Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2020 ГОДА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПИСЧИКОВ НАСЕЛЕНИЯ)'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2020 ГОДА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПИСЧИКОВ НАСЕЛЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
2020 / 2021 / ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПЕРЕПИСЧИК / ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕРЕПИСЧИКА / ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕПИСЧИКАМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корецкая Татьяна Павловна

Представлен детальный анализ существующей практики организации набора переписчиков населения в рамках Всероссийской переписи населения 2020 года. В результате были разработаны предложения по внесению изменений в трудовое и социальное законодательство в рамках правового регулирования статуса всех категорий временного персонала, занятого в рамках организации и проведения всероссийских переписей населения, в целом и непосредственно переписчиков населения в частности. Кроме того, было предложено разработать профессиональный стандарт для персонала, задействованного во время переписных кампаний, а также сформировать комплект типовых договоров или государственных контрактов с каждым представителем переписного персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корецкая Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF PERSONS PARTICIPATING IN THE ALL-RUSSIAN POPULATION CENSUS 2020 (ON THE EXAMPLE OF CENSUS TAKERS)

A detailed analysis of the existing practice of organizing the recruitment of census takers in the framework of the All-Russian Population Census of 2020 is presented. As a result, proposals were developed to amend labor and social legislation within the framework of legal regulation of the status of all categories of temporary personnel employed in the organization and conduct of All-Russian population censuses, in general, and directly census takers in particular. In addition, it was proposed to develop a professional standard for the personnel involved during the census campaigns, as well as to form a set of standard contracts or government contracts with each representative of the census staff.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2020 ГОДА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПИСЧИКОВ НАСЕЛЕНИЯ)»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ SCIENCES OF PUBLIC LAW (STATE LAW)

Научная статья

УДК 351.755.361 doi: 10.47475/2618-8236-2022-17103

Правовой статус лиц, участвующих в проведении Всероссийской переписи населения 2020 года (на примере переписчиков населения)

Корецкая Татьяна Павловна

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, tat-0579@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9354-3426

Аннотация: Представлен детальный анализ существующей практики организации набора переписчиков населения в рамках Всероссийской переписи населения 2020 года. В результате были разработаны предложения по внесению изменений в трудовое и социальное законодательство в рамках правового регулирования статуса всех категорий временного персонала, занятого в рамках организации и проведения всероссийских переписей населения, в целом и непосредственно переписчиков населения в частности. Кроме того, было предложено разработать профессиональный стандарт для персонала, задействованного во время переписных кампаний, а также сформировать комплект типовых договоров или государственных контрактов с каждым представителем переписного персонала.

Ключевые слова: 2020, 2021, Всероссийская перепись населения, переписчик, перепись населения, правовой статус переписчика, требования к переписчикам.

Original article

The legal status of persons participating in the All-Russian Population Census 2020 (on the example of census takers)

Tatiana P. Koretskaya

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, tat-0579@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9354-3426

Abstract. A detailed analysis of the existing practice of organizing the recruitment of census takers in the framework of the All-Russian Population Census of 2020 is presented. As a result, proposals were developed to amend labor and social legislation within the framework of legal regulation of the status of all categories of temporary personnel employed in the organization and conduct of All-Russian population censuses, in general, and directly census takers in particular. In addition, it was proposed to develop a professional standard for the personnel involved during the census campaigns, as well as to form a set of standard contracts or government contracts with each representative of the census staff.

Keywords: 2020, 2021, All-Russian Population census, census taker, population census, legal status of the census taker, requirements for census takers.

Введение. С 2020 г. актуальность вопросов, связанных с проведением всероссийских переписей населения, несомненно была обозначена текущей повесткой дня на момент проведения Всероссийской переписи населения, из-за пандемии фактически проводившейся в 2021 г. Сложностей в ее проведении было немало, включая подбор сотрудников, участвующих в организации и проведении самой переписи на местах.

Одним из таких сложных моментов в проведении данной переписи было то, что юридически не были закреплены конкретные требования к ряду персонала, задействованного в переписи. Также и особенности правового статуса сотрудников, участвующих в переписи населения (переписчиков населения), не были отражены в законодательстве, не были изучены в юридической доктрине. Именно изучение правового статуса

14

переписчиков населения является главной задачей исследования.

Материалы и методы исследования. Всероссийская перепись населения бывает один раз в десять лет и проводится с целью уточнения имеющихся у государства статистических данных, формируемых исходя из информации электронных баз данных различных ведомств.

