Научная статья на тему 'НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / НЕФТЬ / ГАЗ / ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА / США / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ARCTIC / OIL / GAS / OIL AND GAS PRODUCTION / USA / ENERGY POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Спирихин Максим Александрович

В данной статье анализируется арктическая политика и нефтегазовый сектор Соединенных Штатов Америки. В статье анализируется современный подход к развитию процесса разведки и добычи углеводородных ресурсов на территории Арктического региона США и последствия, которые могут возникнуть в случае прихода на Аляску транснациональных корпораций. Так же анализируются политическая линия Д. Трампа в нефтегазовой сфере и политика «энергетического доминирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OIL AND GAS SECTOR IN THE FOREIGN POLICY OF THE UNITED STATES AT THE PRESENT STAGE

This article analyzes the Arctic policy and the oil and gas sector of the United States of America. The article analyzes the modern approach to the development of the process of exploration and production of hydrocarbon resources in the Arctic region of the United States and the consequences that may arise in the event of the arrival of transnational corporations in Alaska. Donald Trump's political line in the oil and gas sector and the policy of “energy domination” are also analyzed.

Текст научной работы на тему «НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Нефтегазовый сектор во внешней политике Соединенных штатов на современном

этапе

The oil and gas sector in the foreign policy of the United States at the present stage

Спирихин Максим Александрович

Студент 4 курса

Факультет Высшая школа энергетики нефти и газа Северный (Арктический) Федеральный университет имени М. В. Ломоносова Воскресенская улица, дом 55, город Архангельск, Архангельская область, Россия

e-mail: maksim.spirikhin@gmail.com

Spirikhin Maksim Alexandrovich

Student 4 term

Faculty of Graduate School of Oil and Gas Energy Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov Voskresenskaya street, house 55, Arkhangelsk city, Arkhangelsk region, Russian Federation

e-mail: maksim.spirikhin@gmail.com

Аннотация.

В данной статье анализируется арктическая политика и нефтегазовый сектор Соединенных Штатов Америки. В статье анализируется современный подход к развитию процесса разведки и добычи углеводородных ресурсов на территории Арктического региона США и последствия, которые могут возникнуть в случае прихода на Аляску транснациональных корпораций. Так же анализируются политическая линия Д. Трампа в нефтегазовой сфере и политика «энергетического доминирования».

Annotation.

This article analyzes the Arctic policy and the oil and gas sector of the United States of America. The article analyzes the modern approach to the development of the process of exploration and production of hydrocarbon resources in the Arctic region of the United States and the consequences that may arise in the event of the arrival of transnational corporations in Alaska. Donald Trump's political line in the oil and gas sector and the policy of "energy domination" are also analyzed.

Ключевые слова: Арктика, нефть, газ, добыча нефти и газа, США, энергетическая политика.

Key words: Arctic, oil, gas, oil and gas production, USA, energy policy.

В настоящее время арктическими считаются 8 государств: Россия, США, Канада, Дания (Гренландия), Финляндия, Норвегия, Швеция, а также Исландия. Что касается добычи углеводородных ресурсов, то страны подразделяются на типы по доле нефтегазового сектора и добычи полезных ископаемых в составе их ВВП. Первый тип составляют страны, доля добычи нефти и газа в которых составляет от четверти ВВП и выше, то есть являются существенной статьей в их бюджете. Примерами могут служить Россия, Канада, США и Норвегия, на чьих Арктических территориях ведется активная разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений. В остальных Арктических государствах добыча углеводородных ресурсов занимает менее 10% ВВП, а значит играет гораздо менее важную роль в формировании государственного бюджета. [4]

Однако в данной статье речь пойдет о США, а также роли нефтегазового сектора данного арктического североамериканского государства в его внешнеполитической линии. Также будут рассмотрены различные подходы к международным отношениям на современном этапе развития государственной власти. Но прежде, чем оценить актуальную ситуацию, нужно проанализировать нормативно-правовую базу, которая отражает приоритетные цели и поставленные задачи США в принадлежащей им Арктической зоне.

