Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТРАНЗИТНОЙ ЗОНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТРАНЗИТНОЙ ЗОНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовой режим транзитной зоны / юрисдикция государства / legal regime of the transit zone / jurisdiction of the state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.В. Вернер, Е.Л. Фарафонтова

Пассажиры транзитной зоны не обязаны проходить иммиграционный процесс страны местонахождения. Относится ли данная территория к юрисдикции этого государства? В статье исследуются вопросы международно-правового режима территории транзитных зон в международных аэропортах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.В. Вернер, Е.Л. Фарафонтова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF THE TRANSIT ZONE OF THE INTERNATIONAL AIRPORT

Transit passengers are not required to go through the immigration process of the country of location. Does this territory belong to the jurisdiction of this state? The article examines the issues of the international legal regime of the territory of transit zones at international airports.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТРАНЗИТНОЙ ЗОНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА»

УДК 341.226

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТРАНЗИТНОЙ ЗОНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА

В. В. Вернер Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: verner.volodya@bk.ru

Пассажиры транзитной зоны не обязаны проходить иммиграционный процесс страны местонахождения. Относится ли данная территория к юрисдикции этого государства? В статье исследуются вопросы международно-правового режима территории транзитных зон в международных аэропортах.

Ключевые слова: правовой режим транзитной зоны, юрисдикция государства LEGAL REGIME OF THE TRANSIT ZONE OF THE INTERNATIONAL AIRPORT

V. V. Verner Scientific supervisor - E. L. Farafontova

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: verner.volodya@bk.ru

Transit passengers are not required to go through the immigration process of the country of location. Does this territory belong to the jurisdiction of this state? The article examines the issues of the international legal regime of the territory of transit zones at international airports.

Keywords: legal regime of the transit zone, jurisdiction of the state

Юрисдикция государства распространяется на всю его территорию, но есть земли со специфическими особенностями в правовом регулировании, примером таковых служат транзитные зоны международных аэропортов. Транзитная зона - это пространство для стыковочных (транзитных) рейсов. Находится она за участком паспортного контроля и нужна для тех, кто делает пересадку с одного рейса на другой без остановки в стране [1].

Каждый аэропорт по-разному обозначает границы транзитной зоны, фиксируя в регламентах такую величину участка, который считается наиболее приемлемым, поэтому размеры могут сильно варьироваться. Обычно в транзитных зонах международных аэропортов находится множество удобств. Так, например, транзитная зона аэропорта Шереметьево включает несколько терминалов, отель, различные кафе и рестораны. Аэропорт Шарль-де-Голль (его транзитная зона) включает больницу, отель и даже суд. Условия аэропортов позволяют пассажирам находиться там продолжительное время, преследуя разные цели своего пребывания.

Применение правовых норм, действующих в транзитных зонах, порождает определенные проблемы, а именно возникает вопрос - какими правилами будут регулироваться данные пространства, за какой стороной остается полномочие прав. Отсутствие в законодательстве четкой регламентации влечет за собой сомнения и вытекающие отсюда отрицательные последствия. Высказываясь по небезызвестному делу Э. Сноудена, Президент РФ В.В. Путин

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

заявил, что так как прибывшие в международный аэропорт пассажиры по установленным правилам не обязаны проходить иммиграционный контроль, транзитная зона не подчиняется юрисдикции страны местонахождения [3].

Не так давно Европейский суд по правам человека (далее ЕСЧП) вынес решение по иску, который подали против России четверо граждан разных стран, по определенным причинам на долгое время застрявшие в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево. Они провели в транзитной зоне Шереметьево от 6 до 23 месяцев, всё это время буквально жили на полу без спальных мест, душа, доступа к свежему воздуху, медицинской и юридической помощи.

Общая сумма компенсаций - более 90 тысяч евро. Самую большую компенсацию за "бесчеловечные и унизительные условия существования" и "незаконное лишение свободы" получил гражданин Сомали, проведший в транзитной зоне аэропорта год и 11 месяцев. ЕСПЧ признал, что, несмотря на то, что беженцы формально не пересекли российскую границу, они находились под юрисдикцией России, и государство несло ответственность за нарушение их прав. "Нельзя считать, что заявители находились в транзитной зоне добровольно, поскольку они не имели возможности ни уехать в какую-либо другую страну, ни вернуться туда, откуда бежали из-за преследований и военных действий", - говорится в решении суда.

При первом рассмотрении были выявлены нарушения ст. 3 (запрещение пыток) и ст.5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод со стороны российских властей. Тогда Европейский Суд присудил заявителям крупные денежные суммы для компенсации морального вреда, их размер составил 15, 20 и 26 тыс. евро, а также по 3,5 тыс. евро для возмещения судебных издержек.