По данным проведенного мониторинга как отечественного правового регулирования организации Всероссийской переписи 2020 г., так и официальных интернет-ресурсов организаторов переписи было выявлено, что на настоящий момент в российском законодательстве не проработаны ни единые требования к переписчикам, ни юридический механизм организации трудовых отношений с переписчиками населения. Кроме того, данный вопрос не изучен и в отечественной научной литературе.

В статье представлен результат изучения опыта подбора персонала для работы переписчиками населения в рамках Всероссийской переписи 2020 г. в различных субъектах Российской Федерации и были разработаны рекомендации по совершенствованию правового регулирования осуществления трудовых отношений с представителями данной категории работников.

Результаты исследования и их обсуждение. Ключевое отличие текущей Всероссийской переписи 2020 года, растянувшейся из-за пандемии на более длительный срок, заключается в том, что информация о каждом участнике переписи вносится в электронной форме сразу же в общую базу данных. А это выставляет определенные повышенные требования ко всем лицам, занятым в организации и проведения самой переписи населения.

В первую очередь, имеет смысл в соответствие Федеральным законом от 25.01.2002 № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»1 (далее ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ — Т. К.) кратко описать четко выстроенный порядок организации проведения Всероссийской переписи населения. Ключевыми в этом смысле являются ст. 5, ст. 6, ст. 7, ст. 8 и ст. 9ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ. В соответствие с п. 1 ст. 5 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями определяет:

1) федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения, их официальное опубликование, хранение переписных листов и

1 О Всероссийской переписи населения: Федеральный закон от 25.01.2002 № 8-ФЗ (с изм. на 08.06.2020 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/901809190 (дата обращения: 17.03.2022).

иных документов Всероссийской переписи населения и ее методологическое обеспечение (далее — федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения);

2) федеральные органы исполнительной власти, ответственные:

• за организацию и методическое обеспечение работ по изготовлению картографических материалов (схематические планы городских и сельских поселений, карты административных районов), необходимых для проведения Всероссийской переписи населения;

• проведение переписи отдельных категорий населения;

• обеспечение безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, сохранности переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения;

3) особенности организации и проведения переписи населения на отдельных территориях Российской Федерации.

Таковым федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения, является Федеральная служба государственной статистики (далее Росстат). Уже Росстат напрямую или через свои территориальные подразделения на основании п. 2 и п. 3 ст. 5 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют РОССТА-Ту сведения о муниципальных образованиях, перечне населенных пунктов и (или) административно-территориальных единиц, входящих в состав муниципальных образований, границах муниципальных образований.

Нормы п. 5 и п. 6 ст. 5 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ тесно связаны и наделяют субъекты Российской Федерации правом самостоятельно (п. 6) передавать полномочия, указанные в п. 5 ст. 5 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ законами субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В связи с этим у большей части регионов России есть свои законы об организации переписи населения в конкретный период. Например, не закон, а Постановление Правительства Чеченской Республики от 1 октября 2019 г. № 187 «О создании Комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Чеченской Республики»2 (да-

2 О создании Комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Чеченской Республики: Постановление Правительства Че-

15

лее Постановление Правительства Чеченской Республики от 1 октября 2019 г. № 187), закон Челябинской области от 12 мая 2020 г. № 139-30 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года»1(далее закон Челябинской области от 12 мая 2020 г. № 139-30), закон Пермского края от 30 мая 2020 г. № 534-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года»2 (далее закон Пермского края от 30 мая 2020 г. № 534-ПК), закон Калининградской области от 9 декабря 2019 года № 360 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для осуществления органам исполнительной власти Калининградской области»3 (далее закон Калининградской области от 9 декабря 2019 года № 360), закон Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года 2241-3 № 393-У1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, переданными для осуществления органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия)»4 (далее закон Республи-

ченской Республики от 1 октября 2019 г. № 187. URL: https://docs.cntd.ru/document/561588631. (дата обращения 17.03.2022)

1 О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года : закон Челябинской области от 12 мая 2020 г. № 139-30. URL: https://docs.cntd.ru/ document/570787477/titles/3OEUVDL (дата обращения 17.03.2022).

2 О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года : закон Пермского края от 30 мая 2020 г. №534-ПК URL: https://docs.cntd.ru/ document/570708827 (дата обращения 17.03.2022).

