Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РАЗВЕДКИИ РАЗРАБОТКИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЧУКОТСКОМ МОРЕ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РАЗВЕДКИИ РАЗРАБОТКИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЧУКОТСКОМ МОРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РАЗВЕДКИ И РАЗРАБОТКИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ЧУКОТСКОЕ МОРЕ / СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АРКТИКЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сотскова П.В.

В контексте международного права проводится анализ законодательного регулирования в Российской Федерации и в США порядка разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море. Исследованы законодательство Российской Федерации, касающееся разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Чукотском море; законодательное регулирование США режима разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море, при этом в отношении США особое внимание уделено изменению политики в данном вопросе в связи с приходом к власти Дональда Трампа; сходства и различия такого законодательного регулирования. В связи с возрастающим вниманием к Арктическому региону государства все больше заинтересованы в четкой регламентации деятельности в регионе как на международном, так и на национальном уровне. Возможное расширение в будущем экономической деятельности в таком энергетически перспективном регионе, как Арктика (и в частности, в Чукотском море, являющемся окраинным морем Северного Ледовитого океана и обладающем значительным углеводородным потенциалом), вследствие таяния льдов приводит к необходимости детального изучения законодательного регулирования такой деятельности арктическими государствами, а именно Российской Федерацией и США как прибрежными к Чукотскому морю государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF MINERAL EXPLORATION AND MINING IN THE CHUKCHI SEA

This article, in the context of the international law, reviews the legislative control effective in the Russian Federation and in the United States in the field of mineral exploration and mining in the Chukchi Sea. The legislation of the Russian Federation on oil and gas exploration and production in the Chukchi Sea, as well as the legislation of the Unite States on mineral exploration and mining in the Chukchi Sea are scrutinized with a special emphasis placed on the change in the policy orientation in connection with the presidency of Donald Trump, and on the similar and different points of such legislative control in these countries. In view of the increasing attention paid to the Arctic region, governments show a growing concern for the neat regulation of activities in the region both on the international and national scale. The potential future expansion of economic activities in the promising region of Arctic (in particular, in the Chukchi Sea which is the marginal sea in the Arctic Ocean and possesses considerable resources of hydrocarbons) owing to deglaciation dictates legislative control over such efforts by the Arctic States, namely, Russian Federation and the United States as the coastal states of the Chukchi Sea.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РАЗВЕДКИИ РАЗРАБОТКИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЧУКОТСКОМ МОРЕ»

ГИАБ. Горный информационно-аналитический бюллетень / MIAB. Mining Informational and Analytical Bulletin, 2021;(3-1):186—198 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL PAPER

УДК 341.227 DOI: 10.25018/0236_1493_2021_31_0_186

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РАЗВЕДКИ И РАЗРАБОТКИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЧУКОТСКОМ МОРЕ

П. В. Сотскова

1 Московский государственный институт международных отношений (Университет)

МИД России, Москва, Россия

Аннотация: В контексте международного права проводится анализ законодательного регулирования в Российской Федерации и в США порядка разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море. Исследованы законодательство Российской Федерации, касающееся разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Чукотском море; законодательное регулирование США режима разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море, при этом в отношении США особое внимание уделено изменению политики в данном вопросе в связи с приходом к власти Дональда Трампа; сходства и различия такого законодательного регулирования. В связи с возрастающим вниманием к Арктическому региону государства все больше заинтересованы в четкой регламентации деятельности в регионе как на международном, так и на национальном уровне. Возможное расширение в будущем экономической деятельности в таком энергетически перспективном регионе, как Арктика (и в частности, в Чукотском море, являющемся окраинным морем Северного Ледовитого океана и обладающем значительным углеводородным потенциалом), вследствие таяния льдов приводит к необходимости детального изучения законодательного регулирования такой деятельности арктическими государствами, а именно Российской Федерацией и США как прибрежными к Чукотскому морю государствами.

Ключевые слова: правовой режим недропользования, правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов, нефте- и газодобыча, Арктический регион, Чукотское море, Северный Ледовитый океан, российско-американские отношения, экономическая деятельность в Арктике.

Для цитирования: Сотскова П. В. Правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2021. - № 3-1. — С. 186-198. DOI: 10.25018/0236_1493_2021_31_0_186.

