Научная статья на тему 'Правовой статус личности по обычному праву казахов'

Правовой статус личности по обычному праву казахов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
364
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is dedicated to the legal status of person, provided by common laws in prerevolutionary Kazakhstan

Текст научной работы на тему «Правовой статус личности по обычному праву казахов»

иным некоммерческим организациям5. Общественные объединения стали рассматриваться как одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций наряду с фондами, учреждениями, ассоциациями, религиозными объединениями, потребительскими кооперативами, КСК и иными организационно-правовыми фор-мами.

Некоммерческие организации одной организационно-правовой формы в зависимости от их уставных целей деятельности, состава участников, наличия или отсутствия членства, порядка формирования и распоряжения имуществом и по ряду других признаков могут подразделяться на виды, к которым, в свою очередь, применяется различный порядок правового регулирования.

Общественное объединение как организационно-правовая форма некоммерческой организации имеет ряд отличительных признаков. В соответствии со статьей 11 Закона о некоммерческих организациях под общественным объединением понимается организация, созданная в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству Республики Казахстан. То есть общественное объединение является объединением только граждан, юридические лица не могут быть его членами. Другим признаком общественного объединения является принцип добровольности его организации.

Общественное объединение является членской организацией. Причем казахстанским законодательством установлен упрощенный порядок членства в общественном объединении на основании

заявления и не предусматриваются обязательные вступительные и членские взносы.

Также общественное объединение отличает от других организационно-правовых форм некоммерческих организаций такой признак, как наличие территориального статуса (республиканский, региональный и местный статусы).

Граждане объединяются на основе общности интересов, что является самым важным признаком этих организаций. Общественное объединение есть объединение усилий граждан с общими интересами, а не их денежных средств или имущества, и при этом предусматривается активное участие самих членов той или иной общественной организации.

Таким образом, конституционно-правовой статус общественного объединения, предусматривающий объединение граждан, в общем, как реализацию конституционного права граждан на объединение, шире, чем понятие общественных объединений в гражданско-правовой сфере.

1Закон Республики Казахстан "О политических партиях" от 2 июля 1997 года.

2Закон Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" от 15 января 1992 года.

3Закон Республики Казахстан "О профессиональных союзах" от 9 апреля 1993 года.

4Закон Республики Казахстан "Об общественных объединениях" от 31 мая 1996 года.

5Закон Республики Казахстан "О некоммерческих организациях" от 16 января 2001 года

э|е $ 5|с $ $

Макала азаматтар элеуметтж-экономикальщ, медени, рухани, саяси жене езге де мудделерш icKe асыратын когамдык; б1рлеетжтердщ мэртебесш кукьщтык; реттеу мэселелерше арналган.

Article is dedicated to questions of the legal regulation of the status of the public associations, through which people realize social-economic, cultural, spiritual, political and other interests.

СманА.С1

ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, доцент АГУ при Президенте РК, к. ю. н.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ ПО ОБЫЧНОМУ

ПРАВУ КАЗАХОВ

Основой изучения правового статуса личности в досоветский период развития Казахстана могут служить источники обычного права казахов. Рассматривая историю обычного права казахов можно отметить, что оно оставалось важнейшим источником права, несмотря на то, что после присоединения Казахстана к России стали активно проникать нормы имперского законодательства, Н.С. Ахмето-ва определяет обычное право казахов как совокупность норм, которые не устанавливаются органами

государственной власти, а вырабатываются в течение длительного времени в какой-либо общественной среде и становятся юридическими, получив закрепление тем или иным способом со стороны органов государственной власти, обеспечивающей своей принудительной силой их соблюдение и включающей в него обычай (адат или зан), практику суда биев, положения съезда биев1.

Обычное право казахов как основной источник указанного времени вбирает в себя идеологические

установки и политические позиции правящих сил, отражает исторический и правовой опыт стран, особенности культуры, менталитета населения и ряд иных факторов.

Современное понимание правового положения личности включает правовую связь лица с государством или гражданство (подданство), права, свободы, обязанности личности. Если исходить из данного понимания существа вопроса, то необходимо рассмотреть права, свободы, обязанности людей на основе норм обычного права казахов, предусмотренного в письменных источниках российских авторов.

Одной из письменных работ является, сохранившее значение до настоящего времени, «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» А.И. Левшина, изданное в трех частях в 1832 году.

