Научная статья на тему 'Демографическое развитие России через призму переписи населения 2002 г'

Демографическое развитие России через призму переписи населения 2002 г Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
296
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическое развитие России через призму переписи населения 2002 г»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2002 г.

Международная научно-практическая конференция на эту тему состоялась 30 января 2004 г. в Москве. Она была организована Научным советом «Проблемы демографии, миграции и трудовых ресурсов» Российской академии наук совместно с Госкомстатом России, администрацией Самарской области и Государственным учреждением «Институт макроэкономических исследований»

Минэкономразвития РФ.

В работе конференции приняли участие более 120 специалистов из разных городов России (Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Курска, Тамбова, Ростова, Ставрополя, Ульяновска, Уфы и др.), а также из стран ближнего и дальнего зарубежья (Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Китая, США); представители ряда международных организаций, в том числе по беженцам (УВКБ ООН) и миграции (МОМ ООН); сотрудники институтов РАН, Министерства труда и социального развития РФ, Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел РФ, Госкомстата России, представители президентских и

правительственных структур, Государственной Думы, преподаватели вузов и др.

Институт народнохозяйственного

прогнозирования РАН делегировал на конференцию многих сотрудников, в том числе: А.Г. Коровкина, И.Б. Королева, И.В. Горшкову, И.Н. Долгову, Ю.А. Подорванову,

А. В. Полежаева,

Т.Д. Иванову, Д.К. Кукушкина, В.И. Орлова,

Н.В. Мкртчяна, Д. Д. Богоявленского и др.

На конференции были заслушаны четыре доклада: В.Л. Соколина (Госкомстат России) «Итоги переписи населения 2002 г.»; А.С. Матвеева (Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации) «В районах Севера нужна

новая государственная демографическая политика»; А.Н. Ананьева (Департамент

социальной сферы Минэкономразвития РФ) «Перепись населения в разработках

перспектив социально-экономического развития страны»; Г.Р. Хасаева

(Департамент экономики и развития Администрации Самарской области) «Стратегия социально-экономического развития Самарской области».

Обсуждались следующие блоки проблем: особенности переписи населения 2002 г.; основные изменения в численности

и составе населения по возрасту; воздействие институциональных

преобразований на социальный состав населения; распределение населения по источникам средств существования; сдвиги в территориальном размещении населения; перепись населения как важнейший источник информации о социально-экономическом развитии страны и др.

Всероссийская перепись населения 2002 г. -это пятая послевоенная перепись. Она существенно отличалась от всех предыдущих переписей новым

содержательным наполнением: на основе материалов этой переписи появилась возможность проанализировать основные тенденции и закономерности переходного периода от плановой экономики к рыночной. Одновременно предоставилась возможность определить наиболее актуальные узловые проблемы, которые появились в 90-е годы и требовали своего разрешения. Особый интерес в материалах переписи представляют тенденции формирования нового образа жизни россиян в условиях интеграции в мировое сообщество, глобализации; изменения трудовой мотивации человека в условиях повышения конкуренции на рынке труда; формирования новых социальных слоев общества (возник целый слой работодателей, наемных работников, частных предпринимателей), появилось новое понятие - коллективное домохозяйство, т. е. детские дома, монастыри, учреждения социальной помощи, исправительные трудовые учреждения и т. д.

Ряд тенденций, обнаруженных в результате переписи населения, нуждается в дополнительном, углубленном анализе. В частности, почему прекратился процесс урбанизации населения (он прекратился временно или на постоянной основе); как организовать жизнеобеспечение 34 тыс. населенных пунктов в сельской местности с численностью жителей в каждом около 10 чел. - так называемых вымирающих

деревень?

Не могут не волновать проблемы современной российской семьи: в

межпереписной период численность населения, никогда не состоявшего в браке, увеличилась с 18 до 25 млн. чел. Что это - современные мировые

тенденции или, наоборот, негативное явление переходного периода? Одновременно в России с 25 до 36% общей численности мужского населения увеличилось число вдовых мужчин (в то время как доля вдовых женщин в этот период осталась неизменной - 18%). Можно предположить, что повторно

создать семью становится для них

проблематичным в силу отсутствия основных, базовых элементов

формирования семьи: высокого дохода и связанными с ним достойного уровня жизни и необходимых жилищных условий.