Legal regime of mineral exploration and mining in the Chukchi sea

P. V. Sotskova

1 Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Moscow, Russia

Abstract: This article, in the context of the international law, reviews the legislative control effective in the Russian Federation and in the United States in the field of mineral exploration

© n. B. C0TCK0Ba. 2021

and mining in the Chukchi Sea. The legislation of the Russian Federation on oil and gas exploration and production in the Chukchi Sea, as well as the legislation of the Unite States on mineral exploration and mining in the Chukchi Sea are scrutinized with a special emphasis placed on the change in the policy orientation in connection with the presidency of Donald Trump, and on the similar and different points of such legislative control in these countries. In view of the increasing attention paid to the Arctic region, governments show a growing concern for the neat regulation of activities in the region both on the international and national scale. The potential future expansion of economic activities in the promising region of Arctic (in particular, in the Chukchi Sea which is the marginal sea in the Arctic Ocean and possesses considerable resources of hydrocarbons) owing to deglaciation dictates legislative control over such efforts by the Arctic States, namely, Russian Federation and the United States as the coastal states of the Chukchi Sea.

Key words: legal regime of subsoil use, legal regime of mineral exploration and mining, oil and gas production, Arctic region, Chukchi Sea, Arctic Ocean, U. S.-Russia relations, economic activities in the Arctic.

For citation: Sotskova P. V. Legal regime of mineral exploration and mining in the Chukchi sea. MIAB. Mininglnf. Anal. BuZZ.2021;(3-1):186—198. [In Russ]. D01:10.25018/0236_1493_2021_31_0_186.

Введение

Воспроизводство ресурсной базы углеводородов в настоящий момент является одной из наиболее значимых проблем. Решение данного вопроса видится возможным за счет проведения поисково-разведочных работ в новых регионах. В арктических акваториях залегают существенные запасы неразведанных углеводородов [1, с. 135].

Многочисленные исследования подтверждают богатый ресурсный потенциал Арктики. По различным оценкам, в регионе сосредоточено «13 % мировых запасов нефти и 30 % мировых запасов газа» [2, р. 454].

Интерес международного сообщества с экономической точки зрения к Арктическому региону возрастает вследствие таяния льдов, в результате которого становятся возможными разведка и разработка ресурсов морей Северного Ледовитого океана [18: хххп]. Однако такое расширение экономической деятельности в регионе также требует разрешения ряда геополитических, политических, международно-правовых, экономических

и природоохранных вопросов, которые связаны с освоением арктических пространств и использованием природных ресурсов морей Северного Ледовитого океана [2, р. 123-124].

Чукотское море является окраинным морем Северного Ледовитого океана, расположенным между Чукоткой и Аляской и обладающим, по различным оценкам, значительным нефтегазовым потенциалом. Возможное осуществление в нем деятельности по разведке и разработке минеральных ресурсов приводит к необходимости более детального определения режима осуществления экономической деятельности в регионе.

Таким образом, актуальность исследования заключается в проведении сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и США, касающегося разведки и разработки минеральных ресурсов и сотрудничества государств в акватории по вопросу режима осуществления в них экономической деятельности.

Несмотря на то, что Арктическая тема исследовалась многими как рос-

сийскими, так и зарубежными учеными, включая Вылегжанина А. Н., Жудро И. С., Иванова И. С., П. А. Беркмана, О. Р. Янга и других, не уделялось детального внимания анализу законодательства России и США, регулирующего разведку и разработку минеральных ресурсов в морях Северного Ледовитого океана, в частности, в Чукотском море. В данном исследовании акцент сделан именно на этом вопросе.

Материалы и методы

В статье дана характеристика законодательного регулирования порядка разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море Российской Федерацией и США, начиная с Закона Российской Федерации «О недрах» 1992 года, Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 года. Особое внимание уделено разделу 43 Кодекса Соединенных Штатов Америки, Законам штата Аляска. Отдельно рассматривается содержание Пятилетних программ управления участками шельфа, принимаемых в США как на федеральном уровне, так и на уровне штата Аляска. Основное внимание сфокусировано на исследовании материалов, раскрывающих практику регулирования деятельности по нефте- и газодобыче на континентальном шельфе Чукотского моря, в контексте применимых международно-правовых источников.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, включая диалектический метод, методы анализа и синтеза, методы индукции и дедукции и другие, а также частнонаучные методы юридических наук, в том числе формально-юридический, сравнительно-правовой и системно-структурный.

Результаты и обсуждение результатов. Чукотское море — окраинное море Северного Ледовитого океана. Его берега принадлежат одновременно России и США. В советский период предполагалось, что позиции по вопросу о правовом статусе Чукотского моря будут урегулированы этими государствами. Соглашение между Россией и США «О линии разграничения морских пространств» 1990 года не было ратифицировано Россией, хотя и применяется временно с 15 июня 1990 года [3, с. 104—106]. При этом сохраняется ряд спорных вопросов, основным из которых является вопрос о правовом режиме острова Врангеля. Шельф Чукотского моря делится де-факто между Россией и США в пропорции 30:70 соответственно. Такое положение вещей в некоторой степени осложняет регулирование осуществления экономической деятельности на шельфе Чукотского моря.