3 О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для осуществления органам исполнительной власти Калининградской области : закон Калининградской области от 9 декабря 2019 года № 360. URL: https://docs.cntd. ru/document/561635907 (дата обращения 17.03.2022).

4 О наделении органов местного самоуправления му-

ки Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года 2241-3 № 393-У1), закон Еврейской автономной области от 30 марта 2020 года № 539-О3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области отдельными государственными полномочиями Еврейской автономной области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года»5 (далее закон Еврейской автономной области от 30 марта 2020 года № 539-О3) и т. д.

В соответствии с п. 1 «Положения о Комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Чеченской Республики», утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 1 октября 2019 г. № 187 соответствующая Комиссия «образована для обеспечения согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики (далее органы местного самоуправления) по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Чеченской Республики (далее перепись населения)». Пункты 3 и 4 этого Положения определяют задачи и направления деятельности Комиссии, в состав которой на основании того же Постановление Правительства Чеченской Республики от 1 октября 2019 г. № 187 входят ряд министров Чеченской Республики, а также главы муниципальных образований Чеченской Республики.

Сравнительная таблица, где представлено отражение п. 5 и п. 6 в нормативных актах субъектов Российской Федерации, дана ниже (табл. 1).

Для осуществления работ, связанных непосредственно со сбором, обработкой и хранением данных, полученных в период Всероссийской переписи населения, кроме должностных лиц уполномоченного федерального органа

ниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, переданными для осуществления органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года 2241-3 № 393-VI. URL: https://docs.cntd.ru/document/570805598 (дата обращения 17.03.2022).

5 О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области отдельными государственными полномочиями Еврейской автономной области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года: закон Еврейской автономной области от 30 марта 2020 года № 539-03. URL: https://docs.cntd.ru/ document/570739836 (дата обращения 17.03.2022).

16

Таблица 1

Отражение п. 5 и п. 6 в нормативных актах субъектов Российской Федерации

Федеральный закон от 25.01.2002 № 8-ФЗ Закон Челябинской области от 12 мая 2020 г. № 139-ЗО Закон Пермского края от 30 мая 2020 г. № 534-ПК Закон Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года 2241-З № 393^ Закон Еврейской автономной области от 30 марта 2020 года № 539-ОЗ Калининградской области от 9 декабря 2019 года № 360

п. 5. Ст. 5 и п. 6 ст. 5: ст. 3: ст. 2: ст. 1: ст. 2: ст. 2:

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации передается осуществление следующих полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения: 1) обеспечение помещениями, охраняемыми, Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, которые включают в себя: Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: Органам местного самоуправления передается осуществление следующих отдельных государственных полномочий: Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: Органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для осуществления органам

оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении; 2) обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов переписи населения; 3) предоставление необходимых транспортных средств, средств связи. 6. Осуществление указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий может быть передано законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления 1) обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении; 2) обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов переписи населения; 3) предоставление необходимых транспортных средств, средств связи исполнительной власти Калининградской области (далее — отдельные государственные полномочия): обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении; обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения; предоставление необходимых транспортных средств, средств связи

власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, привлекаются и некоторые категории лиц на договорной основе, о чем вскользь упоминается в п. 3 ст. 8 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ. Размер вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе (Таблица 2) в соответствии с п.2 ст. 9 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ определен Приказом Рос-стата от 15.06.2021 № 341 «Об определении условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением

федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений»1 (табл. 2).

Теперь подробным образом рассмотрим вопрос

0 правовом статусе лиц, привлекаемых к проведению переписи на договорной основе, на примере переписчика счетного и стационарного участка (далее переписчик — Т. К.) — низовой должности, представитель которой непосредственно контактирует с переписываемым населением.

1 Как стать переписчиком в 2021 году, сколько получит заработную плату переписчик. URL: https:// www.9111.ru/questions/7777777771264741/#w4. (дата обращения 17.03.2022).

