Научная статья на тему 'Перепись населения 2010: социально-демографическая характеристика населения РФ'

Перепись населения 2010: социально-демографическая характеристика населения РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1368
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 2010 / СПЛОШНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / ИНФОРМАЦИЯ / NATION CENSUS 2010 / CONTINUOUS READING / SOCIAL-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS / INFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Нелли Антоновна, Смирнов Сергей Анатольевич

Программа переписи населения 2010 г. имеет существенные отличия от предыдущих переписей. Программа опроса значительно шире, она включает в себя 23 вопроса, которые представлены в нескольких переписных формах. Предложены вопросы, которые в ранее проведенных обследованиях не рассматривались. Описание демографических признаков, миграции, способов получения источников доходов, качества проживания и других важных факторов осуществляется по-новому. Перепись отвечает современным информационным потребностям общества. Полученная информация необходима для составления социально-экономических программ, направленных на повышение уровня жизни населения. В статье приводится статистический материал, который может быть использован при чтении лекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nation Census 2010: Social-demographic Picture of Russian Population

The nation census 2010 program has got the significant difference from the last ones. The survey plan is greatly broaden and includes 23 questions presented in several enumeration forms. The population will answer questions not included in earlier surveys. Description of demographic characteristics, migration, income sources, life conditions, and other factors of importance will be carried out in a new way. The census meets contemporary information needs of the society. The information obtained is necessary for developing socio-economic programs oriented to increasing life level of the population. The article contents of statistical data which can be used in lectures delivering.

Текст научной работы на тему «Перепись населения 2010: социально-демографическая характеристика населения РФ»

СТАТИСТИКА И УЧЕТ

УДК 312

Н. А. Смирнова, С. А. Смирнов ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 2010:

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ РФ

Одной из актуальных и острых проблем остается демографическая ситуация в Российской Федерации. В 2007 г. была принята «Концепция демографической политики на период до 2025 г.», идет реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», введена государственная поддержка семей, принята государственная программа по привлечению соотечественников. Весь этот комплекс мероприятий направлен на улучшение демографической ситуации в стране.

Для получения полных и достоверных сведений о численности, половозрастном составе, национальности, образовании и многих других сведениях о населении проводят переписи, выборочные обследования, так называемые микропереписи и текущий учет. Но основную информацию, подробные сведения получают при проведении переписи, которая представляет собой научно организованный сбор информации о населении.

Всеобщие переписи населения России проводились: в Российской империи — в 1897 г.; СССР — в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг., в Российской Федерации — в 2002 и в 2010 г. Для отработки методологии проведения обследования и вопросов программы очередной переписи населения в отдельные годы проводились пробные переписи. В межпереписные периоды осуществлялись различного рода обследования населения, ориентированные на изучение формирования семьи, рождаемости, причин миграции и другие вопросы.

Поскольку население все время находится в естественном движении, то результаты переписи через определенное время теряют свое значение как источник информации, сведения устаревают и требуется корректировка данных. Поэтому в межпереписной

Нелли Антоновна СМИРНОВА — канд. экон. наук, доцент кафедры статистики, учета и аудита. В 1965 г. окончила Экономический факультет ЛГУ. В 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию. Область научных интересов — количественные методы статистики, социально-экономическая статистика, статистика преступности. Автор и соавтор более 70 научных работ, в том числе учебного пособия по правовой статистике и четырех коллективных монографий.

Сергей Анатольевич СМИРНОВ — канд. экон. наук, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства. В 1999 г. окончил Экономический факультет СПбГУ. В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию. Область научных интересов — управление качеством, применение методов и инструментов управления на российских предприятиях.

© Н. А. Смирнова, С. А. Смирнов, 2010

период сведения о численности населения, его составе, территориальном расселении, поле, возрасте и других значащих демографических признаках органы статистического управления в центре и на местах получают путем расчетов, опираясь на естественное и механическое движение населения, используя данные учета в отделениях милиции, налоговых инспекциях, органах управления.

В настоящее время ООН объявила очередной раунд переписей 2010 г., и все страны, которые систематически проводят переписи, стараются максимально приблизить свои регулярные переписи к этому году. Считается, что десятилетний цикл — достаточный срок, чтобы проявились средние и долгосрочные тенденции серьезных изменений.