Работа А.И. Левшина была вызвана усилением интереса царской России к истории Казахстана и его общественным отношениям. В 20-х годах в Среднем и Младшем жузах царским правительством были проведены крупные реформы, которые уничтожили ханскую власть и положили начало ликвидации политической независимости Среднего и Младшего жузов. Росла заинтересованность царской России в своей новой колонии как источнике сырья и рынков сбыта и в транзитных путях к странам Востока. Задача освоения царизмом Казахстана требовала всестороннего освещения географии, истории и этнографии казахов, что и было сделано Левшиным в трех частях его работы. Для нашего исследования особый интерес вызывают определенные извлечения из глав 12 и 14 части 3 работы Левшина, относящиеся к обычному праву казахов. В главе 14 Левшин приводит описание законов хана Тауке, которые относятся к концу 17 века. Описание Левшиным законов хана Тауке является наиболее полным описанием по сравнению со всеми сохранившимися источниками. Конечно, нельзя сказать , что описание жизни казахского народа является объективным, так как царская администрация хотела завершить завоевание казахского народа и представить процесс завоевания как «богоугодное дело».

Основные положения, предусмотренные в данных описаниях Левшина, посвящены избирательному праву казахов. Так, глава 14 «Образ управления и законы» предусматривает, что причины, на которых основываются выборы Начальников Киргизских, суть: доказанная опытом способность вникать в разбирательство тяжб и правосудие; многочисленность семейства, дающая повелителю возможность подкреплять волю свою силою родственников; богатство и происходящая от него щедрость; старость лет, естественным образом внушающая уважение и служащая почти первым правом на отличие там, где не умеют еще отдавать справедливость каче-

ствам ума и сердца; и какие-нибудь чрезвычайные подвиги в общенародных делах или войне. В Ханы избирают только Султанов, которых достоинство... есть наследственное. Все прочие Начальники могут быть, и часто бывают, из простого народа. Происхождение, в этом случае, не уменьшает власти их. Как бы ни была бела кость Ханского потомка, но если он умом, богатством или другими качествами, не составил себе значительного числа приверженцев, то голос его не делает перевеса в Собраниях народных.2

Таким образом, избрание Главы государства осуществлялось на народном собрании.

Как проходил этот процесс описывает А.И. Левшин: «Собрания, о которых здесь упоминаем, бывают очень часто. В делах маловажных они составляются из родственников, приятелей и соседов. При совещаниях-же о предметах, относящихся до целого народа или поколения, они примают вид Сеймов. Тут же являются все родоначальники, батыры, богачи и старейшины с толпами любопытных. Сильнейший или почетнейший открывает заседание предложением дела; потом начинаются толки, рассуждения, предложения и споры, которые по большей части продолжаются несколько дней кряду По вечерам главнейшие Ораторы дают Клиентам своим отчет в занятиях дня, и отбирают их мнения. По утрам все опять собираются в главном Сейме и привозят новые умственные запасы. Наконец, после многих прений, или составляется общее положение, которое немедленно объявляют толпящемуся кругом народу, или члены совета начинают ссориться и разъезжаются по домам, не сделав ничего, кроме шума, а иногда и драки».3

Вместе с этим, А.И. Левшин «не останавливаясь на изысканиях о том, кому принадлежит первенство законодательства Киргиз-Казачьего», излагает лишь краткий его свод, который был введен ханом Таукелем: «сей золотой век... есть царствование знаменитого Хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде Гений, и в летописях Казачьих должен стоять на ряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы»4. Упомянутые здесь А.И.Левшиным законы являются «Жеты-Жаргы» как результат реформ хана Тауке. К сожалению, текст «Жеты-Жаргы» в полном виде до нас не дошел, хотя имелись письменные формы. В основе законов Тауке лежали нормы казахского обычного права. По содержанию «Жеты-Жаргы» состоял из трех частей: первая - древнее казахское обычное право или законы Касым хана; вторая часть называлась законы Есим хана; третья - законы самого Тауке хана.

«Жеты-Жаргы» состоял из норм обычного права и норм шариата. Большое место в «Жеты-Жаргы» занимал вопрос об урегулировании землепользо-

вания и земельных отношений. Тауке хан закрепил районы кочевий между родами, но, вместе с этим, хан оставил за собой право распоряжаться пастбищами. В 1882 году И.А.Козлов, младший чиновник особых поручений, служивший в Акмолинском областном управлении секретарем областного статистического комитета, опубликовал статью «Обычное право киргизов», в которой указал, что:

76. Земли, занимаемые киргизами, считаются государственными и предоставлены им в общественное пользование.