17

Таблица 2

Категории лиц, привлекаемые к проведению переписи на договорной основе

Категории привлекаемых лиц Вознаграждение (рублей в месяц)

Бригадир-инструктор территориального уровня 21 100

Контролер 20 000

Инструктор территориального уровня 18 900

Уполномоченный по вопросам переписи 18 900

Заместитель уполномоченного по вопросам переписи 18 800

Инструктор районного уровня 16 500

Контролер полевого уровня 20 000

Переписчик 18 000

Проводник 15 500

Переводчик 15 500

Администратор локальной вычислительной сети 18 900

Начальник смены 21 100

Оператор ввода статистической информации 16 700

Оператор формального и логического контроля 17 800

Специалист средств вычислительной техники 16 700

Кодировщик статистической информации 16 700

Оператор по подведению итогов 19 600

В чем состоят особенности правового статуса переписчика, какие требования предъявляются к кандидату на эту должность; в чем состоят должностные обязанности переписчика или в чем состоят его трудовые функции? Каким образом определяются условия организации труда переписчика, какая система оплаты труда применяется, какие социальные и иные гарантии ему обеспечены? Являются ли отношения с переписчиками трудовыми или это в чистом виде волонтерская деятельность?

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, пришлось изучить некоторое количество имеющихся разрозненных нормативных и правовых актов, различные интернет-ресурсы, включая сайты СМИ. В результате выяснилось, что нет ни юридических научных исследований по этой теме, ни системных материалов, ознакомившись с которыми, можно было бы получить представление о такой загадочной личности, как переписчик [1—8].

В п. 1 ст. 9 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ достаточно обтекаемо утверждается, что к работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение. Дальнейшая конкретизация оставлена на усмотрение должностных лиц территориальных подразделений Росстата в субъектах Российской Федерации не имеет границ. Дополнительных требований к кандидатам, во всяком случае, в доступных источниках никто не обозначил такие субъекты Российской Федерации как: Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Мордовия,

Чеченская Республика, Алтайский край, Брянская область, Калининградская область, Московская область, Псковская область, Ярославская область, город федерального значения Москва.

В связи с тем, что Всероссийская перепись населения 2020 года позиционировалась как цифровая [4; 6], то и от кандидатов в переписчики требовалось умение пользоваться персональными и даже планшетными компьютерами, так как именно с их помощью заполняются переписные листы на каждого участника переписи. Но на это прямо указывали не все субъекты Российской Федерации, а только 46 из них. Если же проанализировать дополнительные (на усмотрение самого субъекта федерации) условия и требования, предъявляемые к кандидатам в переписчики, которые к ним предъявляются в отдельных субъектах Российской Федерации, то получится картина, отраженная в табл. 3.

К дополнительным условиям еще можно отнести, по сведениям сайта «Юридическая социальная сеть»1, возможность работы для безработных без потери статуса безработного, что подтверждается, например, размещением объявления Петростата о наборе переписчиков в Санкт-Петербурге на сайте центра занятости населения Санкт-Петербурга2. В Амурской области

1 Как стать переписчиком? // Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2020 г. URL: https://www.strana2020.ru/multimedia/video/kak-stat-perepischikom (дата обращения: 17.03.2022).

2 Всероссийская перепись населения // Служба занятости Санкт-Петербурга. URL: https://www.r21.spb. ru/empl/census2020.htm (дата обращения: 17.03.2022).

18

Таблица 3

Сравнение дополнительных условий/требований к кандидатам по популярности среди субъектов Российской Федерации

Условия/требования Субъекты Российской Федерации

Навыки работы на планшетных компьютерах / навыки работы на персональном компьютере / умение пользоваться планшетом желательно / владение компьютерной грамотностью / навыками пользования гаджетами и электронной почты / навыки работы на компьютере / навыками работы с портативными устройствами-планшетами/ умение обращаться с компьютерной техникой 46 субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чувашская Республика — Чувашия; Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Воронежская область, Калужская область, Кемеровская область — Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Ленинградская область, Магаданская область, Мурманская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Тамбовская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область; Санкт-Петербург; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ

Коммуникабельность 41 субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий-Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Тыва, Республика Хакасия, Чувашская Республика — Чувашия; Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край; Астраханская область, Волгоградская область, Воронежская область, Кемеровская область — Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Мурманская область, Омская область, Пензенская область, Ростовская область, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область; Санкт-Петербург; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ.