Законодательный порядок разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море как в России, так и в США определен общими законами, регулирующими порядок предоставления в пользование недр. В США, в отличие от России, значительные полномочия по этому вопросу предоставлены органам власти штата Аляска.

Правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море по законодательству Российской Федерации. Разработка недр дна Чукотского моря в пределах государственной территории связана с вопросом о том, где проходит внешняя граница внутренних морских вод (т. е. как проведены исходные линии вдоль побережья России в Чукотском море) и где заканчиваются недра дна внутренних морских вод и начинаются недра дна территориального моря. В рамках настоящей статьи этот

вопрос не рассматривается, но дается отсылка к соответствующему исследованию по данной теме [19: 63 — 69,162]. Что же касается регулирования разработки недр континентального шельфа (т. е. недр за пределами государственной территории РФ), то в России эти вопросы находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Ключевую роль в регулировании деятельности по разведке и разработке нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе играет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в частности, Федеральное агентство по недропользованию (Рос-недра), находящееся в его ведении и осуществляющее полномочия по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования [4].

Законодательную основу регулирования недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации составляют федеральные законы, указы Президента, правительственные постановления, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Закон Российской Федерации «О недрах» 1992 года, а также Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 года, Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 года, Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 года, а также Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» содержат основные положения, которые регулируют использование морских природных ресурсов, в том числе и в отношении Арктического региона [5, с 131 — 132].

Закон РФ «О недрах» 1992 года устанавливает режим недр и недропользо-

вания. Закон регулирует «отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд».

В соответствии со статьей 11 предоставление недр в пользование оформляется лицензией, которая является специальным разрешением государства. Выдача лицензий осуществляется на основании конкурсов или аукционов на право пользования участками недр [6].

Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, а также суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе.

В статье 7 закона устанавливается, что участки континентального шельфа, к которым относятся участки недр континентального шельфа, могут предоставляться пользователям для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов, а также для осуществления иных видов пользования недрами [7].

При этом юридические лица могут быть пользователями недр на участках недр федерального значения на континентальном шельфе, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на её континентальных шельф. Эти юридические лица должны быть созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и иметь опыт

освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее пяти лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких юридических лиц [7].

Нужно отметить, что ранее согласно положениям Федерального закона «О континентальном шельфе» предоставление участков континентального шельфа в пользование осуществлялось без проведения аукционов. Однако в закон были внесены поправки. Необходимость внесения поправок была обусловлена спорами между «Роснефтью» и «Газпромом» в отношении отдельных участков континентального шельфа в Чукотском море и в Восточно-Сибирском море.

Теперь в соответствии с действующим регулированием, если на участок на континентальном шельфе в Арктике претендует более одной компании, то предусмотрено проведение аукциона. Поправка была внесена в 2018 году, при этом отмечалось, что такие изменения необходимы в связи с несовершенством действующей процедуры предоставления участков недр в пользование без проведения аукциона, что негативно сказывается на освоении недр континентального шельфа в существующих экономических условиях [8].

С начала 2010-х годов геологоразведочные работы на континентальном шельфе России, в частности на арктическом шельфе, существенно активизировались. Это произошло в результате выдачи большого количества лицензий двум российским компаниям «Рос-

нефти» и «Газпрому». Именно эти две компании в силу положений Федерального закона «О континентальном шельфе» могут являться недропользователями на российском шельфе.

Нужно подчеркнуть, что даже полностью государственная компания АО «Зарубежнефть» с более чем 25-летним опытом работы на вьетнамском шельфе не имеет 5-летнего опыта работы на российском континентальном шельфе, следовательно, не обладает правом доступа к разработке российского арктического шельфа.

С учетом сложившейся практики две компании на бесконкурсной основе получили несколько совмещенных лицензий. А участие в добыче на российском континентальном шельфе возможно только в форме создания совместных предприятий с государственными компаниями, являющимися владельцами лицензий [9].

Таким образом, «Газпром» и «Роснефть» являются основными владельцами лицензионных участков в арктических и других морях России. Однако только компания «Роснефть» в 2013 году получила лицензию на работу в Чукотском море. «Газпром» в Чукотском море не обладает лицензионными участками.

ПАО «НК «Роснефть» как одна из компаний, получивших лицензии на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе России, активно ведет работу по ряду направлений. В целом освоение углеводородных ресурсов континентального шельфа является одним из приоритетных стратегических направлений компании. «Роснефть» является крупнейшим держателем лицензий на участки континентального шельфа и активно проводит различные геологоразведочные работы в акваториях морей российской Арктики [10].

