Научная статья на тему 'Правовой статус лиц, освободившихся из мест лишения свободы: проблемы регулирования'

Правовой статус лиц, освободившихся из мест лишения свободы: проблемы регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пробация / подготовка к освобождению / отбытие наказания / правовой статус лица / освободившегося из мест лишения свободы / ресоциализация / социальная адаптация / социальная реаби-литация / probation / preparation for release / serving a sentence / legal status of a person released from prison / resocialization / social adaptation / social rehabilitation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Александровна Головастова, Ирина Сергеевна Нистратова

В статье проводится анализ правового статуса лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Авторами дана оценка данному понятию, определена его сущность и содержание, отмечена неод-нозначность его толкования и необходимость дифференциации с такими понятиями, как «лица, отбывшие лишение свободы»; «лица, освободившиеся из мест лишения свободы»; «лица, освобожденные от отбыва-ния лишения свободы». Также акцентируется внимание на ограничениях, с которыми сталкиваются указан-ные лица. Отмечается, что в рамках положительных законодательных преобразований, в частности, вслед-ствие формирования института пробации, необходимо разработать четкий государственно-правовой меха-низм защиты правового статуса лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в целях их трудоустрой-ства, обеспечения жильем, восстановления и формирования семейных и коммуникативных связей, получе-ния ими необходимого уровня образования, медицинской помощи, социальных услуг и иной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Александровна Головастова, Ирина Сергеевна Нистратова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Status of Persons Released from Places of Deprivation of Liberty: Problems of Regulation

The article analyzes the legal status of persons released from places of deprivation of liberty. The authors assessed this concept, defined its essence and content, noted the ambiguity of its interpretation and the need for differentiation with such concepts as “persons who have served deprivation of liberty”, “persons released from places of deprivation of liberty”, “persons released from serving deprivation of liberty”. Attention is also focused on the restrictions faced by these persons. It is emphasized that as part of the positive legislative changes, in particular, as a result of the formation of the institute of probation, it is necessary to develop a clear state-legal mechanism for the protection of the legal status of persons released from places of deprivation of liberty, with the aim of their employment, housing, restoration and formation of family and communicative ties, obtaining the neces-sary level of education, medical care, social services and other assistance.

Текст научной работы на тему «Правовой статус лиц, освободившихся из мест лишения свободы: проблемы регулирования»

Научная статья УДК 343.8

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.42

Правовой статус лиц, освободившихся из мест лишения свободы: проблемы регулирования

Юлия Александровна Головастова1, Ирина Сергеевна Нистратова2

12Академия ФСИН России, Рязань, Россия

''Московский университет имени С.Ю. Витте, Рязань, Россия

1ugolovastova@yandex.ru

2nistratova_is@mail.ru

Аннотация. В статье проводится анализ правового статуса лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Авторами дана оценка данному понятию, определена его сущность и содержание, отмечена неоднозначность его толкования и необходимость дифференциации с такими понятиями, как «лица, отбывшие лишение свободы»; «лица, освободившиеся из мест лишения свободы»; «лица, освобожденные от отбывания лишения свободы». Также акцентируется внимание на ограничениях, с которыми сталкиваются указанные лица. Отмечается, что в рамках положительных законодательных преобразований, в частности, вследствие формирования института пробации, необходимо разработать четкий государственно-правовой механизм защиты правового статуса лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в целях их трудоустройства, обеспечения жильем, восстановления и формирования семейных и коммуникативных связей, получения ими необходимого уровня образования, медицинской помощи, социальных услуг и иной помощи.

Ключевые слова: пробация; подготовка к освобождению; отбытие наказания; правовой статус лица, освободившегося из мест лишения свободы; ресоциализация; социальная адаптация; социальная реабилитация

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Головастова Ю.А., Нистратова И.С. Правовой статус лиц, освободившихся из мест лишения свободы: проблемы регулирования // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 328-335. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.42.