Что касается энергетической политики Соединенных штатов, а именно разработки и эксплуатации месторождений на Арктических территориях государства, ключевые позиции, задачи и планы дальнейшего развития обозначены в выпущенном Департаментом торговли, общественного и экономического развития штата

Аляски. Нормативно-правовой акт получил название «Северные возможности: стратегия экономического развития Аляски 2017-2022» [8]. В данной стратегии поставлены задачи по улучшению бизнес-климата на данной территории, что поможет привлечь туда большее количество предпринимателей, а, значит, и инвестиционные потоки. Также при открытии новых предприятий будут создаваться рабочие места для местного населения, что поможет улучшить благосостояние региона в целом за счет повышения среднего дохода населения. Данные инновационные инициативы также подразумевают под собой и постепенное улучшение инфраструктуры Аляски и увеличения экономического потенциала субъекта в контексте сотрудничества в международных организациях, таких, как Арктический совет. [4]

Ключевым ходом в улучшении условий для ведения бизнеса на Аляске будет служить укрепление уже существующей добычи ресурсов, среди которых как раз и находятся нефть, природный газ, а также уголь и различные минералы. В стратегии развития Аляски утверждается, что создание стабильного налогового режима и внедрение концепции «ответственной разведки и эксплуатации» месторождений с упором на сохранение экологичности производства без вреда для биоразнообразия и экосистем Арктических территорий создаст благоприятный имидж Аляски, что в свою очередь привлечет туда более обширные инвестиционные потоки.

Активное использование Северо-западного прохода и более четкое картографирование территории поможет выявить области с высоким ресурсным потенциалом и определить приоритеты в разведке, разработке и дальнейшей эксплуатации нефтегазовых месторождений.

Приход к власти Дональда Трампа в 2017 году внес значительные изменения в нефтегазовую сферу. В частности, изменения коснулись экологического аспекта разработки нефтяных месторождений на шельфе. В отличие от демократической партии, представителем которой был Б. Обама, республиканцы менее склонны к защите окружающей среды и соблюдению равновесия в экосистеме, а также сохранению биоразнообразия. Потому первостепенной, задачей в опубликованном на сайте Белого дома энергетическом плане на ближайшие четыре года под названием «Америка прежде всего» были поставлены задачи, во-первых, устранить все сдерживающие увеличение темпов добычи ресурсов соглашения по экологии, принятые предыдущей администрацией, например, «План действия по климату и водное регулирование США». Данная программа вводила существенные ограничения территорий, где может вестись разведка и добыча углеводородных ресурсов.

[9]

В качестве следующего нововведения были пересмотрены ограничения добычи и разработки на законсервированных нефтяных месторождениях на Аляске: в Национальном заповеднике дикой природы и Национальном энергетическом резерве. Также был существенно упрощен процесс получения компаниями лицензий на разработку и поиск новых месторождений на шельфе.

В 2017 году Сенат США принял резолюцию, в которой было отмечено увеличение денежных поступлений в бюджет государства за счет разработки месторождений на резервных и заповедных территориях. Такое решение, скорее всего, было пролоббировано так называемой "большой тройкой" нефтегазовых компаний, ведущих свою деятельность на территории Аляски: Conoco Philips, British Petroleum, Exxon Mobil. Данные компании монополизировали все процессы на Северном склоне, связанные с нефтегазовой деятельностью. Данный процесс можно разделить на несколько этапов.

Первый из них в терминологии называется "upstream" и включает в себя поиск потенциальных мест залегания углеводородов, бурение тестовой, а также непосредственно эксплуатационной скважины, подготовка месторождения к работе и все сопутствующие действия по добыче нефти и газа.[2]

На втором этапе нефтепродукты транспортируются по специальным трубопроводам и наливаются на морских терминалах. Перед наливом нефти производится ее прием специалистами.

Стоит отметить, что в этот этап так же входит добыча и транспортировка сланцевого газа, который был так же объявлен одним из приоритетных ресурсов, добыча которого станет ключом к энергетической безопасности США. [9]

Третья стадия сопряжена с дистрибуцией и дальнейшей реализацией нефтяных продуктов в конечном виде их переработки.