В сентябре 2016 года Правительство России приостановило выдачу новых лицензий на пользование недрами континентального шельфа в связи с неблагоприятной экономической конъюнктурой. Ожидалось, что это позволит нефтяным компаниям сфокусироваться на исполнении уже существующих лицензионных обязательств. Министерство энергетики Российской Федерации рассчитывает на рост добычи нефти на арктическом шельфе до 33 млн т/год к 2035 году по сравнению с менее чем 1 млн т в 2015 году. На данный момент Приразломное месторождение в Печорском море является единственным действующим проектом по добыче углеводородов в российской Арктике. При этом в Чукотском море, как отмечалось выше, не было пробурено ни одной скважины, соответственно, добыча углеводородных ресурсов не ведется.

Правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море по законодательству США. Основные зарубежные арктические запасы и ресурсы углеводородов сосредоточены на Северном склоне Аляски США, где открыто 78 нефтяных месторождений. Вследствие этого США являются одним из лидеров по добыче нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе.

В США разведка шельфовых месторождений находится под контролем государственных органов, что связано с возможностью нанесения серьезного вреда окружающей среде и экологии. Для того, чтобы начать бурение на шельфе, компания должна получить разрешение в Агентстве по охране окружающей среды, доказав при этом безопасность оборудования и предоставив разработанные меры по снижению утечки нефти и план ликвидации аварийных разливов.

Разведка и разработка нефтегазовых ресурсов за береговой чертой является, согласно законодательству США, деятельностью на «внешнем континентальном шельфе». Такое понятие отсутствует в международном праве, оно было введено Законом США о землях внешнего континентального шельфа 1953 года, положения которого теперь содержатся в разделе 43 Кодекса США. Под «внешним континентальным шельфом» следует понимать континентальный шельф США согласно международному праву, а также находящиеся между ним и береговой чертой районы дна территориального моря США [5, с 249—250].

Регулирование процесса лицензирования добычи нефтегазовых ресурсов в арктических морях осуществляется в США как на федеральном уровне, так и на уровне штата Аляска. Это обусловлено тем, что правом на часть внешнего континентального шельфа протяжённостью в три морские мили обладает соответствующий «приморский» штат, то есть в отношении Чукотского моря — штат Аляска. Соответственно именно штату принадлежит право регулирования деятельности по разведке и разработке природных ресурсов в пределах 3 морских миль от исходных линий вдоль побережья [5, ^ 250]. Остальной внешний континентальный шельф находится в ведении федерального правительства. Запасы нефтегазовых месторождений, расположенных на шельфе США, находятся в собственности государства. При этом региональные власти наделяются правом запретить использование ресурсов шельфа.

Предоставление участков внешнего континентального шельфа в пользование с целью разведки и разработки минеральных ресурсов осуществляется на основании «арендных продаж»

(lease sales). В соответствии с Законом о землях внешнего континентального шельфа 1953 года термин «lease» означает любой вид разрешения, выданный на основании раздела 8 (§ 1337 раздела 43 Кодекса США) или подтвержденный на основании раздела 6 (§ 1335 раздела 43 Кодекса США) и дающий право на разведку, разработку и добычу минеральных ресурсов («any form of authorization which is issued under section 8 [43 USC § 1337] or maintained under section 6 of this Act [43 USC § 1335] and which authorizes exploration for, and development and production of, minerals») [11].

Закон о землях внешнего континентального шельфа 1953 года предусматривает составление пятилетних программ управления участками шельфа (National OCS Oil and Gas Leasing Program), на основании которых регулируется деятельность по разведке и разработке ресурсов шельфа, в том числе в Чукотском море. Обязанность по разработке программы возложена на Бюро по управлению океанскими энергоресурсами (ВОЕМ).

В настоящий момент действует Программа, принятая на 2017 — 2022 годы при Администрации Барака Обамы. Она являлась важной составной частью энергетической стратегии Президента США, имеющей целью обеспечить безопасную разработку нефтегазовых ресурсов в качестве средства обеспечения экономического роста, создания рабочих мест и усиления энергетической безопасности.

Однако в связи с приходом к власти Дональда Трампа было принято решение о разработке новой пятилетней программы на 2019 — 2024 годы.

Нужно отметить, что в связи с приходом к власти Дональда Трампа в качестве президента США в сфере разведки и разработки природных ресурсов

наблюдаются существенные изменения. В целом энергетическая политика Дональда Трампа направлена на устранение препятствий для развития бизнеса. Администрация Трампа работала над отменой запрета на выдачу лицензий на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов в арктических водах, установленного при Обаме. Частью предвыборной кампании Трампа было обещание ослабить регулирование, оказывающее негативное воздействие на энергетическую промышленность [12].

