Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС АЗОВО-КЕРЧЕНСКОЙ АКВАТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС АЗОВО-КЕРЧЕНСКОЙ АКВАТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
акватория / статус / правовое положение / Конвенция / международно-правовой статус / water area / status / legal status / convention / international legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спильная В.В.

Цель настоящей статьи заключается в определении особенностей правового статуса одной из водных акваторий Российской Федерации – Азово-Керченской акватории. Проведение специальной военной операции на территории Украины, в том числе в водной акватории, привели к тому, что на сегодняшний день возникают ситуации, связанные с правовым статусом Азово-Керченской акватории и нахождением в ней судов различных государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF THE AZOV-KERCH WATER AREA OF THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of this article is to determine the features of the legal status of one of the water areas of the Russian Federation – the Azov-Kerch water area. The conduct of a special military operation on the territory of Ukraine, including in the water area, has led to the fact that today there are situations related to the legal status of the Azov-Kerch water area and the presence of vessels of various states in it

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС АЗОВО-КЕРЧЕНСКОЙ АКВАТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Отсутствие государственной регистрации маломерных судов приводит к тому, что люди без соответствующей подготовки и навыков могут управлять такими судами, что в свою очередь увеличивает риски аварий и происшествий. Кроме того, отсутствие регистрации может затруднить поиск и спасение в случае аварий на воде, а также усложнить процесс выявления и пресечения нарушений правил плавания. В первую очередь это относится к каякам, каноэ, гребным и надувным лодкам, яхтам малых размеров.

По мнению автора, для использования судов, управление которыми не требует прохождения специального обучения, следует ввести бесплатный онлайн курс, обучающий основам эксплуатации таких судов, технике безопасности, навигации на воде, по прохождению которого следует выдавать сертификат (в электронном виде).

Таким образом, использование в России маломерных судов без получения разрешения на управление ими является актуальной проблемой, поскольку их эксплуатация представляет угрозу безопасности людей на воде.

Пристатейный библиографический список:

1. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

2. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ.

3. Приказ МЧС России от 30 сентября 2020 г. № 732 «Об утверждении Правил пользования пляжами в Российской Федерации». Официальный сайг МЧС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/74823253 (дата обращения: 04.04.2023).

4. ГОСТ Р 55698-2013. Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71346774. (дата обращения: 04.04.2023).

5. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/dokumenty/5946 (дата обращения: 04.04.2023).

6. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/dokumenty/5304 (дата обращения: 04.04.2023).

7. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/dokumenty/4602 (дата обращения: 04.04.2023).

Для цитирования: Спильная В.В. Правовой статус Азово-Керченской акватории Российской Федерации / ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» // Океанский менеджмент. 2023. № 3(21). С. 24 - 27.

Спильная В.В.

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

Юридический институт, Бакалавриат

ПРАВОВОЙ СТАТУС АЗОВО-КЕРЧЕНСКОЙ АКВАТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Цель настоящей статьи заключается в определении особенностей правового статуса одной из водных акваторий Российской Федерации - Азово-Керченской акватории. Проведение специальной военной операции на территории Украины, в том числе в водной акватории, привели к тому, что на сегодняшний день возникают ситуации, связанные с правовым статусом Азово-Керченской акватории и нахождением в ней судов различных государств.

Ключевые слова: акватория, статус, правовое положение, Конвенция, международно-правовой статус

LEGAL STATUS OF THE AZOV-KERCH WATER AREA OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The purpose of this article is to determine the features of the legal status of one of the water areas of the Russian Federation - the Azov-Kerch water area. The conduct of a special military operation on the territory of Ukraine, including in the water area, has led to the fact that today there are situations related to the legal status of the Azov-Kerch water area and the presence of vessels of various states in it.

Keywords: water area, status, legal status, convention, international legal status

Азово-Керченская акватория является стратегически важным объектом для России и развития прибрежных территорий. Азовское море — это внутреннее море Российской Федерации.

В 2008 году между Российской Федерацией и Украиной была достигнута договорённость и позднее в 2013 году заключено межправительственное Соглашение о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. В 2014 году в связи с переходом Крыма в состав Российской Федерации действие такого соглашения было приостановлено.