Отсутствие судимости 18 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Крым, Республика Марий-Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия; Камчатский край, Красноярский край, Пермский край; Кировская область, Омская область, Самарская область, Томская область; Севастополь

Дисциплинированность / исполнительность и дисциплинированность / умение строго следовать инструкциям / умение следовать требованиям инструкций 14 субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия; Архангельская область, Астраханская область, Кемеровская область — Кузбасс, Костромская область, Красноярский край, Ленинградская область, Томская область, Ульяновская область; Санкт-Петербург; Ненецкий автономный округ

Выполнять большой объем работы в сжатые сроки / умение работать с большим объемом информации в сжатые сроки 12 субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия; Красноярский край; Архангельская область, Астраханская область, Костромская область, Ленинградская область; Санкт-Петербург; Ненецкий автономный округ

19

Окончание табл. 3

Условия/требования Субъекты Российской Федерации

Способность рационально организовать свой рабочий день 10 субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия; Красноярский край; Астраханская область, Костромская область, Ленинградская область; Санкт-Петербург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четкая речь / четкая без дефектов речь 10 субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан, Республика Тыва, Республика Хакасия; Красноярский край; Архангельская область, Кемеровская область — Кузбасс, Костромская область, Ленинградская область; Санкт-Петербург; Ненецкий автономный округ

Лояльность / толерантность 8 субъектов Российской Федерации: Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия; Красноярский край; Астраханская область, Кемеровская область — Кузбасс, Костромская область, Ленинградская область, Томская область, Ульяновская область / Омская область

Наличие образование не ниже среднего профессионального 6 субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан, Республика Тыва, Республика Хакасия; Красноярский край; Костромская область, Ленинградская область

Грамотность 5 субъектов Российской Федерации: Хабаровский край; Ростовская область, Магаданская область; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ

Официальная регистрация на территории Российской Федерации 5 субъектов Российской Федерации: Хабаровский край; Ростовская область, Магаданская область; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ

Организованность 4 субъекта Российской Федерации: Республика Марий-Эл; Пермский край; Волгоградская область, Смоленская область

Возраст от 16 до 70 лет 3 субъекта Российской Федерации: — Хабаровский край; Магаданская область; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ

Ответственность 3 субъекта Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Саха (Якутия); Омская область

Опыт работы / опыт работы с населением / опыт участия в предыдущих переписях 3 субъекта Российской Федерации: Камчатский край; Ивановская область, Кировская область

Стрессоустойчивость 3 субъекта Российской Федерации: Волгоградская область, Ленинградская область; Санкт-Петербург

Официальная регистрация в субъекте конкретном Российской Федерации 2 субъекта Российской Федерации: Санкт-Петербург и Новгородская область

Предпочтение отдается соискателям, прошедшим вакцинацию от СОУГО-19 1 субъект Российской Федерации: Кемеровская область — Кузбасс

Амурстат делает «основной упор на студентов и специалистов муниципальных служб», акцент на набор именно студентов заметен также и в Приморском крае1.

1 Студент — отличный переписчик! // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. URL: https://primstat.gks.ru/%D0%9E%D0%B1%20 %D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85%20 %D1%86%D0%B5%D0%BD%20%D0%BD%D0%B0%20 %D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5% D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D

1 %8C%D1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%BC%20 %D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B5%20 %D0%B2%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0

Результаты анализа дополнительных требований к переписчикам впечатляют своей пестротой. Но наиболее интересны два из них: наличие образование не ниже среднего профессионального и отсутствие судимости.

Относительно первого из двух критерия информацию по обязательным требованиям территориальные подразделения Росстата в Республике Дагестан, Республике Тыва, Республике Хакасия, Красноярском крае, Костромской

%ВЕ%В1%80%Б1%81%В0%ВА%В0%ВЕ%Б0%ВС%20 %Б0%ВА%Б1%80%В0%В0%Б0%В5%20 %Б0%В2%20%В0%ВЕ%В0%ВА%В1%82%Б 1%8Р%Б0%В1%Б1%80%Б0%В5%202020%20 %В0%В3%В0%ВЕ%Б0%В4%Б0%В0МосишепШ32757. (дата обращения: 17.03.2022).

20

области и Ленинградской области при тщательном изучении нормативной базы могли почерпнуть в профессиональном стандарте по профессии «Статистик», введенном в действие Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года № 605н «Об утверждении профессионального стандарта «Статистик». В данном стандарте присутствует указание на «возможные наименования должностей», включая «интервьюер, переписчик, счетчик» и т. д. Соответственно, фактически в нашем случае требования к статистику приравниваются к требованиям к переписчику, так как нигде в нормативных правовых актах такая должность, как переписчик, более не фигурирует. И от статистика, и от переписчика, по аналогии, требуются наличие именно среднего профессионального образования — не ниже уровнем.