Вскоре после своей инаугурации Дональд Трамп провозгласил политику «Энергетического господства», которая является усовершенствованной версией энергетической независимости, основанной на увеличении внутреннего производства энергии. Дональд Трамп заявил: «Energy is an essential part of American life and a staple of the world economy. The Trump Administration is committed to energy policies that lower costs for hardworking Americans and maximize the use of American resources, freeing us from dependence on foreign oil» (Энергетика является важной составляющей жизни США и основой мировой экономики. Администрация Трампа является приверженцем энергетической политики, направленной на снижение расходов трудолюбивых американцев и максимального использования природных ресурсов США, что освободит нас от зависимости от зарубежной нефти) [13].

Дональд Трамп также заявил, что в течение длительного времени развитие США сдерживалось обременительным регулированием в сфере энергетической промышленности. Вследствие этого Президент США взял на себя обязательство по устранению пагубной и неоправданной политики. В частности, отмена таких ограничений, как План действий в области климата

и других приведет к росту заработной платы на более чем 30 миллиардов долларов в течение последующих 7 лет.

Дональд Трамп подчеркнул, что надлежащая энергетическая политика начинается с признания того, что США обладают значительными неиспользуемыми запасами природных ресурсов. И необходимо извлекать выгоду из запасов сланца, нефти и газа. Помимо того, что использование национальных природных ресурсов благоприятно скажется на экономике, оно также соответствует интересам национальной безопасности США.

Дональд Трамп заявлял о своем намерении достичь независимости от ОПЕК, а также от других государств, которые рассматриваются как враждебно настроенные по отношению к США [13].

Хотя это прямо и не указывается в Стратегии национальной безопасности, но такая политика предполагает увеличения добычи нефти и газа на Аляске в будущем.

В Указе от 28 апреля 2017 года Дональд Трамп уже заявил о необходимости пересмотреть расписание выдачи лицензий на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов, чтобы оно включало ежегодные выдачи лицензий в каждом из районов внешнего континентального шельфа, определенных ВОЕМ, включая Чукотское море и море Бофорта.

По поводу запрета на сдачу в аренду участков в Чукотском море и море Бофорта, введенного Бараком Обамой, Дональд Трамп изначально заявлял о своем намерении отменить запрет и вновь разрешить предоставление в аренду этих участков для разведки и разработки природных ресурсов. И вскоре после вступления в должность Дональд Трамп отменил этот запрет и пятилетний план по предоставлению в аренду участков для разведки и раз-

работки минеральных ресурсов на континентальном шельфе.

В 2017 году ВОЕМ начало работу над разработкой новой Пятилетней программы по развитию нефтегазовой отрасли на 2019 — 2024 годы на основании распоряжений исполнительной власти. В том случае, если программа будет одобрена, она заменит действующую программу на 2017 — 2022 года.

В проекте новой программы в отношении Арктического региона принят следующий вариант: проведение трех аукционов на выдачу лицензий в море Бофорта в 2019, 2021 и 2023 годах, проведение трех аукционов на выдачу лицензий в Чукотском море в 2020, 2022 и 2024 годах, проведение двух аукционов на выдачу лицензий в заливе Кука в 2021 и 2023 годах. Также рассматривался вариант исключить ряд участков в связи с их особым экологическим значением или значением как источника средств к существованию, включая Hanna Shoal в Чукотском море, прибрежную 25-мильную зону в Чукотском море и другие [14].

В проекте программы подчеркивается, что в отношении Чукотского моря проводилось 3 аукциона на выдачу лицензий с 1988 года. Были пробурены 5 разведочных скважин до 1992 года на основании лицензий, которые были выданы ранее, однако все эти скважины остались заброшенными. Самым поздним аукционом является аукцион 193, проведенный в феврале 2008 года. На данный момент ни одна из лицензий в Чукотском море не действует.

В программе на 2017 — 2022 годы было предусмотрено проведение одного аукциона, который впоследствии был отменен 16 октября 2015 года вследствие низкой заинтересованности со стороны промышленных кругов и существовавших на тот момент рыночных условий.

В проекте новой программы еще раз подчеркивается, что 20 декабря 2016 года Барак Обама принял решение о непредоставлении в течение неопределенного срока всех участков Чукотского моря в аренду компаниям для разведки и разработки минеральных ресурсов. Однако это решение было отменено исполнительным указом 13795 от 28 апреля 2017 года, и поэтому участки Чукотского моря могут предоставляться в аренду.

Штат Аляска обладает полномочиями по регулированию деятельности по разведке и разработке минеральных ресурсов на континентальном шельфе, а именно природоресурсной деятельности в районе морского дна шириной в три мили от исходных линий вдоль побережья [5, c. 250].