Анализу этих и других проблем были посвящены доклады А.С. Матвеева, А.Н. Ананьева и Г.Р. Хасаева. Однако основным докладом на конференции был доклад В.Л. Соколина, который состоял из следующих

разделов: численность и размещение

населения; половозрастной состав населения;

состояние в браке; число и состав

домохозяйств; национальный состав, владение языками, гражданство; уровень образования населения; источники средств к

существованию; занятость населения; другие категории населения, учтенные при

Всероссийской переписи населения.

В.Л. Соколин начал доклад с

характеристики особенностей переписи населения 2002 г Он отметил, что впервые в истории российской статистики был принят Закон о переписях населения, которым определены: периодичность и принципы

проведения переписей населения; категории населения, подлежащие учету; тематика

сведений о населении и порядок их сбора; разграничение обязанностей между органами исполнительной власти - федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления; источники финансирования Всероссийской переписи населения; гарантии защиты сведений, содержащихся в переписных листах; лица, осуществляющие сбор сведений о населении, а также обязательность публикации итогов.

Одна из наиболее важных методологических особенностей

Всероссийской переписи населения 2002 г.

- переход к учету населения только по месту его постоянного (обычного) места жительства. Такие данные более стабильны, меньше подвержены случайным колебаниям, чем данные о наличном населении. Кроме того, переход к учету категории постоянного населения, как это принято в международной практике, позволит улучшить сопоставимость результатов Всероссийской переписи населения 2002 г. с данными переписей в других странах.

В ходе переписи населения по сокращенной программе были учтены лица, временно находящиеся на территории

России, но постоянно проживающие за ее пределами, что очень важно для оценки объемов нелегальной миграции.

Согласно рекомендациям ООН, в качестве единицы наблюдения при

Всероссийской переписи населения 2002 г. было принято домохозяйство.

Использование этой единицы наблюдения в переписях было апробировано в 1994 г. при обследовании 2,6 млн. домохозяйств.

Переход к учету домохозяйств в 2002 г. не лишил возможности получить обширную информацию о семье, ее составе, числе детей, источниках средств к

существованию, жилищных условиях.

Новым в Программе переписи 2002 г. стал вопрос о гражданстве - раньше он задавался только иностранцам. Разработка ответов респондентов на этот вопрос позволила впервые получить сведения о численности и различных характеристиках граждан РФ других государств как постоянно проживающих в России, так и временно находящихся за ее пределами, а также лиц с двойным гражданством и не имеющих гражданства.

Принципиально новым является сформированный блок вопросов о занятости населения. Полученные в ходе переписи данные позволяют определить структуру рабочей силы, численность безработных, их социальный состав и демографическую характеристику. На основе этой информации возможны подробная разработка данных о занятом населении, его распределении по видам экономической деятельности и занятиям в сочетании с различными признаками.

Весьма важным является дополнение в Программе к вопросам о брачном состоянии - вопрос о том, зарегистрирован или не зарегистрирован брак.

Далее В.Л. Соколин остановился на основных итогах переписи.

Численность и размещение населения. Постоянное население РФ составило 145,2 млн. чел. По сравнению с переписью населения 1989 г. оно уменьшилось на

1,8 млн. чел. в основном из-за естественной убыли (превышения числа умерших над числом родившихся). С 1992 г. на фоне естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения потерь в численности населения России. Всего за 1989-2002 гг. естественная убыль была на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа, подавляющая часть которого приходится на иммигрантов из государств - участников СНГ и стран Балтии.

Численность населения городских поселений равна 106,4 млн. чел., что

свидетельствует о ее уменьшении по сравнению с 1989 г. на

1,6 млн. чел., в сельской местности она составила 38,8 млн. чел. (убыль на 0,2 млн. чел.). Соотношение горожан и сельских жителей сохранилось на уровне 1989 г. -73:27%. Однако в период с 1989 по 2002 г. происходили значительные административно-территориальные преобразования в субъектах РФ: на основе изменения статуса городских поселений (перевод поселков городского типа в категорию городов, а городов - в поселки городского типа) и преобразования поселков городского типа в сельские населенные пункты и наоборот.

За межпереписной период был образован 71 город и упразднены 10 городов. Число поселков городского типа уменьшилось на 351. Изменения произошли за счет упразднения 432 поселков городского типа в основном за счет преобразования городов в сельские поселения и образования 81 поселка - за счет преобразования из городов.

Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах. В городах проживает более 90% городского населения, остальные - в поселках городского типа.

В Российской Федерации преобладают малые города с числом жителей до 50 тыс. чел. (768, или 70% всех городов), но на них приходится только 17% горожан. Среднее число жителей одного такого города составляет 22 тыс. чел.

Более трети горожан проживает в 13 крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми. Увеличение численности населения в группе крупнейших городов сложилось за счет роста числа жителей только пяти из них (Москвы, Казани, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Волгограда).

В поселках городского типа с числом жителей до 10 тыс. чел. проживает 63% всего населения этих городских поселений.

Число сельских населенных пунктов уменьшилось почти на 11 тыс. за счет ликвидации и исключения из учетных данных в соответствии с решениями органов власти субъектов Российской Федерации сельских населенных пунктов, в которых население не проживает по причине выезда в другие населенные пункты или естественной убыли населения.

Однако при переписи было зафиксировано 13 тыс. сельских поселений, в которых население не проживало, поскольку по одним из этих поселений решений об их ликвидации не было принято, а по другим - такое решение

не может быть принято, так как в них население официально зарегистрировано (прописано), но фактически не проживает. Половина сельских жителей проживает в больших и крупных сельских населенных пунктах с числом жителей 1 тыс. и более.

Наиболее населены Центральный ФО (26% общей численности населения страны), Приволжский (21,5) и Южный (16%), самый малочисленный -Дальневосточный ФО - 4,6%. За 1989-2002 гг. численность населения возросла только в Южном и Центральном ФО, соответственно на 11,6 и 0,2%. При этом, если в Южном ФО население увеличилось во всех субъектах РФ, кроме Калмыкии, то в Центральном ФО - только за счет Москвы и Белгородской области. Фактором увеличения численности населения в этих округах был значительный миграционный приток, который компенсировал естественную убыль. В остальных федеральных округах перепись зафиксировала уменьшение численности населения. В Северо-Западном и Сибирском ФО оно было обусловлено естественной убылью и миграционным оттоком, в Приволжском и Уральском -превышением естественной убыли над миграционным приростом, в Дальневосточном

- превышением миграционного оттока над естественным приростом.

Половозрастной состав населения. Характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин сохранилось и составило 10,0 млн. чел. по сравнению с

9,6 млн. чел. в 1989 г. На 1000 мужчин в 2002 г. приходилось 1147 женщин, в 1989 г. - 1140. Ухудшение соотношения полов связано с высокой преждевременной смертностью мужчин. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с

33-летнего возраста.

Заметны изменения в возрастном составе населения. По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил

37,1 лет.

Численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. чел. (9,5%), в то время как детей и подростков сократилась на 9,7 млн. чел. (27%). Особенно резкое снижение (43%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившегося в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю России).

Численность населения

трудоспособного возраста возросла на 5,3 млн. чел. (6%) вследствие вступления в

трудоспособный возраст поколения молодежи, родившегося в первой половине 80-х годов прошлого века (период самой высокой за три последних десятилетия рождаемости), а также в результате миграционного прироста. Произошли структурные изменения и в данной возрастной группе: 50,5% составили лица в возрасте старше 35 лет (в 1989 г. - 45,7%).

Состояние в браке, число и состав домохозяйств. Число супружеских пар составило 34 млн. (в 1989 г. - 36 млн.). Впервые при проведении переписей населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов - их оказалось

3 млн. (10%) из общего числа супружеских пар. Традиционно количество женщин, указывающих, что они состоят в браке, превышает число состоящих в браке мужчин (в 1989 г. - на 28 тыс. чел., в 2002 г. - на 65 тыс. чел.).

Доля повторных браков в период между переписями населения остается стабильной -25-28% в общем числе заключенных браков.

Распространение незарегистрированных брачных союзов привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Доля таких детей составляет около 30% общего числа ежегодных рождений (почти половина из них зарегистрирована по совместному заявлению родителей). Это явление характерно для большинства европейских стран: Исландии (в 2000 г. - 65% внебрачных детей), Эстонии (в 2001 г. - 56), Швеции (56%), Норвегии (50), Дании (45), Латвии (42%).

