необходимой инфраструктурой;

2) финансовая поддержка, включая субсидирование;

3) имущественная поддержка, важной составляющей которой является предоставление во владение и/или пользование государственного или муниципального имущества на льготных условиях;

4) информационная помощь;

5) предоставление консультационных и методических возможностей, которые зачастую используются социальным предпринимателем для ознакомления с новыми возможностями по привлечению финансирования и участия в закупках;

6) содействие в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров;

7) организации профессионального обучения, образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников организации (к примеру, с привлечением в данный процесс образовательных организаций, расположенных в данном субъекте Российской Федерации) и ряд иных мер.

Для поддержания деятельности социальных предпринимателей субъектами РФ и муниципальными образованиями создаются центры инноваций социальной сферы, в которых специалисты проводят консультации по вопросам создания таких предприятий, а также отдельных аспектов их функционирования. Наиболее частыми вопросами, требующими разъяснения, являются субсидирование и налогообложение [7, с. 87].

Предоставление субсидий медицинским организациям, являющимся социальными предприятиями, возможно в виде частичной компенсации процентов по кредиту, расходов на лизинг или приобретение оборудования и оплату коммунальных платежей. Данные субсидии предоставляются в рамках отдельных субъектов Российской Федерации, о чем принимаются соответствующие постановления2.

Наиболее подробно вопросы сроков предоставления субсидий и их размеров рассмотрены на официальном сайте Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы [8]. Так, указаны следующие виды затрат, которые возможно компенсировать:

- проценты по кредитам на покупку отечественного оборудования - ключевая ставка Центрального Банка РФ + 5%;

- проценты по кредитам на покупку иностранного оборудования - ключевая ставка ЦБ

РФ;

- лизинговые платежи за отечественное оборудование - 35% от суммы без учета НДС;

- лизинговые платежи за иностранное оборудование - 25% от суммы без учета НДС;

- возврат стоимости приобретенного отечественного оборудования - 35% от стоимости без учета НДС;

- возврат стоимости приобретенного иностранного оборудования - 25% от стоимости без учета НДС;

- оплата коммунальных услуг по прямым договорам с ресурсоснабжающими организа-

2 Об утверждении Порядка предоставления субсидий для возмещения части затрат субъектам малого и

среднего предпринимательства, связанных с осуществлением деятельности в сфере социального предпринимательства, в рамках государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области: Постан. Правительства Ленинградской области от 17.07.2018 г. № 252 // «Официальный интернет-портал правовой информации». URL: http://docs.cntd.ru/document/550739395 (дата обращения: 23.07.2018).

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

циями - 70% от стоимости услуг.

Размер компенсации: до 1 млн рублей.

Субъекты России вправе устанавливать свои проценты для субсидирования.

Налогообложение социальных организаций в сфере здравоохранения регулируется Налоговым кодексом РФ3. В ст. 284.5 указанного правового акта установлено право на применение нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций, которые осуществляют деятельность по предоставлению социальных услуг, перечень которых утвержден Правительством России. Кроме того, ст. 149 Налогового кодекса РФ указывает на применение льгот для отдельных социально-значимых видов деятельности. Так, освобождены от НДС организации, которые реализуют:

- протезно-ортопедические изделия и их составляющие, а также технические средства и материалы, используемые для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

- услуги инвалидам и наркологическим больным;

- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми.

Главной целью медицинской организации как субъекта социального предпринимательства является не получение прибыли, которая является вторичной целью, а достижение социального эффекта от данной деятельности. Обязанности данных организаций прямо перечислены в статьях Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»4.

Кроме того, важным является вопрос конкуренции между социальными предприятиями в сфере здравоохранения и государственными (муниципальными) учреждениями. Следует указать, что конкурентная среда в данном случае носит не альтернативный характер, основанный на выборе «или социальное предприятие, или государственное (муниципальное) учреждение», а дополнительный [9, с. 236]. Это связано с тем, что учреждения, финансируемые из бюджета, даже функционально оснащенные, не имеют возможности предоставить услуги всем нуждающихся. Данные учреждения оказывают лишь базовые (основные) услуги. В связи с этим социальные предприниматели могут занять ту нишу, в которой не могут реализовать себя государственные (муниципальные) учреждения, и предложить рынку свои услуги. В указанной ситуации возможно комплексное взаимодействие между частным сектором экономики и государством, к примеру, по оказанию услуг сиделок в больницах [10, с. 274].