Original article

Legal Status of Persons Released from Places of Deprivation of Liberty:

Problems of Regulation

Yulia A. Golovastova1, Irina S. Nistratova2

12Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia 1Moscow University named after S. Witte, Ryazan, Russia 1ugolovastova@yandex.ru 2nistratova_is@mail.ru

Abstract. The article analyzes the legal status of persons released from places of deprivation of liberty. The authors assessed this concept, defined its essence and content, noted the ambiguity of its interpretation and the need for differentiation with such concepts as "persons who have served deprivation of liberty", "persons released from places of deprivation of liberty", "persons released from serving deprivation of liberty". Attention is also focused on the restrictions faced by these persons. It is emphasized that as part of the positive legislative changes, in particular, as a result of the formation of the institute of probation, it is necessary to develop a clear state-legal mechanism for the protection of the legal status of persons released from places of deprivation of liberty, with the aim of their employment, housing, restoration and formation of family and communicative ties, obtaining the necessary level of education, medical care, social services and other assistance.

Keywords: probation; preparation for release; serving a sentence; legal status of a person released from prison; resocialization; social adaptation; social rehabilitation Funding: Independent work.

For citation: Golovastova, Yu.A. & Nistratova, I.S. (2023) Legal Status of Persons Released from Places of Deprivation of Liberty: Problems of Regulation. Theory and Practice of Social Development. (12), 328-335. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.12.42 (In Russian).

© Головастова Ю.А., Нистратова И.С., 2023

Предусмотренные в законах, в первую очередь - в Конституции Российской Федерации1, права, обязанности определяют присущий личности правовой статус. Согласно мнению большинства представителей юридической науки, он является для всех граждан Российской Федерации единым. Правовой статус охватывает весь спектр юридических средств, с помощью которых государством фиксируется положение, занимаемое человеком в конкретной системе общественного устройства. Также он распространяется на всю сферу существующих между личностью, обществом отношений, правовых связей (Меркулов, 1992: 21).

Для правового положения лиц отдельных категорий могут быть характерны особые обязанности, права, которые имеются у них как у участников правовых отношений определенного рода (в том числе отношений, являющихся уголовно-исполнительными) (Меркулов, 1992: 22).

Сложность правовой регламентации правового статуса лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обусловлена недостаточной теоретической разработанностью самого понятия «правовой статус лиц, освободившихся из мест лишения свободы», и поэтому неоднозначным толкованием его на практике.

Давая оценку данному правовому статусу, определяя его сущность и содержание, необходимо рассмотреть смежные категории: «лица, отбывшие лишение свободы»; «лица, освободившиеся из мест лишения свободы»; «лица, освобожденные от отбывания лишения свободы». Как нам представляется, это понятия смежные, но не тождественные. После освобождения лица от наказания по истечении всего срока лишения свободы прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. В этом случае лицо, отбывшее лишение свободы, перестает быть осужденным, вместе с тем оно сохраняет статус имеющего судимость, будучи субъектом уголовно-правовых отношений. Таким образом, нормы уголовно-исполнительного права не регулируют правовой статус лица, отбывшего полный срок лишения свободы, он уже находится вне поля правового регулирования уголовно-исполнительных отношений. Речь идет о совокупности прав, обязанностей, законных интересов, предусмотренных нормами уголовного права и других отраслей права в рамках оказания постпенитенциарной пробации.