77. Они делятся на зимовью стойбища (кыстау) и летние кочевья (джайляу).

78. Пользование теми и другими основано на родовом праве.

79. Распределение земли между хозяйствами производится съездом выборных, соразмерно количеству скота в каждом хозяйстве.

80. Нестясняемое пользование землей обеспечивается подпискою соседних землевладельцев. Кроме того, для предупреждения споров из-за урочищ, ставятся условные знаки на границах их.

81. Всякие поземельные споры решаются выборными, которые для доказательства действительной принадлежности земли прибегают иногда к присяге тяжущихся сторон.5

Таким образом, через принятие правового документа «Жеты-Жаргы» были урегулированы земельные отношения казахов, которые можно определить, как отсутствие частного права на землю и коллективные права на землю, как основной формы собственности.

Одним из базовых прав, предусмотренных обычным правом казахов, являются нормы, позволяющие их определять как право на участие в управлении государством. Так, А. Левшин определяет их как собрания и пишет, что «собрания, о которых здесь упоминаем, бывают очень часто. В делах маловажных они составляются из родственников, приятелей и соседов. При совещаниях - же о предметах, относящихся до целого народа или поколения, они принимают вид Сеймов. Тут же являются все родоначальники, Батыри, богачи и старейшины с толпами любопытных. Сильнейший, или почетнейший открывает заседание предложением дела: потом начинаются толки, рассуждения, предложения и споры, которые по большей части продолжаются несколько дней сряду. По вечерам главнейшие Ораторы дают Клиентам своим отчет в занятиях дня и отбирают их мнения. По утрам все опять собираются в главном Сейме и привозят новые умственные запасы. Наконец, после многих прений, или составляется общее положение, которое немедленно объявляют толпящемуся кругом народу, или члены совета начинают ссориться, и разъезжаются по домам, не сделав ничего, кроме шума, а иногда и драки».6 Данное описание А. Левшина характеризует форму демократии в виде непосредственного и опосредо-

ванного решения важных государственных вопросов, а также вопросов, имеющих местное значение. Необходимо заметить, что упоминаемые А.Левши-ным «Ораторы», являлись своего рода «лоббистами» и выполняли функцию продвижения тех или иных государственных решений.

Большое место в «Жеты-Жаргы» занимали нормы, характеризующие правовое положение женщины. В истории семьи и брака у казахов одним из важных вопросов является положение женщин в семье. Многие источники, отмечая бесправность женщин-казашек в общественной жизни, вместе с тем указывали на свободу и самостоятельность женщин казахской степи в сравнении с женщинами других народов Средней Азии. Е. Марков писал, что «у редких цивилизованных народов женщина пользуется таким огромным значением и уважением, каким пользуются среди киргизов их жены и матери. Они никогда не закрывают своего лица..., пользуются наравне с мужчинами правом свободно смотреть на других и показывать самих себя. В общественных и семейных делах им принадлежит решающий или во всяком случае очень важный голос...".7

Но правовые нормы, связанные с формами брака, многоженства, уплаты калыма, ставили женщину в подчиненное положение, а действующие патриархально-феодальные отношения устанавливали господство мужчин и имущественное неравенство в казахском обществе.

Так, согласно А. Левшину «.. .Киргизы соблюдают многоженство. Число жен однако же редко соответствует у них желаниям мужей, потому что они приобретают их покупкою, которая называется калым и возрастает с количеством жен так, что вторая стоит дороже первой, третья дороже второй, и так далее...

Первое основание брака составляет условие о числе калыма и срок уплаты онаго. Когда условие сделано, то Мулла освящает его, трижды вопрошая отцов или родных жениха и невесты: согласны ли они соединить своих детей? - и читая молитвы о благоденствии будущих супругов, при свидетелях или посредниках, избираемых для решения споров, которые в последствии времени могут возникнуть между договаривающимися сторонами. Сговор сей заключается каким-нибудь пиршеством, приглашением гостей и разными забавами.

Потом жених или отец его начинают выплачивать калым, а отец невесты приготовляет ей приданое, какое желает или какое обещался дать. Пока калым не выплачен, свадьба не совершается...