Что же касается требования «отсутствие судимости», необходимо отметить, что в специальных нормативных актах, регулирующих перепись населения, такое требование прямо не закреплено. Безымянный автор на сайте «Юридической социальной сети» указывает на то, что: «Сотрудники МВД также проверят претендентов на благонадежность. У них не должно быть непогашенных (неснятых) судимостей, а также переписчиками не смогут стать граждане, состоящие на учете в органах внутренних дел»1. С одной стороны, налицо ограничение в правах отдельной категории лиц. С другой стороны, нельзя забывать о том, что переписчик работает с персональными данными граждан Российской Федерации, риск утечки которых вполне возможен почти из любой базы данных.

Следовательно, во избежание данного риска необходимо исключить из числа переписчиков лиц, с которых еще не снята судимость. Если же кандидат в переписчики отбыл наказание и его судимость погашена, то формально он чист перед законом и может работать в любой сфере деятельности. Однако практически любое общество (российское — не исключение) склонно не доверять лицам даже со снятой судимостью. Таким образом, те 18 субъектов Российской Федерации, которые открыто заявили «отсутствие судимости» как дополнительное требование, честно обозначили вероятность соответствующей проверки кандидатов в переписчики сотрудниками правоохранительных органов.

Теперь несколько слов стоит сказать о функциях или должностных обязанностях переписчика. Так на примере объявления Костромастата

1 Как стать переписчиком в 2021 году, сколько получит заработную плату переписчик. URL: https:// www.9111.ru/questions/7777777771264741/#w4 (дата обращения: 17.03.2022).

можно определить типовые функции переписчика — перечень вполне исчерпывающий и четкий2:

• проведение переписи на счетном участке путем посещения каждого жилого помещения и нежилого помещения, где может проживать население, и заполнение переписных документов на население;

• уточнение информации о прохождении переписи у населения, заполнившего переписные листы в электронной форме, размещенные в сети Интернет;

• ежедневное заполнение записной книжки переписчика информацией о проведенной за день работе и информирование контролера полевого уровня о количестве переписанных лиц;

• подсчет итогов о численности переписанного населения по счетному участку, заполнение сопроводительных документов на переписные документы по счетному участку;

• обеспечение хранения переписных листов на бумажном носителе, мобильных устройств и иных материалов переписи, защиты конфиденциальных сведений о населении от несанкционированного доступа, разглашения и распространения (в соответствии со ст. 8 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ).

В ответ на вопрос о том, будет ли предоставляться защита переписчику (особенно переписчику счетного участка, который осуществляет непосредственно обход квартир и домовладений граждан) организаторы Всероссийской переписи населения 2020 года поясняют следующее: когда он отправится к неблагонадежным гражданам, то его в обязательном порядке сопроводят сотрудники полиции3. А вот на «закрытые объекты» (воинские части, различные колонии и т.д.) переписчики ходить не будут, так как перепись на них проводят сотрудники этих учреждений. Подобное обеспечение безопасности «лиц, осуществляющих сбор сведений о населении» организованы в рамках реализации подпункта 2 п. 1 ст. 5 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ.

Имеют ли переписчики социальные гарантии? Вот тут нормативные правовые акты не дают полноценного ответа, но организаторы Всероссийской переписи населения 2020 года в информационном ролике разъясняют: «С про-

2 Приглашаем стать контролером, переписчиком ВПН-2020! // Департамент экономического развития Костромской области. URL: http://dep-economy44.ru/ news/1639-priglashaem-stat-kontrolerom-perepischikom-vnp-2020 (дата обращения: 17.03.2022).

3 Как стать переписчиком? // Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2020 г. URL: https://www.strana2020.ru/multimedia/video/kak-stat-perepischikom/. (дата обращения 17.03.2022).

21

шедшими обучение и тестирование заключается контракт. Переписчик будет застрахован от несчастного случая». Об этом свидетельствует непосредственно и Росстат, заключивший договор со Сбербанком, который взял на себя оплату договоров страхования, освободив, таким образом, от данных выплат самих страхуемых лиц.