Разработка общегосударственных и региональных программ экономического и социального развития страны основывается на результатах переписи населения, проводимых по рекомендации ООН в годы, оканчивающиеся на нуль или близкий к нему, поэтому столь важно соблюдать временной период в 10 лет по международным стандартам.

В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» [1] и постановлением Правительства РФ «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» с 14 по 25 октября 2010 г. будет проводиться очередная перепись населения России. Критическим моментом счета населения установлено 0 часов 14 октября 2010 г.

Всероссийская перепись является основным источником федеральных информационных ресурсов, и цель переписи определена в вышеназванном законе как «сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону, подлежит учету население, постоянно проживающее (временной ценз 12 месяцев по международным стандартам) в Российской Федерации, лица, временно ( до одного года ) находящиеся на территории России, место постоянного жительства которых за рубежом, и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации. Не подлежат переписи иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами РФ.

Если в ранее проводимых переписях существовало понятие «семья», то оно заменено на термин «домохозяйство». Предусмотрена возможность получения информации в случае отсутствия опрашиваемого. Сведения о нем будут даны членами домохозяйства, за исключением вопроса о национальности, который может быть записан со слов или согласия самого опрашиваемого. Такой порядок опроса сведений о национальности определяется положением части 1 статьи 26 Конституции РФ.

Всеобщая перепись населения 2010 г. позволит составить портрет современного жителя, определить такие социально-демографические признаки, как пол, возраст, уровень образования, вид занятия и многие другие, позволит узнать численность населения.

В течение ХХ в. Россия перенесла несколько демографических кризисов — периодов катастрофического снижения рождаемости при одновременной высокой смертности населения. Наиболее разрушительные последствия имели следующие четыре события:

1. Первая мировая война (1914-1918 гг.) и Гражданская война (1917-1922). 2. Голод в СССР в 1932-1933 гг. и Период коллективизации и массовых репрессий (1930-1953 гг.).

3. Вторая мировая война, депортация народов, послевоенный голод. По опубликованным уточненным данным Минобороны, СССР потерял в войне 26,6 млн человек, из которых 8,8 боевые потери. 4. Экономический кризис 1990-х годов.

По мнению известного демографа А. Вишневского, общие прямые и косвенные демографические потери России в ХХ в. в результате войн, голода, репрессий, экономических

и социальных потрясений оцениваются в 140-150 млн человек. Не будь этих потерь, население России к концу ХХ в. было бы вдвое больше, чем оказалось на самом деле.

Численность населения находится в постоянном движении, она меняется, но интенсивность этих изменений особенно заметна через определенные длительные временные периоды, как, например, между переписями.

Абсолютный прирост, рассчитанный по данным табл. 1, свидетельствует о различной степени интенсивности развития численности населения в определенные временные периоды, но весьма существенные сведения о движении и динамике населения получают при помощи расчета средних статистических характеристик, таких как показатели «средний абсолютный прирост» и «средний темп роста населения в год». По данным, представленным в табл. 1, между 1897 и 1917 гг. средний абсолютный прирост составил 1,119 млн человек; в период с 1926 по 1939 г. — 1,121 млн человек; с 1939 по 1959 г. — 0,8 млн человек; с 1959 по 1970 г. — 1,058 млн человек; с 1970 по 1979 г. — 0,750 млн человек; с 1979 — 1989 г. — 0,872 млн человек; с 1989 по 2002 г. снижение численности населения в год составило 0,129 млн человек, с 2002 по 2009 г. — уже 0,413 млн человек. Расчет относительной характеристики — среднего прироста населения в год — показал, что между 1959 и 1970 гг. он составлял 0,94% в год, 1970 и 1979 гг. — население каждый год в среднем росло на 0,6%, 1979 и 1989 гг. — на 0,7%, а после 2002 г. началось ежегодное снижение населения в среднем на 0,4%. Сокращение численности населения в 2007 г. (на 212 тыс. человек, или на 0,15% ) было наименьшим за последние 12 лет, для сравнения: в 2006 г. снижение численности населения составило 533 тыс. человек, или 0,37%, а за 2009 г. население РФ увеличилось на 23 тыс.человек, или на 0,016%. Помимо сказанного, надо иметь в виду, что показатели «численность населения» и «возрастно-половая» структура страны играют заметную роль в международных отношениях. Экономический потенциал и численность населения определяют значение страны на международной арене.