За межпереписной период на 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и такими же темпами возросло количество разводов. В последнее время в стране ежегодно расторгается примерно 800 тыс. браков (в 1989 г. - 583 тыс.), в результате около 400 тыс. несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей. Более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет. Это привело к повышению в брачной структуре населения доли разведенных, особенно женщин, для которых вступление в повторный брак весьма затруднено из-за диспропорции населения по половому и возрастному составу.

Процессы, происходившие в брачной структуре населения, сказались на числе и составе домохозяйств. Переписью учтено почти 53 млн. частных домохозяйств, в которых проживает 142,7 млн. чел., или 98% всего населения России. Средний размер домохозяйства - 2,7 чел. (в городе -2,7 на селе - 2,8). Домохозяйства не более

чем из 3 чел. составляют почти 3/4 всех частных домохозяйств.

Структура городских домохозяйств несколько отличается от сельских. В сельских немного ниже удельный вес домохозяйств, состоящих из 1-3 чел. и выше

- с 4-мя и более лицами. Среди домохозяйств, состоящих из 1 чел., почти 60% (7 млн.) - домохозяйства пенсионеров, половина из них в возрасте старше 70 лет.

Уменьшилось число частных домохозяйств, состоящих из 2 чел. и более,

21.3 млн. домохозяйств (52%) имеют детей моложе

18 лет (в 1989 г. - 61%). Это связано с низкой рождаемостью, что сказалось и на увеличении числа бездетных домохозяйств, которые составили 48% числа домохозяйств с 2-мя лицами и более (в 1989 г. - 39%). В составе домохозяйств, имеющих детей до 18 лет, увеличился удельный вес домохозяйств с одним ребенком (с 30% в 1989 г. до 34% в 2002 г.), при этом сократился удельный вес домохозяйств как с двумя детьми (с 23 до 15%), так и с тремя и более детьми (с 6 до 3%). Такая тенденция характерна и для городских поселений, и для сельской местности.

При переписи населения учтены

2.3 млн. чел., проживающих в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах-интернатах для инвалидов и престарелых, больницах для лиц с хроническими заболеваниями, монастырях, казармах, местах лишения свободы и др.

Национальный состав, владение языками, гражданство. Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия -одно из самых многонациональных государств мира.

При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, которые часто различаются только из-за языкового диалекта и местных самоназваний этнических групп. При систематизации ответов населения о национальной принадлежности было выявлено примерно 160 национальностей.

За межпереписной период изменения в национальном составе обусловлены действием трех факторов: различиями в естественном движении населения; внешней миграцией, сложившейся под влиянием распада СССР; сменой этнического самосознания под влиянием в основном смешанных браков.

Численность населения в каждой из 23 наиболее многочисленных национальностей в 2002 г. превысила 400 тыс. чел., в 1989 г. таких национальностей было 17. В эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы,

даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли (из-за уменьшения численности) евреи. Как и в 1989 г. численность семи народов превышает 1 млн. чел., однако в составе этой группы произошли изменения: в межпереписной период в группу вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.

Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (около 116 млн. чел.) и составляет почти 80% общей численности. По сравнению с 1989 г. его доля во всем населении страны уменьшилась на 1,7 проц. п., главным образом, из-за естественной убыли, составившей почти

8 млн. чел., которую не смог компенсировать немногим более чем 3-миллионный миграционный прирост русских.

Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой переписи, занимают татары - 5,56 млн. чел. (почти 4% населения страны).

Вследствие эмиграции и естественной убыли сократилась численность евреев (с 0,54 до 0,23 млн. чел.) и немцев (с 0,84 до 0,60 млн. чел.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основном за счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян (с 0,53 до 1,13 млн. чел.), азербайджанцев (с 0,34 до 0,62 млн. чел.), таджиков (с 0,04 до 0,12 млн. чел.), китайцев

(с 5 до 35 тыс. чел.).

Впервые после переписи населения 1926 г. получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. чел.) и также впервые после переписи 1897 г. - численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. чел.), а также ряда малочисленных народов Дагестана.

Примерно 1,5 млн. чел. не ответили на вопрос переписного листа о национальной принадлежности: почти две трети их

проживают в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.

При переписи населения 2002 г. впервые получена информация о владении государственным языком страны - т. е. русским. Из общей численности населения

142,6 млн. чел. (98%) заявили, что они владеют русским языком.