Что касается правового статуса лица, освободившегося из мест лишения свободы, то он неоднороден, носит межотраслевой характер, имеет более широкое содержание, так как регулируется в том числе и нормами уголовно-исполнительного права. Что мы имеем в виду? Дело в том, что нельзя исключать ситуации, в соответствии с которыми к осужденным могут применяться условные основания освобождения от отбывания лишения свободы, в частности, - условно-досрочное освобождение. Несомненно, в этом случае правовой статус его существенно трансформируется, поскольку он уже не подвергается изоляции от общества, за его поведением устанавливается уголовно-исполнительный контроль. Примечательно то, что, с одной стороны, он является осужденным как субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, с другой - субъектом уголовно-правовых отношений (судимости), с третьей - субъектом социально-правовой «опеки», так называемой социальной адаптации. Таким образом, категории: «лицо, отбывшее лишение свободы» и «лицо, освободившееся из мест лишения свободы» не идентичны, так как вторая шире по содержанию. Кроме того, полагаем, что от понятия «лицо, отбывшее лишение свободы» необходимо отличать термин «лицо, освобожденное от отбывания лишения свободы», который предполагает за ним также закрепление статуса как субъекта уголовно-исполнительных правоотношений.

Правовое положение отбывших уголовное наказание лиц связано, как замечает А.С. Морозов, с рядом обусловленных судимостью ограничений, являющихся фактическими и юридическими. При этом последние относятся к периоду, в течение которого существует судимость, и времени, следующему за ее окончанием (Морозов, 2013: 29).

Общеизвестно, что, имея судимость, осужденный может столкнуться с неблагоприятными последствиями не только во время суда и после отбытия наказания, но и в процессе исполнения наказания. Нормы уголовно-исполнительного права предусматривают различные ограничения и дополнительные обязанности для субъектов отбывания наказания с судимостью, что называется уголовно-исполнительными последствиями (Зинин, 2017: 358).

В литературе по уголовно-исполнительному праву отмечается возникновение специального статуса у отбывшего наказание лица. Данный специальный статус обуславливают вызванные судимостью и отбытием определенного вида наказания правовые последствия2.

Отбытие уголовного наказания в виде лишения свободы неизбежно связано с определенными правоограничениями. В связи с комплексом таковых, применяемым к лицам, освободившихся

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См.: Потапов А.М. Правовой статус лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. С. 13.

из мест лишения свободы, а также присущих им специфических прав и обязанностей, формируется особая правовая модель - правовой статус лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В связи с этим определение правового положения лиц, отбывших наказание, имеет ключевое значение для их успешной ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации, в связи с чем законодатель закрепил его в статье 179 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)1, а также в принятом Федеральном законе Российской Федерации от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации»)2.

Число освободившихся в 2021 г. из мест свободы лиц, в соответствии с информацией ФСИН России, составило 218 903 чел. Почти половина из них - 133 966 чел. - освободились по отбытии срока наказания; условно-досрочно - 29 485, в связи с заменой неотбытой части более мягким видом наказания - 24 870, в связи с предоставлением отсрочки - 167, по амнистии - 11, по помилованию - 1, в связи с изменением приговора в порядке надзора - 107, в связи с болезнью - 1 671, по иным основаниям - 1 0973. Среди освобожденных много лиц, нуждающихся в трудовом и бытовом устройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, восстановлении семейных и коммуникативных связей. Действующее уголовно-исполнительное и иное законодательство включает нормативные положения, которые регламентируют предоставление содействия лицам указанной категории.

После освобождения из мест лишения свободы существенно меняется правовое положение лица, отбывшего наказание. Прекращают свое действие правоограничения, которые относились к содержанию наказания. При этом полного восстановления правового положения лица, отбывшего наказание, до прежнего состояния до осуждения (в пределах срока действия судимости) не происходит.

Несомненным фактом ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является целенаправленная работа, направленная на подготовку осужденных к освобождению, берущая свое начало еще в исправительном учреждении (ИУ).

