Чуклина Элена Юрьевна
младший научный сотрудник ФГБУН «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук», [email protected]
КВОПРОСУ
О ДЕЛИМИТ ЦИИ ГР НИЦ ЗОВСКОГО МОРЯ*
УДК 341.1/8
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению некоторых проблем определения границ в Азово-Керченской акватории. В результате изучения существующих договоренностей и разногласий сделан вывод о том, что ключевая роль в сфере делимитации Азовского моря может перейти к Международному трибуналу ООН по морскому праву.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Азовское море; Керченский пролив; делимитация; морские границы.
© Чуклина Э.Ю., 2018
Азово-Керченская акватория представляет значимость для России как в стратегическом, так и в геополитическом аспектах. В данном регионе остро стоит вопрос о разграничении прав сопредельных государств на морские живые ресурсы, месторождения нефти и газа, свободу судоходства, включая военное мореплавание. Регулирование вопросов делимитации морских границ и соответственно распределение природных ресурсов между заинтересованными государствами должно осуществляться согласно нормам международного права. Так, в ст. 12 и ст. 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. [9], в ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. [8] содержатся базовые нормы о делимитации территориального моря и прилежащей зоны между государствами. По умолчанию ни одно из примыкающих государств «не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ проекта № 18-05-80043 «Опасные природные явления и социальные процессы в Причерноморье, Приазовье и Прикаспии: проблемы взаимозависимости и взаимной обусловленности».
К ВОПРОСУ О ДЕЛИМИТАЦИИ ГРАНИЦ АЗОВСКОГО МОРЯ
87
срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств».
На I Конференции по морскому праву 1958 г. была принята норма, получившая закрепление в Конвенции 1958 г., согласно которой к внутренним водам относятся заливы с шириной входа не более 24 морских миль, если их берега принадлежат одному государству. В том случае, если берега принадлежат двум и более государствам, то режим их вод решается этими государствами по взаимному согласию, с учетом законных интересов других государств [1, с. 85].
Ранее Азовское море рассматривалось как внутренние воды СССР, что было зафиксировано в подготовленном Секретариатом ООН Меморандуме 1957 г. [7, с. 345]. Поэтому проблемы определения правового статуса Азовского моря и делимитации его границ возникли после распада СССР. Существовало два варианта решения проблемы: 1. Сохранить существовавший в период СССР статус Азовского моря как внутренних морских вод. 2. Разделить и регламентировать режим пользования в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
В 1995 г. Украина направила в адрес МИД РФ ноту с предложением заключить договоры о правовом статусе Азовского моря и судоходстве, а также о правовом статусе Керченского пролива.
Переговоры между Украиной и Россией длились долго, поскольку стороны не могли договориться по принципиально важным положениям. Российская сторона предлагала сохранить за Азовским морем и Керченским проливом статус внутренних вод двух государств и заключить единое соглашение относительно их статуса. Украина настаивала на разграничении акватории между государствами, причем с передачей Керченского пролива под юрисдикцию Украины на основании правопреемственности в соответствии с якобы существовавшим административным делением границ между РСФСР и УССР [14].
После длительных переговоров был заключен первый межгосударственный Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной гра-
нице от 28.01.2003. Однако в данном договоре четких положений относительно статуса и делимитации Азовского моря и Керченского пролива предусмотрено не было. В ст. 5 отмечалось лишь то, что урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам, осуществляется по соглашению между сторонами в соответствии с международным правом, и ничто в договоре не наносит ущерба позициям РФ и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств [5].
Более подробная регламентация была осуществлена в Договоре между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24.12.2003 (далее — Договор 2003 г.) [6].
Договор 2003 г. установил следующие положения: 1) Азовское море и Керченский пролив объявлены исторически внутренними водами РФ и Украины; 2) Установлена свобода судоходства торговых и военных судов и иных государственных судов под флагами РФ и Украины; 3) Предоставляется право прохода торговых судов под флагами третьих стран, если они направляются в порт РФ или Украины либо возвращаются оттуда; 4) Военные корабли и другие государственные суда третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт РФ или Украины по приглашению одной из сторон или разрешению, согласованному с другой стороной.