Среди других языков наиболее распространены английский (6,9 млн. чел., или 4,8%), татарский (5,3 млн. чел., или 3,7%), немецкий (2,9 млн. чел., или 2,0%), украинский (1,8 млн. чел., или 1,2%), башкирский (1,4 млн. чел., или 1%), чеченский и чувашский (по 1,3 млн. чел., или по 1%).

Также впервые при переписи населения получены сведения о гражданстве. Численность граждан РФ составила 142,4 млн. чел. (98% всех жителей страны), 1,0 млн. чел.

имеют гражданство других государств и 0,4 млн. чел. - лица без гражданства. Из общей численности граждан РФ 44 тыс. чел. имеют двойное гражданство. Примерно 1,3 млн. чел. не указали гражданства. Среди иностранцев, постоянно проживающих в России, подавляющая часть - граждане государств -участников СНГ

(906 тыс. чел., или 88% всех иностранцев), из них наиболее многочисленны граждане Украины (230 тыс. чел.), Азербайджана (155 тыс. чел.) и Армении (137 тыс. чел.).

Уровень образования населения. При переписи населения 2002 г. учтены 109,4 млн. чел. в возрасте 15 лет и старше, имеющие образование, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число таких лиц увеличилось на 18,3 млн. чел., или на 20%. Более 71,4 млн. чел. (59%) этой возрастной группы имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное). За 1989-2002 гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн. чел. (52%), со средним профессиональным - на 11,2 млн. чел. (52%), с начальным

профессиональным - на

0,7 млн. чел. (5%). Впервые при переписи получены данные о числе лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), численность которых составила 0,4 млн. чел.

Увеличилось на 1 млн. (5%) число лиц, имеющих среднее (полное) образование, и в то же время уменьшилось в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

В то же время на 0,5 млн. стало больше юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, т. е. в 2,1 раза; 70% из них не учится. Впервые перепись населения показала превышение доли женщин с высшим образованием по сравнению с мужчинами.

Уменьшилась доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и старше с 1,9% в 1989 г. до 0,5% в 2002 г. Среди неграмотного населения 67% - лица в возрасте 60 лет и старше.

Впервые были получены данные о дошкольном обучении детей: им охвачено

3,1 млн. в возрасте 3-6 лет (60% общего числа детей этого возраста), из них в городских поселениях 2,4 млн. (70%), на селе - 0,7 млн. (40%). Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. (1,6%), которые не посещают образовательные или дошкольные учреждения.

Источники средств к существованию. При переписи 2002 г. население могло указать все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, ограничивающей

ответы на этот вопрос двумя источниками. Итоги переписи показали повышение удельного веса населения, имеющего не один источник средств к существованию. В 2002 г. 28% населения имели более одного источника средств к существованию (26% -два, 1,5% - три и 0,04% - четыре и более).

Свыше 62 млн. жителей страны (43%) назвали источником средств к существованию доход от трудовой деятельности (в 1989 г. -77 млн. чел., или 52%). У более 48 млн. чел. этот источник был единственным. Свыше 18 млн. (12,5%) опрашиваемых назвали одним из источников средств к существованию доход от личного подсобного хозяйства.

После переписи населения 1926 г. впервые получена численность лиц, получающих пенсию по инвалидности, этот источник назвали 4,7 млн. чел. Остальные виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, социальную) получали около 32 млн. чел. Численность лиц, получающих пособие (кроме пособия по безработице), составила 16,6 млн. чел. В эту группу вошли дети до 16 лет; дети, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; дети одиноких матерей; женщины, получающие пособия на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и др.

Формирование новых экономических отношений привело к изменениям на рынке труда - появлению такой категории населения, как безработные (в последний раз безработица изучалась при переписи 1926 г.). В 2002 г. пособие по безработице получали 1,2 млн. чел., что подтверждают данные текущей статистики. Средний возраст получающих пособие по безработице - 36,6 лет.

При переписи 2 млн. чел., или 1,4% (по сравнению с 1,3 млн. чел., или 0,9% в 1989 г.) указали источником другой вид государственного обеспечения. Это полностью или частично находящиеся на попечении государства воспитанники детских домов, учащиеся школ-интернатов; лица, живущие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов; а также лица, находящиеся в учреждениях

пенитенциарной системы и др.

Перепись выявила наличие у населения таких видов источников, как сбережения (0,4 млн. чел.), включая доход от ценных бумаг, и доход от сдачи в наем или в аренду имущества (0,2 млн. чел.); при прошлых переписях эти виды дохода учитывались в иных источниках.