Конкуренция может быть основана на более низкой стоимости услуг или товаров при условии сохранения их надлежащего качества, что в значительной степени позволит разрешить проблему недоступности помощи малообеспеченным слоям населения, которая выходит за рамки обязательного медицинского страхования.

Отдельное внимание следует обратить на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться частные медицинские организации. Так, на данном рынке функционируют как коммерческие, так и некоммерческие организации. При создании коммерческой медицинской организации деятельность по возмездному оказанию услуг относится к предпринимательской, при создании некоммерческой - к приносящей доход деятельности. Данный вывод следует из положений действующего законодательства.

В качестве преимуществ первого вида можно назвать: упрощенный порядок регистрации, относительно понятный бухгалтерский учет и налоговый режим, а также отсутствие отчетности по реализации программ. Однако чаще субъекты медицинской деятельности выбирают организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Это связано с тем, что

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон Рос. Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 08.06.2020 г.) // Российская газета. № 126.

4 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 08.06.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

им доступно большее количество источников финансирования (пожертвования и гранты), которые в большинстве своем ориентированы именно на некоммерческие организации. Участие в грантовых программах и системах пожертвований обусловлена низкой доходностью социально значимых видов деятельности, что приводит к необходимости поиска дополнительных источников финансирования [11, с. 48].

Для наиболее полной характеристики вопроса оказания услуг частными медицинскими организациями как одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики следует также обратиться к Федеральному закону «О некоммерческих организациях»5. Указанный нормативный правовой акт содержит в своей структуре нормы, которые непосредственно затрагивают социально значимую деятельность, а именно процессы создания и функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций.

Социально ориентированным некоммерческим организациям оказывается поддержка, которая может быть как финансовой (предоставление льгот по уплате налогов и сборов, материальная поддержка), так и иметь нематериальное выражение (информационная, консультационная поддержка, дополнительное профессиональное образование) [12, с. 246].

Исходя из приведенных выше положений, можно сделать вывод - социальным предприятиям оказывается большая поддержка со стороны государства, что находит свое отражение в федеральном законодательстве. Особенно явно такая поддержка имеет место в сфере здравоохранения.

Таким образом, даже с принятием норм, регулирующих наиболее значимые аспекты социального предпринимательства, трактовка этого понятия до сих пор сводится к социальным услугам, социальной сфере. Это связано с недостаточной осведомленностью как предпринимателей, так и граждан России с этой стороной предпринимательской деятельности.

Кроме того, без детальной проработки всех вопросов, имеющих место в указанной сфере, в нормативных правовых актах, невозможно представить комплексный подход к увеличению роли социального предпринимательства на рынке. Существующая проблема может быть решена путем создания отдельного Федерального закона, который детально урегулирует соответствующие правоотношения.

В контексте социального предпринимательства необходима дифференциация направлений и видов медицинской деятельности в зависимости от степени социальной значимости, что может отражаться в создании разных правовых режимов осуществления медицинской деятельности, определении возможного перечня мер государственной поддержки и иных стимулирующих мер.

В настоящее время социальное предпринимательство в сфере здравоохранения является скорее исключением, чем правилом. Для развития данной отрасли экономики необходимо изменить подход к регулированию в системе здравоохранения и создать стимулирующие механизмы для социальных предпринимателей.

1. Исханова Г. В. Правовые аспекты социального предпринимательства: зарубежный и рос-

сийский опыт // Россия и ВТО: экономические, правовые и социальные аспекты. - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2013. С. 2223-2227.

2. Социальная программа «Мобильная диагностика: возьми здоровье под контроль» // URL:

https://www.stada.ru/company/social/projects/ (дата обращения: 11.06.2020).