Сколько бы жен Киргиз не имел, всякая из них, при малейшем его достатке, живет в особой кибитке или юрте; потому-то и полагается правилом, что невеста должна в приданом своем непременно иметь кибитку...».8

Корни многоженства кроются не в мусульманской религии, а связаны с установлением господ-

ства мужчин и возникновением имущественного неравенства в обществе. Особенностью обычного права казахов является то, что его нормами не ограничено количество жен, как в нормах шариата. Также определялось, что старшей жене (байбише) оказывают особое уважение и послушание. «Старшая, или первая жена называется байбича (богатая жена); она одна настоящая хозяйка дома. Если бы муж и не любил ее; но он обязан иметь к ней уважение, и внушать оное прочим женам своим, которые между тем, будучи все равны, не имеют никаких друг перед другом преимуществ, и находятся в некоторой зависимости от байбичи. Впрочем, приданое их не мешается, и всегда остается принадлежащим той, за которою получено. Осторожные мужья даже и скота жен своих никогда не смешивают в одном стаде. Обыкновение сие введено для того, чтобы имущество матери доставалось только ее собственным, а не другим детям ее мужа. Байбича может оставить мужа, если имеет к тому важные причины, и возвратиться к родным своим; младшие жены не могут сделать того же».9

Необходимо отметить, что в отличие от норм шариата возможно было прекращение брака, обособление имущественных прав жены, «36. Брак прекращается или разводом супругов, или расторжением брака, или смертью одного из супругов. 37. Основанием для развода супругов служат:

а) взаимное соглашение супругов. Муж предоставляет жене право выйти замуж за другого с тем, чтобы последний уплатил ему калым с убытками.

Примечание: Предоставляемое право облекается в форму юридического акта, называемого талак-ка-газ (разводная бумага). Если жена уходит к своему отцу, то последний возвращает Уг калыма при получении дочери, а другую - по выходе ее замуж;

б) согласие мужа на просьбу жены дать ей разводную бумагу за известный выкуп или за приданое;

в) нежелание мужа иметь жену, которую он уступает иногда другому за условленный калым;

г) если калым не уплачен, то жена имеет право оставить мужа;

д) неуважение и непочтительность жены. Отпуская жену, муж снабжает ее частью приданого, надевает на нее халат и садит на лошадь;

е) прелюбодеяние жены. Приданое остается у мужа.

Примечание: При дозволении жене разойтись с мужем ей дается иногда судом срок (от 10 до 30 дней), в течение которого она непременно должна выйти замуж за кого-либо, и если не выйдет, то должна остаться у прежнего мужа.

38. Брак расторгается:

а) по бедности мужа; если жена жалуется, что муж не в состоянии содержать ее;

б) по физической неспособности мужа; жене предоставляется право выйти замуж за деверя или за другое лицо;

в) по несовершеннолетию супругов;

г) по жестокому обращению мужа.

Примечание: По означенным причинам жене

предоставляется судом право к выходу замуж по ее усмотрению с тем, чтобы будущий муж ее уплатил бывшему калым. Приданое идет за женою.

39. Прежде у киргизов строго соблюдался обычай наследования жен; по смерти мужа старший брат его обязан был жениться на его вдове. В настоящее время этот обычай потерял значительную часть своей обязательности, и хотя вдова остается у родственников покойного мужа, но никто из них не смеет принуждать ее к выходу замуж ни за себя, ни за другого. Если вдова бездетна и не желает быть женою своего деверя, то ей выделяется часть имущества; если у неё есть дети, то она наследует все имущество покойного мужа.

40. Если вдова выходит замуж за однородца, то последний платит деверю от ат-чопана до тогуса как бы за бесчестие его тем, что она предпочла ему другого; если же она выходит замуж за чужеродца, то лишается своего приданого, остающегося у родственников ее покойного мужа, к которым поступают под опеку и несовершеннолетние дети ее вместе с принадлежащим им скотом».10

Таким образом, имущественные права супругов были регламентированы детально и данные источники указывают на обособленность имущества жены как при совместном проживании, так и при разводе.

В целом, «Жеты-Жаргы» предусматривал наказания за различные виды уголовных преступлений: личная ответственность или выплата штрафа в форме откупа скотом, а также регулировал виды уголовных преступлений и наказаний и некоторые семейно-брачные отношения.