Таблица 1

Численность населения РФ за период с 1897 по 2010 г.

(млн человек)

Годы Показатели^^^^ 1897 1917 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2009 2010

Численность населения 67,5 91,0 92,7 108,4 117,2 129,9 137,4 147,0 145,2 141,9 142,0

Абсолютный прирост населения - 23,5 1,7 15,7 8,8 12,7 7,5 9,6 -1,8 -3,3 0,1

Источник: [2, с. 77].

Примечание: Данные приведены: 1897 г. — по первой всеобщей переписи населения на 9 февраля, 1926 г. — по переписи на 17 декабря,1939 и 1979 гг. — по переписи на 17 января, 1959 и 1970 гг. — по переписи на 15 января,1989 г. — по переписи на 12 января, 2002 г. — по переписи на 9 октября, за остальные годы — оценка на 1 января соответствующего года.1897, 1917, 1926, 1939 гг. — наличное население, а за последующие годы — постоянное население, 2010 г. — оценка.

Подготовка к переписи как к важному государственному событию, требующему больших трудовых и финансовых затрат, началась еще в 2008 г. и в настоящее время заканчивается формирование организационных планов. Выполнена большая работа по проведению подготовительных мероприятий правового, методологического, организационного, технологического и материально-технического характера. В конце 2009 г. были приняты поправки к Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» [3], необходимость

внесения которых обусловлена правоприменительной практикой указанного Закона для Всероссийской переписи населения 2002 г. и изменившимся российским законодательством. Данные изменения и некоторые дополнения относятся к следующим вопросам.

Во-первых, несколько расширены права федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение переписи, который должен будет, в соответствии со своими полномочиями, сохранять документы переписи (в первую очередь это относится к переписным листам) и публиковать ее материалы. Во-вторых, Законом определены полномочия, переданные органам власти на местах, такие как предоставление охраняемых помещений с необходимыми средствами связи для лиц, осуществляющих сбор сведений о населении; обеспечение должного хранения переписных листов и других документов переписи; предоставление транспортных средств в соответствии с необходимостью перемещения работников, обслуживающих перепись населения, и документов. В-третьих, кроме сказанного, органы самоуправления обеспечивают точность границ муниципальных образований, правильное написание названий улиц, номеров домов и квартир, четкие сведения о проживающих в них зарегистрированных лицах.

На основе списков домов, с указанием числа проживающих в них населения, в каждом муниципальном образовании должны быть сформированы переписные участки во главе с заведующим, в подчинении у которого будут находиться четыре инструктора. Каждому инструктору будут подчиняться четыре переписчика, норма нагрузки на каждого переписчика определена в 400 человек. По подсчетам, потребность в работниках, обеспечивающих выполнение программы переписи населения 2010 г., оценивается примерно в 600 тыс. человек, из которых более 100 тыс. будут проводить опрос в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Финансовое обеспечение составляет 10 млрд рублей, из которых 8 млрд предназначены на оплату работы лиц, задействованных на данной работе. Переписным участкам должны быть предоставлены помещения, оснащенные современной техникой и другими необходимыми средствами материально-технического обеспечения.

Для отработки отдельных вопросов и ситуаций, которые могут возникнуть в ходе проведения ожидаемой переписи, была осуществлена пробная перепись в октябре 2008 г. в трех районах страны: Центральном районе города Хабаровска, Петроградском районе Санкт-Петербурга и в подмосковной Балашихе. По результатам данной переписи оказалось, что учтенное население составило 297,4 тыс. человек и это на 2% выше численности населения, предварительно полученной из администраций регионов. Эксперты не исключают, что по итогам переписи 2010 г. может быть получена аналогичная картина, т. е. проживающих в стране граждан может быть больше, чем официальные данные регионов. Кстати, по переписи 2002 г. в стране оказалось почти на 2 млн человек больше (145,2 млн человек), чем это считалось по текущему учету. Практика микропереписи показала, что имеются некоторые недостатки в организационной части переписи, которые желательно устранить. Например, в Санкт-Петербурге, несмотря на серьезную подготовительную работу, проведенную среди населения, по вопросу о необходимости получения полных и достоверных сведений при опросе, перед переписчиками открывались двери только трех из пятидесяти квартир. Такая ситуация объясняется несколькими причинами, основными же являются: недостаточная работа по популяризации целей переписи и тех сведений, которые должны быть собраны, незнание населением тех экономических и социальных программ, которые будут разработаны на основе полученных данных о составе населения, боязнь населения впустить в квартиры людей, которые им не знакомы, и нежелание населения давать сведения о себе незнакомым лицам. По всей видимости, принятые меры оказались далеко