Инструкция, определяющая особенности предоставления помощи осужденным, которые освобождаются от отбывания наказания в исправительных учреждениях, помощи в устройстве в бытовом и трудовом отношениях, утверждена Министерством юстиции РФ принятым 13 января 2006 г. приказом № 24. Документ предусматривает, что не позже, чем за шесть месяцев до того, как завершается срок лишения свободы, должна начинаться подготовка к освобождению отбывающих наказание в ИУ лиц. Мероприятия, осуществляемые в рамках данной подготовки, связаны с получением заявлений в письменной форме с запросами освобождаемых на предмет предоставления по месту последующего жительства содействия в бытовом и трудовом отношениях, рассмотрением данных заявлений; проведением с освобождающимися занятий по подготовке к освобождению; организацией в отношении каждого из осужденных бесед (с выяснением планов последующей жизни, наличия связи с родственниками, намерений в отношении обучения, работы, места проживания после освобождения).

Осужденные могут в соответствии с предоставляемым администрацией ИУ разрешением получать право на выезд на короткий срок для того, чтобы решать относящиеся к бытовому, трудовому устройству вопросы. Количество выездов подобного рода ежегодно возрастает.

При решении относящихся к бытовому, трудовому устройству вопросов администрация ИУ взаимодействует с такими органами, организациями, как федеральная служба занятости, органы, осуществляющие местное самоуправление, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел (ОВД), органы социальной защиты, органы управления образованием, здравоохранением, органы опеки и попечительства.

После отбывания наказания у освобождающихся лиц возникают сложности с социальной адаптацией. Подобные затруднения связаны в том числе с тем, что во время отбывания наказания происходит утрата позитивных связей с социальным окружением (родственники, друзья).

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О пробации в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Там же.

3 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы. Январь - декабрь 2021 // Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2022. С. 20.

4 Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 13.01.2006 № 2 (ред. от 26.12.2019) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В связи с этим администрация ИУ должна проводить мероприятия, направленные на восстановление социальных связей осужденного. Это может включать в себя как психологическую поддержку, так и помощь в восстановлении семейных и родственных отношений.

В ИУ в соответствии со ст. 112 УИК РФ обеспечивается получение в обязательном порядке общего образования осужденными, возраст которых составляет менее 30 лет. Однако следует отметить, что некоторая часть осужденных не видит в этом своей цели, можно сказать, что они не хотят пользоваться таким правом в полном объёме, и это может затруднить их адаптацию в обществе после освобождения.

В ИУ согласно ст. 108 УИК РФ в отношении осужденных, не обладающих специальностью, профессией (по которой возможна работа осужденного в местах лишения свободы, а также после освобождения), организуется обязательное получение среднего профессионального образование либо обязательное профессиональное обучение.

Для ИУ предусмотрена обязанность предоставления помощи осужденным в получении ими высшего образования (исходя из возможностей, которыми обладает ИУ). ИУ необходимо создавать условия, чтобы осужденные могли получать высшее образование в дистанционном формате. В частности, сказанное подтверждается действующим соглашением о взаимном сотрудничестве ФСИН России с Уральским радиотехническим университетом, Московским государственным строительным университетом, Высшей школой педагогики, Алтайской академией экономики и права, Томским институтом бизнеса и рядом других образовательных организаций.

Важно начать трудоустройство осужденного еще во время отбытия им наказания, чтобы после освобождения он сразу смог приступить к выполнению трудовых обязанностей. В связи с этим в ряде регионов в целях дальнейшего трудоустройства освободившихся осужденных, например, запущен пилотный проект по размещению резюме осужденных на портале «Работа в России»1 при наличии согласия на обработку персональных данных в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»2.

В 2022 г. было оказано содействие 20 тыс. осужденным, имеющим соответствующую квалификацию и уровень образования, в подготовке и размещении на портале «Работа в России» резюме. При этом откликов поступило около 7,5 %, остальные 92,5 % осужденных не имеют представления о будущем трудоустройстве3.

Ряд нормативно-правовых актов, действующих в различных сферах права, регулируют правовой статус лиц, которые были осуждены и отбыли уголовное наказание. На основе этих документов можно установить, что лица, отбывшие уголовное наказание, возвращаются в общество с ограничением некоторых прав и свобод.