Почти треть населения (43,5 млн. чел.) являются иждивенцами. Подавляющая их часть (свыше 80%) - дети и молодежь до 25 лет. Средний возраст иждивенцев - 16,7 лет.

Занятость населения. Среди занятого населения 95% - лица в трудоспособном возрасте.

По сравнению с переписью 1989 г. удельный вес занятых уменьшился во всех возрастных группах. Наибольшее

уменьшение доли занятого населения (на 54%) произошло среди подростков и молодежи в возрасте 15-19 лет. Одной из причин является продолжение учебы этой категории населения на дневных отделениях учебных заведений в связи с сокращением вечерней и заочной форм обучения, дающих возможность совмещать учебу с работой.

Абсолютная численность занятых увеличилась только в возрастной группе 4049 лет за счет вступления в данные возраста многочисленного поколения, родившегося после войны. Однако уже через 5-10 лет, когда данное поколение начнет уходить на пенсию, а в трудоспособный возраст вступать малочисленное поколение родившихся в 90-е годы прошлого века, положение на рынке труда может резко обостриться из-за дефицита рабочей силы.

Впервые при переписи изучен статус населения в занятости. Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15 лет и старше абсолютное большинство - 58 млн. чел. (95%) являются работающими по

найму, почти 1 млн. занятых (1,5%) -работодателями, привлекающими для осуществления своей деятельности наемных работников, и около 2 млн. чел. (3%) - индивидуальными

предпринимателями.

Другие категории населения,

учтенные при Всероссийской переписи населения. При переписи учтены 107 тыс. граждан РФ, находящихся по долгу службы на дату переписи за рубежом (включая членов их домохозяйств), из них мужчин 67 тыс. чел. (63%) и женщин 40 тыс. (37%). Большая часть этой категории населения -84 тыс. чел. (79%) находятся в

трудоспособном возрасте.

Кроме того, при переписи учтены 239 тыс. чел., временно находившихся на территории РФ и постоянно проживающих за рубежом. Из них 65% (156 тыс. чел.) указали, что они приехали в Россию на работу, 11% - на отдых, лечение или в качестве туристов, 6% - в служебную или деловую поездку; 1% - мигранты,

транзитом следующие через Россию, и около 17% лиц указали другие цели приезда в Россию или не ответили на вопрос.

В заключение В.Л. Соколин отметил, что итоги переписи населения послужат основой для расчета нового демографического прогноза. В 2003 г. Госкомстат России совместно с Центром демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН разработали концепцию и

методологические рекомендации по расчету сценариев демографического

развития населения РФ и ее субъектов на основе материалов переписи 2002 г. При разработке будущего прогноза будут рассмотрены не только традиционные (инерционные) сценарии, но и целевые, отражающие возможное изменение динамики населения при адекватном воздействии на демографические процессы. В основном это касается миграции населения.

Госкомстат России планирует провести широкое обсуждение сценариев демографического развития и вариантов расчета перспективной численности населения со специалистами

заинтересованных министерств и научных организаций.

Основное внимание в выступлениях -Е.А. Федоровой, Д.С. Томко, Е.С. Завариной,

С.З. Хыдыровой (Московский

государственный социальный университет),

В.И. Переведенцева (Институт

сравнительной политологии РАН), Д.Д. Богоявленского (ИНП РАН), Э.М. Либановой (Институт демографических и социальных исследований НАН Украины, Киев), М. Маганесяна (Ереванский государственный университет, Ереван),

А.А. Ракова (Институт экономики НАН Белоруссии, Минск) и др. - уделялось проблемам переписи населения.

Главная тема выступавших - при подготовке следующей переписи населения должен быть учтен опыт проведения Всероссийской переписи населения 2002 г. (прежде всего проблемы и трудности организационного характера). Наиболее ярко об этом говорили Е.А. Федорова, Д.С. Томко, Е.С. Заварина и С.З. Хыдырова, которые лично участвовали в переписи населения, поэтому многие проблемы переписи им довелось узнать «изнутри».