Очевидно, что в данном договоре нашла отражение позиция России относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива.
Признание Азовского моря внутренними водами означает распространение на него суверенитета прибрежного государства так же, как и на сухопутной территории без всяких исключений. Правовой режим внутренних вод определяется национальным законодательством государства, в отличие от территориальных вод здесь не действует право мирного прохода иностранных судов [11, с. 517]. В России основным законом, регламентирующим режим внутренних морских вод, является Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [15].
88
Э.Ю. ЧУКЛИНА
Противоречия между Украиной и Россией касались не только определения правового режима Азово-Керченской акватории, но и делимитации морских границ. Так, в 1999 г. Министерство иностранных дел Украины направило официальную ноту, уведомляющую о проведении в одностороннем порядке «линии охраны государственной границы в Азовском и Черном морях и Керченском проливе». Российская сторона справедливо расценила данный поступок как нарушение общепризнанного принципа международного права, предписывающего разграничение сухопутных и морских пространств между сопредельными государствами путем заключения соглашений.
В преамбуле Договора 2003 г. указано, что разграничение границ Азовского моря должно проводиться по Соглашению между РФ и Украиной. Однако к текущему моменту такое соглашение так и не было заключено. В ходе переговоров в 2004-2006 гг. продолжались обсуждения методик определения линий разграничения в Азовском море. В июне 2006 г. в ходе переговоров глава украинской делегации предложил пересмотреть Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива 2003 г. и в полном объеме применять в регламентации Азовского моря Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Данное предложение категорически не устраивало Россию, поскольку его принятие повлекло бы свободу прохода для судов третьих стран, ограничение на ресурсы для РФ и даже повод рассматривать Керченский пролив как международный [4, с. 40]. Так, в соответствии с Конвенцией 1982 г. должна устанавливаться 12-мильная зона территориального моря, в которую на праве мирного прохода могу заходить торговые и военные суда любых государств. В пределах исключительной экономической зоны все страны имеют право пользоваться свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам (ст. 58).
Наконец, 13 июля 2012 года Президенты России и Украины В.В. Путин и В.Ф. Януко-вич подписали совместное заявление о делимитации морского пространства в Азовском и Черном морях. Стороны в очередной раз под-
твердили, что Азовское море — это внутренние воды двух стран, т. е. военные суда третьих стран без согласия России и Украины заходить туда не имеют право, Керчь-Еникальский канал должен эксплуатироваться совместно в интересах двух стран [14]. Однако события 2014 г. и смена власти на Украине приостановили процесс правового оформления границ Азовского моря. В связи с вхождением Крыма в состав субъектов Российской Федерации, Керченский пролив и прилегающий к берегам Крымского полуострова участок Азовского моря попали под национальную юрисдикцию России, что обусловило, в частности, денонсацию четырех российско-украинских соглашений о пребывании Черноморского флота РФ на территории Украины.
Украинскими депутатами дважды (в 2015 и 2018 гг.) вносился в Раду законопроект о денонсации Договора 2003 г. Следует сказать, что разрыв данного соглашения и установление правового режима Азовского моря на основе Конвенции 1982 г. невыгодно и самой Украине. Как замечает военный эксперт В.А. Дандыкин, отказом от достигнутых российско-украинских соглашений и применением к Азовскому морю положений Конвенции 1982 г. украинские власти «фактически запрут свои торговые и рыболовецкие суда» в 12-мильной зоне от Мариуполя до Геническа [8].
В октябре этого года стало известно об еще одной попытке украинского руководства определить границы Азово-Керченской акватории в одностороннем порядке. Средства массовой информации сообщили о том, что Президент Украины П.А. Порошенко поручил правительству разработать и внести в Раду законопроект «о линии разграничения в Черном и Азовском морях, а также в Керченском проливе, которая до заключения двустороннего соглашения будет считаться государственной границей между украинскими и российскими территориальными водами» [13]. Безусловно, такой шаг является прямым нарушением международных норм о делимитации морских пространств между сопредельными государствами.