В §1312 главы 29 раздела 43 Кодекса Соединенных Штатов Америки установлено: «The seaward boundary of each original coastal State is approved and confirmed as a line three geographical miles distant from its coast line or, in the case of the Great Lakes, to the international boundary» (Морская граница каждого из первоначальных прибрежных штатов утверждается и подтверждается как линия, расположенная в трех географических милях от береговой линии, или, в случае Великих озер, как международная граница) [11]. Власти штатов соответственно наделяются правовым титулом на подводные земли, а также на природные ресурсы в этих границах. Кроме того, они наделяются полномочиями по управлению, лицензированию деятельности, принятию мер по развитию отрасли и использованию указанных земель и природных ресурсов.

В связи с этим на уровне штата Аляска было принято детальное регулирование порядка разведки и разработки минеральных ресурсов в рай-

оне морского дна шириной в три мили от исходных линий вдоль побережья.

На уровне штата Аляска Министерство природных ресурсов Аляски осуществляет функции по способствованию развитию, сохранению и использованию в максимальной степени природных ресурсов Аляски. Такое регулирование должно учитывать соблюдение общественных интересов. Министерство природных ресурсов осуществляет управление от лица жителей Аляски всеми землями, водными пространствами и природными ресурсами, принадлежащими штату, за исключением рыбных ресурсов и дичи. Управление нефти и газа разрабатывает и осуществляет управление программами по лицензированию разведки и разработки нефтегазовых ресурсов штата. В том числе, Управление определяет потенциальные лицензионные участки, проводит геологический, экономический, экологический и социальный анализ [15].

На уровне штата основным документом, регулирующим порядок разведки и разработки нефти и газа, является Пятилетняя программа по выдаче лицензий на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов, разработка которой также возложена на Министерство природных ресурсов Аляски. Эта Программа устанавливает расписание выдачи лицензий, что способствует дальнейшему развитию нефтегазовых ресурсов Аляски. Программа ежегодно обновляется.

Основной целью регулирования процесса выдачи лицензий является способствование началу деятельности по разведке и разработке в зонах, которые расположены вдали от имеющейся инфраструктуры, углеводородный потенциал которых еще не оценен и в которых инвестиционные риски для предприятий выше [16].

Заключение

В результате проведения исследования можно сделать следующие выводы: в статье была проведена оценка с позиций международного права законодательного регулирования в Российской Федерации и США порядка разведки и разработки минеральных ресурсов в Чукотском море. Нужно отметить, что порядок разведки и разработки минеральных ресурсов в морях Северного Ледовитого океана и в Российской Федерации, и в США регулируется законами общего характера, которые определяют порядок предоставления участков недр в пользование. В США, в отличие от Российской Федерации, где вопросы регулирования деятельности на континентальном шельфе находятся в ведении федеральных органов государственной власти, органы власти штата Аляска наделены существенными полномочиями в этой сфере в пределах 3 морских миль от берега. В этой зоне они имеют право самостоятельно выдавать лицензии на участки континентального шельфа.

В США в связи с приходом к власти Дональда Трампа наблюдаются существенные изменения в сфере энергетической политики: в отличие от Барака Обамы, при котором основной акцент делался на защиту окружающей среды, в настоящее время реализуется политика «Энергетического господства», основу которой составляет, в том числе, разведка нефтегазовых ресурсов в Арктике. В связи с этим ведется работа над отменой запрета на выдачу лицензий на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов в арктических водах, установленного при Бараке Обаме, а также над ослаблением регулирования, оказывающего негативное воздействие на энергетическую промышленность.

Нужно сказать, что в Чукотском море, как в российской, так и в американской частях, проводилось сравнительно небольшое количество исследований. Так, меньшая заинтересованность компаний в разведке и разработке ресурсов в американской части Чукотского моря по сравнению с морем Бофорта связана с тем, что Чукотское море является глубоким и более удаленным от береговой инфраструктуры, что существенно повышает затраты на бурение [2, p. 312]. Российская часть акватории изучена мало, потому что в пределах российского сектора так и не было пробурено ни одной скважины [1, c. 72 — 73]. Однако последующие климатические изменения, а также развитие технологий приведут в перспективе к значительному расширению регионов исследований и впоследствии к еще большей заинтересованности в минеральных ресурсах региона. А Чукотское море обладает значительными запасами минеральных ресурсов, согласно различным оценкам. Кроме того, открытие месторождения Burger, а также обнаруженные запасы нефти и газа в трех других скважинах, пробуренных в американской части, позволяют прогнозировать возможность серьезных открытий в регионе [1, c. 97—98].

В целом Арктика издавна является важным энергетическим регионом. В результате развития экономической деятельности и истощения запасов природных ресурсов в других регионах планеты, она привлекает все большее внимание. Поэтому государства все больше заинтересованы в четкой регламентации деятельности в регионе как на международном, так и на национальном уровне. Государствам необходимо осуществлять сотрудничество с целью детализации норм международного права по арктическому вопросу, а также разрабатывать

национальное законодательство в этой сфере для осуществления деятельности в регионе и решения значимых экологических, социальных, культурных и экономических проблем.