Как известно, первоначально проведение Всероссийской переписи населения планировалось на 1999 г. (Постановление Правительства Российской Федерации № 326 от 15 апреля 1994 г. «О проведении в 1999 году Всероссийской переписи населения»). Но после ареста в июне 1998 г. Председателя Госкомстата России Юркова и еще ряда руководящих статистиков у Правительства РФ возникли сомнения в целесообразности ее проведения в 1999 г., поскольку «дело статистиков» подорвало доверие населения к Госкомстату РФ. Дефолт в августе 1998 г. поставил под сомнение еще и финансовую составляющую переписи. В результате появилось Постановление Правительства РФ № 1138 от 1 октября 1998 г. «О переносе срока проведения Всероссийской переписи населения». Положение о

Государственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 2002 г. и ее состав были утверждены только в конце следующего года (Постановление Правительства РФ

№ 1434 от 23 декабря 1999 г.). Долго тянули с принятием закона о переписи, никто не сомневался в его необходимости, но законодательная и исполнительная власти все время вносили поправки. Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» № 8-ФЗ был принят Государственной Думой 27 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 16 января 2002 г. и лишь 25 января 2002 г. подписан Президентом РФ.

Порядок и условия оплаты труда лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, были утверждены совместным

постановлением Минтруда РФ, Минфина РФ и Госкомстата России № 31/33-1н/151 от 24 апреля 2002 г., а порядок финансирования и осуществления расходов федеральных органов исполнительной власти, связанных с проведением Всероссийской переписи населения 2002 г., - приказом Минфина РФ и Госкомстата России № 46н/58 от 3 июня 2002 г. В результате многие мероприятия, которые должны были проводиться за год или два до переписи, проводились в спешном порядке в последние предпереписные дни.

Одна из основных проблем, возникшая буквально за месяц до переписи -оформление на работу и оплата труда временных переписных работников. В частности, возникли трудности со срочными трудовыми договорами для тех, кто собирался работать на период переписи во время отпуска. По действующему законодательству на должности заведующих переписными комиссиями и участками можно было оформлять только совместителей, с получением частичного оклада, в отличие от переписчиков, с которыми заключались договора

гражданско-правового характера. В результате пошли массовые отказы уже подобранных и наиболее

квалифицированных кадров. Поскольку на местах не решились взять на себя ответственность из-за опасений возможных финансовых проверок, требовалось

принятие решения на общероссийском уровне. Вопрос был решен Госкомстатом России и Минтруда РФ только тогда, когда уже началась перепись в труднодоступных районах. В результате подготовка переписных работников была скомкана, поскольку отказы и замены пришлись в основном на верхние и средние звенья, которые в свою очередь должны были подготовить нижестоящие кадры. Также в отдельных регионах возникали проблемы с нехваткой фонда оплаты труда временных

переписных работников из-за

неравномерного распределения северных и районных коэффициентов, и решение на федеральном уровне по этому вопросу также было принято буквально накануне переписи. Очень много времени на местах уходило на правильное заполнение трудовых книжек и оформление договоров с временными переписными работниками. Все это привело к тому, что основные силы региональных комитетов по статистике тратились не столько на решение методологических вопросов, сколько на урегулирование административно-организационных проблем. Сложилось впечатление, что при подготовке переписи на федеральном уровне организаторы не подумали о том, что первая российская перепись будет отличаться от последней советской 1989 г. не только в плане методологии, но и совершенно иных организационно-финансовых проблем.

Отдельный вопрос со временем проведения переписи. В соответствии с международными рекомендациями был выбран октябрь, поскольку считается, что в это время население наименее мобильно. Российскую же специфику в виде осеннего бездорожья не учли, из-за чего в сельских и отдаленных местностях у переписчиков возникли транспортные проблемы. Следует также отметить, что время проведения переписи было выбрано неудачно не только из-за короткого светового дня, непроходимых сельских дорог и невозможности пользоваться незамерзшими еще реками, но и из-за того, что перепись совпала по времени с рассмотрением региональных и местных бюджетов в законодательных органах субъектов Федерации, что представляло для их администраций гораздо больший интерес, чем перепись.

Особенно ярко российский менталитет проявился во время заполнения переписных листов. Ожидая от властей очередных «пакостей» и рассматривая перепись как их инструмент, многие переписываемые пускались на различные уловки. Несмотря на все разъяснения в СМИ, население стремилось переписываться не по месту постоянного проживания, а по месту прописки. Особенно это было характерно для городов крайнего севера, например Воркуты, Инты, поскольку многие бывшие жители, боясь потерять прописку и северные льготы, специально приезжали туда переписываться, хотя сами давно живут в более теплых краях. Также встречались случаи, когда человек переписывался по всем адресам, где у него есть квартиры. Например, в Сыктывкаре была выявлена женщина, которая, имея в собственности три квартиры, несколько

дней подряд приходила на стационарный участок, чтобы переписаться на очередной жилплощади как постоянно проживающая.