Административный надзор в отношении освобожденных из мест лишения свободы лиц регламентирован Федеральным законом № 64-ФЗ от 06.04.20114. Согласно ст. 173.1 УИК РФ, а также в статье 3 указанного Федерального закона предусматривается установление административного надзора в отношении некоторых лиц, отбывших связанное с лишением свободы наказание. При его установлении предусматриваются дополнительные обязанности, вводятся временные ограничения прав.

С июля 2011 г. для органов внутренних дел предусмотрена обязанность в части наблюдения в отношении освобожденных из мест лишения свободы лиц, достигших совершеннолетия и имеющих судимость, которая не снята или не погашена, в связи с совершением более одного преступления по частям первым статей 234.1, 228, 231, 228.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)5; преступления из категории особо тяжких или тяжких; преступления, совершенного с умыслом в отношении не достигшего совершеннолетия лица; преступления в случае рецидива преступлений.

Основания, по которым в отношении лиц соответствующей категории применяется надзор, состоят в совершении лицом на протяжении года после того, как наказание было отбыто, более

1 ФСИН сообщила о подготовке упрощающего трудоустройство осужденных проекта [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://clck.ru/377wPs (дата обращения: 11.12.2023).

2 О персональных данных : Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 ПМЮФ-2023: система пробации в России [Электронный ресурс] // Журнал суда. URL: https://clck.ru/377wLx (дата обращения: 20.09.2023).

4 Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.11.2023) [Электронный ресурс]. Там же.

одного административного правонарушения, предусмотренного в главах 6, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)1, с посягательством в отношении общественной нравственности, порядка управления, здоровья населения, безопасности, общественного порядка, или в признании лица в качестве злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания во время нахождения в местах лишения свободы.

Предусмотрен ряд случаев, когда установление административного надзора производится вне зависимости от того, имеются ли указанные основания. Так, административный надзор устанавливается подобным образом в случаях, когда лицо, достигшее совершеннолетия, освобождено либо освобождается из мест лишения свободы и у него имеется судимость, которая не была снята или погашена в связи с совершением на протяжении периода пребывания под административным надзором преступления, за которое состоялось осуждение лица к лишению свободы с направлением к месту отбывания наказания; совершением посягательства на свободу в половом отношении не достигшего совершеннолетия лица, половую неприкосновенность подобного лица; совершением посягательства, которое относится к категории особо тяжких либо тяжких, по ст. 361, пункту «л» части второй ст. 105, 360, пункту «е» части второй ст. 111, ст. 357, пункту «з» части второй ст. 117, ст. 317, пункту четвертому ст. 150 (при совершении посягательства при наличии мотивов вражды либо ненависти применительно к той или иной социальной группе, мотивов вражды либо ненависти религиозного, политического, национального, расового либо идеологического характера), ст. 295, 205-205.5, 282-282.3, 206, 277-279, 208, 221, 210.1, 220, 211 УК РФ; совершением преступления в случае, если имеется рецидив преступлений, являющийся особо опасным либо опасным.

Относящиеся к отбыванию наказания ограничения могут быть связаны с деятельностью трудового, профессионального характера. Предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)2 Федеральный закон № 155-ФЗ от 11.06.20223 вступил в силу с 1 марта 2023 г. Действуют дополнения к ст. 328.1, предусматривающей запрет на допуск к деятельности, напрямую относящейся к управлению средствами транспорта при перевозках пассажиров и багажа лиц, у которых имеется судимость, являющаяся непогашенной либо неснятой, либо которые подверглись преследованию по уголовному закону за совершение определенных преступлений.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»4, Федеральном законом Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5 и в ряде иных нормативно-правовых актов отбытие наказания обозначено основанием отказа для принятия на государственную службу в соответствующие правоохранительные органы.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»6 запрещается выдавать лицензию на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление; два и более раза осужденным за совершение преступления и иным лицам, в том числе отбывающим наказание.