не достаточными, и в оставшееся время необходимо некоторые из них усилить, а другие — дополнить. Также, вероятно, следует за оставшееся время до начала переписи повысить уровень общей информированности населения о переписи, о ее задачах, о социально-экономических программах, которые будут разработаны на ее основе. В частности, необходимо постоянно напоминать населению о том, что обеспечивается конфиденциальность собранной информации, которая будет содержаться в переписных листах.

Проводимые программы переписи должны отвечать положениям, выработанным международным сообществом. Они должны отражать современные информационные потребности общества; сохранять преемственность с предыдущими переписями; соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям; быть понятной населению и им принятой.

Перепись 2010 г. по своей подготовке и программе полностью отвечает названным требованиям, она содержит 23 вопроса (для сравнения: американская программа переписи содержит всего 6 вопросов), разработчики сделали ее программу значительно шире и глубже, чем предыдущая перепись, отвечающей современным требованиям жизни страны.

В отличие от переписи 2002 г. (она проходила с 9 по 16 октября ), перепись 2010 г. будет охватывать население методом сплошного наблюдения, что вызвано необходимостью получения сведений о численности населения, его половозрастном составе и о многих других важных демографических признаках, а также острой потребностью в информации о населении, о качестве его проживания. Если обратиться к переписи 2002 г., то там применялось выборочное наблюдение, 75% населения опрашивалось по бланку К (короткий переписной лист), а 25% — по бланку Д (длинный переписной лист), с последующим перенесением сведений на всю генеральную совокупность. В предстоящей переписи, как очевидно, несколько меняется методика сбора данных.

В Законе о переписи определены возможности сбора информации не только специально выделенными лицами — счетчиками, но и само лицо, непосредственно подлежащее переписыванию, может самолично заполнить переписной лист. В случае отсутствия или отказа предоставить необходимые сведении самим опрашиваемым, первичные данные (пол и возраст) можно будет получить в организациях, осуществляющих регистрационные функции. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. № 1990-р утверждены формы бланков переписных листов. Программа переписи 2010 г. будет размещена в нескольких формах переписных листов: 1. Переписной лист формы С содержит адреса жилых помещений, список лиц, постоянно проживающих в этом помещении на дату переписи, учитывая временно отсутствующих и временно проживающих в этом помещении. 2. В переписном листе формы Л будут записываться ответы на вопросы всех лиц, постоянно проживающих на территории России, и тех граждан России, которые находятся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой. Вопросы будут относиться к информации о поле, возрасте, месте рождения, состоянии в браке и т. п. Чрезвычайно остро стоит вопрос о возрасте населения РФ. Согласно международным критериям, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более во всем населении превышает 7%. Этот порог был пройден Россией в 1967 г. и в настоящее время доля населения такого возраста составляет 14% от всей численности, т. е. каждый седьмой россиянин находится в названном возрасте. Средний возраст жителей РФ в настоящее время составляет 38,7 лет, по данным переписи 2002 г. — 37,1, мужчин — соответственно 36 лет (34,1), женщин — 41,0 г. (39,8). Самый высокий средний возраст населения отмечается в регионах Европейской части России: в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Тверской, Псковской, городах Санкт-Петербурге и Москве, где он составляет 41-42 года. Ниже представлена

возрастно-половая пирамида (рисунок), характеризующая численность населения по данным переписи населения 2002 г. и по данным текущего учета в 2008 г.

Конфигурация пирамиды позволяет провести сравнения структуры возрастов, гендерные возрастные различия.

Возраст, лет

Мужчины

Же н щи и ы

1500 1000 500

Обозначения:

1000 1500

тысяч человек

перепись 2002 г. данные на 1 января 2008 г.

Возрастно-половая структура населения РФ Источник: [4, с. 65].

Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости в 2007 г. составил 1,4 ребенка на женщину репродуктивного возраста. Увеличение уровня рождаемости в России началось с 2000 г. По данным текущего учета, в 1-м квартале 2010 г. общий показатель рождаемости по Санкт-Петербургу увеличился на 10% по сравнению с 2009 г. и составил

11,4 на 1000 человек населения, но уровень смертности остается высоким, например, по Санкт-Петербургу он превышает уровень рождаемости в 1,3 раза (табл. 2).

2

Динамика рождаемости и смертности на 1000 человек в Российской Федерации

——Годы Показатели —— 1980 1990 2000 2002 2008 2009

Коэффициент рождаемости 15,9 13,4 8,7 9,7 12,0 12,4

Коэффициент смертности 11,0 11,2 15,3 16,2 14,6 14,2

Источник: [3, с. 31].

^

010202020200000000000101010138020205000000000101

К сожалению, уровень рождаемости в России не обеспечивает простого воспроизводства населения. С 2006 г. началось снижение численности населения трудоспособного возраста. К началу 2000 г. численность лиц старше трудоспособного возраста впервые превысила число детей и подростков до 16 лет. На начало 2008 г. это превышение составило 7,3 млн человек, или 32,3%. Перевес людей старшего возраста имеет место в 61 субъекте РФ, наибольший — на территории Центральной России (табл. 3).

Таблица 3

Численность населения в трудоспособном возрасте, моложе и старше трудоспособного возраста (млн человек)

■—■—Годы Показатели ■—■— 1970 1980 1990 2002 2008

Население в трудоспособном возрасте 74,1 83,7 84,0 89,2 89,3

Население моложе трудоспособного возраста 36,3 32,0 36,1 26,1 22,5

Численность пенсионеров 22,5 27,4 32,8 38,4 38,6

Источник: [2, с. 31].

Процесс этот в ближайшие годы будет нарастать, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда ( в некоторых субъектах он уже существует). Показатель демографической нагрузки по данным Росстата на начало 2008 г. составил 582 человека на 1000 лиц трудоспособного возраста ( на начало 2007 г. соответственно 578 ), в том числе нагрузка детьми — 251, людьми пенсионного возраста — 331.

Половозрастной состав населения, его занятия и занятость в городе и на селе весьма актуальны и имеют существенное значение для определения таких социальных программ, как обеспечение продовольственными и промышленными товарами, необходимость предоставления определенных продуктов, его ассортимент и качество для отдельных возрастных групп населения, обеспечение комфортным жилищем по современным нормам и качеству проживания в нем. Знание этнографического состава населения обеспечивает функционирование учреждений образования и здравоохранения. Как известно, сведения рассчитываются с определенной степенью вероятности. Но учет населения за различные временные периоды недостаточно точен, не во всех случаях могут быть использованы данные, особенно учет механического движения населения. Эти расчеты, пусть и осуществляемые различными органами и различными способами по стране в целом и отдельным федеральным округам, являются только приблизительными. Кроме того, на основании этих расчетов невозможно получить данные о составе населения по национальности и родному языку, уровню образования, семейному положению и ряду других важнейших признаков. Такие сведения получают только на основании переписи населения, проводимой при соблюдении всех правил статистического наблюдения [5].

Таким образом, одной из основных задач проведения переписей населения является удовлетворение запросов государственного управления для разработки и реализации различных экономических и социальных программ, улучшения экономического и политического положения населения. Полученная информация поможет судить о «качестве населения» не только всей страны, но и о потребностях разных его социальных категорий, о распределении по территориальному признаку — регионам. Данная информация служит основой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране на ближайшие годы. Подобные сведения

необходимы для прогнозирования, определения политики в области занятости, создания социальных программ, выполнения функций государственной власти, информационного обеспечения науки и всего общества.

В России насчитывается 126 труднодоступных районов, располагающихся в 26 субъектах РФ, где транспортное сообщение в этот временной (октябрь) период будет затруднен. Поэтому по согласованию с местными органами власти перепись населения в этих районах начала проводиться с 1 апреля и будет продолжаться по 20 декабря. В Ямало-Ненецком автономном округе перепись уже началась с 1 апреля этого года. В июне досрочная перепись проводилась в отдаленных районах Магаданской области, в июле — в некоторых районах Республики Саха (Якутия), Свердловской области и Республике Бурятия. В этих населенных пунктах проживает более 430 тыс. человек.