И в завершении анализа правового статуса переписчика в рамках Всероссийской переписи населения 2020 года следует сказать о том, как же оформляются отношения с переписным персоналом, а именно с переписчиков. Для этого с переписчиком заключается... и вот тут «свобода слова»: кто-то называет это «контрактом», кто-то «договором подряда», кто-то «договором гражданско-правового характера на выполнение работ по переписи населения», но большая часть субъектов Российской Федерации склонные называть сей документ «гражданско-правовым договором» (например, Костромская область, Рязанская область, Тамбовская область, Томская область и т.д.). С другой стороны, действительно, в самом ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ есть указание только на договорную основу работы переписного персонала, а вот четкого наименования этого договора нет: договор ли об оказании услуг, договор ли

0 выполнении работ, срочный ли трудовой договор, наконец, — об это открытые официальные источники пока что умалчивают.

Есть только упоминавшийся уже Приказ Рос-стата от 15.06.2021 № 341, утвердивший «Условия выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений»1, в пунктах 3-9 которых Росстат однозначно устанавливает для тех же переписчиков гарантии и правила компенсации расходов на транспорт и проживание. Следует процитировать эти условия:

• К видам расходов лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений, подлежащим компенсации, относятся расходы на проезд к месту выполнения работ по контракту

1 Об определении условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений: Приказ Росстата от 15.06.2021 № 341 // Шря:// docs.cntd.ru/document/607255788 (дата обращения 17.03.2022).

и обратно, а также расходы на проживание по месту выполнения работ.

• Компенсация расходов на проживание привлекаемых лиц при выполнении работ по контракту осуществляется в размере фактических расходов, но не выше стоимости проживания в одноместном номере (на одном месте в многоместном номере), не относящемся к категории номеров повышенной комфортности.

• Компенсация расходов на проезд транспортом общего пользования осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

а) автомобильным транспортом (кроме такси) и иным видом транспорта, осуществляющего регулярные перевозки;

б) железнодорожным транспортом в пригородных поездах.

• Компенсация расходов на проезд иными видами транспорта, осуществляющего нерегулярные перевозки, осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами.

• В случае предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или иными организациями транспортных средств и/ или мест проживания для привлекаемых лиц при проведении федерального статистического наблюдения компенсация расходов, указанных в пункте 3 Условий, не осуществляется.

Компенсация расходов, указанных в пунктах 5 и 6 Условий, в случае утраты проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, осуществляется в соответствии с тарифами за проезд, установленными субъектами Российской Федерации, по соответствующим категориям транспорта.

В случае утраты документов, подтверждающих расходы на проживание по месту проведения работ по контракту, компенсация расходов не производится. Это обычные, типовые условия компенсации расходов, которые применяются и к обычным сотрудникам любой организации, отправленным в командировку.

Поскольку речь идет о договорной основе организации трудовых отношений с переписчиком, то несколько слов следует сказать и об ответственности сторон по договору. И в этом отношении нет абсолютно никакой ясности. Раз нет типовой формы договора с переписчиком, утвержденной уполномоченным органом государственной власти, то и в разделе «Ответственность сторон» можно вписывать почти все, что угодно или некую обтекаемую фразу в роде «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего Договора

22

Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации». Однако стоит ли напоминать юристам, что в данной ситуации есть Работодатель ли, Заказчик ли услуг/работ с одной стороны и Исполнитель с другой стороны. Следовательно, есть и обязательства каждой стороны друг перед другом. Раз они есть, значит, есть и вероятность неисполнения обязательств.

Минимум, что должно быть отражено в данном разделе — это ссылка на ответственность переписчика за утрату или разглашение сведений о населении, являющихся информацией ограниченного доступа (полученной в ходе переписи населения), или за фальсификацию этих сведений, о чем ясно сказано в п. 2 и п. 3 ст. 8 ФЗ от 25.01.2002 № 8-ФЗ. Ведь сия ответственность многогранна и может быть в соответствие со ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и уголовной, и административной, и гражданской, и дисциплинарной, и моральной либо иной другой.

По своей сути правовые отношения, участниками которых являются и организаторы Всероссийской переписи населения 2020 года, и переписчики населения, оказались чем-то усредненным между обычным волонтерством и трудовыми отношениями. С одной стороны, переписчики получают оплату труда, а, с другой, — организаторы набирают для этой деятельности «всех желающих», выдвинув далеко не самые ясные требования к кандидатам.

Выводы. Подводя итог анализа правового статуса переписчика, работающего в период Всерос-

сийской переписи населения 2020 года, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, необходимо законодательно проработать изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанные с детализацией особенностей организации трудовых правовых отношений с временным персоналом, задействуемым во время переписных кампаний, так как проводится периодически не только Всероссийская перепись населения, но и микропереписи, и сельскохозяйственные, и иные виды переписи. А в них на данный момент задействованы около 17 категорий временных работников.