На наш взгляд, особый интерес представляют документы по казахскому обычному праву и положения на них Омского Временного комитета 1824 года.11 В 1823 году по распоряжению генерал-губернатора Западной Сибири в Омске был утвержден Временный комитет, который начал свою работу по составлению обычаев казахов Западной Сибири. В этой работе принимали участи русские чиновники, казахские старшины, муллы, бии. Эти материалы, составленные на национальном языке и подтвержденные подписями и тамгами с замечаниями комитета, были представлены в Сибирский комитет, ведавший управлением всего Сибирского края. В начале 1838 года они были переданы во второе отделение «собственной его Императорского Величества канцелярии». Сенатор Губе, состоявший при главноуправляющем вторым отделением, приказал сделать с них копии для личного использования с дальнейшей целью издать их, если они правительством не будут изданы. В дальнейшем, подлинников материалов с переводами на русский язык не оказалось в делах канцелярии. Копии, со-

храненные сенатором Губе, были им переданы библиотеке юридического факультета Варшавского университета и опубликованы в 1876 году профессором Самоквасовым в его книге «Сборник обычного права сибирских инородцев».12 Публикация Самоквасова в главе «Обычаи киргиз» ограничивается лишь публикацией самих статей обычного права казахов. Впервые записи правовых обычаев казахов с заключением на каждую статью Омского особого комитета были найдены известным казахстанским ученым Л.В. Дюковым в Ленинградском государственном архиве.

Не затрагивая достоверности опубликованных в прошлом материалов, только отметим, что они представляют для нас научный интерес с точки зрения их изучения. Можно также отметить, что ранее эти документы в Казахстане не были опубликованы и не подвергались анализу. Поэтому для нас они представляют большой научный интерес.

Особенностью этого документа является то, что представлены нормы обычного права казахов, а также комментарии к ним Омского комитета. Это было сделано, чтобы провести анализ и приспособить нормы обычного права к законодательству царской России.

Данные материалы состоят из 9 разделов. Первый раздел «О богопочитании» регулирует отношения, возникающие со свободой вероисповедания. Необходимо отметить, что обычное право строго регулировало право вероисповедания казахов: не принималась никакая вера, кроме мусульманской, и даже пункт 8 этого раздела предусматривал следующее:

«8. Ежели кто из роду Киргизского примет христианскую веру, то того не только лишают права наследства и на собственное его имение, оставшееся у киргизов; но буде кто из них прежде принятия христианской веры пойман будет с точным намерением креститься, должен по закону лишиться живота за поругание закона.»

Таким образом, право регулировало сложившиеся общественные отношения в религиозной сфере, закрепив право на вероисповедание только мусульманской религии.

Необходимо отметить, что предполагаемые наказания за совершение преступлений против религии были различны: общественное порицание, выплата штрафа, смертная казнь. В материалах по казахскому обычному праву отмечено, что «кто христианина склонит в киргизское вероисповедание, тот причитается с правоверными в Царстве небесном».13

Процедура рассмотрения дел предусмотрена таким образом, что «Суд составляется из одного почетного Бия, имеющего преклонные лета, а оный уже собирает тоже достойных до 6 человек Киргизов, все они разбирают дело и советуются, но Бию как председателю дают первенство в суждении и тем решаются какие бы то ни было дела»14. Она

установлена в разделе 2 «О суде и судиях». Остальные разделы устанавливают наказания, имеющие уголовно-правовой характер. Так, к примеру, разделы о свидетелях, о смертном «убивстве» и тому подобных преступлениях, так же о драке и обидах, о упуске и укрывательстве преступников, о зажи-гательстве, о воровстве и грабеже, по исковым делам.

Таким образом, можно констатировать, что нормами обычного права казахов в большей части регулировались, прежде всего, брачно-семейные отношения, отношения собственности, по большей части связанные с собственностью на скот, некоторые гражданско-правовые отношения, связанные с порчей имущества, предметов, вещей, наследования и уголовно-правовые отношения по преступлениям за воровство, барымту, причинение телесных повреждений и т.п., а также вопросы судопроизводства.

Большой практический интерес представляет «Описание киргизских обычаев, имеющих в Орде силу закона» или материалы по казахскому обычному праву, собранные чиновником по особым поручениям Д-Андре в 1846 году.15 К достоинствам записей Д-Андре как источника для изучения казахского обычного права относится то, что он, опросив множество лиц, собрал довольно обширный правовой материал. Главная же ценность этого материала заключается в том, что материалы Д-Андре были собраны в степи и непосредственно у знатоков казахского адата - биев и аксакалов, которые подтвердили их своими подписями и тамгами.

Д-Андре представил богатый по содержанию, подробный материал, в котором многие вопросы казахской правовой жизни освещаются по новому, как, например, вопрос о туленгутах, правовое положение рабов, права и преимущества представителей белой кости, о налогах и сборах на основании правил шариата, о различных видах промыслов и др.