5 О некоммерческих организациях: федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ

(ред. от 08.06.2020 г.) // Российская газета. № 126.

Библиографический список

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

3. Сафаров С. М. Основы социального предпринимательства. Учебное пособие. - Иваново:

Издательство «Роща», 2014. - 295 с.

4. Мохов А. А. Медицинская деятельность - вид социального предпринимательства // Меди-

цинское право. - М.: Юрист, 2016. С. 54-70.

5. Предприятия. Здравоохранение // URL: http://soindex.ru/companies/index/category_id:7 (дата

обращения: 07.06.2020).

6. Филимендиков Ю. А. Социальное предпринимательство в здравоохранении // Российское

предпринимательство. - М.: Креативная экономика, 2017. С. 275-282.

7. Белый Е. М. Основы социального предпринимательства. Учебное пособие для ВУЗов. -

М.: Юрайт, 2019. 178 с.

8. Субсидия социальным предпринимателям. Департамент предпринимательства и инно-

вационного развития города Москвы // URL: https://cashback.moscow.business/social-subsidii/ (дата обращения: 01.06.2020).

9. Демина М. А. Предпринимательская деятельность медицинских организаций // Вестник

университета имени О. Е. Кутафина. - М.: МГЮА имени О. Е. Кутафина, 2018. С. 234-

10. Барков А. В., Серова О. А. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства: проблемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского государственного университета. Юридические науки.- Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. С. 268-280.

11. Клушина Н. П., Рощупкина В. В. Приоритеты финансового сопровождения социального предпринимательства: российская ситуация // Вестник Алтайской академии экономики и права. - Барнаул: Алтайская академия экономики и права, 2019. С. 46-51.

12. Андриенко А. И. Социально ориентированные некоммерческие организации как форма реализации конституционного права на объединения // Сибирское юридическое обозрение. - Омск: Сибирский юридический университет, 2019. С. 245-249.

1. G. V. Iskhanova, Legal Aspects of Social Entrepreneurship: Foreign and Russian Experience in

Russia and the WTO: economic, legal and social aspects, Financial University under the Government of the Russian Federation, 2013, at 2223-2227.

2. Social program "Mobile Diagnostics: Take Health Under Control" (2018) https://www.stada.ru/

company/social/projects/ (accessed: June 11, 2020).

3. S. M. Safarov, Fundamentals of Social Entrepreneurship. Textbook, Publishing house "Grove",

2014, at 295.

4. A. A. Mokhov, Medical Activity is a Type of Social Entrepreneurship, Medical law, Yurist, 2016,

5. Companies. Healthcare (2020), http://soindex.ru/companies/index/category_id:7 (accessed:

June 7, 2020).

6. Yu. A. Filimendikov, Social Entrepreneurship in Health Care, Russian entrepreneurship, Cre-

ative economy, 2017, at 275-282.

7. E. M. Bely, Fundamentals of Social Entrepreneurship. Textbook for Universities, Yurayt, 2019,

8. Subsidy to Social Entrepreneurs. Department of Entrepreneurship and Innovative Development

241.

References

at 54-57.

at 178.

of the City of Moscow (2020) https://cashback.moscow.business/social-subsidii/ (accessed: June 6, 2020).

9. M. A. Demina, Business Activity of Medical Organizations, Bulletin of the Kutafin University,

Kutafin Moscow state University, 2018, at 234-241.

10. A. V. Barkov, O. A. Serova, Public-private Partnership in the Market of Social Services in the Light of the Development of Social Entrepreneurship: Problems of Harmonization of Legal Regulation, Bulletin of Perm state University. Legal science, Perm state national research University, 2016, at 268-280.

11. N. P. Klushina, V. V. Roshchupkina, Priorities of Financial Support for Social Entrepreneur-ship: Russian Situation, Bulletin of the Altai Academy of Economics and law, Altai Academy of Economics and law, 2019, at 46-51.

12. A. I. Andrienko, Socially Oriented Non-profit Organizations as a Form of Implementation of the Constitutional Right to Association, Siberian legal review., Siberian law University, 2019,

at 245-249.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.