Министерство юстиции РФ направило в ЕСПЧ ходатайство о передаче дела в Большую Палату, мотивируя это тем в, на российские власти необоснованно возложена ответственность за отказ незаконных мигрантов добровольно покинуть транзитную зону аэропорта Шереметьево. Власти России считают, что граждане этих четырех стран сами виноваты в сложившейся ситуации, так как они без причины проигнорировали законные требования Российской Федерации о необходимости получения документов для разрешения на въезд. По мнению российской стороны, именно отказ от получения документов привело к столь длительному проживанию мигрантов в транзитной зоне аэропорта, хотя у них была возможность выехать в другие страны на законных основаниях. С точки зрения Министерства юстиции РФ, заявители не являлись беженцами в полном понимании этого статуса, поскольку получение такового не было их первоначальной целью. Они обратились к российским властям с соответствующими заявлениями только после отказа во въезде в страну первоначального следования. Рассматриваемое дело приемлемо оценивать в контексте насущных правовых, бюджетных и административных проблем, с которыми государства сталкиваются в результате притока мигрантов и беженцев в целом.

Однако Суд отказался считать иски связанными с правом «покупки убежища» исходя из контекста международного законодательства. Как аргументировала Большая Палата, Европейской конвенцией предусматривается минимальные стандарты для защиты лиц, находящихся под их юрисдикцией, поэтому государства-участники должны выполнять их, даже несмотря на рост миграционного кризиса в Европе. Соответственно, следовало выяснить степень выполнения государством-ответчиком указанных требований в рассматриваемом деле.

Согласно прецедентной практике Европейского Суда, аэропорты, включая международные, расположенные на территории конкретного государства, подпадают под юрисдикцию последнего. Следовательно, транзитная зона аэропорта Шереметьево является частью российской территории, а находящиеся в ней беженцы на момент указанных в деле событий находились под юрисдикцией РФ.

Исходя из анализа ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, для оценки степени лишения физической свободы необходимо учитывать совокупность ряда обстоятельств, в частности способ, продолжительность такого ограничения и его последствия. Подход при изменении ограничения свободы передвижения лиц и лишения в контексте содержания беженцев должен быть реалистичным и практичным с учетом всех современных реалий и проблем. В частности, необходимо признать право государств, с учетом их международных обязательств, на контроль своих границ и принятие мер против незаконных мигрантов. Таким образом, в рассматриваемом деле учитывается следующий ряд факторов: конкретная ситуация с участием заявителей; правовой режим соответствующего государства; продолжительность событий; характер и степень фактических ограничений, с которыми столкнулись беженцы [2].

Одним из важных достижений работы по усовершенствованию правового режима транзитной зоны стало введение транзитной визы, благодаря которой положение того или иного лица становится легальным. Это приемлемо как для страны, обладающей необходимой информацией о пребывающем человеке, так и для лица, которое находится в международной зоне аэропорта. Тем не менее, введение транзитных виз не является распространенной практикой, а только исключением.

Стоит отметить, что государство оказывает влияние на транзитную зону с помощью разных правовых механизмов. В первую очередь воздействие реализуется через органы, которые призваны регулировать правопорядок и внимательно следить за пассажирами. Так или иначе, сам факт присутствия правоохранительных органов является достаточным основанием для того, чтобы говорить о государственном управлении территорией международного аэропорта, пусть и в такой ограниченной форме. Помимо упомянутого выше, ещё одним доказательством правового присутствия в этой зоне является наличие торгово-партнерских соглашений. Государство, желая обеспечить экономическое благополучие данной территории, создает условия, в которых вести торговлю будет максимально комфортно. Прослеживается определенная заинтересованность в том, чтобы коммерческая деятельность в зоне международного аэропорта, соответствовала высоким требованиям и международным стандартам.

Таким образом, политика государства должна учитывать национальный порядок правового режима транзитной зоны, во избежание возникновения судебных споров и компенсаций пострадавшим лицам. Правовой режим данного пространства необходимо держать под государственным контролем и постоянно совершенствовать.

Библиографические ссылки

1. Морозов Юрий Васильевич Административно-правовой режим транзитного перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ // Актуальные проблемы российского права. 2017. №4 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoy-rezhim-tranzitnogo-peremescheniya-inostrannyh-grazhdan-i-lits-bez-grazhdanstva-cherez-territoriyu-rossiyskoy (дата обращения: 14.04.2021).

2. В Большой Палате ЕСПЧ устояло решение Суда о нарушении прав беженцев в аэропорту Шереметьево. Адвокатская газета [Электронный ресурс]. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/v-bolshoy-palate-espch-ustoyalo-reshenie-suda-o-narushenii-prav-bezhentsev-v-aeroportu-sheremetevo/ (дата обращения 14.04.2021)

3. Каков реальный правовой статус транзитной зоны аэропорта? [Электронный ресурс]. URL: https://qastack.ru/travel/18561/what-is-the-real-legal-status-of-an-airport-transit-area (дата обращения 14.04.2021)

© Вернер В В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.