Такая монополия трех корпораций не оставляет ни единого шанса конкурентам в данной отрасли хоть как-то попасть на местный рынок, а значит дает возможность "большой тройке" влиять на политику штата и на федеральную политику в области освоения углеводородных ресурсов в Арктическом регионе. Данные компании позитивно восприняли так называемую доктрину энергетического доминирования, которая была озвучена Д. Трампом в 2017 году. [7]

В историческом контексте президенты США всегда пропагандировали идею "энергетической независимости", что влияло на их ходы на международной арене. Данная доктрина означала, что вне зависимости от геополитической ситуации в мире Соединенные штаты всегда будут готовы обеспечить себя энергоносителями даже в случае прекращения иностранного экспорта. Потому энергетическая политика новой администрации должна идти под девизом устранения монополии ОПЕК и независимости от соглашений данной межправительственной организации.[9]

Трамп же заявил, что США должны стать нетто-экспортером энергетических ресурсов и тем самым обеспечить себе стабильный экономический рост. По мнению президента Соединенных штатов, государство должно использовать, в том числе и сжиженный природный газ в качестве "разменной монеты" на международной арене. Это обеспечит энергетическую безопасность союзников государства по Североатлантическому альянсу. [3] Такой подход способен обеспечить большое количество новых рабочих мест и создать настоящую "энергетическую безопасность".

Мнение президента разделяет и министр энергетики США Рик Перри, который уверен в том, что энергетическое доминирование Соединенных штатов обеспечит безопасность и независимость от геополитических потрясений в странах, которые используют энергетические ресурсы в качестве оружия на международной экономической арене. [9]

Однако данная доктрина требует серьезных изменений в уже действующем законодательстве, в частности, снятий ограничений на разработку месторождений и добычу углеводородных ресурсов на побережье Аляски. Трамп стремится путем данных преобразований ускорить добычу нефти, газа и угля, сделав разработку данной инициативы одной из ключевых целей своего президентства.

Убирая запрет на добычу ресурсов в Арктическом регионе в июле 2017 года, администрация Трампа стремится диверсифицировать присутствие транснациональных корпораций на данной территории. В июле 2017 года Бюро менеджмента, энергетики и океана при Департаменте внутренних дел США было выдано разрешение на разведывательные работы и бурение на побережье Аляска в акватории моря Бофорта итальянской нефтедобывающей компании Eni. А в ноябре того же года Eni получили лицензию на проведение работ по бурению на территории национального заповедника на побережье моря Бофорта. А после одобрения плана по разработке и эксплуатации месторождения в конце декабря 2017 года компания перешла к бурению первой новой скважины.

Также, по некоторым сведениям, велись торги с несколькими Китайскими транснациональными корпорациями на предоставление территории Национального энергетического резерва на территории непосредственно самого штата и в федеральных водах для производства разведывательного бурения и дальнейшего создания нефтяных месторождений. [1]

Ситуация приобрела неожиданный поворот, когда 29 марта 2019 года Федеральный судья штата Аляска Ш. Глисон вынесла вердикт, фактически приостановивший план Д. Трампа по выдаче лицензий на разведку и добычу нефти, газа и угля в Арктических районах, а также на участках Атлантического океана. [5]

По мнению Глисон, попытка Трампа отменить запрет Обамы на добычу нефти и газа на континентальном шельфе идет в разрез действующему законодательству, а именно Закону о внешнем континентальном шельфе. Согласно данному закону только Конгресс имеет право добавлять районы в программу лицензирования на работу по добыче углеводородов. Президент же имеет право только исключать районы из перечня мест, где ведется разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений.

Таким образом судья Окружного суда штата Аляска Шарон Глисон обеспечила целостность политики Барака Обамы. [5] Она заключается в прекращении выдачи лицензий на ведение разведывательных работ по добыче нефти и газа на территории Чукотского моря в Арктике, части моря Бофорта в Арктическом регионе и обширной прибрежной полосе на Востоке Соединенных Штатов Америки.