Присущий освободившимся из мест лишения свободы осужденным специальный правовой статус связан не только с ограничениями. В отношении данных лиц предусматривается особая защита в социально-правовом отношении. Для освобожденных от наказания осужденных, согласно законодательству, предусмотрено право трудоустройства при содействии центров занятости в первоочередном порядке7.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) [Электронный ресурс]. Там же.

3 О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Там же.

4 О статусе судей в Российской Федерации : Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Там же.

5 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Там же.

6 Об оружии : Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Там же.

7 Долженкова Г.А. Правовое регулирование и организация социального обеспечения осужденных к лишению свободы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 108.

Лица указанной категории обладают правом получения на протяжении времени вынужденной безработицы после прохождения регистрации в органах службы занятости пособия в соответствии с условиями, которые указаны в Законе № 1032-1 от 19.04.19911, регламентирующем связанные с занятостью населения вопросы.

При этом одной из значимых проблем остается ограничение возможностей лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в сфере занятости. Многие работодатели не желают нанимать лиц, ранее судимых, даже если они отбыли наказание и желают восстановиться в обществе. Это может привести к неравенству в доступе к трудоустройству и экономическим трудностям.

Также лица, освободившиеся из мест лишения свободы, сталкиваются с ограничениями в доступе к жилью, в связи с этим в некоторых регионах были созданы центры социальной реабилитации, которые предназначены для решения вопросов временного проживания указанной категории лиц2.

Кроме того, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, могут столкнуться с ограничениями в доступе к здравоохранению, образованию и другим социальным услугам. Это может влиять на их способность восстановиться в обществе и вести полноценную жизнь. Указанные ограничения должны быть обоснованы и не должны противоречить принципам реабилитации и правам человека.

При этом законодательные органы стремятся решить проблему правового статуса лиц, освободившихся из мест лишения свободы, путем создания соответствующих нормативно-правовых актов. Принятый Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» играет важную роль в обеспечении успешной социализации и реинтеграции лиц, отбывших наказания, в общество3.

Однако эффективность создаваемой системы пробации в России подвергается критике со стороны некоторых экспертов. В частности, вызывает озабоченность действенность индивидуальных программ ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, нехватка ресурсов, имеющихся у уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), и высокая загруженность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В целях решения вышеуказанных проблем директором ФСИН России подписан план по реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации»4, предусматривающий в течении 3 лет увеличение штатной численности воспитательных, социальных и психологических служб ИУ, а также УИИ, на которых будет возложена исполнительная и постпенитенциарная пробация.

Кроме того, Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» объективно рассматривается в качестве катализатора для дальнейшего развития уголовно-исполнительного права и законодательства, повышения эффективности исполнения уголовных наказаний (Скиба, 2023: 202).

Подводя итог сказанному, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что правовой статус лица, освободившегося из мест лишения свободы, представляет собой совокупность прав, обязанностей, законных интересов, регулируемых нормами уголовного, уголовно-исполнительного и других отраслей законодательства (административного, жилищного, трудового, социального обеспечения), с изъятиями и ограничениями, определяемыми федеральным законодательством. В настоящее время постпенитенциарный вид контроля за лицом, освободившимся из мест лишения свободы, представляет собой совокупность организационно-правовых мер воздействия на освобожденное лицо. Помимо всего прочего, требует разъяснения сущности исполнительной пробации. Так, лицо, условно-досрочно освобожденное, считается освободившимся из мест лишения свободы и, по сути дела, в пенитенциарных отношениях уже не состоит. Тем не менее в соответствии с Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации» за условно-досрочно освобожденным устанавливается исполнительный контроль, так как правовая природа этой меры такова, что она может быть отнесена к иным мерам уголовно-правового характера. Получается, что принятый Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» внес дилемму в понимание сущности разновидности контроля, осуществляемого за лицом, освободившимся из мест лишения свободы, но имеющего статус лица, условно-досрочно освобожденного. И здесь резонно задать вопрос: каким он должен быть - исполнительным или постпенитенциарным? Думается, что за условно-досрочно освобожденным - исполнительный, за лицом, полностью отбывшим срок лишения свободы, - постпенитенциарным.