Население также боялось сообщать о сдаваемых в аренду квартирах. Можно предположить, что часть тех, кто наотрез отказывался переписываться, являлась арендаторами и имела строгие указания хозяина квартиры не сообщать об этом ни под каким видом. Поэтому переписывание «отказников» через паспортные столы могло привести к ошибкам, когда зафиксированными окажутся совсем не те люди, которые в этих квартирах фактически проживают. Насколько это искажает общую картину о постоянно проживающих и о реальных жилищных условиях населения, можно только предполагать, поскольку социологическое исследование этого явления во время переписи не проводилось. Для России в целом эти искажения нивелируются, но для регионов с небольшой численностью населения и для крупных городов такие данные могут вызвать ошибки при разработке социально-экономической политики.

Население использовало перепись также как средство шантажа властей: от участия в переписи отказывались из-за желания привлечь внимание

администрации к своим проблемам, обиды на власть, религиозных мотивов и просто из принципа.

Ошибки при заполнении переписных листов встречались вплоть до конца переписи. Причины разные:

невнимательность самих переписчиков, указанные выше причины наскоро обученных; сложная структура

вопросников (первые и вторые стороны форм путали почти повсеместно); отсутствие подсказов непосредственно в опросном листе; а также «забывчивость» населения, не могущего с первого раза определить свой брачный статус или вспомнить образование. В результате качество заполнения переписных бланков оставляло желать много лучшего - как минимум половина бланков поступала с исправлениями, требующими после сканирования дополнительного ручного ввода. Вторая сторона бланка «Д» (занятость) - тема для особого разговора: даже среди статистиков не было единства, что куда писать, поскольку занятость предполагалось учитывать по ОКВЭД, который должен бы вступить в действие только с 2003 г. и с которым еще не работали не только в регионах, но и в самом Госкомстате (чего же ждать от переписчиков?). Сказалось нежелание или неумение

населения с гораздо меньшими финансовыми и трудовыми затратами.

В. Ф. Галецкий

населения сообщать подробности о своей работе - и в результате возникали такие шедевры как «борьба с коррупцией» (налоговая полиция), «пою и читаю стихи» (массовик-затейник в клубе), «стрелок» (охранник на ликероводочном заводе) и т. п.

Было высказано замечание об итоговой раздаче медалей. По статусу медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» должны были награждать «... в целях поощрения граждан, внесших значительный вклад в подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2002 года». Тираж медали в несколько десятков тысяч совершенно нивелирует ее ценность. По Комитету в целом сумма на изготовление медалей составила почти 1 млн. руб. Конечно, для общего переписного бюджета это копейки, но денег все равно жалко, - сказала Е.А. Федорова.

Какие выводы следуют из вышеизложенного? Основная задача решена -перепись населения проведена. Но организация переписи и ее проведение свидетельствуют о том, что все делалось «как всегда»: до последнего тянули с принятием принципиальных решений, не предугадали узкие места, не учли специфику менталитета российского населения.

По общему мнению выступавших, с учетом российского менталитета следующую перепись стоило бы организовать таким образом, чтобы сами люди были заинтересованы в том, чтобы их переписали. Объявление об обязательности участия в следующей переписи каждого гражданина, как предполагают некоторые, проблемы не решит, но может реально снизить процент отказа от переписи, если поставить в зависимость от прохождения переписи получение определенных льгот: прикрепление к

поликлиникам, школам, страхование и т. п. Необходимо присвоить каждому единый

идентификационный номер, а не четыре разных, как сейчас (ИНН, соцстрах,

пенсионный, номер паспорта). Заодно решили бы проблему с созданием регистра населения. Если переписной лист и пояснения к нему будут составлены максимально просто, то участие населения в переписи вполне

возможно и по почте. Для сложных случаев важно создать консультационные пункты, аналогичные имеющимся при заполнении налоговых деклараций. В дополнение к этим мерам толковая разъяснительная кампания в СМИ позволит провести следующую перепись

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.