Во-вторых, в трудовом и социальном законодательстве за этими категориями временного персонала, задействованного во время переписи, следует закрепить пакет социальных гарантий.

В-третьих, целесообразно разработать профессиональный стандарт для персонала, задействованного во время переписных кампаний, в котором будет утвержден четкий перечень профессиональных требований к кандидатам на должности временного переписного персонала, включая, конечно, и переписчиков. Кроме того, в этом стандарте обязательно фиксируются и ключевые трудовые функции для каждой должности, что значительно облегчило бы работу подразделений Росстата в регионах и помогло бы избежать столь пестрого разночтения.

И, наконец, в-четвертых, необходимо разработать и комплект типовых договоров или государственных контрактов с каждым представителем переписного персонала, включая и переписчиков.

Список источников

1. Акимова А. Р. Микроперепись населения 2015 года глазами переписчика // Сетевой научный журнал ОрелГАУ. 2015. № 2 (5). С. 39 — 42.

2. Бажанов С. А. Об участии ФСИН России в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 4 (95). С. 15—16.

3. Голуб Н. И. О Всероссийской переписи населения 2010 года // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 2. С. 102 — 104.

4. Елисеева И. И., Декина М. П. Приближается перепись населения: Всероссийская инновационная ВПН-2020 // Инновации. 2019. № 10 (252). С. 26 — 31.

5. Манжула О. В. Разработка модели оценки эффективности результатов проведения Всероссийской переписи населения 2020 года // Вопросы статистики. 2015. № 5. С. 79 — 85.

6. Мартынова А. С., Попова В. Б. Всероссийские переписи населения: особенности организации и практика проведения // Наука и Образование. 2021. Т. 4, № 2. 165 ст.

7. Мотрич Е. Л. Всероссийская перепись населения — 2010 // Пространственная экономика. 2010. № 3. С. 174 — 177.

8. Проноза А. В., Анисимова Е. В. Перепись населения в Крыму глазами студента-переписчика // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2014. № 2 (3). С. 13 — 16.

Дата поступления: 20 марта 2022 г.

Дата принятия к опубликованию: 25 марта 2022 г.

23

Информация об авторе

Т. П. Корецкая, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института права Челябинского государственного университета.

Библиографическое описание: Корецкая Т. П. Правовой статус лиц, участвующих в проведении Всероссийской переписи населения 2020 года (на примере переписчиков населения) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. Т. 7, вып. 1. С. 13 — 23.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2022. Vol. 7, iss. 1. Pp. 13 — 23.

References

1. Akimova AR. Mikroperepis' naseleniya 2015 goda glazami perepischika. Setevoj nauchny"j zhurnal OrelGAU. 2015;(2):39 — 42. (In Russ.).

2. Bazhanov SA. Ob uchastii FSIN Rossii v provedenii Vserossijskoj perepisi naseleniya 2010 goda. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2010;(4):15—16. (In Russ.).

3. Golub NI. O Vserossijskoj perepisi naseleniya 2010 goda. Povolzhskij torgovo-e^konomicheskij zhurnal. 2010;2:102— 104. (In Russ.).

4. Eliseeva II, Dekina MP. Priblizhaetsya perepis' naseleniya: Vserossijskaya innovacionnaya VPN-2020. Innovacii. 2019;(10):26 — 31. (In Russ.).

5. Manzhula OV. Razrabotka modeli ocenki effektivnosti rezul'tatov provedeniya Vserossijskoj perepisi naseleniya 2020 goda. Voprosy statistiki. 2015;(5):79 — 85. (In Russ.).

6. Martynova AS, Popova VB. Vserossijskie perepisi naseleniya: osobennosti organizacii i praktika provedeniya. Nauka i obrazovanie. 2021;4(2):165. (In Russ.).

7. Motrich EL. Vserossijskaya perepis' naseleniya — 2010. Prostranstvennaya ekonomika. 2010;(3):174 — 177. (In Russ.).

8. Pronoza AV, Anisimova EV. Perepis' naseleniya v Krymu glazami studenta-perepischika. Dux-ovnaya situaciya vremeni. Rossiya XXI vek. 2014;(2):13 —16. (In Russ.).

Information about the author

T.P. Koretskaya, senior lecturer at the department of theory and history of state and law of the Institute of law of Chelyabinsk State University.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.