Российская Федерация в период с 2016 по 2019 год собственными усилиями возвела Крымский мост, ставший транспортной магистралью, соединившей полуостров с остальной территорией России [3].

События 2014, 2022 года существенным образом повлияли на правовой статус Азово-Керченской акватории [7]. В феврале 2022 года в состав Российской Федерации вошли новые субъекты.

В этом аспекте для России стало важно обеспечение национальной безопасности на своей территорий, в том числе морского порта Мариуполь и их водных акваторий.

В 2014 году в период перехода Крыма из состава Украины в состав Российской Федерации функционирование порта Керчь было приостановлено, однако оно быстро возобновилось. В 2022 году порты, ранее принадлежавшие украинской стороне и расположенные в Бердянске и Мариуполе, были закрыты в связи с проведением специальной военной операции. В настоящее время идет процесс восстановления системы судоходства через такие порты с учетом геополитической ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что украинская сторона потеряла выходы к Азово -Керченской акватории. Однако с юридической точки зрения между народно-пра во во й статус такой акватории не оформлен.

В настоящее время правовое положение Азово -Керченской акватории определяется рядом между народи ы\ нормативных актов, среди которых:

— договор, закрепляющий государственную границу между Украиной и Россией [4];

— договор, который направлен на сотрудничество двух стран в использовании Азовского моря и Керченского пролива [5].

В 2018 году украинская сторона отказалась от сотрудничества с Россией в рамках ранее заключённого соглашения.

Основным нормативным актом, который регулировал вплоть до 2019 года отношения между Украиной и Россией стал Договор о сотрудничестве, который был направлен на стратегическое партнерство двух государств. В рамках действия данного документа стороны договаривались о развитии Азово-Черноморского бассейна и судоходства в данной акватории, обеспечения транспортировки грузов и пассажиров водным транспортом и т.д.

В рамках соглашения о государственной границе двух государств статус Азовского моря и Керченского пролива определялся как внутренние воды, принадлежащие двум государствам, что соответствует нормам между народно го права и не наносит ущерба ни одной из сторон соглашения.

В рамках договорных отношений между Россией и Украиной был закреплён правовой статус, как Азовского моря, так и Керченского пролива:

— Азовское море — это исторические воды России;

— регулирование вопросов об использовании акватории Керченского пролива осуществляется сторонами по соглашению.

Договорными отношениями между украинской и российской сторонами был установлен режим использования вод Азовского моря и Керченского пролива в аспекте прохождения по ним торговых суден и военных кораблей обеих сторон соглашения и третьих государств. Так, согласно статье 2 Договора было установлено, что [8]:

Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.

Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт, или возвращаются из него.

Военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной».

Таким образом, действующими международными договорами Российской Федерации и Украины определен статус Азовского моря и Керченского пролива как исторические внутренние воды двух государств. На момент заключения и ратификации договоров и до настоящего времени разграничение линией государственной границы Азовского моря и Керченского пролива Сторонами не производилось, предполагалось сделать это отдельным соглашением или несколькими соглашениями [11].

Акватория Азовского моря географически относится к внутренним морям, расположена в сторону берега от исходной линии территориального моря. Внутренние воды входят в состав территории государства, на них распространяется государственный суверенитет. В статьях 4 и 67 Конституции РФ указывается, что суверенитет страны распространяется на всю территорию государства, включая внутренние воды [2].

Поскольку и украинской, и российской сторонами ратифицирована Конвенция по морскому праву [1], можно сделать вывод о том, что международные договорные отношения составляют часть национальной правовой системы, как России, так и Украины.

Однако, более верным можно считать определение правового статуса Азово-Керченской акватории, приводимое в Договоре о сотрудничестве между Россией и Украиной, где такая акватория признаётся внутренними водами обоих государств с позиции исторически сложившейся ситуации.

Статус внутреннего моря, который приобрело Азовское море после официального вхождения Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав РФ, позволяет

России полностью контролировать режим судоходства в этой акватории, а также правила рыбной ловли и экологическую безопасность.