Нужно отметить, что управление региональными морями, в том числе и Чукотским морем, предполагает сотрудничество государств, в первую очередь, в целях контроля за деятельностью по использованию трансграничных природных ресурсов, обеспечения охраны окружающей среды от непредвиденных последствий экономической деятельности, урегулирования споров,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

связанных с такой деятельностью, а также обеспечения соблюдения принципа устойчивого развития при взаимодействии человека и природы в регионе [17, р. 18 — 19].

Хотя такое управление и осуществляется во многом на межгосударственном уровне, учету подлежат также и иные связи на различных уровнях, от локального до глобального. Также важно принимать во внимание роль, которую играют в этом вопросе транснациональные корпорации, международные неправительственные организации и организации коренных народов [17, р. 7].

1. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах. Т. 2 / Рос. совет по межд. делам [глав. ред. — И. С. Иванов]. — М.: Аспект Пресс, 2013. — 384 с.

2. Environmental Security in the Arctic Ocean / ed. by P. A. Berkman and A. N. Vylegzha-nin. - Springer Science + Business Media Dordrecht, 2013. — 459 p. DOI: 10.1007/978 — 94—007 — 4713 — 5.

3. Вылегжанин А. Н. 20 лет «временного применения» Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств // Вестник МГИМО-Универси-тета — М.: 2010, №1. — С. 104—113.

4. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293 (ред. от 07.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Международно-правовые основы недропользования // Отв. ред. — А. Н. Вылег-жанин. — М.: Норма, 2007. — 528 с.

6. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395 — 1 (ред. от 27.12.2019) «О недрах» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О континентальном шельфе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 28.11.2018 № 443-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Арктический шельф: насколько оптимальна система регулирования в России // Энергетический центр Сколково: [Электронный ресурс]. [2012]. URL: http://energy.skolkovo.ru/ upload/medialibrary/07c/SEneC_Arctic_0ffshore.pdf (обращение 30 марта 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Роснефть: шельфовые проекты: [сайт]. URL: https://www.rosneft.ru/business/ Upstream/offshore/ (обращение 3 апреля 2020).

11. U. S. Code. [Electronic source]. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/ text/43/1312 (accessed 7 April 2020).

12. U. S. Arctic Foreign Policy in the Era of President Trump: A Preliminary Assessment. [Electronic source]. [2017]. URL: https://d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/cdfai/pages/3066/ attachments/original/1511803840/US_Arctic_Policy.pdf?1511803840 (accessed 10 April 2020).

13. An America First Energy PLan. The White House. President Donald J. Trump. [Electronic source]. URL: https://www.heartLand.org/_tempLate-assets/documents/An%20 America%20First%20Energy%20PLan.pdf (accessed 1 April 2020).

14. 2019—2024 National Outer Continental Shelf Oil and Gas Leasing Draft Proposed Program. [Electronic source]. [2018]. URL: https://www.boem.gov/NP-Draft-Proposed-Program-2019 — 2024/ (accessed 31 March 2020).

15. Department of Natural Resources, Commissioner's office: [site]. URL: http://dnr. alaska.gov/commis/pic/about.htm (accessed 15 March 2020).

16. Alaska Department of Natural Resources, Division of Oli and Gas. Exploration Licensing: [site]. URL: http://dog.dnr.alaska.gov/Services/ExplorationLicensing (accessed 12 April 2020).

17. Governing Arctic Seas: Regional Lessons from the Bering Strait and Barents Sea / ed. by Oran R. Young, Paul Arthur Berkman, Alexander N. Vylegzhanin. Springer Nature Switzerland AG, 2020. Volume 1. — 358 p. DOI: 10.1007/978—3-030—25674—6.

18.Vylegzhanin A. N. Legal Regime of the Arctic Region as Reflected in the Documents. / Berkman P., Vylegzhanin A., Young O. Baseline of Russian Arctic Laws. Springer. 2019. P. IX—XXXII.

19. Вылегжанин А. Н., Дудыкина И. П. Исходные линии в Арктике: применимое международное право. М. МГИМО. 2018. 175 с. итш

REFERENCES

1. Arkticheskii region: problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva. Tom 2. Gl. red. I. S. Ivanov [Arctic Region: problems of international cooperation. Vol. 2.Ed. by I. S. Ivanov]. Moscow: Aspekt Press Publ. 2013. 384 p. [In Russ]

2. Environmental Security in the Arctic Ocean. ed. by P. A. Berkman and A. N. Vylegzhanin. Springer Science + Business Media Dordrecht, 2013. 459 p. DOI: 10.1007/978—94—007 — 4713—5.