Таким образом, нерешенный в течение длительного периода вопрос о делимитации Азово-Керченской акватории в настоящее время приобрел более острый характер ввиду обострения политической ситуации. Предпочтительным
К ВОПРОСУ О ДЕЛИМИТАЦИИ ГРАНИЦ АЗОВСКОГО МОРЯ
89
способом разрешения существующих разногласий является достижение договоренностей между российской и украинской сторонами, что в полной мере отвечало бы общепризнанным принципам и нормам международного права. Однако напряженные взаимоотношения между руководствами Украины и России могут стать препятствием в урегулировании спорных вопросов. В этой связи можно сделать предположение о том, что существенное значение в разрешении вопроса о делимитации Азовского моря будет иметь позиция Международного трибунала ООН по морскому праву.
Литература
1. Аверочкина Т.В. «Исторические воды» и «исторические заливы»: проблема определения понятий // Юридическая наука. 2013. № 1. С. 83-87.
2. Васильев В.Я. К вопросу правового статуса Азово-Керченской акватории [Электронный ресурс] // URL: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=62077
3. Гландин С.В. Международно-правовые аспекты договорного раздела Азовского моря [Электронный ресурс] // Морское право. 2007. № 1. URL: http://magazine.sea-law.ru/arkhiv-zhurnala/51-in-ternet-zhurnal-morsko e-pravo-2007g/internet-zhurnal-morskoe-pravo-1-yanvar-fevral-mart-2007g/575-glandin-s-v-mezhdunarodno-pravovye-aspekty-dogovornogo-razdela-dna- azovskogo -morya.html
4. Гудев П.А. Новые риски и угрозы безопасности России в Азово-Черноморском регионе // Пути к миру и безопасности. 2017. № 2 (53). С. 37-45.
5. Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28.01.2003 // Бюллетень международных договоров. 2004. № 7.
6. Договор между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24.12.2003 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 21. 24.05.2004. Ст. 1979.
7. Дорошенко Д.А. Актуальные правовые проблемы Азово-Керченской акватории // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 344-347.
8. «Запрутся в 12-мильной зоне»: последствия разрыва Киевом соглашений с Россией по Азовскому морю обозначил эксперт [Электронный ресурс] // URL: https://rueconomics.ru/330633-zaprutsya-v-12-milnoi-zone-posledstviya-razryva-kievom-soglashenii-s-rossiei-po-azovskomu-moryu- ob oznachil- ekspert
9. Конвенция ООН по морскому праву от 10.12.1982 // Собрание законодательства РФ. № 48. 01.12.1997. Ст. 5493.
10. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29.04.1958 // Ведомости Верховного Совета СССР № 43. 1964 г.
11. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 784 с.
12. Салимгерей А.А. Международно-правовой статус замкнутых и полузамкнутых морей: некоторые актуальные вопросы // Современное право. 2012. № 9. С. 127134.
13. Сухов Д. Порошенко поручил определить морские границы с Россией [Электронный ресурс] // URL: https:// www.kp.ru/online/news/3264304
14. Тихонова С.Н. Международно-правовые аспекты статуса Азовского моря [Электронный ресурс] // URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/34445-mezhdunarodno-pravovye-aspekty-statusa-azovskogo-morya
15. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Российская газета. № 148-149. 06.08.1998.
DELIMITATING THE BORDERS OF THE SEA OF AZOV
Chuklina, Elena Yu., Junior Researcher, Federal Research Centre Southern Scientific Centre
of the Russian Academy of Sciences
ANNOTATION. The article dwells on several problems concerning border delimitation in the Azov-Kerch water area. The study of the existing agreements and disputes concludes that the key role in delimitating the Sea of Azov may pass to the UN International Tribunal for the Law of the Sea.
KEYWORDS: The Sea of Azov; the Kerch Strait; delimitation; sea borders.