О судопроизводстве сказано, что все дела, требующие суда и расправы, в орде производятся преимущественно биями как главными представителями народного права.

Бий-судья по назначению своему обсуждает дело, удовлетворяет каждого обиженного или наказывает преступника, не отдавая отчета никакой другой власти кроме собственной своей совести, без всякого сомнения, может занимать место в орде, не доступное быть может и для самих султанов, поэтому не сила власти или богатства заставляет ордынцев прибегать к разбирательству бия, но собственное влечение искать человека, избранного самим народом для общего своего блага.

Природный ум, особые душевные качества с присоединением к тому опытности и примерной приветственное™ есть качества и вместе с тем до-

стояние, посредством которых бий может иметь право носить это почетное имя.

Не всегда суд и расправа биев основаны на правилах, изложенных в Алкоране, и на толкованиях последователями магометан. Подобные правила не во всех случаях удобоприменяемы к киргизскому народу. При решении тяжб или споров, основываясь на обычаях, бий прибегает и к собственному своему уму и опытности - качествам, сделавшим его известным в целом народе.

а) Число биев в народе неопределенно, а по сему бий может обсуждать дела каждого ордынца, к какому бы роду или отделению сей последний не принадлежал.

в) Звание бия не наследственное, с) Бий соединяет в себе права казыя, Муллы и, некоторым образом, власть султана в том отношении, что ни род претензии, ни важность преступления не могут препятствовать ему в своему суде. Главная обязанность его - водворять и поддерживать в аулах спокойствие немедленным разбирательством жалоб и, через это, прекращать распри в самом их начале, не давая времени вражде или продолжительному спору.

д) Кроме всеобщего уважения бий никакими особыми правами или привилегиями в Орде не пользуется.

Каждый ордынец или ордынка, ищущие Суда, имеют во всякое время право обращаться к Бию со своими жалобами.

а) Выбор бия для разбирательства дела предоставляется самим претендентам.

Все эти источники свидетельствуют о том, что нормами обычного права казахов регулировались отношения, возникающие по поводу семейно-брач-ных отношений и уголовно-правовых отношений.

1 Ахметова Н.С. Обычное право казахов в 18 и первой половине 19 века. Алматы, 1997., С.3-18.

2 Материалы по казахскому обычному праву Алматы, 1998. С. 21-22.

3 Там же. С. 22.

4 Там же. С. 22.

5 Материалы по казахскому обычному праву: Сборник 1., Алматы., 1998., С. 318-319.

6Левшин А. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсац-ских орд и степей. Материалы по казахскому обычному праву. Сборник 1. Алматы, 1998. С.22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

78 Марков Е. СПб, 1889., С. 88.

9Левшин А. Там же. С. 27-31.

10 Левшин А. Там же. С. 31.

11 Там же. А Козлов. С. 313-315.

12 Смю Материалы по казахскому обычному праву. Сборник. Алматы, 1998.

13 Самоквасов. Сборник обычного права сибирских инородцев. Обычаи киргизов. Варшава, 1876.

14 См. там же. С. 38.

15 См. там же С. 38.

16 См. там же С. 157, 164.

Макала К,азак;станньщ революцияга дешнп г^рыптык; кукыгында кезделген тулганыц кукьщтьщ мэртебесше арналган.

Article is dedicated to the legal status of person, provided by common laws in prerevolutionary Kazakhstan

Каше в З.Г

к.юл., профессор

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ В КОНТЕКСТЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СТРАНЫ

Как известно, в мартовском 2006 года Послании Президента Республики Казахстан Главой государства одним из действенных шагов на пути вхождения нашей республики в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира названа амнистия капиталов и имущества, находящихся за пределами легального оборота. Для реализации этого замысла принят и вступил в действие Закон «Об амнистии в связи с легализацией имущества», а также создан соответствующий организационно-правовой механизм его исполнения.

Задача по амнистии физических и юридических лиц, скрывающих имущество от налогообложения, поставленная Президентом страны, обусловлена рядом причин стратегического характера. К ним следует отнести необходимость увеличения темпов экономического развития страны в региональном и общемировом масштабе, дальнейшего укрепления политической стабильности в нашем обществе, усиления правовых и экономических институтов на данном этапе укрепления государственности Казахстана с учетом поставленной в названном Послании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.