Брачное состояние населения изучается в программе новой переписи более подробно, чем это делалось в более ранних обследованиях. Например, для получения информации о числе фактически распавшихся и официально расторгнутых браках, изучения их устойчивости включены такие «подсказы», как «разведен официально (развод зарегистрирован)» [6].

Актуальной проблемой для многонациональной страны является вопрос о владении языками, поскольку позволит получить сведения о национальном составе населения, особенно ценные для изучения численности и состава малочисленных народов. Впервые в программе предусмотрено изучение владения слабослышащими и глухими языка жестов. Кроме названных, в этой форме переписного листа сформированы и другие вопросы, например, об источниках средств к существованию, занятости, о поисках работы, местонахождении работы, о непрерывности проживания в месте постоянного жительства, о числе рожденных детей и дате рождения первого ребенка. Приведенные некоторые дополнения по вопросу рождаемости, несомненно, позволят усилить акцент программы, связанный с демографическим воспроизводством населения, и более качественно строить демографические прогнозы. Весьма актуальной остается проблема борьбы с бедностью,

и, несмотря на существенное уменьшение доли населения, относимого к беднейшему, вопрос этот не снимается.

Заметно подробнее исследуется вопрос об образовании. Его «подсказы» об уровне образования следующие: начальное общее, основное общее, среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, неполное высшее, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное, наличие ученой степени кандидата или доктора наук. Как очевидно, вопрос об образовании позволяет изучить (впервые) потенциал специалистов и научных кадров, наличие ученых степеней. Выделены отдельные категории высшего образования — бакалавры, специалисты, магистры. Полученные ответы составят представление об уровне образования и лицах, имеющих тот или иной уровень, и помогут увязать эти сведения с необходимостью знания о кадрах, видах экономической деятельности и занятиях и их потребностью в пространственном распределении для экономики страны.

Для дальнейшего развития уровня жизни населения страны важны сведения об источниках существования отдельных групп населения. Поэтому они представлены вопросами, где необходимо указать не только все источники существования, но и выделить основной. Например, по этому вопросу приводятся такие «подсказы»: трудовая деятельность, включая работу по совместительству, личное подсобное хозяйство, стипендия, пособие по безработице, сбережения — дивиденды или проценты, пенсия, пенсия по инвалидности, сдача помещения внаем, алименты, иной источник.

Вопросы занятости и безработицы привязаны к возрастному цензу. Будут подвергаться тщательному изучению материалы переписи по экономически активному населению, в России к нему относится население в возрасте 15-72 года ( международный стандарт 15-74 года). Для характеристики состояния рынка рабочей силы используются различные показатели, как, например, уровень экономически активного населения, коэффициент трудоспособности населения в трудоспособном возрасте, коэффициент пенсионной нагрузки, коэффициент общей нагрузки, нагрузка безработных на 100 человек занятых, уровень безработицы и др. Уровень экономически активного населения в 2002 г. составлял 64,9%, в 2008 г. — 67,8 %, в трудоспособном возрасте — соответственно 77,2% и 78,6%. В табл. 4 представлены данные, позволяющие изучить состояние рынка рабочей силы.

Таблица 4

Численность экономически активного населения, занятых и безработных (тыс.человек)

" ■—■—Годы Показатели ' ■—— 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Экономически активное население 72 421 72 835 72 909 73 811 74 156 75 060 75 892

Занятые в экономике 66 266 67 152 67 134 68 603 69 157 70 814 70 603

Безработные 6 155 5 683 5 775 5 208 4 999 4 246 5 289

Число безработных на 100 человек занятых 9,29 8,46 8,60 7,59 7,23 5,99 7,49

Источник: [2, с. 129].

Примечание: число безработных на 100 человек занятых рассчитывалось авторами.

Изучение проблем занятости проводится регулярно Росстатом, и подробному анализу подвергаются различные возрастные категории населения. Для более полного представления о занятости в программу включен дополнительный вопрос о наличии второй работы. Это позволит более полно изучить особенности рынка труда, необходимость в подготовке определенных специалистов и их территориальное размещение.