3. Vylegzhanin A. N. 20 Years of "Provisional Application" of the 1990 USSR-U. S. Maritime Delimitation Agreement. Vestnik MGIMO-Universiteta. no. 1 (10). 2010. [In Russ]

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17.06.2004 no. 293 «Ob utverzhdenii Polozhenija o Federal'nom agentstve po nedropol'zovaniju» [On the Approval of the Regulations on the Federal Subsoil Resources Management Agency]. Resolution of the Government of the Russian Federation of 17.06.2004 no. 293. Moscow, 2004. [In Russ]

5. Mezhdunarodno-pravovye osnovy nedropol'zovanija [International legal basics of using subsoil] / ed. by A. N. Vylegzhanin. Moscow, 2007. 528 p. [In Russ]

6. Zakon Rossijskoj Federacii ot 21.02.1992 no. 2395—1 «O nedrah» [On subsoil]. Law of the Russian Federation of 21.02.1992 no. 2395 — 1. Moscow, 1992. [In Russ]

7. Federal'nyj zakon ot 30.11.1995 no. 187-FZ «O kontinental'nom shel'fe Rossijskoj Federacii» [On the continental shelf of the Russian Federation]. Federal Law of the Russian Federation of 30.11.1995 no. 187-FZ. Moscow, 1995. [In Russ]

8. Federal'nyj zakon ot 28.11.2018 no. 443-FZ «O vnesenii izmenenija v stat'ju 7 Federal'nogo zakona «O kontinental'nom shel'fe Rossijskoj Federacii» [On amending article 7 of the Federal Law «On the continental shelf of the Russian Federation»]. Federal Law of the Russian Federation of 28.11.2018 no. 443-FZ. Moscow, 2018. [In Russ]

9. Arkticheskij shelf: naskol'ko optimal'na sistema regulirovanija v Rossii [Arctic Shelf: how optimal is the Russian regulatory system?]. Jenergeticheskij centr Skolkovo. [Electronic source]. [2012]. URL: http://energy.skoLkovo.ru/upLoad/mediaLibrary/07c/SEneC_Arctic_ Offshore.pdf (accessed 30 March 2020). [In Russ]

10. Rosneft: offshore projects: [site]. URL: https://www.rosneft.ru/business/Upstream/ offshore/(accessed 3 April 2020).

11. U. S. Code. [Electronic source]. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/ text/43/1312 (accessed 7 April 2020).

12. U. S. Arctic Foreign Policy in the Era of President Trump: A Preliminary Assessment. [Electronic source]. [2017]. URL: https://d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/cdfai/pages/3066/ attachments/original/1511803840/US_Arctic_Policy.pdf?1511803840 (accessed 10 April 2020).

13. An America First Energy Plan. The White House. President Donald J. Trump. [Electronic source]. URL: https://www.heartland.org/_template-assets/documents/An%20 America%20First%20Energy%20Plan.pdf (accessed 1 April 2020).

14. 2019—2024 National Outer Continental Shelf Oil and Gas Leasing Draft Proposed Program. [Electronic source]. [2018]. URL: https://www.boem.gov/NP-Draft-Proposed-Program-2019—2024/ (accessed 31 March 2020).

15. Department of Natural Resources, Commissioner's office: [site]. URL: http://dnr. alaska.gov/commis/pic/about.htm (accessed 15 March 2020).

16. Alaska Department of Natural Resources, Division of Oli and Gas. Exploration Licensing: [site]. URL: http://dog.dnr.alaska.gov/Services/ExplorationLicensing (accessed 12 April 2020).

17. Governing Arctic Seas: Regional Lessons from the Bering Strait and Barents Sea / ed. by Oran R. Young, Paul Arthur Berkman, Alexander N. Vylegzhanin. Springer Nature Switzerland AG, 2020. Volume 1. 358 p. DOI: 10.1007/978—3-030—25674—6.

18. Vylegzhanin A. N. Legal Regime of the Arctic Region as Reflected in the Documents. / Berkman P., Vylegzhanin A., Young O. Baseline of Russian Arctic Laws. Springer. 2019. P. IX—XXXII.

19. Vylegzhanin A. N., Dudykina I. P. Iskhodnye linii v Arktike: primenimoe mezhdunarodnoe pravo [Baselines in the Arctic: Applicable International Law]. Moscow. MGIMO. 2018. 175 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сотскова Полина Викторовна — аспирант кафедры международного права, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Москва, Россия, paulineterekhova@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sotskova P. V., PhD student, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Moscow, Russia, paulineterekhova@gmail.com.

Получена редакцией 29.10.2020; получена после рецензии 08.12.2020; принята к печати 10.02.2021. Received by the editors 29.10.2020; received after the review 08.12.2020; accepted for printing 10.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.