В заключении стоит сказать, что будет очень трудно спрогнозировать развитие ситуации с разведкой и добычей углеводородных ресурсов в Соединенных Штатах Америки. Определенно, Д. Трамп будет стараться оспорить решение Федерального судьи и инициирует отмену запретов Б. Обамы на ведение работ по разведке и добыче нефти и газа на Арктических территориях Чукотского моря и моря Бофорта, а также на Восточном побережье США. Однако существуют большие сомнения, что Конгресс США поддержит решение Трампа в силу его нестабильного положения внутри государства и наличия большого количества внешнеполитических противников даже в случае проведения слушаний об отмене данного запрета. Однако в случае положительного решения Конгресса энергетическая политика США выйдет на принципиально новый уровень, так как добыча углеводородных ресурсов будет значительно ускорена, а ее масштабы будут, как никогда, высокими. Это так же повлияет и на так называемую доктрину энергетической безопасности, которую пытается продвигать Трамп среди союзных держав по блоку НАТО. Увеличение ресурсной базы организации и создание новой энергетической базы может создать дополнительную напряженность с противоборствующими государствами, например, с Российской Федерацией, чьим национальным интересом так же является разработка ресурсного потенциала Арктических территорий. Данный процесс может поменять геополитическую ситуацию в регионе. Однако не следует ожидать открытой конфронтации, так как конфликт в Арктике, несомненно, приведет к катастрофе мирового масштаба.

Все же не следует забывать, что приход большого количества нефтедобывающих компаний усилит их политическое влияние в штате, а, значит, позволит лоббировать еще более серьезные вопросы в сфере энергетики и экологии. Нельзя сбрасывать со счетов и общественное мнение, а также различные "зеленые" организации, ведущие борьбу против дальнейшей разведки и разработки месторождений на территории национальных парков и охраняемых территорий, а также за сохранения стабильности экосистемы Арктики и сохранения биоразнообразия. Данные процессы могут вызвать серьезные споры в Арктическом совете, где среди постоянных членов находятся такие государства, как Норвегия, пропагандирующая идеи «зеленой дипломатии» и внедряющая новые, более экологичные стандарты добычи нефти и газа.

Данные факторы могут еще сильнее повлиять на и без того нестабильное положение Д. Трампа среди политической элиты, которая может выступить против всех решений, принимаемых президентом.

Список используемой литературы:

1. Larsen J. N., Fondahl G. Arctic Human Development Report: Regional Processes and Global Linkages. Copenhagen: Nordic Council of Ministers. 2014. P. 165. (дата обращения 26.06.2020)

2. Никитина Е. Н. Арктические трансформации: ТНК перед новыми вызовами устойчивого развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 1. С. 65-87. (дата обращения 24.06.2020)

3. Worland J. President Trump Says He Wants 'Energy Dominance'. What Does He Mean? // Time. 30.06.2017. [электронный ресурс] URL: http://time.com/4839884/energy-dominanceenergy-independence-donald-trump (дата обращения 20.06.2020)

4. Казанин А. Г. АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА США И КАНАДЫ И ЕЕ НЕФТЕГАЗОВЫЙ АСПЕКТ // Вопросы управления. 2019. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7arkticheskaya-politika-ssha-i-kanady-i-ee-neftegazovyy-aspekt (дата обращения 23.06.2020)

5. U.S. Judge scraps Trump order opening Arctic, Atlantic Areas to oil leasing // Reuters. 30.03.2019. [электронный ресурс] URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-oiltrump-leases/u-s-judge-scraps-trump-orderopening-arctic-atlantic-areas-to-oil-leasingidUSKCN1RB0FP (дата обращения 23.06.2020)

6. Larsen J. N., Fondahl G. Arctic Human Development Report: Regional Processes and Global Linkages. Copenhagen: Nordic Council of Ministers. 2014. P. 165. (дата обращения 24.06.2020)

7. Cole D. Alaska's Big Three oil companies prefer limited competition. Alaska Dispatch News. September 27, 2016. (дата обращения 21.06.2020)

8. Alaska Department of Commerce, Community, and Economic Development. 2017. Northern Opportunity: Alaska's Economic Development Strategy. Anchorage: Alaska Department of Commerce, Community, and Economic Development. P. 17. [электронный ресурс] URL: https://northernopportunity.com/ wp-

content/uploads/2017/10/FinalStatewide -CEDS.pdf (дата обращения 27.06.2020)

9. Хлопов Олег Новые подходы в энергетической стратегии администрации Д. Трампа и их влияние на внешнюю политику США // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2018. №1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-v-energeticheskoy-strategii-administratsii-d-trampa-i-ih-vliyanie-na-vneshnyuyu-politiku-ssha (дата обращения: 27.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.