Вопросы переписного листа формы П обращены к изучению экологических проблем жизнедеятельности населения. В данную форму включены вопросы по благоустройству жилья населения, в частности, ставится вопрос с «подсказами» по проблемам санитарногигиенических условий проживания: водоснабжение, канализация, удаление бытовых отходов и др. Кроме этих вопросов, население будет опрашиваться по проблемам условий жизни, а именно: тип жилища, период его постройки, материал наружных стен, благоустройство, размер общей площади, число жилых комнат, число занимаемых комнат, наличие телекоммуникаций, наличие доступа к сети Интернет [7, с. 7].

Как очевидно, государство интересуется проблемой жилья и получение информации по представленной тематике позволит уточнить и обосновать некоторые вопросы по проводимой национальной программе «Жилище».

В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения, однако объемы миграции недостаточны для обеспечения прироста численности россиян. Вклад миграционного компонента в рост численности населения неуклонно уменьшался практически до 2003 г. В январе — ноябре 2008 г. процесс показал, что естественная убыль была на 65% замещена миграционным приростом, за аналогичный временной период 2007 г. — на 49,5%, а за весь 2007 г. — на 55%, за 2006 г. в целом на 22,5%. Как результат, уже в 2005 г. в 11 субъектах РФ наблюдался рост жителей, в 2006 г. — в 14, в 2007 г. — в 24, и эта тенденция сохраняется и далее.

В ходе проводимой политики государства по привлечению населения из бывших республик в РФ на постоянное проживание в последующие годы произошел рост миграции, его прирост при снижении естественной убыли привел к замедлению темпов сокращения численности населения. Но надо иметь в виду, что для поддержания численности населения на одном уровне необходимо привлекать не менее 700 тыс. мигрантов каждый год, а для сохранения численности трудоспособного населения (важного для экономики) — не менее 1 млн человек. Как очевидно из приведенных данных, ситуация с миграцией и сведения о ней для РФ чрезвычайна важны.

Переписной лист формы В содержит вопросы к лицам, временно находящимся на территории России и постоянно проживающим за рубежом. Здесь поднимаются вопросы, относящиеся к миграции, поскольку миграционная служба дала сведения, что в период с 2003 по 2008 г. гражданами России стали 2 млн человек. Вопрос о миграции населения имеет некоторые отличия от предшествующей переписи [8]. Включен вопрос о месте проживания год назад, что позволит провести сравнительную характеристику за прошедший период, а также выделить активную миграцию и изучить «лицо» самих мигрантов. Приведем некоторые вопросы, которые будут использованы в переписи и относящиеся к мигрантам: пол, возраст, цель приезда в Россию, обучение, работа, отдых, лечение, служебная или деловая поездка, страна постоянного проживания, транзитная миграция, продолжительность проживания в России, гражданство и некоторые другие.

Переписной лист формы Д содержит вопросы сплошного и выборочного наблюдения и предназначен для информации о населении частных домохозяйств, попавших в выборку, согласно специальной методике отбора.

Как видим, вопросы в разных формах повторяются, что необходимо для обеспечения полного и тщательного опроса, проверки полученных данных, а также для облегчения обработки массового статистического материала и в дальнейшем построения разного вида группировок и проведения социально-демографического анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переписи — это инструмент экономического и социального прогнозирования, они являются летописью, историей России. Результаты переписи адресованы не только современному обществу, но и его потомкам.

1. Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» от 25.01.2002 № 8 — ФЗ. М., 2002.

2. Российский статистический ежегодник 2009: Стат. сб. М., 2009.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О Всероссийской переписи населения”» в редакции Федерального закона от 28.11 .2009 № 293 — ФЗ. М., 2009.

4. Материалы Всероссийского совещания статистиков (11-12 февраля 2009 г.). М., 2009.

5. Зубарская И. А. О подготовке к Всероссийской переписи населения 2010 года // Вопросы статистики. 2010. № 2. С. 3-7.

6. Павлов Г. А. Советские переписи населения (1920-1959). Советская статистика за полвека (1917-1967). М., 1972.

7. URL: ^дажрегерін — 2010.ru (дата обращения: 20.04.2010).

8. URL: www.gks.ru/perepis /2010/ (дата обращения: 21.04.2010).

Статья поступила в редакцию 6 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.