1 О занятости населения в Российской Федерации : Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Саратовской области: социальная адаптация осужденных [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам человека в Саратовской области. URL: http://ombudsman64.ru/wp-content/uploads/2020/02/Социальная-адаптация-осужденных-спецдоклад.pdf (дата обращения: 20.09.2023).

3 О пробации в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ (последняя редакция) ...

4 Там же.

Полагаем, что разработка проблемы правового статуса лиц, освободившихся из мест лишения свободы, имеет принципиальное значение для решения как общих, так и конкретных вопросов теории и практики применения уголовного, уголовно-исполнительного и другого законодательства в целях устранения имеющихся в нем противоречий.

С практической точки зрения важным условием успешного возвращения в общество лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является целенаправленная работа по подготовке осужденных к этому моменту. В рамках положительных законодательных преобразований, в частности, формирования института пробации, необходимо разработать четкий государственно-правовой механизм защиты правового статуса указанных лиц, в целях их трудоустройства, обеспечения жильем, восстановления и формирования социально полезных связей, получению ими необходимого уровня образования, медицинской помощи, социальных и иных услуг.

Список источников:

Зинин Г.Ю. Детализация правовых последствий судимости в нормах уголовно-исполнительного права // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 3. С. 358-363.

Меркулов В.В. Гражданская правосубъектность осужденных к лишению свободы // Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1992. С. 21-25.

Морозов А.С. Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание // Вестник Кузбасского института. 2013. № 3 (16). С. 29-35.

Скиба А.П. Направления развития уголовно-исполнительного права с учетом принятия Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» // Цели наказания: уголовные, уголовно-исполнительные, криминологические и иные аспекты (отечественный и зарубежный опыт). Благовещенск, 2023. С. 200-206. https://doi.org/10.22250/97859349344171_200.

References:

Merkulov, V. V. (1992) Grazhdanskaya pravosub"ektnost' osuzhdennykh k lisheniyu svobody [Civil personality of persons sentenced to imprisonment]. In: Problemy sovershenstvovaniya ispolneniya ugolovnykh nakazanii. Ryazan, рр. 21-25. (In Russian)

Morozov, A. S. (2013) Legal Status of the Persons Who Have Served Sentence. VestnikKuzbasskogo instituta. (3 (16)), 29-35. (In Russian)

Skiba, A. P. (2023) Directions of Development of Penal Enforcement Law, Taking into Account the Adoption of the Federal Law «On Probation in the Russian Federation». In: Tseli nakazaniya: ugolovnye, ugolovno-ispolnitel'nye, kriminologicheskie i inye aspekty (otechestvennyiizarubezhnyi opyt). Blagoveshchensk, рр. 200-206. Available from: doi:10.22250/97859349344171_200. (In Russian)

Zinin, G. Yu. (2017) Specification of Legal Consequences of Criminal Record in the Norms of Penal Law. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. (3), 358-363. (In Russian)

Информация об авторах

Ю.А. Головастова - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России; профессор кафедры уголовно-правовых и гуманитарных дисциплин Московского университета имени С.Ю. Витте, Рязань, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=680859

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.С. Нистратова - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, Рязань, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=852485

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

Yu.A. Golovastova - D.Phil. in Law, Associate Professor, Professor at the Department of Criminal Executive Law of the Academy of Federal Penitentiary Service of Russia; Professor at the Department of Criminal Law and Humanities, Moscow University named after S. Witte, Ryazan, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=680859

I.S. Nistratova - PhD in Law, Senior Lecturer, Department of Criminal Executive Law, Academy of Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=852485

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.