Все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов [6].

Лишившись после 2014 года свободного прохода военных судов через Керченский пролив, Украина не отказалась от военного освоения акватории Азовского моря, в том числе с помощью партнеров из НАТО. Так, обсуждался вопрос создания с помощью Великобритании военной базы в порту Бердянска (Запорожская область).

Верховная рада Украины денонсировала все договоры о сотрудничестве с Россией по использованию Азовского моря и Керченского пролива. Договор о военно-морском сотрудничестве в Черном море также был расторгнут [10].

Вхождение Крыма в состав России принципиальным образом изменило ситуацию в Азовском море, т.к. Россия получило право контроля судоходства в Керченском проливе.

В связи с проведением специальной военной операции Российская Федерация призвана обеспечить безопасность своих границ, в том числе в водной акватории страны, к которой относится Азово-Керченская акватория. Так, с 3 марта 2023 года на территории порта Керчь капитаном порта введён второй уровень обеспечения безопасности в связи с возможными диверсиями с украинской стороны [9]. Аналогичные распоряжения действуют во всех портах Российской Федерации в акваториях Черного и Азовского морей.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

Азово-Керченская акватория — это внутренние воды Российской Федерации и именно российская сторона после вхождения новых субъектов в ее состав регулирует вопросы судоходства через Керченский пролив в Азовское море.

В настоящее время Российская Федерация предпринимает все усилия по обеспечению морской безопасности, вводя на таких территориях особые режимы готовности, в некоторых случаях прибегают к ограничению судоходства, выходу в море отдельных видов суден и прохождения через морские границы страны суден третьих стран.

Сложная геополитическая ситуация, «санкции» в отношении России, специальная военная операция оказали существенное влияние на вопросы определения правового статуса отдельных территорий, которые вошли в состав Российской Федерации после событий 2014-2022 гг. В перспективе под воздействием давления западных политических сил возможны судебные процессы относительно определения принадлежности и разделения морских границ в Азовском и Черном морях между Россией и Украиной.

На территории Российской Федерации все морские порты имеют статус портов федерального значения в силу того, что водная акватория таких портов является собственностью государства. Для России морские порты — это стратегически важные объекты. И обеспечение безопасности играет важную роль в развитии системы морских портов. При этом порты выполняют функции, связанные с осуществлением государством таможенной политики, пограничной политики, торговой политики.

Пристатейный библиографический список:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву ([МСЬОБ) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // https://www.consultant.ru/дaтa обращения: 10.04.2023.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Российская газета. № 7. 21.01.2009.

3. Международное морское право: публичное и частное: учебник / под ред. Д.К. Лабина и В.Н. Коваля. - М.: Кнорус, 2023. - 412 с.

4. Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе" от 22.04.2004 № 24-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства РФ. 26.04.2004. № 17, Ст. 1591.

5. Федеральный закон "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной" от 02.03.1999 № 42-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 08.03.99. № 10. Ст. 1159.

6. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. №31. Ст. 3833.

7. Васильев С.А. Международно-правовые меры обеспечения безопасности судоходства // Московский журнал международного права. 2021. № 1. С. 81-88.

8. Пояснительная записка "По вопросу о ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г.// https://www.consultant.ru/, дата обращения: 10.04.2023

9. Распоряжение капитана морского порта г. Керчь от 03.03.2023 №сс-18-р «Об установлении на объекте транспортной инфраструктуры «Акватория морского порта Керчь» уровня безопасности №2» // https://bsamp.ru/images/29-f531489a85ae71c9c09b95bleled5419.pdf, дата обращения: 10.04.2023.

10. Скаридов А. С. Военная и правоохранительная деятельность в контексте применения вооруженных сил для охраны государственнойграницы на море // Океанский менеджмент, №2. - 2019. - С. 1-26.

11. Годованик ЖВ. Национальные интересы Российской Федерации в мировом океане: правовая характеристика // ЬехЯшзюа (Русский закон). 2023. Т. 76. №4 (197). С. 18-29.

»1 (> >)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.